Урок русского зыка в 9 классе - "Друзей много, а друг один"- подготовка к ОГЭ.
Оценка 4.9

Урок русского зыка в 9 классе - "Друзей много, а друг один"- подготовка к ОГЭ.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
07.05.2020
Урок русского зыка в 9 классе - "Друзей много, а друг один"- подготовка к ОГЭ.
урок рус.яз. 9 класс- подготовка к ОГЭ.docx

 

Тема урока: «Друзей много, а друг один».

«Работа с текстом по подготовке к ОГЭ»

Тип урока: постановка и решение задач.                                                                                                  

Цель урока:

образовательные: подготовка к выполнению тестовых заданий ОГЭ (типы   подчинительной связи в словосочетании; синтаксис простого и сложного предложения); тренировка навыков лингвистического анализа текста; повторение и  обобщение сведений по  орфографии и пунктуации; развитие умений находить средств художественной выразительности в тексте и определять их роль; формирование навыков правильного написания,  произношения и употребления иностранных слов

развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности,  интереса к предмету на основе языковых впечатлений 

воспитывающие: формирование нравственных  качеств учащихся; воспитание гуманного отношения друг к другу, чувства дружбы и товарищества; привитие культуры речевого общения.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал (текст,тест), видеоролик «Притча о дружбе», аудиозапись-Шопен»Рай», песня о дружбе.

Образовательные ресурсы: - http://www.proshkolu.ru/     http://rus.1september.ru/  http://www.qramota.ru

 

 

 

                                                                                Эпиграф

                                                           В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы;    

                                                                                исключить из жизни дружбу все равно, что лишить   мир солнечного света.

                                                                                                               

 Ход урока

 I.Организационный момент.

 II. Слово учителя.

 III. Знакомство с материалом «к промежуточной аттестации»

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними. Молодцы. Садитесь. Итак, мы с вами продолжаем нашу подготовку к ОГЭ.

Обратите внимание, на ваших партах лежат маленькие листочки, которые вы должны будете заполнить к концу урока. На них 4 фразы,:

(1)сегодня на уроке я повторил;

2)сегодня на уроке я узнал;

 3) мне понравилось на уроке;

4) мне не понравилось на уроке).

 

Итак, выполним  лингвистическую разминку «Укажи тип связи».  (слайд 1)

Работа души,-управление

всегда восхищались-примыкание

делать добро-управление

душевная щедрость-согласование

дорожи дружбой-управление

внимательно относиться-примыкание

понимающий человек-согласование

      Какие же типы связи в словосочетании вам известны? Какие сочетания слов не являются словосочетанием?(грамматическая основа ,однородные члены, служебные части речи)

в) НА ДОСКЕ: Синтаксический разбор предложения: Дружба – необходимость в жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.(Аристотель)

Составьте схему , дайте характеристику предложению

(2 мин.)

[ ], (так как …), (если …).(повест,невоскл,сложноподчиненное предложение с придаточными: причины и условия.)

Как вы понимаете смысл этих слов?

IV. Комплексная работа с текстом в рамках подготовки к выполнению тестовой части ОГЭ.

 1. Слово учителя  Люди всегда восхищались дружбой, ценили её, стремились к ней. Так что же такое настоящая дружба?

Как вы понимаете слово «дружба»? (ответы учащихся).

2. Лексическая работа

Подготовка к выполнению заданий  ОГЭ

А теперь обратимся к толковому словарю.

   Дружба–близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.(запишем)

Подберите антоним к этому слову (вражда), составьте по 1 предложению с каждым словом.

2. Работа  с текстом Виктора Петровича Астафьева Выразительное чтение теста учителем.

Дружба

1) Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле,  и я убеждён, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы - так же неповторимы, как и всё растущее, живущее вокруг нас.2) Следовательно, всё живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба - награда человеку, редкая и драгоценная. 3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах.

4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. 5) Есть ли у меня такие друзья? 6) Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь - любовью. 7) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я рассматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, непорядочность.8) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно он опрокинулся и затонул ...(В.Астафьев)

А теперь выполним задания:

1) В каком предложении содержится основная мысль?

1)1;2)8; 3)2; 4)3.

2. Определите стиль и тип речи текста?

1)научный стиль, описание

2)художественный стиль, рассуждение

3)публицистический стиль, повествование и рассуждение

4)художественный стиль, повествование

3. Укажите значение слова дисгармония (предложение № 8)?

1)несовпадение ,2) разобщение, 3) ссора, 4) разногласие

4. В какую лексическую группу входит слово дисгармония?

1)неологизм, 2) диалектизм,3) иноязычное слово,4) термин  

 

 5.Из предложения №1 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1)Растущие, 2)рассматриваю, 3)сделанную, 4)особенности

6.Из предложения 7 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».

  1.обстоятельствах2)растущие, 3)рассматриваю, 4)стараюсь

7. Из текста выпишите слова, в которых правописание Н/НН определяется правилом:«В суффиксах прилагательных -ОНН/ЕНН - пишется две буквы н».

  1) родственных, драгоценная                    

 2)   бедственных, нагруженных                      

 3)нагруженных, родственных                     

 4)Родственных, бедственных

8. Замените словосочетание из предложения№ 1, построенное на основе подчинительной связи УПРАВЛЕНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание. (Неповторим на земле– земная неповторимость.)

1)земная неповторимость

2)неповторимость земли

3)земля неповторима

4)необычная земля

9.Из текста выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

1)ложь, 2)стыдно,     3)Нечестно, 4)особенности

10. Из предложения  № 4 выпишите грамматическую основу.

    1)выносят бойца  2)рискуя жизнью  3)выносят                                                                         4)Выносят друзья

 Самопроверка (ответы на доске).

Какие средства выразительности использует В.Астафьев? Подготовка к выполнению задания ОГЭ. Заполнить таблицу примерами

 

Примеры

                      Название образных средств

повтор

сравнение:

ряды однородных членов

метафора

риторический вопрос

 

каждую…каждую(7);

как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль (8);

 

 

 (1,2,3,6,7,8);

 

дружба- награда человеку (2);

 

Есть ли у меня такие друзья?(5)

 

 

                                                                                                                    

V. Итог урока:

     Сегодня на уроке мы с вами повторяли изученные ранее сведения по русскому языку, готовились к выполнению тестовой части ОГЭ.

     Какие важные разделы курса русского языка мы вспомнили? (ответы учащихся)(орфография, пунктуация, синтаксис)

     Какое задание вызвало у вас особые затруднения?

     Какая еще тема была поднята на сегодняшнем уроке? Что вы открыли для себя?(дружба)

Просмотр видеоролика «Притча о друбе».

VI.Рефлексия.

1.Сегодня на уроке я повторил….

2. Сегодня на уроке я узнал….

3.Мне понравилось на уроке….

4. Мне  не понравилось на уроке………

VII. Домашнее  задание: написать сочинение-рассуждение (не менее 70 слов) «Есть ли у меня настоящие друзья?»  Спасибо за урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дружба

1) Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле,  и я убеждён, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы - так же неповторимы, как и всё растущее, живущее вокруг нас.2) Следовательно, всё живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба - награда человеку, редкая и драгоценная. 3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах.

4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. 5) Есть ли у меня такие друзья? 6) Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь - любовью. 7) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я рассматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, непорядочность.8) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно он опрокинулся и затонул ...(В.Астафьев)

 

1) В каком предложении содержится основная мысль?

1)1;2)8; 3)2; 4)3.

2. Определите стиль и тип речи текста?

1)научный стиль, описание

2)художественный стиль, рассуждение

3)публицистический стиль, повествование и рассуждение

4)художественный стиль, повествование

3. Укажите значение слова дисгармония (предложение № 8)?

1)несовпадение ,2) разобщение, 3) ссора, 4) разногласие

4. В какую лексическую группу входит слово дисгармония?

1)неологизм, 2) диалектизм,3) иноязычное слово,4) термин  

 

 5.Из предложения №1 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1)Растущие, 2)рассматриваю, 3)сделанную, 4)особенности

6.Из предложения 7 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».

  1.обстоятельствах2)Рассматриваю, 3)растущее, 4)стараюсь

7. Из текста выпишите слова, в котором правописание Н/НН определяется правилом:«В суффиксах прилагательных -ОНН/ЕНН - пишется две буквы н».

  1) родственных, драгоценная                    

 2)   бедственных, нагруженных                      

 3)нагруженных, родственных                     

 4)Родственных, бедственных

8. Замените словосочетание из предложения№ 1, построенное на основе подчинительной связи УПРАВЛЕНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание. (Неповторим на земле– земная неповторимость.)

1)земная неповторимость

2)неповторимость земли

3)земля неповторима

4)необычная земля

9.Из текста выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

1)ложь, 2)стыдно,     3)Нечестно, 4)особенности

10. Из предложения  № 4 выпишите грамматическую основу.

    1)выносят бойца  2)рискуя жизнью  3)выносят            4)выносят друзья

2.Какие средства выразительности использует В.Астафьев? Подготовка к выполнению задания ОГЭ.

Название образных средств

повтор

сравнение:

ряды однородных членов

метафора

риторический вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сегодня на уроке я повторил….

2. Сегодня на уроке я узнал….

3.Мне понравилось на уроке….

4. Мне  не понравилось на уроке………

 

 

1.Сегодня на уроке я повторил….

2. Сегодня на уроке я узнал….

3.Мне понравилось на уроке….

4. Мне  не понравилось на уроке………

                                     

Рефлексия.

1.Сегодня на уроке я повторил….

2. Сегодня на уроке я узнал….

3.Мне понравилось на уроке….

4. Мне  не понравилось на уроке………

                                     

Рефлексия.

1.Сегодня на уроке я повторил….

2. Сегодня на уроке я узнал….

3.Мне понравилось на уроке….

4. Мне  не понравилось на уроке………

                                      

Рефлексия.

1.Сегодня на уроке я повторил….

2. Сегодня на уроке я узнал….

3.Мне понравилось на уроке….

4. Мне  не понравилось на уроке………

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.

1.Сегодня на уроке я повторил….

2. Сегодня на уроке я узнал….

3.Мне понравилось на уроке….

4. Мне  не понравилось на уроке………

                                     

Рефлексия.

1.Сегодня на уроке я повторил….

2. Сегодня на уроке я узнал….

3.Мне понравилось на уроке….

4. Мне  не понравилось на уроке………

                                     

 

                                     


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: « Друзей много, а друг один»

Тема урока: « Друзей много, а друг один»

Как вы понимаете смысл этих слов?

Как вы понимаете смысл этих слов?

Родственных, бедственных 8.

Родственных, бедственных 8.

Мне понравилось на уроке…. 4

Мне понравилось на уроке…. 4

Дружба 1) Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, и я убеждён, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного…

Дружба 1) Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, и я убеждён, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного…

Из текста выпишите слово с непроизносимой согласной в корне

Из текста выпишите слово с непроизносимой согласной в корне

Сегодня на уроке я повторил…. 2

Сегодня на уроке я повторил…. 2

Рефлексия. 1.Сегодня на уроке я повторил…

Рефлексия. 1.Сегодня на уроке я повторил…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2020