Уже в древнейших славянских общинах постепенно складывались простейшие формы помощи, защиты и поддержки. Среди них особое место занимала круговая порука – «вервь». Она являлась системой взаимоподдержки общинников, предусматривающей заботу о слабых, менее защищенных, включая немощных стариков, увечных и т.д. К наиболее распространенным проявлением общинно-родовой помощи можно отнести кроме всего и кормление за счет общины убогих и больных сородичей.
Традиционно также продолжала существовать и языческая форма помощи – подаяние, трансформировавшееся в христианский период в
милостыню как форму
благотворения.
В церковном уставе, принятом в 996 г. определялось, что забота о немощных, больных, искалеченных и других нуждающихся вменялась в обязанность духовенству. Кроме «десятины» на нужды монастырей и церквей передавались пожертвования от частных лиц. Причем передавались не только денежные средства, но и земельные владения, дома и другое имущество.
Наиболее распространенными формами такой помощи были бесплатное кормление убогих и немощных, устройство богаделен для искалеченных, открытие лечебниц для больных и нищих.
Помощью нуждающимся тогда занимались не только церковь, но и великие князья. Выделяют два этапа становления княжеской защиты и попечительства. Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси. Он охватывает период времени от Крещения Руси великим князем Владимиром и до второй половины ХIIв. – образования отдельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель. Второй период - со второй половины ХII в. по ХIII в. включительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения.
«повелел он всякому нищему и бедному приходить на княжеский двор и брать все, что надобно, питье и пищу, и из казны денег. Устроил он и такое, сказав, что «немощные и больные не могут добраться до двора моего», и приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, и развозить по городу, спрашивая: «Где больной, нищий или кто не может ходить?» и раздавал им все необходимое»
«прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра… Всего же более убогих не забывайте, но настолько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека
»
«никогда впоследствии, в течение остальной нашей истории на дела благотворения не уделялось такой значительной части общих доходов, как в древнейший период княжеской власти. Этот век, по вниманию общества к делам благотворения и по жертвам для него, должен быть поставлен в тысячелетней жизни государства на первом месте»
По мнению одного из крупнейших дореволюционных исследователей истории призрения в России Е. Максимова
Особое значение для понимания эволюционного процесса призрения немощных и увечных в России имеет характеристика первых законодательных актов, которые закрепляли сложившуюся уже практику помощи. Еще в 996 г. великий князь Владимир издает устав, в котором определился порядок призрения нуждающихся.
В царствование великого князя Московского Ивана III были собраны все прежние грамоты и установления, изданы новые законы, определившие порядок выделения средств на помощь. Сделаны первые попытки классифицировать нищих «по нуждам».
Решительные шаги в рассматриваемом направлении были сделаны при Иване IV Грозном. Еще в начале своего правления он повелел составить новые законы, многие статьи которых были специально посвящены немощным, больным, увечным, нищим. По этим законам жили до времени царя Алексея Михайловича.
Следует отметить, что более целенаправленной становится государственная политика призрения в период правления династии Романовых. Первый царь из рода - Михаил Федорович – учредил Аптекарский приказ, который должен был специально заниматься общественным призрением. До этого подобными делами ведали Патриарший, затем Монастырский приказы. При царе Алексее Михайловиче был создан специальный Приказ строения богаделен (1670 г.).
Одной из форм социальной поддержки раненых воинов являлась своего рода пенсия в натуральном виде – предоставление «прожиточного поместья» или прибавки к уже имеющимся поместьям. В июне 1663 г. по указу царя Алексея Михайловича московским дворянам и боярским детям других городов «жаловались» земельные поместья за тяжкие ранения 50 десятин и за легкие 25 десятин. Нижним чинам: городовым стрельцам и драгунам, солдатам и казакам выделялись земли размером 25 десятин.
Активное преобразование общественного призрения в систему происходит в период правления Петра I. В Указе от 8 июня 1701 г. он повелевал
« в домовых Святейшего патриарха богадельнях нищим быть, больным и престарелым, которые не могут ходить для собирания милостыни, а для десяти человек больных быть в богадельне одному человеку здоровому, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил. А больных в богадельнях велеть лечить, и для того учинить особых лекарей и давать тем лекарям кормовые деньги и покупать лекарства из Патриаршей домовой казны
»
Другим Указом Петра I от 31 января 1712 г. повелевалось
«по всем губерниям учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелым…».
В 1723 г. это требование было подтверждено очередным Указом Сената:
«слепых, дряхлых, увечных и престарелых, которые работать не могут, ни стеречь, а кормятся миром, а чьи они были не помнят, тех отдавать в богадельни».
Особую заботу Петр проявлял о военнослужащих. Еще в 1715 г. было велено отправлять в монастырские богадельни отставших и увечных солдат, не имевших средств на жизнь.
22 марта 1716 г. был принят Указ о призрении воинских чинов «которые к делам не годятся из-за дряхлости или увечья». Решено после рассмотрения их дела выдавать жалование на пропитание «по их смерти». Это же требование подтверждалось в Указе Сената от 29 июля 1719 г., где отмечалось, что те солдаты, которые «за ранами и старостью отставлены и определены для прокормления их в монастырь», должны получать оклады «денежного и хлебного жалования». Указом от 31 января 1724 г. Петр I снова требует «солдат отставных, которые трудиться не могут… расписать по монастырям».
Кроме всего, сведения о ранениях заносились в послужные документы. Раненым воинам выдавались деньги на лечение, проводились бесплатные лекарские осмотры и т.д. Другими словами, увечных и раненых старались «пристроить» так, чтобы они имели источник существования. С этой же целью офицеров, получивших ранения или отставку по старости направляли во внутренние гарнизоны или на гражданскую службу. Военных инвалидов использовали в качестве досмотрщиков таможен, смотрителей госпиталей, надзирателями за исправностью дорог и мостов и т.д.
Примечательно, что в 1720 г. Морской устав был дополнен специальным пунктом о призрении военнослужащих: «Ежели кто изувечен будет в бою или иным случаем во время службы своей, что он к корабельной службе негоден будет, того в гарнизон или статскую службу употребить, повысив чином; а ежели так изувечен будет, что никуда не годен будет, то такого в госпитале кормить до его смерти, а ежели в госпитале быть не хочет, то награжден будет годовым жалованием и дать паспорт. То же разумеется о старых.»
С целью улучшения финансирования лекарств, лечения и питания раненых воинов Сенат своим указом от 5 июля 1714 г. вдвое увеличил венечный сбор в церквях. Следует отметить, что после смерти Петра I повышенное внимание к проблемам общественного призрения сменилось периодом законодательного затишья в этой области.
Однако данный факт еще не означал, что государственная политика в области призрения была свернута. Так, императрица Елизавета Петровна много внимания уделяла помощи немощным. Она требовала строительства богаделен в губерниях, возложив их содержание на Статс-контору. Императрица пресекала стремление помещиков избавиться от забот о «прокормлении» получивших увечье, больных и престарелых крестьян. Большую заботу она проявила об уволенных из армии раненых, увечных и больных военнослужащих.
В целом можно сделать вывод о том, что принятые в рассматриваемый период правительственными структурами меры в социальной сфере свидетельствовали о начале формирования в России государственной системы призрения. Меняется и сама философия помощи. Ее основные положения раскрываются не только в поучениях апостолов и трудах отцов церкви, но и в государственных документах, в которых появляются соответствующие термины, отражающие развитие призрения немощных, увечных, инвалидов.
При Петре Великом возник ряд законов «о дураках». Таковыми признавались граждане, которые «отповеди учинить не могут, не годятся ни в какую науку и службу, недвижимое к пустому приводят, беспутство расточают». Им было запрещено входить в наследство и жениться.
Ряд законов «о дураках»
Петровские нововведения тоже попали на благодатную почву. Показательно свидетельство об «испытании» калужского обывателя Адриана Сорокина калужским священником Александром Воронцовым в 1906 году. Тот запрещал Адриану жениться, и вот на каком основании: «на все мои вопросы давал ответы неудовлетворительные, так например: на вопрос, сколько у него на руках пальцев, он ответил: «много», а сколько именно, сказать не мог и кроме того не мог отличить правой руки от левой и т.д.»
В России во второй половине XVIII – начале XX вв. инвалидами называли старослужащих солдат, получивших увечье. В дореволюционной России слова инвалид приравнивалась к слову ветеран. Это было почётное звание, чаще всего инвалидами становились рекруты, набранные из крепостных крестьян, которые служили 25 лет. Ветераны образовывали инвалидные роты, которые принимали участие в охране государственных и военных объектов, работе госпиталей. Ветераны считались военнослужащими. Рекруты, послужившие 25 лет, могли оставаться на военной службе, а не возвращаться к помещику.
Единичные случаи интеграции, кончено же, встречались. Но это не было интеграцией инвалида в привычном для нас смысле слова. Речь о другом – о том, что человек силой своего характера поднимался над своим недугом. Классический пример – Константин Циолковский. Он был инвалидом – после перенесенной в детстве скарлатины практически полностью потерял слух – и не стеснялся это признавать.
С этого момента интегрированность инвалида – удел избранных. Остальным иной удел – многочисленные дома престарелых и инвалидов, госучреждения тюремного типа.
При Петре Первом ситуация в стране поменялась. Именно он впервые признал обязанность государства по призрению бедных, больных, увечных, сирот и других категорий нуждающихся. К 1718 году только в столице было создано более 90 богаделен, в которых проживало свыше 4500 человек.
Также при Петре во всех губерниях начали создавать госпитали «для самых увечных» и «зело престарелых» людей, а при церквях – для «зазорных младенцев» (незаконнорожденных).
Социальная помощь инвалидам
Работу по социальной поддержке этих категорий населения продолжила и Екатерина II. По ее инициативе был открыт первый в России воспитательный дом для детей. В каждой губернии были созданы специальные государственные органы призрения (Приказы). Они занимались устройством школ, детских домов, больниц, богаделен, смирительных домов, заботились о безработных.
Благодаря деятельности Екатерины развивалась и общественная инициатива по призрению нуждающихся. Во время ее правления появляются благотворительные общества и союзы.
При Екатерине II
Преемники Екатерины Павел I и Александр I тоже поддержали это направление. Большой вклад внесла и супруга Павла I императрица Мария Федоровна. Она на свои деньги открыла училище для глухонемых детей в г. Павловске под Санкт- Петербургом. В дальнейшем под ее покровительством находилось 60 благотворительных обществ. После ее смерти все они были объединены в «Ведомство учреждений императрицы Марии». К концу 19 века в его состав входило уже 1000 учреждений.
После Отечественной войны 1812 г. появились специальные учреждения для пострадавших воинов. Созданный для их координации Комитет занимался выдачей пенсий, пособий, помощью в обеспечении жильем и трудоустройством на гражданские службы.
Для привлечения внимания к проблемам нуждающихся была создана газета «Русский инвалид». Она выходила при поддержке царской семьи, а все доходы от ее издания направлялись на помощь инвалидам Отечественной войны.
В 1887 году средняя стоимость содержания одной инвалидо-семьи составляла 268 р.. На призрении в отделениях Инвалидного дома в 1898г. состояло 318 инвалидо-семей, в том числе 72 одиноких и 246 семейных. Жён инвалидов было 244 человека, их детей – 502 и вдов инвалидов – 18 человек. Всего 1082 человека. В школах обучалось 147 мальчиков и 126 девочек и в технических железнодорожных училищах состояло пансионерами 15 мальчиков из Инвалидного дома.
Первые шаги после формирования РСФСР
Координирующим центром всей этой деятельности стал Наркомат государственного призрения РСФСР, переименованный в апреле 1918 г. в Народный комиссариат социального обеспечения.
Финансирование всех видов социального обеспечения, включая инвалидов стало осуществляться из государственного бюджета.
Инвалиды Первой мировой и Гражданской войн были приравнены в пенсионном обеспечении к инвалидам труда.
Государственным социальным обеспечением пользовались только те крестьяне, которые являлись участниками войны, инвалиды и жертвы террора военного времени.
Довольно остро стоял вопрос о протезировании нуждающихся. Для более эффективного обеспечения инвалидов протезами в октябре 1937 г. было создано Главное управление протезной промышленности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.