Урок семинар
по литературному чтению в 4 классе
Тема: П. П. Бажов «Серебряное копытце»
Подготовила:
Кобзарь Л. В.
Тема. П.П. Бажов «Серебряное копытце» Цель и задачи урока: - познакомить с жизнью и творчеством П. П. Бажова, углубить знания о жанре сказа, обогащать словарный запас, сопоставлять характеры героев, выявлять мотивы их поступков, сделать вывод чему учит это произведение, замечать мотивы народных сказок в авторском тексте; -развивать самостоятельность, умение выражать мысль, высказать согласие (несогласие) с чужой мыслью; сотрудничать в группах; -воспитывать желание следовать высоким нравственным идеалам, прививать любовь к чтению. Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний, умений и навыков. Форма урока: урок-семинар. Методы и приемы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, пересказ, беседа, работа с карточками, блин-опрос, словарная работа. Оборудование: проектор, экран, портрет П.П.Бажова, иллюстрации к сказу «Серебряное копытце», сигнальные карточки. Ход урока 1 .Организационный момент. -Сегодня, ребята, урок литературного чтения пройдет в необычной форме. Мы проведем семинар по произведению Павла Петровича Бажова «Серебряное копытце». (Слайд №1).
|
2.Сообщение целей урока.
-На уроке мы выясним, чем так покорил читателей этот писатель? Узнаем, к какому жанру относится это произведение? Выясним, чему оно учит?
В ходе подготовки к семинару весь класс был разбит на группы. Прошу поприветствовать друг друга: литературоведы, переводчики, журналисты, художники-иллюстраторы, эксперты, аналитики, геологи, искатели народной мудрости.
Итак, первое слово литературоведам.
Мы держим, приятель, с тобою в руках
«Уральские сказы» о дивных горах.
Здесь много случалось историй.
Тут были и радость и горе.
Озера и реки здесь - как зеркала,
Нам песню споет пожилая ветла.
И много расскажет нам басен
Уральский лес чуден, прекрасен.
А горы до неба почти достают.
Красива природа - покой и уют.
И добрые люди здесь сказки хранят,
Которые о волшебстве говорят.
- Перед вами, ребята, волшебная шкатулка. Что такое шкатулка? Для чего она нужна? В старину в шкатулках хранили дорогие для памяти письма, бумаги, драгоценности. Их берегли, ими дорожили. Они составляли семейную ценность. А в нашей шкатулке находятся сказки. С давних пор сказки бережно хранились в людской памяти. Сказки любили. Их любят и сегодня. В народном творчестве сказки самое большое чудо. Сказки - драгоценность. И шкатулкой для них становится память. А в каждой сказке есть волшебники.
Недалеко от Исети
Старый дом и сад густой.
Там шумит веселый ветер
Беспокойною листвой.
Облаков душистых гребни
Проплывают стороной.
В этом доме жил волшебник,
Мудрый сказочник седой.
След копытца серебрится,
Вьется змейкою в ночи.
Огневушкою кружится
Пламя жаркое в печи.
Ящерки мелькнули рядом,
Встал Данила над цветком.
И шкатулкой, полной сказов,
Кажется Бажовский дом.
И будут были жить веками
В чудесном малахите строк,
И не поблекнет, не завянет
Волшебный каменный цветок.
(Выступает группа литературоведов с докладами о жизни писателя. Слайды № 2- 6.)
3. Мотивация учебной деятельности.
- Какие качества ценил Павел Петрович в людях? (Доброту.)
Скажите, что вы чувствуете, слышите,
видите при слове «добро»?
(Работа над омонимами «добро».)
Добро это имущество, вещи. Добро все хорошее на благо других.
4. Актуализация опорных знаний.
-Как вы думаете, какое «добро» важнее для человека? Поможет нам в этом разобраться произведение Павла Петровича Бажова «Серебряное копытце». Я говорю произведение, так как у меня возникла проблема. В одной книге я увидела название сказка «Серебряное копытце», а в другой - сказ «Серебряное копытце». Подберите однокоренные слова к слову «сказ». Так, что же такое сказ? (Слайд №7.)
Сказ - вид литературно-художественного повествования,
опирающийся на народные предания и легенды. Повествование в сказах ведется от лица рассказчика.
Сказка это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики.
- Каким же литературным жанром является произведение Павла Бажова «Серебряное копытце»? Действительно свои произведения Павел Бажов называл сказами, так как в них умело переплетаются элементы вымысла и реальности.
5.Словарная работа.
-При чтении сказа вам встретились старинные слова. И я представляю слово нашим переводчикам. Они познакомят вас с толкованием некоторых слов. (Слайды №8-9.)
-А вот об уральских самоцветах, которые так часто встречаются в сказах Бажова, расскажут наши геологи. (Слайды №10-13.)
6.Закрепление и осмысление знаний. Блиц-опрос.
Слово предоставляется нашим журналистам. Они подготовили вопросы по содержанию текста сказа.
-Назовите главных героев сказа.
-Как Даренка оказалась у Коковани?
-Почему она пошла жить к старику?
-Кого взял старик к себе вместе с Даренкой?
-Какую сказку любила слушать Даренка?
-Почему девочка пошла в лес вместе с Кокованей?
-Сколько раз подходил козел к балагану старика?
-Сколько камней взял Кокованя?
-Как называются камни, которые стали находить люди после Серебряного копытца?
-А Вербицкий Юлий подготовил тесты. (Слайды №14-15.)
Физкультминутка.
По родному краю дружно мы шагаем,
Справа от нас - зимний луг,
Слева находи гея лее.
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок-скок,
Филип крыльями машет. Ух-ух!
Ах,захватывает дух!
Солнце на небе светит нам,
Все мы рады зиме и вам! Выборочное чтение.
-А сейчас, ребята, мы еще раз насладимся языком сказа Бажова. Найдите и прочитайте описание внешнего вида человека. (Животных.) А теперь прочитайте диалог Коковани и Даренки о Серебряном копытце.
-При работе над сказом наши художники нарисовали иллюстрации. Определите, правильно ли расположены иллюстрации? Перескажите отрывки по этим иллюстрациям.
7.Обобщение и систематизация знаний.
Группа экспертов составили список характерных черт главных героев. С помощью сигнальных карточек выберите, какие из них присущи Коковане (елочка), а какие Даренке (снежинка).
Летом промывал(а) пески; носишко пуговкой; шесть лет; добывал(а)
золото; занимается охотой; ласковая, хозяйственная; совершает добрый поступок; смелая, веселая; внимательный, мудрый; любит кошку.(Слайд №16-17.)
-Аналитики выскажут свое мнение о том, чему учит этот сказ. Ответы детей.(Слайд №18.) |
-Этот сказ учит пас быть добрыми, трудолюбивыми, любить и беречь природу, следовать Божьим заповедям.
- Определите главную мысль текста.
-Добрые и трудолюбивые люди всегда вознаграждаются каким-либо чудом.
-А почему же все-таки произошло чудо с Кокованей и Даренкой?
-У Коковани и Даренки не было корыстных побуждений. Серебряное копытне искушает героев богатством, но они не поддаются искушению, не жадничают. Они понимают, что главное в жизни не в драгоценные камни.
-За что герои были награждены?
-Они были награждены за доброту, любовь, за душевность и ласку.
-Искатели народной мудрости потрудились на славу и подобрали к сказу пословицы.
Богатство не синоним счастья.
*Желай себе добра - делай добро другим.
*Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.
*Каких только чудес не бывает на свете.
*В благополучии человек сам себя забывает.
*Черствое сердце не знает благодарности.
I 8. Рефлексия. Подведение итогов.
-Какие выводы, сделанные на уроке, вам пригодятся в жизни?
-А верите ли вы в чудеса? (Слайд №19.)
-Мы тоже можем совершить чудо. Хотите? Мы украсим наш домик драгоценными камнями. У вас на нартах лежат драгоценные камешки, а чтобы они стали волшебными, они должны засверкать добрыми делами. Работать будем в нарах. Напишите, какие добрые дела вы хотели бы сделать и прикрепите их к нашему домику. (Дети выполняют задание учителя.)
-Посмотрите, как засверкал наш домик! Это значит, что мы сами можем творить чудеса, совершая добрые поступки
Я уверена, что добрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть добрее, чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, в котором мы живем.
Добрый волшебник с Урала,
Павел Петрович Бажов,
Чтобы нам грустно не стало,
Сказочный отпер засов.
Только засов отворился,
В сказку открылася дверь.
Запах лесов заструился.
В мир ты волшебный поверь.
Чтоб Огневушка смешная
К кладам открыла нам путь,
Или змея голубая
-Книги прочесть не забудь!
9. Домашнее задание.
Прочитайте сказы Бажова к уроку внеклассного чтения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.