Урок семинар по литературному чтению в 4 классе
Оценка 4.8

Урок семинар по литературному чтению в 4 классе

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
05.12.2020
Урок семинар по литературному чтению в 4 классе
Серебряное копытце.docx

 

 

 

 

 

Урок семинар

по литературному чтению в 4 классе

Тема: П. П. Бажов «Серебряное копытце»

https://im3-tub-ua.yandex.net/i?id=2c8994bb7a78c7432bf331a0a1d99a84&n=33&h=215&w=146

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Кобзарь Л. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема. П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Цель и задачи урока:

- познакомить с жизнью и творчеством П. П. Бажова, углубить знания о жанре сказа, обогащать словарный запас, сопоставлять характеры героев, выявлять мотивы их поступков, сделать вывод чему учит это произведение, замечать мотивы народных сказок в авторском тексте;

 -развивать самостоятельность, умение выражать мысль, высказать согласие (несогласие) с чужой мыслью; сотрудничать в группах; -воспитывать желание следовать высоким нравственным идеалам, прививать любовь к чтению.

Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний, умений и навыков.

Форма урока: урок-семинар.

Методы и приемы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, пересказ, беседа, работа с карточками, блин-опрос, словарная работа.

Оборудование: проектор, экран, портрет П.П.Бажова, иллюстрации к сказу «Серебряное копытце», сигнальные карточки.

Ход урока

1 .Организационный момент.

-Сегодня, ребята, урок литературного чтения пройдет в необычной форме. Мы проведем семинар по произведению Павла Петровича Бажова «Серебряное копытце». (Слайд №1).

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

2.Сообщение целей урока.

-На уроке мы выясним, чем так покорил читателей этот писатель? Узнаем, к какому жанру относится это произведение? Выясним, чему оно учит?

В ходе подготовки к семинару весь класс был разбит на группы. Прошу поприветствовать друг друга: литературоведы, переводчики, журналисты, художники-иллюстраторы, эксперты, аналитики, геологи, искатели народной мудрости.

Итак, первое слово литературоведам.

Мы держим, приятель, с тобою в руках

«Уральские сказы» о дивных горах.

Здесь много случалось историй.

Тут были и радость и горе.

Озера и реки здесь - как зеркала,

Нам песню споет пожилая ветла.

И много расскажет нам басен

Уральский лес чуден, прекрасен.

А горы до неба почти достают.

Красива природа - покой и уют.

И добрые люди здесь сказки хранят,

Которые о волшебстве говорят.

- Перед вами, ребята, волшебная шкатулка. Что такое шкатулка? Для чего она нужна? В старину в шкатулках хранили дорогие для памяти письма, бумаги, драгоценности. Их берегли, ими дорожили. Они составляли семейную ценность. А в нашей шкатулке находятся сказки. С давних пор сказки бережно хранились в людской памяти. Сказки любили. Их любят и сегодня. В народном творчестве сказки самое большое чудо. Сказки - драгоценность. И шкатулкой для них становится память. А в каждой сказке есть волшебники.

Недалеко от Исети

Старый дом и сад густой.

Там шумит веселый ветер

Беспокойною листвой.

Облаков душистых гребни

Проплывают стороной.

В этом доме жил волшебник,

Мудрый сказочник седой.

След копытца серебрится,

Вьется змейкою в ночи.

Огневушкою кружится

Пламя жаркое в печи.

Ящерки мелькнули рядом,

Встал Данила над цветком.

И шкатулкой, полной сказов,

Кажется Бажовский дом.

И будут были жить веками

В чудесном малахите строк,

И не поблекнет, не завянет

 Волшебный каменный цветок.

 (Выступает группа литературоведов с докладами о    жизни писателя. Слайды № 2- 6.)   

 

 

 

 

 

3. Мотивация учебной деятельности.

- Какие качества ценил Павел Петрович в людях? (Доброту.)
Скажите, что вы чувствуете, слышите, видите при слове «добро»?
(Работа над омонимами «добро».)

Добро это имущество, вещи. Добро все хорошее на благо других.

4. Актуализация опорных знаний.

-Как вы думаете, какое «добро» важнее для человека? Поможет нам в этом разобраться произведение Павла Петровича Бажова «Серебряное копытце». Я говорю произведение, так как у меня возникла проблема. В одной книге я увидела название сказка «Серебряное копытце», а в другой - сказ «Серебряное копытце». Подберите однокоренные слова к слову «сказ». Так, что же такое сказ? (Слайд №7.)

Сказ - вид     литературно-художественного повествования,

опирающийся на народные предания и легенды. Повествование в сказах ведется от лица рассказчика.

Сказка это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики.

- Каким же литературным жанром является произведение Павла Бажова «Серебряное копытце»? Действительно свои произведения Павел Бажов называл сказами, так как в них умело переплетаются  элементы вымысла и реальности.

 

 

5.Словарная работа.

-При чтении сказа вам встретились старинные слова. И я представляю слово нашим переводчикам. Они познакомят вас с толкованием некоторых слов. (Слайды №8-9.)

 

 

 

 

 

 

 

 

-А вот об уральских самоцветах, которые так часто встречаются в сказах Бажова, расскажут наши геологи. (Слайды  №10-13.)

 

 

 

 

 

 

6.Закрепление и осмысление знаний. Блиц-опрос.

Слово   предоставляется   нашим   журналистам.   Они   подготовили  вопросы по содержанию текста сказа.

-Назовите главных героев сказа.

-Как Даренка оказалась у Коковани?

-Почему она пошла жить к старику?

-Кого взял старик к себе вместе с Даренкой?

-Какую сказку любила слушать Даренка?

 

 

 

 

-Почему девочка пошла в лес вместе с Кокованей?

-Сколько раз подходил козел к балагану старика?

-Сколько камней взял Кокованя?

-Как   называются   камни,   которые   стали   находить   люди   после Серебряного копытца?

-А Вербицкий Юлий подготовил тесты. (Слайды №14-15.)

 

 

Физкультминутка.

По родному краю дружно мы шагаем,

Справа от нас - зимний луг,

Слева находи гея лее.

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок-скок,

Филип крыльями машет. Ух-ух!

Ах,захватывает дух!

Солнце на небе светит нам,

Все мы рады зиме и вам! Выборочное чтение.

-А сейчас, ребята, мы еще раз насладимся языком сказа Бажова. Найдите    и    прочитайте    описание    внешнего    вида    человека. (Животных.) А теперь прочитайте диалог Коковани и Даренки о Серебряном копытце.

-При работе над сказом наши художники нарисовали иллюстрации. Определите, правильно ли  расположены иллюстрации? Перескажите отрывки по этим иллюстрациям.

7.Обобщение и систематизация знаний.

Группа  экспертов  составили  список  характерных  черт главных  героев. С помощью сигнальных карточек выберите, какие из них присущи Коковане (елочка), а какие Даренке (снежинка).

Летом промывал(а) пески; носишко пуговкой; шесть лет; добывал(а)

золото;   занимается   охотой;   ласковая,   хозяйственная;   совершает  добрый поступок; смелая, веселая; внимательный, мудрый; любит  кошку.(Слайд №16-17.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Аналитики выскажут свое мнение о том, чему учит этот сказ. Ответы детей.(Слайд №18.)


37629118_Bazhov__Serebryannoe_kopuytce

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Этот  сказ  учит   пас  быть добрыми,  трудолюбивыми,  любить  и беречь природу, следовать Божьим заповедям.

- Определите главную мысль текста.

-Добрые  и трудолюбивые люди  всегда вознаграждаются  каким-либо чудом.

-А почему же все-таки произошло чудо с Кокованей и Даренкой?

-У    Коковани    и    Даренки    не    было    корыстных    побуждений. Серебряное   копытне   искушает   героев   богатством,   но   они   не поддаются искушению, не жадничают. Они понимают, что главное в жизни не в драгоценные камни.

-За что герои были награждены?

-Они были награждены за доброту, любовь, за душевность и ласку.

-Искатели народной мудрости потрудились на славу и подобрали к сказу пословицы.

Богатство не синоним счастья.

*Желай себе добра - делай добро другим.

*Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.

*Каких только чудес не бывает на свете.

*В благополучии человек сам себя забывает.

*Черствое сердце не знает благодарности.

 

I 8. Рефлексия. Подведение итогов.

-Какие выводы, сделанные на уроке, вам пригодятся в жизни?

-А верите ли вы в чудеса? (Слайд №19.)

 

-Мы тоже можем совершить чудо. Хотите? Мы украсим наш домик драгоценными камнями. У вас на нартах лежат драгоценные камешки, а чтобы они стали волшебными, они должны засверкать добрыми делами. Работать будем в нарах. Напишите, какие добрые дела вы хотели бы сделать и прикрепите их к нашему домику. (Дети выполняют задание учителя.)

-Посмотрите, как засверкал наш домик! Это значит, что мы сами можем творить чудеса, совершая добрые поступки

Я уверена, что добрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть добрее, чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, в котором мы живем.

Добрый волшебник с Урала,

Павел Петрович Бажов,

Чтобы нам грустно не стало,

Сказочный отпер засов.

Только засов отворился,

В сказку открылася дверь.

 

Запах лесов заструился.

В мир ты волшебный поверь.

Чтоб Огневушка смешная

К кладам открыла нам путь,

Или змея голубая

-Книги прочесть не забудь!

9. Домашнее задание.

Прочитайте сказы Бажова к уроку внеклассного чтения.

 


 

Урок семинар по литературному чтению в 4 классе

Урок семинар по литературному чтению в 4 классе

Тема. П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Тема. П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Сообщение целей урока. - На уроке мы выясним, чем так покорил читателей этот писатель?

Сообщение целей урока. - На уроке мы выясним, чем так покорил читателей этот писатель?

Огневушкою кружится Пламя жаркое в печи

Огневушкою кружится Пламя жаркое в печи

Урок семинар по литературному чтению в 4 классе

Урок семинар по литературному чтению в 4 классе

Мотивация учебной деятельности

Мотивация учебной деятельности

Словарная работа. - При чтении сказа вам встретились старинные слова

Словарная работа. - При чтении сказа вам встретились старинные слова

А вот об уральских самоцветах, которые так часто встречаются в сказах

А вот об уральских самоцветах, которые так часто встречаются в сказах

Закрепление и осмысление знаний

Закрепление и осмысление знаний

Почему девочка пошла в лес вместе с

Почему девочка пошла в лес вместе с

Физкультминутка . По родному краю дружно мы шагаем,

Физкультминутка . По родному краю дружно мы шагаем,

Урок семинар по литературному чтению в 4 классе

Урок семинар по литературному чтению в 4 классе

Аналитики выскажут свое мнение о том, чему учит этот сказ

Аналитики выскажут свое мнение о том, чему учит этот сказ

I 8. Рефлексия. П одведение итогов

I 8. Рефлексия. П одведение итогов

Запах лесов заструился. В мир ты волшебный поверь

Запах лесов заструился. В мир ты волшебный поверь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2020