Урок русского языка во 2 классе по программе «Школа России»
Тема урока |
Слова с удвоенными согласными |
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
Вид урока |
Урок- исследование |
Цель урока |
способствовать формированию умения обозначать на письме долгие согласные звуки буквами, переносить слова с удвоенными согласными. |
Планируемые результаты |
Предметные: слышать и правильно обозначать слова с удвоенными согласными на письме. |
Личностные: проявлять познавательный интерес к наблюдениям за словом, выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
|
Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой деятельности. |
|
Познавательные: выполнять учебные действия, работая с дидактическим материалом, наблюдать за использованием средств языка, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать изученные тайны нашего языка. |
|
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других, с пониманием относиться к затруднениям и ошибкам одноклассников, стремиться к оказанию помощи, соблюдать правила речевого поведения. |
|
Оборудование |
компьютер, презентация, карточки для самостоятельной работы, листы с заданиями в паре, толковый и орфографический словари. |
Форма работы |
Коллективная, в парах, самостоятельная, фронтальная. |
Название технологии для организации урока с позиции системно-деятельностного подхода |
Используемые
|
|
Методы |
Приемы |
|
Системно-деятельностный подход |
· Организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности: o наглядный; o словесный (рассказ, беседа); o практический (упражнения); o проблемный; o исследовательский; o информационно-коммуникативный. · Контроля и самоконтроля: o устный и письменный; o фронтальный и в паре; o текущий. · Самостоятельность ученика: o под руководством учителя; o самостоятельная учебная деятельность.
|
наблюдение над языковыми явлениями (сравнение, выявление).
|
Принципы:
· наглядности;
· воспитывающего обучения;
· учета возрастных особенностей.
ХОД УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||
1. Организационный момент |
Сегодня на уроке русского языка мы ещё раз убедитесь в том как сложен, красив и интересен русский язык.
– Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе. От домашней работы отступите 2 строки и запишите в тетради дату. |
Делают запись в тетради. |
||||||||||
2. Актуализация знаний |
На доске записаны сочетания букв: мм пп лл рр бб дд жж Можно ли сказать, что это слоги?
Запишите
данные соединения себе в тетрадь, соблюдая при этом высоту букв и наклон. На доске записаны слова Россия, корреспондент, рассказ. |
Нет, состоят из двух согласных, а в слоге должен быть гласный. (Записывают соединения в тетрадь)
|
||||||||||
3. Этап выявления места и причины затруднений |
А что общего в этих словах? Составьте предложение с этими словами. Запишите предложение. |
В них тоже по 2 согласных звука. (Корреспондент рассказал о России) |
||||||||||
4. Построение проекта выхода из ситуации |
Попробуйте определить тему урока. Проверим наше предположение по учебнику на стр.117 Какую поставим цель на урок?
Для того, чтобы достигнуть цели, необходимо решать задачи. Давайте поставим перед собой задачи, дополните предложения. (На доске речевые клише: познакомиться с..., учиться отличать..., учиться правильно...) |
Слова с удвоенными согласными
Учиться правильно писать слова с удвоенными согласными
(Формулируют учебные задачи) (Познакомиться со словами с удвоенными согласными) (Учиться отличать слова с удвоенными согласными от других) (Учиться правильно записывать слова и переносить их) |
||||||||||
5. Реализация построенного проекта |
Будем решать наши задачи по порядку. Пришла пора познакомиться со словами с удвоенной согласной. Выполним задание в учебнике (стр. 117, упр.188) (на доске изображения написанных слов)
Запишите в тетрадь эти слова и подчеркните удвоенные согласные. Можно ли сказать, что написание удвоенной согласной в слове - орфограмма? Почему? Сравним наш вывод с сообщением « Мудрой совы». Запишите слова вожжи и перрон в тетрадь и подчеркните в них орфограмму. Как она называется? Скажите, мы решили первую задачу? Как?
Переходим ко 2 задаче (Научиться отличать слова с удвоенными согласными от других слов). Чтобы научиться этому, давайте попробуем проговорить несколько слов (вожжи, касса, орфограмма) Когда произносили слова, что интересного заметили?
Давайте потренируемся в определении удвоенных согласных. Встаньте. Я буду называть слова. Если звук долгий и вы считаете, что в этом слове есть удвоенная согласная, то встаньте на носочки и потяните руки вверх, если нет, то опустите руки вниз. (Анна, коллекция, скамейка, программа, голос, хоккеист) |
Объясняют значения слов Класс – школьный коллектив; перрон - площадка на железнодорожной станции, у которой останавливаются поезда, пассажирская платформа, предназначенная для посадки и высадки пассажиров поездов; ванна – емкость для купания; килограмм – единица измерения массы; вожжи - часть упряжи, состоящая из длинных ремней или веревок и служащая для того, чтобы править лошадью; ссора – конфликт; грипп – заболевание; касса – аппарат для хранения денег; профессия – занятие человека, за которое он получает оплату; тонна – единица измерения массы; доллар – денежная единица; шоссе – широкая городская дорога; аппетит - желание есть. Записывают слова в тетрадь, подчеркивают удвоенные согласные. Да, можно, потому что написание орфограммы нужно проверять или запоминать. Чтение по учебнику на стр.117.
Удвоенная согласная Да, решили. Чтобы познакомиться со словами с удвоенными согласными, мы прочитали стихотворение, в котором встретили незнакомое слово и поработали со словарем.
Произносят слова.
При произношении этих слов, на месте удвоенных согласных слышим долгий звук.
Выполняют физкультминутку
|
||||||||||
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
А сейчас поупражняемся в написании слов с удвоенными согласными. Работать будем в парах. Какие правила нужно соблюдать при работе в парах?
(У каждой пары листок с предложениями) Определите в каких словах, сходных по звучанию, надо писать двойные согласные, а в каких – нет? 1)
Если в доме много (с, сс)ора,
2)
Приятнее найти под ёлкой гри (б, бб),
– Запишите одно предложение по выбору и подчеркните только те буквы, которые надо вставить в слова. Проверка по образцу (на доске). В чём сходство и различие слов сора и ссора? Назовите синоним слова сор. Объясните значение слов сор и ссора. Каким образом мы на слух можем определить написание удвоенных согласных? Всегда ли удвоенные согласные произносим долго?
Как выйти из такой ситуации? Можем ли мы сказать, что решили вторую задачу урока? Почему? Как же отличить слова с удвоенными согласными от остальных?
Переходим к решению 3 задачи (Учиться правильно записывать и переносить слова) Для того, чтобы найти правило переноса слов с удвоенными согласными, поиграем в игру «Собери слова» (на доске слоги, из которых нужно собрать слова)
Игра на льду на коньках с шайбой. Место, где продают билеты. Результат сложения. Он на вокзале есть всегда, К нему приходят поезда. (площадка на железнодорожной станции, у которой останавливаются поезда, пассажирская платформа.) Искусственный водоём, сооружённый для плавания. Дорога, покрытая асфальтом. Попробуйте сформулировать правило переноса слов с удвоенными согласными. (При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят) Запишите слова, которые собрали и разделите их вертикальной чертой для переноса. Проверьте, правильно ли записаны слова. (На доске эталон для проверки) Как переносить слова с удвоенными согласными? |
Вспоминают правила работы в парах. Говори спокойно и ясно; говори только по делу; говори по очереди.
Выполняют задание.
Сор — мусор, ссора — разлад, разногласие
Удвоенные согласные мы произносим долго.
Нет, поэтому не всегда можно определить написание слова. Использовать орфографический словарь. Да, мы узнали как отличить слова с удвоенными согласными от остальных слов. При произнесении: если слышим долгий звук, то следует писать удвоенную согласную, или с помощью орфографического словаря.
Собирают слова и дают им определение.
Пробуют сформулировать правило.
Выполняют задание.
Выполняют проверку.
При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят |
||||||||||
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. |
Задачи выполнили, теперь повторим все. (на доске задание, записаны слова: аппарат, суббота, телеграмма, хоккеист, коллекция, терраса, орфограмма, Анна, пассажир, программа, кроссовки, хоккей). Спишите слова. Подчеркните в них орфограмму. Разделите слова вертикальной чертой для переноса. 1 ряд – 1 строка слов; 2 ряд – 2 строка; 3 ряд – 3 строка) Проверка. |
Выполняют задание. 3 человека у доски. |
||||||||||
Подведение итога урока
|
К
концу подходит наш урок С
какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?
Были ли решены задачи, которые мы поставили в начале урока?
– Как нужно переносить слова с двойными согласными?
|
Удвоенная согласная Правильно писать и переносить слова с удвоенными согласными, познакомились с новыми словами Да, мы познакомились со словами с удвоенными согласными, научились отличать их от остальных слов, узнали правило переноса таких слов Их нельзя проверить, нужно запомнить При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят |
||||||||||
Рефлексия
Домашнее задание |
Оцените свою работу, используя изображение мишени. Нарисуйте кружок: -в центр мишени, если все понял, могу объяснить другим; -рядом с центром, если понял, но у меня ещё есть вопросы; -далеко от центра, если не понял новый материал.
стр. 118, упр.190 |
|
Самоанализ урока « Удвоенные согласные» проведённого во 2 классе
Урок провела: Сафронова Екатерина Сергеевна, учитель начальных классов
Тема урока: « Слова с удвоенными согласными»
Цель урока: способствовать формированию умения обозначать на письме долгие согласные звуки буквами, переносить слова с удвоенными согласными.
Формы работы: работа в парах, самостоятельная работа, фронтальный опрос, коллективная работа.
Планируемые результаты:
Предметные: слышать и правильно обозначать слова с удвоенными согласными на письме. |
Личностные: проявлять познавательный интерес к наблюдениям за словом, выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой деятельности. |
Познавательные: выполнять учебные действия, работая с дидактическим материалом, наблюдать за использованием средств языка, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать изученные тайны нашего языка. |
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других, с пониманием относиться к затруднениям и ошибкам одноклассников, стремиться к оказанию помощи, соблюдать правила речевого поведения. |
Для решения поставленных целей была рационально выбрана структура урока.
1
этап
– Организационный момент - имеет своей целью организовать внимание учащихся,
настроить на серьезную работу. Я считаю, что данный этап играет
очень серьёзную воспитательную роль, так как здесь формируется умение
себя мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться, и именно на
этом этапе закладывается характер взаимоотношений учителя и
класса.
На данном этапе формируются личностные УУД (знание моральных норм, проявление
этических норм поведения).
М/П (УУД) : регулятивные ( самоконтроль подготовки к уроку).
2 этапом урока является введение в тему, постановка цели. Этот этап
я начала с устной работы с применением ИКТ, а именно с записи сочетаний букв с
удвоенными согласными, по которым учащиеся сформулировали тему урока и
определили цели, что развивает интерес к уроку.
На этапе формулирования целей урока основной учебно-воспитательной
задачей являлось самостоятельное формулирование учащимися целей урока.
Осознание учащимися темы, цели и задач урока автоматически повышает активность
учеников на уроке, дает возможность каждому ученику действительно быть
субъектом и организатором учебного процесса, младшим коллегой и
единомышленником учителя.
Для решения поставленной задачи я использовала фронтальную форму
работы.
Всё это стимулировало познавательную мотивацию, развивало речь учащихся;
способствовало организации внимания.
На данном этапе формируются предметные умения: личностные (умение общаться в паре),М/П (УУД): регулятивные (целеполагание, высказывание своего предположения), познавательные (овладевать умением поиска и выделения необходимой информации, уметь сравнивать, объяснять выбор критериев для сравнения, делать предварительный отбор информации, находить ответы на вопросы, коммуникативные (владеть диалогической формой речи).
3 этап– объяснение значения слова удвоенные, самостоятельная работа с текстом, объяснение значений неизвестных слов, произношение и написание слов с удвоенными согласными. На этом этапе урока использую фронтальную проверку в виде обратной связи.Предусматривается работа с толковым словарём.
4 этап – физминутка в виде ритмичных движений, с целью полного расслабления и дружеского отношения к одноклассникам.
На 5 этапе закрепляются аспекты изучаемой темы, повышается степень самостоятельности учащихся. Учащимся гораздо интереснее (хотя и сложнее) самим попробовать переносить строчки на строчку слова с удвоенными согласными. Работа в парах по замене сочетания слов одним словом. Данный вид работы позволяет закрепить учащимся написание слов с удвоенными согласными.
С 3
по 5 этапы идёт формирование предметных умений.
М/П (УУД):Регулятивные (умение отличать верно выполненное задание от неверного,
осуществлять самоконтроль).
Познавательные (умение осуществлять анализ учебного материала).
Коммуникативные (умение слушать и понимать речь других, выражать свои мысли).
6
этап
– рефлексия. На данном этапе дети сами оценивают себя: усвоен ли ими новый
материал.
На этапе рефлексии формируются Личностные УУД: устанавливать связь между целью
деятельности и ее результатом.
М/П ( УУД):Регулятивные (осуществлять самоконтроль, давать оценку самому
себе).
Домашнее
задание
предлагаю карточку.
На протяжении всего урока слежу за правильной речью учащихся, чтобы учащиеся
давали только полные ответы и старались правильно строить свои мысли.
Контроль на уроке осуществлялся через самоконтроль и взаимоконтроль, через
учителя. Знания учащихся были оценены объективно.
Я считаю, что урок достиг своей цели.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.