Информация об авторе
• Мацулевич Юлия Николаевна
• МОУ СОШ №3 города Аткарска Саратовской области
• Учитель русского языка и литературы
• Педагогический стаж – 28лет
Урок смыслового чтения в 6 классе.
Тема: Русский язык — один из развитых языков мира.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные. Научиться определять основную задачу речи текста, устанавливать причинно-следственные связи текста.
Личностные. Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку
Метапредметные(критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Оборудование: портрет М.Шолохова, высказывания известных писателей о русском языке, презентация, карточки для работы в парах; «Кладовая подсказок».
Сценарий урока
Приём «Ассоциация»
1) Озвучивание темы;
2) Ответы на вопросы:
- О чём может пойти речь на уроке?
- Какая ассоциация у вас возникает?
Вопросы
Формулирование учащимися цели и задач урока:
На стадии реализации смысла (или стадии осмысления содержания) знакомим учащихся с новым материалом, которому посвящен урок. Они активно конструируют новую информацию и сами отслеживают этот процесс, устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом. Именно на стадии реализации смысла идет непосредственно работа с текстом – индивидуально, в парах, в малых группах или всем классом.
1.Слушание и чтение текста
Приём «Инсерт».
Предлагается обучающимся текст не только прочитать, но и промаркировать
«V» - я это знал(а);
«+» - я этого не знал(а) (новая информация);
«-» - я думал(а) иначе;
«?» - непонятная или недостаточная информация
Запись на доске
Русский язык — государственный язык России. Он также является и мировым языком наравне с китайским, английским, французским, испанским и арабским языками. По некоторым оценкам, на нашей планете на русском языке говорит около 500 миллионов человек, из них 300 миллионов живет в зарубежных странах.
2.«Мозговой штурм» (работа в парах)
«О красоте, богатстве и выразительности русского языка».
Повелитель многих языков, язык российский не токмо обширностию мест, где он господствует, но и купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе (М. В. Ломоносов).
Истинное богатство языка состоит не во множестве звуков, не во множестве слов, но в числе мыслей, выражаемых оным. Богатый язык есть тот, в котором вы найдёте слова не только для означения главных идей, но и для изъяснения их различий, их оттенков большей или меньшей силы, простоты и сложности (Н. М. Карамзин).
Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чужого примеса, течёт как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! (Г. Р. Державин)
...Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём — отвлечённые мысли, внутренние лирические чувствования, «жизни мышья беготня», крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть (А. И. Герцен).
3.Откорректированная запись на доске и в тетрадях
4.Работа с текстом М.Шолохова «О языке»
4.1.Индивидуальное сообщение учащегося: М.А. Шолохов (1905 – 1984) Крестьянский сын с хутора Кружилиха, станицы Вешенской, рожденный, по его собственному признанию, “из гражданской войны на Дону”.С малых лет Шолохов познал цену добру и злу, повидал голод и лишения, прошагал трудными дорогами Великой Отечественной. “Донские рассказы”, “Судьба человека”, романы: “Тихий Дон”, “Поднятая целина”, “Они сражались за Родину” стали лучшими произведениями 20 века. Шолохова высоко ценили люди талантливые, любящие Россию. Михаил Александрович работал и в качестве корреспондента: печатал очерки, статьи, объединенные в сборники "Слово о Родине". Подводя итог своей писательской работы, Шолохов сказал: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогли людям стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку... Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.
4.2.Внимательно прочитайте текст, обратите внимание на значение слов:
ТЕКСТ
(1)Величайшее богатство народа - его язык! (2)Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.
(3)Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами.(4)Их тысячи, десятки тысяч! (5)Как на крыльях, они перелетают из века в век от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость...
(6)Различны эпохи, породившие пословицы. (7)Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. (8)Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.(М. Шолохов.)
Несметные – огромные по количеству;
Запечатлеть – передать, воплотить в чем-либо;
Чеканных – /перен./ выразительных;
Афоризм – изречение, в краткой форме выражающее мысль;
Предрассудки – ложный взгляд на что-либо.
4.3.РАБОТА в парах:
1-я группа. Проведите лексический анализ текста;
2-я группа. Проведите морфемный анализ;
3-я группа. Проведите морфологический анализ;
4-я группа. Проведите синтаксический анализ.
В работе можете использовать опору:
Работа 1 группы: Лексический анализ текста.
А) Выпишите опорные (ключевые) слова текста, позволяющие судить о его теме.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Б) Найдите слова-синонимы._____________________________________________
______________________________________________________________________
Б) Назовите образные средства языка:
Эпитеты -______________________________________________________________
Метафоры -____________________________________________________________
Олицетворения - ________________________________________________________
Сравнения - ____________________________________________________________
Работа 2 группы: Морфемный анализ текста.
А) Определите значение суффиксов имен существительных.___________________
_______________________________________________________________________
Б) Имеются ли сложные слова?____________________________________________
В) В чем особенность употребления суффикса –айш- у прилагательного величайшее (богатство)? _____________________________________________________________
Г) Выпишите однокоренные слова. __________________________________________
_________________________________________________________________________
Д) В чем сходство употребления глаголов?____________________________________
Работа 3 группы: Морфологический анализ текста.
А) Какие части речи наиболее часто употреблены в данном тексте?
_______________________________________________________________________
Б) О каком типе речи это свидетельствует? (повествование, описание, рассуждение)
_______________________________________________________________________
В) Среди служебных частей речи особенно часто используется _________________
Какое значение это имеет? _________________________________________________
Работа 4 группы: Синтаксический анализ текста.
А) Охарактеризуйте предложения по цели высказывания, интонации, наличию грамматических основ, осложненности.
Сделайте вывод: какие предложения преобладают в тексте и почему.
№1_________________________________________________________________
№2__________________________________________________________________
№3_________________________________________________________________
1-я группа: Лексический анализ текста: лексика.
Опорная лексика: язык – слово – мысль – русский язык – пословицы – афоризмы.
Образные средства языка:
Эпитеты – «меткий русский язык», «в чеканных изречениях», «крылатая мудрость»;метафоры – «язык – богатство», «сгустки разума – народные изречения»; олицетворение – «пословицы перелетают», сравнение – « как на крыльях».
2-я группа: Морфемный анализ
3-я группа: Морфологический анализ:
47 раз – существительное;
14 раз – прилагательное;
10 раз – местоимение;
6 раз – глагол;
14 раз – союз и. (что подчеркивает полноту изображения)
Вывод – тип речи: повествование с элементами описания.
4-я группа: Синтаксический анализ:
Простое предложение употребляется 3раза; простое с однородными членами – 3 раза; сложное – 2 раза.
Вывод: чтобы основная мысль текста была проста и понятна, автор использует в основном простые предложения.
Интерактивный приём «Микрофон»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.