Урок смыслового чтения в 6 классе. Тема: Русский язык — один из развитых языков мира.
Оценка 4.6

Урок смыслового чтения в 6 классе. Тема: Русский язык — один из развитых языков мира.

Оценка 4.6
docx
19.08.2020
Урок смыслового чтения в 6 классе. Тема: Русский язык — один из развитых языков мира.
урок.docx

Информация об авторе

•     Мацулевич Юлия Николаевна

•     МОУ СОШ №3 города Аткарска Саратовской области

•     Учитель русского языка и литературы

•     Педагогический стаж – 28лет

Урок смыслового чтения в 6 классе.

Тема: Русский язык — один из развитых языков мира.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные. Научиться определять основную задачу речи текста, устанавливать причинно-следственные связи текста. 

Личностные. Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку

Метапредметные(критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

  • познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
  • регулятивные:овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
  • коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции

Оборудование: портрет М.Шолохова, высказывания известных писателей о русском языке, презентация, карточки для работы в парах; «Кладовая подсказок».

Сценарий урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний (стадия вызова) . Работа в парах.

Приём «Ассоциация»

1) Озвучивание темы;

2) Ответы на вопросы:

- О чём может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает?

Вопросы

  • Что такое для вас русский язык?
  • Что вы о нём знаете?
  • Русский язык нужен только людям, которые проживают в России? Почему вы так считаете?
  • Как вы думаете, сколько человек в мире общаются на русском языке?
  • Можете ли вы в начале урока доказать, что русский язык — один из развитых языков мира?
  1. Постановка целей и задач урока

Формулирование учащимися цели и задач урока:

  • Итак, какая цель перед нами сегодня стоит?
  1. Работа над темой урока

На стадии реализации смысла (или стадии осмысления содержания) знакомим учащихся с новым материалом, которому посвящен урок. Они активно конструируют новую информацию и сами отслеживают этот процесс, устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом. Именно на стадии реализации смысла идет непосредственно работа с текстом – индивидуально, в парах, в малых группах или всем классом.

1.Слушание и чтение текста

Приём «Инсерт».

Предлагается обучающимся текст не только прочитать, но и промаркировать

«V» - я это знал(а);

«+» - я этого не знал(а) (новая информация);

«-» - я думал(а) иначе;

«?» - непонятная или недостаточная информация

  • Во время слушания текста ответьте на вопросы.

Запись на доске

  • Какие языки наиболее распространены в мире?
  • Сколько приблизительно человек разговаривают на русском языке в мире?
  • Что связывает русский язык и ООН?

Русский язык — государственный язык России. Он также является и мировым языком наравне с китайским, английским, французским, испанским и арабским языками. По некоторым оценкам, на нашей планете на русском языке говорит около 500 миллионов человек, из них 300 миллионов живет в зарубежных странах.

2.«Мозговой штурм» (работа в парах)

  • Прочитайте высказывания известных писателей о языке, выдвиньте гипотезу, почему русский язык называют развитым, богатым и выразительным? 

 

 

 

 «О красоте, богатстве и выразительности русского языка».

Повелитель многих языков, язык российский не токмо обширностию мест, где он господствует, но и купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе (М. В. Ломоносов).

Истинное богатство языка состоит не во множестве звуков, не во множестве слов, но в числе мыслей, выражаемых оным. Богатый язык есть тот, в котором вы найдёте слова не только для означения главных идей, но и для изъяснения их различий, их оттенков большей или меньшей силы, простоты и сложности (Н. М. Карамзин).

Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чужого примеса, течёт как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! (Г. Р. Державин)

...Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём — отвлечённые мысли, внутренние лирические чувствования, «жизни мышья беготня», крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть (А. И. Герцен).

3.Откорректированная запись на доске и в тетрадях

  • Распространённость русского языка.
  • Наличие синонимов, антонимов, омонимов, многозначных слов, архаизмов.
  • Мелодичность языка, основанная на славянских корнях.
  • Отражение мудрости веков.
  • Через богатую лексику охват всех жизненных явлений и эмоций человека.

4.Работа с текстом М.Шолохова «О языке»

4.1.Индивидуальное сообщение учащегося: М.А. Шолохов (1905 – 1984) Крестьянский сын с хутора Кружилиха, станицы Вешенской, рожденный, по его собственному признанию, “из гражданской войны на Дону”.С малых лет Шолохов познал цену добру и злу, повидал голод и лишения, прошагал трудными дорогами Великой Отечественной. “Донские рассказы”, “Судьба человека”, романы: “Тихий Дон”, “Поднятая целина”, “Они сражались за Родину” стали лучшими произведениями 20 века. Шолохова высоко ценили люди талантливые, любящие Россию. Михаил Александрович работал и в качестве корреспондента: печатал очерки, статьи, объединенные в сборники "Слово о Родине". Подводя итог своей писательской работы, Шолохов сказал: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогли людям стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку... Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.

 

 

 

 

4.2.Внимательно прочитайте текст, обратите внимание на значение слов:

ТЕКСТ

(1)Величайшее богатство народа - его язык! (2)Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.

(3)Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами.(4)Их тысячи, десятки тысяч! (5)Как на крыльях, они перелетают из века в век от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость...

(6)Различны эпохи, породившие пословицы. (7)Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. (8)Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.(М. Шолохов.)

Несметные – огромные по количеству;

Запечатлеть – передать, воплотить в чем-либо;

Чеканных – /перен./ выразительных;

Афоризм – изречение, в краткой форме выражающее мысль;

Предрассудки – ложный взгляд на что-либо.

4.3.РАБОТА в парах:

1-я группа. Проведите лексический анализ текста;

2-я группа. Проведите морфемный анализ;

3-я группа. Проведите морфологический анализ;

4-я группа. Проведите синтаксический анализ.

В работе можете использовать опору:

Работа 1 группы: Лексический анализ текста.

А) Выпишите опорные (ключевые) слова текста, позволяющие судить о его теме.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Б) Найдите слова-синонимы._____________________________________________

______________________________________________________________________

Б) Назовите образные средства языка:

Эпитеты -______________________________________________________________

Метафоры -____________________________________________________________

Олицетворения - ________________________________________________________

Сравнения - ____________________________________________________________

Работа 2 группы: Морфемный анализ текста.

А) Определите значение суффиксов имен существительных.___________________

_______________________________________________________________________

Б) Имеются ли сложные слова?____________________________________________

В) В чем особенность употребления суффикса –айш- у прилагательного величайшее (богатство)? _____________________________________________________________

Г) Выпишите однокоренные слова. __________________________________________

_________________________________________________________________________

Д) В чем сходство употребления глаголов?____________________________________

Работа 3 группы: Морфологический анализ текста.

А) Какие части речи наиболее часто употреблены в данном тексте?

_______________________________________________________________________

Б) О каком типе речи это свидетельствует? (повествование, описание, рассуждение)

_______________________________________________________________________

В) Среди служебных частей речи особенно часто используется _________________

Какое значение это имеет? _________________________________________________

Работа 4 группы: Синтаксический анализ текста.

А) Охарактеризуйте предложения по цели высказывания, интонации, наличию грамматических основ, осложненности.

Сделайте вывод: какие предложения преобладают в тексте и почему.

№1_________________________________________________________________

№2__________________________________________________________________

№3_________________________________________________________________

  1. Проверка работ групп

1-я группа: Лексический анализ текста: лексика.

Опорная лексика: язык – слово – мысль – русский язык – пословицы – афоризмы.

Образные средства языка:

Эпитеты – «меткий русский язык», «в чеканных изречениях», «крылатая мудрость»;метафоры – «язык – богатство», «сгустки разума – народные изречения»; олицетворение – «пословицы перелетают», сравнение – « как на крыльях».

2-я группа: Морфемный анализ

  • Богатство, радость, уродство, мудрость, честность, страдания;
  • трудолюбие;
  • величайшее;
  • глаголы с приставками.

3-я группа: Морфологический анализ:

47 раз – существительное;

14 раз – прилагательное;

10 раз – местоимение;

6 раз – глагол;

14 раз – союз и. (что подчеркивает полноту изображения)

Вывод – тип речи: повествование с элементами описания.

4-я группа: Синтаксический анализ:

Простое предложение употребляется 3раза; простое с однородными членами – 3 раза; сложное – 2 раза.

Вывод: чтобы основная мысль текста была проста и понятна, автор использует в основном простые предложения.

  1. Закрепление. Выполните тест.

 

 

 

 

 

  1.  Рефлексия

Интерактивный приём «Микрофон»

  • С учётом того, что вы сегодня узнали на уроке, докажите, что русский язык — один из развитых языков мира.
  1.  Задание на самоподготовку (разноуровневое)
  1. Подготовить устный рассказ о русском языке, используя цитаты из текста.

2.      Списать слова И. С. Тургенева. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Объяснить, почему нужно беречь русский язык (2—3 предложения).

  1. Опираясь на текст М.Шолохова, напишите размышление: "Какие чувства вызывает у вас данный текст?"

 

 


 

Информация об авторе •

Информация об авторе •

Что вы о нём знаете? Русский язык нужен только людям, которые проживают в

Что вы о нём знаете? Русский язык нужен только людям, которые проживают в

Прочитайте высказывания известных писателей о языке, выдвиньте гипотезу, почему русский язык называют развитым, богатым и выразительным? «О красоте, богатстве и выразительности русского языка»

Прочитайте высказывания известных писателей о языке, выдвиньте гипотезу, почему русский язык называют развитым, богатым и выразительным? «О красоте, богатстве и выразительности русского языка»

Внимательно прочитайте текст, обратите внимание на значение слов :

Внимательно прочитайте текст, обратите внимание на значение слов :

Б) Найдите слова-синонимы._____________________________________________ ______________________________________________________________________

Б) Найдите слова-синонимы._____________________________________________ ______________________________________________________________________

Сделайте вывод: какие предложения преобладают в тексте и почему

Сделайте вывод: какие предложения преобладают в тексте и почему

Рефлексия Интерактивный приём «Микрофон»

Рефлексия Интерактивный приём «Микрофон»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.08.2020