Урок Союз как часть речи 7 класс
Оценка 4.8

Урок Союз как часть речи 7 класс

Оценка 4.8
doc
18.03.2024
Урок Союз как часть речи 7 класс
МОЙ урок СОЮЗ как часть речи.doc

Схема конспекта урока

Учитель Андреева И.Б.

Предмет                                      русский  язык                                   класс 7

Автор УМК Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова

Тема урока    Союз как часть речи

Тип урока Урок открытия нового знания

Планируемый результат

Предметные умения

- повторить изученный материал о предлогах

- знать морфологическую характеристику союза как служебной части речи;

- уметь определять роль союза, создавать предложения с союзами, находить их в тексте.

 

Универсальные учебные действия (УУД)

личностные

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности, умений оценивать чужой труд

регулятивные

Проектировать маршрут преодоления трудностей в обучении через включение в новые виды деятельности

познавательные

Анализировать и извлекать информацию, уметь воспринимать текст художественного стиля

коммуникативные

 

Эффективное взаимодействие с учителем и сверстниками в процессе учебной деятельности

Основные понятия

Определение союза как служебной части речи

Организация пространства

Межпредметные связи

 

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная

Ресурсы

Сайт для создания заданий»Лёрнинг.апсс»

Интернет - ресурсы

Учебник для 7 класса «Русский язык» авторы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание этапа

Техно-

логии

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение учащихся в предметно-практическую деятельность, создание положительного эмоционального настроя.

 

 

  Обеспечивает нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке. Приветственное слово учителя, проверка готовности учащихся к уроку.

- Ребята повернитесь друг к другу парами и поприветствуем друг друга.

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

Желаю (соприкасаются большими пальцами);

Успеха (указательными);

Большого (средними);

Во всем (безымянными);

И везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).

 

- У нас хорошее настроение, надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Откройте тетради, запишите число 14 марта, классная работа.

 

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку.

 

 

Желают друг другу успеха

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы:

словесный

 

 

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

 

 

1.Организует работу по повторению, подводит итог беседы.

- Ребята, - какие разделы о языке вы знаете? Что они изучают?

- какой раздел науки о языке мы изучаем в настоящее время? (морфология) - что изучает морфология?

- на какие группы можно разделить части речи?

- в чем отличие служебных частей речи от самостоятельных?

- что такое предлог? на какие группы можно разделить предлоги

 

 

После проверки теста!!!Ученик у доски объясняет орфограммы записанных словосочетаний!!!

Ребята, как вы думаете, какой общей темой можно объединить словосочетания, записанные на доске? (Семья). Нет в жизни любого человека ничего важнее, ближе и дороже семьи, родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. А что такое семья? (Ответы учеников).

 

Семья – это крепкий союз.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Создаётся проблемная ситуация. Подвожу к определению темы урока, целей и задач.

- О какой же части речи мы будем говорить сегодня? Чтобы на уроке у нас было весело, интересно, я вам приготовила  загадку к нашему уроку. Отгадав её, вы поймёте, о чем пойдет речь на уроке.

Задача наша – соединять

В надёжные, крепкие узы.

Знать нас, ребята, должны вы на «пять»!

Нас называют - ….. (союзы).

- О чем мы будем говорить?

- Что нам необходимо выяснить?

Запишем тему «Союз как часть речи»

 

- Каковы будут наши цели и задачи? Что мы должны выяснить? - узнать о  роли союза как служебной части речи,

 

Задачи? уметь находить союз, определять его роль в предложении, конструировать предложения, составлять схемы.

 

 

1 ученик работает у доски: записывает словосочетания с предлогами, объясняет их правописание:

(В) течени… семейного ужина (В)следстви… (не)большой размолвки с братом

 (Не)смотря на разные взгляды

Поговорить на(счёт) подарка для бабушки.

Остальные ученики выполняют тест с самопроверкой (слайды презентации)

1)Части речи изучает:

А. Фонетика Б. Синтаксис В. Морфология

2) К самостоятельным частям речи не относится:

А. Наречие Б. Предлог В. Глагол

3) По происхождению выделяются предлоги:

А. Производящие Б. Составные В. Производные и непроизводные

4) По составу выделяются предлоги:

А. Сложные Б. Простые В. Простые и составные

5) Предлоги:

А. Склоняются Б. Не изменяются  В. Спрягаются

САМОПРОВЕРКА ! 

 

 

 

 

 

Учащиеся отгадывают - союз

 

 

Осмысливают цель урока

- Какая это  часть речи?

- Какими обладает признаками

Дети перечисляют задачи:

-Узнать о роли союза как служебной части речи

- Научиться находить союзы в предложении

- отличать союзы от других частей речи

Методы: словесный, наглядный

Форма организации:  фронтальная, индивидуальная.

 

 

3. Этап открытия новых знаний. Выявление места и причины затруднения.

Цель: организовать анализ возникшей ситуации, выявить места и причины затруднения.

 

 

1.А что, интересно, означает слово союз? На этот вопрос вы ответите сами. На партах у вас лежат выдержки из словарных статей, в которых даётся определение союзу. Ваша задача, прочитать данные статьи и выделить главное о союзе, можете отмечать в разадаточном материале.

Этимологический: слово СОЮЗ пришло из старославянского языка. Оно образовано с помощью приставки СЪ (СО, которая обозначает СОЕДИНЕНИЕ, СБЛИЖЕНИЕ, СВЯЗЬ.

Словарь Даля: союз - это взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка,

Словарь Ожегова: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».

Сейчас я вас попрошу сделать вывод на основе словарных статей.

Ответ: Союз – служебная часть речи, соединяет между собой слова и предложения.

Сверьтесь с учебником. Проверьте, правильно ли мы рассудили

Ребята, давайте прочитаем в учебнике правило и проверим, так ли мы с вами определили? Работа с учебником: чтение правила  на стр.146.Что нового вы узнали о союзе?(простые, составные, сочинительные, подчинительные)

- Об этом мы будем говорить на следующих уроках.

1.Ученики синтезируют материал

 

 

 

 

 

 

Дети читают, делают вывод, что такое союз

Наблюдают над текстами статей,

делают выводы о роли союзов:

- соединяют однородные члены

- соединяют  части сложного предложения,

-связывают предложения в тексте.

Значит, это служебная часть речи

- Неизменяемая!

 

 

(союзы бывают простые и составные, сочинительные и подчинительные)

Методы:  беседа, частично-поисковый работа с текстом.

Форма организации работы: групповая, индивидуальная

 

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: построение учащимися нового способа действия и формирование умений его применять при решении задания, вызвавшего затруднение

 

- 1. В трудной ситуации со мной рядом всегда мама и папа. (на доске)

[ Ɵ и Ɵ]. (Это простое предложение, осложненное однородными членами, соединенными союзом и.)

2. Я всегда могу обратиться за советом к родителям, и они смогут дать толковые рекомендации. (на доске)

[ = - ], и [ - = ]. (Это сложное предложение, в котором простые предложения связаны союзом И)

Вывод: союз И соединяет однородные члены; союз И соединяет части сложного предложения!!!

3. Проанализируйте предложения. Являются ли эти предложения текстом? Почему вы так решили? С какой целью А.С.Пушкин употребил союз а? (Союз соединяет предложения в единый текст).  (слайд):

«Как Таня выросла! Давно ль
Я, кажется, тебя крестила?
А я так на руки брала!
А я так за уши драла.
А я так пряником кормила!»

Заполняют схему. Один ученик на доске (Самоконтроль по учебнику).

- Союз- служебная часть речи,

 

соединяет однородные члены

 

 соединяет простые предложения в составе сложного;

 

 

 

соединяет предложения в тексте;

Методы: беседа, работа со схемой Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная

 

 

 

5. Физкультминут-ка

 

 

- Физкультминутка. Попрошу всех встать, три раза присесть, три раза потянуться вверх, положить руки на пояс и выполнить наклоны влево-вправо при таких условиях: я произношу предложение, если вы согласны с данным утверждением – наклон влево, если не согласны – наклон вправо).

            - Фонетика изучает написание букв.

            - Дополнение – отвечает на падежные вопросы.

            - Союз – служебная часть речи.

            - Краткое прилагательное всегда бывает определением.

            - Наречие отвечает на вопрос «как»?

            - Составное имя числительное состоит из нескольких слов.

            - Предлоги соединяют однородные члены предложения.

Шеей крутим осторожно

Шеей крутим осторожно -

Голова кружиться может.

Влево смотрим - раз, два, три.

Так. И вправо посмотри.

(Вращение головой вправо и влево.)

Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.)

И за парты вновь вернёмся.

 (Дети садятся за парты.)

 

Цель для учителя: снять мышечное напряжение и напряжение с глаз, активизировать работу учащихся.

5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель: усвоение учащимися нового способа действия

 

 

РЕЗЕРВ

2.«Лингвистический эксперимент» Моя семья( На листах)

Организует работу учащихся по алгоритму:1 прочитайте текст, выделите грамматические основы, найдите  союзы 2. сделайте вывод по наблюдениям

- Что связывают союзы в предложениях текста?

-Давайте обобщим то, что мы узнали о союзе.

 

 

 

Творческая работа по конструированию предложений.

- Составьте предложения по данному началу так, чтобы в первом случае союз И соединял простые предложения в составе сложного, а во втором – однородные члены предложения. Обратите внимание на постановку запятой, разделяющей простые предложения в составе сложного,  и ее отсутствие между однородными членами, связанными союзом И.

 

Сегодня я сам приготовил ужин, и…

Сегодня я сам приготовил ужин и….

 

Задание: Задание: вставить и объяснить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, найти в тексте союзы, взять их в овал, определить функцию союзов, составить схемы двух последних предложений.

1.Наша семья очень дружная, и мы любим и уважаем друг друга. 2. Если кто(то) нуждает(?)ся в помощи, он всегда может ра..считывать на остальных. 3.Родители заботят(?)ся о нас, а мы стараемся во всём им п..могать. 4.А добрые традиции обер..гают счастье, покой и благополучие в доме. 5. Я хочу, чтобы из нашего дома н..когда не уходило тепло с..мейного очага.

(Проверка по эталону) Читают предложения, выделяют грамматические основы, делают схемы. Самопроверка.

 (Работа с листком самоконтроля).

Методы: аналитическая беседа, упражнения, контроль и самоконтроль

Форма организации урока: индивидуальная

6.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: обучающиеся определяют свои умения и навыки, делают вывод о том, что они уже умеют.

По частоте использования союз занимает 7 место в речи. Их можно встретить как в художественной, так и в научно-популярной литературе. Я предлагаю Вам объединиться в группы и сыграть в лингвистическую игру «Собери пословицу».

 

коли

Семья сильна

цветок без запаха

когда

Вся семья вместе

над ней крыша одна

так и

Не будет добра

душа на месте

а

Семья без детей

стены помогают

что

В гостях хорошо

семьёй живёт

а

В своем доме

в семье вражда

и

Добро по миру не рекой течёт

дома лучше

1.    Семья сильна, когда над ней крыша одна.

2.    Вся семья вместе, так и душа на месте.

3.    Не будет добра, коли в семье вражда.

4.    Семья без детей, что цветок без запаха.

5.    В гостях хорошо, а дома лучше

6.    В своем доме и стены помогают.

7.    Добро по миру не рекой течёт, а семьёй живёт.

Методы: практический  Форма организации урока: парная

Результат: понимание роли союза в тексте.

 

 

7. Этап включения нового знания в систему знаний и повторение.

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

 

РЕЗЕРВ

Предлагается блиц-опрос для проверки уровня знаний и умений  по теме урока «Проверь себя»

 

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Верите ли вы…..»

  1. В русском языке есть самостоятельные и служащие части речи. - нет
  2. Союз- это служебная часть речи – да
  3. Союзы не связывают между собой однородные члены предложения? – нет
  4. Союзы служат для связи простых предложений в составе сложного?(да)
  5. Союзы являются членами предложения? - нет

Оценивание:  отвечают первыми те, кто быстрее справился. Самопроверка.

Выполняют задания. Самопроверка (результаты теста заносятся в лист самооценки). Критерии оценивания на доске.

Форма: индивидуальная

Метод письменного контроля.

8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

 

 

 

 

 

Обращает внимание на цели урока и предлагает оценить уровень своих достижений.

- Ребята, какие цели мы перед собой ставили в начале урока. (Изучить что такое союз как часть речи). Мы справились с этой задачей? Да.

Оцените свою работу, продолжите предложение.

«Продолжи фразу» (СЛАЙД с фразами) и заполните лист самоконтроля

 

Задаёт домашнее задание: 6) Домашнее задание (по выбору)

Я предлагаю вам интересное домашнее задание на выбор.

1. Напишите мини – сочинение на тему «Моя семья» с использованием союзов.

2. Выполнить упр. –337

3. Выучить теорию.

Урок окончен. Спасибо за работу!

Оценивание  обучающихся с комментированием по листу самоконтроля.

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание, ставя перед собой цели по его выполнению

Методы: словесный. Форма организации урока: фронтальная.

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Схема конспекта урока Учитель

Схема конспекта урока Учитель

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

А что, интересно, означает слово союз?

А что, интересно, означает слово союз?

Краткое прилагательное всегда бывает определением

Краткое прилагательное всегда бывает определением

В своем доме в семье вражда и

В своем доме в семье вражда и
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2024