Схема конспекта урока
Учитель Андреева И.Б.
Предмет русский язык класс 7 |
|||
Автор УМК Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова |
|||
Тема урока Союз как часть речи |
|||
Тип урока Урок открытия нового знания |
|||
Планируемый результат |
Предметные умения - повторить изученный материал о предлогах - знать морфологическую характеристику союза как служебной части речи; - уметь определять роль союза, создавать предложения с союзами, находить их в тексте.
|
Универсальные учебные действия (УУД) |
|
личностные |
Формирование навыков организации и анализа своей деятельности, умений оценивать чужой труд |
||
регулятивные |
Проектировать маршрут преодоления трудностей в обучении через включение в новые виды деятельности |
||
познавательные |
Анализировать и извлекать информацию, уметь воспринимать текст художественного стиля |
||
коммуникативные
|
Эффективное взаимодействие с учителем и сверстниками в процессе учебной деятельности |
||
Основные понятия |
Определение союза как служебной части речи |
||
Организация пространства |
Межпредметные связи
|
Формы работы Фронтальная, индивидуальная |
Ресурсы Сайт для создания заданий»Лёрнинг.апсс» Интернет - ресурсы Учебник для 7 класса «Русский язык» авторы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А
|
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Содержание этапа |
Техно- логии |
||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. Цель: включение учащихся в предметно-практическую деятельность, создание положительного эмоционального настроя.
|
Обеспечивает нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке. Приветственное слово учителя, проверка готовности учащихся к уроку. - Ребята повернитесь друг к другу парами и поприветствуем друг друга. Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: Желаю (соприкасаются большими пальцами); Успеха (указательными); Большого (средними); Во всем (безымянными); И везде (мизинцами); Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).
- У нас хорошее настроение, надеюсь на вашу активную работу на уроке. Откройте тетради, запишите число 14 марта, классная работа.
|
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку.
Желают друг другу успеха
|
Методы: словесный
|
|||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
|
1.Организует работу по повторению, подводит итог беседы. - Ребята, - какие разделы о языке вы знаете? Что они изучают? - какой раздел науки о языке мы изучаем в настоящее время? (морфология) - что изучает морфология? - на какие группы можно разделить части речи? - в чем отличие служебных частей речи от самостоятельных? - что такое предлог? на какие группы можно разделить предлоги
После проверки теста!!!Ученик у доски объясняет орфограммы записанных словосочетаний!!! Ребята, как вы думаете, какой общей темой можно объединить словосочетания, записанные на доске? (Семья). Нет в жизни любого человека ничего важнее, ближе и дороже семьи, родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. А что такое семья? (Ответы учеников).
Семья – это крепкий союз.
2. Создаётся проблемная ситуация. Подвожу к определению темы урока, целей и задач. - О какой же части речи мы будем говорить сегодня? Чтобы на уроке у нас было весело, интересно, я вам приготовила загадку к нашему уроку. Отгадав её, вы поймёте, о чем пойдет речь на уроке. Задача наша – соединять В надёжные, крепкие узы. Знать нас, ребята, должны вы на «пять»! Нас называют - ….. (союзы). - О чем мы будем говорить? - Что нам необходимо выяснить? Запишем тему «Союз как часть речи»
- Каковы будут наши цели и задачи? Что мы должны выяснить? - узнать о роли союза как служебной части речи,
Задачи? уметь находить союз, определять его роль в предложении, конструировать предложения, составлять схемы.
|
1 ученик работает у доски: записывает словосочетания с предлогами, объясняет их правописание: (В) течени… семейного ужина (В)следстви… (не)большой размолвки с братом (Не)смотря на разные взгляды Поговорить на(счёт) подарка для бабушки. Остальные ученики выполняют тест с самопроверкой (слайды презентации) 1)Части речи изучает: А. Фонетика Б. Синтаксис В. Морфология 2) К самостоятельным частям речи не относится: А. Наречие Б. Предлог В. Глагол 3) По происхождению выделяются предлоги: А. Производящие Б. Составные В. Производные и непроизводные 4) По составу выделяются предлоги: А. Сложные Б. Простые В. Простые и составные 5) Предлоги: А. Склоняются Б. Не изменяются В. Спрягаются САМОПРОВЕРКА !
Учащиеся отгадывают - союз
Осмысливают цель урока - Какая это часть речи? - Какими обладает признаками Дети перечисляют задачи: -Узнать о роли союза как служебной части речи - Научиться находить союзы в предложении - отличать союзы от других частей речи |
Методы: словесный, наглядный Форма организации: фронтальная, индивидуальная.
|
|||||||||||||||||||||
3. Этап открытия новых знаний. Выявление места и причины затруднения. Цель: организовать анализ возникшей ситуации, выявить места и причины затруднения.
|
1.А что, интересно, означает слово союз? На этот вопрос вы ответите сами. На партах у вас лежат выдержки из словарных статей, в которых даётся определение союзу. Ваша задача, прочитать данные статьи и выделить главное о союзе, можете отмечать в разадаточном материале. Этимологический: слово СОЮЗ пришло из старославянского языка. Оно образовано с помощью приставки СЪ (СО, которая обозначает СОЕДИНЕНИЕ, СБЛИЖЕНИЕ, СВЯЗЬ. Словарь Даля: союз - это взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, Словарь Ожегова: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения». Сейчас я вас попрошу сделать вывод на основе словарных статей. Ответ: Союз – служебная часть речи, соединяет между собой слова и предложения. Сверьтесь с учебником. Проверьте, правильно ли мы рассудили Ребята, давайте прочитаем в учебнике правило и проверим, так ли мы с вами определили? Работа с учебником: чтение правила на стр.146.Что нового вы узнали о союзе?(простые, составные, сочинительные, подчинительные) - Об этом мы будем говорить на следующих уроках. |
1.Ученики синтезируют материал
Дети читают, делают вывод, что такое союз Наблюдают над текстами статей, делают выводы о роли союзов: - соединяют однородные члены - соединяют части сложного предложения, -связывают предложения в тексте. Значит, это служебная часть речи - Неизменяемая!
(союзы бывают простые и составные, сочинительные и подчинительные) |
Методы: беседа, частично-поисковый работа с текстом. Форма организации работы: групповая, индивидуальная
|
|||||||||||||||||||||
4.Этап построения проекта выхода из затруднения Цель: построение учащимися нового способа действия и формирование умений его применять при решении задания, вызвавшего затруднение
|
- 1. В трудной ситуации со мной рядом всегда мама и папа. (на доске) [ Ɵ и Ɵ]. (Это простое предложение, осложненное однородными членами, соединенными союзом и.) 2. Я всегда могу обратиться за советом к родителям, и они смогут дать толковые рекомендации. (на доске) [ = - ], и [ - = ]. (Это сложное предложение, в котором простые предложения связаны союзом И) Вывод: союз И соединяет однородные члены; союз И соединяет части сложного предложения!!! 3. Проанализируйте предложения. Являются ли эти предложения текстом? Почему вы так решили? С какой целью А.С.Пушкин употребил союз а? (Союз соединяет предложения в единый текст). (слайд): «Как Таня выросла! Давно ль |
Заполняют схему. Один ученик на доске (Самоконтроль по учебнику). - Союз- служебная часть речи,
соединяет однородные члены
соединяет простые предложения в составе сложного;
соединяет предложения в тексте; |
Методы: беседа, работа со схемой Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная
|
|||||||||||||||||||||
5. Физкультминут-ка
|
- Физкультминутка. Попрошу всех встать, три раза присесть, три раза потянуться вверх, положить руки на пояс и выполнить наклоны влево-вправо при таких условиях: я произношу предложение, если вы согласны с данным утверждением – наклон влево, если не согласны – наклон вправо). - Фонетика изучает написание букв. - Дополнение – отвечает на падежные вопросы. - Союз – служебная часть речи. - Краткое прилагательное всегда бывает определением. - Наречие отвечает на вопрос «как»? - Составное имя числительное состоит из нескольких слов. - Предлоги соединяют однородные члены предложения. |
Шеей крутим осторожно Шеей крутим осторожно - Голова кружиться может. Влево смотрим - раз, два, три. Так. И вправо посмотри. (Вращение головой вправо и влево.) Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.) И за парты вновь вернёмся. (Дети садятся за парты.)
|
Цель для учителя: снять мышечное напряжение и напряжение с глаз, активизировать работу учащихся. |
|||||||||||||||||||||
5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: усвоение учащимися нового способа действия
РЕЗЕРВ |
2.«Лингвистический эксперимент» Моя семья( На листах) Организует работу учащихся по алгоритму:1 прочитайте текст, выделите грамматические основы, найдите союзы 2. сделайте вывод по наблюдениям - Что связывают союзы в предложениях текста? -Давайте обобщим то, что мы узнали о союзе.
Творческая работа по конструированию предложений. – - Составьте предложения по данному началу так, чтобы в первом случае союз И соединял простые предложения в составе сложного, а во втором – однородные члены предложения. Обратите внимание на постановку запятой, разделяющей простые предложения в составе сложного, и ее отсутствие между однородными членами, связанными союзом И.
Сегодня я сам приготовил ужин, и… Сегодня я сам приготовил ужин и….
|
Задание: Задание: вставить и объяснить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, найти в тексте союзы, взять их в овал, определить функцию союзов, составить схемы двух последних предложений. 1.Наша семья очень дружная, и мы любим и уважаем друг друга. 2. Если кто(то) нуждает(?)ся в помощи, он всегда может ра..считывать на остальных. 3.Родители заботят(?)ся о нас, а мы стараемся во всём им п..могать. 4.А добрые традиции обер..гают счастье, покой и благополучие в доме. 5. Я хочу, чтобы из нашего дома н..когда не уходило тепло с..мейного очага. (Проверка по эталону) Читают предложения, выделяют грамматические основы, делают схемы. Самопроверка. (Работа с листком самоконтроля). |
Методы: аналитическая беседа, упражнения, контроль и самоконтроль Форма организации урока: индивидуальная |
|||||||||||||||||||||
6.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: обучающиеся определяют свои умения и навыки, делают вывод о том, что они уже умеют. |
По частоте использования союз занимает 7 место в речи. Их можно встретить как в художественной, так и в научно-популярной литературе. Я предлагаю Вам объединиться в группы и сыграть в лингвистическую игру «Собери пословицу».
|
1. Семья сильна, когда над ней крыша одна. 2. Вся семья вместе, так и душа на месте. 3. Не будет добра, коли в семье вражда. 4. Семья без детей, что цветок без запаха. 5. В гостях хорошо, а дома лучше 6. В своем доме и стены помогают. 7. Добро по миру не рекой течёт, а семьёй живёт. |
Методы: практический Форма организации урока: парная Результат: понимание роли союза в тексте.
|
|||||||||||||||||||||
7. Этап включения нового знания в систему знаний и повторение. Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного
РЕЗЕРВ |
Предлагается блиц-опрос для проверки уровня знаний и умений по теме урока «Проверь себя»
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Верите ли вы…..»
|
Оценивание: отвечают первыми те, кто быстрее справился. Самопроверка. Выполняют задания. Самопроверка (результаты теста заносятся в лист самооценки). Критерии оценивания на доске. |
Форма: индивидуальная Метод письменного контроля. |
|||||||||||||||||||||
8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
|
Обращает внимание на цели урока и предлагает оценить уровень своих достижений. - Ребята, какие цели мы перед собой ставили в начале урока. (Изучить что такое союз как часть речи). Мы справились с этой задачей? Да. Оцените свою работу, продолжите предложение. «Продолжи фразу» (СЛАЙД с фразами) и заполните лист самоконтроля
Задаёт домашнее задание: 6) Домашнее задание (по выбору) Я предлагаю вам интересное домашнее задание на выбор. 1. Напишите мини – сочинение на тему «Моя семья» с использованием союзов. 2. Выполнить упр. –337 3. Выучить теорию. Урок окончен. Спасибо за работу! |
Оценивание обучающихся с комментированием по листу самоконтроля.
Записывают домашнее задание, ставя перед собой цели по его выполнению |
Методы: словесный. Форма организации урока: фронтальная.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.