Урок 21. Сравниваем (с. 14—15)
Основные идеи урока Познакомить с разными способами сравнения, алгоритмом сравнения. Привлекать первоклассников к обсуждению хода и результата сравнения. Учить комментировать ход сравнения по заданному алгоритму (по образцу), анализировать способы сравнения, выбирать удобный. Показать, как можно сравнивать разнообразные объекты: геометрические фигуры, бусы, лица, тексты поздравлений.
Методический комментарий к уроку Первоклассники уже знакомы со сравнением как предметным действием. Они умеют сравнивать разные объекты по назначению, цвету, форме, характеристикам, специфичным для того или иного предметного содержания. Так, ученики к этому времени уже могут сравнить звуки по твёрдости и
боры предметов по количеству, фигуры по размеру и пр. Для того чтобы действие сравнения в дальнейшем стало универсальным, необходимо уже в 1 классе алгоритмизировать его. Поэтому первокласснику предлагается последовательность действий, которую он будет выполнять каждый раз (сначала под руководством учителя, а потом самостоятельно), когда нужно будет сравнить объекты. Действия при сравнении по одному основанию (алгоритм сравнения): 1) назови (укажи, покажи) то, что будешь сравнивать; 2) назови основание для сравнения, способ сравнения; 3) сравни объекты (используется набор операций, характерный для предметного действия); 4) сделай вывод. В качестве основания для сравнения могут выступать цвет, форма, назначение, наличие или отсутствие признака и т. д. Если речь идёт о способе сравнения, то это может быть сравнение слева направо, сверху вниз и т. п. Если оснований несколько, то по каждому сравнение производится отдельно, каждый раз алгоритм сравнения применяется полностью. Приведём в качестве примера ход сравнения двух первых фигур первого задания: 1) сравниваю две первые фигуры из квадратов — левую и правую; 2) буду сравнивать снизу вверх; 3) у левой и правой фигур в нижнем ряду по 3 квадрата, во втором ряду по 2 квадрата, в третьем ряду по 1 квадрату, в четвёртом ряду у левой фигуры нет квадратов, а у правой есть; 4) вывод: у правой фигуры в четвёртом (снизу) ряду есть квадрат, а у левой нет. Эти же фигуры можно было сравнивать по количеству квадратов или по количеству квадратов в каждом ряду (столбце). Для каждой пары объектов обсудите ход и результат сравнения, рассмотрите разные способы сравнения, выберите более удобные. При работе со вторым заданием назовите сначала все черты сходства двух ниток бус. Задайте провокационные вопросы: «Мне кажется, что форма бусин у бус разная. Я права?», «Верно ли, что бусы имеют разную длину?», «А почему вы считаете, что если сравнивать бусы по бусинам: первую бусину с первой, вто
59
рую со второй, третью с третьей и так далее, то бусы тоже окажутся одинаковыми по длине?» Установив различие, проведите сравнение по алгоритму. В качестве основания рассмотрите порядок по цвету. Теперь ученики готовы поработать самостоятельно и выделить различия в следующих пунктах этого задания. Действуйте по алгоритму сравнения. Перед выполнением третьего задания предложите каждому ученику рассмотреть одни весы, описать их, рассказать о них всё, что видно по рисунку (какие гири слева, какие справа, одинаковые ли гири лежат слева и справа, находятся ли весы в равновесии). Теперь скажите классу, что предлагаете сравнить красные и жёлтые весы. Спросите: «Кто знает всё про зелёные весы?» Выберите ученика. Спросите: «Кто знает всё про жёлтые весы?» Выберите ученика. Договоритесь о способе сравнения (например, по направлению — слева направо: левая чаша весов, правая чаша весов). Сравните по алгоритму. Аналогичный приём работы используйте при выполнении задания на сравнение построек из кубиков парами (по две постройки). Если не успеете, проведите сравнение кубиков на следующем уроке (повторение). Обратите внимание, что при сравнении по количеству на третьем этапе можно использовать такой способ: сначала сравниваем количество кубиков, которые видно, а потом количество тех, которые не видно. Затем сравните тексты поздравительных открыток. В конце урока вернитесь к каждому из выполненных заданий, проговорите вместе с детьми алгоритм сравнения в конкретной ситуации или укажите различие пар объектов. Задайте вопрос: «Есть ли другое различие?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.