Урок "Становление советской власти"
Оценка 4.6

Урок "Становление советской власти"

Оценка 4.6
doc
29.01.2020
Урок "Становление советской власти"
Становление советской власти. Урок Кондратьевой А.С..doc

Тема: Становление большевистской диктатуры

Разработка урока Кондратьевой А.С., учителя МКОУ Заволжского лицея  г.Заволжска  Ивановской области

 

Урок освоения новых знаний (первый из двух уроков по данной теме)

 

Класс: 9

 

Цель: сформировать представление о процессе становления советской власти в России.

 

Предполагаемые результаты

Предметные:

- определение объективных и субъективных предпосылок событий Октября 1917 года;

- овладение знаниями о событиях сентября-октября 1917 г., расстановке политических сил в стране осенью 1917 г.;

- воспитание уважения к историческому наследию России.

Личностные:

-  формирование основ гражданской идентичности;

 - формирование мотивации и интереса к изучению истории России.

Метапредметные:

 - умение определять историческое значение завершенной цепи событий;

-  умение анализировать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию, полученную из различных источников;

 -  умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе;

 - умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

 

Оборудование: учебник Киселев А.Ф., Попов В.П. «История России XX - начало XXI в.9 класс», словари, рабочий лист урока, лист самооценки, Приложения 1 и 2.

 

Основные понятия урока: революция, переворот, диктатура, мятеж.

 

План урока:

1.     Корниловский мятеж.

2.     Причины победы большевиков осенью 1917 г.

3.     Победа вооруженного восстания в Петрограде.


 


Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный момент

1 мин

Создание положительного настроя к обучению

Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя

 

Мотивационно-целевой этап

4 минуты

 

Что означает термин «двоевластие»? Как вы понимаете слово «альтернатива»?

Какие варианты развития страны существовали после Февраля 1917 г.? Какой путь вы считаете наиболее предпочтительным?

 

Что мы должны выяснить на сегодняшнем уроке? На какие вопросы мы должны ответить?

 

Организует фронтальную беседу с классом.

Слайд 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

Помогает сформулировать цели и задачи урока.

Слайд 3- 4.

Отвечают на вопросы учителя

Работают со словарем.

 

Предлагают свои варианты, обсуждают преимущества предложенных вариантов, записывают варианты в рабочий лист урока

 

Определяют тему, цель  и задачи урока, записывают тему и цель в рабочий лист урока. Составляют план работы на урок.  

Познавательные (формулирование проблемы)

Коммуникативные (умение выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями  коммуникации);

Регулятивные (целеполагание, составление плана и последовательности действий)

Этап актуализации знаний по теме

 

4 минуты

Почему буржуазно-демократический путь развития оказался неперспективным? Почему временное правительство перестало пользоваться поддержкой населения? (Каких реформ ожидало от Временного правительства население? Почему ожидания не оправдались?)

Почему не удалась попытка Временного правительства нормализовать ситуацию в стране?

Организует работу учащихся по систематизации и обобщению имеющихся знаний о деятельности Временного правительства и его кризисах.  

Слайд 5-6.

Обобщают знания о деятельности и кризисах Временного правительства, определяют причины его слабости.(возможные варианты ответов: продолжение войны, сложное экономическое положение, отсутствие опоры на местах, слабость власти)

Формулируют возможные варианты наведения порядка в стране.

Коммуникативные (постановка вопросов, умение выражать свои мысли, оценка действий одноклассников), познавательные (установление-причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование, формулирование проблемы)

Этап открытия новых знаний

12 минут

Лабораторная работа с документами по группам. (Приложение 1.)

Подведение итогов работы: Почему провалилось выступление Корнилова? К каким последствиям оно привело?

Организует групповую работу. Консультирует учащихся по мере необходимости.

Слайд 7.

Работают в группах, делают выводы о последствиях мятежа, фиксируют результаты работы в рабочий лист урока.

Познавательные (анализ и синтез, выведение следствий, доказательство своей точки зрения), коммуникативные (определение цели, функций участников и способов взаимодействия в группе);

Регулятивные (оценка, волевая саморегуляция)

Физминутка 1 минута

5 минут

Как вы думаете, какая сила способна одержать победу в борьбе за власть? (Та сила, которая способна повести за собой массы рабочих и крестьян)
Мозговой штурм: Почему именно большевики пользовались поддержкой населения осенью 1917 года?

Организует фронтальную работу с классом, фиксирует на доске предложения учащихся.  

Слайд 8.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают предположения о причинах прихода к власти большевиков. ( возможные варианты ответов:

Коммуникативные (владение диалогической формой речи, умение с достаточной полнотой и четкостью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

8 минут

Историки до сих пор спорят, можно ли считать Октябрь народной революцией или это верхушечный переворот, захват падающей власти  организованной политической силой? Прочитайте пункт 1 параграфа 11-12 и попробуйте самостоятельно ответить на этот вопрос.

Организует самостоятельную работу учащихся с текстом учебника.

Слайд 9.

Самостоятельная работа с текстом учебника параграф 11-12, пункт 1.

Регулятивные (волевая саморегуляция и оценка); познавательные (поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, анализ объектов, выведение следствий, доказательство своей точки зрения)

Этап первичного закрепления

 

5 минут

Выполнение практических заданий (Приложение 2)

Раздает задания учащимся, объясняет требования к выполнению и критерии проверки .

Слайд  10.

Выполняют задания, осуществляют взаимопроверку, выставляют результаты в рабочем листе урока.

Регулятивные (контроль выполнения задания, осознание качества и уровня усвоения материала)

Рефлексия

 

3 минуты

Оцените свою работу на уроке: Достигли ли мы поставленной цели? Все ли задачи урока мы выполнили? Какие альтернативы развития страны остались после падения Временного правительства? Какая из альтернатив останется единственно возможной и почему, мы обсудим на следующем уроке. А сейчас оцените, пожалуйста, свою работу в рабочем листе урока.

Организует фронтальную беседу по вопросам .

Слайд 11-12.

Соотносят поставленные на урок цели с результатами работы,  оценивают свою работу на уроке.

Сдают рабочие листы учителю.

Регулятивные (оценка и контроль)

Задание на дом:

 

2 минуты

Провести мини-исследование общественного мнения «Как вы оцениваете события Октября 1917 года?» по плану:

1.Возраст респондента

2.Считаете ли вы события Октября 1917 г. революцией?

3.Считаете ли вы, что в Октябре 1917 г. произошел переворот, захват власти большевиками?

4.Каких участников Октябрьских событий  вы можете назвать.

Объясняет суть выполнения домашнего задания.

Слайд 13.

Фиксируют домашнее задание в тетради

Личностные, регулятивные, коммуникативные

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Группа 1. Какими причинами вызвано выступление Корнилова?

               

Документ 1. Из воззвания Л.Г. Корнилова из Ставки (28 августа):

«Русские люди, великая Родина наша умирает! Близок час кончины! ...Я, генерал Корнилов, заявляю, что Временное правительство под давлением большевистского большинства советов, действует в полном согласии с планами германского генерального штаба и одновременно предстоящей высадкой вражеских сил на Рижском побережье убивает армию и потрясает страну внутри. Тяжелое сознание неминуемой гибели страны повелевает мне в эти грозные минуты призвать всех русских людей к спасению умирающей Родины… Я, генерал Корнилов,  сын казака-крестьянина, заявляю всем и каждому, что лично мне ничего не надо, кроме сохранения великой России, и клянусь довести  народ путем победы над врагом до Учредительного собрания… Русский народ, в твоих руках жизнь твоей Родины».

 

Группа 2.  Какие изменения планировал ввести генерал Корнилов в случае удачи выступления?

Документ 1. Из телеграмм Л.Г. Корнилова в Военное министерство:

«Корпус сосредоточится в окрестностях Петрограда к вечеру 28 августа. Я прошу объявить Петроград на военном положении 29 августа. Генерал Корнилов.»

«…по моему глубокому убеждению, только сильная твердая власть, не колеблющаяся ни перед какой ответственностью и олицетворяемая диктатурой единоличной или коллективной, в зависимости от дальнейшего хода событий, может спасти страну от гибели…»

Документ 2. Из воспоминаний А.Ф. Керенского:

«…ультимативные требования от имени генерала Корнилова: 1)передать всю власть, военную и гражданскую, в руки верховного главнокомандующего…»

Документ 3. А.А. Керсновский. «История русской армии»:

«Генерал Корнилов.. видел бездну, разверзшуюся под ногами ослепленной России. Он считал спасительным установление сильной власти на диктаторских началах. Одновременно надлежало оздоровить армию восстановлением попранной дисциплины, официальным введением смертной казни и  заменой зловещей «Декларации прав солдата» декларацией его обязанностей.  Корнилов считал необходимой милитаризацию военных заводов и железных дорог и находил, что надо иметь три армии – одну на фронте в окопах, другую на заводах для изготовления боевого снаряжения и третью – на железных дорогах для подачи снаряжения на фронт».

Документ 4. Из обращения Л.Г. Корнилова к железнодорожникам

 «Я требую безусловного исполнения моих указаний и распоряжений и предупреждаю: всякое неподчинение буду рассматривать как  измену святому делу спасения Родины и ее свободы, я буду карать беспощадно».

 

Группа 3. Какие меры предпринимает Керенский, чтобы остановить выступление Корнилова?

Документ 1. Из обращения А.Ф. Керенского к народу(27 августа):

«… Временное правительство признало необходимым для спасения Родины, свободы и республиканского строя уполномочить меня принять скорые и решительные меры, дабы в корне пресечь все попытки посягнуть на верховную власть в государстве, на завоеванные революцией права граждан… Всех членов армии и флота призываю к самоотверженному и спокойному исполнению своего долга – защиты Родины от врага внешнего!»

Документ 7. А.А. Керсновский. «История русской армии»:

«Керенский приказал военачальникам не подчиняться мятежному верховному. А войскам не повиноваться начальникам. Он амнистировал арестованных большевиков, призвав их к совместной защите завоеваний революции и приказал раздать оружие революционному петроградскому пролетариату».

 

Группа 4. Как оценивают выступление Корнилова современники?

Документ 1. А.А. Деникин «Очерки русской смуты»:

«Прежние вожди: Церетели, Чхеидзе, Чернов и другие – словом, вся та социалистическая интеллигенция, которая вначале стояла во главе Советов, потом группировалась вокруг исполнительных комитетов и в течение шести месяцев пыталась руководить судьбами революции, оказалась, как и Керенский, в пустом пространстве. За ними не было больше никого. Они продолжали священнодействовать  по инерции, все еще произнося установленные ритуалом речи, в которых, однако, доминировала явно-смертельная тревога за будущее и, может быть, тайно заглушаемое раскаяние за погубленное прошлое. Выбора не было… при новом соотношении сил вопрос стоял значительно проще: или коалиция с буржуазией…, или «вся власть большевистским Советам».

Документ 2. В.И. Ленин. Оценка выступления Корнилова:

«Историческое значение восстания Корнилова состоит именно в том, что оно с чрезвычайной силой  открыло массам народа глаза на ту истину, которая была прикрыта… соглашательской фразой эсеров и меньшевиков, именно, помещики и буржуазия, с партией кадетов во главе, и стоящие на их стороне офицеры и генералы сорганизовались, они готовы совершить и совершают самые неслыханные преступления, отдать Ригу (а затем и Петроград)немцам, открыть им фронт, отдать под расстрел большевистские полки, начать мятеж… - все это ради того, чтобы захватить власть в руки буржуазии, чтобы укрепить власть помещиков в деревне, чтобы залить страну кровью рабочих и крестьян».

Документ 3. А.А. Керсновский. «История русской армии»:

«Удайся оно (выступление Корнилова), Россию, конечно, ожидали бы еще потрясения. Прежде всего немцы попытались бы утвердить своего Ленина штыками, и нашим неокрепшим еще армиям пришлось бы в сентябре-октябре выдержать жестокий натиск и отступить в глубь страны. Затем надо было считаться с тем, что за шесть месяцев керенщины анархия успела беспрепятственно пустить глубокие корни в народную толщу. При всех своих достоинствах героя, Корнилов не был государственным человеком и правителем. Его убогое окружение было не только  немногим выше Временного правительства. Выздоровление России было бы долгим и тяжелым». 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Задание 1. Определите последовательность событий.

1)    Корниловский мятеж      2) нота Милюкова             

3) падение самодержавия     4) приход к власти большевиков

Задание 2. Назовите термины.

1)    Коренное преобразование в какой –либо сфере деятельности  - ________.

2)    Необходимость выбора одной из двух или более исключающих друг друга возможностей, а также каждая из этих возможностей - ___________ .

3)    Смена власти в государстве, осуществляемая обычно с применением силы для захвата центров управления государством и осуществлением физической изоляции действующих его руководителей - ___________.

Задание 3. Вставьте пропущенные слова.

В первой половине октября 1917 г. на заседаниях ЦК партии _________(1) был разработан план восстания. 12 октября Петросовет, возглавляемый ________(2), избрал ___________(3) для непосредственной подготовки восстания.  С 24 октября отряды ВРК стали занимать ключевые пункты столицы: вокзалы, мосты, телеграф и т.д. В ночь на 25 октября после прибытия _________(4) в Смольный были заняты вокзалы,  почта, телеграф. В ночь с 25 на 26 октября __________ (5) был взят штурмом, __________(6) арестовано. 

 

 


Рабочий лист урока.

ФИ учащегося_____________________________________________________________
класс______________________________

 

Тема урока_________________________________________________________________

Цель урока___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

План работы:

1)    _______________________________________________________________________

2)    _______________________________________________________________________

3)    ________________________________________________________________________

4)    _______________________________________________________________________

 

 

Альтернативы 1917 года

1_______________    2________________    3______________    4__________________

__________________   __________________    ________________       __________________ 

 

Причины слабости Временного правительства:

1)    _____________________________________________________________

2)    _____________________________________________________________

3)    ______________________________________________________________

4)    _______________________________________________________________

 

Последствия Корниловского мятежа:

1)___________________________________________________________

2) ___________________________________________________________

3)____________________________________________________________

 

Почему большевики смогли захватить власть? Запишите самые значимые для вас причины.

1)    _________________________________________________________________

2)    _________________________________________________________________

3)    __________________________________________________________________

4)    ___________________________________________________________________

 

Можно ли считать Октябрь народной революцией или это верхушечный переворот, захват падающей власти  организованной политической силой?

_____________________________________________________________________________

Аргументы____________________________________________________________________ 

_____________________________________________________________________________

 

Первичное закрепление. Критерии проверки

13-11 ответов

10-8 ответов

7 и менее ответов

3 балла

2 балла

1 балл

 

Рефлексия.

1. На уроке я работал_______________________________________

2. Своей работой на уроке я___________________________________

3. Урок для меня показался____________________________________

4. За урок я __________________________________________________

5. Мое настроение______________________________________________


Тема: Становление большевистской диктатуры

Тема: Становление большевистской диктатуры

План урока: 1. Корниловский мятеж

План урока: 1. Корниловский мятеж

Этап урока Содержание

Этап урока Содержание

Физминутка 1 минута 5 минут

Физминутка 1 минута 5 минут

Организует самостоятельную работу учащихся с текстом учебника

Организует самостоятельную работу учащихся с текстом учебника

Задание на дом: 2 минуты

Задание на дом: 2 минуты

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Группа 1 . Какими причинами вызвано выступление

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Группа 1 . Какими причинами вызвано выступление

Документ 4 . Из обращения Л.Г

Документ 4 . Из обращения Л.Г

Документ 3. А.А. Керсновский. «История русской армии»: «Удайся оно (выступление

Документ 3. А.А. Керсновский. «История русской армии»: «Удайся оно (выступление

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Задание 1. Определите последовательность событий

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Задание 1. Определите последовательность событий

Рабочий лист урока. ФИ учащегося_____________________________________________________________ класс______________________________

Рабочий лист урока. ФИ учащегося_____________________________________________________________ класс______________________________

Почему большевики смогли захватить власть?

Почему большевики смогли захватить власть?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2020