ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ
Краткосрочное планирование
Проведен в 10 реальном классе лицея Дата: Тема: СТРОЕНИЕ КЛЕТОК ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (2 часа)
Компетенции
приобретения базовых знаний (биология)
Компетенция получения и применения фундаментальных
знаний
из области естественных наук в
соответствии с повседневными потребностями. Компетенция
использования интерактивных методов представления информации о живых
организмах. Компетенция
исследования клеток живых организмов с помощью лабораторного
оборудования (микроскопа).
Тип
урока: Комбинированный
Субкомпетенции (СК): Ученик должен быть способен: 1) распознавать клетки прокариот и эукариот (растений, грибов, животных); 2) сравнивать строение различных типов клеток и их органоидов, аргументировать их сходство и различие; 3) исследовать клетки растений, грибов, животных под микроскопом (выполнять практическую работу по получению микропрепаратов); 4) осознать, что клетки прокариот и эукариот являются системами различного уровня сложности и поэтому не полностью подобны друг другу. 5) осознать, что сходство клеток различных организмов свидетельствует о единстве происхождения всего живого на Земле.
|
Ход урока:
Этапы урока |
Субкомпетенции |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Оценивание |
Организационный момент – «Индукция» (создание личного отношения к предмету обсуждения). |
СК-1 СК-2 |
1. Показывает слайд №1 с утверждением: «Клетка любого организма состоит из двух важнейших неразрывно связанных между собой частей: цитоплазмы и ядра, которые представляют собой элементарную целостную живую систему». Задаёт вопрос: «Как вы считаете? • Верно ли это утверждение на все 100%. • Верно ли это утверждение отчасти. • Это утверждение неверное». 3. Знакомит учащихся с темой и целями урока (слайды №2, 3), просит записать тему урока в тетрадь. |
1. Выбирают правильный вариант ответа, аргументируют свой выбор (это утверждение верно отчасти, так как на Земле существует группа более древних и более примитивных организмов – прокариотов, у которых нет ядра, но есть кольцевая ДНК – нуклеоид).
2. Знакомятся с темой и целями урока, записывают тему урока в тетрадь. |
Фронтальная оценка устных ответов |
Актуализация опорных знаний: «Самоконструкция» (индивидуальное создание решения).
«Социоконструкция» (работа учащихся в парах по построению и закреплению элементов знания). |
СК-1 СК-2 СК-4
СК-1 СК-2 СК-4
СК-1 СК-2 СК-4 |
1. Раздаёт карточки для индивидуальной работы с заданиями «Найдите соответствие между признаками и группой организмов» (слайд №4) и «Заполните таблицу, отметив знаками «+» (наличие) или «–» (отсутствие) указанных структур клетки у данной группы организмов» (слайд №5), засекает время (7 минут), собирает карточки, организует устную проверку выполненных заданий (3 минуты). 2. Раздаёт карточки «Биологический диктант» для работы в парах (слайды №6, 7). Засекает время (7 минут), собирает карточки, организует устную проверку выполненных заданий (3 минуты). 3. Задаёт вопросы: «Какие организмы эволюционно более древние?», «Какие организмы более примитивные?», «О чём свидетельствуют различия между прокариотами и эукариотами?», «Имеются ли черты сходства между прокариотами и эукариотами? О чём это говорит?» |
1. Подписывают карточки, выполняют задание индивидуально, сдают карточки учителю, проверяют правильность выполнения задания устно.
2. Подписывают карточки, выполняют задание в парах, сдают карточки учителю, проверяют правильность выполнения задания устно.
3. Отвечают на вопросы, делают выводы, что клетки прокариот (более древних, примитивных одноклеточных организмов) и эукариот (более современных, совершенных одноклеточных и многоклеточных организмов) являются системами разного уровня сложности, сформировавшимися в процессе эволюции. Поэтому они не полностью подобны друг другу. Сходство строения клеток эукариот и прокариот свидетельствует о единстве происхождения всего живого на Земле. |
1. Оценка индивидуальной работы по карточкам, фронтальная оценка устных ответов.
2. Оценка работы в парах по карточкам, фронтальная оценка устных ответов.
3. Фронтальная оценка устных ответов. |
Приобретение новых знаний Социализация (выступление ученика в группе).
Социализация (выступление ученика в группе).
Афиширование (вывешивание работ учеников на доске, ознакомление с ними). |
СК-2 СК-5
СК-1 СК-3 СК-5 |
1. Показывает слайд №8, организует работу в малых группах, раздаёт карточки с заданием «Определить по характерным признакам царство многоклеточных организмов», называет варианты ответов (животные, растения, грибы). Предлагает использовать метод insert, проставляя на карточке соответствующие символы «√», «+», «?», «–». Засекает время (7 минут). Спрашивает учеников: «К какому царству принадлежат признаки колонки №1? Как вы распознали?», «К какому царству принадлежат признаки колонки №3? Как вы распознали?», «Какая информация была для вас новой?», «Какие особенности строения сближают грибы с царством растений? Что сближает грибы с царством животных?», «Какая информация была для вас непонятной?» 2. Выдаёт 3 группам («Ботаникам», «Зоологам», «Микологам») бумагу для постера, маркеры, клей, ножницы, инструктивные карточки и оборудование для выполнения практической работы (слайды №9, 10, 11), консультирует учащихся, раздаёт каждой группе комплект из 7 схем и рисунков (слайды №12 - 18) для изучения и оформления постеров. |
1. Выполняют задание в малых группах, определяют по характерным признакам царство многоклеточных организмов. Используя метод insert, отмечают на карточке, что они уже знают (√), что новое для них (+), что непонятно (?), что противоречит тому, что они знали (–). Отвечают на вопросы.
2. Выполняют практическую работу, делают выводы, зарисовывают увиденное под микроскопом на постере, изучают по схемам, рисункам строение клеток под электронным микроскопом, выбирают для оформления своего постера те схемы и рисунки, которые соответствуют их теме, вывешивают работы, представляют их. |
1. Оценка работы в группах, самооценка.
2. Оценка работы в группах при выполнении практической работы и оценка творческого продукта (постера). |
Закрепление новых знаний и реализация feedback |
СК-1 СК-2 СК-4 СК-5 |
1. Показывает слайд №19, проводит фронтальный опрос. 2. Показывает слайд №20. Спрашивает: «Какому организму принадлежит эта клетка? По каким критериям вы это определили?», «Что обозначено цифрами 1-8»? 3. Показывает слайд №21. Спрашивает: «А какой группе организмов принадлежит эта клетка? По каким критериям вы это определили?», «Какими цифрами обозначены на этой схеме клеточный центр, рибосомы, ЭПС, аппарат Гольджи, митохондрия? 4. Показывает слайд №22. Спрашивает: «А какой группе организмов принадлежит эта клетка? По каким критериям вы это определили?», «Какими цифрами обозначены на этой схеме клеточный центр, рибосомы, ЭПС, аппарат Гольджи, митохондрия? 5. Предлагает сделать выводы по уроку, которые представлены в форме биологического диктанта (слайды №23, 24, 25). 6. Подводит итог урока, оценивает учеников, организует рефлексию |
1. Отвечают на вопросы.
2. Отвечают на вопросы.
3. Отвечают на вопросы.
4. Отвечают на вопросы.
5. Делают выводы по уроку, вставляя в текст подходящие по смыслу термины (слайды №23, 24, 25)
6. Высказывают своё мнение |
1-2. Фронтальная оценка устных ответов.
3. Фронтальная оценка устных ответов.
4. Фронтальная оценка устных ответов.
5. Фронтальная оценка устных ответов
6. Подведение суммарной оценки работы учащихся на уроке. |
Домашнее задание (трёхуровневое) |
СК-1 СК-2 СК-4 СК-5 |
I уровень. С.150 – 157 «Биология. Учебник для X класса» Ион Унгуряну и др., 2007 (выучить). II уровень. С.159 №1-№8 III уровень. Выполнить предложенные задания и составить свои оригинальные задания (кроссворд, тест). Раздаёт ксерокс с дополнительными заданиями (слайд №21, 22, 26). |
Записывают задание в тетрадь, слушают объяснение. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.