Урок "Суд над тоталитаризмом"
Оценка 4.6

Урок "Суд над тоталитаризмом"

Оценка 4.6
docx
05.07.2022
Урок  "Суд над тоталитаризмом"
Суд над тоталитаризмом. Урок.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект интегрированного урока истории и обществознания

«Суд над тоталитаризмом»

11 класс

 

 

 

 

Учитель истории и обществознания

Ведерникова Елена Ивановна

МКОУ СОШ №3 г. Нязепетровска

Челябинской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок истории и обществознания в 11-м классе

"Суд над тоталитаризмом»

Цели урока: Создать условия для развития познавательных УУД, коммуникативных УУД, личностных УУД, регулятивных УУД.
Задачи урока:
1. Образовательная: развитие познавательных УУД (показать противоправный характер тоталитаризма на примере жизненных судеб, масштабного характера репрессий; закрепить основные признаки тоталитарного режима; раскрыть сущность коллективизации и политики ликвидации кулачества как класса);

2. Воспитательная: развитие коммуникативных и личностных УУД (формировать у учащихся правосознание, уважение к личности, её правам и свободам, понимание безусловной ценности человеческой жизни;

– формировать умение применять приобретённые знания для решения собственных жизненных проблем, а также проблем, связанных с выполнением человеком типичных социальных ролей);

развивать коммуникационные умения и навыки;

3. Развивающие:  формирование регулятивных УУД (развивать творческую деятельность учащихся путём решения учебных проблем, сформулированных на уроке; развивать навыки планирования, прогнозирования, контроля и коррекции своей деятельности в соответствии с заданным эталоном через групповую и индивидуальную работу;дать историческую, правовую и моральную оценку тоталитарному режиму

Планируемые результаты:

1.Предметные: умение группировать (не по хронологии); сравнивать; формирование открытого исторического мышления: умение представлять мотивы поступков людей прошедших эпох; нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.

2.Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

3.Личностные: воспитание в себе гражданско-патриотических чувств через осознание своей этнической принадлежности, знание истории, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Форма организации учебной деятельности:

индивидуальная; фронтальная; групповая.

Методы и технологии обучения (воспитания):

- словесный; наглядно-иллюстративный; проблемно-поисковый; исследовательский; дискуссионный; рефлексивный; использование компьютерных технологий; персонифицирующий .
Предварительная работа:
- учащиеся были заранее ознакомлены с планом урока, с основными проблемными вопросами для обсуждения;
- учащимся было предложеновыбрать роли участников судебного процесса, подготовить выступления на занятии– защитников и обвинителей тоталитарного режима;
- работа с текстами документов
- создание слайдовой презентации;
- работа с ресурсами сети Интернет;
- подготовка и оформление классной комнаты к уроку.
Оборудование к уроку:
- слайдовая презентация «Урок-суд»;
- компьютер, проектор;

Тоталитаризм — это политическая система, в которой властные органы стремятся к полному (тотальному) контролю над жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности.

Государство включает в сферу своего принудительного регулирования жизнь всех граждан, полностью лишая их права на самостоятельность мышления и действия.

Систему тоталитаризма отличают следующие основные признаки:

§    официальная идеология, которую обязаны поддерживать все граждане; при этом все стороны жизни общества подчинены идеологии;

§    тотальный полицейский контроль за всем обществом с целью выявить «врагов народа»;

§    отношения в обществе основаны на принципе «разрешено только то, что признано органами власти, все остальное запрещено»;

§    партийный контроль за средствами массовой информации; жесткая цензура любой информации;

§    бюрократическое управление всеми сторонами жизни общества.

При тоталитаризме стирается грань между государством и обществом, поскольку все находится под контролем и регламентируется. Сфера частной жизни человека чрезвычайно узка.

Признаки тоталитаризма

Среди базовых признаков и сущностных характеристик тоталитаризма, определяющих его «естество» как враждебного демократии режима, следует выделить и уяснить:

§    идеологический абсолютизм (тоталитарный режим — это сверхидеологизированный режим, в котором политика всецело подчинена идеологии, и ею же детерминируется)

§    единовластие одной партии — «ордена-меченосцев» (тоталитарный режим олицетворяет однопартийная система, и вся общественная жизнь строится на началах «партизации», т.е. знает только санкционированные партией структуры и формы)

§    организованный террор и репрессии (одним из фундаментных оснований тоталитарного режима является предельная концентрация страха перед «силовыми структурами», с помощью которого обеспечиваются подчинение и повиновение масс)

§    монополия власти на информацию (при тоталитарном режиме все средства массовой информации подчинены партии и государству и беспрекословно их обслуживают, будучи лишены права на свободу слова и инакомыслие)

§    централизованный контроль над экономикой (экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной (полностью огосударствленной), т.е. выступает не иначе, как концентрированное выражение политики)

§    милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»).

 

Ход урока

2. Вводное слово учителя:

Сегодня у нас необыкновенный урок, урок-суд, на скамье подсудимых нет ответчика, мы не имеем права судить историческую личность. Но мы можем дать оценку политическому режиму, рассмотрев его черты на конкретных фактах. Если мы хотим жить в свободном демократическом обществе, нам надо чаще оглядываться назад, чтобы не допустить ошибок прошлого. Эта тема очень важна для нас сегодня, потому что многие явления того периода находят отголоски сейчас. И вам, новому поколению, нужно осмыслить и понять корни этих явлений, чтобы навсегда очистить от них общество, чтобы жить в свободной, демократической, открытой стране.

Итак. Мы начинаем. Встать! Суд идет!
3. Судебный процесс

Судья: Прошу садиться. Слушается дело тоталитарного режима, рождённого в советском государстве в 30-е годы, характеризующегося такими признаками,  как

§ идеологический абсолютизм (тоталитарный режим — это сверхидеологизированный режим, в котором политика всецело подчинена идеологии, и ею же детерминируется)

§ единовластие одной партии — «ордена-меченосцев» (тоталитарный режим олицетворяет однопартийная система, и вся общественная жизнь строится на началах «партизации», т.е. знает только санкционированные партией структуры и формы)

§ организованный террор и репрессии (одним из фундаментных оснований тоталитарного режима является предельная концентрация страха перед «силовыми структурами», с помощью которого обеспечиваются подчинение и повиновение масс)

§ монополия власти на информацию (при тоталитарном режиме все средства массовой информации подчинены партии и государству и беспрекословно их обслуживают, будучи лишены права на свободу слова и инакомыслие)

§ централизованный контроль над экономикой (экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной (полностью огосударствленной), т.е. выступает не иначе, как концентрированное выражение политики)

§ милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»)

Суду предстоит разобраться во всех процессах, которые происходили в период существования тоталитарного режима, сложившегося в 30-е годы 20 века в нашей стране.

Судебное заседание ведёт судья – Жёлтышева Ксения Константиновна.

Государственное обвинение поддерживает прокурор - Темникова Ксения Анатольевна,  защиту подсудимого осуществляет – адвокат Резаева Алина Павловна. Свидетели явились все и находятся в зале суда. Суд предупреждает свидетелей об ответственности за дачу ложных показаний, а также просит соблюдать регламент и порядок в зале.

Судья: Итак, слово для обвинения предоставляется прокурору .
Прокурор. Я обвиняю тоталитарный режим в раскулачивании, массовом терроре, гибели невинных людей. уничтожении свобод и тотальном ограничении прав человека. События, происходившие в стране с конца 1920-х гг., историки обычно характеризуют как период коренных насильственных изменений, проведённых по воле советского руководства. в повседневность, репрессии в отдельные периоды отличались особым размахом и жестокостью. В конце 1920- начале 1930-х гг. всплеск террора был связан с проведением коллективизации и так называемым «раскулачиванием», арестами, расстрелами и депортациями сотен тысяч граждан. У меня есть свидетели, подтверждающие мою точку зрения. Как об этом свидетельствуют ставшие ныне доступными архивы, насильственная коллективизация стала настоящей войной, объявленной Советским государством против класса мелких эксплуататоров. Более двух миллионов крестьян были депортированы, из них миллион восемьсот тысяч умерло в ссылке. Есть свидетели: документоведы, архивариусы, историки, краеведы, дети раскулаченных.
Судья: Приглашается свидетель со стороны обвинения – Власов Иван Николаевич

Показания свидетеля.  Я свидетельствую о страшном периоде в жизни крестьянства, в ликвидации кулака не как врага, а как хозяина. Люди нажили свое добро своим трудом и особенно в годы НЭПа, когда ввели продналог. Те, кто любил работать приобретал землю и работал. Когда встал вопрос о создании индустриализации, то один из источников её становится деревня.

Вот тогда и был поставлен  вопрос о сплошной коллективизации. Создать материальную базу – за счет зажиточной части  - кулачества. Объявили  их врагами и забрали  все, а их в –  ссылку, на стройку, лесоповалы. Раскулачивали середняков и даже бедняков. Как отмечалось в докладе ОГПУ из смоленской области: «Раскулачивающие снимали с зажиточных крестьян их зимнюю одежду, теплые поддёвки, отбирая в первую очередь обувь. Кулаки остались в кальсонах, даже без старых галош, отбирали женскую одежду, чай, последнюю кочергу или кувшин... Бригады конфисковывали всё, включая маленькие подушечки, которые подкладывают под головы детей, горячую кашу в котелке вплоть до икон, которые они, предварительно разбив, выбрасывали». Собственностью раскулаченных они или просто овладевали сами или продавали её на торгах членам бригады по раскулачиванию по смешным ценам: избу за 60 копеек, корову за 15 копеек, что было в сотни раз ниже их реальной стоимости. Иными словами, бригада имела неограниченные возможности для разграбления, раскулачивание часто служило предлогом для сведения личных счётов. Ссылали и арестовывали крестьян, имевших два самовара, а также таких крестьян, кто в сентябре 1929 года «убил свинью с тем, чтобы её съесть и тем самым не дать ей стать социалистической собственностью».

Колхозы собирали низкие урожаи по всем культурам. Основная масса колхозников лишь 500гр. зерна, тогда как в 1940г. свыше половины колхозов выдавали на трудодень от 1 до 5кг. хлеба.
Создававшееся положение  в колхозе порождали отдельные отрицательные настроения не только со стороны колхозов, но и со стороны руководителей колхозов.

Что представлял собой колхоз? В большей части маленькие хозяйства, объединявшие несколько дворов. Колхозники не имели паспортов, как основных документов, подтверждающих гражданство. Не имели права выезжать на стройки, шахты. Колхозники сдавали все: молоко, мясо, яйца, шерсть. Налоги брали со всего.

Я приведу отрывок из письма колхозников: «Работаем в колхозе, как у помещика, потому что на работу гонят, а не кормят и за работу не платят. А для приманки дают в день по чайной ложке баланды. 50граммов хлеба, и то не всегда, а в неделю два – три раза, чтобы дышали и не подохли. Я плачу каждый день: хлеба нет, а на работу гонят. Председатель издевается надо мной, кричит – иди, работай, а то выкинем из колхоза, а сами хлеба не дают. Как работать, я сам уже ноги еле волочу».

Судья: Есть вопросы к свидетелю? У прокурора? У адвоката?
Адвокат: Защита обладает другими сведениями, характеризующими экономическую жизнь 30-х годов. Прошу пригласить свидетеля защиты для дачи показаний.
Судья: Приглашается свидетель со стороны защиты  -Шилохвостова Марина Юрьевна.
Показания свидетеля.
Судья: Есть вопросы к свидетелю? У прокурора? У адвоката?
Судья: Продолжаем слушать показания свидетелей. Приглашается   свидетель Могильников Кирилл Сергеевич. Свидетель, что вы можете сказать по существу вопроса?
Показания свидетеля:
1936 год – принятие Конституции СССР, которая содержала много демократических норм: вводилось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, свобода слова, совести, печати, собраний и митингов. Провозглашалась неприкосновенность личности, тайна переписки. Но на деле права и свободы не только не соблюдались, они грубо нарушались самим государством. Так в 30-е годы в стране проходили массовые репрессии. Они коснулись практически всех слоев общества и людей всех рангов: от рядовых граждан до высокопоставленных работников.
Начиная с 1930 года в стране было проведено несколько громких процессов против тех, кто якобы, умышленно мешал строительству нового общества. В августе 1930 года состоялся суд над группой ученых- бактериологов во главе с профессором Каратыгиным. Они обвинялись в организации массового падежа лошадей в деревнях. В сентябре была расстреляна группа из 48 руководителей пищевой промышленности, которая, по мнению обвинителей, организовала в стране продовольственные трудности. В ноябре-декабре проходил суд над так называемой «Промышленной партией», которой предъявлялось обвинение в злостном вредительстве в разных промышленных центрах. Для проведения судебных процессов явно не хватало свидетелей и вещественных доказательств. Все это было грандиозной судебной фальсификацией, а признания подсудимых вырывались под моральным и физическим давлением. Позже почти все обвиняемые погибли в тюрьмах и лагерях.
На 1 марта 1940 г. ГУЛАГ состоял из 53 лагерей, 425 исправительно-трудовых колоний, 50 колоний для несовершеннолетних.
Кроме того, в январе 1932 г. в спецпоселках находилось 1 400 000 высланных «кулаков» и членов их семей
Количественные оценки числа репрессированных в 30-е годы весьма различны. Архивные данные доказывают, что это 5-7 млн. человек, считая и раскулаченных крестьян.
Всего за 1934-1953 гг. было репрессировано около 20 млн. человек (наиболее часто встречается цифра 19161000 чел.), из них несколько миллионов было расстреляно или погибло от голода, холода, непосильного труда в концлагерях.

Жертвами режима  стали десятки тысяч видных военноначальников и политработников. Красная Армия, Военно-морской флот, авиация подверглись сокрушительному разгрому. Сталинская «гильотина» обезглавила около 43.000 человек командного состава.
В общем, 1937-1938гг. только в высшем военном руководстве были уничтожены: из 5  маршалов – 3, из 5 командиров 1-го ранга 3, из 10 командиров 2 ранга -10, из 57 командиров корпусов -50, из 154 командиров армии -116, из 16 дивизионных комиссаров -58, из 456 командиров полка -401 вслед за ними были репрессированы 40 тысяч офицеров Красной Армии. Это гибель десятков тысяч военных, лучших теоретиков, стратегов, тактиков А мы знаем. Как это в будущем скажется в годы войны.

Судья: Есть вопросы к свидетелю? У прокурора? У адвоката?

Адвокат: Из ваших слов становится ясно, что нарушались права человека, в том числе и политические. Но ведь в СССР существовали выборные органы государственной власти. И весь советский народ имел право избирать и быть избранным.

Судья : Свидетель, что вы можете сказать по данному замечанию?

Свидетель: Я согласен с тем, что народ участвовал в выборах в Верховный Совет СССР, но выборы были безальтернативными, поэтому демократическими  не являлись.

Судья: Спасибо, свидетель.  Можете присесть.

Судья: Для дачи показаний приглашается свидетель со стороны обвинения

Свидетель: Уважаемый суд! Я свидетельствую о процессах, происходящих в духовной жизни советского общества 30-х годов. В сфере культуры определяющей тенденцией с начала 30-х гг. стала проводимая властями унификация и жесткая регламентация. Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций" были созданы централизованные, удобные и подконтрольные правительству "творческие союзы" интеллигенции: Союз композиторов и Союз архитекторов Союз писателей Союз художников Господствующим творческим направлением был провозглашен "социалистический реализм", требовавший от авторов произведений литературы и искусства не просто описания "объективной реальности", но и "изображения в ее революционном развитии", служения задачам "идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма".

В это время всячески ограничивались возможности интеллигенции участвовать в политической жизни, влиять на массовое общественное сознание.

Практически недоступным стало русское искусство начала века и творчество модернистов 20-х гг. Изымались из библиотек книги русских философов-идеалистов, невинно репрессированных литераторов, писателей-эмигрантов. Подвергалось гонениям и замалчивалось творчество М. А. Булгакова, С. А. Есенина, А. П. Платонова, О. Э. Мандельштама, живопись П. Д. Корина, К. С. Малевича, П. Н. Филонова. Разрушались памятники церковной и светской архитектуры: только в Москве в 30-е гг. были уничтожены Сухарева башня, храм Христа Спасителя, Красные и Триумфальные ворота, Чудов и Воскресенский монастыри в Кремле и множество других памятников, созданных талантом и трудом народа.         Я свидетельствую о том, сколько было уничтожено людей по религиоз­ным убеждениям во времена тоталитарного режима.были казнены высшие иерархи Русской православной церкви. большинство церквей  были разрушены или стали использо­ваться для нерелигиозных целей.

Около 2 тысяч членов Союза писателей были арестованы, сосланы в лагеря или расстреляны. Среди них – автор «Одесских рассказов» и «Конармии» Исаак Бабель, писатели Борис Пильняк, Иван Катаев, Николай Заболоцкий, Иосиф Мандельштам, Гурген  Муари, Тициан Табидзе. Арестованы также и музыканты - композитор Джелаев, дирижер Миколадзе, из театральных деятелей среди первых необходимо назвать великого режиссера Всеволода Мейерхольда. В начале 1938г. театр Мейерхольда был закрыт «как враждебный советскому искусству». Отказавшись от публичного признания своих ошибок В. Мейерхольд был арестован в июне 1939г., его пытали и казнили 2 февраля 1940г.

Под волну репрессий попали в эти годы также научные круги, не имеющие прямого отношения к политике, идеологии, экономике или обороне. Самые большие авторитеты в аэронавтике, такие, как авиаконструктор Туполев А. А. или стоявший у истоков первой советской программы по освоению космического пространства Королев С., были арестованы и сосланы в одну из спецчастей НКВД, описанную Солженицыным А. в романе «В круге первом». Также почти полностью (27 из 29) были арестованы астрономы Пулковской обсерватории, почти все ученые, занимающиеся статистикой в Центральном статистическом управлении, так как они осмелились отказаться от публикации сфальсифицированных результатов всесоюзной переписи населения и тем самым осуществили к январю 1937г. «глубокое нарушение элементарных основ статистической науки и правил управления»; под прицелом оказались также многочисленные лингвисты, которые выступили против официально одобряемой Сталиным теории лингвиста – марксиста Марра; сотни биологов, которые противились шарлатанству «официального биолога» Лысенко. Среди наиболее известных жертв – директор Института зерна Тулайков, ботаник Яната и президент сельскохозяйственной  академии им. Ленина, крупный ученый, академик Вавилов П.П., арестованный 6 августа 1940г. и умерший в тюрьме 26 января 1943г.

Судья: Есть вопросы к свидетелю? У прокурора? У адвоката?

Адвокат : Прошу выслушать свидетеля защиты

Судья: Приглашается свидетель со стороны защиты  Николаева Елена

Свидетель:

Уважаемый суд. Хочу заметить, что предыдущий свидетель показал только одну сторону развития культуры. На самом деле культура 30-х годов бурно развивалась. В стране огромными тиражами публиковались книги А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, И. Гете, У. Шекспира, открывались дворцы культуры, клубы, библиотеки, музеи, театры. Общество получало новые произведения А. М. Горького, М. А. Шолохова, А. П. Гайдара, А. Н. Толстого, Б. Л. Пастернака, других советских прозаиков и поэтов, спектакли К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова, Н. П. Акимова, Появляются первые звуковые фильмы ("Путевка в жизнь" режиссера Н. Экка, "Семеро смелых" С. А. Герасимова, "Чапаев" С. и Г. Васильевых, "Мы из Кронштадта" Е. А. Дзигана и др.), народ получил возможность слушать музыку С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича, картины и скульптуры В. И. Мухиной, А. А. Пластова, И. Д. Шадра, М. В. Грекова, архитектурные сооружения В. и Л. Весниных, А. В. Щусева.

Наконец, в 30-е гг. была в основном преодолена неграмотность, остававшаяся уделом еще многих миллионов людей. Большую роль сыграл здесь начатый в 1928 г. по инициативе комсомола всесоюзный культурный поход под девизом "Грамотный, обучи неграмотного". В нем участвовало свыше 1200 тыс. врачей, инженеров, студентов, школьников, домохозяек. Перепись населения в 1939 г. подвела итоги: число грамотных среди населения старше 9 лет достигло 81,2%. СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Тогда же завершилась и выработка письменности для национальных меньшинств, никогда не знавших ее. За 20-30-е гг. ее обрело около 40 народностей Севера и других регионов.

В стране открывались новые институты и университеты (в 1927 г. их было уже 148, в дореволюционное время - 95). Еще в годы гражданской войны при высших учебных заведениях были созданы первые рабочие факультеты (рабфаки), которые, по образному выражению наркома просвещения А. В. Луначарского, стали "пожарной лестницей в вузы для рабочих". К 1925 г. выпускники рабфаков, куда по партийным и комсомольским путевкам направлялась рабоче-крестьянская молодежь, составляли половину принятых в вузы студентов.

Серьезные изменения происходили и в средней школе. В 1930 г. в стране было введено всеобщее начальное образование, а в городах - обязательное семилетнее.

Судья: Есть вопросы к свидетелю? У прокурора? У адвоката? Присаживайтесь.

Судья: для дачи свидетельских показаний приглашается Овчинников Сергей

Свидетель:

Уважаемый суд! Мне хочется сказать о той жизни, которая сложилась в обществе у простых людей, у  миллионов советских тружеников. Ленин сказал: «С ликвидацией эксплуататорских классов был устранен классовый антагонизм в стране». И это действительно было так. В обществе уже не было враждебных классов, а начинают складываться дружественные – рабочий класс и колхозное крестьянство. Главная проблема дореволюционной России  - безработица – была решена.

В 1931 году была закрыта последняя биржа труда. Рабочие имели оплачиваемые отпуска, семичасовой рабочий день и шестидневную неделю, оплату больничных листов, оплачиваемые отпуска по беременности и родам, пенсии по старости в ряде отраслей. Вера в светлое будущее. Сталинизм обладал большой привлекательностью:

- давал цель, для достижения которой каждый молодой человек посвящал себя служению другим, давал возможность верить, что жизнь можно и должно прожить во всей ее полноте.

Миллионы трудящихся  были вовлечены в социалистическое соревнование, сознательно шли на трудовые подвиги, создали в стране обстановку массового энтузиазма. Они жили в бараках, шли на работу с песнями, возводили могучую индустрию пылко и самоотверженно. Романтика тех лет была исполнена глубокой верой, и люди трудились, делая чудеса. Порыв этот длился поразительно долго. Его не могли исчерпать ни голод, ни тяжкий быт.

Конечно, достижения в социальной политике осуществлялись во многом за счет деревни. Колхозники большинства социальных преимуществ пролетариата не имели: ни отпусков, ни пенсий, ни выплат по болезни, ни паспортов, ни гарантированной оплаты, ни даже хлеба. Но колхозники имели возможность жить за счет своего подсобного хозяйства, а у рабочих такой возможности не было. Но всё равно, люди жили в справедливом обществе без эксплуататоров,  и это примиряло их с временными трудностями.

Судья: Итак, показания свидетелей заслушаны, суд переходит к прению сторон.
Адвокат, что можете вы сказать в защиту тоталитарного режима?
Адвокат:

В заключении своего выступления мне хотелось бы обратить внимание на документальные материалы, которыми располагает защита, пожалуйста, предоставьте их суду.

Судья: государственный обвинитель, что можете вы сказать в обвинение
Прокурор:

И последнее. У обвинения также есть фотодокументы, характеризующие тоталитарный режим. Я прошу обратить на них внимание.

Судья: Суд, заслушав показания свидетелей, прослушав прения сторон, пришел к выводу, что тоталитарный режим виновен в злодеяниях. Объявляется приговор:

Запретить к применению, помнить, чтобы не допустить в будущем.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект интегрированного урока истории и обществознания «Суд над тоталитаризмом» 11 класс

Конспект интегрированного урока истории и обществознания «Суд над тоталитаризмом» 11 класс

Урок истории и обществознания в 11-м классе "Суд над тоталитаризмом»

Урок истории и обществознания в 11-м классе "Суд над тоталитаризмом»

Предварительная работа: - учащиеся были заранее ознакомлены с планом урока, с основными проблемными вопросами для обсуждения; - учащимся было предложеновыбрать роли участников судебного процесса, подготовить…

Предварительная работа: - учащиеся были заранее ознакомлены с планом урока, с основными проблемными вопросами для обсуждения; - учащимся было предложеновыбрать роли участников судебного процесса, подготовить…

Ход урока 2. Вводное слово учителя:

Ход урока 2. Вводное слово учителя:

Суду предстоит разобраться во всех процессах, которые происходили в период существования тоталитарного режима, сложившегося в 30-е годы 20 века в нашей стране

Суду предстоит разобраться во всех процессах, которые происходили в период существования тоталитарного режима, сложившегося в 30-е годы 20 века в нашей стране

Создававшееся положение в колхозе порождали отдельные отрицательные настроения не только со стороны колхозов, но и со стороны руководителей колхозов

Создававшееся положение в колхозе порождали отдельные отрицательные настроения не только со стороны колхозов, но и со стороны руководителей колхозов

На 1 марта 1940 г. ГУЛАГ состоял из 53 лагерей, 425 исправительно-трудовых колоний, 50 колоний для несовершеннолетних

На 1 марта 1940 г. ГУЛАГ состоял из 53 лагерей, 425 исправительно-трудовых колоний, 50 колоний для несовершеннолетних

А. П. Платонова, О. Э. Мандельштама, живопись

А. П. Платонова, О. Э. Мандельштама, живопись

Кронштадта" Е. А. Дзигана и др

Кронштадта" Е. А. Дзигана и др

Но колхозники имели возможность жить за счет своего подсобного хозяйства, а у рабочих такой возможности не было

Но колхозники имели возможность жить за счет своего подсобного хозяйства, а у рабочих такой возможности не было
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.07.2022