К 75-летию Победы.
Урок: Татарстан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Историко-познавательная игра. 9 класс
Составил учитель истории МБОУ «Калтаковская СОШ», Мензелинского муниципального района, Республики Татарстан.
Тезис: в игровой форме проверить знания по истории Татарстана в годы Великой Отечественной войны; дать возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность; заинтересовать школьников в изучении литературы, посвященной данной теме; воспитывать уважение к славному прошлому нашей республики, формировать чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма.
Урок: Татарстан в годы Великой Отечественной войны
1941-1945 гг.
Историко-познавательная игра.
9 класс.
Цели:
в игровой форме проверить знания по истории Татарстана в годы Великой Отечественной войны;
дать возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность;
заинтересовать школьников в изучении литературы, посвященной данной теме;
воспитывать уважение к славному прошлому нашей республики, формировать чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма.
Оборудование
· Выставка книги плакатов, посвященных Великой Отечественной войне;
· Историческая карта «Великая Отечественная война 1941-1045 гг.»;
· Портреты героев с временно закрытыми фамилиями;
· Игровая карта для жюри и задания для участников.
Игра состоит из пяти этапов, содержательно соответствующих теме Республика в годы Великой отечественной войны.
1этап |
2этап |
3 этап |
4 этап
|
|
|
|
Культура республики в годы войны |
|
|
Экономика республики на службе фронту Всенародная помощь армии и флоту |
|
|
За свободу и независимость Родины |
|
|
Жизнь республики перестраивается на военный лад. |
|
|
|
Каждому этапу игры соответствует своя группа заданий, которые выполняют участники команд и болельщики («группы поддержки»).
План игры.
1.Вступительная часть. Учитель разъясняет цели, последовательность и формы проведения конкурсов, представляет команды, жюри.
2.Основная (игровая) часть. Конкурс состоит из нескольких туров. Участники и болельщики выполняют различные задания, а жюри оценивает это, начисляя баллы.
3.Заключительная часть. Подведение итогов, награждение команд – победительниц или выставление оценок.
Ход игры.
Ведущий.
Наш урок посвящен одной из самых трагических, но одновременно наиболее славных страниц нашей страны – Великой Отечественной войне советского народа против фашистских захватчиков 1941 – 1945 гг.
1 ЭТАП. Жизнь республики перестраивается на военный лад.
Ведущий.
22 июня 1941 г. население республики, как и всей страны, узнало о нападении фашистской Германии на Советский Союз. В этот же день прозвучало суровое слово «мобилизация». Республика начала жить в условиях военного времени. Десятки тысяч жителей по призыву и добровольцами ушли на фронт. Формировались новые боевые соединения и части. Было развернуто массовое обучение боевых резервов. Население и территория ТАССР готовились к возможным военным действиям.
Как же сложились для советского народа эти тяжелые дни?
Команды поочередно отвечают на вопросы ведущего (30 секунд для ответа на один вопрос).
7. Уже в июне 1941 г. из западных районов СССР на восток стали вывозиться люди и производственные объекты. Как это называлось? (Эвакуация).
11. После этой битвы был развеян миф о непобедимости германской армии. Какое это сражение? (Московская битва).
2 ЭТАП. 1942 год. За свободу и независимость Родины
Ведущий.
Уроженцы республики героически сражались за свободу и независимость Родины на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу врага. Их ратные подвиги – яркая страница советской истории 1941-1945 гг.
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10
Командам предлагается в ходе брейн-ринга (быстро и правильно) ответить на вопросы ведущего. (30 секунд для ответа на вопрос).
1. Гвардии старший лейтенант, лётчик-истребитель, Герой Советского Союза. Совершил побег из немецкого концлагеря на угнанном им бомбардировщике Хейнкель-111. ( 3 Девятаев М.П.)
2. Писатель, автор сборников рассказов для детей, стихотворений, драматических произведений. С начала войны находился на фронте. В октябре 1941 года под Брянском был взят в плен и брошен в концлагерь, где встретился с Мусой Джалилем; попал в легион «Идель-Урал». За участие в подпольной организации казнён на гильотине 25 августа 1944 в военной тюрьме Плётцензее в Берлине. (2 Абдулла Алиш)
3. Татарский советский поэт, Герой Советского Союза (1956), Лауреат Ленинской премии (посмертно, 1957). Член ВКП(б) с 1929 года. В 1941 году был призван в Красную Армию. В звании старшего политрука воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, был корреспондентом газеты «Отвага». Был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме Плётцензее в Берлине.(1Муса Джалиль)
4. Советский военачальник, Герой Советского Союза, генерал-полковник. Родился в селе Матвеевка Уфимской губернии, ныне Мензелинский район Республики Татарстан.( 5 Гордов В.Н.)
5. Гвардии старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского Таманского женского авиационного полка ночных бомбардировщиков, Герой Советского Союза, совершила 782 боевых вылета.( 4 Сыртланова М.Х.)
6. Татарка по национальности, командир эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии2-го Белорусского фронта, гвардии капитан. Герой Советского Союза.(6 Санфирова О.А.)
7. Участник Великой Отечественной войны, капитан Рабоче-крестьянской Красной Армии, уроженец деревни Новые Мелькени,Герой Советского Союза (1945). В честь него названа улица в Мензелинске. (8Тапиков С.М.)
8. Татарин по национальности, повторил подвиг Александра Матросова, грудью закрыв амбразуру противника и получил звание Героя Советского Союза посмертно.(7 Гафиатуллин Г.)
9. Первым из уроженцев Татарстана звание Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны было присвоено. В ноябре-декабре 1943 года полк под его командованием охранял встречу «Большой тройки» в Тегеране. ( 9 Кайманов Н.Ф.)
10. Татарский советский поэт. Войну встретил на западной границе, артиллеристом – наводчиком. Оказавшись в тылу, участвовал в организации партизанского движения в лесах Белоруссии, в соединении Константина Заслонова. Обо всем пережитом в годы войны поведал в поэме «Путь славы» и в сборнике рассказов «И мертвые мстили».( 10 Заки Нури)
3 ЭТАП. Экономика республики на службе фронту Всенародная помощь армии и флоту
Ведущий.
В годы Великой Отечественной войны республика была одним из арсеналов армии и флота, важной тыловой базой страны. Ее труженики внесли весомый вклад в создание экономического фундамента победы. В годы войны возникло и приняло огромный размах всенародное патриотическое движение в помощь фронту. Активное участие в нем приняли жители республики.
Пришло время проявить себя и нашим капитанам (командирам) команд.
Капитаны получают листы с заданиями.
Отметьте правильный вариант ответа и сдайте лист жюри (3 минуты на выполнение задания)
1. Появление известной часовой марки «Восток» связано с эвакуацией в Чистополь в годы Великой Отечественной войны:
а) Первого Московского часового завода;
б) Второго Московского часового завода;
в) Петродворцового часового завода;
г) Гомельской обувной фабрики «Труд».
2. Двухсотники - это:
а) более двухсот уроженцев Татарстана, удостоенных по итогам Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза;
б) татарстанские колхозники, обрабатывавшие ежедневно до 200 гектаров пашни;
в) труженики тыла, выполнявшие ежедневную норму выработки на 200 процентов;
г) двести работниц казанского обувного комбината «Спартак», вставшие к производственному конвейеру взамен ушедших на фронт мужей.
3. С именем А.ВЛ. Вишневского связана (-о):
а) разработка метода местного обезболивания и новокаинового блока;
б) улучшение качества синтетического каучука;
в) создание республиканского отделения Фонда обороны;
г) руководство Казанским кетгутным заводом.
4. Активное участие в разработке советского ядерного оружия в рамках программы «Уран», находясь в эвакуации в Казани, принимал:
а) М.В. Келдыш;
б) А.П. Александров;
в) П.Л. Капица;
г) Л.Д. Ландау.
5. Первый фонтан татарстанской нефти забил:
а) в 1942 г.;
б) в 1943 г.;
в) в 1944 г.;
г) в 1945 г.
6. Хирургические шовные материалы в годы Великой Отечественной войны выпускал:
а) Казанский химкомбинат им. Вахитова;
б) Казанский кетгутный завод;
в) Казанский оптико-механический завод;
г) Бондюжский химический завод.
7. Явление электронного парамагнитного резонанса было открыто:
а) А.Б. Арбузовым;
б) Г.Х. Камаем;
в) В.А. Котельниковым;
г) Е.К. Завойским.
8. Славные дочери татарского народа Герои Советского Союза О. Санфирова и М. Сыртланова совершали свои боевые вылеты на самолетах конструкторского бюро:
а) Поликарпова; б) Петлякова;
в) Туполева; г) Ильюшина.
9. За годы Великой Отечественной войны в госпиталях республики прошли курс лечения:
а) 334 тысячи чел.; б) 518 тысяч чел.;
в) 650 тысяч чел.; г) около 1 миллиона чел.
10. Над созданием новых типов самолетов и реактивной техники, будучи в эвакуации в Казани, работал, в частности:
а) И.В. Курчатов; б) А.И. Иоффе;
в) В.П. Глушко; г) Л.А. Орбели.
Ответы: 1. б; 2. в; 3.а; 4.б; 5.б; 6.б; 7.г; 8.а; 9.а; 10.в.
4 ЭТАП. Культура республики в годы войны
Ведущий.
В годы войны духовный потенциал республики был обращен на службу интересам достижения победы над врагом. В этот период были выполнены научные исследования, имевшие важное оборонное значение, созданы многие произведения высокого гражданского звучания в области художественной культуры.
Командам предлагается в ходе брейн-ринга (быстро и правильно) ответить на вопросы ведущего.(30 секунд для ответа на вопрос).
1. Какой жанр появился в татарской музыке в годы Великой Отечественной войны: музыкальной комедии;
2. Автором «Моабитской тетради» является татарский поэт Муса Джалиль.
3. Размещение в Казани в годы Великой Отечественной войны трети институтов Академии наук СССР и ее Президиума стало поводом для организации в 1945 г. Казанского филиала АН СССР.
4. Автором «Суворовского марша» для духового оркестра и марша «Родина» для симфонического оркестра является: С. Сайдашев
5. Автором опер «Алтынчеч», «Ияьдар», «Качкын» является: Н.Жиганов.
6. «На сильной и ветреной Каме
Вдали от привычных дорог
Мы стали с тобой земляками,
Далекий родной городок», — эти строки Л.Ошанина посвятил городу:
Чистополю;
7. Звание народного артиста Татарской АССР в годы Великой Отечественной войны получил: X. Абжалилов;
8. Автором рассказов «единство», «Сильнее смерти», «Солдат Хайрулла», где показана тема Родины и патриотизма, является: А. Абсалямов;
9. Татарский композитор автор балета «Шурале», в годы войны командир стрелкового взвода, лейтенант, пал смертью храбрых в октябре 1943 года. Фарит Яруллин.
Игра со зрителями: Самый активный зритель.
Ведущий.
Задание: за 2 минуты должны дать как можно больше правильных ответов на вопросы ведущего. Жюри начисляет по 1 баллу за каждый правильный ответ.
Подведение итогов. Награждение по номинациям.
Литература:
1. Султанбеков Б.Ф., Иванов А.А., Галлямова А.Г. История Татарстана 20- начало 21 века: Учебное пособие для 9 класса основной школы. – Казань: Тат.респ. изд-во «Хэтер», 2006.-319 с.
2. Данилов А.А. История России, XX – начало XXI века. 9 класс: учеб. Для общеобразоват.учреждений (А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт. – М.: Просвещение, 2011.-382 с.
3. Прокофьев А.М. Тестовые задания по истории Татарстана. Для учащихся 6-9 классов средней школы. – Казань: Татарстанское республиканское издательство «Хэтер» (ТаРИХ), 2003 г.
4. Массово-политическое издание. Книга Героев. Казань: Татарское книжное издательство, 2000 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.