Тема: Двойная роль букв е, ё, ю, я.
Цель: Сформировать знания о двойной роли букв е, ё, ю, я.
Развивать фонетический слух. Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока:
1. Организационный момент
Прозвенел звонок. Первыми сядут те- чьё имя на согласный, а теперь- чьё имя начинается на гласный.
“В открытом море вода синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная, как чистое стекло. Там растут невиданные деревья и цветы с диковинными листьями. Между ветвями шныряют рыбы большие и маленькие – точь-в-точь как у нас птицы. В самом глубоком месте стоит коралловый дворец Морского царя. И живёт с ним его дочь, Русалочка. Она нежная и прекрасная как лепесток розы. Русалочке очень хотелось посмотреть на другой мир, который находится на поверхности воды. “Я знаю, что очень полюблю и тот мир, и людей, которые там живут”, - говорила она отцу. Но её отец говорил о том, что прежде чем всплыть на поверхность моря и познакомиться с миром людей, Русалочка должна выучить язык людей. Он говорил дочери: “Не выучив языка, ты не сможешь понять людей. И потом, я не хочу, чтобы про мою дочь говорили, что она глупая морская девчонка. Не забывай, ведь ты дочь самого царя!” Ничего не оставалось Русалочке, как послушаться отца и отправиться на занятия к Учёной рыбке”
- А вы, ребята, хотите помочь Русалочке? Тогда отправляемся в подводное царство. На страже его стоит Водяной. Он пропускает только тех, кто действительно этого достоин, т.е. умеет читать, писать, знает звуки и буквы своего языка. Вы умеете писать? Тогда докажите это, запишите число в своих тетрадках.
слова на доске “Звуки” и “Буквы”. Учащиеся читают слова.:
- Какой умный вопрос можно здесь задать? (Чем отличаются звуки и буквы?)
“Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим”.
- Какими бывают звуки речи? (Гласные и согласные).
- ( Чем отличаются гласные и согласные звуки?)
- Какими бывают гласные звуки? ( Ударными и безударными)
- Какими значками мы пользуемся для обозначения ударных и безударных гласных звуков?
- Замечательно! Теперь давайте выясним всё о согласных звуках. Какие бывают согласные звуки? ( Глухие и звонкие, твёрдые и мягкие)
М О Р Е [ мор’э] В этом слове два слога, первый ударный, всего 4 звука: два гласных, два звонких согласных, один из которых твёрдый, а другой – мягкий.)
2. Минутка чистописания
Щщ Щу Ще ще щу ща ещ
Щенок щурился на солнце.
Сравните сочетания букв в левой и правой
колонках. Есть ли специальные буквы для обозначения таких сочетаний? Если
есть, напишите эти буквы.
[ай] — ... [йа] — ...
[ой] — ... [йо] — ...
[уй] — ... [йу] — ...
[эй] — ... [йэ] — ...
На доске слова, записанные в 4 столбика:
· Мера, полёт, клюв, мясо.
· Ехать, ёлка, юг, ясный.
· Боец, приём, каюта, стоят.
· Отъезд, съемка, вьюга, обезьяна.
Учащиеся приходят к выводу о том, что буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука, если:
ü Стоят в начале слова,
ü Стоят после гласной,
ü Стоят после разделительного Ъ или Ь знака.
3. Словарный диктант:
Кровать, картина, корзина, кастрюля, молоко, собака, заяц, посуда, мороз, ученик, город.
Слово «заяц» - словарное слово. ---Составим звуковую схему этого слова.
1 звук-согласный, звонкий, твёрдый;
2 звук – гласный, ударный;
3 звук – согласный, всегда мягкий;
4 звук – гласный, безударный;
5 звук – согласный, глухой, твёрдый.
4.Работа над новым материалом
Спишите в первый столбик слова с Е, Ё, Ю ,Я, когда они обозначают один звук; во второй столбик – когда эти буквы обозначают два звука.
Ястреб, тюль, поезд, юбка, берёза, енот, каюта, земля, ягода, клюква.
5. Запиши слова в алфавитном порядке:
мир, вода, слон, ваза, азбука, яхта, лимон, ёлка
6. Сделай звуко-буквенный разбор слова:
СЕНО
Запиши слова в алфавитном порядке:
май, флаг, сено, лодка, кит, уж, голубь, санки
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц – 4 буквы, 5 звуков.)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко – 6 букв, 7 звуков.)
Из леса принцесса
На праздник пришла.
Бусы надела
Огнём расцвела.
(Ёлка – 4 буквы, 5 звуков.)
Маяк, мяч, яхта, вьюга, люди, мёд
Найдите слова, где буквы Е, Ё,Ю,Я обозначают 2 звука, а где
один.
Разбейте слова на два столбика и запишите самостоятельно. Подчеркните буквы, которые
обозначают два звука.
Обозначим слова звуками
Маяк 4б, 5зв; мед -3б, 3зв;
ЯХТА. (Большая и легкая спортивная парусная лодка)
Контроль и оценка знаний
Ребята, вы любите ловить рыбу? Хотите порыбачить в Подводном царстве? Тогда сейчас Русалочка покажет нам, где ставят сети для рыбы. Вот наша сеть.
1 б |
2а |
3 а |
4 б |
5а |
6 б |
7 б |
8 б |
Контрольные задания:
1.
а Звуки речи – это стук, гром, звон, шум.
б Звуки речи – это гласные и согласные звуки.
2.
а Звук можно услышать и произнести.
б Букву можно услышать и произнести.
3.
а Гласные звуки бывают ударными и безударными.
б Согласные звуки бывают ударными и безударными.
4.
а Согласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.
б Гласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.
5.
а Гласный звук образует слог.
б Согласный звук образует слог.
6.
а Ударный слог в слове произносится слабее других.
б Ударный слог в слове произносится сильнее других.
7.
а Буквы обозначают звуки на письме.
б Звуки обозначают буквы на письме.
8.
а Алфавит – это все буквы в беспорядке.
б Алфавит – это все буквы по порядку.
Тест
1. Выбери верное утверждение:
а) В русском алфавите 33 буквы.
б) В русском алфавите 27 букв.
2. Выбери верное утверждение:
а) Согласная буква может означать твёрдый и мягкий звук.
б) Согласная буква всегда обозначает только мягкий звук.
в) Согласная буква обозначает всегда только твёрдый звук.
3. Выбери верное утверждение:
а) Согласная буква образует слог.
б) Гласная буква не образует слог.
4. Выбери верное утверждение:
а) Сколько в слове гласных, столько и слогов.
б) Слогов в слове больше, чем гласных.
в) Слогов в слове меньше, чем гласных.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.