Методическая разработка урока русского языка во 2 классе «Устаревшие слова».
1.1. Методическое обоснование
Урок русского языка «Устаревшие слова» проводится при изучении раздела Слова, слова, слова…»
Данный урок расширяет
а) содержательная: сформировать новое понятие, расширить знание учеников по теме «Слова, слова, слова…» за счет включения новой группы слов «Устаревшие слова»;
б) деятельностная: научить детей находить в тексте устаревшие слова, определять лексическое значение данных слов, ввести новый термин «устаревшие» слова, работать с толковым словарем.
Задачи:
Планируемый результат:
Тип урока: урок «открытия» новых знаний, обретения новых умений и навыков (типология по ФГОС).
Данный урок позволяет выявить опыт учеников по отношению к излагаемому материалу. Урок направлен на формирование и развитие УУД и достижение личностного результата, строится в рамках системно-деятельностного подхода, развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу, контролировать и оценивать свои достижения. Главным процессом на уроке становится не учебник, а мыследеятельность. Главное средство – проблемные ситуации. Содержание урока осваивается за счёт действенной включённости и рефлексии в проблемной ситуации. На первый план выдвигается организация коллективной деятельности и конструирование новых проблемных ситуаций. Выход на зону ближайшего развития ребёнка осуществляется за счёт постановки учебных задач.
Основная технология, используемая на уроке – технология проблемно-диалогического обучения. «Проблемный диалог» – это универсальная технология, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» новых знаний. На данном уроке используется приём «Подводящий диалог», который развивает логическое мышление. Проблемная ситуация с противоречием создаётся через мотивирующий прием «Яркое пятно». Данная технология обучения является результативной, так как обеспечивает развитие интеллекта, воспитание активной личности обучающихся и развитие УУД; здоровьесберегающей, потому что снижает нервно-психические нагрузки за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия» новых знаний; носит общепедагогический характер, так как реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
На уроке активно использован метод иллюстраций (картинки) и метод демонстраций (убранство кабинета в стиле русской избы, компьютерная презентация). Наглядность используется в качестве иллюстрации и самостоятельного источника знаний для создания проблемной ситуации на этапе «самоопределение к деятельности» и в процессе выполнения практических заданий. Это дает возможность улучшить последующее запоминание информации.
Обучающиеся сами включены в оценочную деятельность путём самооценивания. Это снижает авторитарный характер оценочной деятельности учителя и повышает мотивацию учащихся, позволяет им максимально быстро корректировать свои «пробелы», следовательно повышать качество образования.
1.2. Методические рекомендации по проведению урока:
Оснащение: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация к уроку, карточки для самостоятельной работы (дифференцированные задания), старинные предметы для оформления кабинета в стиле русской избы.
Виды деятельности: беседа, самостоятельная работа, самооценка, практическая работа, рефлексия: устная, коллективная, сенсорная и интеллектуальная, ретроспективная (анализ и оценка уже выполненной работы) содержания учебного материала и деятельности.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемное изложение материала.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, работа в парах и группах.
План-конспект урока
Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы!
Милости просим вас гости дорогие!
Проходите.
Сядем рядком да поговорим ладком.
Ждет Вас угощение знатное
И время препровождение приятное.
– Ребята, а где мы с вами очутились? (В русской избе).
Мотивирующий прием «Яркое пятно». (Лапоть)
– Ой, а что же это такое? (Учитель находит лапоть). (Лапоть, обувь, предмет одежды для ног).
– Да, это лапоть – плетеная обувь.
– А часто ли вы используете это слово в речи? (Нет, не часто).
– А почему? (Сейчас такой обуви нет, и слово такое не употребляется в речи).
– А откуда же вам знакомо слово лапти? / Где вы его могли слышать? (В сказках).
– А кто ходил в этой обуви? (простые люди, бедняки, крестьяне).
– А когда носили такую обувь? (В старину).
Все верно. Лапти на Руси – самая древняя обувь. Иногда в лаптях ходили и обеспеченные люди.
– Ребята, а кто догадался, о каких словах мы сегодня будем говорить?
– Сегодня на уроке мы поговорим о словах, которые редко употребляются в современной речи.
– Как бы вы назвали эту группу слов?
– Давайте, проверим. (Учитель открывает табличку с темой урока).
– Сформулируйте задачи, закончив предложение.
Задачи:
Задание 1.
– Русская изба, словно музей старинных вещей. Что только тут не встретишь! В русской избе обязательно стояли сундуки, в которых хранили свитки, ценные вещи и даже предметы быта.
– А давайте поможем хозяйке навести порядок в избе. Положите в сундук предметы, которые не используются в современной жизни. (Слайд, на котором изображены предметы и сундук).
Кафтан, кольчуга, лапти, ботинки, свитер, шуба, шапка.
– Называй свой ответ так: «Кладу в сундук …»
Вывод: какие вещи оказались в сундуке? (Перечисляем.)
– Как одним словом можно назвать слова: кафтан, кольчуга, лапти? (Устаревшие).
Учитель переворачивает картинки.
Ушел из жизни предмет, ушло из языка слово.
Задание 2.
– Ой, кажется, из соседней горницы доносятся голоса.
– О чем говорили в соседней горнице?
Учитель демонстрирует видеоролик, на котором разыгрывается диалог между крестьянкой и барыней.
– Марфа! Марфа!
– Слушаюсь, барыня.
– Сколько звать тебя можно? Целыми днями без дела ходишь!
– Никаких, не хожу, барыня.
– А каким делом занимаешься?
– Хоромы убираю.
– Меня в гости пригласили. Помоги нарядиться.
– Слушаюсь, барыня.
– Надо ланиты подрумянить, да уста подкрасить. Подай мне зерцало!
– Примите, барыня. (Подает зеркало).
– Собери волосы так, чтобы чело было видно! Вразумела?
– Вразумела, барыня. Будет исполнено.
– Какие слова в диалоге были вам непонятны? Назовите.
(Барыня, зерцало, ланиты, чело, хоромы, вразумела). (Слайд со словами).
– Где можем уточнить значение непонятных слов? / Какой источник самый надежный?
С этой целью учеными создаются словари, в которых толкуются все слова. Эти словари помогут вам правильно употреблять в своей речи устаревшие слова, помогут правильно разговаривать на современном русском языке. (Учитель демонстрирует толковые словари Ожегова, Даля, Ушакова).
– У вас тоже есть толковые словари, мини-словарики.
– Давайте обратимся к словарикам и узнаем точное лексическое значение слов, которые мы услышали.
(Даем лексическое значение слову, а на экране появляется картинка).
Время даром не теряем,
Посиделки продолжаем.
Вас хочу я угостить,
Пирожочков предложить.
Пирожки пекла капустные,
Подрумяненные, вкусные!
Подходите! Подходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте!
Меня добрым словом вспоминайте!
ВНИМАНИЕ! На протяжении урока мы будем использовать лист самооценки, чтобы оценить результаты своей работы.
– Прочитайте задание. (Прочитайте слова. Подберите к устаревшему слову современное слово-синоним. Запишите пары слов по образцу.) (Слайд)
Образец: Перст – палец, … .
Перст, ланита, уста, чело, зеница, терем.
Губы, щека, палец, лоб, глаз, дом.
– Кому не понятно задание?
– Каким источником информации будем пользоваться?
– Время выполнения 5 мин.
Заканчиваем.
Выполните проверку. Сравните свою работу с эталоном. (Слайд)
– Над каждой правильно составленной парой поставьте плюс.
Заполните лист самооценки: оцените себя по 5-ти бальной шкале по первому критерию «Я умею подбирать синоним к устаревшим словам»
Вывод: выполнив задание, мы доказали, что у некоторых устаревших слов может быть современный синоним.
– Устали. Давайте, немного отдохнем.
Физминутка.
Пощелкайте перстами, (пальцами)
Улыбнитесь устами, (губами)
Погладьте свои ланиты, (щеки)
Поднимите очи (глаза) вверх, опустите вниз, поверните вправо, поверните влево.
Еще раз пощелкайте перстами,
И улыбнитесь устами.
– Какие устаревшие слова мы использовали в разминке? (Персты, уста, ланиты, очи.)
Задание 3. (Пары)
– А что еще готовили в русской печи?
Да, на Руси поесть любили
И особо каши чтили.
Пшенные, овсяные,
Гречневые, манные.
– А давайте, и мы сварим кашу в русской печке.
– Задумала я угостить вас кашей из бобов, да вот, беда! Кот, мой, проказник, прыгнул на полку, да и уронил банки с крупой. Смешались бобы прошлогодние с бобами свежего урожая. Может быть, вы мне поможете, переберем их вместе?
Бобы-то тоже у меня не простые. Они уже лежат у вас в конвертиках. На бобовых зернышках написаны слова. Вам нужно перебрать бобы так, чтобы зерна с устаревшими словами оставить на столе, а остальные поместить в чугунок. Будьте внимательны, чтобы в чугунке не оказалось бобов с устаревшими словами, а то каша станет горчить.
Ботфорты, полати, длань, полотенце, напёрсток, рука.
– Чтобы выполнить задание без ошибок, уточняйте значение слов в словаре.
– Работаем в парах.
– Время выполнения 5 мин.
– Давайте проверим, удалось ли сварить кашу?
– Прочитайте слова, которые остались на парте.
– Как называются эти слова? (Устаревшие).
(Слайд)
– Возьмите лист самооценки. Оцените результат своей работы по 5-ти бальной шкале по второму критерию «Я умею пользоваться толковым словарем».
Задание 4.
– Каши наварили, пирогами подкрепились, можно и сказочку почитать.
Задание на цветном листочке. (Слайд)
Задание.
Прочитайте текст. Найдите в тексте устаревшее слово. С помощью толкового словаря определите его лексическое значение. Сообщите классу о результатах вашей работы, выслушайте другие сообщения.
Образец презентации итогов работы.
________________________________________________________ .
________________________________________________________ .
Презентация итогов работы (один человек от группы).
1 группа
Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.
2 группа
… На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их, за чупрун таскает.
3 группа
Надоело колобку лежать, он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку, – и покатился по дорожке. Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:
– Колобок, колобок, я тебя съем!
4 группа
Но царевна молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла
И на терем набрела.
– Что будем оценивать в этом задании?
(Я умею находить устаревшие слова в тексте).
Вывод: выполнив задание, мы доказали, что устаревшие слова часто встречаются в худ. литературе.
– Сегодня вместе с вами я побывала в русской избе. Мне было очень интересно готовить для вас этот урок. Вы были очень активны. Мне было приятно видеть ваши горящие глаза.
– А чем вам запомнился сегодняшний урок?
– Чему сегодня научились? (Разделять слова на группы, находить уст. слова в тексте, учились работать с толковым словарем, учились работать в группе, учились оценивать себя).
– Почему значение некоторых слов нам не понятно? (Они устарели, люди употребляют их редко).
– А почему?
– Для чего нужно изучать устаревшие слова? (Чтобы понимать, о чем написано в сказках, о чем поется в русских народных песнях. Устаревшие слова помогают в изучении прошлого нашей страны).
– Какое задание было самым трудным?
– Какое задание было самым интересным?
– Поаплодируйте, если вам понравилась тема «Устаревшие слова».
– Отлично! Я думаю, вы с большим интересом выполните домашнее задание на выбор.
Домашнее задание (по выбору)
– Ребята, тем, кого заинтересовала тема «Устаревшие слова», предлагаю создать толковый словарик. Каждый из вас может создать свою страничку. (На экране слайд).
Или другое задание – раскрасить картинки, найти в словаре названия этих предметов и подписать их.
Выберите для себя задание, которое вам понравилось.
– Листы самооценивания положите мне на стол, выберите домашнее задание, получите угощение.
– Благодарю всех за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.