А. А. БЛОК. ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО, ЛИЧНОСТЬ. ТЕМЫ И ОБРАЗЫ РАННЕЙ ЛИРИКИ. «СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ».
Цель и задачи урока:
Оборудование:
Сегодня мы с вами будем работать в рабочих тетрадях, которые я приготовила для вас.
1. Работа с эпиграфом (есть в рабочей тетради)
— Как сформулируем тему?
— Какую цель перед собой поставим?
Поэтической исповедью, дневником души поэта было его творчество, к изучению которого мы прикоснемся сегодня.
2. Работа в рабочей тетради с высказыванием писателей о Блоке.
«Обвораживающие строки» Блока нужны были не только его современникам. Поэзия Блока и в частности его интимная лирика способствует нравственному и эстетическому воспитанию молодёжи. Об этом справедливо говорил поэт Павел Антакольский, рассматривая первую книгу стихов юного Блока: «Любовь, так высоко поднятая и настолько одушевлённая, зовёт и увлекает за собой читателя … она способствует воспитанию чувств читателя, облагораживает и женщину, и стоящего рядом с нею юношу. <…>По первой книге Александра Блока можно и должно учиться любить. Кому же, как не молодёжи, нужна такая наука!»
3. Просмотр видеофильма «Биография Блока»
4. Беседа о символизме Блока.
---К какому литературному направлению примыкал А.Блок?
К символизму.
---Что является особенностью данного литературного направления?
В основе символизма лежали три незыблемых элемента: мистическое содержание, символичные образы и идея параллельного сосуществования двух миров. (3-й слайд)
5. Работа с рабочей тетрадью «Эстетика символизма А. Блока».
В основе символизма А. Блока лежит философия Владимира Соловьёва. Идеалист и мистик, В. Соловьёв вслед за Блоком утверждал двойственную природу мира, противопоставляя реальной действительности то, что должно быть. Представление о двойственной природе мира отражено в его стихах:
Милый друг, иль ты не видишь,
Что всё видимое нами -
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий -
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете -
Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете?
Основу мира, по В. Соловьёву, составляет «божественное начало», «высший мировой Разум». Он проявляется в Софии, «мировой душе», «Вечной Женственности». И, в свою очередь, весь мировой процесс – это «воплощение Вечной Женственности в великом многообразии форм и степеней». «Душа мира», или «Вечная Женственность» может примирить «небо» и «землю» и спасти находящийся на грани катастрофы мир через его духовное обновление.
В. Соловьёв развивал платоновскую концепцию «мировой души». «Мировая душа» когда-то раздробилась на множество душ, и каждая из них сохранила тяготение к «божественному началу». Это тяготение выражается в любви, в поисках родственной души. Индивидуальные любовные переживания, таким образом, рассматриваются как частица акта мировой мистерии.
Юный Блок, страстно влюблённый в Любовь Дмитриевну Менделееву, видел воплощение того «Вечно Женственного», «божественного» начала, о котором писал В. Соловьёв.
Культ Прекрасной Дамы проходит через все творчество поэта. Но этот образ не остался неизменным, он обретал все новые воплощения — от носительницы божественного начала, Вечной Женственности, Вечной Жены до его конкретного, очеловеченного облика, опоэтизированного в чертах Любимой.
- Прочитайте материал в Рабочей тетради. В чём особенности символизма А. Блока?
5. Особенности сборника «Стихи о Прекрасной Даме» (Индивидуальное сообщение учащегося)
Стихи о Прекрасной Даме»
Композиционно книга построена как роман в стихах (как впоследствии выразился сам автор). Героями этого романтически - любовного романа являются Он и Она (Поэт и Возлюбленная), А. Блок и Л.Д. Менделеева.
Подготавливая к изданию своё первое собрание стихотворений, Блок разместил их по трём книгам. В предисловии к первому изданию «Собрания стихотворений» Блок подчёркивал единство замысла: «Каждое стихотворение необходимо для образования главы; из нескольких глав составляется книга; каждая книга часть трилогии; всю трилогию я могу назвать «романом в стихах»…»
А через несколько месяцев в письме к Андрею Белому он раскрывает основной смысл этапов пройденного им пути и содержание каждой из книг трилогии: «…таков мой путь, теперь, когда он пройден, я твёрдо уверен, что это должное и что все стихи вместе – «трилогия вочеловечения».»
Первая книга Блока “Стихи о Прекрасной Даме”, вышедшая в 1904 г., была посвящена Любови Дмитриевне Менделеевой. Стихи 1901-1902 гг., составившие ядро первой книги лирики Блока, написаны в пору самой горячей и нежной влюбленности в ту, которая стала его женой.
Известно, что в период с 1898 по 1904 год А.А. Блок написал более 300 стихотворений, в первую книгу «Стихи о Прекрасной Даме» он включил 93 стихотворения . В издание 1946 года в цикл было включено 184 стихотворения.
Надо отметить, что все творчество поэта очень логично выстроено.
Первый цикл называется «Ante lucem» («До света») – как бы предваряя будущее нелёгкого пути.
А дальше – «Стихи о Прекрасной Даме».
Что же такое «Стихи о Прекрасной Даме», если ему предшествует цикл «До света»? («Стихи о Прекрасной Даме» - это и есть свет).
- Стремление к свету – было лейтмотивом не только поэзии А. Блока. У вас на парте лежит стихотворение И. Анненского «Среди миров». Прочитайте его. (Один учащийся читает стих.)
- Почему с Ней не надо света? (Она и есть свет)
Третий цикл - «Распутья».
6 Анализ стихотворений.
Беседа.
- На что следует обратить внимание? (Есть Вступление)
- Что такое вступление и какую роль оно играет в произведении? (Ответы учащихся).
- Все правильно, вступление – это экспозиция, т.е. часть произведения, в которой содержатся основные мотивы, развивающиеся в дальнейшем.
- Прочитайте Вступление, чтобы понять каковы лейтмотивы цикла. Кто же такая Прекрасная Дама? Кому посвятил свои стихи поэт?
I мотив: духовное совершенствование лирического героя (отдых напрасен). Речь идет не о физическом отдыхе, а о работе души. А трудиться душой необходимо, чтобы самосовершенствоваться.
II мотив: Явление Царицы на землю. Возникает ощущение, что на землю является неземное существо, т.к. есть строка «Дольнему миру чужда и строга» (дольний – земной), все начинает гореть огнем (красное пламя), природа замирает(заря замерла), возникает ощущении того, что расширяется земное пространство и устремляется вверх (купол стремится ввысь).
Заполнение таблицы.
Запишите выводы в тетради, а потом продолжим анализ стихотворений, заполняя таблицу. Каждый работает со своим стихотворением. Не более 4-5 минут
Параметры |
Стихотворение «Вступление» |
Стихотворение «Предчувствую Тебя» |
Стихотворение «Ты горишь над высокой горою...» |
Стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы...» |
Я (лирический герой)
|
Отдых напрасен |
Предчувствую, молча жду, тоскуя и любя, страшно, паду |
|
Она для него святая, в ней воплотился его идеал: Герой очарован, он рад видеть неземные черты. Лирический герой обретает гармонию. Он восторженно восклицает: О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны твои черты Мне не слышны ни вздохи, ни речи Но я верю - Милая Ты. |
МИР
|
Вечер прекрасен, терем высок, красное пламя, купол стремится в лазурную высь, заря замерла, синие окна, колокольные звоны гудят |
Года проходят мимо, горизонт в огне, ясен, горизонт, лучезарность близко |
Гора, терем, вечер |
“Тёмные храмы”, “тень высокой колонны”, “мерцание красных лампад”. И лишь с образом Прекрасной Дамы связаны свет, яркий луч: “озаренный образ”, “ласковые свечи”. |
ОНА
|
Дольнему миру чужда и строга, рассыпаешь жемчуга, красная тайна, Царевна Сама, меня ждала, ворота отперла |
Близко появление, изменишь облик Ты, возбудишь подозренье, сменив привычные черты |
|
Прекрасная Дама – это “сон”, мечта, идеал, “Величавая Вечная Жена”, Святая, Милая. Для лирического героя она недосягаема, поэтому Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. |
Вывод по стихотворению
|
В каждом зримом образе заключен символ. Высокий терем, окружённый воротами, - символ недосягаемого и чего – то романтического, сказочного. Купол устремлен в лазурную высь – это мечта лирического героя о необычном, вечном, нетленном.
В стихотворении преобладает цветовая доминанта – огонь. Она выражена и в существительных ( заря), и в прилагательных (красная тайна), и в глаголах (поджигал). Здесь и “румянец”, и “зажглись”. Это огненная мечта героя, это огонь в его душе, огонь любви к неземной, таинственной и недосягаемой Царевне.
Лирический герой стремится к этому терему, достигает его и стучится в ворота. Он близок к воплощению своей мечты. Та, к которой он стремится, напоминает сказочную героиню, Царевну Несмеяну. Мы не видим её, но терем, в котором она живет, помогает нам создать образ таинственной, загадочной, неземной женщины. |
Здесь соединяются чувство ожидания, веры в приближение Идеала и страх разрушения его при столкновении с реальностью. Таким образом, композиция стихотворения основана на антитезе ожидания Идеала и страха перед его изменением, преображением в действительности. |
Перед нами вновь высокая гора, терем, вечер. Кажется, картина знакомая. И те же самые цвета, среди которых доминирует яркий, цвет огня, горения: “ горишь”, “костер разводишь”, огневая игра”, “Искры”, “огневые круги”.
Лирический герой упоен своей мечтой, верен судьбе, полностью ей подвластен, желает постичь тайну, слиться со своей мечтой и “ настигнуть её в терему”. Он уверен в том, что его мечта воплотится, он сможет слиться с вечностью, стать частицей вечного огня и достичь идеала.
Она, его мечта, недоступна, как Царевна, но всё – таки ждёт его, готовит ему встречу. |
Вымышленному, идеальному миру, таинственности и загадочности Прекрасной Дамы противопоставлен лирический герой, с его переживаниями, дрожью «от скрипа дверей». |
Совместный анализ стихотворения “Мы встречались с тобой на закате”.
1. Как изменился в этом стихотворении образ Прекрасной Дамы? Обрати внимание на цвет, звуки. Какое новое символическое содержание они принимают?
2. Какие изменения произошли в лирическом герое?
Изменился фон повествования: он снижен, может быть, тривиален: залив, лодка, двое влюбленных, вечер.
Изменилась героиня. Это уже не Величавая Жена, а земная женщина.
Меняется и смысловое наполнение символов, их семантика. Это залив и коса. Это берег, у которого рябь и камыш. И теперь уже не лирический герой думает об идеале, а кто – то, а лирический герой “разлюбил утонченность мечты”. Его прошлые восторги “померкли, прошли, отошли”. В прошлом остались и “белый стан, голоса панихиды и золотое весло”.
Меняется цвет, он становится приглушенным: “закат”, “вечерние свечи”, “бледная краса”, “вечерний туман”. А вот звуки, создающие грустное настроение, передающие печаль героя, его ностальгию по мечте: “безмолвные встречи”, “голоса панихиды”, “лазурная тишь”.
Обсуждение. Выводы по каждому стихотворению записываются в тетрадь.
Подводится итог: Какую эволюцию претерпел образ Прекрасной Дамы в раннем творчестве А. А. Блока? Чем это объясняется?
Итак: «Прекрасная Дама» - это неземной образ, в котором сочетаются три лика:
А) земной (жена А.Блока – Л.Д. Менделеева)
Б) религиозный (Царица Небес)
В) космический (Величавая Вечная Жена)
Любовь рисуется Блоком как обряд служения чему-то высшему. Вымышленный мир противопоставлен событиям реальной действительности. Вначале Прекрасная Дама является носительницей Божественного Начала, Вечной Женственности. Потом образ этот снижается, становится земным, приобретает реальные черты.
7 Анализ стихотворения «Фабрика»
В третьем цикле «Распутья» (1902-1904) наряду с прежней темой возвышенной любви появляются стихи об окружающей действительности, о противоречиях и ужасах капиталистического города («Фабрика», «По городу бегал чёрный человек», «Из газет», «Последний день», «По городу плёлся больной человек» и др.) Блок пишет произведения, в которых прямо говорится о социальных противоречиях, о новых людях, выходящих на арену истории:
Мы не стали искать и гадать:
Пусть заменят нас новые люди!
В тех же муках рождала их мать,
Так же нежно кормила у груди.
Чтение стихотворения «Фабрика» (есть в рабочей тетради)
Читатели и поклонники «Стихов о Прекрасной Даме» посчитали неожиданными и странными строки о фабрике, о рабочих, об эксплуатации. Однако стихотворение «Фабрика» не было случайным для творчества А. Блока. Оно явилось одним из первых признаков поворота к новой тематике, к новому восприятию действительности.
В 1903 году Блок жил вместе с семьёй матери в казармах лейб-гвардии гренадёрского полка. (в 1889 году мать вторично вышла замуж за офицера Ф.Ф. Кублицкого-Пиоттуха). Вблизи было тюлевая фабрика, а за рекой располагались заводы Нобеля и Леснера. Блок не раз наблюдал сцены набора рабочих, столпившихся у ворот фабрики, видел рабочие волнения. Сильное влияние на Блока оказал сборник В. Брюсова «Urbi et orbi» («Граду и миру»). Образы блоковской «Фабрики» явно перекликаются со стихотворением «Ночь», помещённым в этом сборнике Брюсова:
Глядят несытые ряды
Фабричных окон в темный холод,
Не тихнет резкий стон руды,
Ему в ответ хохочет молот.
И, спину яростно клоня,
Скрывают бешенство проклятий
Среди железа и огня
Давно испытанные рати.
В стихотворении Блока «Фабрика» нет описания каких либо особенных событий. Перед нами обычная, повседневная картина: рабочие идут на фабрику.
Беседа
- Что ожидает рабочих?
- К чему призывает рабочих гудок?
- Как описаны рабочие?
- Кто же обманывает рабочих, что мы можем сказать из стихотворения об их угнетателях?
«В жолтых окнах засмеются». Кто засмеётся не сказано. «Недвижный кто-то, черный кто-то людей считает в тишине» - опять личность не определена. Блок и не старается показать конкретных виновников людского горя (символист!, цвет!)Из стихотворения ясно лишь то, что существует какая-то сила, приносящая людям страдания.
Вполне понятно, что «медный голос» относится к фабричному гудку. Посмотрим, однако, как написано в стихотворении, кому принадлежит этот голос. Это «недвижный кто-то, черный кто-то».
Таким образом, читатель воспринимает фабричный гудок как часть той злой силы, которая зовёт рабочих, заставляет выполнять тяжёлую, изнуряющую работу, обманывает.
- Почему сказано, что «чёрный кто-то людей считает в тишине»?
В рукописном варианте стихотворения «Фабрика» написано «чернеющие болты», а в окончательном варианте «задумчивые болты». Чем вызвана такая замена?
В темноте не очень заметны «чернеющие болты», поэтому Блок заменил это выражение. А эпитет «задумчивые» вызывает у читателя какие-то смутные предчувствия
Всё это характерно для символистской поэзии. Мрачному настроению соответствует также и эпитет «глухо» («И глухо заперты ворота…»). В контексте стихотворения «глухо» обозначает плотно, крепко. Но слово «глухо» имеет несколько значений и поэтому вызывает несколько дополнительных ассоциаций. Каких? Затаённый, пустынный, безлюдный, безмолвный.
Эпитет «глухо» вызывает мысли о беспросветной, застойной, безмолвной жизни рабочих. В безмолвной глухой тишине ясно слышно, как «скрипят задумчивые болты». Так сознание читателя подготавливается к восприятию этой зловещей тишины, о которой говорится в конце второй строфы: «людей считает в тишине».
- Нужно ли в стихотворении говорить о тишине?
- Как возможно, что слышно, как «скрипят задумчивые болты», если собралось много людей?
- Как характеризует собравшихся у ворот рабочих тишина?
«Человеческих лиц, - писал К. Чуковский, - он ещё не увидел, лица были ещё в тумане, но он увидел главное: с п и н ы .Люди явились ему раньше всего как спины, отягощённые бременем… Согнутые спины – это было открытие Блока. Прежде, у себя на вершине, он и не знал, что у нас согнутые спины… Это было первое, что узнал он о людях: им больно».
Таким образом, сам факт обращения певца «Прекрасной Дамы» к изображению фабрики и рабочих был важной вехой на его творческом пути. Вот об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.
8. Рефлексия
— Какую цель вы ставили перед собой? Достигли ли ее?
9 . Домашнее задание
1. Материалы урока знать. Стихотворение «Предчувстую Тебя…» выучить.
2 — подготовка «Литературной визитки» об истории создания стихотворения «Незнакомка» (индивидуальное задание);
3 — чтение стихотворений «Незнакомка», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «О доблестях, о подвигах, о славе…». Тексты принести на урок (не в телефоне)
Литература.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.