Урок в 11 классе "А. Блок. Стихи о Прекрасной Даме"
Оценка 4.7

Урок в 11 классе "А. Блок. Стихи о Прекрасной Даме"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
15.01.2021
Урок в 11 классе "А. Блок. Стихи о Прекрасной Даме"
Первый урок по теме "А. Блок" в 11 классе. Знакомит с особенностями символизма Блока, особенностями сборника "Стихи о прекрасной Даме", показывает эволюцию образа.
А. Блок Стихи о Прекрасной Даме.docx

А. А. БЛОК. ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО, ЛИЧНОСТЬ. ТЕМЫ И ОБРАЗЫ РАННЕЙ ЛИРИКИ. «СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ».

Цель и задачи урока:

  • Показать влияние философии В. Соловьева на творчество А.А.Блока;
  • выявить особенности его поэтики на основе произведений, вошедших в сборник “Стихи о Прекрасной Даме”,
  • ввести в мир настроений и образов;
  • развивать навыки анализа поэтического текста; прививать любовь к прекрасному.

Оборудование:

  1. Презентация PowerPoint
  2. видеофильма «Биография Блока»
  3. Рабочая тетрадь;

 

 

Сегодня мы с вами будем работать в рабочих тетрадях, которые я приготовила для вас.

 

1. Работа с эпиграфом (есть в рабочей тетради)

— Как сформулируем тему?

— Какую цель перед собой поставим?

Поэтической исповедью, дневником души поэта было его творчество, к изучению которого мы прикоснемся сегодня. 

 

2. Работа в рабочей тетради с высказыванием писателей о Блоке.

«Обвораживающие строки» Блока нужны были не только его современникам. Поэзия Блока и в частности его интимная лирика способствует нравственному и эстетическому воспитанию молодёжи. Об этом справедливо говорил поэт Павел Антакольский, рассматривая первую книгу стихов юного Блока: «Любовь, так высоко поднятая и настолько одушевлённая, зовёт и увлекает за собой читателя … она способствует воспитанию чувств читателя, облагораживает и женщину, и стоящего рядом с нею юношу. <…>По первой книге Александра Блока можно и должно учиться любить. Кому же, как не молодёжи, нужна такая наука!»

 

3. Просмотр видеофильма «Биография Блока»

 

4. Беседа о символизме Блока.

---К какому литературному направлению  примыкал А.Блок?

 К символизму.

---Что является  особенностью данного литературного направления?

В основе символизма лежали три незыблемых элемента: мистическое содержание, символичные образы и идея параллельного сосуществования двух миров. (3-й слайд)

 

5. Работа с рабочей тетрадью «Эстетика символизма А. Блока».

 

В основе символизма А. Блока лежит философия Владимира Соловьёва. Идеалист и мистик, В. Соловьёв вслед за Блоком утверждал двойственную природу мира, противопоставляя реальной действительности то, что должно быть. Представление о двойственной природе мира отражено в его стихах:

 

Милый друг, иль ты не видишь,

Что всё видимое нами -

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий -

Только отклик искаженный

Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,

Что одно на целом свете -

Только то, что сердце к сердцу

Говорит в немом привете?

 

Основу мира, по В. Соловьёву, составляет «божественное начало», «высший мировой Разум». Он проявляется в  Софии, «мировой душе», «Вечной Женственности». И, в свою очередь, весь мировой процесс – это «воплощение Вечной Женственности в великом многообразии форм и степеней». «Душа мира», или «Вечная Женственность» может примирить «небо» и «землю» и спасти находящийся на грани катастрофы мир через его духовное обновление.

В. Соловьёв развивал платоновскую концепцию «мировой души». «Мировая душа» когда-то раздробилась на множество душ, и каждая из них сохранила тяготение к «божественному началу». Это тяготение выражается в любви, в поисках родственной души. Индивидуальные любовные переживания, таким образом, рассматриваются как частица акта мировой мистерии.

Юный Блок, страстно влюблённый в Любовь Дмитриевну Менделееву, видел воплощение того «Вечно Женственного», «божественного» начала, о котором писал В. Соловьёв.

Культ Прекрасной Дамы проходит через все творчество поэта. Но этот образ не остался неизменным, он обретал все новые воплощения — от носительницы божественного начала, Вечной Женственности, Вечной Жены до его конкретного, очеловеченного облика, опоэтизированного в чертах Любимой.

 

- Прочитайте материал в Рабочей тетради. В чём особенности символизма А. Блока?

 

5. Особенности сборника «Стихи о Прекрасной Даме» (Индивидуальное сообщение учащегося)

Стихи о Прекрасной Даме»  

Композиционно книга построена как роман в стихах  (как  впоследствии выразился сам автор).  Героями этого романтически - любовного романа являются Он и Она (Поэт и Возлюбленная), А. Блок и Л.Д. Менделеева.

Подготавливая к изданию своё первое собрание стихотворений, Блок разместил их по трём книгам. В  предисловии к первому изданию «Собрания стихотворений» Блок подчёркивал единство замысла: «Каждое стихотворение необходимо для образования главы; из нескольких глав составляется книга; каждая книга часть трилогии; всю трилогию я могу назвать «романом в стихах»…»

А через несколько месяцев в письме к Андрею Белому он раскрывает основной смысл этапов пройденного им пути и содержание каждой из книг трилогии: «…таков мой путь, теперь, когда он пройден, я твёрдо уверен, что это должное и что все стихи вместе – «трилогия вочеловечения».»

 Первая книга Блока “Стихи о Прекрасной Даме”, вышедшая в 1904 г., была посвящена Любови Дмитриевне Менделеевой. Стихи 1901-1902 гг., составившие ядро первой книги лирики Блока, написаны в пору самой горячей и нежной влюбленности в ту, которая стала его женой.

 Известно, что в период с 1898 по 1904 год А.А. Блок написал более 300 стихотворений, в первую книгу «Стихи о Прекрасной Даме» он включил 93 стихотворения . В издание 1946 года в цикл было включено 184 стихотворения.

Надо отметить, что все творчество поэта очень логично выстроено.

 Первый цикл называется  «Ante lucem» («До света») – как бы предваряя будущее нелёгкого пути.

А  дальше – «Стихи о Прекрасной Даме».

 

Что же такое «Стихи о Прекрасной Даме», если ему предшествует цикл «До света»? («Стихи о Прекрасной Даме» - это и есть свет).

- Стремление к свету – было лейтмотивом не только поэзии А. Блока. У вас на парте лежит стихотворение И. Анненского «Среди миров». Прочитайте его. (Один учащийся читает стих.)

- Почему с Ней не надо света? (Она и есть свет)

Третий цикл  - «Распутья».

 

6 Анализ стихотворений.

Беседа.

- На что следует обратить внимание? (Есть Вступление)

- Что такое вступление и какую роль оно играет в произведении? (Ответы учащихся).

- Все правильно, вступление – это экспозиция, т.е. часть произведения, в которой содержатся основные мотивы, развивающиеся в дальнейшем.

- Прочитайте Вступление, чтобы понять каковы лейтмотивы цикла. Кто же такая Прекрасная Дама? Кому посвятил свои стихи поэт?

 

I мотив: духовное совершенствование лирического героя (отдых напрасен). Речь идет не о физическом отдыхе, а о работе души. А трудиться душой необходимо, чтобы самосовершенствоваться.

 II мотив: Явление Царицы на землю. Возникает ощущение, что на землю является     неземное существо, т.к. есть строка «Дольнему миру чужда и строга» (дольний – земной), все начинает гореть огнем (красное пламя), природа замирает(заря замерла), возникает ощущении того, что расширяется земное пространство и устремляется вверх (купол стремится ввысь).

 

 Заполнение таблицы.

 Запишите выводы в тетради, а потом продолжим анализ стихотворений, заполняя таблицу. Каждый работает со своим стихотворением. Не более 4-5 минут

 

Параметры

Стихотворение «Вступление»

Стихотворение «Предчувствую Тебя»

Стихотворение  «Ты горишь над высокой горою...»

Стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы...»

Я (лирический герой)

 

 

 

Отдых напрасен

Предчувствую, молча жду, тоскуя и любя, страшно, паду

 

Она для него святая, в ней воплотился его идеал:

Герой очарован, он рад видеть неземные черты.  Лирический герой обретает гармонию. Он восторженно восклицает:

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны твои черты

Мне не слышны ни вздохи, ни речи

Но я верю - Милая Ты.

МИР

 

 

 

Вечер прекрасен, терем высок, красное пламя, купол стремится в лазурную высь, заря замерла, синие окна, колокольные звоны гудят

Года проходят мимо, горизонт в огне, ясен, горизонт, лучезарность близко

Гора, терем, вечер

“Тёмные храмы”, “тень высокой колонны”, “мерцание красных лампад”. И лишь с образом Прекрасной Дамы связаны свет, яркий луч: “озаренный образ”, “ласковые свечи”.

ОНА

 

 

 

Дольнему миру чужда и строга, рассыпаешь жемчуга, красная тайна, Царевна Сама, меня ждала, ворота отперла

Близко появление, изменишь облик Ты, возбудишь подозренье, сменив привычные черты

 

Прекрасная Дама – это “сон”, мечта, идеал, “Величавая Вечная Жена”, Святая, Милая.

Для лирического героя она недосягаема, поэтому

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

Вывод по стихотворению

 

 

 

В каждом зримом образе заключен символ. Высокий терем, окружённый воротами, - символ недосягаемого и чего – то романтического, сказочного. Купол устремлен в лазурную высь – это мечта лирического героя о необычном, вечном, нетленном.

 

В стихотворении преобладает цветовая доминанта – огонь. Она выражена и в существительных ( заря), и в прилагательных (красная тайна), и в глаголах (поджигал). Здесь и “румянец”, и “зажглись”. Это огненная мечта героя, это огонь в его душе, огонь любви к неземной, таинственной и недосягаемой Царевне.

 

Лирический герой стремится к этому терему, достигает его и стучится в ворота. Он близок к воплощению своей мечты. Та, к которой он стремится, напоминает сказочную героиню, Царевну Несмеяну. Мы не видим её, но терем, в котором она живет, помогает нам создать образ таинственной, загадочной, неземной женщины.

Здесь соединяются чувство ожидания, веры в приближение Идеала и страх разрушения его при столкновении с реальностью. Таким образом, композиция стихотворения основана на антитезе ожидания Идеала и страха перед его изменением, преображением в действительности.

Перед нами вновь высокая гора, терем, вечер. Кажется, картина знакомая. И те же самые цвета, среди которых доминирует яркий, цвет огня, горения: “ горишь”, “костер разводишь”, огневая игра”, “Искры”, “огневые круги”.

 

Лирический герой упоен своей мечтой, верен судьбе, полностью ей подвластен, желает постичь тайну, слиться со своей мечтой и “ настигнуть её в терему”. Он уверен в том, что его мечта воплотится, он сможет слиться с вечностью, стать частицей вечного огня и достичь идеала.

 

Она, его мечта, недоступна, как Царевна, но всё – таки ждёт его, готовит ему встречу.

Вымышленному, идеальному миру, таинственности и загадочности  Прекрасной Дамы противопоставлен лирический герой, с его переживаниями, дрожью «от скрипа дверей».

 

 

Совместный анализ стихотворения “Мы встречались с тобой на закате”.

1. Как изменился в этом стихотворении образ Прекрасной Дамы? Обрати внимание на цвет, звуки. Какое новое символическое содержание они принимают?

2. Какие изменения произошли в лирическом герое?

 

Изменился фон повествования: он снижен, может быть, тривиален: залив, лодка, двое влюбленных, вечер.

Изменилась героиня. Это уже не Величавая Жена, а земная женщина.

Меняется и смысловое наполнение символов, их семантика. Это залив и коса. Это берег, у которого рябь и камыш. И теперь уже не лирический герой думает об идеале, а кто – то, а лирический герой “разлюбил утонченность мечты”. Его прошлые восторги “померкли, прошли, отошли”. В прошлом остались и “белый стан, голоса панихиды и золотое весло”.

Меняется цвет, он становится приглушенным: “закат”, “вечерние свечи”, “бледная краса”, “вечерний туман”. А вот звуки, создающие грустное настроение, передающие печаль героя, его ностальгию по мечте: “безмолвные встречи”, “голоса панихиды”, “лазурная тишь”.

 

Обсуждение. Выводы по каждому стихотворению записываются в тетрадь.

Подводится итог: Какую эволюцию претерпел образ Прекрасной Дамы в раннем творчестве А. А. Блока? Чем это объясняется?

 

Итак: «Прекрасная Дама» - это неземной образ, в котором сочетаются три лика:

А) земной (жена А.Блока – Л.Д. Менделеева)

Б) религиозный (Царица Небес)

В) космический  (Величавая Вечная Жена)

Любовь рисуется Блоком как обряд служения чему-то высшему. Вымышленный мир противопоставлен событиям реальной действительности. Вначале Прекрасная Дама является носительницей Божественного Начала, Вечной Женственности. Потом образ этот снижается, становится земным, приобретает реальные черты.

 

7  Анализ стихотворения «Фабрика»

В третьем цикле «Распутья» (1902-1904) наряду с прежней темой возвышенной любви появляются стихи об окружающей действительности, о противоречиях и ужасах капиталистического города  («Фабрика», «По городу бегал чёрный человек», «Из газет», «Последний день», «По городу плёлся больной человек» и др.) Блок пишет произведения, в которых прямо говорится о социальных противоречиях, о новых людях, выходящих на арену истории:

Мы не стали искать и гадать:

Пусть заменят нас новые люди!

В тех же муках рождала их мать,

Так же нежно кормила у груди.

 

Чтение стихотворения «Фабрика» (есть в рабочей тетради)

Читатели и поклонники «Стихов о Прекрасной Даме» посчитали неожиданными и странными строки о фабрике,  о рабочих, об эксплуатации. Однако стихотворение «Фабрика» не было случайным для творчества А. Блока. Оно явилось одним из первых признаков поворота к новой тематике, к новому восприятию действительности.

В 1903 году Блок жил вместе с семьёй матери в казармах лейб-гвардии гренадёрского полка. (в 1889 году мать вторично вышла замуж за офицера Ф.Ф. Кублицкого-Пиоттуха). Вблизи было тюлевая фабрика, а за рекой располагались заводы Нобеля и Леснера. Блок не раз наблюдал сцены набора рабочих, столпившихся у ворот фабрики, видел рабочие волнения. Сильное влияние на Блока оказал сборник В. Брюсова «Urbi et orbi» («Граду и миру»). Образы блоковской «Фабрики» явно перекликаются со стихотворением «Ночь», помещённым в этом сборнике Брюсова:

 

Глядят несытые ряды

Фабричных окон в темный холод,

Не тихнет резкий стон руды,

Ему в ответ хохочет молот.

И, спину яростно клоня,

Скрывают бешенство проклятий

Среди железа и огня

Давно испытанные рати.

 

В стихотворении Блока «Фабрика» нет описания каких либо особенных событий. Перед нами обычная, повседневная картина: рабочие идут на фабрику.

Беседа

- Что  ожидает рабочих?

- К чему призывает рабочих гудок?

- Как описаны рабочие?

- Кто же обманывает рабочих, что мы можем сказать из стихотворения об их угнетателях?

«В жолтых окнах засмеются». Кто засмеётся не сказано. «Недвижный кто-то, черный кто-то людей считает в тишине»  - опять личность не определена. Блок и не старается показать конкретных виновников людского горя  (символист!, цвет!)Из стихотворения ясно лишь то, что существует какая-то сила, приносящая людям страдания.

Вполне понятно, что «медный голос» относится к фабричному гудку. Посмотрим, однако, как написано в стихотворении, кому принадлежит этот голос. Это «недвижный кто-то, черный кто-то».

Таким образом, читатель воспринимает фабричный гудок как часть той злой силы, которая зовёт рабочих, заставляет выполнять тяжёлую, изнуряющую работу, обманывает.

- Почему сказано, что «чёрный кто-то людей считает в тишине»?

 

В рукописном варианте стихотворения «Фабрика» написано «чернеющие болты», а в окончательном варианте «задумчивые болты». Чем вызвана такая замена?

В темноте не очень заметны «чернеющие болты», поэтому Блок заменил это выражение. А эпитет «задумчивые» вызывает у читателя какие-то смутные предчувствия

Всё это характерно для символистской поэзии. Мрачному настроению соответствует также и эпитет «глухо» («И глухо заперты ворота…»). В контексте стихотворения «глухо» обозначает плотно, крепко. Но слово «глухо» имеет несколько значений и поэтому вызывает несколько дополнительных ассоциаций. Каких? Затаённый, пустынный, безлюдный, безмолвный.

Эпитет «глухо» вызывает мысли о беспросветной, застойной, безмолвной жизни рабочих. В безмолвной глухой тишине ясно слышно, как «скрипят задумчивые болты». Так сознание читателя подготавливается к восприятию этой зловещей тишины, о которой говорится в конце второй строфы: «людей считает в тишине».

- Нужно ли в стихотворении говорить о тишине?

- Как возможно, что слышно, как «скрипят задумчивые болты», если собралось много людей?

- Как характеризует собравшихся у ворот  рабочих тишина?

«Человеческих лиц, - писал К. Чуковский, - он ещё не увидел, лица были ещё в тумане, но он увидел главное: с п и н ы .Люди явились ему раньше всего как спины, отягощённые бременем… Согнутые спины – это было открытие Блока. Прежде, у себя на вершине, он и не знал, что у нас согнутые спины… Это было первое, что узнал он о людях: им больно».

Таким образом, сам факт обращения певца «Прекрасной Дамы» к изображению фабрики и рабочих был важной вехой на его творческом пути. Вот об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

8. Рефлексия

— Какую цель вы ставили перед собой? Достигли ли ее?

 

9 . Домашнее задание

1.      Материалы урока знать. Стихотворение «Предчувстую Тебя…»  выучить.

2 — подготовка «Литературной визитки» об истории создания стихотворения «Незнакомка» (индивидуальное задание);

3 — чтение стихотворений «Незнакомка», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «О доблестях, о подвигах, о славе…». Тексты принести на урок (не в телефоне)

 

 

Литература.

  1. Анисарова Л.А. “...Сквозь жар души, сквозь хлад ума” (Жизнь и творчество Александра Блока). - М.: ООО “Издательство Астрель”, 2004. Стр. 28-59.
  2. Бекетова М.А. “Воспоминания об Александре Блоке” (Сост. В.П.Енишерлов и С.С.Лесневский.) М.: Правда, 1990. Стр.60-91.
  3. Баевский В.С. История русской поэзии: 1730-1980.- М.,1996. - С.200-201.
  4. Енишерлов В.П. “Я лучшей доли не искал. Судьба Александра Блока в письмах, дневниках, воспоминаниях”. М.,1988.
  5. Жирмунский В.М. Теория литератур. Поэтика. Стилистика. Л.,1977. (Статья “Поэтика Блока”)
  6. Максимов Д.Е. Поэзия и проза А.Блока. 2-е изд. Л.,1981 (Статья “Идея пути в поэтическом сознании А. Блока”.)
  7. Долгополов Л.К. Александр Блок. 2-е изд. Л.,1980.
  8. Громов П.А. Блок, его предшественники и современники. 2-е изд. Л., 1986.
  9. Тимофеева Л.И. “К вопросу о творческом методе Блока”. М., 1980.
  10. Русская литература. ХХ век: Справочные материалы (Сост. Л.А.Смирнова. - М.,1995.
  11. Александр Блок: Новые исследования: В 5 т. - М., 1980-1993.

 

А. А. БЛОК. ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО,

А. А. БЛОК. ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО,

В основе символизма А. Блока лежит философия

В основе символизма А. Блока лежит философия

А через несколько месяцев в письме к

А через несколько месяцев в письме к

Отдых напрасен Предчувствую, молча жду, тоскуя и любя, страшно, паду

Отдых напрасен Предчувствую, молча жду, тоскуя и любя, страшно, паду

В каждом зримом образе заключен символ

В каждом зримом образе заключен символ

Вывод по стихотворению

Вывод по стихотворению

Последний день», «По городу плёлся больной человек» и др

Последний день», «По городу плёлся больной человек» и др

В рукописном варианте стихотворения «Фабрика» написано «чернеющие болты», а в окончательном варианте «задумчивые болты»

В рукописном варианте стихотворения «Фабрика» написано «чернеющие болты», а в окончательном варианте «задумчивые болты»

Тимофеева Л.И. “К вопросу о творческом методе

Тимофеева Л.И. “К вопросу о творческом методе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2021