Войняк Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Ныробская средняя общеобразовательная школа им. А.В.Флоренко»
Предмет: русский язык
Класс 5
Тема урока: «Подчинительная связь между частями сложного предложения. Сложноподчинённые предложения (ознакомление)»
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели Цели урока:
Образовательная: повторить орфографию, закрепить умение правильно выделять из предложения и разбирать словосочетания, находить грамматическую основу предложения, распознавать предложения по количеству грамматических основ, по наличию второстепенных членов, находить однородные члены, правильно ставить знаки препинания при однородных членах и обращениях, проводить синтаксический разбор простого предложения, различать простое и сложное предложения, правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения, составлять и читать схемы сложных предложений, работать с тестовыми заданиями в качестве подготовки к ЕГЭ;
- воспитательная: прививать любовь к родному краю, учить бережно относиться к окружающему миру;
- развивающая: формировать умение работать в парах, чувство ответственности, уважение к товарищам.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
||||
Оргмомент. |
Приветствие. Учитель организует внимание учащихся, доброжелательный настрой и приглашает к сотрудничеству. Проверка готовности к уроку. |
Личностные: формирование положительной мотивации к изучению нового. |
||||
Ориентировочно-мотивационный этап
Этап актуализации ранее изученного. |
Учитель обращается к материалу для наблюдений с целью определения темы урока. Расставить знаки препинания, объяснить их постановку, (знаки препинания при обращении). Подчеркнуть грамматические основы, дать устную краткую характеристику предложений (по количеству главных членов в предложении , по наличию второстепенных членов. 1пр. Прос. С однород. членами, связан. союзом и 2 пред. ССП, части связаны союзом и 3пред. Сложное, бессоюзное 4 пред. СПП (определение не знают), должны увидеть другой союз и почувствовать зависимость одного предложения от другого. Обращает внимание на проблему: « В чём разница между этими двумя сложными предложениями?»
Посмотрите, как связаны между собой слова: что? какой? 1) стук и звон; 2) колокольный звон (при помощи сочинительной и подчинительной связи) О - С каким видом связи частей сложного предложения мы уже знакомы? Что нужно узнать? Определите тему урока и цель. (Мы знакомы с сочинительным видом связи, узнаем о подчинительном виде связи.) |
Познавательные УУД Построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; построение речевого высказывания. Личностные:формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению; осмысление значимости слова в общении. Коммуникативные: Умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.
Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель |
||||
Объяснение нового материала. |
1.Наблюдение по учебнику. Упр. 301 выполняется по «шагам» задания, предложения записываются на доске и в тетрадях. -Прочитайте предложения. Из скольких частей (смысловых отрезков) они состоят? Какие это предложения – простые или сложные? Можно ли задать вопрос от одной части сложного предложения к другой? Вспомни, как в словосочетании называется слово, от которого задается вопрос к другому слову. Как ты думаешь, какую часть можно назвать главной, а какую зависимой? (В сложном предложении ее называют придаточной частью.) При помощи каких средств соединяются части сложного предложения? Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое. Она забивала клювом в щели ларька все свои богатства, чтобы их не разворовали воробьи.
2.Сравните свои выводы с формулировками текста в рамке в упр. 302
- Что общего у сложноподчиненных предложений и словосочетаний? (У тех и у других одинаковый вид связи – подчинительный.) |
Познавательные: 1.формирование системы знаний; 2. Извлекать информацию, представленную в разных формах, ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого, свёртывать информацию до ключевых слов. 3. Анализировать, сравнивать, делать выводы. 4. Соотносить информацию, представленную в разных формах (план, схема).
Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Извлекать информацию, представленную в разных формах, ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого, свёртывать информацию до ключевых слов. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы. 3. Соотносить информацию, представленную в разных формах (план, схема).
|
||||
Этап применения знаний и способов деятельности |
Организует деятельность по переводу знаний в систему.
Обратимся к тексту упражнения 303 и выполняем задания (читаем предложения, находим основы, определяем, какая часть главная, какая – придаточная. Задаем вопросы от главной к придаточной, определяем средства связи, составляем схемы )
Слуховой диктант. Выписать сложноподчиненные предложения. (работа в парах) Цель: умение на слух находить среди прочитанных предложений сложноподчиненные, составлять схемы сложноподчиненных предложений (СПП), определять главные и придаточные части. 1.Легкий ветерок пробежал по крышам и затих. (ПП с одн. сказ.) 2. Все заглядывали вперед, где качался шар. ( СПП) 3.Лодка продвигалась с трудом, потому что мешали плавающие бревна.(СПП) 4.Кончился дождь, и высохли капельки воды на листьях. (ССП) 5. Когда часы пробили полночь, мы зажгли на елке разноцветные лампочки. (СПП) Составить схемы выписанных предложений. Цель: научиться графическому оформлению СПП. 1) [—=], (―) . 2) [—], (—). 3) (—), [—]. Тестовые задания. Цель: подготовка к ЕГЭ, выработать умение работать с тестами. 1.Укажите предложения, соответствующие схеме: […],(…). СПП ( знаки препинания не расставлены) А. Целый день трудится и поет жаворонок чтобы люди работали веселее. Б. Из-за кустов выглянул мальчик и тотчас исчез. В. Днем и ночью шумят и бьются о скалы морские волны. Г. В тундре круглый год ездят на нартах потому что они хорошо скользят по снегу и мху. Д. Он видит как поле отец убирает. 2.Укажите предложения, соответствующие схеме:[…],[…]. ССП ( знаки препинания не расставлены) А. Солнце уже скрылось за горизонтом когда девочка нашла дорогу домой. Б. Лиса подползла к полынье где плавала Серая Шейка. В. Синели звезды на рассвете и над землей редела мгла. Г.В воздухе стоял аромат душистых трав а с неба глядело ласковое летнее солнце. Д. Летом будет высокий урожай трав если в апреле на заливных лугах стоит вода. [Ответы: 1)А Г Д; 2) В Г ]
|
Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач; установление причинно-следственных связей. Регулятивные: Коррекция, оценка
Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.
|
Физкультминутка |
Предлагает отдохнуть «Хлопки» (Различные комбинации: 1 хлопок – встать, 1 хлопок - сесть, 2 хлопка – руки вверх, 2 хлопка – руки вниз)
|
|
|||
Этап контроля и самоконтроля |
Выявляет качество усвоения учащимися знаний и способов действий. Обеспечивает развитие способности к оценочным действиям. Что еще хочу узнать, где пригодятся полученные знания. |
Познавательные УУД Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
|||
Итог урока, рефлексия
|
Составление таблицы. Простые предложения Сложные предложения ( с одной ГО) ( две и более ГО)
Сложносочиненные Бессоюзные Сложноподчиненные
Выпишите только сложноподчинённые предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. 1. Всё началось с того, что пропала королева. 2.Весь ужас заключался в том, что это была папина королева.
– Назовите ключевые слова урока. Найдите их среди ключевых слов на стр 163 – Дайте комментарий к ключевым словам урока.
– Чему учились на уроке? – Были ли трудности? Что было интересно на уроке? – Оцените свою работу на уроке. – По каким критериям будете оценивать себя? |
Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
|
|||
Домашнее задание.
|
1. Упр. 306 ,стр. 163, опорная схема, подготовить рассказ по опорной схеме, подобрать примеры предложений каждой группы. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.