Урок в 5 классе по теме «Подчинительная связь между частями сложного предложения. Сложноподчинённые предложения (ознакомление)»
Оценка 4.8

Урок в 5 классе по теме «Подчинительная связь между частями сложного предложения. Сложноподчинённые предложения (ознакомление)»

Оценка 4.8
Документация
docx
русский язык
5 кл
09.01.2023
Урок в 5 классе по теме «Подчинительная связь между частями сложного предложения. Сложноподчинённые предложения (ознакомление)»
Данный урок в 5 классе носит ознакомительный характер по теме "подчинительная связь между частями сложного предложения"
урок 5 кл. Подчинительная связь между частями сложного предложения.docx

Войняк Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Ныробская средняя общеобразовательная школа им. А.В.Флоренко»

Предмет:  русский язык

Класс 5

Тема урока: «Подчинительная связь между частями сложного предложения. Сложноподчинённые предложения (ознакомление)»

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели Цели урока:  

Образовательная:  повторить орфографию, закрепить   умение правильно   выделять из предложения и разбирать словосочетания, находить    грамматическую основу предложения, распознавать предложения по количеству грамматических основ, по наличию второстепенных членов, находить однородные члены, правильно ставить знаки препинания при однородных членах и обращениях, проводить синтаксический разбор простого предложения, различать простое и сложное предложения, правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения,  составлять и читать схемы сложных предложений, работать с тестовыми заданиями в качестве подготовки к ЕГЭ;

 - воспитательная: прививать любовь к родному краю, учить бережно относиться к окружающему миру;

- развивающая: формировать умение работать в парах, чувство ответственности, уважение к товарищам.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

 Оргмомент.

Приветствие. Учитель организует внимание учащихся, доброжелательный настрой и приглашает к сотрудничеству. Проверка готовности к уроку.

Личностные: формирование положительной мотивации к изучению нового.

Ориентировочно-мотивационный этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап актуализации ранее изученного.

Учитель обращается к материалу для наблюдений с целью определения темы урока. Расставить знаки препинания, объяснить их постановку, (знаки препинания при обращении). Подчеркнуть грамматические основы, дать  устную краткую характеристику предложений (по количеству главных членов в предложении , по наличию второстепенных членов.

1пр. Прос. С однород. членами, связан.  союзом и

2 пред. ССП, части связаны союзом и

3пред. Сложное, бессоюзное

4 пред. СПП (определение не знают), должны увидеть другой союз и почувствовать зависимость одного предложения от другого.

Обращает внимание на проблему: « В чём разница между этими двумя сложными предложениями?»

 

 

 

Посмотрите, как  связаны между собой слова:

что?                                 какой?

1) стук и звон;       2) колокольный звон (при помощи сочинительной и подчинительной связи)

О 

- С каким видом связи частей сложного предложения мы уже знакомы? Что нужно узнать?

Определите тему урока и цель.

(Мы знакомы с сочинительным видом связи, узнаем  о подчинительном виде связи.)

Познавательные УУД

Построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; построение речевого высказывания.

Личностные:формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению; осмысление значимости слова в общении.

Коммуникативные:

Умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель

Объяснение нового материала.

1.Наблюдение по учебнику.  

Упр. 301 выполняется по «шагам» задания, предложения записываются на доске и в тетрадях.

-Прочитайте предложения. Из скольких частей (смысловых отрезков) они состоят? Какие это предложения – простые или сложные? Можно ли задать вопрос от одной части сложного предложения к другой? Вспомни, как в словосочетании называется слово, от которого задается вопрос к другому слову. Как ты думаешь, какую часть можно назвать главной, а какую зависимой? (В сложном предложении ее называют придаточной частью.) При помощи каких средств соединяются части сложного предложения?

Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое. Она забивала клювом в щели ларька все свои богатства, чтобы их не разворовали воробьи.

 

2.Сравните свои выводы с формулировками текста в рамке в упр. 302

Если части сложного предложения соединены подчинительной связью (то есть от одной части можно задать вопрос к другой) при помощи слов что, чтобы, потому что, если, как, когда, где, который и др. и интонации, то такое сложное предложение называется сложноподчиненным.

Части сложноподчиненного предложения на письме разделяются запятой.

Я знал, что скоро наступит вечер.

что?

 


[―=], (=―).

 

- Что общего у сложноподчиненных предложений и словосочетаний? (У тех и у других одинаковый вид связи – подчинительный.)

Познавательные:

1.формирование системы знаний;

2. Извлекать информацию, представленную в разных формах, ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого, свёртывать информацию до ключевых слов.

3. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

4. Соотносить информацию, представленную в разных формах (план, схема).

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию, представленную в разных формах, ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого, свёртывать информацию до ключевых слов.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

3. Соотносить информацию, представленную в разных формах (план, схема).

 

Этап применения знаний и способов деятельности

Организует деятельность по переводу знаний в систему.

 

Обратимся к тексту упражнения 303 и выполняем задания (читаем предложения, находим основы, определяем, какая часть главная, какая – придаточная. Задаем вопросы от главной к придаточной, определяем средства связи, составляем схемы )

 

Слуховой диктант. Выписать сложноподчиненные предложения. (работа в парах)

Цель: умение на слух находить среди прочитанных предложений сложноподчиненные, составлять схемы сложноподчиненных предложений (СПП), определять главные и придаточные части.

1.Легкий ветерок пробежал по крышам и затих. (ПП с одн. сказ.)

2. Все заглядывали вперед, где качался шар. ( СПП)

3.Лодка продвигалась с трудом, потому что мешали плавающие бревна.(СПП)

4.Кончился дождь, и высохли капельки воды на листьях. (ССП)

5. Когда часы пробили полночь, мы зажгли на елке разноцветные лампочки. (СПП)

Составить схемы выписанных предложений.

Цель: научиться графическому оформлению СПП.

1)      [—=], (―) .

2)      [—], (—).

3)      (—), [—].

Тестовые задания.

Цель:  подготовка к ЕГЭ, выработать умение работать с тестами.

1.Укажите предложения, соответствующие схеме: […],(…). СПП

( знаки препинания не расставлены)

А. Целый день трудится и поет жаворонок чтобы люди работали веселее.

Б. Из-за кустов выглянул мальчик и тотчас исчез.

В. Днем и ночью шумят и бьются о скалы морские волны.

Г. В тундре круглый год ездят на нартах потому что они хорошо скользят по снегу и мху.

Д. Он видит как поле отец убирает.

2.Укажите предложения, соответствующие схеме:[…],[…]. ССП

( знаки препинания не расставлены)

А. Солнце уже скрылось за горизонтом  когда девочка нашла дорогу домой.

Б. Лиса подползла к полынье где плавала Серая Шейка.

В. Синели звезды на рассвете и над землей редела мгла.

Г.В воздухе стоял аромат душистых трав а с неба глядело ласковое летнее солнце.

Д. Летом будет высокий урожай трав если в апреле на заливных лугах стоит вода.

[Ответы: 1)А Г Д; 2) В Г ]

 

 

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач; установление причинно-следственных связей.

Регулятивные:

Коррекция, оценка

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.

 

 

 

 

 

Физкультминутка

Предлагает отдохнуть «Хлопки»

(Различные комбинации: 1 хлопок – встать, 1 хлопок  - сесть, 2 хлопка – руки вверх, 2 хлопка – руки вниз)

 

 

Этап контроля и самоконтроля

Выявляет качество усвоения учащимися знаний и способов  действий. Обеспечивает развитие  способности к оценочным действиям.

Что еще хочу узнать, где пригодятся полученные знания.

Познавательные УУД

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 Итог урока, рефлексия

 

Составление таблицы.

Простые предложения              Сложные предложения

( с одной ГО)                                ( две и более ГО)

 

 

 


Сложносочиненные  Бессоюзные     Сложноподчиненные

 

 

Выпишите только сложноподчинённые предложения. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Всё началось с того, что пропала королева.

2.Весь ужас заключался в том, что это была папина королева.

 

– Назовите ключевые слова урока. Найдите их среди ключевых слов на стр 163

– Дайте комментарий к ключевым словам урока.

 

– Чему учились на уроке?

– Были ли трудности? Что было интересно на уроке?

– Оцените свою работу на уроке.

– По каким критериям будете оценивать себя?

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

 

Домашнее задание.

 

1. Упр. 306 ,стр. 163, опорная схема, подготовить рассказ по опорной схеме, подобрать примеры предложений каждой группы.

 

 


 

Войняк Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы

Войняк Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы

Этап актуализации ранее изученного

Этап актуализации ранее изученного

Сравните свои выводы с формулировками текста в рамке в упр

Сравните свои выводы с формулировками текста в рамке в упр

СПП), определять главные и придаточные части

СПП), определять главные и придаточные части

Ответы: 1)А Г Д; 2) В Г ]

Ответы: 1)А Г Д; 2) В Г ]

Всё началось с того, что пропала королева

Всё началось с того, что пропала королева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2023