Урок в 5 классе по теме: "Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов "
Оценка 4.8

Урок в 5 классе по теме: "Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов "

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
технология
5 кл
04.03.2020
Урок в 5 классе по теме: "Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов "
урок разработан по ФГОС, с дополнительными материалами
5 КЛАСС урок по технологии.docx

Технология

                                                                                            Конструкт  урока

Предмет: технология    

 Класс:5     

Тема урока: Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов  

Тип урока: комбинированный (завершающий с оценкой готового изделия).

Оборудование: образцы гвоздей и шурупов, шило, молотки, клещи, плоскогубцы, отвёртки.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

предметные результаты – умение разметки, прямой угол, строение древесины, понятие волокна.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций.

2 уровень — понимание, обоснованное применение операций.

Регулятивные

определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

2 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму.

Познавательные

Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (зачистки поверхностей)

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя.

Личностные

Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь  в группе.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.




Задачи: Образовательные: 1) учить учащихся правильно подбирать гвозди и  шурупы для соединения деталей изделия;

2) познакомить с видами гвоздей и шурупов;

3) ознакомить учащихся с правилами безопасной работы.

Развивающие: развивать внимание, глазомер, точность при выполнении учебных действий, способствовать развитию технического мышления.

Воспитывающие: совершенствовать эстетическое воспитание учащихся.

 

 

 

Этапы урока

                      Деятельность учителя

              Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Начнём урок технологии. Настроимся на хорошую, активную работу.

- Девизом нашего урока будет пословица:

«Хорошая работа мастера хвалит»

- А сейчас отгадайте загадку и постарайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока.

Бьют Ермилку что есть сил по затылку,
а он не плачет, только ножку прячет. (Гвоздь)

 

- Тема сегодняшнего урока: «Соединение деталей гвоздями и шурупами».

- Чему мы сегодня будем учиться на уроке?


- Правильно, ребята, сегодня на уроке мы познакомимся со способами  

  соединения деталей из древесины, будем отрабатывать приёмы выполнения

  соединений.

1) Будем учиться правильно подбирать гвозди и шурупы для соединения  

    деталей;

2) Познакомимся с видами гвоздей и шурупов;

3) Ознакомимся с правилами безопасной работы.

 

- Скажите, для чего нам нужны эти знания и умения?

Соединять детали гвоздями и шурупами пригодится в жизни.

- Будем работать по плану:

1.            Организационный момент (сообщение темы и цели урока).

2.            Работа над новым материалом.

3.            Правила безопасной работы. Практическая работа.

4.            Итог урока.

5.            Домашнее задание.

- Как видите работа предстоит большая, сложная (непростая), будете выполнять практическую работу. Как вы будете работать, чтобы в конце урока каждого из вас можно было назвать мастером?



- На уроке мы будем наблюдать, проводить исследование и вы должны будете ответить на главный вопрос урока: Отчего зависит правильное соединение деталей гвоздями и шурупами?

Ответы детей







Примерные ответы детей: учиться соединять детали гвоздями и шурупами; узнаем какие инструменты пригодятся для работы;
познакомимся с новыми терминами;
познакомимся с правилами безопасной работы с   инструментами.





Примерные ответы детей: - отремонтировать забор, калитку;

 - повесить фоторамку;

 - смастерить кормушку или скворечник











Примерные ответы детей: 
внимательно слушать; 
думать;

 - рассуждать,  
выполнять работу аккуратно;

соблюдать технику безопасности

II. Работа над новым материалом.

- Я познакомлю вас с новым материалом. Вы не только будете внимательно слушать, но следить, как я буду соединять детали.

Моё объяснение будут дополнять ребята, которые работали с энциклопедиями и техническими справочниками. Они подготовили для вас важную информацию.

После объяснения будет блиц-турнир (опрос) по вопросам новой темы.

- Большинство столярных изделий состоит из нескольких частей. Чтобы из отдельных деталей получить готовое изделие, их надо соединить между собой. Соединение деталей из древесины часто выполняют с помощью гвоздей, шурупов и клея. Сегодня мы будем учиться соединять детали с помощью гвоздей и шурупов.

На Руси производство гвоздей известно с XIII века, но только в XIX веке были созданы первые машины для их изготовления. Сейчас гвозди делают с помощью станков-автоматов.

Забитые гвозди удерживаются в деталях за счёт защемления между волокнами древесины.

Гвоздь имеет шляпку, стержень и остриё.

Гвозди – детали стандартные. Они различаются в зависимости от назначения.  (записать в  тетрадь)

(Учитель демонстрирует различные виды гвоздей)

Гвозди бывают разных размеров. В зависимости от длины стержня (40, 50, 100 мм и т.д.) гвозди в обиходе часто именуются «сороковками», «пятидесятками», «сотками» и т.д.

Прежде чем забивать гвоздь, размечают места соединения и шилом делают углубления.

(Учитель демонстрирует приём выполнения этой операции)

При соединении деталей гвоздями обычно тонкую деталь прибивают к толстой.

Толщина гвоздя не должна превышать 1/4 толщины детали, которую прибивают. Длина гвоздя должна быть в 2…3 раза больше толщины прибиваемой детали. При этом нужно помнить, что соединение будет более прочным, если гвоздь входит в основную деталь поперёк волокон и менее прочным – если вдоль волокон.

Чтобы деталь не раскололась, забивать гвоздь следует на расстоянии не менее 4 диаметров гвоздя от кромки детали и не менее 15 диаметров от торца.

Гвозди забивают столярным молотком.

Молоток следует держать так, чтобы рука была на расстоянии 20…30 мм от конца рукоятки. Вначале гвоздь придерживают большим и указательным пальцами левой руки и наносят молотком по шляпке гвоздя несильные удары.

(Учитель демонстрирует приём выполнения этой операции)

После того как гвоздь надёжно войдёт в древесину, левую руку убирают и наносят более сильные удары.

Избежать раскалывания древесины при забивании гвоздей можно, предварительно слегка затупив гвозди ударами по их острию. Такой гвоздь смещает волокна древесины, не разрывая их, поэтому деталь не раскалывается.

(Учитель демонстрирует приём выполнения этой операции)

Если гвоздь при забивании пошёл криво или согнулся, его необходимо выдернуть. Для этой цели применяют клещи или молоток со специальной прорезью на носке.            

Чтобы не повредить поверхность изделия, под губки клещей или боёк молотка подкладывают кусочек фанеры или небольшую дощечку, захватывают гвоздь за шляпку или стержень и поворотом инструмента вытаскивают его из древесины.

(Учитель демонстрирует приём выполнения этой операции)

Если концы гвоздей выступают, их подгибают на оправке и забивают обратно в древесину. Это повышает прочность соединения.

(Учитель демонстрирует приём выполнения этой операции)

Забитый гвоздь выдёргивают следующим образом: отгибают стамеской загнутый конец гвоздя. Выравнивают его клещами или плоскогубцами. Выбивают конец гвоздя молотком, а затем выдёргивают его за головку клещами.

(Учитель демонстрирует приём выполнения этой операции)

Работы по соединению деталей гвоздями чаще всего выполняет плотник.

Об этой профессии расскажет нам …..

А теперь я познакомлю вас с соединением деталей шурупами.

Соединение шурупами является более прочным, чем гвоздями.

Шуруп – это крепёжная деталь, состоящая из головки и стержня с винтовой нарезкой. Термин «шуруп» - немецкого происхождения, в переводе означает «винт».


      Как и гвозди, шурупы – стандартные детали. В зависимости от назначения шурупы изготавливают разной длины и толщины,

(Учитель демонстрирует различные виды шурупов)

а также с различной формой головки:полукруглой, потайной и полупотайной.

        Чаще всего используют шурупы с потайной головкой, так как она не выступает над поверхностью детали.


1. Шурупы для дерева 
- Головка: утапливаемая полукруглая 
- Используется для: общих работ по дереву 

2. Шуруп для листового металла 
- Головка: цилиндрическая – овальная - круглая 
- Используется для: крепления тонких листов металла или пластика. Эти шурупы являются самонарезными. 

3. Резьбовой нагель (шуруп с нарезкой на двух концах) 
- Головка: резьба под дерево (метрическая) 
- Используется для: потайных соединений деревянных панелей, балок и т. п. 

4. Шуруп для дерева или шуруп с шестигранной головкой 
- Используется для: крепления тяжелых балок и иных строительных элементов из дерева 

5. Шуруп для навешивания зеркал 
- Головка: утапливаемая 
- Используется для: подвески зеркал и аксессуаров ванной комнаты. Головка винта закрывается хромированной или пластиковой накладкой. 

6. Шуруп для дерева 
- Используется для: общих работ по дереву 

7. Шуруп для дерева 
- Головка: овальная 
- Используется для: крепления металлических изделий и аксессуаров. Головка шурупа выступает над поверхностью дерева. 

8. Соединительный винт 
- Головка: утапливаемая 
- Используется для: крепления дверных петель, пластин и прочих декоративных элементов с раззенкованными отверстиями. 

9. Шуруп для дерева 
- Головка: утапливаемая 
- Используется для: разнообразных работ по дереву. Головка шурупа утапливается при его закручивании.

Головки шурупов имеют шлицы (прямые или крестообразные канавки) для отвертки. Термин «шлиц» образован от немецкого слова, означающего «щель», «паз».

При выборе шурупа нужно учитывать, что его длина должна быть в 2 - 3 раза больше толщины более тонкой соединяемой детали. Однако шуруп не должен проходить основную (более толстую) деталь насквозь.

При соединении крупных деталей используют шурупы большого размера с квадратной или шестигранной головкой под гаечный ключ. У них необычное название – глухари.

Шурупы для дерева имеют острый кончик, поэтому они входят в материал как клин и расщепляют его. Особой нагрузке подвергается материал, когда в него входит стержень шурупа.

В настоящее время наряду с шурупами широко применяютсясаморезы.

В отличие от шурупов у саморезов винтовая нарезка начинается от самой головки стержня.

Места установки шурупов размечают так же, как и для гвоздей. В более тонкой детали сверлят сквозное отверстие диаметром, немного большим диаметра шурупа.

В основной детали, в которую ввинчивают шуруп, сверлят глухое отверстие диаметром 0,8 диаметра шурупа на глубину, равную длине ввинчиваемой части шурупа. Для тонких шурупов отверстия можно проколоть шилом.

Для потайной и полупотайной головок шурупов отверстияраззенковывают сверлом большого диаметра или специальным инструментом – зенковкой – расширяют входное отверстие.

Термины «зенкование» и «зенковка» происходят от немецкого слова, означающего в переводе «углублять». Диаметры сверла и зенковки должны быть равны диаметру головки шурупа.

После подготовки деталей шуруп ставят в отверстие и завинчивают отверткой по часовой стрелке.

Важен также выбор правильной отвертки.

Если вы возьмёте отвертку не того размера, вы можете повредить ею шлиц на головке шурупа, после чего, даже применяя силу, закрутить его будет невозможно.     

(Учитель демонстрирует пример соединения деталей шурупами)

На предприятиях деревообрабатывающей промышленности сборочные работы (в том числе и с помощью шурупов) производят столяры и сборщики изделий из древесины.

Об этой профессии расскажет вам…
Итак, вы внимательно слушали моё объяснение и внимательно следили за техникой выполнения операций.











Учащиеся слушают рассказ  учителя.






Рассказ ученика о профессии плотник

Лес — это не только лёгкие планеты, но и ценный строительный материал. Изготовлением, монтажом и ремонтом деревянных конструкций занимается человек с профессией плотник. Это старинное и необходимое для общества ремесло. По определению, плотник — одна из строительных специальностей, но такие же специалисты работают на производстве мебели, деревянных окон, дверей, лодок и прочих полезных изделий.

Люди, занятые в этой сфере, были на земле с древних времён. Упоминания о них находили

в источниках, которым уже 5 тысяч лет. Дерево умели обрабатывать почти все цивилизации мира — Египет, Китай, Индия, европейские племена. Этого благородного ремесла не стеснялись даже особы королевской крови — к примеру, Петр І, который лично принимал участие в строительстве деревянных кораблей. Одно из крупнейших религиозных течений в мире, христианство, приписывает это ремесло своему богу. Сей факт показывает, сколько уважения в обществе к людям данной профессии.…

Плотник в своей работе пользуется топором, пилой, рубанком, молотком, долотом, дрелью, а также использует электрифицированные переносные инструменты - электродрели, электропилы, электрорубанки.

Плотник должен знать породы и пороки древесины; способы разметки и изготовления деревянных конструкций; приемы остругивания и обтесывания лесоматериалов; правила обращения с антисептическими и огнезащитными составами и приемы покрытия ими лесоматериалов.

Плотник должен уметь пользоваться рабочим инструментом, выполнять операции по работе с лесоматериалом, «читать» чертежи.

Плотнику необходимы развитое пространственное воображение, хорошие зрение и глазомер, аккуратность и точность, физическая сила.





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ ученика о профессии столяр и сборщики изделий из древесины.


Столяр-сборщик – это специалист, который на деревообрабатывающем или мебельном предприятии занимается сборкой деталей из древесины для получения различных изделий.

Сборка на шурупах (саморезах, винтовых стяжках и т.п.) – одна из операций, которую выполняет столяр-сборщик. При этом он пользуется специальными инструментами: электрическими и пневматическими (работающими на сжатом воздухе) шуруповёртами. Конструкторы создали инструмент, который завинчивает 30…40 шурупов в минуту. Размещаются шурупы в пластмассовой ленте и подаются в инструмент, как патроны в пулемёт.

Он знает породы и свойства древесины, умеет аккуратно и точно соединить детали из древесины

III. Практическая работа

- А сейчас вы будете выполнять практическую работу по группам. У каждой

  группы будет своё задание. Но прежде чем приступить к её выполнению,

  давайте познакомимся с правилами безопасной работы.

- Для чего нам нужно знать эти правила?

- Тот, кто внимательно слушал, не совершит ошибок и не навредит своему

   здоровью. Эти правила пригодятся при выполнении практической работы.

- Группы, получите задания. Помните о девизе урока: «Хорошая работа мастера  хвалит».

1. Рассмотрите гвозди различных видов и определите их длину и диаметр.


Занесите данные в таблицу.

№ гвоздя

Длина гвоздя

Диаметр гвоздя

1

2

3

Рассмотрите шурупы различных видов и определите их длину, диаметр,

форму головки и шлица. Занесите данные в таблицу.

№ шурупа

Длина

шурупа

Диаметр

шурупа

Форма

головки

Форма

шлица

1

2

3

2. Ответьте на вопрос: Чем отличается соединение шурупами от соединения

     гвоздями?



Задание № 2

1.            Соедините детали при помощи шурупов.

2.            Ответьте на вопрос: Отчего зависит правильное соединение деталей

                            при помощи гвоздей и шурупов?




Задание № 3

1.            Соедините детали при помощи гвоздей. Вытащите забитый гвоздь при

       помощи клещей.

2.            Ответьте на вопрос: Назовите причины неправильного соединения

                           деталей при помощи гвоздей.

Примерные ответы детей: - чтобы не пораниться самому и не поранить товарища









Дети по группам выполняют практическую работу и готовят ответ на вопрос.

Примерные ответы детей:

1 задание: Соединение шурупами прочнее, чем гвоздями, но нужно выполнить больше операций при подготовке и выполнении соединения. Шурупы нельзя забивать молотком и вытаскивать клещами.

2 задание: От длины и диаметра гвоздя и шурупа. Длина гвоздя и шурупа должна в 2-3 раза превышать толщину верхней детали.

Толщина гвоздя должна быть в 4-5 раз тоньше толщины детали, которую прибивают. Инструменты должны быть исправны.

Направление удара молотка должно совпадать с осью гвоздя.

Гвоздь забивают на расстоянии не менее 4 диаметров гвоздя от кромки детали и не менее 15 диаметров от торца.

Под шуруп в верхней детали просверливают отверстие равное диаметру шурупа, а в нижней детали диаметром 0,8 диаметра шурупа на глубину, равную длине ввинчиваемой части шурупа.

Для потайной и полупотайной головок шурупов отверстия раззенковывают.

3 задание: Гвоздь короткий. Толстую деталь прибивают к тонкой. Гвоздь прибивают слишком близко к краю доски

IV. Итог урока.

- Какой был урок?

- Чему он вас научил?





- Так какие же новые знания и умения вы возьмёте с собою в жизнь?

Примерные ответы детей: - интересный;
трудный; поучительный.

- Примерные ответы детей: - добывать новые знания;

 - применять новые знания на практике;

 - правильно работать инструментом.

Примерные ответы детей: - как правильно выбрать гвоздь и шуруп для соединениядеталей;

  - как правильно вбить гвоздь и вкрутить шуруп;

- как вытащить криво забитые гвозди



А кто из вас знает, как появился гвоздь? Послушайте сведения об этом из рубрики "Это любопытно".

Когда-то вместо гвоздя пользовались шипами кустов и деревьев, щепочками, рыбьими костями и заостренными костями животных. Как только человек стал выплавлять металл, он научился лить и ковать гвозди. Металлические гвозди вытесняли костяные и деревянные постепенно, потому что поначалу очень дорого стоили. Однажды воины Древнего Рима должны были спешно оставить крепость. Перед этим они аккуратно сложили в ящики и закопали семь тонн гвоздей - чтобы не достались противнику! Тайный склад случайно нашли уже в наши дни.

 


 

Технология

Технология

Этапы урока

Этапы урока

II. Работа над новым материалом

II. Работа над новым материалом

Учитель демонстрирует приём выполнения этой операции)

Учитель демонстрирует приём выполнения этой операции)

Учитель демонстрирует различные виды шурупов) а также с различной формой головки: полукруглой , потайной и полупотайной

Учитель демонстрирует различные виды шурупов) а также с различной формой головки: полукруглой , потайной и полупотайной

Шуруп для дерева - Головка: утапливаемая -

Шуруп для дерева - Головка: утапливаемая -

На предприятиях деревообрабатывающей промышленности сборочные работы (в том числе и с помощью шурупов) производят столяры и сборщики изделий из древесины

На предприятиях деревообрабатывающей промышленности сборочные работы (в том числе и с помощью шурупов) производят столяры и сборщики изделий из древесины

Ответьте на вопрос: Чем отличается соединение шурупами от соединения гвоздями?

Ответьте на вопрос: Чем отличается соединение шурупами от соединения гвоздями?

IV. Итог урока. - Какой был урок? -

IV. Итог урока. - Какой был урок? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2020