Урок в 5 классе "Предложения с обращениями"
Оценка 4.9

Урок в 5 классе "Предложения с обращениями"

Оценка 4.9
doc
08.12.2021
Урок в 5 классе "Предложения с обращениями"
predlozhs_obrashch._5_klass.doc

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УРОК в 5 классе по теме

« Предложения с обращениями»

 

 

 

 

 

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Такменина Вера Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Таганрог, 2017г.

 

 

 

 

 

 

Цели урока:

 

 

Обучающие:

1.    Дать определение понятия «обращение».

2.    Дать представление об использовании обращения в речи.

3.    Научить расстановке знаков препинания в предложениях с обращениями.

Развивающие:

1.    Научить находить обращение в предложении, отличать обращение от подлежащего, составлять предложения с обращением, использовать обращение как средство оценки адресанта и адресата речи.

2.    Развивать устную речь, коммуникативные умения.

Воспитывающие:

1.    Воспитывать коммуникативную культуру учащихся.

2.    Воспитывать любовь к русской литературе.

 

Педагогические технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо, развивающего обучения, развития творческих способностей и навыков конструирования, проектирования, работа в парах.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, толковые словари, орфографические словари.

 

Планируемые результаты учащихся:

 

Предметные: находить обращения в предложении, устанавливать различия между обращением и подлежащим, графически обозначать обращение, опознавать и правильно интонировать предложения с распространёнными и нераспространёнными обращениями, пунктуационно оформлять предложения с обращениями.

 

Метапредметные: пользоваться разными видами чтения (выборочным, ознакомительным, изучающим), анализировать, сравнивать, делать выводы. преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, алгоритм); участвовать в речевом общении в соответствии с ситуацией и коммуникативной установкой.

 

Личностные: формировать потребность в сохранении культуры русской речи и выражение уважительного отношения к людям посредством языка.

 

 

 

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Друзья мои, здравствуйте! Прошу вас присесть. Все ли готовы к работе? Всем ли удобно? Вижу по глазам, что вам отчаянно хочется приступить к занятию.

– Кто сегодня отсутствует? Жаль, его (её, их) нам так не хватает! А всем нам должно хватить на уроке хорошего настроения, знания предыдущего материала, желания открыть истину. При наличии всех этих составляющих нас всех ждет успех.

II. Повторение пройденного. Актуализация имеющихся у детей представлений об изучаемом предмете – синтаксисе.                                                                                        Друзья мои, прекрасен наш союз!                                                                                                                     Эти строчки А.С.Пушкин посвятил своим друзьям-лицеистам. Сегодняшний наш урок я не случайно начала именно этой поэтической строкой. Почему? Попробуйте догадаться. Мы вернемся к этому вопросу в конце урока. Я желаю, чтобы каждый из вас сделал сегодня маленькое открытие. А помогут нам в этом удивительные сказки А.С.Пушкина.                                                                                                                                                                      На доске записаны предложения.   Целеполагание в тему урока.                                                                                                               1. Гости князю поклонились,
    Вышли вон и в путь пустились.
2. Чем вы, гости, торг ведете?                                                                                                                  Прочтите запись на доске. Какие мысли у вас появились?                                                                        Первое предложение простое, с однородным членом предложения (доказать).        Синтаксическая роль слова "гости" в первом предложении? (подлежащее)                                    Почему выделяется запятыми слово "гости" во втором предложении?                                              Является ли оно членом предложения? Выделите грамматическую основу.                                      А какую выполняет функцию? (называют того, кого спрашивают, к кому обращаются с речью).                                                                                                                                                           Как можно назвать это особое слово?                       

"Обращение". (Записать тему в тетради).

3.    Что на уроке вы хотели бы узнать об обращении?

4.    Какова роль обращения в речи?

5.    Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?

6.    Какое место занимает обращение в предложении?

Первое открытие мы с вами уже сделали : Обращение называет того, к кому обращаются с речью и не является членом предложения.

III. Осмысление новой информации.  Этап усвоения новых знаний.                                       1. Добавить к 1 абзацу: Сейчас обращение  употребляется в именительном падеже, а в глубокой древности был еще один падеж звательный. Имена существительные  в этой форме и использовались в роли обращения.  Добавить к 3 абзацу: Если на письме обращение выделяется запятыми, то как выделить его устно?  В устной речи обращение выделяется паузами. Учитель показывает образец чтения.

2. Выполнение упражнений № 213, стр. 98 (устно); № 216, стр. 100.

IV. Исследовательская работа.                                                                                                                          – Прослушайте предложения. Назовите слова, с помощью которых герои Пушкина обращаются к другим.

– Определите, какими чувствами окрашены обращения в данных примерах.

·      Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи…

·      Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.

·      Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!

·      Смилуйся, государыня рыбка:
Еще пуще старуха бранится…

Выводы после наблюдений:

– Кого называют обращения? (Обращение называет того, к кому обращаются с речью.)

– Обращения, используемые нами, могут быть окрашены различными чувствами и выражать наше отношение к собеседнику. По обращению, дорогие мои, можно понять, каков человек, обращающийся с речью, и каков тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту и, наоборот, злость, недовольство…

– Как характеризуют царицу эти разные обращения: “свет мой, зеркальце” (ласковое обращение) и “мерзкое стекло”? (царица слышит не то, что хочет услышать)

– Очень часто обращение раскрывает характер героя произведения.

– Ты, Саша (обращение к одному из учеников), смог бы полюбить такую, как царица?

– У человека тонкая и ранимая душа – подбирайте слова, когда обращаетесь к нему.

– Интонация обращений звательная. Раньше в русском языке был седьмой падеж – звательный, но язык – явление живое, изменчивое. Сейчас звательный падеж сохранился в украинском, родственном русскому, языке.

 Физминутка.

Давайте отдохнем.      Раз- поднялись, потянулись.

                                      Два- согнулись, разогнулись.

                                      Три – в ладоши три хлопка,

                                      Головою- три кивка.

                                      На четыре -руки шире.

                                      Пять- руками помахать.                                                                                                                                                        Шесть- за парты тихо сесть.

 

V. Этап закрепления новых знаний. Работа по карточкам (самостоятельно). Найдите обращения и выделите из знаками препинания.

 

 

 

 

                    Карточка №1                               Карточка № 2

 

 Не трещите  морозы                                  Ветры бури ураганы

  В заповедном бору,                                     Дуйте что есть мочи

  У сосны и берёзы                                         Вихри вьюги и бураны

  Не грызите кору!                                          Разыграйтесь к ночи.

 

   Карточка №3

 

1. Сыпь ты черемуха снегом. (С. Е с е н и н.) 2. Серебристая дорога ты зовешь меня куда? (С.Есенин.) З. Я вижу вас родные степи. (А.Фет).

4. Я люблю тебя Россия. (М. Ножкин.) 5. Расцветай наш край родной.

 

Карточка №4.

 

Птицы наши друзья и неутомимые помощники. Они уничтожают вредителей сада, леса, служат санитарами в природе.

Берегите птиц ребята

Карточка № 5

1. Слушай Незнайка выручи меня отсюда.

2. Эй братец загораешь?

З. Получай свою одежду товарищ по несчастью.

4. Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?

5. Цветик научи меня сочинять стихи.

 

     Карточка № 6.

1. Не трещите морозы в заповедном бору.

2. К утру мороз крепчал.

З. Вылезайте муравьи после зимней стужи.

4. Муравьи санитары леса.

5. Догорай костер дотла.

Карточка № 7.

1)  Спишите, расставьте знаки препинания, объясните графически.

-Князь им вымолвил тогда:

«В добрый путь вам господа…» 

- Выпросил дурачина корыто! 

- Свет наш солнышко!

Ты ходишь круглый год по небу…

-Здравствуй грозная царица!

-Бабушка постой немножко…

- А Балда приговаривал с укоризной:

«Не гонялся бы ты поп за дешевизной!»

Карточка № 8.

 Найдите в предложениях обращения. Составьте схемы предложений.

- Свет мой, зеркальце! Скажи да всю правду доложи..

- Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло.

- Смилуйся, государыня рыбка…

- Балдушка, погоди ты морщить море…

Карточка № 9.

 Запишите предложения с обращениями.

- Ты царица всех милее, всех румяней и белее.

- И царица хохотать и плечами пожимать.

- Свойство зеркальце имело,

   Говорить оно умело.

-  Здравствуй зеркальце! Скажи да всю правду доложи…

 

VI. Итог урока. Над какой темой мы работали весь урок? Завершить хочу урок таким стихотворением.

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг,не забывай:

Запятые расставляй.                                                                                                                                                          VII. Оценки за урок, домашнее задание: упр.217, стр. 100


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 имени

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 имени

Цели урока: Обучающие: 1

Цели урока: Обучающие: 1

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Выполнение упражнений № 213, стр

Выполнение упражнений № 213, стр

Карточка №1

Карточка №1

Карточка № 9. Запишите предложения с обращениями

Карточка № 9. Запишите предложения с обращениями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2021