Урок в 8 классе «ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ»
Оценка 4.8

Урок в 8 классе «ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
химия
8 кл—9 кл
19.02.2020
Урок в 8 классе  «ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ»
Урок обобщения и систематизации знаний нацелен на повторение и классификацию веществ, типы химических реакций и признаки их классификации; научить применять полученные знания о типах химических реакций на практике – составлять уравнения химических реакций, определять типы химических реакций.
Типы химических реакций.docx

Белозерова Татьяна Анатольевна.

Учитель химии и биологии высшей квалификационной категории.

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 имени Александра Александровича Шукалова муниципальное образование Щербиновский район  село Екатериновка

Урок по химии «ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ»

8  КЛАСС.

УМК  О.С. Габриеляна

Тип урока.  Урок обобщения и систематизации знаний.                                                                   Цель урока.  Повторить классификацию веществ, типы химических реакций и признаки их классификации; научить применять полученные знания о типах химических реакций на практике – составлять уравнения химических реакций, определять  типы химических реакций.

Задачи.

Образовательные:

ü  .Систематизировать знания учащихся о классификации веществ, типах химических реакций.

ü  Продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций.

ü  Продолжить формирование умения при написании реакций обмена, применения условий течения реакций до конца.

ü  Подготовить учащихся к пониманию обратимых и необратимых реакций, теории электролитической диссоциации.

Развивающие:

ü  Совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов.

ü  Совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать.

ü  Развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека.

ü  Развивать аналитическое мышление.

Воспитательные:

ü  Активизировать познавательный интерес к предмету и творческую активность школьников.

ü  Воспитывать в учащихся чувство  ответственности и умения сотрудничать с учителем и товарищами.

ü  Продолжить формирование диалектико-материалистического мышления учащихся.

Планируемые результаты обучения:

предметные:

ü  формирование систематизированных знаний о типах химических реакций;

ü  развитие умения записывать уравнения химических реакций;

метапредметные:

ü  формирование компетентности в области использования полученных знаний на других учебных дисциплинах;

личностные:

ü  формирование убежденности в необходимости химических знаний для жизни человека.

Средства обучения:

  1. Мультимедийный проектор.
  2. Компьютер.
  3. Микро лаборатории с реактивами: разбавленные растворы соляной кислоты, хлорид магния, карбонат натрия, гидроксид натрия, фенолфталеин.
  4. Оформление маршрута путешествия.
  5. Раздаточный материал для учащихся: схема-конспект урока с заданиями; условные знаки поездов; наградные листы; анкеты для учащихся.
  6. Таблица для суперигры «Крестики-нолики».  Аурики.

Этапы урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Проверяет готовность детей к уроку.

Приветствие, положительный настрой на урок.

Проверяют готовность к уроку.

2.Целеполагание и мотивация.

Создание  стимуляционно-мотивирующей ситуации через систему вопросов:

Эти явления знаете вы,

В природе и в быту встречаются они,

А отличают эти явления взаимные

превращения,

При которых образуются всегда новые вещества.

Что же это за явления?

 

 

 

 

 

 

 

ОТВЕТ. Химические реакции.

 

Организует деятельность обучающихся по формулированию темы и целей урока.

На прошлых уроках вы изучали различные химические реакции, а сегодня на уроке мы должны систематизировать все полученные вами знания о химических реакциях. Как вы думаете, что мы с вами будем сегодня повторять?

Значит, тема нашего урока как называется? (Слайд 1.)

 

Выдвигают свои предположения на поставленный вопрос. Определяют цель урока

 

 

 

ОТВЕТ. Повторить и систематизировать типы химических реакций.

ОТВЕТ. Типы химических реакций.

Но урок у нас необычный. Мы отправляемся в путешествие.

Вы любите путешествовать?

Я очень люблю горы, поэтому для знакомства с вами выбрала очень красивую гору.

На горе вас ждёт сюрприз,

Там ещё и суперприз!

Чтобы гору перейти

и к вершине нам дойти,

Нужно многое постичь,

Надо много сил вложить:

Не бояться отвечать

И вопросы задавать,

Уравнения химических реакций писать,

Знать, как их отличать,

Все задания выполнять, друг у друга

проверять.

Цель свою тогда достигнем –

О типах реакций всё постигнем!

Девиз нашего урока –

«Достичь вершины –

не свалиться в пропасть!»  (Слайд 2.)

 

Итак, в путь! Желаю удачи!

У каждого из вас на столе лежит

Схема-конспект урока и  наградной лист (подпишите их, пожалуйста). По пути к вершине «химической горы» я вам буду давать АУРИКИ – показатели вашей активности. А вы эти аурики будете приклеивать в свои наградные листы.

Чтобы достичь цели, т.е. добраться до вершины горы, мы должны преодолеть 5 этапов:

1) «Дорога к горе»

2) «Шифровка»

3) «Угадай слово»

4) «Письмо»

5) «Химический снегопад»

(Слайд 3.)

Отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подписывают наградные листы и схемы-конспекты.

3.Актуализация  знаний, умений, навыков учащихся.

1-й этап  «ДОРОГА   К   ГОРЕ»

Прежде чем мы начнем путешествие по горам, нам надо добраться до подножия. Предлагаю вам воспользоваться услугами химической железной дороги. В вашем распоряжении два вида поездов: скорый поезд (красный кружок); пассажирский поезд (зеленый треугольник). Ребята, какой из них быстрее?

 

В зависимости от уверенности в своих знаниях по изученным ранее темам, вы должны выбрать удобный для себя поезд. Посмотрите внимательно задания, написанные в схеме-конспекте нашего урока, и сделайте свой выбор. На столах у вас лежат условные знаки поездов. Фигуры не опускайте, т.к. я должна выбрать машинистов и дать им «руль» управления.  Они будут выполнять задания у доски. Все остальные также должны выполнять задания на своих рабочих местах. Напоминаю, эти задания находятся в схеме-конспекте нашего урока.

Учитель выбирает двух «машинистов» и приглашает их к доске.

Звучит фонограмма: «Из средней общеобразовательной школы № Х отправляются скорый и пассажирский поезд до станции «Химические горы».  Будьте внимательны и осторожны!»

Можем ехать, т.е. выполнять задания.

Задание №1  в приложении.

Проверка выполненных заданий осуществляется с использованием сигнальных карточек. За выполнение задания  пассажирского поезда – 2 аурика, скорого – 3 аурика.

Ребята, давайте подведем итог нашей поездки и скажем:

-чем отличаются простые вещества от сложных?

-физические явления от химических?

Итак, первый этап позади, отмечаем звёздочкой. (Слайд 4.)

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТВЕТ. Скорый поезд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание № 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

4. Обобщение и систематизация понятий.

2-й этап «ШИФРОВКА»

Поскольку мы только начинаем восхождение в горы, то этот этап пройдём парами. На каждой парте лежит шифровка. Посмотрите на неё внимательно.

Задание. В левой части листа записаны уравнения химических реакций,  в правой – беспорядочно расставлены точки с цифрами. Каждой цифре соответствует сумма коэффициентов в написанных в левом столбце уравнениях реакций.

Ваша задача: расшифровать замаскированный химический элемент. Для этого необходимо по порядку уравнивать химические реакции, подсчитывать сумму коэффициентов в уравнении, находить соответствующие точки и последовательно с помощью карандаша соединять их друг с другом. Если вы правильно выполните задание, то узнаете, какой химический элемент спрятался за цифрами. Первый ряд выполняет первую шифровку, второй ряд – вторую шифровку, третий – третью.

Ответ. 1 – N; 2- P;  3- O.

 

За правильное выполнение задания выдаются аурики.

Мы преодолели второй этап нашего восхождения, отмечаем его звездочкой. (Слайд 5.)

 

3-й этап «УГАДАЙ СЛОВО».

Химических реакций в мире много,

И каждая в отдельности важна, поверьте мне.

Реакции мы делим на типы очень строго.

Какие это типы? Поведайте вы мне.

 

Что называется реакцией соединения, разложения, замещения, обмена?

 

Давайте выполним следующее задание. (Слайд 6.)

Задание. К каким химическим реакциям нужно отнести уравнения, приведенные в таблице «Угадай слово»? Необходимо правильно определить тип химической реакции, найти соответствующую букву, из букв сложить слово.

Ответ. Письмо.

Ребята, у кого получилось слово «Письмо», поднимите сигнальные карточки – зеленые треугольники – вверх.

Друзья, вы правильно определили типы химических реакций, и мы получили название 4-го этапа нашего путешествия. А 3-й этап мы преодолели.

Учитель отмечает звёздочкой.(Слайд 7).

 

4-й этап  «ПИСЬМО».

Ребята, пока мы преодолевали этапы, нам по химической почте пришло письмо. Ой, да это письмо от Незнайки.  Давайте узнаем, что в нём.

ПИСЬМО.

«Многоуважаемые коллеги-химики    8-го А класса!

Мне на день рождения Знайка подарил химическую лабораторию.

И теперь я так много всего знаю по химии!!!

Недавно я познакомился с одним из типов химических реакций – реакциями обмена. Но вот что-то я никак не пойму, почему я беру одни сложные вещества, и реакции у меня идут. А когда беру другие вещества, то у меня ничего не получается. Помогите, пожалуйста, решить эту проблему. Буду вам очень благодарен, ваш Незнайка.

Р.S. Список реактивов выслал по электронной почте».

Ребята, надо проверить почту, а вдруг письмо уже пришло. Так и есть, вот список реактивов Незнайки.

(Слад 8.)

Ну, что, ребята, поможем Незнайке разобраться с его проблемой?

Только давайте вспомним, о каком типе реакций пишет нам Незнайка?

Что необходимо помнить при проведении реакций обмена?

Учитель.

Если выделится газ – это раз,

И получится вода – это два, А еще нерастворимый осаждается продукт. «Есть осадок», - говорим мы.

Это третий важный пункт.

Химик правила обмена не забудет никогда:

В результате непременно будет газ или вода,

или выпадет осадок – вот тогда порядок, да!

Задание. С реактивами, вызвавшими затруднения у Незнайки,  давайте проведем лабораторные опыты, иллюстрирующие реакции обмена, и вы запишите соответствующие уравнения реакций в своих схемах конспектах.

И помните о правилах техники безопасности при выполнении лабораторных опытов:  работаем аккуратно и с малым количеством реактивов.

Друзья, просигнализируйте мне карточками, у кого первое и второе уравнения получились такими же, как записано на доске? (Слайд 9.)

Ребята, сейчас вы провели опыты, демонстрирующие условия протекания реакции обмена: выделение газа, осадка и образование воды. Однако в третьей пробирке вы ничего не наблюдали. Объясню, почему. Реакция между кислотами и основаниями – это частный случай реакции обмена, и называется она реакцией нейтрализации.

 

Основание и кислота –

Два непримиримых врага,

Сразу вступают в реакцию,

Название которой – нейтрализация.

Соль и Н2О нам получить дано.

 

Показ видеофрагмента «Хамелеон»

Ребята, сейчас вы увидели животное. Вы узнали его? Что вы можете о нём рассказать?

Знаете, почему я вам сейчас показала хамелеона? У химиков есть вещества, которые подобно хамелеону меняют свою окраску и они называются индикаторами.

И с помощью индикаторов мы сможем решить проблему Незнайки.

Я продемонстрирую вам реакцию нейтрализации, но чтобы вы увидели, как она идёт, я добавляю в щёлочь индикатор фенолфталеин. Он, как хамелеон, в кислой и нейтральной  среде бесцветный, а в щелочной – малиновый.

Демонстрация.

Итак, четвертый этап позади, мы помогли Незнайке  разобраться в его проблеме, и мы получаем следующую звездочку. Но прежде, чем мы перейдем к 5-му этапу, я предлагаю немного отдохнуть и устроить «стрельбу глазами».

Задание «Стрельба глазами».

1. В периодической системе найдите самый активный элемент – неметалл.

2. Переведите свой взгляд влево, на элемент, стоящий в том же периоде в 3 группе.

3. Переведите взгляд вниз и влево, на самый активный металл.

4. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент, атомы которого образуют вещество, поддерживающее горение.

5. Переведите взгляд вниз и влево на элемент, атомы которого образуют металл, используемый в градусниках.

6. Переведите свой взгляд вверх и вправо, на самый электроотрицательный элемент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание  второго этапа в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют типы химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

Один человек работает у доски, остальные на своих местах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос.

 

ОТВЕТ. Реакции обмена.

 

ОТВЕТ. Условия протекания реакций обмена: выделение газа, выпадение осадка, образование воды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют лабораторные опыты и записывают соответствующие уравнения реакций в схеме-конспекте урока. Двое учащихся выполняют задания у доски.

 

 

 

 

 

 

 

Это хамелеон. Он изменяет окраску в зависимости от внешних условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают  третье уравнение реакции в схеме-конспекте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фтор.

 

Бор.

 

 

Франций.

 

Кислород.

 

 

 

Ртуть.

 

 

 

Фтор.

 

5. Установление общих закономерностей.

 

5-ый этап - «Химический снегопад».

Друзья! Мы почти достигли цели. Впереди последний этап – «Химический снегопад».

Ребята, мы с вами повторили и обобщили тему «Типы химических реакций», и я предлагаю вам оценить себя с помощью снежинок. Но снежинки у нас  необыкновенные – химические. На снежинках разного цвета написаны задания разной степени трудности. Вы должны выбрать для себя

 

Производят расчеты.

 

 

Выполняют работу.

 

 

 

5. Рефлексия и подведение итогов урока.

Организует рефлексию и подведение итогов урока.

Кто сегодня заработал «5» на уроке, встаньте. Сегодня вы торжественно получаете свой первый школьный документ – «зачётную книжку по химии» вместе с первым зачетом к заданию  № 15.

Если бы мама попросила вас написать ей смс о самом главном на уроке, что бы вы написали? Достигли ли мы поставленных целей?

Ребята, заканчивая урок, прошу дорисовать смайлик на выданный кружок и  наклеить его на плакат на доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

Оценивают свою работу на уроке в  смайликах.

5.Информация о домашнем задании.

Прочитать текст § 12 в электронном учебнике, составить и решить задачу по изученной теме.

Записывают домашнее задание в дневник.

 


 

Белозерова Татьяна Анатольевна

Белозерова Татьяна Анатольевна

Средства обучения : Мультимедийный проектор

Средства обучения : Мультимедийный проектор

На горе вас ждёт сюрприз, Там ещё и суперприз!

На горе вас ждёт сюрприз, Там ещё и суперприз!

Ребята, какой из них быстрее?

Ребята, какой из них быстрее?

Обобщение и систематизация понятий

Обобщение и систематизация понятий

Давайте выполним следующее задание

Давайте выполним следующее задание

Ребята, надо проверить почту, а вдруг письмо уже пришло

Ребята, надо проверить почту, а вдруг письмо уже пришло

Основание и кислота – Два непримиримых врага,

Основание и кислота – Два непримиримых врага,

Переведите взгляд вниз и влево на элемент, атомы которого образуют металл, используемый в градусниках

Переведите взгляд вниз и влево на элемент, атомы которого образуют металл, используемый в градусниках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2020