Урок в музее № 1
Оценка 4.7

Урок в музее № 1

Оценка 4.7
doc
06.01.2022
Урок в музее № 1
урок в музее № 1.doc

Музейный  урок 

Тема урока: «Как   «живут»  экспонаты  в  музее».

Цели  урока: Познакомить с условиями  бытования  экспонатов  в  музее.

Дать  представление о  хранительной и  реставрационной  работах, об  их  важности  и значении.

Воспитывать  бережное,  уважительное  отношение  к  музейным  памятникам,       чувства  причастности  и  ответственности  за  сохранение  культурного  наследия.

Оборудование: экран, мультимедийный  проектор, презентация, карточки с новыми  терминами, предметы,  принесенные  учащимися  в  качестве экспонатов, альбом, краски или цветные  карандаши, экспонаты  школьного  музея, книга учета экспонатов  в школьном  музее.

Ход  урока:

Организационный  момент.

Учитель. Сегодня  у  нас  необычный  урок – урок  в  школьном  музее. Мы  узнаем  как «живут» экспонаты  в  музее. Познакомимся  с  музейными  профессиями  и  поговорим  об  их  важности. Совершим  увлекательное  путешествие  в  мир  прекрасного. А ведь  прекрасное  совсем  рядом, оно  окружает  нас  всегда. Только  нужно  увидеть его,  почувствовать  и  уметь  насладиться. Давайте  попробуем!

Погружение  в  тему  урока.

Демонстрация  слайдов с  репродукциями  картин известных  художников. (Демонстрация  проходит  в  полной  тишине).

Учитель. Испытать  наслаждение  от  увиденного  нам  помогают  художники  скульпторы, архитекторы. Искусство – это зеркальное  отражение  нашего прошлого,  настоящего  и  будущего.  Люди много, много  сотен  лет  назад  начали  собирать  и  хранить чем – то  им  дорогие  и  памятные  предметы,  вещи,  картины  и  многое  другое,  что  теперь  стало  историей.

Изучение  нового  материала.

Ученик.       Как обычно, в  красивом  здании Где хранится кладезь  знаний

Обо  всем, что  нас  окружает  И, конечно,  всегда  поражает.

  Здесь предметы  культуры  всей.  Что же  это – МУЗЕЙ!

·         - Что  означает  слово  музей? (на доске появляется слово «МУЗЕЙ»)

Учитель.  Первый  музе  был  открыт  в Петербурге  при  Петре  Первом и  назывался  КУНСТКАМЕРОЙ – собрание  диковинок  для  всеобщего  обозрения (новое слово на доске). Сейчас  в стране  около 1200 государственных  музеев,  где  собрано 40 млн. картин, скульптур, рукописей  и  самых  разных  вещей. Есть  еще  тысячи  народных  и  школьных  музеев – такой  как наш.

·         - Какие  типы  музеев  вы  знаете?

Определение музея. Типы музеев. Профили музеев.

МУЗЕЙ (от греч. museion — храм муз), научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Типы музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные. Профили музеев: исторические, технические, сельскохозяйственные, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, а также мемориальные, комплексные, краеведческие.

. Цель музея.

Целью музея является создание благоприятных условий для социального, интеллектуального, духовного, эмоционального и физического развития юных граждан России.

Основные задачи музея

Основными задачами музея являются:

Ø      обновление содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами краеведения;

Ø      воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края и района;

Ø      приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;

Ø      сохранение исторической памяти;

Ø      совершенствование нравственного и физического воспитания обучающихся;

Ø       помощь юным гражданам в формировании российского государственного самосознания, воспитание любви к Родине;

Ø      подготовка молодых людей к сознательной и ответственной жизни в демократическом обществе, функционирующем по законам свободного предпринимательства и правового государства;

Ø      предоставление разнообразных возможностей для развития у молодежи навыков социальной мобильности, формирования современной электоральной, экологической культуры;

Ø      предложение программ, направленных на специальные методики использования экскурсий, путешествий, систематических краеведческих наблюдений и исследований для расширения кругозора детей, освоения разносторонних практических навыков;

Ø       воспитания в них патриотизма и нравственности, любви к малой родине;

Ø      оказание информационно-методической помощи  другим музеям района.

Учащиеся называют  различные  типы  музеев  и делают  сообщения о  самом маленьком  музее, о  самом  длинном, о  музее  кузнечного  дела, о  старейшем  музее  оружия.

Учитель дополняет  ответы  учащихся  , демонстрируя  слайды, иллюстрации с  изображениями  различных  музеев мира,  страны и края.

Музей искусства или картинная галерея это место, где происходит выставка предметов искусства, обычно изобразительного, большую часть из которого составляют картины, иллюстративный материал и скульптуры. Здесь могут демонстрироваться и коллекции прикладного искусства: керамика, ковка по металлу, резьба по дереву, книжное искусство и другие.

Самым первым государственным музеем на территории Европы была галерея Уффици (Флоренция). Основанная, как дворец флорентийских магистров (отсюда и название) впоследствии она долгое время использовалась для хранения полотен и скульптур: все свободное место этого дворца было занято привезенными полотнами и скульптурами из коллекции знаменитой семьи Медичи.

Первым открывшимся для посещения музеем стал Британский музей в Лондоне, который был создан в 1753 году. Уже в 1759 году он стал доступен для посещения широких масс. Отличительной чертой этого музея была его комплексность и универсальность. В коллекцию его экспонатов входили предметы декоративно-прикладного искусства, предметы научных, археологических, исторических, библиографических и других находок.

Специализированный же музей искусств появился позже - только в 1764 году. Именно к этому году было приурочено открытие самого известного музея города Санкт-Петербурга – Эрмитажа.

Если вы попали в зал, где выставлены предметы изобразительного искусства, а это значит скульптура, картины, иллюстративные материалы. То, вы попали в музей искусств или картинную галерею. Также часто в музеях искусств представлены коллекции предметов прикладного искусства, к которым относятся изделия из керамики, резные деревянные предметы, книжное искусство, кованые металлические изделия.

Музеи науки и центры технологии, это музеи, которые посвящены инновациям истории. Предметами экспозиции часто становятся компьютерные новинки, авиационные и физические достижения в науке. Для того чтобы публика с легкостью могла понять всю суть научных изобретений широко используются средства мультимедиа, демонстрации и интерактивные программы. В основном, такие музеи построены в стиле амфитеатров и планетариев. Новинкой для такого типа музеев можно считать становящиеся все более популярными сетевые музеи. Они представлены веб-ресурсами, которые охватывают фото-эскизы всех экспонатов музея с подробным их описанием. Это самый подходящий вариант для тех, кто не может напрямую посетить этот музей.

Краеведческие музеи призваны демонстрировать все развитие природы почти от момента ее создания. Экспозиции музея повествуют о динозаврах, древней истории, антропологии. Самыми известными представителями этой серии считаются Лондонский музей естествознания, музей естествознания при Оксфордском университете, Американский музей, музей в Париже, Нью-Йорке.

Зоопарки не принято считать музеями, но часто их называют экспозициями под открытым небом. Они показывают все разнообразие природных комплексов, направлены на изучение животных и агитацию на их сохранение в природном разнообразии. Самые крупные зоопарки расположены в Лондоне, Нью-Йорке, Сиднее, Цюрихе и Франкфурте.

К музеям живой природы также относят этнографические и исторические музеи. Зачастую они представлены ландшафтными парками. Первый такой музей под открытым небом был открыт в 1881 году – норвежский парк Оскара II. Но, после того как Артур Хазелиус в 1891 году основал один из самых известных музеев - Скансен в Стокгольме, его стали считать эталоном для многочисленных музеев Северной и Восточной Европы. Наиболее актуальны такие музеи для стран, имеющих богатую культурно-историческую основу (например, древняя архитектура, памятники истории). Не так давно во Франции появились экомузеи, которые по праву считаются наследниками музеев под открытым небом.

 Музыкальные музеи призваны познакомить посетителей с жизнью и творчеством композиторов. Дом Генделя в Лондоне один из ярких представителей таких музеев.

Создаются музеи для детей и юношества, такие как детский музей в Майами. Такие музеи призваны демонстрировать обучающие материалы по большому количеству тем, а консультационные центры смогут ответить на все возникающие вопросы.

Мобильные музеи это термин, который применим к музеям-экспозициям, перевозимым транспортом. Чаще всего это микроавтобусы. Некоторые научные общества используют такой способ демонстрации в обучающих целях, а у некоторых музеев так и вообще нет своего определенного «места жительства».

·         - Где  может располагаться  музей? ( В красивом здании, например, в  бывших  дворцах, в  квартире, в  усадьбе, под  открытым  небом, в дворцово – парковых  ансамблях и т.д.)

Учитель.

 Незаметно и мы  с вами, ребята, тоже  стали  не  просто  посетителями  музея,  а культурными зрителями  в  его  залах.

·         - Как же  нужно  вести  себя  в музее?

·         - Что означает  волшебное  слово ЭКСПОНАТ – выставленный на  показ (новое слово на доске)

·         - Все ли  ценные  предметы  могут  стать  экспонатами  музея? (Нет, если  предмет  интересен  ученым, художникам, коллекционерам и  необходим  для  коллекции  музея).

Рассматривание  принесенных предметов учащимися  в  качестве  музейных  экспонатов.

Учитель.

  Итак, предмет  стал  музейным  экспонатом. Теперь  начинается его  музейная  жизнь. Его заносят  в  специальную  книгу  поступлений и  присваивают  очередной  номер. (демонстрация  книги учета экспонатов  в  школьном  музее).

·         - Может  ли  этим  заниматься  кассир  или  экскурсовод?

Этой  работой  занимается  НАУЧНЫЙ  СОТРУДНИК (новое слово на доске). Следующая  музейная  профессия – ХРАНИТЕЛЬ (слово на доске). Он знает как  надо  хранить экспонаты  в  музее. А помогает  ему  КЛИМОТОЛОГ,  который  с  помощью  прибора  «психрометра»  определяет влажность  и  температуру в  залах  музея  и  хранилищах. Ну а те экспонаты , которые  нуждаются в  лечении  попадают  в  руки  ХУДОЖНИКА – РЕСТАВРАТОРА.

 У  каждого  экспоната  своя  история. Бывает  так,  что экспонат меняет  много  адресов, может  побывать  во  многих  руках, подвергнуться  случайному  или намеренному  повреждению. Так произошло с  данным  экспонатом – иконой.

4. Закрепление  нового  материала  проводится  в  форме  диалога:

·         - Какое бывает  хранение экспонатов?

·         - Где хранятся экспонаты?

·         - На что похожа жизнь  экспонатов  в  музее?

·         - С  какими новыми профессиями  вы  познакомились  на  уроке?

5. ИГРА «Угадай  профессию  музейного  сотрудника».

 Условия игры: Если учитель называет  профессию  сотрудника  музея – дети встают, если нет – приседают.

6. ТВОРЧЕСКАЯ  РАБОТА: ученикам  предлагается   нарисовать    любой  экспонат  из  школьно  музея  или  любой другой,  который  они  видели в музеях.

7.       Домашнее  задание.     Закончить  рисунок  и  подготовить  рассказ о  своем экспонате.

Социальные функции музея

Вопрос об общественном предназначении музеев имеет давнюю историю. Однако теорети-ческая разработка проблемы социальных функций музея стала возможной лишь на определенном этапе развития музееведения. В России эту проблему впервые поставил в ряде своих работ в конце 1960-х – начале 1970-х гг. А.М. Разгон, а в последующие десятилетия она стала предметом исследования Д.А. Равикович, Ю.П. Пищулина, А.Б. Закс.

В отечественном и зарубежном музееведении в качестве основополагающих традиционно выделяют две исторически сложившиеся функции, определяющие специфику музейной деятель-ности, место и роль музея в обществе и культуре – функцию документирования и функцию образования и воспитания.

Функция документирования предполагает целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов различных фактов, событий, процессов и явлений, происхо-дивших в обществе и природе. Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком предметы, которые могут выступать подлинными (аутентичными) свидетельствами объективной реальности. После включения их в музейное собрание они становятся знаком и символом конкретного события и явления. Это присущее музейному предмету свойство отражать действительность в еще большей степени раскрывается в процессе изучения и научного описания предмета. Функция документирования отвечает научным и культурным потребностям общества и реализовывается главным образом в процессе комплектования музейных фондов, их хранения и изучения.

Функция образования и воспитания основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осущест-вляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев.

Функция организации свободного времени, которая обусловлена общественными потреб-ностями в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке. Она является производной от функции образования и воспитания, поскольку посещение музея в свободное время связано в основном с мотивами познавательно-культурного характера. Эта функция в скрытом виде исторически присуща музейным учреждениям хотя бы по той причине, что посещение музеев связано, как правило, с использованием досуга.

Проблема социальных функций музея обсуждается отечественными и зарубежными музееведами уже не одно десятилетие, ее вряд ли можно считать окончательно решенной. Одни исследователи высказывают неудовлетворенность традиционными представлениями о том, что музей характеризуется только двумя вышерассмотренными социальными функциями, другие полагают, что само понятие «социальная функция» по отношению к музею требует кардинального пересмотра. При всем разбросе имеющихся суждений и мнений большинство исследователей подтверждают значимость функционального анализа для понимания роли и места музея в обществе и определения путей его дальнейшего развития.

Социальные функции музея тесно связаны между собой и находятся в непрерывном взаимодействии. Процесс документирования продолжается в русле экспозиционной и культурно-образовательной деятельности музея. Ведь экспозиция представляет собой специфическую форму публикации той научной работы, которая ведется в процессе комплектования музейных пред-метов, их изучения и описания. Преимущественно на основе экспозиций осуществляется и функ-ция образования и воспитания. Экскурсии, лекции и другие формы просветительной деятельности музея служат комментарием к экспозиции и представленным в ней музейным предметам.

Повышение роли музеев в организации досуга людей, в свою очередь, влияет на экспозиционную и культурно-образовательную деятельность. Это наглядно проявилось в тенденции создавать более привлекательные для посетителей экспозиции путем воссоздания в них интерьеров, помещения в них действующих моделей и различных технических средств – звукового сопровождения, киноэкранов, мониторов, компьютеров, а также в использовании театрализованных форм работы с посетителем, музейных концертов, праздников, балов.


Музейный урок Тема урока: «Как «живут» экспонаты в музее»

Музейный урок Тема урока: «Как «живут» экспонаты в музее»

Родине; Ø подготовка молодых людей к сознательной и ответственной жизни в демократическом обществе, функционирующем по законам свободного предпринимательства и правового государства; Ø предоставление разнообразных возможностей…

Родине; Ø подготовка молодых людей к сознательной и ответственной жизни в демократическом обществе, функционирующем по законам свободного предпринимательства и правового государства; Ø предоставление разнообразных возможностей…

К музеям живой природы также относят этнографические и исторические музеи

К музеям живой природы также относят этнографические и исторические музеи

Социальные функции музея Вопрос об общественном предназначении музеев имеет давнюю историю

Социальные функции музея Вопрос об общественном предназначении музеев имеет давнюю историю
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2022