урок в рамках недели русского языка с применением задания по читательской грамотности в 5 классе

  • docx
  • 05.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала открытый урок.docx

19.10.2022 год.

5в класс.

 

Тема урока: «Формирование функциональной (читательской ) грамотности на уроках русского языка в 5 классе по теме « Лексика». Омонимы. Употребление в речи». 

Цели урока и задачи урока

Образовательные: 

 Сформировать у учащихся понятие об омонимах и их типах в сопоставлении с понятием о многозначности слова.

  Показать роль омонимов в речи.

 Формировать умение находить в толковом словаре омонимы.

 Повторить изученный материал по теме «Лексика».

 Развивающие:

 Развивать творческую активность учащихся.

  Развивать внимание, образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать.

  Формировать навыки самостоятельной работы.

  Обогащать словарный запас языка, совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся

 Продолжить работу по формированию навыков комплексного анализа текста, (читательской ) грамотности на уроках русского языка в 5 классе по теме « Лексика»

 Воспитательные:

  Воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к русскому языку, бережное отношение к слову.

 Оборудование: Учебник, компьютер, проектор.

Главная проблема урока: отличие омонимов от многозначных слов.

Методы обучения:

  Творческий

 Исследовательский

 Объяснительно-иллюстративный (наглядный)

 

Структура урока

  1. Организационный момент.

Учитель: 

-  Итак, Все успокоились и на урок настроились. Давайте повернемся к соседу по парте, улыбнемся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. Поэтому будем работать  эффективно. Запишем в тетради число и название работы.

А начнем мы наш урок с орфографической разминки. И проведем ее в форме буквенного теста.

Учитель: Ребята, сегодня нам поможет нам на уроке работа с текстом. Для этого мы будем пользоваться приемами читательской грамотности. Давайте  узнаем, что же включает в себя читательская грамотность./Слайд/

Читательская грамотность – способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достичь своих целей. Расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Сегодня я предлагаю вам на нашем уроке стать исследователями и свидетелями одного языкового явления. Я уверена, что к концу урока ваш словарный запас пополнится новыми русскими словами, и они оживут в вашей речи. Но для этого придётся потрудиться. Перед вами текст. Но прежде, чем его прочитать, давайте вспомним, что такое текст./Слайд/

 

 

Из текста мы должны выбрать ту информацию, которая нам будет необходима. Именно в этом тексте находится тема нашего урока.

Прочитайте текст.

О Омо́нимы (от др.-греч. ὁμός — одинаковый и ὄνομα — имя) — одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению слова, морфемы и другие единицы языка. ( Термин введен Аристотелем ) Что такое омонимы? Омонимы – одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению слова. Пример: лук в одном значении - растение, а в другом - оружие. Эти слова звучат одинаково, но обозначают разное. Подобные слова и называются омонимами. Омонимы необходимо отличать от многозначных слов. Омонимы – слова, которые совпадают в звучании и написании, но не имеют ничего общего в значении. К примеру, слово "коса" в значении

« заплетенные волосы» и "коса" в значении «предмет сельскохозяйственного труда».

 А многозначные слова имеют сходство по какому-либо признаку. Отличие многозначных слов от омонимов в том, что многозначные слова имеют несколько значений, связанных по смыслу, а омонимы — это разные слова, одинаковые по звучанию и написанию, но не имеющие ничего общего в плане значений. 

Посмотрим на конкретном примере. Допустим, нам нужно определить слово "кнопка" — это омоним или многозначное слово. Для этого мы вспоминаем, какие кнопки бывают. Бывает кнопка звонка, канцелярская кнопка, кнопка-застежка. Все эти кнопки объединяет, что их нажимают, и они маленького размера. У кнопки в разном употреблении слова все равно есть общее значение. Получается, что слово "кнопка" это многозначное слово.

 Теперь другой пример. Нам нужно определить слово "клуб" — это омоним или многозначное слово. Итак, мы начинаем вспоминать, какие бывают клубы...

 — детский  клуб; — клуб пыли; — клуб дыма

 — клуб по интересам (вязания, литературный клуб, сельский ).

У значений этих слов нет ничего общего. Невозможно найти связь между клубом пыли и детским клубом. Перед нами абсолютно разные по смыслу слова. Значит, перед нами омоним.

 Омонимы придают особую выразительность, остроту пословицам. Каков ни есть, а хочет есть.

 Учитель: Итак, тема нашего урока сегодня та же, что и тема этого текста. Как бы мы его назвали? /Омонимы/. Правильно. Запишем тему в тетрадь.

 Найдите в тексте определение омонимов и запишите его./слайд/

А какая же основная мысль данного текста. Что вы узнали из текста? (Как отличить многозначное слово от омонимов)

 - В чем заключается это отличие? (Омонимы – одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению слова. Омонимы – слова, что совпадают в звучании и написании, но не имеют ничего общего в семантике.  Какие  примеры омонимов  приводятся в тексте?/ Пример: лук в одном значении - растение, а в другом – оружие, клуб и коса/

В русском языке используется часто Омонимия – одно из средств создания комического эффекта. Каламбур – игра слов. Омонимы всегда были незаменимым средством остроумной игры слов. Это ценят поэты и писатели юмористы.

Учитель: Познакомимся с рассказом Н.Сладкова.

Рассказ Н.Сладкова «Овсянка».

 Николай Иванович Сладков (1920—1996) — писатель, Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков. Бродя среди старых деревьев, он с детства проникся мудростью природы, научился узнавать по голосам самых разных птиц.

 У природы для всех найдется место: и для людей, и для животных, и для птиц. Но чтобы стать настоящим добрым другом всему живому миру, надо узнать очень много всего о лесах и полях, реках и озерах, горах и тундре, тайге и пустынях, и еще об очень-очень многом. Именно об этом и рассказывают книги Николая Сладкова, пронизанные бесконечной любовью к природе.

Его рассказы увлекательные. Интересные. Яркие. Красивые.  Написал более 60 книг о природе. И сегодня мы познакомимся с одним из его рассказов. Рассказ Н.Сладкова «Овсянка».

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

 – А у меня дома овсянка!

 – Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.

 – Люблю я овсянку! – добавил Сашка.

 – И я люблю! – сказал Матвей.

 – Она желтая, красивая такая!

 – И вкусная. Особенно с молоком.

 – Как это – вкусная! Как это с молоком! – удивился Сашка.

– Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.

 – Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

 – Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

– Про какую овсянку?

– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

 – И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

– Как каша песни пела?! – изумился Матвей.

– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне мою овсянку слушать.

 – Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать! И друзья побежали .

 ( Н. Сладков)

 Учитель:

-  Подготовимся прочитать по ролям. Поработаем со своим речевым аппаратом. Произнесем скороговорку:

Чтение по ролям.

-  Почему вы улыбнулись, слушая этот рассказ? ( Рассказ очень интересный, красивый) Это диалог. 15 реплик. Каждая реплика пишется с новой строчки и ставится дефис. Можно сыграть сценку.

Почему мальчики долго не понимали друг друга? (услышали одинаково звучащие слова: овсянка (каша) и овсянка (птица), произошла путаница слов)

-Одинаково ли звучат и пишутся эти слова? ( ДА) Лексическое значение разное. ( Да) Какой частью речи являются? (Существительное)

 Вывод: Значит, Овсянка - омоним. Запишем эти примеры с их значением. Овсянка – птица, овсянка – каша.

А теперь проведем по тексту аналитическую работу. Найдите в тексте существительные только един.числа. /Сахар, молоко/. Найдите разговорное слово/айда/.

 Учитель: Показать картинки  ОВСЯНКА- ПТИЦА. ОВЯНКА - КАША.

А теперь обратимся к вашей домашней работе, которую вы выполняли по вари- антам.

Исследовательская работа об омонимах.

 ОВСЯНКА –  ПТИЦА относится она к семейству овсянковых. Привлекает внимание своим интересным окрасом - золотисто-желтым. Золотистые перышки украшают голову и грудь овсянки обыкновенной. Встретить птичку можно в умеренных широтах Азии и Европы.

 ОВСЯНКА -  КАША.

 Полезные качества овсяной крупы напрямую исходят от богатого состава. Перечислить все до единого элементы невозможно, укажем самые известные для нас вещества. В состав овсяной крупы входят: белки, углеводы, зола и жиры.

 При регулярном потреблении каши из овсяных хлопьев или крупы улучшается настроение. Оно всегда будет на высоте, так как в нем присутствует цинк, витаминный ряд группы В, магний. Доказано, что овсянка уже после первых дней потребления придает оптимизм, стимулирует работу нервной системы.

 

 

Физкультминутка.

Учитель:

- А теперь выполним закрепительные упражнения.

      1. Подберите к загадкам такие ответы, в которых есть омонимы.

-Каким ключом нельзя отвернуть гайку?

 -Какую соль не кладут в суп?

-Из каких ноготков нельзя собрать букет?

 -Из какого крана не льется вода?

 -Какой лук не кладут в суп?

 -Какой кистью не выкрасишь стену?

2.      Сравните значения выделенных слов и укажите, относятся они к явлениям многозначности или омонимии.

Зав..дской клуб – клуб дыма. Зат..пить печ(?) – зат..пить к_рабль. Крутой бер..г – крутой кип..ток. Вид моря – вид гл..гола. Серебр..ный подстаканник – серебр..ный иней. Противотанковая мина – грус..ная мина. Барх..тное платье – барх..тный гол_с. Железн..дорожный мост – воздушный мост.

Проверка     

Заводской клуб – клуб дыма (омоним). Затопить печ(?) – затопить к_рабль (омоним). Крутой берег – крутой кипяток (многозн.). Вид моря – вид глагола (омоним).  Серебряный подстаканник - серебряный иней (многозн.) Противотанковая мина – грустная мина (омоним). Бархатное платье – бархатный голос (многозн.)

Учитель:

- Наш урок подходит к концу, и я предлагаю вам стать поэтами. Давайте создадим небольшое стихотворение в прозе, которое называется Синквейн – имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;

4 строка – фраза, несущая определенный смысл;

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом.)

А темой нашего синквейна станут Омонимы

1.Омонимы

 2.Увлекательные, интересные

3.Обогащают, развивают, воспитывают,  прививает любовь к родному языку.

 4.Похожие по написанию и звучанию, но разные по значению.

5. Каламбур.

Рефлексия.

- Выберите 1 фразу для соседа по парте:

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.

Учитель:

- А я хочу вам, ребята, в конце нашего урока вместе с великим русским писателем К.Г.Паустовским пожелать: «Пусть  в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Прочитайте текст.

 

О Омо́нимы (от др.-греч. ὁμός — одинаковый и ὄνομα — имя) — одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению слова, морфемы и другие единицы языка.( Термин введен Аристотелем ) Что такое омонимы? Омонимы – одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению слова. Пример: лук в одном значении - растение, а в другом - оружие. Эти слова звучат одинаково, но обозначают разное. Подобные слова и называются омонимами. Омонимы необходимо отличать от многозначных слов. Омонимы – слова, которые совпадают в звучании и написании, но не имеют ничего общего в значении. К примеру, слово "коса" в значении « заплетенные волосы» и "коса" в значении «предмет сельскохозяйственного труда».

 А многозначные слова имеют сходство по какому-либо признаку. Отличие многозначных слов от омонимов в том, что многозначные слова имеют несколько значений, связанных по смыслу, а омонимы — это разные слова, одинаковые по звучанию и написанию, но не имеющие ничего общего в плане значений. 

Посмотрим на конкретном примере. Допустим, нам нужно определить слово "кнопка" — это омоним или многозначное слово. Для этого мы вспоминаем, какие кнопки бывают. Бывает кнопка звонка, канцелярская кнопка, кнопка-застежка. Все эти кнопки объединяет, что их нажимают, и они маленького размера. У кнопки в разном употреблении слова все равно есть общее значение. Получается, что слово "кнопка" это многозначное слово.

 Теперь другой пример. Нам нужно определить слово "клуб" — это омоним или многозначное слово. Итак, мы начинаем вспоминать, какие бывают клубы...

 — детский  клуб; — клуб пыли; — клуб дыма

 — клуб по интересам (вязания, литературный клуб, сельский ).

У значений этих слов нет ничего общего. Невозможно найти связь между клубом пыли и детским клубом. Перед нами абсолютно разные по смыслу слова. Значит, перед нами омоним.

 Омонимы придают особую выразительность, остроту пословицам. Каков ни есть, а хочет есть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Овсянка».

 

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

 – А у меня дома овсянка!

 – Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.

 – Люблю я овсянку! – добавил Сашка.

 – И я люблю! – сказал Матвей.

 – Она желтая, красивая такая!

 – И вкусная. Особенно с молоком.

 – Как это – вкусная! Как это с молоком! – удивился Сашка.

– Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.

 – Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

 – Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

– Про какую овсянку?

– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

 – И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

– Как каша песни пела?! – изумился Матвей.

– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне мою овсянку слушать.

 – Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать! И друзья побежали .

                                                                                               ( Н. Сладков)