19.10.2022 год.
5в класс.
Тема урока: «Формирование функциональной (читательской ) грамотности на уроках русского языка в 5 классе по теме « Лексика». Омонимы. Употребление в речи».
Цели урока и задачи урока
Образовательные:
∙ Сформировать у учащихся понятие об омонимах и их типах в сопоставлении с понятием о многозначности слова.
∙ Показать роль омонимов в речи.
∙ Формировать умение находить в толковом словаре омонимы.
∙ Повторить изученный материал по теме «Лексика».
Развивающие:
∙ Развивать творческую активность учащихся.
∙ Развивать внимание, образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать.
∙ Формировать навыки самостоятельной работы.
∙ Обогащать словарный запас языка, совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся
. ∙ Продолжить работу по формированию навыков комплексного анализа текста, (читательской ) грамотности на уроках русского языка в 5 классе по теме « Лексика»
Воспитательные:
∙ Воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к русскому языку, бережное отношение к слову.
Оборудование: Учебник, компьютер, проектор.
Главная проблема урока: отличие омонимов от многозначных слов.
Методы обучения:
∙ Творческий
∙ Исследовательский
∙ Объяснительно-иллюстративный (наглядный)
Структура урока
Учитель:
- Итак, Все успокоились и на урок настроились. Давайте повернемся к соседу по парте, улыбнемся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. Поэтому будем работать эффективно. Запишем в тетради число и название работы.
А начнем мы наш урок с орфографической разминки. И проведем ее в форме буквенного теста.
Учитель: Ребята, сегодня нам поможет нам на уроке работа с текстом. Для этого мы будем пользоваться приемами читательской грамотности. Давайте узнаем, что же включает в себя читательская грамотность./Слайд/
Читательская грамотность – способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достичь своих целей. Расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Сегодня я предлагаю вам на нашем уроке стать исследователями и свидетелями одного языкового явления. Я уверена, что к концу урока ваш словарный запас пополнится новыми русскими словами, и они оживут в вашей речи. Но для этого придётся потрудиться. Перед вами текст. Но прежде, чем его прочитать, давайте вспомним, что такое текст./Слайд/
Из текста мы должны выбрать ту информацию, которая нам будет необходима. Именно в этом тексте находится тема нашего урока.
Прочитайте текст.
О Омо́нимы (от др.-греч. ὁμός — одинаковый и ὄνομα — имя) — одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению слова, морфемы и другие единицы языка. ( Термин введен Аристотелем ) Что такое омонимы? Омонимы – одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению слова. Пример: лук в одном значении - растение, а в другом - оружие. Эти слова звучат одинаково, но обозначают разное. Подобные слова и называются омонимами. Омонимы необходимо отличать от многозначных слов. Омонимы – слова, которые совпадают в звучании и написании, но не имеют ничего общего в значении. К примеру, слово "коса" в значении
« заплетенные волосы» и "коса" в значении «предмет сельскохозяйственного труда».
А многозначные слова имеют сходство по какому-либо признаку. Отличие многозначных слов от омонимов в том, что многозначные слова имеют несколько значений, связанных по смыслу, а омонимы — это разные слова, одинаковые по звучанию и написанию, но не имеющие ничего общего в плане значений.
Посмотрим на конкретном примере. Допустим, нам нужно определить слово "кнопка" — это омоним или многозначное слово. Для этого мы вспоминаем, какие кнопки бывают. Бывает кнопка звонка, канцелярская кнопка, кнопка-застежка. Все эти кнопки объединяет, что их нажимают, и они маленького размера. У кнопки в разном употреблении слова все равно есть общее значение. Получается, что слово "кнопка" это многозначное слово.
Теперь другой пример. Нам нужно определить слово "клуб" — это омоним или многозначное слово. Итак, мы начинаем вспоминать, какие бывают клубы...
— детский клуб; — клуб пыли; — клуб дыма
— клуб по интересам (вязания, литературный клуб, сельский ).
У значений этих слов нет ничего общего. Невозможно найти связь между клубом пыли и детским клубом. Перед нами абсолютно разные по смыслу слова. Значит, перед нами омоним.
Омонимы придают особую выразительность, остроту пословицам. Каков ни есть, а хочет есть.
Учитель: Итак, тема нашего урока сегодня та же, что и тема этого текста. Как бы мы его назвали? /Омонимы/. Правильно. Запишем тему в тетрадь.
Найдите в тексте определение омонимов и запишите его./слайд/
А какая же основная мысль данного текста. Что вы узнали из текста? (Как отличить многозначное слово от омонимов)
- В чем заключается это отличие? (Омонимы – одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению слова. Омонимы – слова, что совпадают в звучании и написании, но не имеют ничего общего в семантике. Какие примеры омонимов приводятся в тексте?/ Пример: лук в одном значении - растение, а в другом – оружие, клуб и коса/
В русском языке используется часто Омонимия – одно из средств создания комического эффекта. Каламбур – игра слов. Омонимы всегда были незаменимым средством остроумной игры слов. Это ценят поэты и писатели юмористы.
Учитель: Познакомимся с рассказом Н.Сладкова.
Рассказ Н.Сладкова «Овсянка».
Николай Иванович Сладков (1920—1996) — писатель, Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков. Бродя среди старых деревьев, он с детства проникся мудростью природы, научился узнавать по голосам самых разных птиц.
У природы для всех найдется место: и для людей, и для животных, и для птиц. Но чтобы стать настоящим добрым другом всему живому миру, надо узнать очень много всего о лесах и полях, реках и озерах, горах и тундре, тайге и пустынях, и еще об очень-очень многом. Именно об этом и рассказывают книги Николая Сладкова, пронизанные бесконечной любовью к природе.
Его рассказы увлекательные. Интересные. Яркие. Красивые. Написал более 60 книг о природе. И сегодня мы познакомимся с одним из его рассказов. Рассказ Н.Сладкова «Овсянка».
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.
– И я люблю! – сказал Матвей.
– Она желтая, красивая такая!
– И вкусная. Особенно с молоком.
– Как это – вкусная! Как это с молоком! – удивился Сашка.
– Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Как каша песни пела?! – изумился Матвей.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне мою овсянку слушать.
– Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать! И друзья побежали .
( Н. Сладков)
Учитель:
- Подготовимся прочитать по ролям. Поработаем со своим речевым аппаратом. Произнесем скороговорку:
Чтение по ролям.
- Почему вы улыбнулись, слушая этот рассказ? ( Рассказ очень интересный, красивый) Это диалог. 15 реплик. Каждая реплика пишется с новой строчки и ставится дефис. Можно сыграть сценку.
- Почему мальчики долго не понимали друг друга? (услышали одинаково звучащие слова: овсянка (каша) и овсянка (птица), произошла путаница слов)
-Одинаково ли звучат и пишутся эти слова? ( ДА) Лексическое значение разное. ( Да) Какой частью речи являются? (Существительное)
Вывод: Значит, Овсянка - омоним. Запишем эти примеры с их значением. Овсянка – птица, овсянка – каша.
А теперь проведем по тексту аналитическую работу. Найдите в тексте существительные только един.числа. /Сахар, молоко/. Найдите разговорное слово/айда/.
Учитель: Показать картинки ОВСЯНКА- ПТИЦА. ОВЯНКА - КАША.
А теперь обратимся к вашей домашней работе, которую вы выполняли по вари- антам.
Исследовательская работа об омонимах.
ОВСЯНКА – ПТИЦА относится она к семейству овсянковых. Привлекает внимание своим интересным окрасом - золотисто-желтым. Золотистые перышки украшают голову и грудь овсянки обыкновенной. Встретить птичку можно в умеренных широтах Азии и Европы.
ОВСЯНКА - КАША.
Полезные качества овсяной крупы напрямую исходят от богатого состава. Перечислить все до единого элементы невозможно, укажем самые известные для нас вещества. В состав овсяной крупы входят: белки, углеводы, зола и жиры.
При регулярном потреблении каши из овсяных хлопьев или крупы улучшается настроение. Оно всегда будет на высоте, так как в нем присутствует цинк, витаминный ряд группы В, магний. Доказано, что овсянка уже после первых дней потребления придает оптимизм, стимулирует работу нервной системы.
Физкультминутка.
Учитель:
- А теперь выполним закрепительные упражнения.
1. Подберите к загадкам такие ответы, в которых есть омонимы.
-Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
-Какую соль не кладут в суп?
-Из каких ноготков нельзя собрать букет?
-Из какого крана не льется вода?
-Какой лук не кладут в суп?
-Какой кистью не выкрасишь стену?
2. Сравните значения выделенных слов и укажите, относятся они к явлениям многозначности или омонимии.
Зав..дской клуб – клуб дыма. Зат..пить печ(?) – зат..пить к_рабль. Крутой бер..г – крутой кип..ток. Вид моря – вид гл..гола. Серебр..ный подстаканник – серебр..ный иней. Противотанковая мина – грус..ная мина. Барх..тное платье – барх..тный гол_с. Железн..дорожный мост – воздушный мост.
Проверка
Заводской клуб – клуб дыма (омоним). Затопить печ(?) – затопить к_рабль (омоним). Крутой берег – крутой кипяток (многозн.). Вид моря – вид глагола (омоним). Серебряный подстаканник - серебряный иней (многозн.) Противотанковая мина – грустная мина (омоним). Бархатное платье – бархатный голос (многозн.)
Учитель:
- Наш урок подходит к концу, и я предлагаю вам стать поэтами. Давайте создадим небольшое стихотворение в прозе, которое называется Синквейн – имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определенный смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом.)
А темой нашего синквейна станут Омонимы
1.Омонимы
2.Увлекательные, интересные
3.Обогащают, развивают, воспитывают, прививает любовь к родному языку.
4.Похожие по написанию и звучанию, но разные по значению.
5. Каламбур.
Рефлексия.
- Выберите 1 фразу для соседа по парте:
Ты молодец.
Я доволен твоей работой на уроке.
Ты мог бы поработать лучше.
Учитель:
- А я хочу вам, ребята, в конце нашего урока вместе с великим русским писателем К.Г.Паустовским пожелать: «Пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги».
Приложение
Прочитайте текст.
О Омо́нимы (от др.-греч. ὁμός — одинаковый и ὄνομα — имя) — одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению слова, морфемы и другие единицы языка.( Термин введен Аристотелем ) Что такое омонимы? Омонимы – одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению слова. Пример: лук в одном значении - растение, а в другом - оружие. Эти слова звучат одинаково, но обозначают разное. Подобные слова и называются омонимами. Омонимы необходимо отличать от многозначных слов. Омонимы – слова, которые совпадают в звучании и написании, но не имеют ничего общего в значении. К примеру, слово "коса" в значении « заплетенные волосы» и "коса" в значении «предмет сельскохозяйственного труда».
А многозначные слова имеют сходство по какому-либо признаку. Отличие многозначных слов от омонимов в том, что многозначные слова имеют несколько значений, связанных по смыслу, а омонимы — это разные слова, одинаковые по звучанию и написанию, но не имеющие ничего общего в плане значений.
Посмотрим на конкретном примере. Допустим, нам нужно определить слово "кнопка" — это омоним или многозначное слово. Для этого мы вспоминаем, какие кнопки бывают. Бывает кнопка звонка, канцелярская кнопка, кнопка-застежка. Все эти кнопки объединяет, что их нажимают, и они маленького размера. У кнопки в разном употреблении слова все равно есть общее значение. Получается, что слово "кнопка" это многозначное слово.
Теперь другой пример. Нам нужно определить слово "клуб" — это омоним или многозначное слово. Итак, мы начинаем вспоминать, какие бывают клубы...
— детский клуб; — клуб пыли; — клуб дыма
— клуб по интересам (вязания, литературный клуб, сельский ).
У значений этих слов нет ничего общего. Невозможно найти связь между клубом пыли и детским клубом. Перед нами абсолютно разные по смыслу слова. Значит, перед нами омоним.
Омонимы придают особую выразительность, остроту пословицам. Каков ни есть, а хочет есть.
«Овсянка».
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.
– И я люблю! – сказал Матвей.
– Она желтая, красивая такая!
– И вкусная. Особенно с молоком.
– Как это – вкусная! Как это с молоком! – удивился Сашка.
– Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Как каша песни пела?! – изумился Матвей.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне мою овсянку слушать.
– Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать! И друзья побежали .
( Н. Сладков)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.