Урок в рамках недели русского языка с применением задания по читательской грамотности в 5 классе
Оценка 4.8

Урок в рамках недели русского языка с применением задания по читательской грамотности в 5 классе

Оценка 4.8
docx
05.12.2022
Урок в рамках  недели русского языка с применением задания по читательской грамотности в 5 классе
открытый урок.docx

19.10.2022 год.

5в класс.

 

Тема урока: «Формирование функциональной (читательской ) грамотности на уроках русского языка в 5 классе по теме « Лексика». Омонимы. Употребление в речи». 

Цели урока и задачи урока

Образовательные: 

 Сформировать у учащихся понятие об омонимах и их типах в сопоставлении с понятием о многозначности слова.

  Показать роль омонимов в речи.

 Формировать умение находить в толковом словаре омонимы.

 Повторить изученный материал по теме «Лексика».

 Развивающие:

 Развивать творческую активность учащихся.

  Развивать внимание, образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать.

  Формировать навыки самостоятельной работы.

  Обогащать словарный запас языка, совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся

 Продолжить работу по формированию навыков комплексного анализа текста, (читательской ) грамотности на уроках русского языка в 5 классе по теме « Лексика»

 Воспитательные:

  Воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к русскому языку, бережное отношение к слову.

 Оборудование: Учебник, компьютер, проектор.

Главная проблема урока: отличие омонимов от многозначных слов.

Методы обучения:

  Творческий

 Исследовательский

 Объяснительно-иллюстративный (наглядный)

 

Структура урока

  1. Организационный момент.

Учитель: 

-  Итак, Все успокоились и на урок настроились. Давайте повернемся к соседу по парте, улыбнемся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. Поэтому будем работать  эффективно. Запишем в тетради число и название работы.

А начнем мы наш урок с орфографической разминки. И проведем ее в форме буквенного теста.

Учитель: Ребята, сегодня нам поможет нам на уроке работа с текстом. Для этого мы будем пользоваться приемами читательской грамотности. Давайте  узнаем, что же включает в себя читательская грамотность./Слайд/

Читательская грамотность – способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достичь своих целей. Расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Сегодня я предлагаю вам на нашем уроке стать исследователями и свидетелями одного языкового явления. Я уверена, что к концу урока ваш словарный запас пополнится новыми русскими словами, и они оживут в вашей речи. Но для этого придётся потрудиться. Перед вами текст. Но прежде, чем его прочитать, давайте вспомним, что такое текст./Слайд/

 

 

Из текста мы должны выбрать ту информацию, которая нам будет необходима. Именно в этом тексте находится тема нашего урока.

Прочитайте текст.

О Омо́нимы (от др.-греч. ὁμός — одинаковый и ὄνομα — имя) — одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению слова, морфемы и другие единицы языка. ( Термин введен Аристотелем ) Что такое омонимы? Омонимы – одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению слова. Пример: лук в одном значении - растение, а в другом - оружие. Эти слова звучат одинаково, но обозначают разное. Подобные слова и называются омонимами. Омонимы необходимо отличать от многозначных слов. Омонимы – слова, которые совпадают в звучании и написании, но не имеют ничего общего в значении. К примеру, слово "коса" в значении

« заплетенные волосы» и "коса" в значении «предмет сельскохозяйственного труда».

 А многозначные слова имеют сходство по какому-либо признаку. Отличие многозначных слов от омонимов в том, что многозначные слова имеют несколько значений, связанных по смыслу, а омонимы — это разные слова, одинаковые по звучанию и написанию, но не имеющие ничего общего в плане значений. 

Посмотрим на конкретном примере. Допустим, нам нужно определить слово "кнопка" — это омоним или многозначное слово. Для этого мы вспоминаем, какие кнопки бывают. Бывает кнопка звонка, канцелярская кнопка, кнопка-застежка. Все эти кнопки объединяет, что их нажимают, и они маленького размера. У кнопки в разном употреблении слова все равно есть общее значение. Получается, что слово "кнопка" это многозначное слово.

 Теперь другой пример. Нам нужно определить слово "клуб" — это омоним или многозначное слово. Итак, мы начинаем вспоминать, какие бывают клубы...

 — детский  клуб; — клуб пыли; — клуб дыма

 — клуб по интересам (вязания, литературный клуб, сельский ).

У значений этих слов нет ничего общего. Невозможно найти связь между клубом пыли и детским клубом. Перед нами абсолютно разные по смыслу слова. Значит, перед нами омоним.

 Омонимы придают особую выразительность, остроту пословицам. Каков ни есть, а хочет есть.

 Учитель: Итак, тема нашего урока сегодня та же, что и тема этого текста. Как бы мы его назвали? /Омонимы/. Правильно. Запишем тему в тетрадь.

 Найдите в тексте определение омонимов и запишите его./слайд/

А какая же основная мысль данного текста. Что вы узнали из текста? (Как отличить многозначное слово от омонимов)

 - В чем заключается это отличие? (Омонимы – одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению слова. Омонимы – слова, что совпадают в звучании и написании, но не имеют ничего общего в семантике.  Какие  примеры омонимов  приводятся в тексте?/ Пример: лук в одном значении - растение, а в другом – оружие, клуб и коса/

В русском языке используется часто Омонимия – одно из средств создания комического эффекта. Каламбур – игра слов. Омонимы всегда были незаменимым средством остроумной игры слов. Это ценят поэты и писатели юмористы.

Учитель: Познакомимся с рассказом Н.Сладкова.

Рассказ Н.Сладкова «Овсянка».

 Николай Иванович Сладков (1920—1996) — писатель, Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков. Бродя среди старых деревьев, он с детства проникся мудростью природы, научился узнавать по голосам самых разных птиц.

 У природы для всех найдется место: и для людей, и для животных, и для птиц. Но чтобы стать настоящим добрым другом всему живому миру, надо узнать очень много всего о лесах и полях, реках и озерах, горах и тундре, тайге и пустынях, и еще об очень-очень многом. Именно об этом и рассказывают книги Николая Сладкова, пронизанные бесконечной любовью к природе.

Его рассказы увлекательные. Интересные. Яркие. Красивые.  Написал более 60 книг о природе. И сегодня мы познакомимся с одним из его рассказов. Рассказ Н.Сладкова «Овсянка».

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

 – А у меня дома овсянка!

 – Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.

 – Люблю я овсянку! – добавил Сашка.

 – И я люблю! – сказал Матвей.

 – Она желтая, красивая такая!

 – И вкусная. Особенно с молоком.

 – Как это – вкусная! Как это с молоком! – удивился Сашка.

– Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.

 – Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

 – Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

– Про какую овсянку?

– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

 – И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

– Как каша песни пела?! – изумился Матвей.

– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне мою овсянку слушать.

 – Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать! И друзья побежали .

 ( Н. Сладков)

 Учитель:

-  Подготовимся прочитать по ролям. Поработаем со своим речевым аппаратом. Произнесем скороговорку:

Чтение по ролям.

-  Почему вы улыбнулись, слушая этот рассказ? ( Рассказ очень интересный, красивый) Это диалог. 15 реплик. Каждая реплика пишется с новой строчки и ставится дефис. Можно сыграть сценку.

Почему мальчики долго не понимали друг друга? (услышали одинаково звучащие слова: овсянка (каша) и овсянка (птица), произошла путаница слов)

-Одинаково ли звучат и пишутся эти слова? ( ДА) Лексическое значение разное. ( Да) Какой частью речи являются? (Существительное)

 Вывод: Значит, Овсянка - омоним. Запишем эти примеры с их значением. Овсянка – птица, овсянка – каша.

А теперь проведем по тексту аналитическую работу. Найдите в тексте существительные только един.числа. /Сахар, молоко/. Найдите разговорное слово/айда/.

 Учитель: Показать картинки  ОВСЯНКА- ПТИЦА. ОВЯНКА - КАША.

А теперь обратимся к вашей домашней работе, которую вы выполняли по вари- антам.

Исследовательская работа об омонимах.

 ОВСЯНКА –  ПТИЦА относится она к семейству овсянковых. Привлекает внимание своим интересным окрасом - золотисто-желтым. Золотистые перышки украшают голову и грудь овсянки обыкновенной. Встретить птичку можно в умеренных широтах Азии и Европы.

 ОВСЯНКА -  КАША.

 Полезные качества овсяной крупы напрямую исходят от богатого состава. Перечислить все до единого элементы невозможно, укажем самые известные для нас вещества. В состав овсяной крупы входят: белки, углеводы, зола и жиры.

 При регулярном потреблении каши из овсяных хлопьев или крупы улучшается настроение. Оно всегда будет на высоте, так как в нем присутствует цинк, витаминный ряд группы В, магний. Доказано, что овсянка уже после первых дней потребления придает оптимизм, стимулирует работу нервной системы.

 

 

Физкультминутка.

Учитель:

- А теперь выполним закрепительные упражнения.

      1. Подберите к загадкам такие ответы, в которых есть омонимы.

-Каким ключом нельзя отвернуть гайку?

 -Какую соль не кладут в суп?

-Из каких ноготков нельзя собрать букет?

 -Из какого крана не льется вода?

 -Какой лук не кладут в суп?

 -Какой кистью не выкрасишь стену?

2.      Сравните значения выделенных слов и укажите, относятся они к явлениям многозначности или омонимии.

Зав..дской клуб – клуб дыма. Зат..пить печ(?) – зат..пить к_рабль. Крутой бер..г – крутой кип..ток. Вид моря – вид гл..гола. Серебр..ный подстаканник – серебр..ный иней. Противотанковая мина – грус..ная мина. Барх..тное платье – барх..тный гол_с. Железн..дорожный мост – воздушный мост.

Проверка     

Заводской клуб – клуб дыма (омоним). Затопить печ(?) – затопить к_рабль (омоним). Крутой берег – крутой кипяток (многозн.). Вид моря – вид глагола (омоним).  Серебряный подстаканник - серебряный иней (многозн.) Противотанковая мина – грустная мина (омоним). Бархатное платье – бархатный голос (многозн.)

Учитель:

- Наш урок подходит к концу, и я предлагаю вам стать поэтами. Давайте создадим небольшое стихотворение в прозе, которое называется Синквейн – имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;

4 строка – фраза, несущая определенный смысл;

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом.)

А темой нашего синквейна станут Омонимы

1.Омонимы

 2.Увлекательные, интересные

3.Обогащают, развивают, воспитывают,  прививает любовь к родному языку.

 4.Похожие по написанию и звучанию, но разные по значению.

5. Каламбур.

Рефлексия.

- Выберите 1 фразу для соседа по парте:

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.

Учитель:

- А я хочу вам, ребята, в конце нашего урока вместе с великим русским писателем К.Г.Паустовским пожелать: «Пусть  в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Прочитайте текст.

 

О Омо́нимы (от др.-греч. ὁμός — одинаковый и ὄνομα — имя) — одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению слова, морфемы и другие единицы языка.( Термин введен Аристотелем ) Что такое омонимы? Омонимы – одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению слова. Пример: лук в одном значении - растение, а в другом - оружие. Эти слова звучат одинаково, но обозначают разное. Подобные слова и называются омонимами. Омонимы необходимо отличать от многозначных слов. Омонимы – слова, которые совпадают в звучании и написании, но не имеют ничего общего в значении. К примеру, слово "коса" в значении « заплетенные волосы» и "коса" в значении «предмет сельскохозяйственного труда».

 А многозначные слова имеют сходство по какому-либо признаку. Отличие многозначных слов от омонимов в том, что многозначные слова имеют несколько значений, связанных по смыслу, а омонимы — это разные слова, одинаковые по звучанию и написанию, но не имеющие ничего общего в плане значений. 

Посмотрим на конкретном примере. Допустим, нам нужно определить слово "кнопка" — это омоним или многозначное слово. Для этого мы вспоминаем, какие кнопки бывают. Бывает кнопка звонка, канцелярская кнопка, кнопка-застежка. Все эти кнопки объединяет, что их нажимают, и они маленького размера. У кнопки в разном употреблении слова все равно есть общее значение. Получается, что слово "кнопка" это многозначное слово.

 Теперь другой пример. Нам нужно определить слово "клуб" — это омоним или многозначное слово. Итак, мы начинаем вспоминать, какие бывают клубы...

 — детский  клуб; — клуб пыли; — клуб дыма

 — клуб по интересам (вязания, литературный клуб, сельский ).

У значений этих слов нет ничего общего. Невозможно найти связь между клубом пыли и детским клубом. Перед нами абсолютно разные по смыслу слова. Значит, перед нами омоним.

 Омонимы придают особую выразительность, остроту пословицам. Каков ни есть, а хочет есть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Овсянка».

 

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

 – А у меня дома овсянка!

 – Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.

 – Люблю я овсянку! – добавил Сашка.

 – И я люблю! – сказал Матвей.

 – Она желтая, красивая такая!

 – И вкусная. Особенно с молоком.

 – Как это – вкусная! Как это с молоком! – удивился Сашка.

– Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.

 – Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

 – Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

– Про какую овсянку?

– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

 – И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

– Как каша песни пела?! – изумился Матвей.

– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне мою овсянку слушать.

 – Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать! И друзья побежали .

                                                                                               ( Н. Сладков)


 

Тема урока: «Формирование функциональной (читательской ) грамотности на уроках русского языка в 5 классе по теме «

Тема урока: «Формирование функциональной (читательской ) грамотности на уроках русского языка в 5 классе по теме «

Из текста мы должны выбрать ту информацию, которая нам будет необходима

Из текста мы должны выбрать ту информацию, которая нам будет необходима

Его рассказы увлекательные. Интересные

Его рассказы увлекательные. Интересные

Физкультминутка. Учитель: -

Физкультминутка. Учитель: -

Приложение Прочитайте текст

Приложение Прочитайте текст

Овсянка». Встретились два друга:

Овсянка». Встретились два друга:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2022