Урок на построение смысловой версии на понимания переносного смысла произведения «Вежливый ослик» для 2 класса
Предмет: литературное чтение
Цель:
Метапредметные цель: развитие способности символического понимания.
Исходное состояние
Конечное состояние: дети могут выделять аллегорическое значение, выделять смысл
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность детей |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Введение в ситуацию |
1. Приветствие. 2. Чтение стихотворения «Вежливый ослик» (два четверостишия)
Вежливый ослик Вежливый ослик Очень вежливый Воспитанный он был. Всем улыбался, кланялся И «здравствуй» говорил.
Потом он отходил на шаг И говорил: - Тюлень тюфяк, А заяц – трус, А лев – дурак, А слон – обжора и толстяк…
Вопрос: Почему стихотворение называется «Вежливый ослик»?
|
Ответы детей.
-Это стихотворение смешное -Автор ошибся -Ослик был вежливый -Сначала был вежливый, потом стал невежливый
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Набрасывание версий |
Набрасывание версий: -Почему это стихотворение показалось смешным? -А в чем автор ошибся?
-Вы считаете, что ослик был невежливый? Значит надо разобраться
|
- Говорил смешные слова - Он же обзывался? А если бы Лев у него спросил, как он к нему относится он мог бы сказать правду, а мог притвориться.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Обсуждение версий. |
- Кого можно назвать вежливым?
-Тогда, почему ослик невежливый?
- Как так получилось, что у вас разные решения и ответы?
- Давайте изобразим, каким был Ослик
![]() ![]() ![]()
|
-Тех, кто кланяется, здоровается, улыбается
-Он обзывался, когда его не слышали -Если тебя никто не слышит, это не значит, что надо говорить гадости
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
-А речь идет об ослике?
-А вы видели когда-нибудь доброго ослика или злого в жизни -В толковом словаре ничего такого не встречается
-Каким словом можно заменить слово невежливый? - У него два лица Когда его видят – одно, когда не видят – другое -Как называют таких людей -Точнее, двуличный -Так почему же стихотворение называется «Вежливый ослик»?
-Верно, так делают если пишут с иронией хотят обратить на что-то внимание -Давайте разделимся на группы и придумаем окончание к этому стихотворению |
-Да -Человек, который переоделся
- Может быть ослик как человек
- Двулицый
-Может слово Вежливый надо взять в кавычки?
- Ребята в группах выполняют задание и озвучивают получившееся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Диагностика (проверка выведенных средств) |
Давайте послушаем ещё одно стихотворение и попробуем его озаглавить с иронией, обозначив случившееся в стихотворении противоположным значением Стихотворение С.Михалкова Бараны
По крутой тропинке горной Шел домой барашек черный И на мостике горбатом Повстречался с белым братом. И сказал барашек белый: "Братец, вот какое дело: Здесь вдвоем нельзя пройти, Ты стоишь мне на пути." Черный брат ответил: "Ме, Вы в своем, баран, уме? Пусть мои отсохнут ноги, Если я сойду с дороги!" Помотал один рогами, Уперся другой ногами... Как рогами ни крути, А вдвоем нельзя пройти. Сверху солнышко печет, А внизу река течет. В этой речке утром рано Утонули два барана.
- Как бы вы назвали это произведение? - Обозначьте случившееся в стихотворении противоположным значением -Поясни, в чем их глупость?
-Как Вы думаете, это стихотворение только про баранов? |
-Приятная встреча - Умные бараны
-Глупый
- Они могли уступить друг другу…
-Это про упрямых людей. -Люди могут быть такими. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Итог урока |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.