Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Поима
Белинского района Пензенской области им.П.П.Липачёва
Урок вероятности и статистики
«Статистические характеристики:
Среднее арифметическое,
наибольшее и наименьшее значения, размах»
для обучающихся 7 класса
Составитель: Парамошкина М.А,
учитель математики
высшей квалификационной категории
Поим, 2023
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений
Место и роль урока в изучаемой теме: урок представлен в разделе «Описательная статистика. Средние значения и размах»
Технология построения урока: поисково-исследовательская
Методы: деятельностный метод обучения
Форма работы: групповая
Цель урока: создание на уроке условий для формирования представлений о том, как полученные на уроках вероятности и статистики знания применяются на практике, развивать логическое мышление, монологическую речь, учить обосновывать свои действия, развивать навыки работы в группе.
Планируемые результаты:
В ходе урока обучающиеся
развивают умения
· приобретают знания о практическом значении и применении статистических характеристик
· приобретают волевые и деловые качества личности
формируют УУД:
Средства обучения: учебник «Вероятность и статистика» 7-9 класс И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко; раздаточный материал, электронные весы, кубик Блума, интерактивная панель.
1. Организационный этап
– Доброе утро, ребята! Вы замечательно справились с работой на прошлом уроке, и я уверена, что сегодняшний урок и последующие принесут нам новые открытия и много радости от общения друг с другом. Сегодня мы вспомним то, с чем познакомились на прошлых уроках и конечно узнаем много нового.
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся
– Вам было дано задание: провести социологический опрос среди учителей, работающих в вашем классе. Вам необходимо было узнать стаж работы каждого учителя и занести в таблицу. Итак, давайте узнаем результаты.
№ п/п |
ФИО учителя |
Стаж работы |
1 |
Пиняева Т.П. |
|
2 |
Парамошкина М.А. |
|
3 |
Барышева С.В. |
|
4 |
Мартынова Л.Ф. |
|
5 |
Павлова Е.Ю. |
|
6 |
Мокарева Т.В. |
|
7 |
Потапова Т.В. |
|
8 |
Парамошкин А.В. |
|
9 |
Шепелева .А. |
|
10 |
Роганова О.Е. |
|
11 |
Роганова М.М. |
|
12 |
Панина Т.Ю. |
|
- Сколько лет в среднем работают учителя в данной школе?
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- На какие вопросы можно еще ответить, используя данную таблицу?
- Как эта таблица связана с темой нашего урока?
- Как вы думаете, чем мы займемся сегодня на уроке?
- Какие цели вы для себя определите?
ЦЕЛИ УРОКА:
1)повторить статистические характеристики; 2) применять их при решении задач.
- Чтобы закрепить знания по теме, сегодня мы поработаем статистами, будем обрабатывать данные исследований, проведенных в вашем классе.
4. Первичное закрепление
- в знакомой ситуации (типовые)
а) Но прежде, чем вы начнете обработку данных, предлагаю вспомнить определения понятий: найдите соответствие, соединив название термина с его определением.
|
1.Частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых |
МОДА |
2.Разность между модой и медианой данного числового ряда. |
|
3.Число, которое окажется посередине упорядоченного ряда, содержащего нечётное количество чисел. |
РАЗМАХ |
4.Наиболее часто встречающееся в ряду число. |
|
5.Число, являющееся средним арифметическим двух стоящих посередине чисел, упорядоченного ряда. |
СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ |
6.Число, являющееся средним арифметическим двух стоящих посередине чисел, данного числового ряда. |
|
7.Часто встречающееся в данном числовом ряду число. |
МЕДИАНА |
8.Разность между наибольшим и наименьшим значениями ряда данных. |
|
9.Число, являющееся средним арифметическим двух стоящих посередине чисел, упорядоченного ряда с чётным количеством чисел. |
-Молодцы!
- в изменённой ситуации (конструктивные)
б) Следующее задание. Во время прохождения медицинского осмотра вам измеряли рост. Результаты измерений роста девочек занесены в таблицу.
№ п/п |
ФИО |
Рост |
1. |
Кудрявцева Анастасия |
164 см |
2. |
Мельникова Анастасия |
146 см |
3. |
Парамошкина Екатерина |
150 см |
4. |
Табаева Вероника |
170 см |
5. |
Тишаева Арина |
152 см |
6. |
Яриго Татьяна |
164 см |
|
Среднее арифметическое чисел |
|
|
Самая высокая девочка |
|
|
Самая низкая девочка |
|
|
Разница в росте |
|
а) Вычислите среднее арифметическое этих чисел.
б) Какой рост имеет самая высокая девочка вашего класса? Самая низкая девочка? Какова разница в росте девочек?
в) Следующее задание
Миша и Степан поспорили, кто лучше прыгает в длину с места. Чтобы избежать случайности, они решили, что будут прыгать по очереди пять раз. Результаты своих прыжков в сантиметрах они записали в таблицу:
Номер прыжка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Миша |
190 |
205 |
195 |
210 |
210 |
Степан |
185 |
200 |
215 |
190 |
190 |
а) Кто из ребят прыгает дальше?
б) Найдите по данной таблице лучший и худший результат каждого мальчика и разность между результатами
в) Можно ли утверждать, что Миша прыгает стабильнее?
Физкультминутка
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Групповая работа (исследование):
- Известно ли вам, сколько должен весить портфель школьника вашего возраста?
В Роспотребнадзоре назвали оптимальный вес школьного рюкзака. Согласно информации ведомства, вместе с учебниками и школьными принадлежностями он не должен весить больше 10% веса ребенка, который его носит. «Оптимальное соотношение веса ранца с учебниками и тетрадями к весу ребенку составляет 1:10», — говорится в памятке.
В ведомстве отметили, что это соотношение учитывает и индивидуальные особенности ребенка. Вес школьного рюкзака для младшеклассников, согласно стандартам, не должен превышать 700 г, а вес ранца у учеников средней и старшей школы не должен превышать 1 кг.
В Роспотребнадзоре назвали рекомендуемый вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей в ранце:
· для 1-2 класса — до 1,5 кг;
· 3-4 класса — до 2,5 кг;
· 7-8 класса — до 3,5 кг;
· 9-11 класса — до 4 кг.
Помимо этого, школьный портфель должен иметь фурнитуру со светоотражающими элементами на лицевой и боковых сторонах, а также в верхней части рюкзака. Ранцы должны быть изготовлены из материалов контрастных цветов с водоотталкивающим покрытием.
Задание 1:
1. Найдите вес каждого учебника
2. Результаты занесите в таблицу
3. Найдите среднее арифметическое веса учебников.
Учебник (название) |
Масса, г |
Алгебра |
|
Геометрия |
|
Физика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Среднее арифметическое |
|
Задание 2: по данным таблицы
1. Найдите вес самого тяжелого учебника для 7 класса и самого легкого. Найдите их разницу.
2. Какой вес комплекта учебников для уроков сегодня? Сравните его с данными из Памятки.
-Какой вывод можно сделать на основании наших исследований?
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
1. Выяснить, обувь какого размера носят девочки и мальчики вашего класса.
2. Занести данные в таблицу.
3. Найти все статистические характеристики.
У статистиков есть такая шутка: «Средняя глубина пруда 0,5 м, а корова –то утонула». Объясните смысл этой шутки.
7. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Обучающийся бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.