Урок внеклассной математики "Занимательный счет"
Оценка 4.9

Урок внеклассной математики "Занимательный счет"

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
математика
9 кл
05.02.2020
Урок внеклассной математики "Занимательный счет"
Урок внеклассной математики «Занимательный счет» Цели и задачи: • привитие интереса к изучению математики; • развитие внимания, логического мышления и стремления к приобретению новых знаний; • формирование сплочённого детского коллектива, воспитание чувства сотрудничества; формирование дружеских отношений и умение работать командой; умение ориентироваться в незнакомой ситуации, быстро мобилизовать свои знания, умения и навыки для решения математических заданий
Урок занимательной математики.docx

Внеклассная математика

 «Занимательный счет»

Цели и задачи:

  • привитие интереса к изучению математики;
  • развитие внимания, логического мышления и стремления к приобретению новых знаний;
  • формирование сплочённого детского коллектива, воспитание чувства сотрудничества; формирование дружеских отношений и умение работать командой;
  • умение ориентироваться в незнакомой ситуации, быстро мобилизовать свои знания, умения и навыки для решения математических заданий.

 

Ход занятия.

1.     Организационная часть.

 

- Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии «Занимательный счет»

 

Все, кто любит тайны, загадки, приключения. 
Все, кто любознателен, трудолюбив, настойчив!

 

 

 

2.     Основная часть.

История возникновения чисел.

Учиться считать люди начали в давние времена, а учителем у них была сама жизнь.

Древние люди добывали себе пищу охотой. На крупного зверя – бизона или лося – приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним не справишься. Командовал облавой обычно самый старый и опытный охотник. Чтобы добыча не ушла, ее надо было окружить, ну вот хотя бы так: пять человек справа, семь сзади, четыре слева. Тут уж без счета никак не обойдешься! И вождь первобытного племени справлялся с этой задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как “пять” или “семь”, он мог показать числа на пальцах рук.

Кстати сказать, пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Особенно когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Так, например, желая обменять, сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. Одна пятерня означала 5, две – 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога – 15, две руки и две ноги – 20.

Так люди начинали учиться считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, – собственной пятерней.

Часто говорят: “Знаю, как свои пять пальцев”. Не с этого ли далекого времени пошло это выражение, когда знать, что пальцев пять, значило то же, что уметь считать?

Пальцы были первыми изображениями чисел. Очень сложно было складывать и вычитать. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь. Когда люди еще не знали, что такое цифры, в ход при счете шли и камешки, и палочки. В старину, если крестьянин-бедняк брал в долг у богатого соседа несколько мешков зерна, он выдавал вместо расписки палочку с зарубками – бирку. На палочке делали столько зарубок, сколько было взято мешков. Эту палочку раскалывали: одну половинку должник отдавал богатому соседу, а другую оставлял себе, чтобы тот потом не требовал вместо трех мешков пять. Если давали деньги друг другу в долг, тоже отмечали это на палочке. Словом, в старину бирка служила чем-то вроде записной книжки.

Как люди научились записывать цифры

Проходили многие-многие годы. Менялась жизнь человека. Люди приручили животных, на земле появились первые скотоводы, а затем и земледельцы. Постепенно росли знания людей, и чем дальше, тем больше увеличивалась потребность в умении считать и мерить. Скотоводам приходилось пересчитывать свои стада, а при этом счет мог идти уже сотнями и тысячами. Земледельцу надо было знать, сколько земли засеять, чтобы прокормить себя до следующего урожая. А время посева? Ведь, если посеять не вовремя, урожая не получишь!

Счет времени по лунным месяцам уже не годился. Нужен был точный календарь. К тому же людям все чаще приходилось сталкиваться с большими числами, запомнить которые трудно или даже невозможно. Нужно было придумать, как их записывать.

В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Очень разные и порою даже забавные эти “цифры” у разных народов. В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. Вместо цифры “3” – три палочки. А вот для десятков уже другой знак – вроде подковы.

У древних греков, например, вместо цифр, были буквы. Буквами обозначались цифры и в древних русских книгах: “А” - это один, “Б” - два, “В” – три и т.д.

У древних римлян были другие цифры. Мы и сейчас пользуемся иногда римскими цифрами. Их можно увидеть и на циферблате часов, и в книге, где обозначается номер главы. Если внимательно рассмотреть, римские цифры похожи на пальцы. Один – это один палец; два – два пальца; пять – это пятерня с отставленным большим пальцем; шесть – это пятерня, да еще один палец.

Современное слово “нуль” появилось гораздо позже, чем “цифра”. Оно происходит от латинского слово “нулла” – “никакая”. Изобретение нуля считается одним из важнейших математических открытий. При новом способе записи чисел значение каждой написанной цифры стало прямо зависеть от нее.

- Ребята, а где в жизни мы можем видеть числа???

 

Конкурс «Разминка»

Чтобы все прошло без заминки,
Мы начнем урок с разминки!

 

·         1. Было книжек 25,

Да добавили к ним 5.

А потом 2 книжки взяли

И учащимся отдали.

Думать надо очень мало,

Отвечайте:

«Сколько стало?» (28книжек)

 

·         2. Поручил учитель Коле

Сосчитать лопаты в школе.

Он лопаты сосчитал,

Прибежал и так сказал:

«28, а из них

20 малых, 6 больших».

Точно Коля доложил?

Иль ошибку допустил? (26 лопат)

 

·         3. Возле грядки две лопатки,

Возле кадки три лопатки.

Все лопатки сосчитать!

Сколько будет?

Ровно…(5)

 

·         4. Пять ворон на крышу сели,

Две ещё к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело.

Сколько всех их прилетело. (7)

 

·         5. Кошка вышила ковёр.

Посмотри, какой узор:

Три большие клеточки,

В каждой по три веточки.

Села кошка на кровать.

Стала веточки считать,

Но никак не может.

Кто же ей поможет? (3*3=9)

 

·         6. Со двора 16 веток

Принесла коза для деток,

Положила на пол их,

Как делить на четверых? (16:4=4)

Конкурс «Эрудиты»

Ребятам предлагается разгадать кроссворд.

2 по горизонтали: Результат сложения.  5 букв (сумма)

1 по вертикали: Арифметическое действие 9 букв (умножение)

3 по вертикали: Школьное двадцатиминутное сумасшествие 8 букв (перемена)

4 по вертикали: Записная книжка ученика 7 букв (дневник)

6 по горизонтали: Трудный путь от условия к ответу 7 букв (решение)

8 по горизонтали: Записывается с помощью цифр   5 букв (число)

 

Следующие два вопроса в стихах. Слушайте внимательно. (читать медленно)

5 по горизонтали:

Десятки превратил он в сотни,

А может в миллионы превратить,

Он среди чисел равноправен,

Но на него нельзя делить.                  (Ноль)

7 по вертикали:  

Прибор невелик,

Но всей школе велит:

То сядь да учись,

То встань, веселись!                        (Звонок)

 

И, наконец, последний вопрос!

9 по горизонтали; Самая плохая оценка для ученика (кол)

 

 

Конкурс «Фольклор»

- Творчество русского народа очень тесно связано с математикой. Вы, наверное, знаете, что в старину некоторые числа люди даже наделяли магическими свойствами.     

         Вспомните, какое число считается в народе несчастливым?

         Дети: тринадцать.

         Учитель: А вот число 7, наоборот, считается счастливым. Народ с большим удовольствием использует его в своих пословицах и поговорках.

Вспомните и назовите пословицы и поговорки с числом «7».

 

-Семеро с ложкой – один с сошкой.

- Лук – от семи недуг.

- За семью морями.

- Сам не дерусь, а и семерых не боюсь.

- Семи пядей во лбу.

- Седьмая вода на киселе.

- Семь верст до небес.

- На седьмом небе.

- Семеро одного не ждут.

- Семь бед - один ответ.

- Семь раз отмерь – один раз отрежь.

- Семь пятниц на неделе.

- У семи нянек дитя без глазу.

 

 

Конкурс «Математические загадки»

Учитель: Вы уже знаете, что математику считают царицей всех наук. Без вычислений трудно представить себе такие науки, как физика, химия, география, астрономия.

         А знаете ли вы, что даже такая наука, как экология, которая изучает взаимосвязь живых существ с окружающей средой и человеком, очень тесно связана с математикой? Ведь во всем нужны числовые подсчеты.

* * *

Отрезки, прямые

Черти с ней скорее!

Поля без труда

Проведет вам... (линейка)

* * *

Три стороны и три угла.

И знает каждый школьник:

Фигура называется,

Конечно, ... (треугольник)

* * *

Чтобы сумму получить,

Нужно два числа... (сложить)

* * *

Если что-то забираем,

Числа, дети…(вычитаем)

* * *

Если больше раз так в пять,

Числа будем... (умножать)

* * *

Если меньше, стало быть,

Числа будем мы... (делить)

 

Конкурс «Математические вопросы»

1.     Прибор для измерения углов называется...... (транспортир)

2.     Чему равна четверть часа? (15 минут)

3.     Чему равен прямой угол? (90 градусов)

4.     Результат вычитания - это ... (разность)

5.     Как называется сумма сторон треугольника? (периметр)

6.     Числа, которые делятся на 2, называются.... (четные)

7.     Как называется нижняя часть дроби? (знаменатель)

8.     У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (у прямой)

9.     Назовите самое маленькое двузначное число. (10)

10. Сколько ушей у 3 мышей? (6)

11. Как называется прибор для построения окружности? (циркуль)

12. На дереве сидело 6 птиц. Охотник выстрелил и сбил одну птицу. Сколько птиц осталось сидеть на дереве? (ни одной)

13. Три человека ждали поезд три часа. Сколько времени ждал каждый? (3 часа)

14. У какой геометрической фигуры длина равна ширине? (у квадрата)

15. Что тяжелее: килограмм пуха или килограмм железа? (одинаковы)

16. Назовите наименьшее натуральное число. (1)

17. Шла старуха в Москву, а на встречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (1старуха).

18. Может ли при делении получиться ноль? (Да)

19. Сколько раз в году встаёт солнце? (365)

20. Как называется верхняя часть дроби? (Числитель)

21. У прямоугольника отрезали один угол. Сколько углов осталось? (5)

22. Как называется результат сложения? (Сумма)

23. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)

24. Найдите четверть от ста. (25)

 

Итог занятия.

Вот закончилась игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился

И на уроке отличился?

Учитель. Дорогие ребята! Поздравляю вас с хорошими результатами. Вы все сегодня показали свои знания, смекалку, сообразительность. Вы просто – молодцы! Желаю вам дальнейших успехов и побед!


 

Внеклассная математика «Занимательный счет»

Внеклассная математика «Занимательный счет»

На палочке делали столько зарубок, сколько было взято мешков

На палочке делали столько зарубок, сколько было взято мешков

Было книжек 25, Да добавили к ним 5

Было книжек 25, Да добавили к ним 5

Результат сложения. 5 букв (сумма) 1 по вертикали:

Результат сложения. 5 букв (сумма) 1 по вертикали:

Вспомните и назовите пословицы и поговорки с числом «7»

Вспомните и назовите пословицы и поговорки с числом «7»

Прибор для измерения углов называется

Прибор для измерения углов называется
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2020