Тема урока "Уравнения, приводимые к квадратным". 9-й класс
Цели урока:
- закрепить навыки решения целых уравнений: определять вид целого уравнения и подбирать соответствующий способ решения, способствовать выработке навыка решения уравнений с помощью введения вспомогательной переменной, проверить усвоение темы на базовом уровне, обучать умению работать с тестовыми заданиями.
- развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся знания в конкретной ситуации, развивать умение сравнивать, обобщать, правильно формулировать и излагать мысли, развивать память, логическое мышление, интерес к предмету через содержание учебного материала.
-воспитывать навыки самоконтроля и взаимоконтроля, воспитывать у учащихся аккуратность, культуру общения, воспитывать такие качества характера, как чувство ответственности, настойчивости в достижении цели, умения не растеряться в проблемной ситуации, взаимоуважение.
Оборудование: проектор, экран, карточки с заданием, карточки с контролирующим тестом
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Сегодня мы будем решать уравнения третьей и четвертой степеней. В решение таких уравнений большой вклад внесли итальянские математики ХVI в.
Слайд 2. Выступление ученицы с исторической справкой.
Спицион Даль Ферро (1465-1526) и его ученик Фиори.
Н. Тарталья (ок. 1499-1557).
Дж. Кардано (1501-1576) и его ученик Л. Феррари.
Р. Бомбели (ок. 1530-1572).
12 февраля 1535 г. между Фиори и Н. Тартальей состоялся научный поединок, на
котором Тарталья одержал блестящую победу. Он за два часа решил 30 задач,
предложенных Фиори, а сам Фиори не решил ни одной.
Учитель. Итак, Тарталья за 2 часа решил 30 задач. Мы проведём математический турнир и узнаем, сколько уравнений сможете решить вы за 40 минут? Какие способы решения уравнений при этом изберёте?
2. Устная работа Слайды 3-4
1. Какие из чисел: – 3; – 2; – 1; 0; 1; 2; 3; являются корнями уравнений:
а) y3 – y = 0; (0;
1; –1)
б) y3 – 4y = 0; (0; 2 и – 2)
в) y3 + 9y = 0. (0;)
2. Сколько решений может иметь уравнение третьей степени?
3. Как проверить, является ли число корнем уравнения?
4. Каким способом вы решали бы уравнения первого задания?
5. Проверьте решение уравнения:
x3 – 5x2 + 16x – 80 = 0
x2 (x – 5) + 16(x – 5) = 0
(x – 5)( x2 + 16) = 0
(x – 5)(x – 4)(x + 4) = 0
Ответ: 5; – 4; 4.
Итак, мы повторили, что называется корнем уравнения, нашли ошибку в решении уравнения, вспомнили способ решения уравнения разложением на множители.
Отметьте в оценочной карточке, сколько уравнений вы решили на
первом этапе урока.
Переходим ко второму
этапу
3. Практическая часть урока
1. Математический тренажёр в парах
Карточка №1 Решите уравнения. 1. (х + 2)(х –
5) = 0 |
Карточка №1 (Ответы)
1. – 2 и 5 |
– Пары, поменяйтесь карточками.
– Проверьте друг у друга. (Ответы на экране). Слайд 5
– Исправьте ошибки.
– Поблагодарите друг друга.
2. Работа у доски и в тетрадях. Решение уравнения по цепочке. Слайд 6
9х3 –
18х2 – x + 2 = 0 |
|
x = 2 |
9х2 =
1 |
Ответ: – ; ; 2.
3. Работа с карточками: Слайды 7-9
1. Какое уравнение называется биквадратным? (Уравнения вида ах4+ bx2+ c = 0, где а ? 0, являющиеся квадратными относительно х2, называются биквадратными уравнениями) Как его решить? x4 –
5x2 + 4 = 0 x2 =
4 x2 =
1 Ответ: + 2; + 1. |
3. (x2 + 2x)2 – 2(x2 + 2x) – 3 = 0 Пусть x2 + 2x = t. Получим квадратное уравнение с переменной t. t2 –
2t – 3 = 0 x = – 1 x1 =
– 3 Ответ: – 3; – 1; 1 (по т. Виета) |
2. (x2 – x + 1)( x2 – x – 7) = 65 Какой способ наиболее рационально здесь использовать? Пусть x2 –
x = t, x1 = – 3; x2 = 4 корней нет Ответ: – 3; 4. |
№221 в. (x2 +
x)(x2 + x – 5) = 84 t(t – 5) = 84 |
Сосчитайте количество верно решённых уравнений, занесите в таблицу.
4. Контролирующая часть урока
Тест
Вариант 1
Часть 1
1. Какое из уравнений имеет корни, равные – 1; 3; – 3?
А. (x – 1)(x2 – 9) = 0
Б. (x + 1)(x2 – 9) = 0
В. (x + 1)(x2 + 9) = 0
Г. (x – 1)(x2 + 9) = 0
2. Найдите корни уравнения (2x – 3)(x + 4) = 0.
А. 1,5 и – 4
Б. – 1,5 и 4
В. 1,5 и 4
Г. – 1,5 и – 4
3. Решите уравнение: 5 x2 = 25x
Ответ:________________________________
Часть 2
4. Закончи фразу: «Произведение корней уравнения x4 – 2x2 – 8 = 0 равно числу …»
А. – 8
Б. – 4
В. – 2
Г. 0
5. Решите уравнение ( решение и ответы оформите на отельном листе)
(x2 + 4x)(x2 + 4x – 17) = – 60
Верно выполненные задания:
части 1 оцениваются в 0,5 балла;
части 2: 1 – в 2 балла; 2 – в 4 балла
Критерии оценки:
Оценка «3» – 1,5 балла;
Оценка «4» – 3,5 балла;
Оценка «5» – 7,5 балла.
Вариант 2
Часть 1
1. Какое из уравнений имеет корни, равные – 2; 5 – 5?
А. (x – 2)(x2 – 25) = 0
Б. (x + 2)( x2 + 25) = 0
В. (x + 2)( x2 – 25) = 0
Г. (x – 2)( x2 + 25) = 0
2. Найдите корни уравнения (2x + 7)(x – 4) = 0.
А. 3,5 и – 4
Б. – 3,5 и – 4
В. 3,5 и 4
Г. – 3,5 и 4
3. Решите уравнение: 3x – x2 = 0
Ответ:________________________________
Часть 2
4. Закончи фразу: «Произведение корней уравнения x4 – 8x2 – 9 = 0 равно числу …»
А. – 1
Б. – 9
В. 9
Г. – 8
5. Решите уравнение ( решение и ответы оформите на отельном листе)
(x2 – 5x)(x2 – 5x + 10) + 24 = 0
Верно выполненные задания:
части 1 оцениваются в 0,5 балла;
части 2: 1 – в 2 балла; 2 – в 4 балла
Критерии оценки:
Оценка «3» – 1,5 балла;
Оценка «4» – 3,5 балла;
Оценка «5» – 7,5 балла.
Слайд 10
Дополнительное задание
Решите уравнение итальянских математиков:
(3x2 + x – 4) + 3x2 + x = 4 .
Решите уравнение: х3 – х2 – 4(x – 1)2 = 0
x2(x – 1) – 4(x – 1)2 = 0
(x – 1)( x2 – 4(x – 1)) = 0
x – 1 = 0 или (x2 – 4(x – 1)) = 0
x = 1 x2 – 4x + 4 = 0
(x – 2)2 = 0
x = 2
Ответ: 1; 2.
Слайд 11
Ответы к тесту
№ варианта |
Часть 1 |
Часть 2 |
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
1 |
Б |
А |
0 и 5 |
Б |
– 5; 1; 2; – 6. |
|
2 |
В |
Г |
0 и 3 |
Б |
1; 2; 3; 4. |
|
Поменяйтесь тестами.
Проверьте друг у друга. (Ответы на экране).
Исправьте ошибки.
Поставьте оценки.
Поблагодарите друг друга.
Занесите количество верных уравнений в оценочную таблицу.
Слайд 12
5. Итог урока. Оценки
– Сколько уравнений решили сегодня на уроке? Какие способы решения вы применяли?
Слайд 13
Критерии оценок за работу на уроке: «5» – за 21-23 правильно решенных уравнений, «4» – 19-20 уравнений, «3» – 16 -18 уравнений.
Победители турнира:
Слайд 14
6. Домашнее задание
№
Слайд № 15
Оценочная таблица
Предмет- алгебра 9__ класс Ф.И. ученика_______________________
Этапы урока |
Первый (устная работа) |
Второй |
Третий (Тест) |
(Дополнительные задания) |
Итог |
Количество верно выполненных заданий |
|||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
|||||
В-1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии оценок за работу на уроке: «5» – за 21-23 правильно решенных уравнений, «4» – 19-20 уравнений, «3» – 16 -18 уравнений
№1. Какие из чисел: -3; -2; -1; 0; 1; 2; 3 являются корнями уравнений:
а) у³– у = 0; б) у³ – 4у = 0; в) у³ + 9у = 0.
№2 Проверьте решение уравнения:
x³ – 5x² + 16x – 80 = 0
x² (x - 5) + 16 (x - 5)= 0
(x - 5)(x² + 16) = 0
(x - 5)(x - 4)(x + 4) = 0
Ответ: 5; -4; 4.
№4. Работа у доски и в тетрадях. Решение уравнения по цепочке. |
№5 ТЕСТ В-1 |
9х3 – 18х2 – x + 2 = 0
|
Часть 1 (0,5 балла) 1. Какое из уравнений имеет корни, равные – 1; 3; – 3? А.
(x – 1)(x2 – 9) = 0 Б. (x + 1)(x2 –
9) = 0 2. Найдите корни уравнения (2x – 3)(x + 4) = 0. А.
1,5 и – 4 Б. – 1,5 и 4 3. Решите уравнение: 5 x2 = 25x Ответ:_______ Часть 2 4. (2 балла ). Закончи фразу: «Произведение корней уравнения x4 – 2x2 – 8 = 0 равно числу …» А. – 8 Б. – 4 В. – 2 Г. 0 5. (4 балла ). Решите уравнение (решение и ответы оформите на отельном листе) (x2 +
4x)(x2 + 4x – 17) = – 60 «3» – 1,5 балла;
|
№3 Тренажёр Карточка №1 Решите уравнения. 1.(х+2)(х–5)=0 |
(Ответы)
|
Оценочная таблица
Предмет- алгебра 9__ класс Ф.И. ученика_______________________
Этапы урока |
Первый (устная работа) |
Второй |
Третий (Тест) |
(Дополнительные задания) |
Итог |
Количество верно выполненных заданий |
|||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
|||||
В-2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии оценок за работу на уроке: «5» – за 21-23 правильно решенных уравнений, «4» – 19-20 уравнений, «3» – 16 -18 уравнений
№1. Какие из чисел: -3; -2; -1; 0; 1; 2; 3 являются корнями уравнений:
а) у³– у = 0; б) у³ – 4у = 0; в) у³ + 9у = 0.
№2 Проверьте решение уравнения:
x³ – 5x² + 16x – 80 = 0
x² (x - 5) + 16 (x - 5)= 0
(x - 5)(x² + 16) = 0
(x - 5)(x - 4)(x + 4) = 0
Ответ: 5; -4; 4.
№3 Тренажёр Карточка №1 Решите уравнения. 1.(х+2)(х–5)=0 |
(Ответы)
|
№4. Работа у доски и в тетрадях. Решение уравнения по цепочке. |
№5 ТЕСТ В-2 |
9х3 – 18х2 – x + 2 = 0
|
Часть 1 (0,5 балла) 1. Какое из уравнений имеет корни, равные – 2; 5 – 5? А.
(x – 2)(x2 – 25) = 0 Б. (x + 2)( x2 +
25) = 0 2. Найдите корни уравнения (2x + 7)(x – 4) = 0. А. 3,5
и – 4 Б. – 3,5 и – 4 3. Решите уравнение: 3x – x2 = 0 Ответ:________________________________ Часть 2 4.(2 балла). Закончи фразу: «Произведение корней уравнения x4 – 8x2 – 9 = 0 равно числу …» А. – 1 Б. – 9 В. 9 Г. – 8 5. (4 балла).Решите уравнение (решение и ответы оформите на отельном листе) (x2 – 5x)(x2 – 5x + 10) + 24 = 0 (x2 +
4x)(x2 + 4x – 17) = – 60 «3» – 1,5 балла; |
Тест
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Часть 1 1. Какое из уравнений имеет корни, равные – 1; 3; – 3? А.
(x – 1)(x2 – 9) = 0 Б. (x + 1)(x2 –
9) = 0 2. Найдите корни уравнения (2x – 3)(x + 4) = 0. А.
1,5 и – 4 Б. – 1,5 и 4 3. Решите уравнение: 5 x2 = 25x Ответ:________________________________ Часть 2 4. Закончи фразу: «Произведение корней уравнения x4 – 2x2 – 8 = 0 равно числу …» А. – 8 Б. – 4 В. – 2 Г. 0 5. Решите уравнение (решение и ответы оформите на отельном листе) (x2 + 4x)(x2 + 4x – 17) = – 60 Верно выполненные задания: части
1 оцениваются в 0,5 балла; Критерии оценки: Оценка
«3» – 1,5 балла;
|
Часть 1 1. Какое из уравнений имеет корни, равные – 2; 5 – 5? А.
(x – 2)(x2 – 25) = 0 Б. (x + 2)( x2 +
25) = 0 2. Найдите корни уравнения (2x + 7)(x – 4) = 0. А. 3,5
и – 4 Б. – 3,5 и – 4 3. Решите уравнение: 3x – x2 = 0 Ответ:________________________________ Часть 2 4. Закончи фразу: «Произведение корней уравнения x4 – 8x2 – 9 = 0 равно числу …» А. – 1 Б. – 9 В. 9 Г. – 8 5. Решите уравнение (решение и ответы оформите на отельном листе) (x2 – 5x)(x2 – 5x + 10) + 24 = 0 Верно выполненные задания: части
1 оцениваются в 0,5 балла; Критерии оценки: Оценка
«3» – 1,5 балла;
|
Оценочная таблица
Предмет- алгебра 9__ класс Ф.И. ученика_______________________
Этапы урока |
Первый (устная работа) |
Второй |
Третий (Тест) |
(Дополнительные задания) |
Итог |
Количество верно выполненных заданий |
|||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
|||||
В-1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В-2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценочная таблица
Предмет- алгебра 9__ класс Ф.И. ученика_______________________
Этапы урока |
Первый (устная работа) |
Второй |
Третий (Тест) |
(Дополнительные задания) |
Итог |
Количество верно выполненных заданий |
|||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
|||||
В-1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В-2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценочная таблица
Предмет- алгебра 9__ класс Ф.И. ученика_______________________
Этапы урока |
Первый (устная работа) |
Второй |
Третий (Тест) |
(Дополнительные задания) |
Итог |
Количество верно выполненных заданий |
|||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
|||||
В-1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В-2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценочная таблица
Предмет- алгебра 9__ класс Ф.И. ученика_______________________
Этапы урока |
Первый (устная работа) |
Второй |
Третий (Тест) |
(Дополнительные задания) |
Итог |
Количество верно выполненных заданий |
|||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
|||||
В-1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В-2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список литературы:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.