Карта урока
5 класс ФГОС
Тема урока: «Вторая жизнь песни»
Цель: Углубление представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни. Использовать новые технологии на уроке музыки.
Задачи урока:
· Осмысление народных истоков профессиональной музыки;
· Знакомство с современной интерпретацией классической музыки;
· Формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства;
· Умение строить высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: Уроки творчества
Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный
Вид урока: расширение и усвоение новых знаний.
Приемы мотивации: «Линия времени»
Технологии обучения: игровые технологии
Приемы и средства для формирования познавательной активности:
чередование форм и методов обучения, показ достижений обучаемых, создание ситуаций успеха, создание положительного микроклимата в группе.
Планируемые результаты изучения:
Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.
Музыкальный материал:
«Девка по саду ходила» русская народная песня(хороводная),
«Контрасты» И.Я. Крутой
Ход урока.
I. Организационная часть.
Музыкальное приветствие
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний
На прошлом уроке мы с вами знакомились с двумя понятиями песня без слов, и баркарола.
Песни без слов – это небольшое инструментальное произведение лирического характера. Баркарола - песня на воде. Эти песни создавались, когда лодочники плыли на своих лодках по каналам Венеции. Можно смело сказать, что это песня является какой?? Дети отвечают Народной!!! И сегодня мы с вами будем продолжать говорить о народной песне.
Вступительная беседа.
Только в XVIII веке впервые стали изучать и записывать народную песню. Поэты и писатели обращались к народной песне, как источнику русской поэзии, русского литературного языка. Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: опере, симфонии, концерте и в жанры эстрадной вокальной и инструментальной музыки.
2. Формулирование темы урока.
Сегодня мы поговорим на тему: «Вторая жизнь песни».
Исходя из темы, определите цель нашего урока.
Приемы мотивации «Линия времени»
Ответы детей: дети отвечают, учитель конкретизирует.
Познакомиться с творчеством композиторов, в основу которых положены мелодии народных песен.
Планирование деятельности.
А теперь давайте составим план, работы на уроке. Из предложенных пунктов на доске.
· Послушаем народную песню «Девка по саду ходила»,
· Добавим шумовой оркестр в народную песню,
· Послушаем и проанализировать, как современный композитор подарил русской народной песне «Вторую жизнь» в XXI веке,
· Подведем итоги урока,
· Проведем самоанализ своей работы.
III. Работа над новым материалом.
К народной песне обращались композиторы разных поколений. Включая народные напевы в свои крупные инструментальные произведения, композиторы давали им вторую жизнь.
Давайте вспомним отличительные черты народной музыки от композиторской?
Планируемые ответы детей:
1.отсутствие/присутствие конкретного автора;
2. в композиторских отсутствуют обрядовые песни;
3. народная музыка распевная и протяжная в свободной форме, а композиторская статичная; есть конкретная форма и грамота;
4. народная песня передается из уст в уста, а композиторская записывается в альбомы;
Предлагаю вашему вниманию р.н.п. «Девка по саду ходила»
Послушав ее подумаем и ответим на вопрос можно ли этой песне дать новую жизнь в 21 веке?
Внимание на экран!
(ответы уч-ся) ДА можно!
Новая технология заключается в использовании новых приемов и методов при игре на музыкальных инструментах.
Давайте попробуем стать небольшой частью этой песни с использование подручных средств, которые всегда рядом с нами. Это наши руки и наш голос!
Выполняем творческое задание (Приложение 1)
1 Девка по саду ходила,
Да по зеленому да гуляла,
Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли, тишина Ой-лели да ой-ли о-ль. тишина По зеленому да гуляла,
С ноги на ногу ступала,
Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли, тишина Ой-лели да ой-ли о-ль. тишина С ноги на ногу ступала,
Да на камушек наступила,
Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли, тишина Ой-лели да ой-ли о-ль. тишина 2. Девка по саду ходила,
Да по зеленому да гуляла,
Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли, тишина Ой-лели да ой-ли о-ль. тишина По зеленому да гуляла,
С ноги на ногу ступала,
Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли, тишина Ой-лели да ой-ли о-ль. тишина С ноги на ногу ступала,
Да на камушек наступила,
Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли,
Ой-лели да ой-ли о-ль.
|
1 Девка по саду ходила, ! ! Да по зеленому да гуляла, ! ! Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли, ! ! Ой-лели да ой-ли о-ль. ! ! По зеленому да гуляла, ! ! С ноги на ногу ступала, ! ! Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли, ! ! Ой-лели да ой-ли о-ль. ! ! С ноги на ногу ступала, ! ! Да на камушек наступила, ! ! Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли, ! ! Ой-лели да ой-ли о-ль. ! ! 2. Девка по саду ходила, ! ! Да по зеленому да гуляла, ! ! Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли, ! ! Ой-лели да ой-ли о-ль. ! ! По зеленому да гуляла, ! ! С ноги на ногу ступала, ! ! Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли, ! ! Ой-лели да ой-ли о-ль. ! ! С ноги на ногу ступала, ! ! Да на камушек наступила, ! ! Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли, ! ! ! ! Ой-лели да ой-ли о-ль. ! ! ! ! ! Хлопки! |
2. Девка по саду ходила,
тишина
Да по зеленому да гуляла,
тишина
Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли,
ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ
Ой-лели да ой-ли о-ль.
ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ
По зеленому да гуляла,
тишина
С ноги на ногу ступала,
тишина
Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли,
ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ
Ой-лели да ой-ли о-ль.
ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ
С ноги на ногу ступала,
тишина
Да на камушек наступила,
тишина
Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли,
ШШШ Ш Ш
Ой-лели да ой-ли о-ль.
ШШШ Ш Ш Ш
Шуршат лодошки ШШШ
Предлагаю детям 3 уровня сложности от простого к сложному:
1 Шуршание ладошками
2 Стук по парте
3 Хлопки
И вот мы подошли к самому интересному, осталась, нам послушать композитора 21 века, который подарил вторую жизнь нашей с вами народной песне «Девка по саду ходила».
Этого композитора зовут И.Я.Крутой. Его музыку можно узнать из тысячи современных авторов. Что в ней есть такого, конечно современные мелодии и душа. Самого музыканта. Как и в песнях, которые создавались народом!
Слушание!
Могли ли вы представить, что эта песня может получить такую вторую жизнь?
Нет!!!
Скажите композитору получилось сделать эту музыку современной?
ДА!!!
Какой можно сделать вывод?
Вывод: Народная песня может быть основой для создания современной вокальной и инструментальной музыки. И получить вторую жизнь в 21 веке.
IV. Подведение итогов.(Рефлексия)
«Я считаю, что…_________________________________________________».
«Потому что …__________________________________________________».
«Я могу это доказать напримере…____________________________________».
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…______________________________».
V. Самоанализ.
А сейчас я предлагаю, оценить свои знания?
Заполнив лист самооценки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.