Урок Вторая жизнь песни , урок в 5 классе
Оценка 4.7

Урок Вторая жизнь песни , урок в 5 классе

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
искусство
5 кл
30.12.2020
Урок Вторая жизнь песни , урок в 5 классе
Писатели и поэты о музыке и музыкантах ..Краткое описание
5 кл Вторая жизнь песни.docx

Карта урока

5 класс ФГОС

Тема урока: «Вторая жизнь песни»

Цель: Углубление представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни. Использовать новые технологии на уроке музыки.

Задачи урока:

·        Осмысление народных истоков профессиональной музыки;

·        Знакомство  с современной интерпретацией классической музыки;

·        Формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства;

·        Умение строить высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: Уроки творчества

Методы обучения:  частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный,

                                                                       репродуктивный

Вид урока: расширение и усвоение новых знаний.

Приемы мотивации: «Линия времени»

Технологии обучения: игровые технологии

Приемы и средства для формирования познавательной активности:

чередование форм и методов обучения, показ достижений обучаемых, создание ситуаций успеха, создание положительного микроклимата в группе.

Планируемые результаты изучения:

Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Проявлять  эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.

Музыкальный материал:

 «Девка по саду ходила» русская народная песня(хороводная), 
«Контрасты»  И.Я. Крутой 

Ход урока.

 

I.         Организационная часть.

Музыкальное приветствие

II. Основная часть.

1. Актуализация знаний

На прошлом уроке мы с вами  знакомились с двумя понятиями  песня без слов, и  баркарола.

Песни без слов – это небольшое инструментальное произведение лирического характера.  Баркарола - песня на воде. Эти песни создавались, когда лодочники плыли на своих лодках по каналам Венеции. Можно смело сказать, что это песня является какой?? Дети отвечают Народной!!! И сегодня мы с вами будем продолжать говорить о народной песне.

Вступительная беседа.

Только в XVIII веке впервые стали изучать и записывать народную  песню. Поэты и писатели обращались к народной песне, как источнику русской поэзии, русского литературного языка.  Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: опере, симфонии, концерте и в жанры эстрадной вокальной и инструментальной музыки.

 

2. Формулирование темы урока.

Сегодня мы поговорим на тему:  «Вторая жизнь песни».

Исходя из темы, определите цель нашего урока.

         Приемы мотивации «Линия времени»

Ответы детей: дети отвечают, учитель конкретизирует.

Познакомиться с творчеством композиторов, в основу которых положены мелодии народных песен. 

Планирование деятельности.

А теперь давайте составим план, работы на уроке. Из предложенных пунктов на доске.

·        Послушаем народную песню «Девка по саду ходила»,

·        Добавим шумовой оркестр в народную песню,

·        Послушаем и проанализировать, как современный композитор подарил русской народной песне «Вторую жизнь» в XXI веке,

·        Подведем итоги урока,

·        Проведем самоанализ своей работы.

III. Работа над новым материалом.

К народной песне обращались композиторы разных поколений. Включая народные напевы в свои крупные инструментальные  произведения, композиторы давали им вторую жизнь.

Давайте вспомним  отличительные черты народной музыки от композиторской?

Планируемые ответы детей:

1.отсутствие/присутствие конкретного автора;
2. в композиторских отсутствуют обрядовые песни;

3. народная музыка распевная и протяжная в свободной форме, а композиторская статичная; есть конкретная форма и грамота;

4. народная песня передается из уст в уста, а композиторская записывается в альбомы;

 

Предлагаю вашему вниманию р.н.п. «Девка по саду ходила»

Послушав ее подумаем и ответим на вопрос можно ли этой песне дать новую жизнь в 21 веке?

Внимание на экран!

 (ответы уч-ся) ДА можно!

Новая технология заключается в использовании новых приемов и методов при игре на музыкальных инструментах.

  Давайте попробуем стать небольшой частью этой песни с использование подручных средств, которые всегда рядом с нами. Это наши руки и наш голос!

Выполняем творческое задание (Приложение 1)

1 Девка по саду ходила,

 


Да по зеленому да гуляла,

     

Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли,

тишина

Ой-лели да ой-ли о-ль.

тишина

По зеленому да гуляла,

 


С ноги на ногу ступала,

 


Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли,

тишина

Ой-лели да ой-ли о-ль.

тишина

С ноги на ногу ступала,

 


Да на камушек наступила,

 


Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли,

тишина

Ой-лели да ой-ли о-ль.

тишина

2. Девка по саду ходила,

 


Да по зеленому да гуляла,

 


Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли,

тишина

Ой-лели да ой-ли о-ль.

тишина

По зеленому да гуляла,

 


С ноги на ногу ступала,

 


Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли,

тишина

Ой-лели да ой-ли о-ль.

тишина

С ноги на ногу ступала,

 


Да на камушек наступила,

 


Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли,

 


Ой-лели да ой-ли о-ль.

 


Стук по парте

 

1 Девка по саду ходила,

         !           !

Да по зеленому да гуляла,

            !          !

Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли,

         !             !

Ой-лели да ой-ли о-ль.

         !          !

По зеленому да гуляла,

         !          !

С ноги на ногу ступала,

          !         !

Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли,

         !             !

Ой-лели да ой-ли о-ль.

         !          ! 

С ноги на ногу ступала,

          !          !

Да на камушек наступила,

          !          !

Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли,

         !             !

Ой-лели да ой-ли о-ль.

        !           !

2. Девка по саду ходила,

         !            !

Да по зеленому да гуляла,

            !          !

Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли,

         !            !

Ой-лели да ой-ли о-ль.

         !          !

По зеленому да гуляла,

         !         !

С ноги на ногу ступала,

       !             !

Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли,

          !            !

Ой-лели да ой-ли о-ль.

         !         !

С ноги на ногу ступала,

       !             !

Да на камушек наступила,

           !          !

Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли,

   !      !     !      !

Ой-лели да ой-ли о-ль.

!        !     !    ! !

Хлопки!

 

2. Девка по саду ходила,

тишина

Да по зеленому да гуляла,

тишина

Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли,

ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ

Ой-лели да ой-ли о-ль.

ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ

По зеленому да гуляла,

тишина

С ноги на ногу ступала,

тишина

Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли,

ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ

Ой-лели да ой-ли о-ль.

ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ

С ноги на ногу ступала,

тишина

Да на камушек наступила,

тишина

Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли,

ШШШ                 Ш  Ш 

Ой-лели да ой-ли о-ль.

ШШШ              Ш  Ш  Ш

Шуршат лодошки ШШШ

 

Предлагаю детям 3 уровня сложности от простого к сложному:

1 Шуршание ладошками

2 Стук по парте

3 Хлопки

         И вот мы подошли к самому интересному, осталась, нам  послушать композитора  21 века, который подарил вторую жизнь нашей с вами народной песне «Девка по саду ходила».

Этого композитора зовут И.Я.Крутой. Его музыку можно узнать из тысячи современных авторов. Что в ней есть такого, конечно современные мелодии и душа. Самого музыканта. Как и в песнях, которые создавались народом!

  Слушание!

Могли ли вы представить, что эта песня может получить такую вторую жизнь?

Нет!!!

Скажите композитору получилось  сделать  эту музыку современной?

ДА!!!

Какой можно сделать вывод?

Вывод:  Народная песня может быть основой для создания современной вокальной и инструментальной музыки. И получить вторую жизнь в 21 веке.

IV. Подведение итогов.(Рефлексия)

 «Я считаю, что…_________________________________________________».

 «Потому что …__________________________________________________».

«Я могу это доказать напримере…____________________________________».

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…______________________________».

V. Самоанализ.

А сейчас я предлагаю,  оценить свои знания?

Заполнив лист самооценки.

 

 

 

 

 


 

Карта урока 5 класс ФГОС Тема урока : «Вторая жизнь песни»

Карта урока 5 класс ФГОС Тема урока : «Вторая жизнь песни»

Дети отвечают Народной!!! И сегодня мы с вами будем продолжать говорить о народной песне

Дети отвечают Народной!!! И сегодня мы с вами будем продолжать говорить о народной песне

Новая технология заключается в использовании новых приемов и методов при игре на музыкальных инструментах

Новая технология заключается в использовании новых приемов и методов при игре на музыкальных инструментах

Девка по саду ходила, Да по зеленому да гуляла,

Девка по саду ходила, Да по зеленому да гуляла,

ДА!!! Какой можно сделать вывод?

ДА!!! Какой можно сделать вывод?
Скачать файл