Урок Вторая жизнь песни , урок в 5 классе

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах ..Краткое описание
Иконка файла материала 5 кл Вторая жизнь песни.docx

Карта урока

5 класс ФГОС

Тема урока: «Вторая жизнь песни»

Цель: Углубление представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни. Использовать новые технологии на уроке музыки.

Задачи урока:

·        Осмысление народных истоков профессиональной музыки;

·        Знакомство  с современной интерпретацией классической музыки;

·        Формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства;

·        Умение строить высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: Уроки творчества

Методы обучения:  частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный,

                                                                       репродуктивный

Вид урока: расширение и усвоение новых знаний.

Приемы мотивации: «Линия времени»

Технологии обучения: игровые технологии

Приемы и средства для формирования познавательной активности:

чередование форм и методов обучения, показ достижений обучаемых, создание ситуаций успеха, создание положительного микроклимата в группе.

Планируемые результаты изучения:

Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Проявлять  эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.

Музыкальный материал:

 «Девка по саду ходила» русская народная песня(хороводная), 
«Контрасты»  И.Я. Крутой 

Ход урока.

 

I.         Организационная часть.

Музыкальное приветствие

II. Основная часть.

1. Актуализация знаний

На прошлом уроке мы с вами  знакомились с двумя понятиями  песня без слов, и  баркарола.

Песни без слов – это небольшое инструментальное произведение лирического характера.  Баркарола - песня на воде. Эти песни создавались, когда лодочники плыли на своих лодках по каналам Венеции. Можно смело сказать, что это песня является какой?? Дети отвечают Народной!!! И сегодня мы с вами будем продолжать говорить о народной песне.

Вступительная беседа.

Только в XVIII веке впервые стали изучать и записывать народную  песню. Поэты и писатели обращались к народной песне, как источнику русской поэзии, русского литературного языка.  Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: опере, симфонии, концерте и в жанры эстрадной вокальной и инструментальной музыки.

 

2. Формулирование темы урока.

Сегодня мы поговорим на тему:  «Вторая жизнь песни».

Исходя из темы, определите цель нашего урока.

         Приемы мотивации «Линия времени»

Ответы детей: дети отвечают, учитель конкретизирует.

Познакомиться с творчеством композиторов, в основу которых положены мелодии народных песен. 

Планирование деятельности.

А теперь давайте составим план, работы на уроке. Из предложенных пунктов на доске.

·        Послушаем народную песню «Девка по саду ходила»,

·        Добавим шумовой оркестр в народную песню,

·        Послушаем и проанализировать, как современный композитор подарил русской народной песне «Вторую жизнь» в XXI веке,

·        Подведем итоги урока,

·        Проведем самоанализ своей работы.

III. Работа над новым материалом.

К народной песне обращались композиторы разных поколений. Включая народные напевы в свои крупные инструментальные  произведения, композиторы давали им вторую жизнь.

Давайте вспомним  отличительные черты народной музыки от композиторской?

Планируемые ответы детей:

1.отсутствие/присутствие конкретного автора;
2. в композиторских отсутствуют обрядовые песни;

3. народная музыка распевная и протяжная в свободной форме, а композиторская статичная; есть конкретная форма и грамота;

4. народная песня передается из уст в уста, а композиторская записывается в альбомы;

 

Предлагаю вашему вниманию р.н.п. «Девка по саду ходила»

Послушав ее подумаем и ответим на вопрос можно ли этой песне дать новую жизнь в 21 веке?

Внимание на экран!

 (ответы уч-ся) ДА можно!

Новая технология заключается в использовании новых приемов и методов при игре на музыкальных инструментах.

  Давайте попробуем стать небольшой частью этой песни с использование подручных средств, которые всегда рядом с нами. Это наши руки и наш голос!

Выполняем творческое задание (Приложение 1)

1 Девка по саду ходила,

 


Да по зеленому да гуляла,

     

Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли,

тишина

Ой-лели да ой-ли о-ль.

тишина

По зеленому да гуляла,

 


С ноги на ногу ступала,

 


Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли,

тишина

Ой-лели да ой-ли о-ль.

тишина

С ноги на ногу ступала,

 


Да на камушек наступила,

 


Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли,

тишина

Ой-лели да ой-ли о-ль.

тишина

2. Девка по саду ходила,

 


Да по зеленому да гуляла,

 


Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли,

тишина

Ой-лели да ой-ли о-ль.

тишина

По зеленому да гуляла,

 


С ноги на ногу ступала,

 


Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли,

тишина

Ой-лели да ой-ли о-ль.

тишина

С ноги на ногу ступала,

 


Да на камушек наступила,

 


Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли,

 


Ой-лели да ой-ли о-ль.

 


Стук по парте

 

1 Девка по саду ходила,

         !           !

Да по зеленому да гуляла,

            !          !

Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли,

         !             !

Ой-лели да ой-ли о-ль.

         !          !

По зеленому да гуляла,

         !          !

С ноги на ногу ступала,

          !         !

Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли,

         !             !

Ой-лели да ой-ли о-ль.

         !          ! 

С ноги на ногу ступала,

          !          !

Да на камушек наступила,

          !          !

Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли,

         !             !

Ой-лели да ой-ли о-ль.

        !           !

2. Девка по саду ходила,

         !            !

Да по зеленому да гуляла,

            !          !

Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли,

         !            !

Ой-лели да ой-ли о-ль.

         !          !

По зеленому да гуляла,

         !         !

С ноги на ногу ступала,

       !             !

Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли,

          !            !

Ой-лели да ой-ли о-ль.

         !         !

С ноги на ногу ступала,

       !             !

Да на камушек наступила,

           !          !

Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли,

   !      !     !      !

Ой-лели да ой-ли о-ль.

!        !     !    ! !

Хлопки!

 

2. Девка по саду ходила,

тишина

Да по зеленому да гуляла,

тишина

Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли,

ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ

Ой-лели да ой-ли о-ль.

ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ

По зеленому да гуляла,

тишина

С ноги на ногу ступала,

тишина

Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли,

ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ

Ой-лели да ой-ли о-ль.

ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ

С ноги на ногу ступала,

тишина

Да на камушек наступила,

тишина

Ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли,

ШШШ                 Ш  Ш 

Ой-лели да ой-ли о-ль.

ШШШ              Ш  Ш  Ш

Шуршат лодошки ШШШ

 

Предлагаю детям 3 уровня сложности от простого к сложному:

1 Шуршание ладошками

2 Стук по парте

3 Хлопки

         И вот мы подошли к самому интересному, осталась, нам  послушать композитора  21 века, который подарил вторую жизнь нашей с вами народной песне «Девка по саду ходила».

Этого композитора зовут И.Я.Крутой. Его музыку можно узнать из тысячи современных авторов. Что в ней есть такого, конечно современные мелодии и душа. Самого музыканта. Как и в песнях, которые создавались народом!

  Слушание!

Могли ли вы представить, что эта песня может получить такую вторую жизнь?

Нет!!!

Скажите композитору получилось  сделать  эту музыку современной?

ДА!!!

Какой можно сделать вывод?

Вывод:  Народная песня может быть основой для создания современной вокальной и инструментальной музыки. И получить вторую жизнь в 21 веке.

IV. Подведение итогов.(Рефлексия)

 «Я считаю, что…_________________________________________________».

 «Потому что …__________________________________________________».

«Я могу это доказать напримере…____________________________________».

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…______________________________».

V. Самоанализ.

А сейчас я предлагаю,  оценить свои знания?

Заполнив лист самооценки.

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также