Химия. 8 класс. « Химические реакции»
Цели урока:
1.Образовательно-развивающие цели:
1.1. Усвоение (выведение) обучающимися новых понятий: химические явления, химические реакции, реакции горения, экзо- и эндотермические реакции, условия и признаки химических реакций
. 1.2. Применение обучающимися опорных понятий: вещество, молекула, атом, физическое явление, химическое явление
1.3. Овладение обучающимися универсальными учебными действиями (УУД):
-познавательными: анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков, подведение под понятие; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждения, доказательство, выбор основной и второстепенной информации;
- регулятивными: определение познавательной цели, контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном, оценка и самооценка;
- коммуникативными: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; выражать свои мысли в соответствии с задачами; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
1.4 Овладение обучающимися специальными (предметными) умениями: распознавать химические реакции по существенным признакам; характеризовать условия химической реакции приводить примеры химических и физических явлений
II. Воспитательные цели:
2.1. Формирование мировоззрения обучающихся на основе философских категорий: причина-следствие; общее – особенное – единичное.
2.2. Формирование личностных УУД: личностное самоопределение; нравственно-этическое оценивание.
В классе 14 человек
Заявка на оценку: «5» – 19 баллов и более «4» – 16–19 баллов «3» – 11–15 баллов
Оборудование: необходимые вещества (растворы соляной кислоты, медного купороса, гидроксида натрия, серной кислоты, мрамор, медная пластинка, магний, спиртовка), химическая посуда для демонстрации опытов и лабораторной работы
Деятельность учителя |
Время, баллы |
Деятельность обучающихся |
|
I. Организационный момент |
|||
1. Проверка готовности к уроку. 2. Знакомство школьников с заявкой на оценку и критериями оценки. 3. Выбор арбитров в каждой группе. 4. Планирование оценки |
1 минута |
Планируют оценку и фиксируют её на полях тетради |
|
II. Определение обучаемыми темы и цели урока. |
|||
Прием “Нестандартный вход в урок”: Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Создание проблемной ситуации Опыт: учитель берет один лист бумаги и сминает его в комок; второй лист бумаги аккуратно поджигает, затем гасит. Выдвигает проблему: Что вы видите? Как можно объяснить происходящие процессы? Чем отличается химическое явление (химическая реакция) от физического? |
3 минуты 1 балл за цель, верный комментарий |
Наблюдают происходящие изменения, по очереди комментируют увиденный опыт, выдвигают гипотезы, формулируют тему урока, предполагают цели урока. Превращение листа бумаги в комок-физическое явление. Изменилась форма, но не изменилось вещество. Молекулы не разрушились При горении листа бумаги вещество разрушилось. Разрушились молекулы. Образовалось новое вещество- химическое явление. |
|
III. Выведение новых знаний |
|||
-Понаблюдайте за явлениями и выпишите только химические явления. Демонстрирует слайды с явлениями: плавление металла, пожелтение листвы, ковка металла, горение спирта, почернение медной проволоки при прокаливании, замерзание воды, прокисание молока, образование инея.
|
5 минуты 4 балла |
Индивидуальная работа Работают со слайдами. Записывают примеры химических явлений в тетрадь. Фронтальная проверка Дают пояснения сделанного выбора Самооценка индивидуального труда за правильно выбранное химическое явление-1балл, всего 4 балла |
|
Демонстрация опыта: выделение света и тепла при горении магниевой ленты. Какое определение можно дать реакциям горения? Демонстрация опыта: прокаливание медной проволоки Можно ли назвать прокаливание медной проволоки химической реакцией? . |
3 минут 1 балл за правильный комментарий
|
Фронтальная беседа Реакции, протекающие с выделением теплоты и света, называются реакциями горения. Да, это химическая реакция. при прокаливании медной проволоки на ней образуется черный налет, произошло изменение цвета
|
|
Лабораторный опыт (по инструкции в учебнике): выделение газа при взаимодействии соды с соляной кислотой, следовательно, Лабораторный опыт: по инструкции в учебнике при добавлении бесцветного раствора гидроксида натрия к голубому раствору сульфата меди (II), выпадает голубой осадок, он исчезает при добавлении кислоты - химическое явление. Напоминает о выполнении правил ТБ, соблюдении инструкции при выполнении опытов. Наблюдение за выполнением правил ТБ, ходом выполнения опытов. |
7 минут По 1 баллу за соблюдение ТБ, выполнение по инструкции, правильно названный признак реакции |
Фронтальная работа в группах(по 2 ) : читают инструкцию, выполняют опыт, обсуждают условия и признаки химических реакций называют признаки химических реакций. Выделение газа при взаимодействии соды с соляной кислотой , образовалось новое вещество-газ, что свидетельствует о химической реакции. Выпадение голубого осадка, а затем его исчезновение- химическое явление, т.к. образуются новые продукты реакции
|
|
- Какие условия должны выполняться, чтобы произошла химическая реакция. Вспомните, что делали с веществами в опытах, которые проводили и наблюдали? Назовите признаки химических реакций (выделение или поглощение света и тепла, изменение окраски, выделение газа, образование осадка, растворение осадка. появление запаха) Запишите в тетради Признаки и условия реакций
|
8 минут
7 баллов(5 баллов за признаки и 2 балла за условия) |
Индивидуальный труд выписывают в тетрадь Признаки химических реакций: выделение или поглощение света и тепла, изменение окраски, выделение газа, образование или растворение осадка, растворение, появление запаха Условия реакций: соприкосновение, нагревание Простая кооперация обсуждают в группах результаты индивидуального труда 1.2 группы-признаки реакций 2.4 группы-условия реакций Сложная кооперация Самооценка индивидуального труда: за правильный признак реакции и условие- по 1 баллу. Максимальное количество 7 баллов |
|
Тепловой эффект реакции |
3 минут 2 балла за вопрос суждение и 2 балла за ответ-суждение |
В каком случае химическая реакция будет экзотермической? Химическая реакция будет экзотермической в случае выделения теплоты Каким образом экзотермическая реакция отличается от эндотермической реакции? При экзотермической реакции теплота выделяется, а при эндотермической реакции теплота поглощается. В каком случае проявляется тепловой эффект реакции? Тепловой эффект проявляется при выделении или поглощении теплоты |
|
Сформулируйте по рисунку 3 вопроса суждения (устно). Ответьте на вопросы в виде суждений (устно) |
|||
Задания для закрепления и проверки усвоения знаний. |
|||
Верны ли следующие суждения? 1.
Выпадение осадка свидетельствует о протекании химической реакции. 3.
Отсутствие выделения газа свидетельствует об отсутствии химической реакции. 5.Эндотермическая
реакция протекает с поглощением теплоты. 7.Измельчение
вещества и нагревание — это условия химической реакции.
|
9 минут
1 балл за правильный ответ максимальное количество 6 баллов |
Индивидуальный труд. Выбирают верные суждения:1, 2,4,5,6,7. Простая кооперация: обсуждают в группах результаты индивидуального труда Сложная кооперация Самооценка индивидуального труда: за правильный ответ 1 балл, максимальное количество 6 баллов |
|
1 мин. Подведение итогов урока: подсчёт обучаемыми своих заработанных баллов, слово арбитрам об активности обучающихся на уроке, поощрение самых активных участников урока, самооценивание (определение предварительной оценки за урок), выявление причин расхождения между запланированной оценкой и фактической оценкой, полученной в конце урока |
|||
Домашнее задание: 1. Прочитать § 9, повторить изученные понятия, выполнив задания1,2.5 на Стр 49. 2. Подвести понятия, изученные на уроке, под философскую категорию: общее – особенное – единичное. 3. Используя карточку № 1 (вопросы понятия), составить 3 вопроса по теме «Химические реакции» |
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.