«Помогите Золушке!» Урок занимательной математики.
Автор: Новикова Светлана Игоревна
Учебное учреждение : МОУ СОШ №9 г.Усть-Кут Иркутская обл.
Предмет: Математика
Класс: 5
Тема: Урок занимательной математики в форме КВН «Помогите Золушке!» Использована в качестве сюжетной линии сказка Ш. Перро «Золушка» , для презентации использован м/ф студии Уолта Диснея «Золушка»
Оборудование и материалы: Плакат «Помогите Золушке!», комплект равнобедренных прямоугольных треугольников, вырезанных из самоклеющейся бумаги, раздаточный материал : рисунок лабиринта, слова для анаграмм,; презентация (мультимедийное сопровождение)
Время реализации занятия: 40 мин.
1. |
Организационный момент, представление жюри |
1 мин |
2. |
Приветствия команд ( название, девиз, капитан) |
3 мин |
3. |
Основная часть – выполнение заданий по занимательной математике |
33 мин |
4. |
Подведение итогов игры, вручение благодарности активным игрокам |
3 мин. |
Задачи занятия: Активизация познавательного интереса учащихся, расширение математического кругозора, воспитание умения работать в команде, формирование навыка применения знаний в нестандартной ситуации.
План занятия
Горят причудливо краски и,
как ни мудра голова
,
вы все-таки верьте сказке
-
сказка всегда права !
Э. Асадов
ВЕДУЩИЙ : Известный писатель-сказочник Джанни Родари утверждает, что «Математика вездесуща ,она присутствует во всем , даже в сказках!» НАЧИНАЕМ КОНКУРС «РАЗМИНКА»
Какое
число в переводе со сказочного языка на современный означает
«ТРИДЕВЯТЫЙ» ? ( Двадцать седьмой)
Сколько
поцелуев за горшочек с бубенцами запросил принц у принцессы в сказке
Андерсена «Свинопас»? (Десять)
Сколько
зол успевала сделать за день старуха Шапокляк ?( Пять )
Предмет
домашнего обихода , домовладение, родовитость , власть , желание владеть
Мировым океаном. А чем все закончилось? (Разбитым корытом)
Это
чудо – платье не шито , не кроено. Было старенько, было грязненько , было
рваненько – не до праздника ! Но вот появилась фея , взмахнула волшебной
палочкой , и появилось чудесное бальное платье. Чье оно? (Платье
Золушки)
Эта
обувь, словно волшебная палочка , выполняла любое желание : того , кто
ворчал , переносила в прошлое , сторожа сделала офицером и даже
отправила на Луну. Что это за обувь? ( «Калоши счастья» из сказки
Андерсена)
Художник
, врач, ученый , музыкант, два изобретателя и девять менее известных
личностей. Кто это ? ( Незнайка )
Сначала
была вода , потом металлический диск , потом стекло , покрытое
специальным составом. А о чем его следовало спросить ? ( «Свет мой ,
зеркальце, скажи…»)
Чем
закончилась презентация нагревательного прибора с внутренней топкой ,
устроенная одной особой на нетрудовые доходы ? ( Свадьбой.
«Муха-цокотуха»)
ВЕДУЩИЙ : Ну вот и вспомнили мы с вами любимые сказки . А помните ли вы фразу , которой многие из них заканчивались ? Правильно , «СКАЗКА – ЛОЖЬ , ДА В НЕЙ НАМЕК , ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК !» Сегодня мы совершим математическое путешествие по одной из старых добрых сказок и постараемся помочь ее героине. Итак , сказка про Золушку на новый лад начинается. (Игра идет в командном режиме, право ответа получает команда, первая получившая версию ответа).
ВЕДУЩИЙ : Сказочные короли, черти, бабы-яги, мачехи и прочие злодеи неистощимы в придумывании всяческих преград и разнообразных препятствий на дорогах , ведущих к счастью. Герою приходится искать наилучшие решения хитроумных загадок и задач , подчас действительно нелепых и из-за этого кажущихся неразрешимыми. Так случилось и в этой сказке. Но лучше обо всем по порядку.
1. По
утрам Золушка поднималась очень рано , стоило только запеть петуху. Для
того , чтобы человек проснулся , требуется громкость звука , который
издают два петуха. Сколько петухов требуется для замка , в котором
спят мачеха и две ее дочки , чтобы их разбудить ? (Два
петуха , но и мачеха , и ее дочки просто переворачиваются на другой
бок и продолжают спать дальше ).
2. Золушка вскочила со своей узенькой коечки и побежала на кухню , где у нее были керосиновая лампа , очаг и дровяная печурка. Тут она обнаружила , что у нее осталась только одна спичка. Что Золушка зажжет в первую очередь ? (В первую очередь она зажжет спичку.)
3. На завтрак мачеха и сводные сестры Золушки обычно просили сварить им яйца всмятку. Золушка решила проверить , сколько яиц снесли куры. Оказалось , что три курицы за три дня снесли три яйца. Сколько яиц снесут 9 кур за 9 дней ? ( 9 кур за 3 дня снесут 9 яиц. А 9 кур за 9 дней снесут 9х3=27 яиц)
4. Как Золушке сварить яйцо точно за две минуты, если у нее есть всего пара песочных часов – на пять и на три минуты ? (Переверните сразу и трехминутные , и пятиминутные часы ; когда в трехминутных время истечет, бросайте в кипяток яйцо и варите до тех пор , пока не кончится песок в пятиминутных часах – это будет ровно две минуты .)
5. Золушка тремя прямыми разрезами разделила головку сыра на 8 частей. Как она это сделала ?
ВЕДУЩИЙ : Накормив всех завтраком , Золушка принялась за хозяйственные дела , которых у нее всегда было видимо-невидимо.
Поскольку
мачеха у Золушки была , прямо скажем , скуповата , она старалась на
всем экономить, причем экономить за счет Золушки. Вот и сейчас -она
никак не хотела купить бедной девочке новое одеяло и заставила ее
собирать разные лоскуточки. Делать нечего , собрала Золушка лоскутки ,
сшила их в квадратики и начала собирать одеяло. Помогите Золушке
собрать одеяло из лоскутков и не забывайте , что под красивым одеялом
и спать теплее ! (Команды получают заготовки для выполнения
задания.)
Пока выдалась свободная минутка
, Золушка побежала на огород – полоть грядку с тыквами. С сорняками
она боролась постоянно, потому что их количество прямо на глазах
каждый день удваивалось. Если грядку не полоть , она полностью зарастет
сорняками на 10-й день. На какой день зарастет сорняками половина
грядки ? ( Половина грядки зарастет сорняками на 5-й день.)
Вдоль одной из сторон участка
растет 8 старых дубов, между которыми любит гулять Золушка, когда у
нее выпадает редкая свободная минутка. Дубы растут друг от друга на
расстоянии пяти шагов. Каково расстояние между крайними деревьями? (
35 шагов.)
Гуляя под любимыми дубами ,
Золушка подумала вот о чем :» Сейчас 12 часов дня , и над нашим
домом ярко светит солнце. Интересно, возможно ли, чтобы ровно через
60 часов солнце светило так же ярко ?»
ВЕДУЩИЙ : А тем временем Король сказочного королевства решил , что его сыну пора жениться на самой прекрасной девушке королевства. Чтобы эту девушку найти , велено было всем жительницам королевства собраться на бал во дворце Короля. Приглашения разнесли во все дома, и все девушки- и красавицы, и не очень , и совсем не красавицы начали готовиться к Большому Балу. Мачеха и сестры совсем замучили Золушку поручениями –ведь они прекрасно знали , что никто лучше нее не причешет, не сошьет и не разгладит.
Мачеха
и две ее дочки весят 140 кг. Мачеха весит на 10 кг больше старшей
дочки , а вместе они весят на 80 кг больше, чем младшая дочка. Кто
из них сколько весит ? (Мачеха весит 60 кг , старшая дочка –
50 кг , младшая - 30 кг)
Золушка гладила
мачехино платье в чулане. В этой маленькой темной комнате было четыре
угла. В каждом углу сидела кошка. Напротив каждой кошки по три кошки.
На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько же всего кошек в
этом чулане? (Всего
4 кошки и каждая кошка сидит на своем хвосте)
Золушка никак не
могла понять , почему летом она гладит мачехино платье всего 70 минут
, а зимой 1 час 10 минут ?
Золушке для
пошива платьев мачехе и ее дочкам выдали кусок шелка в 16 метров,
от которого каждый час она отрезает по 2 метра. Через сколько часов она
отрежет последний кусок? ( Последний кусок будет отрезан через
7 часов.)
ВЕДУЩИЙ : Бедная Золушка так надеялась , что ей позволят тоже пойти на бал ! Однако у мачехи находились все новые и новые дела для нее. Вот и вечер настал , и к дому подкатила тройка королевских лошадей.
От
дворца до дома мачехи тройка лошадей проскакала 15 километров. Сколько
километров проехала каждая лошадь ?
«Мы
пойдем на бал» - сказала Золушке мачеха и злорадно добавила :
-«Оставляю тебе три кувшина : трехлитровый заполнен водой , а
двухлитровый и литровый пустые. Ты должна так разлить воду , чтобы во
всех трех сосудах было по одному литру. Когда вернемся с бала, я
проверю. Впрочем , ты можешь прийти посмотреть как мы танцуем , если
быстро и аккуратно выполнишь задание !»
ВЕДУЩИЙ : Ребята , неужели мы оставим Золушку без помощи ? Она очень сообразительная девушка , но вряд ли училась в школе , а на Фею надежды пока нет. Давайте подскажем Золушке , как ей выполнить задание мачехи
(
Наполнить двухлитровый сосуд , из него часть воды перелить в литровый.
Теперь во всех кувшинах будет ровно по одному литру воды.)
ВЕДУЩИЙ : Справилась Золушка со всеми заданиями мачехи и вдруг вспомнила , что у нее нет ни одного красивого платья. Заплакала бедная девушка , тут и появилась Фея. Утешила она Золушку и пообещала ей помочь. Но чтобы ее волшебная палочка заработала , необходимо сделать верным уравнение , записанное римскими цифрами. Совершенно очевидно , что оно неверно. Как сделать это уравнение правильным , ничего в нем не меняя ? Х1 + 1 = Х (Надо просто перевернуть листок с записью уравнения)
ВЕДУЩИЙ : Ну вот , волшебная палочка заработала , Фея помогла Золушке собраться на бал, но попросила ее вернуться до полуночи.
А в королевском дворце тем временем Король беседовал с Золушкиной мачехой. А та , как женщина кокетливая, обмахивалась веером и говорила : «Все суета сует – и слава , и богатство..Что в них толку , если бег времени не остановить! Еще позавчера мне было 54 , а уже в следующем году стукнет 57 !
Постарайтесь
сообразить , когда же у нее день рождения
? ( День рождения у нее 31
декабря , эти слова она произносит 1 января. Позавчера , 30 декабря , ей
было 54 года, вчера стало 55 , в конце года будет 56 , а в следующем
году-57)
ВЕДУЩИЙ : Тем временем волшебная карета привезла Золушку на бал. Но Король в своем дворцовом саду приказал выстроить лабиринт из аллей и живых изгородей, и Золушка в нем заблудилась. Помогите Принцу проводить Золушку во дворец.
Бал был просто великолепен ! Время пролетело незаметно , и Золушке пора было возвращаться. Принц бросился вдогонку по ее следам.
Давайте
перепутаем слова , чтобы сбить погоню со следа-сыграем в анаграммы
:
ЛИСА –СИЛА ЩУКА-
КУЩА САНИ-
АНИС
КАРЕТА- РАКЕТА КОЛОСОК- ОСКОЛОК
ВЕДУЩИЙ : Золушке удалось добраться до дома до того, как вернулись сестры и мачеха. Принц был безутешен , но, к счастью, на ступеньках дворцовой лестницы прекрасная незнакомка потеряла свою туфельку. Как видите , туфелька явно математическая. Надо найти ее хозяйку. Предлагаем задание для КАПИТАНОВ КОМАНД
Нарисуйте
портрет Золушки , используя как можно больше математических знаков и
цифр.
ВЕДУЩИЙ: Вы так хорошо нарисовали портрет Золушки , что Принц сразу нашел ее среди всех жительниц королевства. Стали они жить-поживать да добра наживать.
Вот и закончилась наша математическая сказка. Жюри подводит итоги , а я буду ждать новых математических встреч с вами. Всем спасибо за игру!
Жюри объявляет количество баллов, набранных командами, команды и лучшие игроки получают благодарности.
Данное мероприятие было проведено в 1 четверти 2007-2008 уч. Года в 5»В» классе МОУ СОШ №9 г. Усть-Кута во время традиционной Недели Математи
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.