Урок занимательной математики "Помогите Золушке!" ( 5-ый класс)

  • doc
  • 24.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Новикова С,И, Помогите Золушке!Урок заним.мат..doc

   «Помогите  Золушке!»  Урок  занимательной  математики.

Автор: Новикова  Светлана  Игоревна

Учебное   учреждение : МОУ  СОШ  №9 г.Усть-Кут Иркутская  обл.

Предмет: Математика

Класс: 5

Тема: Урок  занимательной  математики   в  форме  КВН  «Помогите  Золушке!»   Использована  в  качестве  сюжетной  линии  сказка Ш. Перро  «Золушка» , для  презентации  использован  м/ф  студии  Уолта  Диснея  «Золушка»  

Оборудование  и  материалы: Плакат  «Помогите  Золушке!», комплект  равнобедренных  прямоугольных  треугольников, вырезанных  из самоклеющейся  бумаги, раздаточный  материал : рисунок  лабиринта, слова  для  анаграмм,; презентация  (мультимедийное  сопровождение)

Время  реализации  занятия:   40  мин.

1.

Организационный  момент, представление  жюри

1  мин

 2.

Приветствия  команд ( название, девиз, капитан)

3 мин

3.

 Основная  часть – выполнение заданий по занимательной  математике

33  мин

4.

 Подведение  итогов игры, вручение  благодарности  активным  игрокам

 3 мин.

 

Задачи  занятия:  Активизация  познавательного  интереса  учащихся,  расширение  математического  кругозора, воспитание  умения  работать  в  команде, формирование  навыка  применения  знаний  в нестандартной  ситуации.

План  занятия                

*      Горят  причудливо  краски                                                                                         и, как  ни  мудра  голова ,                                                                                                                                                                                вы  все-таки  верьте  сказке -                                                                                      сказка  всегда  права !

                                                                                                    Э. Асадов

ВЕДУЩИЙ :  Известный  писатель-сказочник  Джанни  Родари   утверждает, что «Математика  вездесуща ,она  присутствует  во  всем , даже  в  сказках!»  НАЧИНАЕМ  КОНКУРС  «РАЗМИНКА»

*     Какое  число   в  переводе  со  сказочного  языка  на  современный  означает  «ТРИДЕВЯТЫЙ» ?  ( Двадцать  седьмой)

*     Сколько  поцелуев  за  горшочек  с  бубенцами  запросил  принц  у  принцессы  в  сказке  Андерсена   «Свинопас»?  (Десять)

*     Сколько  зол  успевала  сделать  за  день  старуха   Шапокляк ?( Пять )

*     Предмет  домашнего  обихода , домовладение, родовитость , власть , желание  владеть  Мировым  океаном. А  чем  все  закончилось? (Разбитым  корытом)

*     Это  чудо – платье  не  шито , не  кроено. Было  старенько, было  грязненько , было  рваненько – не  до  праздника ! Но  вот  появилась  фея , взмахнула  волшебной  палочкой , и  появилось  чудесное  бальное  платье. Чье  оно? (Платье  Золушки)

*     Эта  обувь, словно  волшебная  палочка , выполняла  любое  желание : того , кто  ворчал , переносила  в  прошлое , сторожа  сделала  офицером  и  даже  отправила  на  Луну. Что  это  за  обувь? ( «Калоши  счастья»  из  сказки  Андерсена)

*     Художник , врач, ученый , музыкант, два  изобретателя  и  девять  менее  известных  личностей. Кто  это ? (  Незнайка )

*     Сначала  была  вода , потом  металлический  диск , потом  стекло , покрытое  специальным  составом.  А  о  чем  его  следовало  спросить ? ( «Свет  мой , зеркальце, скажи…»)

*     Чем  закончилась  презентация  нагревательного  прибора  с  внутренней  топкой , устроенная  одной  особой  на  нетрудовые  доходы ? ( Свадьбой. «Муха-цокотуха»)

ВЕДУЩИЙ :  Ну  вот  и  вспомнили  мы  с  вами  любимые  сказки . А  помните  ли  вы  фразу , которой  многие  из  них  заканчивались ?  Правильно , «СКАЗКА – ЛОЖЬ , ДА  В  НЕЙ  НАМЕК , ДОБРЫМ  МОЛОДЦАМ  УРОК !»  Сегодня  мы  совершим  математическое  путешествие  по  одной  из  старых  добрых  сказок  и  постараемся  помочь  ее  героине. Итак , сказка  про Золушку  на  новый  лад  начинается.   (Игра  идет  в  командном  режиме, право  ответа получает команда, первая  получившая версию  ответа).                                                  

ВЕДУЩИЙ : Сказочные  короли, черти, бабы-яги, мачехи  и  прочие  злодеи  неистощимы  в  придумывании  всяческих  преград  и  разнообразных  препятствий  на  дорогах , ведущих  к  счастью. Герою  приходится  искать  наилучшие  решения  хитроумных  загадок  и  задач , подчас  действительно  нелепых  и  из-за  этого  кажущихся  неразрешимыми. Так  случилось  и  в  этой  сказке. Но  лучше  обо  всем  по  порядку.

1.      Изображение 039.jpgПо  утрам  Золушка  поднималась  очень  рано , стоило  только  запеть  петуху. Для  того , чтобы  человек  проснулся , требуется громкость  звука , который  издают  два  петуха. Сколько  петухов  требуется  для  замка , в  котором  спят  мачеха  и  две  ее  дочки , чтобы  их  разбудить ?           (Два  петуха , но  и  мачеха , и  ее  дочки  просто  переворачиваются  на  другой  бок  и  продолжают  спать  дальше ).

2.      Золушка  вскочила  со  своей  узенькой  коечки  и  побежала  на  кухню , где  у  нее  были  керосиновая  лампа , очаг  и  дровяная  печурка. Тут  она  обнаружила , что  у  нее  осталась  только  одна  спичка. Что  Золушка  зажжет  в  первую  очередь ?  (В  первую  очередь  она  зажжет  спичку.)

3.      На  завтрак  мачеха  и  сводные  сестры  Золушки  обычно  просили  сварить  им  яйца   всмятку.  Золушка  решила  проверить , сколько  яиц  снесли  курыОказалось , что  три  курицы  за  три  дня  снесли  три  яйца. Сколько  яиц  снесут  9  кур  за  9  дней ?  ( 9    кур  за  3  дня  снесут  9  яиц. А  9  кур  за  9  дней  снесут  9х3=27  яиц)

4.      Как  Золушке  сварить  яйцо  точно  за  две  минуты, если  у  нее  есть  всего  пара  песочных  часов – на  пять  и  на  три  минуты ?  (Переверните  сразу  и  трехминутные , и  пятиминутные  часы ; когда  в  трехминутных  время  истечет, бросайте  в  кипяток  яйцо  и  варите  до  тех  пор , пока  не  кончится  песок  в  пятиминутных  часах – это  будет  ровно  две  минуты .)

5.      Золушка   тремя  прямыми  разрезами  разделила  головку  сыра  на  8  частей. Как  она  это  сделала ?

ВЕДУЩИЙ :  Накормив  всех  завтраком , Золушка  принялась  за  хозяйственные  дела , которых  у  нее  всегда  было  видимо-невидимо.

* Изображение 040.jpgПоскольку  мачеха  у  Золушки  была , прямо  скажем , скуповата , она  старалась  на  всем  экономить, причем  экономить  за  счет  Золушки. Вот  и  сейчас  -она  никак  не  хотела  купить  бедной  девочке  новое  одеяло  и  заставила  ее  собирать  разные  лоскуточки. Делать  нечего , собрала  Золушка  лоскутки , сшила  их  в  квадратики  и  начала  собирать  одеяло. Помогите  Золушке  собрать  одеяло  из  лоскутков  и  не  забывайте , что  под  красивым  одеялом  и  спать  теплее ! (Команды  получают  заготовки  для  выполнения  задания.)

* Пока  выдалась  свободная  минутка , Золушка  побежала  на  огород – полоть  грядку  с  тыквами. С  сорняками  она  боролась  постоянно, потому  что  их  количество  прямо  на  глазах  каждый  день  удваивалось. Если  грядку  не  полоть , она  полностью  зарастет  сорняками  на  10-й  день. На  какой  день  зарастет  сорняками  половина  грядки ? ( Половина  грядки  зарастет  сорняками  на  5-й  день.)

* Вдоль  одной  из  сторон  участка  растет  8  старых  дубов, между  которыми  любит  гулять  Золушка, когда  у  нее  выпадает  редкая  свободная  минутка. Дубы  растут друг  от  друга  на  расстоянии  пяти  шагов. Каково   расстояние  между  крайними   деревьями?  (  35  шагов.)

* Гуляя  под  любимыми  дубами , Золушка  подумала  вот  о  чем :» Сейчас  12  часов  дня , и  над  нашим  домом  ярко  светит  солнце. Интересно,  возможно  ли, чтобы  ровно  через  60  часов  солнце  светило  так  же  ярко ?»

ВЕДУЩИЙ :  А  тем  временем  Король  сказочного  королевства  решил , что  его  сыну  пора  жениться  на  самой  прекрасной  девушке  королевства. Чтобы  эту  девушку  найти , велено  было  всем  жительницам  королевства  собраться  на  бал  во  дворце  Короля. Приглашения  разнесли  во  все  дома, и  все  девушки- и  красавицы, и  не  очень , и  совсем  не  красавицы  начали  готовиться  к  Большому  Балу. Мачеха  и  сестры  совсем  замучили  Золушку  поручениями –ведь  они  прекрасно  знали , что  никто  лучше  нее  не  причешет, не  сошьет  и  не  разгладит.

*      Изображение 041.jpgМачеха  и  две  ее  дочки  весят  140  кг. Мачеха  весит  на  10  кг  больше  старшей  дочки , а  вместе  они  весят  на  80  кг  больше,  чем  младшая  дочка. Кто  из  них  сколько  весит ? (Мачеха  весит  60  кг , старшая  дочка – 50 кг ,  младшая   - 30 кг)

*      Золушка  гладила  мачехино  платье  в  чулане. В  этой  маленькой  темной  комнате  было  четыре  угла. В  каждом  углу  сидела  кошка. Напротив  каждой  кошки  по  три  кошки. На  хвосте  каждой  кошки  по   одной  кошке. Сколько  же  всего  кошек  в  этом  чулане? (Всего  4  кошки и  каждая  кошка  сидит  на  своем  хвосте)

*      Золушка  никак  не могла  понять , почему  летом  она  гладит  мачехино  платье   всего  70  минут , а  зимой  1 час  10  минут ?

*      Золушке  для  пошива  платьев  мачехе  и  ее  дочкам  выдали  кусок  шелка  в  16  метров, от  которого  каждый  час  она  отрезает  по  2  метра.  Через  сколько  часов  она  отрежет  последний  кусок?  ( Последний  кусок  будет  отрезан  через  7  часов.)

ВЕДУЩИЙ  :  Бедная  Золушка  так  надеялась , что  ей  позволят  тоже  пойти  на  бал ! Однако  у  мачехи  находились  все  новые  и  новые  дела  для  нее. Вот  и  вечер  настал , и  к  дому  подкатила  тройка  королевских  лошадей.

*     От  дворца  до  дома  мачехи  тройка  лошадей  проскакала  15  километров. Сколько  километров  проехала  каждая  лошадь ?

*     «Мы  пойдем  на  бал» -  сказала  Золушке  мачеха  и  злорадно  добавила :  -«Оставляю  тебе  три   кувшина : трехлитровый  заполнен  водой , а  двухлитровый  и  литровый  пустые. Ты  должна  так  разлить  воду , чтобы  во  всех  трех  сосудах  было  по  одному  литру. Когда  вернемся  с  бала, я  проверю. Впрочем , ты  можешь  прийти  посмотреть  как  мы  танцуем , если  быстро  и  аккуратно  выполнишь  задание !»

ВЕДУЩИЙ : Ребята , неужели  мы  оставим  Золушку  без  помощи ? Она  очень  сообразительная  девушка , но  вряд  ли  училась  в  школе , а  на  Фею  надежды  пока  нет. Давайте  подскажем  Золушке , как  ей  выполнить  задание  мачехи

*      ( Наполнить  двухлитровый  сосуд , из  него  часть  воды  перелить  в  литровый. Теперь  во  всех   кувшинах  будет  ровно  по  одному  литру  воды.)

ВЕДУЩИЙ :  Справилась  Золушка  со  всеми  заданиями  мачехи  и  вдруг  вспомнила , что  у  нее  нет  ни  одного  красивого  платья. Заплакала  бедная  девушка , тут  и  появилась  Фея. Утешила  она  Золушку  и  пообещала  ей  помочь.  Но  чтобы  ее  волшебная  палочка  заработала , необходимо  сделать  верным  уравнение , записанное  римскими  цифрами. Совершенно  очевидно , что  оно  неверно. Как  сделать  это  уравнение  правильным ,  ничего  в  нем  не  меняя  ?       Х1  +  1  =  Х        (Надо  просто  перевернуть  листок  с  записью  уравнения)

ВЕДУЩИЙ :  Ну  вот , волшебная  палочка  заработала , Фея  помогла  Золушке  собраться  на  бал, но  попросила  ее  вернуться  до  полуночи.

А    в  королевском  дворце  тем  временем   Король  беседовал  с  Золушкиной  мачехой. А  та , как  женщина  кокетливая, обмахивалась  веером  и  говорила :  «Все  суета  сует – и  слава , и  богатство..Что  в  них  толку , если  бег  времени  не  остановить! Еще  позавчера  мне  было  54 , а  уже  в  следующем  году  стукнет  57 !

*      Постарайтесь  сообразить , когда  же  у  нее  день  рождения ?                                    ( День  рождения  у  нее  31  декабря , эти  слова  она  произносит  1  января. Позавчера , 30  декабря , ей  было  54  года, вчера  стало  55 , в  конце  года  будет  56 , а  в  следующем  году-57)

ВЕДУЩИЙ :  Тем  временем  волшебная  карета  привезла  Золушку  на  бал. Но  Король  в  своем  дворцовом  саду  приказал  выстроить  лабиринт   из  аллей  и  живых  изгородей, и  Золушка  в  нем  заблудилась.  Помогите  Принцу  проводить  Золушку  во  дворец.

Изображение 042.jpg         

Бал  был  просто  великолепен !  Время  пролетело  незаметно , и  Золушке  пора  было  возвращаться. Принц  бросился  вдогонку  по  ее  следам.

*      Давайте  перепутаем  слова , чтобы  сбить  погоню  со  следа-сыграем  в  анаграммы :                                                                                                                                                   ЛИСА –СИЛА                                                                                                                                     ЩУКА- КУЩА                                                                                                                                      САНИ- АНИС                                                                                                                                         КАРЕТА- РАКЕТА                                                                                                                       КОЛОСОК- ОСКОЛОК

ВЕДУЩИЙ :  Золушке  удалось  добраться  до  дома  до  того, как  вернулись  сестры  и  мачеха. Принц  был  безутешен , но, к  счастью, на  ступеньках  дворцовой  лестницы  прекрасная  незнакомка   потеряла  свою  туфельку. Как  видите , туфелька  явно  математическая. Надо  найти  ее  хозяйку. Предлагаем  задание  для  КАПИТАНОВ  КОМАНД

*      чей туфля.bmpНарисуйте  портрет  Золушки , используя  как  можно  больше  математических  знаков  и  цифр.

 

                                             

 

ВЕДУЩИЙ:  Вы  так  хорошо  нарисовали  портрет  Золушки , что  Принц  сразу  нашел  ее  среди  всех жительниц  королевства. Стали  они  жить-поживать  да  добра  наживать.

Вот  и  закончилась  наша  математическая  сказка.  Жюри  подводит  итоги , а  я  буду  ждать  новых  математических  встреч  с  вами. Всем  спасибо  за  игру!

  Жюри  объявляет  количество баллов, набранных  командами, команды  и  лучшие  игроки  получают  благодарности.

Данное  мероприятие  было  проведено  в  1 четверти  2007-2008 уч. Года  в 5»В» классе МОУ  СОШ  №9  г. Усть-Кута  во  время  традиционной  Недели  Математи

 

                            


Посмотрите также