Способствовать развитию и совершенствованию творческих возможностей учащихся, показать роль описания деталей предмета в художественном тексте; развивать умения школьников в определении типа текста, его основной мысли; способствовать развитию умений составлять план текста, пересказывать текст от третьего лица
Урок развития речи
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристики выборочного изложения (воспроизведение одной из подтем, находящейся в разных частях исходного текста); уметь выделять по опорным словам в частях исходного текста подтему; излагать одну из подтем исходного текста с изменением формы лица рассказчика.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к нему, гордость за него; потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованиюТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Урок 104. ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА С ИЗМЕНЕНИЕМ
ЛИЦА
(упр. 420)
Цель
деятельности
учителя
Тип урока
Планируемые
образовательн
ые
результаты
Методы и
формы
обучения
Образователь
ные
ресурсы
Способствовать развитию и совершенствованию творческих возможностей
учащихся, показать роль описания деталей предмета в художественном
тексте; развивать умения школьников в определении типа текста, его
основной мысли; способствовать развитию умений составлять план текста,
пересказывать текст от третьего лица
Урок развития речи
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать
характеристики выборочного изложения (воспроизведение одной из подтем,
находящейся в разных частях исходного текста); уметь выделять по опорным
словам в частях исходного текста подтему; излагать одну из подтем
исходного текста с изменением формы лица рассказчика.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного
опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной
деятельности и умение их пояснить; ориентироваться в целях, задачах,
средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для
успешного решения коммуникативных задач.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка,
уважительное отношение к нему, гордость за него; потребность сохранить
чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию
Наблюдение над языком; деятельностнопрактический метод;
индивидуальная, групповая, фронтальная
http://www.uroki.net
http://akademius.narod.ru/viborrus.html
http://www.zavuch.info
http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192
http://www.intergu.ru
http://festival.1september.ru/subjects
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
М у л ь т и м е д и й н ы й р я д : презентация по теме урока, выполненная
Наглядно
учителем или группой подготовленных обучающихся
демонстрацио
нный
материал
Основные
понятия
Художественный стиль речиОрганизационная структура (сценарий) урока
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
Пром
ежуто
чный
контр
оль
Лист
ы
обрат
ной
связи
Устн
ые
ответ
ы
умения
(универсальны
е учебные
действия)
Личностны
е:
положительн
о относятся
к учению.
Регулятивн
ые:
планируют
необходимы
е действия,
операции
Познавате
льные:
выполняют
учебно
познавательн
ые действия
в
материализо
ванной и
умственной
форме.
Регулятивн
ые:
принимают и
сохраняют
учебную
задачу.
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Мотивац
ионная
подготов
ка к
усвоению
мате
риала
Этапы
урока
1.
Мотив
ация
(самоо
предел
ение)
к
учебно
й
деятел
ьности
2.
Актуал
изация
и
пробно
е
учебно
е
действ
ие
органи
зации
взаимо
действ
ия
Фронт
альна
я
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Слушают
учителя.
Демонстр
ируют
готовност
ь к уроку
Деятельность учителя
– Давайте определим готовность к
работе, свое настроение:
• отличное;
• хорошее;
• не совсем готовы.
– Сегодня мы продолжим работу с
текстом, определим его тип, тему,
главную мысль, будем учиться
писать изложение с изменением
лица
Инди
видуа
льная,
групп
овая
Воспроиз
ведение
ранее
изученно
го,
установл
ение
преемств
енных
связей
прежних
и новых
знаний и
применен
ие их в
новых
ситуация
Текст изложения (на слайде).
Организует чтение текста и беседу
по содержанию.
Я стою перед этим последним
прозрачным листком и любуюсь
им. Каким чудом остался он
после морозов, после обильного
снега? Всё ведь осыпалось.
Осиновый лист успел уже
почернеть на земле.
Пожухла* желтая осыпь в
березняках. Под лиственницей
лежит пушистый оранжево
сизый* сугроб хвои.
Весь лес черный, пустой и
холодный. И в этом прозрачном,
продрогшем сумраке издали виден
Отвечают
на
вопросы.
Понимают
, что
знаний
недостато
чно для
полных
ответов,
выделяют
трудные
для
написания
и
понимани
я словаЭтапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
х
Деятельность учителя
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
яемая
деятельнос
ть
учащихся
органи
зации
взаимо
действ
ия
умения
(универсальны
е учебные
действия)
Пром
ежуто
чный
контр
оль
листок на орешнике. Куст
облетел, а этот листок на
кончике ветки маячит желтым
живым огоньком.
Обхожу осторожно, боясь
зацепить ветку. Оглянулся –
висит. Всё уснуло в лесу. Всё
готово к зиме. Только один листок
упорно светится в черном лесу.
(В. М. Песков.)
– Озаглавьте текст. («Последний
лист орешника».)
– Определите основную мысль
текста. Найдите слова, в которых
она выражена. («Я стою перед
этим последним прозрачным
листком и любуюсь им».)
Коммуник
ативные:
слушают,
задают
вопросы,
отвечают на
вопросы
других,
высказывают
и
обосновываю
т свою точку
зренияОбучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Эвристич
еская
беседа по
теме
урока.
Определе
ние
главной
мысли
текста и
подбор к
нему
заголовк
а
Этапы
урока
3.
Целепо
лагани
е.
Творче
ская
практи
ческая
деятел
ьность
по
реализ
ации
постро
енного
проект
а
Деятельность учителя
– Найдите слова, которые
характеризуют осенний лес.
(Осиновый лист успел уже
почернеть. Лес холодный. Всё
уснуло в лесу (олицетворение). Всё
готово к зиме.)
– Почему автор остановился перед
этим прозрачным листком и
залюбовался им? («Всё…
осыпалось». «Куст облетел, а
этот листок на кончике ветки
маячит желтым живым
огоньком».)
Пром
ежуто
чный
контр
оль
Зада
ют
вопр
осы
для
уточ
нени
я
инфо
рмац
ии
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
органи
зации
взаимо
действ
ия
Фронт
альна
я
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Записыва
ют
определен
ия,
выделяют
трудные
для
написания
и
понимани
я слова,
составляю
т план
изложения
, сверяют
ответы с
ключом на
слайде
презентац
ии
умения
(универсальны
е учебные
действия)
Личностны
е: имеют
желание
осознавать
свои
трудности и
стремятся к
их
преодолению
; проявляют
способность
к
самооценке
своих
действий,
поступков.
Познавате
льные:
устанавлива
ют
причинно
следственны
е связи,
делают
выводыЭтапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Деятельность учителя
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
яемая
деятельнос
ть
учащихся
органи
зации
взаимо
действ
ия
умения
(универсальны
е учебные
действия)
Пром
ежуто
чный
контр
оль
Примерный план
1. Всё осыпалось после морозов и
обильного
снега.
2. Лес черный, пустой и холодный.
3. Желтый живой огонек.
– Основная мысль раскрывается
автором с помощью сопоставления
описания осеннего леса и листка на
орешнике. Выделите в тексте эти
описания.
Регулятивн
ые: осознают
недостаточн
ость своих
знаний.
Коммуник
ативные:
задают
вопросы с
целью
получения
необходимой
для решения
проблемы
информации
Формулир
уют цель
учебной
деятельно
сти
в диалоге
с
учителем.
Отвечают
на
вопросы.
Знакомятс
я с
заданием,
слушают
учителя,
под
руководст
вом
педагога
составляю
т план
изложения
.
Выполняю
т
пунктуаци
онный
анализ
текста.
Пишут
изложение
(черновойЭтапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Физкульт
минутка
Деятельность учителя
Мы ладонь к глазам приставим,
ноги крепкие
расставим.
Поворачиваясь вправо,
оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из
под ладошек.
И – направо! И еще через левое
плечо!
Пром
ежуто
чный
контр
оль
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
умения
(универсальны
е учебные
действия)
яемая
деятельнос
ть
учащихся
органи
зации
взаимо
действ
ия
Фронт
альна
яЭтапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Раскрыти
е
сущности
новых
понятий,
усво
ение
новых
способов
учебной
и
умственн
ой
деятельн
ости
учащихся
. Беседа
по
вопросам
.
Составле
ние
связных
рассказо
в,
письменн
ая
работа.
Проверка
черновых
варианто
в
Пром
ежуто
чный
контр
оль
Лист
ы
обрат
ной
связи
.
Пись
менн
ая
работ
а
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
Деятельность учителя
яемая
деятельнос
ть
учащихся
– Вспомним автора текста. (В. М.
Песков.) Кто он?
(Писатель.)
Виктор Михайлович Песков –
советский писатель, журналист,
путешественник и ведущий
телевизионной программы «В мире
животных» с 1975 по 1990 годы.
Известный журналист, писатель и
путешественник Василий Песков
прожил долгую интересную жизнь.
Окончив среднюю школу, работал
пионервожатым, шофером,
киномехаником, фотографом,
сотрудником воронежской
областной газеты «Молодой
коммунар», в которой и начал свой
творческий путь журналиста.
В 26 лет Песков стал писать очерки
для «Комсомольской правды»,
которые отличались большой
любовью к природе и окружающему
миру в целом.
– Какую задачу ставит перед собой
В. М. Песков?
(Автор написал текст для
читателей. В нем он передает
свое отношение к листочку
орешника, который увидел в
осеннем лесу, а также свои
чувства, испытанные им при
этом. Текст образен и
эмоционален. Это
органи
зации
взаимо
действ
ия
Инди
видуа
льная,
групп
овая
умения
(универсальны
е учебные
действия)
Личностны
е:
осознают
свои
возможности
в учении;
способны
адекватно
рассуждать о
причинах
своего
успеха/
неуспеха в
учении,
связывая
успехи с
усилиями,
трудолюбие
м.
Познавате
льные:
извлекают
необходиму
ю
информацию
из
прослушанно
го
объяснения
учителя,
высказывани
й
одноклассниЭтапы
урока
4.
Рефле
ксия
учебно
й
деятел
ьности
(итог
урока)
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Обобщен
ие
полученн
ых
на уроке
сведений,
оцениван
ие
деятельн
ости
учащихся
.
Заключит
ельная
беседа по
вопросам
Деятельность учителя
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
яемая
деятельнос
ть
учащихся
органи
зации
взаимо
действ
ия
умения
(универсальны
е учебные
действия)
Пром
ежуто
чный
контр
оль
Групп
овая,
индив
идуал
ьная
– Что нового, интересного узнали
сегодня на уроке?
– Что понравилось, запомнилось,
удивило?
– Что полезного для вас было? Что
пригодится в будущем?
– Над чем заставил задуматься
материал урока?
– Какие трудности у вас появлялись
в процессе работы? Как вы их
преодолевали? Какое настроение у
вас сейчас?
– Дайте оценку нашей работе:
выберите одну из предложенных
карточек (смайликов) и покажите
мне: урок понравился – карточку с
улыбающимся лицом, нет –
карточку с грустным лицом
Оцениваю
т работу,
обосновыв
ают свою
точку
зрения.
В
сотруднич
естве с
учителем
и
однокласс
никами
делают
выводы
Устн
ые
ответ
ы.
Лист
ы
обрат
ной
связи
Познавате
льные:
приобретают
умения
использовать
знания и
умения
в
практическо
й
деятельност
и и
повседневно
й жизни.
Регулятивн
ые:
оценивают
работу;
исправляют
и объясняют
ошибки