Урок 104 Выборочное изложение текста

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Способствовать развитию и совершенствованию творческих возможностей учащихся, показать роль описания деталей предмета в художественном тексте; развивать умения школьников в определении типа текста, его основной мысли; способствовать развитию умений составлять план текста, пересказывать текст от третьего лица Урок развития речи Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристики выборочного изложения (воспроизведение одной из подтем, находящейся в разных частях исходного текста); уметь выделять по опорным словам в частях исходного текста подтему; излагать одну из подтем исходного текста с изменением формы лица рассказчика. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к нему, гордость за него; потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованиюТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Иконка файла материала Урок 104 Выборочное изложение текста.doc
Урок  104. ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА С ИЗМЕНЕНИЕМ ЛИЦА  (упр. 420) Цель  деятельности  учителя Тип урока Планируемые  образовательн ые  результаты Методы и  формы  обучения Образователь ные  ресурсы Способствовать развитию и совершенствованию творческих возможностей  учащихся, показать роль описания деталей предмета в художественном  тексте; развивать умения школьников в определении типа текста, его  основной мысли; способствовать развитию умений составлять план текста,  пересказывать текст от третьего лица Урок развития речи Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать  характеристики выборочного изложения (воспроизведение одной из подтем,  находящейся в разных частях исходного текста); уметь выделять по опорным словам в частях исходного текста подтему; излагать одну из подтем  исходного текста с изменением формы лица рассказчика. Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного  опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной  деятельности и умение их пояснить; ориентироваться в целях, задачах,  средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для  успешного решения коммуникативных задач.  Личностные: осознание эстетической ценности русского языка,  уважительное отношение к нему, гордость за него; потребность сохранить  чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому  самосовершенствованию Наблюдение над языком; деятельностно­практический метод;  индивидуальная, групповая, фронтальная http://www.uroki.net  http://akademius.narod.ru/vibor­rus.html  http://www.zavuch.info http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 http://www.intergu.ru                                        http://festival.1september.ru/subjects                Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор М у л ь т и м е д и й н ы й   р я д : презентация по теме урока, выполненная  Наглядно­ учителем или группой подготовленных обучающихся демонстрацио нный  материал Основные  понятия Художественный стиль речиОрганизационная  структура  (сценарий) урока Форм Осуществл ы Формируемые Пром ежуто чный контр оль Лист ы  обрат ной  связи Устн ые  ответ ы умения (универсальны е учебные  действия) Личностны е:  положительн о относятся  к учению.  Регулятивн ые:  планируют  необходимы е действия,  операции Познавате льные:  выполняют  учебно­ познавательн ые действия  в  материализо ванной и  умственной  форме.  Регулятивн ые:  принимают и сохраняют  учебную  задачу. Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Мотивац ионная  подготов ка к  усвоению мате­ риала Этапы  урока 1.  Мотив ация  (самоо предел ение)  к  учебно й  деятел ьности 2.  Актуал изация  и  пробно е  учебно е  действ ие органи зации взаимо действ ия Фронт альна я яемая деятельнос ть  учащихся Слушают  учителя.  Демонстр ируют  готовност ь к уроку Деятельность учителя – Давайте определим готовность к  работе, свое настроение: •  отличное; •  хорошее; •  не совсем готовы. – Сегодня мы продолжим работу с  текстом, определим его тип, тему,  главную мысль, будем учиться  писать изложение с изменением  лица  Инди видуа льная, групп овая Воспроиз ведение  ранее  изученно го,  установл ение  преемств енных  связей  прежних  и новых  знаний и  применен ие их в  новых  ситуация Текст изложения (на слайде).  Организует чтение текста и беседу  по содержанию. Я стою перед этим последним  прозрачным листком и любуюсь  им. Каким чудом остался он  после морозов, после обильного  снега? Всё ведь осыпалось.  Осиновый лист успел уже  почернеть на земле.  Пожухла* желтая осыпь в  березняках. Под лиственницей  лежит пушистый оранжево­ сизый* сугроб хвои. Весь лес черный, пустой и  холодный. И в этом прозрачном,  продрогшем сумраке издали виден  Отвечают  на  вопросы.  Понимают , что  знаний  недостато чно для  полных  ответов,  выделяют  трудные  для  написания и  понимани я словаЭтапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия х Деятельность учителя Форм Осуществл ы Формируемые яемая деятельнос ть  учащихся органи зации взаимо действ ия умения (универсальны е учебные  действия) Пром ежуто чный контр оль листок на орешнике. Куст  облетел, а этот листок на  кончике ветки маячит желтым  живым огоньком. Обхожу осторожно, боясь  зацепить ветку. Оглянулся –  висит. Всё уснуло в лесу. Всё  готово к зиме. Только один листок упорно светится в черном лесу.  (В. М. Песков.) – Озаглавьте текст. («Последний  лист орешника».) – Определите основную мысль  текста. Найдите слова, в которых  она выражена. («Я стою перед  этим последним прозрачным  листком и любуюсь им».)  Коммуник ативные:  слушают,  задают  вопросы,  отвечают на  вопросы  других,  высказывают и  обосновываю т свою точку зренияОбучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Эвристич еская  беседа по теме  урока.  Определе ние  главной  мысли  текста и  подбор к  нему  заголовк а Этапы  урока 3.  Целепо лагани е.  Творче ская  практи ческая  деятел ьность  по  реализ ации  постро енного  проект а Деятельность учителя – Найдите слова, которые  характеризуют осенний лес.  (Осиновый лист успел уже  почернеть. Лес холодный. Всё  уснуло в лесу (олицетворение). Всё  готово к зиме.) – Почему автор остановился перед  этим прозрачным листком и  залюбовался им? («Всё…  осыпалось». «Куст облетел, а  этот листок на кончике ветки  маячит желтым живым  огоньком».) Пром ежуто чный контр оль Зада ют  вопр осы  для  уточ нени я  инфо рмац ии Форм Осуществл ы Формируемые органи зации взаимо действ ия Фронт альна я яемая деятельнос ть  учащихся Записыва ют  определен ия,  выделяют  трудные  для  написания и  понимани я слова,  составляю т план  изложения , сверяют  ответы с  ключом на слайде  презентац ии умения (универсальны е учебные  действия) Личностны е: имеют  желание  осознавать  свои  трудности и  стремятся к  их  преодолению ; проявляют  способность  к  самооценке  своих  действий,  поступков.  Познавате льные:  устанавлива ют  причинно­ следственны е связи,  делают  выводыЭтапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Деятельность учителя Форм Осуществл ы Формируемые яемая деятельнос ть  учащихся органи зации взаимо действ ия умения (универсальны е учебные  действия) Пром ежуто чный контр оль Примерный план 1. Всё осыпалось после морозов и  обильного  снега. 2. Лес черный, пустой и холодный. 3. Желтый живой огонек. – Основная мысль раскрывается  автором с помощью сопоставления  описания осеннего леса и листка на  орешнике. Выделите в тексте эти  описания. Регулятивн ые: осознают недостаточн ость своих  знаний. Коммуник ативные:  задают  вопросы с  целью  получения  необходимой для решения  проблемы  информации Формулир уют цель  учебной  деятельно сти  в диалоге  с  учителем.  Отвечают  на  вопросы.  Знакомятс я с  заданием,  слушают  учителя,  под  руководст вом  педагога  составляю т план  изложения .  Выполняю т  пунктуаци онный  анализ  текста. Пишут  изложение (черновойЭтапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Физкульт ­ минутка Деятельность учителя Мы ладонь к глазам приставим,                                    ноги крепкие  расставим. Поворачиваясь вправо,  оглядимся величаво. И налево надо тоже поглядеть из­ под ладошек. И – направо! И еще через левое  плечо! Пром ежуто чный контр оль Форм Осуществл ы Формируемые умения (универсальны е учебные  действия) яемая деятельнос ть  учащихся органи зации взаимо действ ия Фронт альна яЭтапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Раскрыти е  сущности новых  понятий,  усво­ ение  новых  способов учебной  и  умственн ой  деятельн ости  учащихся . Беседа  по  вопросам . Составле ние  связных  рассказо в,  письменн ая  работа.  Проверка черновых варианто в Пром ежуто чный контр оль Лист ы  обрат ной  связи .  Пись менн ая  работ а Форм Осуществл ы Формируемые Деятельность учителя яемая деятельнос ть  учащихся – Вспомним автора текста. (В. М.  Песков.) Кто он?  (Писатель.) Виктор Михайлович Песков –  советский писатель, журналист,  путешественник и ведущий  телевизионной программы «В мире  животных» с 1975 по 1990 годы.  Известный журналист, писатель и  путешественник Василий Песков  прожил долгую интересную жизнь.  Окончив среднюю школу, работал  пионервожатым, шофером,  киномехаником, фотографом,  сотрудником воронежской  областной газеты «Молодой  коммунар», в которой и начал свой  творческий путь журналиста.  В 26 лет Песков стал писать очерки  для «Комсомольской правды»,  которые отличались большой  любовью к природе и окружающему миру в целом. – Какую задачу ставит перед собой  В. М. Песков?  (Автор написал текст для  читателей. В нем он передает  свое отношение к листочку  орешника, который увидел в  осеннем лесу, а также свои  чувства, испытанные им при  этом. Текст образен и  эмоционален. Это  органи зации взаимо действ ия Инди видуа льная, групп овая умения (универсальны е учебные  действия) Личностны е:  осознают  свои  возможности в учении;  способны  адекватно  рассуждать о причинах  своего  успеха/ неуспеха в  учении,  связывая  успехи с  усилиями,  трудолюбие м.  Познавате льные:  извлекают  необходиму ю  информацию из  прослушанно го  объяснения  учителя,  высказывани й  одноклассниЭтапы  урока 4.  Рефле ксия  учебно й  деятел ьности  (итог  урока) Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Обобщен ие  полученн ых  на уроке сведений, оцениван ие  деятельн ости  учащихся .  Заключит ельная  беседа по вопросам Деятельность учителя Форм Осуществл ы Формируемые яемая деятельнос ть  учащихся органи зации взаимо действ ия умения (универсальны е учебные  действия) Пром ежуто чный контр оль Групп овая,  индив идуал ьная – Что нового, интересного узнали  сегодня на уроке? – Что понравилось, запомнилось,  удивило? – Что полезного для вас было? Что  пригодится в будущем? – Над чем заставил задуматься  материал урока? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их  преодолевали? Какое настроение у  вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе:  выберите одну из предложенных  карточек (смайликов) и покажите  мне: урок понравился – карточку с  улыбающимся лицом, нет –  карточку с грустным лицом Оцениваю т работу,  обосновыв ают свою  точку  зрения.  В  сотруднич естве с  учителем  и  однокласс никами  делают  выводы Устн ые  ответ ы.  Лист ы  обрат ной  связи Познавате льные:  приобретают умения  использовать знания и  умения  в  практическо й  деятельност и и  повседневно й жизни.  Регулятивн ые:  оценивают  работу;  исправляют  и объясняют  ошибки