Урок 108. Приемы устных вычислений вида 450 + 30, 620 - 200
Цели: познакомить с приемами устных вычислений вида 450 + 30, 620 — 200; закреплять умения выполнять деление с остатком, решать задачи изученных видов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять сложение и вычитание вида 450 + 30, 620 — 200; решать задачи изученных видов; выполнять деление с остатком; анализировать и делать выводы.Урок 108. Приемы устных вычислений вида 450 + 30, 620 - 200
Урок 108. Приемы устных вычислений вида 450 + 30, 620 200
Цели: познакомить с приемами устных вычислений вида 450 + 30, 620 — 200;
закреплять умения выполнять деление с остатком, решать задачи изученных
видов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять сложение и
вычитание вида 450 + 30, 620 — 200; решать задачи изученных видов;
выполнять деление с остатком; анализировать и делать выводы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет Игра «Новоселье»
(На доске нарисованы три домика (по одному для каждого ряда). Учащиеся
по очереди выходят к доске и вписывают числа в окошки. Выигрывает ряд,
заполнивший окошки первым и не допустивший ошибок.)
2. Работа над задачами
— Решите задачи.
• В первый день в школу привезли 40 парт, во второй день — 20. Парты
расставили поровну в 3 класса. Сколько парт поставили в каждый класс?
• Брат и сестра сорвали 32 сливы, 8 слив они отдали маме, а остальные
поделили поровну. Сколько слив получил каждый?
• Мама купила дочерям тесьму. Девочки измерили ее. У Светы получилось 1
м 50 см, у Оли — 15 дм, у Сони — 150 см. Ошибся ли ктото из девочек?
3. Минутка для любознательных
— Загадайте любое число от 10 до 19. Затем вычтите из задуманного числа
сумму его цифр. У вас получилось 9. (Число 11, сумма чисел 1 + 1=2, 11 —2
= 9, число 12, сумма чисел 1 + 2 = 3, 123 = 9.)
— Кто догадался, почему так получается?
III. Самоопределение к деятельности
— Рассмотрите выражения.
45 + 4 450 + 40
454 450 40
64 + 3 640 + 30
643 640 30
— По какому признаку выражения разделили на группы? (В первом
столбике к двузначному числу прибавляют однозначное, во втором — к
трехзначному двузначное.)
— Как выполнить вычисления в первом столбике? (К единицам прибавить
единицы, к десяткам — десятки; из единиц вычесть единицы, из десятков
— десятки.)
— Чем похожи выражения в столбиках? (В них одинаковые цифры.)
— Сколько десятков в каждом числе? (450— 45 дec, 40— 4 дec. и т. д.)— Как выполнить вычисления во втором столбике? (Учащиеся комментируют
решение примеров, учитель записывает выражения в третий столбик.)
45 дес. + 4 дес. 45 дес. — 4 дес. 64 дес. + 3 дес. 64 дес. — 3 дес.
— Что вы заметили? (Теперь числа в первом столбике такие же, как в
третьем.)
— Кто догадался, как еще можно выполнить вычисления во втором столбике?
(К сотням прибавить сотни, к десяткам — десятки.)
(Учитель делает запись на доске.)
450 + 40 = 400 + (50 + 40) = 400 + 90 = 490
— Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Выполнять вычисления с
трехзначными числами, оканчивающимися нулями, разными способами.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
— Объясните, как выполняли вычисления на с. 67.
№ 1 (с. 67). (Первая строка — коллективно, с устным объяснением и записью
на доске, вторая строка — самостоятельно. Проверка.)
№2 (с. 67). (Устное выполнение.)
V. Физкультминутка
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим —
Раз, два, три, четыре, пять! (Руки к плечам, вращение руками вперед и
назад.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№3(с. 67).
— Прочитайте задачу.
— Обратите внимание на единицы массы, указанные в задаче. Что нужно
сделать, прежде чем решать задачу? (Выразить данные в одинаковых
единицах измерения.)
— Сколько граммов в 1 кг? (1 кг = 1000г.)
— Решите задачу самостоятельно.
(Можно сделать схематический чертеж. Взаимопроверка.)
№4 (с. 67).
— Прочитайте задачу.
— Что такое площадь? (Часть плоскости, ограниченная замкнутой
линией.)
— Какой формы участок стены? (Прямоугольной.)
— Какой формы плитки? (Квадратной.)
— Как посчитать, сколько плиток площадью 1 дм2 нужно на весь участок
стены? (Ответы детей.)— Какой способ рациональнее? (Нужно вычислить площадь этого
участка, а затем вычислить, сколько раз плитку с указанной площадью
можно уложить на участке.)
— Как вычислить площадь участка? (Длину умножить на ширину.)
— Запишите решение и ответ задачи самостоятельно.
Решение:
1) 6 • 4 = 24 (дм2) — площадь участка;
2) 24 : 1 = 24 (п.).
Ответ: потребуется 24 плитки.
— Самостоятельно вычислите, сколько понадобится плиток площадью 2 дм2.
№ 7 (с. 67).
— Какие остатки могут получиться при делении на эти числа?
— Решите примеры самостоятельно. (Взаимопроверка.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради № 6 (с. 49).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
№ 7 (с. 49).
(Работа в парах. Проверка. Тем, кто справится с заданиями быстрее
остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание учебника: №
8 (с. 67).)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник,
Взаимопроверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— Кто хорошо понял тему?
— Кому нужна помощь?
— Что помогло понять новый вычислительный прием?
— Какое задание было самым интересным?
Домашнее задание
Учебник: №5,6 (с. 67).
Самостоятельное выполнение.
с.
67).