Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках
Оценка 5

Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
01.03.2017
Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках
Формировать орфографический навык правописания приставок, в основе которого лежит правило: приставки сохраняют одинаковое написание независимо от произношения; тренировать умение образовывать новые слова с помощью приставок Комбинированный урок Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания гласных и согласных в приставках, кроме приставок ПРЕ- и ПРИ- и приставок на -З (-С); способ проверки гласных и согласных в приставках по сильной позиции; уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; применять способ проверки гласных и согласных в приставках; пользоваться орфографическим словарем. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образованияТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках.doc
Урок  109. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В ПРИСТАВКАХ Цель  деятельности  учителя Тип урока Планируемые образовательн ые  результаты Методы и  формы  обучения Образователь ные  ресурсы Формировать орфографический навык правописания приставок, в основе  которого лежит правило: приставки сохраняют одинаковое написание  независимо от произношения; тренировать умение образовывать новые слова  с помощью приставок Комбинированный урок Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать  правило написания гласных и согласных в приставках, кроме приставок ПРЕ­ и ПРИ­ и приставок на ­З (­С); способ проверки гласных и согласных в  приставках по сильной позиции; уметь находить и правильно писать слова с  изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных  написаний; применять способ проверки гласных и согласных в приставках;  пользоваться орфографическим словарем.  Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного  опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний,  умений и навыков в повседневной жизни; знаний, умений и навыков анализа  языковых явлений на межпредметном уровне.  Личностные: понимание русского языка как одной из основных  национально­культурных ценностей русского народа, определяющей роли  родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и  моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного  образования Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая,  фронтальная http://www.uroki.net  http://akademius.narod.ru/vibor­rus.html  http://www.zavuch.info http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 http://www.intergu.ru                                        http://festival.1september.ru/subjects               Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор Наглядно­ М у л ь т и м е д и й н ы й   р я д : презентация по теме урока, выполненная  учителем или группой подготовленных обучающихся демонстрацио нный  материал Основные  понятия Орфограмма­буква Организационная  структура  (сценарий) урока Этапы  урока 1.  Мотив ация  (самоо предел ение)  к  учебно й  деятел ьности Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Эмоцион альная,  психолог ическая  и  мотивац ионная  подготов ка  учащихс я к  усвоени ю  изучаемо го  материал а 2.  Актуа лизаци я  и  пробно е  учебно е  действ Воспроиз ведение  ранее  изученно го,  установл ение  преемств енных  связей  Деятельность учителя В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о : – В нашей стране много  традиций, много традиций,  наверное, и в ваших семьях.  Оказывается, что есть традиции и в языке*. Сегодня мы с вами  поговорим о традиционных  неизменяемых приставках.  Откроем тетради, запишем дату.  Затем «Классная работа» и тема  урока «Правописание гласных и  согласных в приставках» – А помните ли вы, что такое  приставка?  Выслушивает варианты  ответов учащихся. – Давайте проверим, умеете ли  вы находить приставки в словах Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Фрон тальн ая Осуществл яемая  деятельно сть  учащихся Слушают  учителя,  участвую т в  диалоге с  учителем. Размещаю т учебные материал ы на  рабочем  месте,  демонстр ируют  готовност ь к уроку Фрон тальн ая,  индив идуал ьная Отвечают на  вопросы.  Строят  понятные  для  партнера  высказыв ания  Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Пром ежуто чный  контр оль Лист ы  обрат ной  связи Устн ые  ответ ы Познавательн ые: понимают  учебно­ познавательную  задачу.  Регулятивные:  планируют (в  сотрудничестве  с учителем и  одноклассникам и или  самостоятельно) необходимые  действия,  операции.  Коммуникати вные:  работают в  парах  Личностные:  имеют  мотивацию к  учебной  деятельности.  Познавательн ые: выполняют  учебно­ познавательные  действия Этапы  урока ие Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия прежних  и новых  знаний и  примене ние их в  новых  ситуация х.  Эвристи ческая  беседа Деятельность учителя Осуществл яемая  деятельно сть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Пром ежуто чный  контр оль в  материализованн ой  и умственной  форме;  осуществляют  для решения  учебных задач  операции анализ а, синтеза,  сравнения,  классификации,  устанавливают  причинно­ следственные  связи Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Эвристи ческая  беседа,  составле ние  связных  рас­ сказов  об  изученны х нормах Этапы  урока 3.  Выявл ение  места  и  причин ы  затруд нения Деятельность учителя Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся  обнаруживают дефицит своих  знаний и желание активно  преодолевать возникающие  противоречия в процессе  учебной деятельности  (самостоятельно или при  незначительной помощи  учителя). – Прочитайте. Найдите лишнее  слово. Обоснуйте свой выбор. 1. Д_бежать, д_брый, д_ехать. 2. П_лоска, п_дъезд, п_днять. 3. Пре_ставить, пре_горье,  пре_мет.  – Как вы думаете, можно ли  ошибиться в написании этих  приставок? Почему?  Побуждает к выдвижению  гипотез, принимает и  проверяет каждую гипотезу.  Выслушивает варианты  ответов учащихся. Вывод: данные приставки всегда пишутся одинаково. Организует и сопровождает  деятельность учащихся,  контролирует правильность  выполнения заданий Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Инди видуа льная ,  групп овая Осуществл яемая  деятельно сть  учащихся Обдумыв ают  ответы на вопросы  и  понимают , что  знаний у  них  недостато чно для  полных  ответов,  объясняю т  орфограм мы Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Пром ежуто чный  контр оль Зада ют  вопр осы  для  уточн ения  инфо рмац ии.  Устн ые  ответ ы Личностные:  имеют  желание  осознавать свои  трудности и  стремятся к их  преодолению;  проявляют  способность к  самооценке  своих действий,  поступков. Познавательн ые:  устанавливают  причинно­ следственные  связи, делают  выводы.  Регулятивные:  осознают  недостаточность своих знаний. Коммуникати вные: задают  вопросы с целью получения  необходимой  для решения  проблемы  информации Этапы  урока 4.  Целеп олаган ие  и  постро ­ ение  проект а  выхода из  затруд нения Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Физкуль т­ минутка Раскрыт ие  сущност и новых  понятий, усво­ ение  новых  способов учебной  и  умственн ой  деятельн ости  учащихс я. Словесн о­ иллюстр ативный  Деятельность учителя Вот мы руки развели, словно  удивились, И друг другу до земли в пояс  поклонились! Наклонились, выпрямились,  наклонились,                                                            выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, поклонись и улыбнись Формулирует цель учебной  деятельности вместе с  учащимися, принимающими ее  на себя.  – Наша с вами задача – научиться видеть слова с неизменяемыми  приставками.  Среди приставок много таких,  которые присоединяются к  словам различных частей речи, но их написание определяется  общими правилами (правила на слайде и в  раздаточном материале на  каждого ученика). I. Всегда одинаково, независимо  от произношения, пишутся  согласные и гласные в  большинстве приставок: об­:      обмерить – обтесать; от­:     отбить – отопить; Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Фрон тальн ая Инди видуа льная ,  групп овая Осуществл яемая  деятельно сть  учащихся Выполня ют  элемента рные  физическ ие упраж­ нения Формули руют цель учебной  деятельно сти в  диалоге с  учителем. Смотрят  презентац ию,  восприни мают на  слух  информац ию,  осваиваю т  лингвисти ческие  термины,  знакомят Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Пром ежуто чный  контр оль Выпо лняю т  физи чески е  упра жнен ия Зада ют  вопр осы  для  уточн ения  инфо рмац ии Личностные:  осознают свои  возможности в  учении;  способны  адекватно  рассуждать о  причинах своего  успеха или  неуспеха в  учении,  связывая успехи  с усилиями,  трудолюбием.  Познавательн ые: извлекают  необходимую  информацию из  прослушанного  объяснения  учителя, Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия рассказ.  Просмот р  мультим едийной  презента ции (с  упражне ниями и  теоретич еским  материал ом),  сопрово ждающей все  этапы  урока Осуществл яемая  деятельно сть  учащихся ся с  содержан ием  справочн ого  материал а Деятельность учителя над­:    надписать – надбить; под­:    подводный – подписка; пред­:  предвидение –  предчувствовать; в­:        ввоз – вкрутую; с­:        списать – сделать; пере­:  переоценить –  передоверить; до­:     добежать – дописать и  др. В конце приставок может быть  беглый гласный о: обвить –  обозначить, отбирать –  отобрать, надпись – надорвать, врезать – ворваться и т. д. В словах здесь, здание, здоровье, ни зги (не видно) всегда пишется  буква з, так как здесь з не  приставка, а часть корня. II. В приставках роз­ (рос­) – раз­ (рас­) под ударением пишется о,  без ударения – а: роспись, но  расписка. III. После приставок, которые  оканчиваются на согласный, в  соответствии с произношением  вместо и пишется ы: игра –  розыгрыш, известный –  безызвестный, искусный –  безыскусный, инициативный –  безынициативный. Буква и пишется после приставок Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Пром ежуто чный  контр оль высказываний  одноклассников, систематизирую т собственные  знания.  Регулятивные:  планируют (в  сотрудничестве  с учителем и  одноклассникам и или  самостоятельно) необходимые  действия,  операции,  работают по  плану. Коммуникати вные: строят  небольшие  монологические  высказывания,  осуществляют  совместную  деятельность в  парах и рабочих  группах с  учетом  конкретных  учебно­ познавательных Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Групп овая,  индив идуал ьная Осуществл яемая  деятельно сть  учащихся Работа с  заданием. Отвечают на  вопросы,  выполняю т  упражнен ия,  принимаю т участие  в  обучающе й игре Этапы  урока 5.  Твор­ ческая практи ческая деятел ьность  по  реализ ации  постро енного проект а Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Раскрыт ие  сущност и новых  понятий, усво­ ение  новых  способов учебной  и  умственн ой  деятельн ости  учащихс я. Работа с  текстом. Подбор  своих  примеро в,  иллюстр ирующих природу  изучаемо го  Деятельность учителя меж­ и сверх­:  межинститутский,  сверхизысканный (вкус) – Все приставки, которые вы  увидите в тексте, –  неизменяемые. Вам необходимо  найти слова с неизменяемыми  приставками и выписать только  приставки. Главная участница Масленицы –  большая соломенная кукла по  имени Масленица. Ее наряжали в  платье, на голову повязывали  платок, а ноги обували в лапти.  Куклу усаживали на сани и везли  в гору с песнями… В сани садился молодой парень,  на него навешивали разные  погремушки, колокольчики.  Перед ним ставили сундук с  пирогами, рыбой, яйцами,  блинами.  Сани под смех и шутки  односельчан проезжали по всей  деревне, а потом отправлялись в  соседнее село. Веселье продолжалось до вечера,  а в конце праздника сжигали  чучело – Масленицу. Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность  Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Пром ежуто чный  контр оль Устн ые  ответ ы.  Пись менн ая  работ а задач Личностные:  желают  приобретать  новые знания,  умения,  совершенствоват ь имеющиеся.  Познавательн ые: читают и  слушают,  извлекая  нужную  информацию,  а также  самостоятельно  находят ее в  материалах  учебников,  рабочих  тетрадей.  Регулятивные:  контролируют  учебные  действия,  замечают  допущенные  ошибки;  осознают Осуществл яемая  деятельно сть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Пром ежуто чный  контр оль правило  контроля и  успешно  используют его в решении  учебной задачи.  Коммуникати вные:  осуществляют  совместную  деятельность в  парах и рабочих  группах с  учетом  конкретных  учебно­ познавательных  задач, умеют  задавать  вопросы для  уточнения  последовательно сти работы Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия языковог о  явления,  составле ние  связных  рассказо в  об  изученны х  нормах,  обучающ ая игра Деятельность учителя учащихся. Работа по вариантам  (группам). – С каждой из приставок  составьте по три слова:  1 существительное; 1  прилагательное; 1 глагол. 1­й вариант: приставка по­ 2­й вариант: приставка у­ 3­й вариант: приставка на­ 4­й вариант: приставка про­ 5­й вариант: приставка от­ 6­й вариант: приставка с­ Игра «Кто быстрее». – Вашему вниманию  представлены слова  в транскрипции. Ваша задача –  расшифровать  фонетическую запись, соблюдая  законы ор­ фографии.  (Сбрить, здание, здоровье,  сдать, здесь.) – Почему произносим одинаково, а пишем по­разному? Почему  произошло несоответствие  транскрипции и написания?  (Происходит озвончение.) – Это одна из самых сложных  орфограмм. Как бы звонко ни  звучала приставка с­ перед Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия 6.  Перви чное  закреп ление  с  комме нтиров а­ нием  во  внешне й речи. 7.  Само­ стояте льная  работа с само­ провер кой по  Обобщен ие,  системат изация  знаний,  формиро вание  рационал ьных  способов примене ния их  на  практике . Беседа  по теме  урока,  выполне ние  разноуро вневых  Деятельность учителя звонкими согласными, будем  помнить, что это традиционная  неизменяемая приставка и  пишется она всегда одинаково.  Слова здесь, здание, здоровье не  противоречат правилу  правописания приставки с­, а  просто не относятся к этому  правилу – Давайте проверим, насколько  хорошо вы усвоили материал  урока, и проведем небольшую  проверочною работу. Я буду  диктовать вам слова, ваша задача  – записать только приставки.  Если  в диктуемом слове нет приставки – ставьте  прочерк. Слова для диктанта:  Подпилить, влить, оборвать,  здание, надписать, собрать,  сдать, здесь. – Обменяйтесь листочками и  проверьте правильность  выполнения по образцу на  слайде. Самостоятельное выполнение  разных по сложности  упражнений, подобранных  учителем в соответствии с  Осуществл яемая  деятельно сть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Пром ежуто чный  контр оль Инди видуа льная ,  групп овая Работа с  заданием. Формули руют  собственн ые мысли, высказыв ают и  обосновы вают  свою  точку  зрения.  В  сотрудни честве с  учителем  и  одноклас сниками  делают  выводы. Устн ые  ответ ы.  Пись мен­ ная  ра­ бота Личностные:  имеют желание  осваивать новые  виды  деятельности,  участвовать в  творческом,  созидательном  процессе.  Познавательн ые: выполняют  учебно­ познавательные  действия в  материализованн ой и умственной  форме;  осуществляют  для решения  учебных задач  операции  анализа, синтеза, Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия обуча­ ющих  упражне ний на  основе  текстов  учебника или книг  для  внекласс ного  чтения,  письмен ная  работа,  взаимопр оверка Обобщен ие  полученн ых  на уроке  сведений ,  оцениван ие  работы Заключи тельная  беседа  по  Этапы  урока эталон у 8.  Включ ение в  систем у  знаний и  повтор ение 9.  Рефле ксия  учебно Деятельность учителя уровнем подготовки класса. Создает условия для  устранения перегрузки  учащихся и овладения новым  учебным материалом  непосредственно на уроке Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Осуществл яемая  деятельно сть  учащихся Работа с  заданием. Отвечают на  вопросы Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Пром ежуто чный  контр оль сравнения,  классификации,  устанавливают  причинно­ следственные  связи, делают  обобщения,  выводы – Итак, подведем итоги: почему  традиционные неизменяемые  приставки так называются?  Выслушивает варианты  ответов учащихся Фрон тальн ая Делают  выводы,  оцениваю т работу  товарище й.  Отвечают на  вопросы Коммуникати вные:  формулируют  собственные  мысли,  высказывают и  обосновывают  свою точку  зрения Оцен ивани е  работ ы  учащ ихся  на  уроке – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас  появлялись в процессе работы?  Как вы их преодолевали?  Определя ют свое  эмоциона льное  Инди видуа льная ,  Регулятивные:  оценивают свою  работу.  Коммуникати Лист ы  обрат ной Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия вопроса м Этапы  урока й  деятел ьности на  уроке  (итог  урока) Деятельность учителя – Понравилось ли вам на уроке?  Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе:  выберите одну из предложенных  на вашем столе карточек и  покажите мне. Урок понравился  – карточку с улыбающимся  лицом, нет – карточку с  грустным лицом Форм ы орган изаци и взаим одейс твия групп овая Осуществл яемая  деятельно сть  учащихся состояние на уро­ке. Заполняю т  дневники  достижен ий Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Пром ежуто чный  контр оль связи вные: строят  небольшие  монологические  высказывания

Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках

Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках

Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках

Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках

Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках

Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках

Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках

Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках

Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках

Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках

Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках

Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках

Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках

Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках

Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках

Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках

Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках

Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках

Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках

Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках

Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках

Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2017