Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
01.03.2017
Формировать орфографический навык правописания приставок, в основе которого лежит правило: приставки сохраняют одинаковое написание независимо от произношения; тренировать умение образовывать новые слова с помощью приставок
Комбинированный урок
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания гласных и согласных в приставках, кроме приставок ПРЕ- и ПРИ- и приставок на -З (-С); способ проверки гласных и согласных в приставках по сильной позиции; уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; применять способ проверки гласных и согласных в приставках; пользоваться орфографическим словарем.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образованияТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках.doc
Урок 109. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В
ПРИСТАВКАХ
Цель
деятельности
учителя
Тип урока
Планируемые
образовательн
ые
результаты
Методы и
формы
обучения
Образователь
ные
ресурсы
Формировать орфографический навык правописания приставок, в основе
которого лежит правило: приставки сохраняют одинаковое написание
независимо от произношения; тренировать умение образовывать новые слова
с помощью приставок
Комбинированный урок
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать
правило написания гласных и согласных в приставках, кроме приставок ПРЕ
и ПРИ и приставок на З (С); способ проверки гласных и согласных в
приставках по сильной позиции; уметь находить и правильно писать слова с
изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных
написаний; применять способ проверки гласных и согласных в приставках;
пользоваться орфографическим словарем.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного
опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний,
умений и навыков в повседневной жизни; знаний, умений и навыков анализа
языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных
национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли
родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и
моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая,
фронтальная
http://www.uroki.net
http://akademius.narod.ru/viborrus.html
http://www.zavuch.info
http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192
http://www.intergu.ru
http://festival.1september.ru/subjects
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно
М у л ь т и м е д и й н ы й р я д : презентация по теме урока, выполненная
учителем или группой подготовленных обучающихся
демонстрацио
нный
материал
Основные
понятия
Орфограммабуква Организационная структура (сценарий) урока
Этапы
урока
1.
Мотив
ация
(самоо
предел
ение)
к
учебно
й
деятел
ьности
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Эмоцион
альная,
психолог
ическая
и
мотивац
ионная
подготов
ка
учащихс
я к
усвоени
ю
изучаемо
го
материал
а
2.
Актуа
лизаци
я
и
пробно
е
учебно
е
действ
Воспроиз
ведение
ранее
изученно
го,
установл
ение
преемств
енных
связей
Деятельность учителя
В с т у п и т е л ь н о е с л о в о :
– В нашей стране много
традиций, много традиций,
наверное, и в ваших семьях.
Оказывается, что есть традиции и
в языке*. Сегодня мы с вами
поговорим о традиционных
неизменяемых приставках.
Откроем тетради, запишем дату.
Затем «Классная работа» и тема
урока «Правописание гласных и
согласных в приставках»
– А помните ли вы, что такое
приставка?
Выслушивает варианты
ответов учащихся.
– Давайте проверим, умеете ли
вы находить приставки в словах
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Фрон
тальн
ая
Осуществл
яемая
деятельно
сть
учащихся
Слушают
учителя,
участвую
т в
диалоге с
учителем.
Размещаю
т учебные
материал
ы на
рабочем
месте,
демонстр
ируют
готовност
ь к уроку
Фрон
тальн
ая,
индив
идуал
ьная
Отвечают
на
вопросы.
Строят
понятные
для
партнера
высказыв
ания
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Пром
ежуто
чный
контр
оль
Лист
ы
обрат
ной
связи
Устн
ые
ответ
ы
Познавательн
ые: понимают
учебно
познавательную
задачу.
Регулятивные:
планируют (в
сотрудничестве
с учителем и
одноклассникам
и или
самостоятельно)
необходимые
действия,
операции.
Коммуникати
вные:
работают в
парах
Личностные:
имеют
мотивацию к
учебной
деятельности.
Познавательн
ые: выполняют
учебно
познавательные
действия Этапы
урока
ие
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
прежних
и новых
знаний и
примене
ние их в
новых
ситуация
х.
Эвристи
ческая
беседа
Деятельность учителя
Осуществл
яемая
деятельно
сть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Пром
ежуто
чный
контр
оль
в
материализованн
ой
и умственной
форме;
осуществляют
для решения
учебных задач
операции анализ
а, синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливают
причинно
следственные
связи Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Эвристи
ческая
беседа,
составле
ние
связных
рас
сказов
об
изученны
х нормах
Этапы
урока
3.
Выявл
ение
места
и
причин
ы
затруд
нения
Деятельность учителя
Создает проблемную ситуацию,
в которой учащиеся
обнаруживают дефицит своих
знаний и желание активно
преодолевать возникающие
противоречия в процессе
учебной деятельности
(самостоятельно или при
незначительной помощи
учителя).
– Прочитайте. Найдите лишнее
слово. Обоснуйте свой выбор.
1. Д_бежать, д_брый, д_ехать.
2. П_лоска, п_дъезд, п_днять.
3. Пре_ставить, пре_горье,
пре_мет.
– Как вы думаете, можно ли
ошибиться в написании этих
приставок? Почему?
Побуждает к выдвижению
гипотез, принимает и
проверяет каждую гипотезу.
Выслушивает варианты
ответов учащихся.
Вывод: данные приставки всегда
пишутся одинаково.
Организует и сопровождает
деятельность учащихся,
контролирует правильность
выполнения заданий
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Инди
видуа
льная
,
групп
овая
Осуществл
яемая
деятельно
сть
учащихся
Обдумыв
ают
ответы на
вопросы
и
понимают
, что
знаний у
них
недостато
чно для
полных
ответов,
объясняю
т
орфограм
мы
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Пром
ежуто
чный
контр
оль
Зада
ют
вопр
осы
для
уточн
ения
инфо
рмац
ии.
Устн
ые
ответ
ы
Личностные:
имеют
желание
осознавать свои
трудности и
стремятся к их
преодолению;
проявляют
способность к
самооценке
своих действий,
поступков.
Познавательн
ые:
устанавливают
причинно
следственные
связи, делают
выводы.
Регулятивные:
осознают
недостаточность
своих знаний.
Коммуникати
вные: задают
вопросы с целью
получения
необходимой
для решения
проблемы
информации Этапы
урока
4.
Целеп
олаган
ие
и
постро
ение
проект
а
выхода
из
затруд
нения
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Физкуль
т
минутка
Раскрыт
ие
сущност
и новых
понятий,
усво
ение
новых
способов
учебной
и
умственн
ой
деятельн
ости
учащихс
я.
Словесн
о
иллюстр
ативный
Деятельность учителя
Вот мы руки развели, словно
удивились,
И друг другу до земли в пояс
поклонились!
Наклонились, выпрямились,
наклонились,
выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись, поклонись
и улыбнись
Формулирует цель учебной
деятельности вместе с
учащимися, принимающими ее
на себя.
– Наша с вами задача – научиться
видеть слова с неизменяемыми
приставками.
Среди приставок много таких,
которые присоединяются к
словам различных частей речи, но
их написание определяется
общими правилами
(правила на слайде и в
раздаточном материале на
каждого ученика).
I. Всегда одинаково, независимо
от произношения, пишутся
согласные и гласные в
большинстве приставок:
об: обмерить – обтесать;
от: отбить – отопить;
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Фрон
тальн
ая
Инди
видуа
льная
,
групп
овая
Осуществл
яемая
деятельно
сть
учащихся
Выполня
ют
элемента
рные
физическ
ие упраж
нения
Формули
руют цель
учебной
деятельно
сти в
диалоге с
учителем.
Смотрят
презентац
ию,
восприни
мают на
слух
информац
ию,
осваиваю
т
лингвисти
ческие
термины,
знакомят
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Пром
ежуто
чный
контр
оль
Выпо
лняю
т
физи
чески
е
упра
жнен
ия
Зада
ют
вопр
осы
для
уточн
ения
инфо
рмац
ии
Личностные:
осознают свои
возможности в
учении;
способны
адекватно
рассуждать о
причинах своего
успеха или
неуспеха в
учении,
связывая успехи
с усилиями,
трудолюбием.
Познавательн
ые: извлекают
необходимую
информацию из
прослушанного
объяснения
учителя, Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
рассказ.
Просмот
р
мультим
едийной
презента
ции (с
упражне
ниями и
теоретич
еским
материал
ом),
сопрово
ждающей
все
этапы
урока
Осуществл
яемая
деятельно
сть
учащихся
ся с
содержан
ием
справочн
ого
материал
а
Деятельность учителя
над: надписать – надбить;
под: подводный – подписка;
пред: предвидение –
предчувствовать;
в: ввоз – вкрутую;
с: списать – сделать;
пере: переоценить –
передоверить;
до: добежать – дописать и
др.
В конце приставок может быть
беглый гласный о: обвить –
обозначить, отбирать –
отобрать, надпись – надорвать,
врезать – ворваться и т. д.
В словах здесь, здание, здоровье,
ни зги (не видно) всегда пишется
буква з, так как здесь з не
приставка, а часть корня.
II. В приставках роз (рос) – раз
(рас) под ударением пишется о,
без ударения – а: роспись, но
расписка.
III. После приставок, которые
оканчиваются на согласный, в
соответствии с произношением
вместо и пишется ы: игра –
розыгрыш, известный –
безызвестный, искусный –
безыскусный, инициативный –
безынициативный.
Буква и пишется после приставок
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Пром
ежуто
чный
контр
оль
высказываний
одноклассников,
систематизирую
т собственные
знания.
Регулятивные:
планируют (в
сотрудничестве
с учителем и
одноклассникам
и или
самостоятельно)
необходимые
действия,
операции,
работают по
плану.
Коммуникати
вные: строят
небольшие
монологические
высказывания,
осуществляют
совместную
деятельность в
парах и рабочих
группах с
учетом
конкретных
учебно
познавательных Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Групп
овая,
индив
идуал
ьная
Осуществл
яемая
деятельно
сть
учащихся
Работа с
заданием.
Отвечают
на
вопросы,
выполняю
т
упражнен
ия,
принимаю
т участие
в
обучающе
й игре
Этапы
урока
5.
Твор
ческая
практи
ческая
деятел
ьность
по
реализ
ации
постро
енного
проект
а
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Раскрыт
ие
сущност
и новых
понятий,
усво
ение
новых
способов
учебной
и
умственн
ой
деятельн
ости
учащихс
я.
Работа с
текстом.
Подбор
своих
примеро
в,
иллюстр
ирующих
природу
изучаемо
го
Деятельность учителя
меж и сверх:
межинститутский,
сверхизысканный (вкус)
– Все приставки, которые вы
увидите в тексте, –
неизменяемые. Вам необходимо
найти слова с неизменяемыми
приставками и выписать только
приставки.
Главная участница Масленицы –
большая соломенная кукла по
имени Масленица. Ее наряжали в
платье, на голову повязывали
платок, а ноги обували в лапти.
Куклу усаживали на сани и везли
в гору с песнями…
В сани садился молодой парень,
на него навешивали разные
погремушки, колокольчики.
Перед ним ставили сундук с
пирогами, рыбой, яйцами,
блинами.
Сани под смех и шутки
односельчан проезжали по всей
деревне, а потом отправлялись в
соседнее село.
Веселье продолжалось до вечера,
а в конце праздника сжигали
чучело – Масленицу.
Дополняет ответы, организует
и сопровождает деятельность
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Пром
ежуто
чный
контр
оль
Устн
ые
ответ
ы.
Пись
менн
ая
работ
а
задач
Личностные:
желают
приобретать
новые знания,
умения,
совершенствоват
ь имеющиеся.
Познавательн
ые: читают и
слушают,
извлекая
нужную
информацию,
а также
самостоятельно
находят ее в
материалах
учебников,
рабочих
тетрадей.
Регулятивные:
контролируют
учебные
действия,
замечают
допущенные
ошибки;
осознают Осуществл
яемая
деятельно
сть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Пром
ежуто
чный
контр
оль
правило
контроля и
успешно
используют его в
решении
учебной задачи.
Коммуникати
вные:
осуществляют
совместную
деятельность в
парах и рабочих
группах с
учетом
конкретных
учебно
познавательных
задач, умеют
задавать
вопросы для
уточнения
последовательно
сти работы
Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
языковог
о
явления,
составле
ние
связных
рассказо
в
об
изученны
х
нормах,
обучающ
ая игра
Деятельность учителя
учащихся.
Работа по вариантам
(группам).
– С каждой из приставок
составьте по три слова:
1 существительное; 1
прилагательное; 1 глагол.
1й вариант: приставка по
2й вариант: приставка у
3й вариант: приставка на
4й вариант: приставка про
5й вариант: приставка от
6й вариант: приставка с
Игра «Кто быстрее».
– Вашему вниманию
представлены слова
в транскрипции. Ваша задача –
расшифровать
фонетическую запись, соблюдая
законы ор
фографии.
(Сбрить, здание, здоровье,
сдать, здесь.)
– Почему произносим одинаково,
а пишем поразному? Почему
произошло несоответствие
транскрипции и написания?
(Происходит озвончение.)
– Это одна из самых сложных
орфограмм. Как бы звонко ни
звучала приставка с перед Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
6.
Перви
чное
закреп
ление
с
комме
нтиров
а
нием
во
внешне
й речи.
7.
Само
стояте
льная
работа
с само
провер
кой по
Обобщен
ие,
системат
изация
знаний,
формиро
вание
рационал
ьных
способов
примене
ния их
на
практике
.
Беседа
по теме
урока,
выполне
ние
разноуро
вневых
Деятельность учителя
звонкими согласными, будем
помнить, что это традиционная
неизменяемая приставка и
пишется она всегда одинаково.
Слова здесь, здание, здоровье не
противоречат правилу
правописания приставки с, а
просто не относятся к этому
правилу
– Давайте проверим, насколько
хорошо вы усвоили материал
урока, и проведем небольшую
проверочною работу. Я буду
диктовать вам слова, ваша задача
– записать только приставки.
Если
в диктуемом слове нет приставки
– ставьте
прочерк.
Слова для диктанта:
Подпилить, влить, оборвать,
здание, надписать, собрать,
сдать, здесь.
– Обменяйтесь листочками и
проверьте правильность
выполнения по образцу на
слайде.
Самостоятельное выполнение
разных по сложности
упражнений, подобранных
учителем в соответствии с
Осуществл
яемая
деятельно
сть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Пром
ежуто
чный
контр
оль
Инди
видуа
льная
,
групп
овая
Работа с
заданием.
Формули
руют
собственн
ые мысли,
высказыв
ают и
обосновы
вают
свою
точку
зрения.
В
сотрудни
честве с
учителем
и
одноклас
сниками
делают
выводы.
Устн
ые
ответ
ы.
Пись
мен
ная
ра
бота
Личностные:
имеют желание
осваивать новые
виды
деятельности,
участвовать в
творческом,
созидательном
процессе.
Познавательн
ые: выполняют
учебно
познавательные
действия в
материализованн
ой и умственной
форме;
осуществляют
для решения
учебных задач
операции
анализа, синтеза, Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
обуча
ющих
упражне
ний на
основе
текстов
учебника
или книг
для
внекласс
ного
чтения,
письмен
ная
работа,
взаимопр
оверка
Обобщен
ие
полученн
ых
на уроке
сведений
,
оцениван
ие
работы
Заключи
тельная
беседа
по
Этапы
урока
эталон
у
8.
Включ
ение в
систем
у
знаний
и
повтор
ение
9.
Рефле
ксия
учебно
Деятельность учителя
уровнем подготовки класса.
Создает условия для
устранения перегрузки
учащихся и овладения новым
учебным материалом
непосредственно на уроке
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Осуществл
яемая
деятельно
сть
учащихся
Работа с
заданием.
Отвечают
на
вопросы
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Пром
ежуто
чный
контр
оль
сравнения,
классификации,
устанавливают
причинно
следственные
связи, делают
обобщения,
выводы
– Итак, подведем итоги: почему
традиционные неизменяемые
приставки так называются?
Выслушивает варианты
ответов учащихся
Фрон
тальн
ая
Делают
выводы,
оцениваю
т работу
товарище
й.
Отвечают
на
вопросы
Коммуникати
вные:
формулируют
собственные
мысли,
высказывают и
обосновывают
свою точку
зрения
Оцен
ивани
е
работ
ы
учащ
ихся
на
уроке
– Что нового узнали на уроке?
– Какие трудности у вас
появлялись в процессе работы?
Как вы их преодолевали?
Определя
ют свое
эмоциона
льное
Инди
видуа
льная
,
Регулятивные:
оценивают свою
работу.
Коммуникати
Лист
ы
обрат
ной Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
вопроса
м
Этапы
урока
й
деятел
ьности
на
уроке
(итог
урока)
Деятельность учителя
– Понравилось ли вам на уроке?
Какое настроение у вас сейчас?
– Дайте оценку нашей работе:
выберите одну из предложенных
на вашем столе карточек и
покажите мне. Урок понравился
– карточку с улыбающимся
лицом, нет – карточку с
грустным лицом
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
групп
овая
Осуществл
яемая
деятельно
сть
учащихся
состояние
на уроке.
Заполняю
т
дневники
достижен
ий
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Пром
ежуто
чный
контр
оль
связи
вные: строят
небольшие
монологические
высказывания
Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках
Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках
Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках
Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках
Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках
Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках
Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках
Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках
Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках
Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках
Урок 109 Правописание гласных и согласных в приставках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.