Урок 115 Буквы О-Ё после шипящих в корне слова

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познакомить с орфограммой «Правописание О–Ё после шипящих в корнях слов»; выработать алгоритм применения изучаемой орфограммы Комбинированный урок Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв Ё–О после шипящих в корне; слова-исключения; написание слов с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении; уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь писать слова с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образованияТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Иконка файла материала Урок 115 Буквы О-Ё после шипящих в корне слова.doc
Урок  115. БУКВЫ О–Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА Цель  деятельности  учителя Тип урока Планируемые  образовательн ые  результаты Методы и  формы  обучения Образовательн ые  ресурсы Познакомить с орфограммой «Правописание О–Ё после шипящих в корнях  слов»; выработать алгоритм применения изучаемой орфограммы Комбинированный урок Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать  правило написания букв Ё–О после шипящих в корне; слова­исключения;  написание слов с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении; уметь находить и правильно писать слова с изученной  орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных  написаний; уметь писать слова с непроверяемыми написаниями после  шипящих в безударном положении.   Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного  опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и  передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и  коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.  Личностные: понимание русского языка как одной из основных  национально­культурных ценностей русского народа, определяющей роли  родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и  моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного  образования Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая,  фронтальная http://www.uroki.net  http://akademius.narod.ru/vibor­rus.html  http://www.zavuch.info http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 http://www.intergu.ru                                         http://festival.1september.ru/subjects               Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор Наглядно­ М у л ь т и м е д и й н ы й   р я д : презентация по теме урока, выполненная  учителем или группой подготовленных обучающихся демонстрацио нный  материал Основные  понятия Орфограмма­букваОрганизационная  структура  (сценарий) урока Этапы  урока 1.  Мотив ация  (самоо преде­ ление) к  учебно й  деятел ьности Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Эмоцион альная,  психолог ическая  и  мотивац ионная  подготов ка  учащихс я к  усвоени ю  изучаемо го  материал а 2.  Актуа лизаци я  и  пробн ое  учебно е  действ Воспроиз ведение  ранее  изученно го,  установл ение  преемств енных  связей  Деятельность учителя В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о   (составляется  учителем). – Давайте определим настрой на  работу, свое настроение: •  отличное; •  хорошее; •  не совсем готовы.  – Сегодня нам предстоит с вами  интересная и непростая работа.  Но для начала вспомним  материал предыдущего урока Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Фрон тальн ая Осуществл яемая  деятельнос ть  учащихся Слушают  учителя,  участвую т в  диалоге с  учителем. Размещаю т учебные материал ы на  рабочем  месте, де­ монстрир уют  готовност ь  к уроку Зрительный диктант по  упражнению 456.  – Объясните орфограммы,  выделите корни с  чередующимися и безударными  гласными. Взаимопроверка по ключу на  слайде Выполня ют  письменн ые  задания Фрон тальн ая,  индив идуал ьная Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль Лист ы  обрат ной  связи Устн ые  ответ ы.  Пись менна я ра­ бота Личностные:  положительно  относятся к  учению,  познавательной  деятельности,  желают  приобретать  новые знания,  умения. Познавательн ые: принимают  познавательную  задачу.  Регулятивные : планируют  необходимые  действия,  операции Познавательн ые: выполняют  учебно­ познавательные  действия в  материализован ной и  умственной  форме;  осуществляютЭтапы  урока ие Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия прежних  и новых  знаний и  примене ние их в  новых  ситуация х.  Письмен ная  работа Деятельность учителя Осуществл яемая  деятельнос ть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль для решения  учебных задач  операции  анализа,  синтеза,  сравнения,  классификации,  устанавливают  причинно­ следственные  связи.  Регулятивные : принимают и  сохраняют  учебную задачуДеятельность учителя Дополняет ответы, организует  и сопровождает деятельность  обучающихся, выборочно  проверяет диктанты Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Ответы  на  вопросы, написани е, чтение и  коммент ирование мини­ сочинени й Этапы  урока 3.  Выявл ение  места  и  причи ны  затруд нения Физкульт минутка Буратино потянулся, Раз – нагнулся, два –  нагнулся,  Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам  достать, Нужно на носочки встать 4.  Целеп олаган ие  и  Раскрыт ие  сущност и новых  понятий,  Формулирует цель учебной  деятельности вместе с  учащимися, принимающими ее  на себя.  – Ребята, поднимите руки те, кто  Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Груп повая ,  индив идуал ьная Фрон тальн ая Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль Личностные:  имеют желание  осознавать свои  трудности и  стремятся к их  преодолению;  проявляют спо­ собность к  самооценке  своих действий,  поступков.  Познавательн ые:  устанавливают  причинно­ следственные  связи, делают  выводы Задаю т  вопро сы  для  уточн ения  инфо р­ мации Выпо лняют физич еские  упраж нения Фрон тальн ая,  индив идуал Личностные:  осознают свои  возможности в  учении;  способны  Устн ые  ответ ы.  Задаю Осуществл яемая  деятельнос ть  учащихся Отвечают на  вопросы  учителя  по  заданию  диктанта,  высказыв ают и  обосновы вают  свою  точку  зрения Выполня ют  элемента рные  физическ ие  упражнен ия Формули руют цель учебной  деятельно стиЭтапы  урока постро ­ ение  проект а  выход а из  затруд нения Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия усво­ ение  новых  способов учебной  и  умственн ой  деятельн ости  учащихс я.  Словесн о­иллю­ стративн ый  рассказ,  эвристич еская  беседа  по  вопросам . Анализ  языковы х единиц Осуществл яемая  деятельнос ть  учащихся в диалоге  с  учителем. Отвечают на  вопросы.  Строят  понятные  для  партнера  высказыв ания.  Выделяют главное,  устанавли вают  причинно ­ следствен ные связи  между  отдельны ми  языковым и  явлениям и Деятельность учителя любит сказки. А какие вам  нравятся больше всего? Кто из  вас слышал сказки о русском  языке?  – Именно с такой сказкой я хочу  вас познакомить. В некотором царстве, в  некотором государстве жили  буквы: гласные и согласные.  Дружно живут согласные с  гласными.  Еще бы! Им без гласных никак со  своей работой не справиться. Вот  и стараются не обижать своих  певучих подружек. Но плохо гласной букве, когда  перед ней окажется шипящий*. – А какие шипящие согласные вы  знаете? (Ж, Ш, Ч, Щ.)  – Что мы еще о них знаем? (Ж и  Ш – всегда твердые, Ч и Щ –  всегда мягкие.) С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие  вообще знаться не хотят.  А уж как трудно с ними буквам  О и Ё! То всем буквам подавай  букву Ё. То такая соседка им не  по душе, и они согласны стоять  только рядом с О. Вот и приходится писать по­ разному слова с шипящими и  буквами О и Ё. Форм ы орган изаци и взаим одейс твия ьная Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль т  вопро сы  для  уточн ения  инфо рмаци и адекватно  рассуждать  о причинах  своего успеха  или неуспеха в  учении,  связывая успехи с усилиями,  трудолю­бием.  Познавательн ые: извлекают  необходимую  информацию из  прослушанного  объяснения  учителя,  высказываний  одноклассников ,  систематизирую т собственные  знания.  Регулятивные : планируют (в  сотрудничестве  с учителем и  одно­ классниками  или само­ стоятельно)Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия 5.  Твор­ ческая Раскрыт ие  сущност Деятельность учителя – Как вы думаете, о чем мы  будем говорить на уроке? (О  правописании букв О и Ё после  шипящих.) – Теперь обратите внимание на  экран, где вам предлагаются  слова для анализа.  На слайде слова: пчёлка,  шелковый, шорты, щёчка, шоу,  молодожёны, анчоус, чёлка,  шёпот, шорох, крыжовник,  жокей. – Значение каких слов вам  незнакомо?  Поясняет значение незнакомых  слов. – Что общего между этими  словами? (Во всех есть  шипящие.) – Какой звук слышится после  шипящих? (Звук О.) – Почему же в словах пишутся  разные буквы:  и О, и Ё? (Звук О на письме  передается буквами О и Ё.) Дополняет ответы, организует  и сопровождает деятельность  обучающихся – Давайте запишем предложенные слова в два столбика: с буквой Ё  и буквой О после шипящих – и  Осуществл яемая  деятельнос ть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль необходимые  действия, опе­ рации, работают по плану. Коммуникати вные: строят  небольшие  монологические высказывания,  осуществляют  совместную  деятельность в  парах и рабочих группах с  учетом  конкретных  учебно­ познавательных  задач Отвечают на  вопросы,  Фрон тальн ая,  Личностные:  желают  приобретать  Задаю т  вопроФорм ы орган изаци и взаим одейс твия индив идуал ьная Этапы  урока практи ческая деятел ьность по  реализ ации  постро енного проект а Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия и новых  понятий,  усво­ ение  новых  способов учебной  и  умственн ой  деятельн ости  учащихс я.  Наблюде ние и  анализ  языковы х единиц, составле ние  связных  рассказо в об  изученны х  нормах.  Письмен ная  работа Деятельность учителя подберем к каждому  однокоренное слово.  (Работа в тетрадях и на доске.)  – Какую особенность вы  заметили? (Если в однокоренных  словах пишется Е, значит, в  слове  пишем Ё, если нельзя подобрать слово с Е – пишем О.) – Сформулируйте  самостоятельно правило. – Давайте познакомимся с  правилом из учебника и сравним  их. (Работа с учебником.) – Ребята, с Буратино недавно  произошла неприятная история.  Послушайте ее и попробуйте  найти в ней слова на изучаемое  правило. В сад пришел наш  Буратино, А в саду крыжовник рос. Он услышал тихий шорох За кустом цветущих роз. Сразу стало интересно. Он накинул капюшон. Кто ж за розой?  Неизвестно? Но не испугался он. Он вперед шагнул  бесстрашно. Треск!.. И разорвался шов. Осуществл яемая  деятельнос ть  учащихся под  руководс твом  педагога  составля ют план  работы  над  заданием, распредел яют  слова,  формулир уют  собственн ые мысли, высказыв ают и  обосновы вают  свою  точку  зрения.  В  сотрудни честве с  учителем  и  одноклас сниками  делают  выводы, Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль сы  для  уточн ения  инфо рмаци и.  Пись менна я ра­ бота новые  знания, умения,  совершенствова ть имею­ щиеся.  Познавательн ые: читают и  слушают,  извлекая  нужную  информацию, а  также  самостоятельно  находят ее в  материалах  учебников,  рабочих  тетрадей.  Регулятивные : контролируют  учебные  действия,  замечают  допущенные  ошибки;  осознают  правило  контроля и  успешно  используют его  в решенииЭтапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия 6.  Перви чное  закреп ление  с  комме нтиров а­ нием  во  внешн Обобщен ие  и  системат изация  знаний,  формиро вание  рационал ьных  способов примене Деятельность учителя «Мой капюшон! О, так  ужасно!» И Буратино был таков. – Какие слова вам встретились в  этом стихотворении? Обратите  внимание на слова крыжовник,  шов, шорох, капюшон (на  слайде). Прочитайте их вслух.  Поставьте ударение в этих  словах. Какая гласная пишется  под ударением? Вывод: есть такие слова, в  которых гласная после шипящих  под ударением пишется так же,  как и слышится. Это гласная О.  Такие слова называются словами­ исключениями. Их написание  нужно запомнить. Составьте с  этими словами словосочетания – Чтобы не ошибиться в  написании слов  с этой орфограммой, можно  воспользоваться следующим  планом ответа­рассуждения (план на слайде): 1. Определить часть слова. 2. Если орфограмма в корне, то  подобрать однокоренное слово с Е. 3. Можно подобрать такое  Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Осуществл яемая  деятельнос ть  учащихся  работают с  учебнико м Инди видуа льная Отвечают на  вопросы,  выполняю т  упражнен ия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль учебной задачи.  Коммуникати вные:  осуществляют  совместную  деятельность в  парах и рабочих группах с  учетом  конкретных  учебно­ познавательных  задач, умеют  задавать  вопросы для  уточнения  последовательн ости работы Познавательн ые: выполняют  учебно­ познавательные  действия в  материализован ной и  умственной  форме;  осуществляют  для решения  учебных задач  Устн ые  ответ ыЭтапы  урока ей  речи Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия ния их  на  практике . Подбор  примеро в,  иллюстр ирующих природу  изучаемо го  языковог о  явления,  составле ние  связных  рас­ сказов об изученны х  нормах.  Письмен ная  работа Деятельность учителя слово – пишем Ё. Нельзя подобрать такое слово – пишем О. – Давайте поработаем с этим  планом, рассуждая по плану.  Слова для анализа: чёрный,  шоссе, жёлтый,  шоколад. – Но существует одна  особенность в этом пра­ виле.  Если слово с корнем ­ЖЁГ­ (­ ЖОГ­) является  существительным – пишем О,  если глаго­ лом – пишем Ё. – Посмотрите на доску (слайд). – Давайте разберемся с этим  текстом, вставим пропущенные  буквы и докажем свою точку  зрения. Преступник ночью дом  поджёг, Но, совершив такой  поджог, Он и лицо себе обжёг. Так, получив большой  ожог, Он был наказан за поджог. Самостоятельное выполнение  разных по сложности  Осуществл яемая  деятельнос ть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль операции  анализа,  синтеза,  сравнения,  классификации,  устанавливают  причинно­ следственные  связи, делают  обобщения,  выводы.  Регулятивные : адекватно  оценивают свои  достижения,  осознают  возникающие  трудности, ищут их причины и  пути  преодоления. Коммуникати вные:  формулируют  собственные  мысли,  высказывают и  обосновывают  свою точку  зренияФорм ы орган изаци и взаим одейс твия Инди видуа льная ,  групп овая Осуществл яемая  деятельнос ть  учащихся Отвечают на  вопросы,  работают  с  учебными пособиям и,  выполняю т  упражнен ия Деятельность учителя упражнений, подобранных  учителем в соответствии с  уровнем подготовки класса Творческое задание. – Составьте небольшой текст (3– 4 предложения), используя  предложенные слова.  На слайде слова:  Крыжовник, пчёлы, шорох,  шёпот, шорты, шёлковый. Самостоятельное выполнение  разных по сложности  упражнений, подобранных  учителем в соответствии с  уровнем подготовки класса. Создает условия для  устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным  материалом непосредственно  на уроке Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль Пись менна я ра­ бота Личностные:  нравственно­ этическое  оценивание  усваиваемого  содержания.  Регулятивные :  самостоятельно  планируют  необходимые  действия,  операции,  работают по  плану.  Коммуникати вные:  формулируют  собственные  мысли,  высказывают и  обосновывают  свою точку  зрения Этапы  урока 7.  Само­ стояте льная  работа с  самоп ро­ веркой по эта­ лону Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Обобщен ие  и  системат изация  знаний и  формиро вание  рационал ьных  способов примене ния их на практике .  Выполне ние  разноуро вне­вых  обучающ их  упражне ний на  основе  текстов  учебника или книг  дляОбучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия внекласс ного  чтения Обобщен ие  полученн ых  на уроке  сведений ,  оцениван ие  деятельн ости  на уроке  Заключи тельная  беседа  по  вопросам Этапы  урока 8.  Включ ение в  систем у  знаний и  повтор ение 9.  Рефле ксия  учебно й  деятел ьности на  уроке  (итог  урока) Деятельность учителя Осуществл яемая  деятельнос ть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль – Какую орфограмму мы  выучили?  – Выполнили ли мы работу  согласно цели урока? Выслушивает варианты  ответов учащихся Инди видуа льная ,  групп овая Отвечают на  вопросы.  Определя ют  уровень  приобрет енных  знаний Инди видуа льная ,  групп овая – Какие трудности у вас  появлялись в процессе работы?  – Как вы их преодолевали?  – Понравилось ли вам на уроке?  – Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе:  выберите одну из предложенных  на вашем столе карточек и  покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом,  нет – карточку с грустным лицом Определя ют свое  эмоциона льное  состояние на уро­ке. Заполняю т  дневники  достижен ий Оцен ивани е  работ ы  учащи хся  на  уроке Лист ы  обрат ной  связи Познавательн ые:  приобретают  умения  использовать  полученные  знания и умения в практической  деятельности и  повседневной  жизни.  Регулятивные : оценивают  свою работу;  исправляют и  объясняют  ошибки Познавательн ые:  приобретают  умения  мотивированно  организовывать  свою  деятельность. Регулятивные : оценивают  свою работу.Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Деятельность учителя Осуществл яемая  деятельнос ть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль Коммуникати вные: строят  небольшие  монологические высказывания

Посмотрите также