Познакомить с орфограммой «Правописание О–Ё после шипящих в корнях слов»; выработать алгоритм применения изучаемой орфограммы
Комбинированный урок
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв Ё–О после шипящих в корне; слова-исключения; написание слов с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении; уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь писать слова с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образованияТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Урок 115. БУКВЫ О–Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА
Цель
деятельности
учителя
Тип урока
Планируемые
образовательн
ые
результаты
Методы и
формы
обучения
Образовательн
ые
ресурсы
Познакомить с орфограммой «Правописание О–Ё после шипящих в корнях
слов»; выработать алгоритм применения изучаемой орфограммы
Комбинированный урок
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать
правило написания букв Ё–О после шипящих в корне; словаисключения;
написание слов с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном
положении; уметь находить и правильно писать слова с изученной
орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных
написаний; уметь писать слова с непроверяемыми написаниями после
шипящих в безударном положении.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного
опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и
передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и
коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных
национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли
родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и
моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая,
фронтальная
http://www.uroki.net
http://akademius.narod.ru/viborrus.html
http://www.zavuch.info
http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192
http://www.intergu.ru
http://festival.1september.ru/subjects
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно
М у л ь т и м е д и й н ы й р я д : презентация по теме урока, выполненная
учителем или группой подготовленных обучающихся
демонстрацио
нный
материал
Основные
понятия
ОрфограммабукваОрганизационная структура (сценарий) урока
Этапы
урока
1.
Мотив
ация
(самоо
преде
ление)
к
учебно
й
деятел
ьности
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Эмоцион
альная,
психолог
ическая
и
мотивац
ионная
подготов
ка
учащихс
я
к
усвоени
ю
изучаемо
го
материал
а
2.
Актуа
лизаци
я
и
пробн
ое
учебно
е
действ
Воспроиз
ведение
ранее
изученно
го,
установл
ение
преемств
енных
связей
Деятельность учителя
В с т у п и т е л ь н о е с л о в о
(составляется
учителем).
– Давайте определим настрой на
работу, свое настроение:
• отличное;
• хорошее;
• не совсем готовы.
– Сегодня нам предстоит с вами
интересная и непростая работа.
Но для начала вспомним
материал предыдущего урока
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Фрон
тальн
ая
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Слушают
учителя,
участвую
т в
диалоге с
учителем.
Размещаю
т учебные
материал
ы на
рабочем
месте, де
монстрир
уют
готовност
ь
к уроку
Зрительный диктант по
упражнению 456.
– Объясните орфограммы,
выделите корни с
чередующимися и безударными
гласными.
Взаимопроверка по ключу на
слайде
Выполня
ют
письменн
ые
задания
Фрон
тальн
ая,
индив
идуал
ьная
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Лист
ы
обрат
ной
связи
Устн
ые
ответ
ы.
Пись
менна
я ра
бота
Личностные:
положительно
относятся к
учению,
познавательной
деятельности,
желают
приобретать
новые знания,
умения.
Познавательн
ые: принимают
познавательную
задачу.
Регулятивные
: планируют
необходимые
действия,
операции
Познавательн
ые: выполняют
учебно
познавательные
действия в
материализован
ной и
умственной
форме;
осуществляютЭтапы
урока
ие
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
прежних
и новых
знаний и
примене
ние их в
новых
ситуация
х.
Письмен
ная
работа
Деятельность учителя
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
для решения
учебных задач
операции
анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливают
причинно
следственные
связи.
Регулятивные
: принимают и
сохраняют
учебную задачуДеятельность учителя
Дополняет ответы, организует
и сопровождает деятельность
обучающихся, выборочно
проверяет диктанты
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Ответы
на
вопросы,
написани
е, чтение
и
коммент
ирование
мини
сочинени
й
Этапы
урока
3.
Выявл
ение
места
и
причи
ны
затруд
нения
Физкульт
минутка
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два –
нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам
достать,
Нужно на носочки встать
4.
Целеп
олаган
ие
и
Раскрыт
ие
сущност
и новых
понятий,
Формулирует цель учебной
деятельности вместе с
учащимися, принимающими ее
на себя.
– Ребята, поднимите руки те, кто
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Груп
повая
,
индив
идуал
ьная
Фрон
тальн
ая
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Личностные:
имеют желание
осознавать свои
трудности и
стремятся к их
преодолению;
проявляют спо
собность к
самооценке
своих действий,
поступков.
Познавательн
ые:
устанавливают
причинно
следственные
связи, делают
выводы
Задаю
т
вопро
сы
для
уточн
ения
инфо
р
мации
Выпо
лняют
физич
еские
упраж
нения
Фрон
тальн
ая,
индив
идуал
Личностные:
осознают свои
возможности в
учении;
способны
Устн
ые
ответ
ы.
Задаю
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Отвечают
на
вопросы
учителя
по
заданию
диктанта,
высказыв
ают и
обосновы
вают
свою
точку
зрения
Выполня
ют
элемента
рные
физическ
ие
упражнен
ия
Формули
руют цель
учебной
деятельно
стиЭтапы
урока
постро
ение
проект
а
выход
а из
затруд
нения
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
усво
ение
новых
способов
учебной
и
умственн
ой
деятельн
ости
учащихс
я.
Словесн
оиллю
стративн
ый
рассказ,
эвристич
еская
беседа
по
вопросам
.
Анализ
языковы
х единиц
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
в диалоге
с
учителем.
Отвечают
на
вопросы.
Строят
понятные
для
партнера
высказыв
ания.
Выделяют
главное,
устанавли
вают
причинно
следствен
ные связи
между
отдельны
ми
языковым
и
явлениям
и
Деятельность учителя
любит сказки. А какие вам
нравятся больше всего? Кто из
вас слышал сказки о русском
языке?
– Именно с такой сказкой я хочу
вас познакомить.
В некотором царстве, в
некотором государстве жили
буквы: гласные и согласные.
Дружно живут согласные с
гласными.
Еще бы! Им без гласных никак со
своей работой не справиться. Вот
и стараются не обижать своих
певучих подружек.
Но плохо гласной букве, когда
перед ней окажется шипящий*.
– А какие шипящие согласные вы
знаете? (Ж, Ш, Ч, Щ.)
– Что мы еще о них знаем? (Ж и
Ш – всегда твердые, Ч и Щ –
всегда мягкие.)
С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие
вообще знаться не хотят.
А уж как трудно с ними буквам
О и Ё! То всем буквам подавай
букву Ё. То такая соседка им не
по душе, и они согласны стоять
только рядом с О.
Вот и приходится писать по
разному слова с шипящими и
буквами О и Ё.
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
ьная
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
т
вопро
сы
для
уточн
ения
инфо
рмаци
и
адекватно
рассуждать
о причинах
своего успеха
или неуспеха в
учении,
связывая успехи
с усилиями,
трудолюбием.
Познавательн
ые: извлекают
необходимую
информацию из
прослушанного
объяснения
учителя,
высказываний
одноклассников
,
систематизирую
т собственные
знания.
Регулятивные
: планируют (в
сотрудничестве
с учителем и
одно
классниками
или само
стоятельно)Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
5.
Твор
ческая
Раскрыт
ие
сущност
Деятельность учителя
– Как вы думаете, о чем мы
будем говорить на уроке? (О
правописании букв О и Ё после
шипящих.)
– Теперь обратите внимание на
экран, где вам предлагаются
слова для анализа.
На слайде слова: пчёлка,
шелковый, шорты, щёчка, шоу,
молодожёны, анчоус, чёлка,
шёпот, шорох, крыжовник,
жокей.
– Значение каких слов вам
незнакомо?
Поясняет значение незнакомых
слов.
– Что общего между этими
словами? (Во всех есть
шипящие.)
– Какой звук слышится после
шипящих? (Звук О.)
– Почему же в словах пишутся
разные буквы:
и О, и Ё? (Звук О на письме
передается буквами О и Ё.)
Дополняет ответы, организует
и сопровождает деятельность
обучающихся
– Давайте запишем предложенные
слова в два столбика: с буквой Ё
и буквой О после шипящих – и
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
необходимые
действия, опе
рации, работают
по плану.
Коммуникати
вные: строят
небольшие
монологические
высказывания,
осуществляют
совместную
деятельность в
парах и рабочих
группах с
учетом
конкретных
учебно
познавательных
задач
Отвечают
на
вопросы,
Фрон
тальн
ая,
Личностные:
желают
приобретать
Задаю
т
вопроФорм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
индив
идуал
ьная
Этапы
урока
практи
ческая
деятел
ьность
по
реализ
ации
постро
енного
проект
а
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
и новых
понятий,
усво
ение
новых
способов
учебной
и
умственн
ой
деятельн
ости
учащихс
я.
Наблюде
ние и
анализ
языковы
х единиц,
составле
ние
связных
рассказо
в об
изученны
х
нормах.
Письмен
ная
работа
Деятельность учителя
подберем к каждому
однокоренное слово.
(Работа в тетрадях и на доске.)
– Какую особенность вы
заметили? (Если в однокоренных
словах пишется Е, значит, в
слове
пишем Ё, если нельзя подобрать
слово с Е – пишем О.)
– Сформулируйте
самостоятельно правило.
– Давайте познакомимся с
правилом из учебника и сравним
их. (Работа с учебником.)
– Ребята, с Буратино недавно
произошла неприятная история.
Послушайте ее и попробуйте
найти в ней слова на изучаемое
правило.
В сад пришел наш
Буратино,
А в саду крыжовник рос.
Он услышал тихий шорох
За кустом цветущих роз.
Сразу стало интересно.
Он накинул капюшон.
Кто ж за розой?
Неизвестно?
Но не испугался он.
Он вперед шагнул
бесстрашно.
Треск!.. И разорвался шов.
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
под
руководс
твом
педагога
составля
ют план
работы
над
заданием,
распредел
яют
слова,
формулир
уют
собственн
ые мысли,
высказыв
ают и
обосновы
вают
свою
точку
зрения.
В
сотрудни
честве с
учителем
и
одноклас
сниками
делают
выводы,
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
сы
для
уточн
ения
инфо
рмаци
и.
Пись
менна
я ра
бота
новые
знания, умения,
совершенствова
ть имею
щиеся.
Познавательн
ые: читают и
слушают,
извлекая
нужную
информацию, а
также
самостоятельно
находят ее в
материалах
учебников,
рабочих
тетрадей.
Регулятивные
: контролируют
учебные
действия,
замечают
допущенные
ошибки;
осознают
правило
контроля и
успешно
используют его
в решенииЭтапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
6.
Перви
чное
закреп
ление
с
комме
нтиров
а
нием
во
внешн
Обобщен
ие
и
системат
изация
знаний,
формиро
вание
рационал
ьных
способов
примене
Деятельность учителя
«Мой капюшон! О, так
ужасно!»
И Буратино был таков.
– Какие слова вам встретились в
этом стихотворении? Обратите
внимание на слова крыжовник,
шов, шорох, капюшон (на
слайде). Прочитайте их вслух.
Поставьте ударение в этих
словах. Какая гласная пишется
под ударением?
Вывод: есть такие слова, в
которых гласная после шипящих
под ударением пишется так же,
как и слышится. Это гласная О.
Такие слова называются словами
исключениями. Их написание
нужно запомнить. Составьте с
этими словами словосочетания
– Чтобы не ошибиться в
написании слов
с этой орфограммой, можно
воспользоваться следующим
планом ответарассуждения (план
на слайде):
1. Определить часть слова.
2. Если орфограмма в корне, то
подобрать однокоренное слово с
Е.
3. Можно подобрать такое
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
работают
с
учебнико
м
Инди
видуа
льная
Отвечают
на
вопросы,
выполняю
т
упражнен
ия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
учебной задачи.
Коммуникати
вные:
осуществляют
совместную
деятельность в
парах и рабочих
группах с
учетом
конкретных
учебно
познавательных
задач, умеют
задавать
вопросы для
уточнения
последовательн
ости работы
Познавательн
ые: выполняют
учебно
познавательные
действия в
материализован
ной и
умственной
форме;
осуществляют
для решения
учебных задач
Устн
ые
ответ
ыЭтапы
урока
ей
речи
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
ния их
на
практике
.
Подбор
примеро
в,
иллюстр
ирующих
природу
изучаемо
го
языковог
о
явления,
составле
ние
связных
рас
сказов об
изученны
х
нормах.
Письмен
ная
работа
Деятельность учителя
слово – пишем Ё.
Нельзя подобрать такое слово –
пишем О.
– Давайте поработаем с этим
планом, рассуждая по плану.
Слова для анализа: чёрный,
шоссе, жёлтый,
шоколад.
– Но существует одна
особенность в этом пра
виле.
Если слово с корнем ЖЁГ (
ЖОГ) является
существительным – пишем О,
если глаго
лом – пишем Ё.
– Посмотрите на доску (слайд).
– Давайте разберемся с этим
текстом, вставим пропущенные
буквы и докажем свою точку
зрения.
Преступник ночью дом
поджёг,
Но, совершив такой
поджог,
Он и лицо себе обжёг.
Так, получив большой
ожог,
Он был наказан за поджог.
Самостоятельное выполнение
разных по сложности
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
операции
анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливают
причинно
следственные
связи, делают
обобщения,
выводы.
Регулятивные
: адекватно
оценивают свои
достижения,
осознают
возникающие
трудности, ищут
их причины и
пути
преодоления.
Коммуникати
вные:
формулируют
собственные
мысли,
высказывают и
обосновывают
свою точку
зренияФорм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Инди
видуа
льная
,
групп
овая
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Отвечают
на
вопросы,
работают
с
учебными
пособиям
и,
выполняю
т
упражнен
ия
Деятельность учителя
упражнений, подобранных
учителем в соответствии с
уровнем подготовки класса
Творческое задание.
– Составьте небольшой текст (3–
4 предложения), используя
предложенные слова.
На слайде слова:
Крыжовник, пчёлы, шорох,
шёпот, шорты, шёлковый.
Самостоятельное выполнение
разных по сложности
упражнений, подобранных
учителем в соответствии с
уровнем подготовки класса.
Создает условия для
устранения перегрузки учащихся
и овладения новым учебным
материалом непосредственно
на уроке
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Пись
менна
я ра
бота
Личностные:
нравственно
этическое
оценивание
усваиваемого
содержания.
Регулятивные
:
самостоятельно
планируют
необходимые
действия,
операции,
работают по
плану.
Коммуникати
вные:
формулируют
собственные
мысли,
высказывают и
обосновывают
свою точку
зрения
Этапы
урока
7.
Само
стояте
льная
работа
с
самоп
ро
веркой
по эта
лону
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Обобщен
ие
и
системат
изация
знаний и
формиро
вание
рационал
ьных
способов
примене
ния их на
практике
.
Выполне
ние
разноуро
вневых
обучающ
их
упражне
ний на
основе
текстов
учебника
или книг
дляОбучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
внекласс
ного
чтения
Обобщен
ие
полученн
ых
на уроке
сведений
,
оцениван
ие
деятельн
ости
на уроке
Заключи
тельная
беседа
по
вопросам
Этапы
урока
8.
Включ
ение в
систем
у
знаний
и
повтор
ение
9.
Рефле
ксия
учебно
й
деятел
ьности
на
уроке
(итог
урока)
Деятельность учителя
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
– Какую орфограмму мы
выучили?
– Выполнили ли мы работу
согласно цели урока?
Выслушивает варианты
ответов учащихся
Инди
видуа
льная
,
групп
овая
Отвечают
на
вопросы.
Определя
ют
уровень
приобрет
енных
знаний
Инди
видуа
льная
,
групп
овая
– Какие трудности у вас
появлялись в процессе работы?
– Как вы их преодолевали?
– Понравилось ли вам на уроке?
– Какое настроение у вас сейчас?
– Дайте оценку нашей работе:
выберите одну из предложенных
на вашем столе карточек и
покажите мне. Урок понравился –
карточку с улыбающимся лицом,
нет – карточку с грустным лицом
Определя
ют свое
эмоциона
льное
состояние
на уроке.
Заполняю
т
дневники
достижен
ий
Оцен
ивани
е
работ
ы
учащи
хся
на
уроке
Лист
ы
обрат
ной
связи
Познавательн
ые:
приобретают
умения
использовать
полученные
знания и умения
в практической
деятельности и
повседневной
жизни.
Регулятивные
: оценивают
свою работу;
исправляют и
объясняют
ошибки
Познавательн
ые:
приобретают
умения
мотивированно
организовывать
свою
деятельность.
Регулятивные
: оценивают
свою работу.Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Деятельность учителя
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Коммуникати
вные: строят
небольшие
монологические
высказывания