Урок 11. Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении
Оценка 4.8

Урок 11. Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
9 кл
08.03.2018
Урок 11. Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении
Цели урока: расширение уже известных сведений об обращении и знаках препинания при нём; Задачи урока: провести работу по развитию пунктуационных умений и навыков; расширить знания о речевом этикете и повышении речевой культуры; провести наблюдения над функциями обращений в художественной речи, их текстообразующими возможностями; обратиться к жанру письма, одним из важнейших элементов которого является обращение.
Урок 11. Употребление обращений.Знаки препинания в предложениях с обращениями.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 с.Серноводское» Сунженского муниципального района Урок по русскому языку на тему: «Употребление обращений. Знаки препинания в предложениях с обращениями» 9 класс. Учитель русского языка и литературы: Заруева З.Х. Урок 11. Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении Цели урока:  расширение  уже известных  сведений об обращении и знаках препинания при  нём; Задачи  урока:    провести работу по развитию пунктуационных умений и навыков;      расширить  знания о речевом этикете и повышении  речевой культуры;     провести наблюдения над функциями обращений в художественной речи, их текстообразующими  возможностями;     обратиться  к жанру письма, одним из важнейших элементов которого является обращение. № 1. 2   3 4 Ход урока: Этапы I. Орг.момент­Здравствуйте, девочки. Сегодня урок мы начнем с повторения.  II.      II. Новая тема. А)Мозговой штурм. Задание для самостоятельной (индивидуальной)  работы:  почему?  расставьте  недостающие знаки препинания, пропущенные буквы; 1. 2. в роли каких членов предложения выступает слово Россия; 3. в каком предложении это слово не является членом предложения,  1) В европейской части России есть все: и возвышенности, и обширные равнины, и величественные реки, и бескрайние леса.2) Родина многих величайших художников : Кипренского и Брюллова, Крамского и Левитана, Серова и Шишкина-Россия. 3) Люблю твою, Россия, старину.4) Допетровская Россия не знала «светской» живописи.5)Тебя, как первую любовь , России сердце не забудет. ­ Какие знания вам были необходимы для решения этой  познавательной задачи?  ­ Какие слова требовали особого внимания для определения их  синтаксической роли? ­ Почему?  (Они выступают в роли обстоятельства, сказуемого , подлежащего  дополнения и обращения.) ­ Прочитайте предложение с обращением. ­ Прочитайте предложения, в которых эти же слова являются  обстоятельством , сказуемым  , подлежащим,  дополнением ) Б)Постановка дидактической цели Деятельность учащихся Работа со слайдами. Расставляют у доски и буквы недостающие знаки препинания; Учащиеся называют виды пунктограмм, встретившиеся им в работе Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют задачи урока 5 6 7 8 9 ­ Задача нашего урока –а) расширить уже известные нам сведения об  обращении и знаках препинания при нём      б)  провести работу по  развитию пунктуационных умений и навыков;      в)  расширить  знания о  речевом этикете и повышении  речевой культуры;      г)  провести наблюдения над функциями обращений в художественной речи,  их текстообразующими возможностями;      д) обратиться  к жанру письма, одним из важнейших элементов которого является обращение. В) Составление кластера (опорного конспекта) ­ Структурируйте свои сведения об обращении, полученные ранее, оформив их в виде кластера (работа в группах, консультации друг с другом, с учителем). ­ Работа над теоретическим материалом . &32,стр180­181. ­ Вся ли информация, зафиксированная на кластере, верна? Какими  деталями вы можете его уточнить, дополнить? ­ Какие ваши предположения оказались неверными? Почему вы их  изменили? Обоснуйте! ­ Дайте полный устный ответ по кластеру.? ­ Используйте кластер в дальнейшей работе над практическими заданиями Г)Задание исследовательского характера Предположите, в каком падеже употреблено обращение в примере: Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?». Что за форма старче?в обращении у нас обычно используется  именительный падеж.  А у слова старик именительный падеж иной:  Возвратился старик ко старухе…Сравните е более древний текст :  Пойди, княже, с нами.( «Повесть временных лет») Князь­княже; старик­старче­во всех этих случаях перед нами  устаревший падеж русского языка , который назывался звательным и  употреблялся при обращении. Во многих языках отказались от   звательного падежа, не только в русском. Тем не менее, знать о его  существовании полезно. Сохранился он в некоторых славянских языках,  например, в украинском. Г) Стадия осмысления ­Не правда ли, девочки, эта тема нам знакома? Она не только знакома, а  еще и привычна: мы ведь встречаемся с этим явлением ежедневно.   III. Выполнение практических заданий. Использование обращений в художественных текстах , в эпистолярном  жанре. Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не  расставлены      1. Платком взмахнула у ворот моя любимая.      2. Я вернусь к тебе Россия.      3. С чего начинается Родина?      4.Мой друг  отчизне посвятим души прекрасные порывы!      5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.      6. Любимый город может спать спокойно. Составляют кластер Отвечают на поставленные вопросы. Работа со слайдом, работа с кластером Слушают выступление Богдановой А.. Отвечают на  вопрос. Слушают преподавателя Выписывают предложения. Расставляют знаки препинания и 7. Утоли мою жажду каплей росы.      8. Жизнь моя ничуть не стала тише…      9. Поклон­привет тебе он шлет моя любимая.     10.Прости мне милый друг  двухлетнее молчанье! пропущенные буквы. Комментируют выбор записанных предложений. Составляют схемы. 1 0 1 1 Составьте схемы предложений. 1.Я вернусь к тебе, Россия.     4.Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!     9. Поклон­привет тебе он шлет, моя любимая.    10.Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье! Схемы: [ …, О].    [О, … ].    [ …, О].    [ …, О, … ]. Проверка выполнения задания. ­В каких случаях обращение только называет предмет (лицо), а в каких  выражает его характеристику, эмоциональную оценку? ­ Каким образом передаётся авторское отношение через обращение? ­Какие из выписанных предложений относятся  к поэтическому  тексту, какие служат для выражения отношения пищущего к  адресату? IV. Подведение итогов урока.  1. 2. 3. Как вы оцениваете свою работу на уроке? Какие задания вызвали затруднения?  Какие  показались интересными? V. Рефлексия. «Все в твоих руках»  ­На листе бумаги обводям левую руку. Каждый палец какая­то позиция,  по которой надо высказать свое мнение:  Большой ­ что для меня было важным на уроке?  Указательный – По этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.  Средний – Что мне не понравилось?  Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.  Мизинец – для меня было недостаточно...             VI. Дом. задание. Написать сочинение на тему: Отсутствие вежливого обращения­ это  недостаток нашего языка и его достоинства. Мозговой штурм. Задание для самостоятельной (индивидуальной) работы:  1. 2. 3.  расставьте  недостающие знаки препинания, пропущенные буквы; в роли каких членов предложения выступает слово Россия; в каком предложении это слово не является членом предложения, почему? 1) В европейской части России есть все и возвышенности и обширные равнины и величественные реки и бескрайние леса. Кипренского и Брюллова 2) Родина многих величайших художников Крамского и Левитана Серова и Шишкина-Россия. 3) Люблю твою Россия старину. 4) Допетровская Россия не знала «светской» живописи. 5)Тебя как первую любовь России сердце не забудет. Практическое задание: Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не  расставлены).      1. Платком взмахнула у ворот моя любимая. 2. Я вернусь к тебе Россия. 3. С чего начинается Родина? 4.Мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы! 5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает. 6. Любимый город может спать спокойно. 7. Утоли мою жажду каплей росы. 8. Жизнь моя ничуть не стала тише… 9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая. 10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье! Мозговой штурм. Задание для самостоятельной (индивидуальной) работы:  1. 2.  расставьте  недостающие знаки препинания, пропущенные буквы; в роли каких членов предложения выступает слово Россия; 3. в каком предложении это слово не является членом предложения, почему? 1) В европейской части России есть все и возвышенности и обширные равнины и величественные реки и бескрайние леса. 2) Родина многих величайших художников Кипренского и Брюллова Крамского и Левитана Серова и Шишкина-Россия. 3) Люблю твою Россия старину. 4) Допетровская Россия не знала «светской» живописи. 5)Тебя как первую любовь России сердце не забудет. Практическое задание: Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не  расставлены).      1. Платком взмахнула у ворот моя любимая. 2. Я вернусь к тебе Россия. 3. С чего начинается Родина? 4.Мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы! 5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает. 6. Любимый город может спать спокойно. 7. Утоли мою жажду каплей росы. 8. Жизнь моя ничуть не стала тише… 9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая. 10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье!

Урок 11. Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении

Урок 11. Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении

Урок 11. Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении

Урок 11. Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении

Урок 11. Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении

Урок 11. Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении

Урок 11. Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении

Урок 11. Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении

Урок 11. Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении

Урок 11. Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении

Урок 11. Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении

Урок 11. Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018