Урок 121 Самостоятельные и служебные части речи

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Углубить знания учащихся о самостоятельных и служебных частях речи; определить границы знания и «незнания» у пятиклассников; совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки Комбинированный урок Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать предмет изучения морфологии, названия самостоятельных и служебных частей речи, их назначение; три группы частей речи; место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи; уметь распознавать слово как часть речи; распределять известные части речи по группам; осознавать важность грамматического анализа слов для правописания. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.). Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованиюТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Иконка файла материала Урок 121 Самостоятельные и служебные части речи.doc
Урок  121. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ Цель  деятельности  учителя Тип урока Планируемые  образовательн ые  результаты Методы и  формы  обучения Образователь ные  ресурсы Углубить знания учащихся о самостоятельных и служебных частях речи;  определить границы знания и «незнания» у пятиклассников;  совершенствовать умение определять части речи, их морфологические  признаки Комбинированный урок Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать  предмет изучения морфологии, названия самостоятельных и служебных  частей речи, их назначение; три группы частей речи; место причастия,  деепричастия, категории состояния в системе частей речи; уметь  распознавать слово как часть речи; распределять известные части речи по  группам; осознавать важность грамматического анализа слов для  правописания. Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного  опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной  язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;  применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений  на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).  Личностные: осознание эстетической ценности русского языка;  уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность  сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;  стремление к речевому самосовершенствованию Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая,  фронтальная http://www.uroki.net  http://akademius.narod.ru/vibor­rus.html  http://www.zavuch.info http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 http://www.intergu.ru                                         http://festival.1september.ru/subjects               Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор Наглядно­ М у л ь т и м е д и й н ы й   р я д : презентация по теме урока, выполненная  учителем или группой подготовленных обучающихся демонстрацио нный  материал Основные  понятия Самостоятельные части речи, служебные части речи, морфологические  признаки части речиОрганизационная  структура  (сценарий) урока Деятельность учителя В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о   (составляется учителем) Этапы  урока 1.  Мотив ация  (самоо предел ение)  к  учебно й  деятел ьности Обучающи е  и развивающ ие компонент ы,  задания  и упражнени я Эмоциона льная,  психолог ическая и мотиваци онная  подготов ка  учащихся  к  усвоению  изучаемог о  материал а Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Фрон тальн ая Осуществ ляемая  деятельно сть  учащихся Слушают учителя,  участвую т в  диалоге с учителем .  Размеща ют  учебные  материал ы на  рабочем  месте,  демонстр ируют  готовнос ть к  уроку 2.  Актуа лизаци я  и  пробн Воспроиз ведение  ранее  изученног о,  установле – Мы с вами закончили изучение раздела науки о языке, который  называется «Морфемика».  – Что это за раздел?  (Морфемика – раздел науки о  языке, который изучает часть  Смотрят  презентац ию;  восприни мают на  слух  Груп повая Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль Лист ы  обрат ной  связи Устн ые  ответ ы Познавательн ые: понимают  познавательную  задачу.  Регулятивные:  планируют (в  сотрудничестве  с учителем и  одноклассникам и или  самостоятельно) необходимые  действия,  операции.  Коммуникати вные:  работают в  парах  (обмениваются  мнениями,  учатся понимать позицию  партнера) Познавательн ые:  выполняют  учебно­ познавательные  действияДеятельность учителя слова – морфему.) – Какие еще разделы  лингвистики вам известны?  (Фонетика, лексика,  синтаксис, пунктуация.) – Что изучает каждый из  разделов? (Варианты ответов  обучающихся.) Осуществ ляемая  деятельно сть  учащихся информа цию,  осваиваю т  лингвис­ тические  термины. Отвечают на  вопросы  Этапы  урока ое  учебно е  действ ие Обучающи е  и развивающ ие компонент ы,  задания  и упражнени я ние  преемстве нных  связей  прежних  и новых  знаний и  применен ие их в  новых  ситуация х.  Словесно­ иллюстра тивный  рассказ в  сопровож дении  мультиме дийной  презентац ии Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль в  материализованн ой  и умственной  форме; осуществляют  для решения  учебных задач  операции анализ а, синтеза,  сравнения,  классификации,  устанавливают  причинно­ следственные  связи.  Коммуникати вные: слушают,  задают вопросы,  отвечают на  вопросы других,  формулируют  собственные  мысли,  высказывают и  обосновывают  свою точку  зренияЭтапы  урока 3.  Выявл ение  места  и  причи ны  затруд нения Обучающи е  и развивающ ие компонент ы,  задания  и упражнени я Беседа,  обсужден ие  результат ов  предыдущ его этапа. Просмотр мультиме дийной  презентац ии «Части речи» Деятельность учителя – Слова объединяются не только в словосочетания и  предложения. Когда у  нескольких слов общие  признаки, они объединяются в  группы. – Как называются эти группы?  (Части речи.) – Верно. Именно части речи  являются предметом изучения в  морфологии. Теперь мы можем  сформулировать тему нашего  урока и записать ее в тетрадь* Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль Устн ые  ответ ы Личностные:  имеют желание  осознавать свои  трудности и  стремятся к их  преодолению;  проявляют  способность к  самооценке  своих действий,  поступков.  Познавательн ые:  устанавливают  причинно­ следственные  связи, делают  выводы.  Регулятивные:  осознают  недостаточность своих знаний Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Инди видуа льная ,  групп овая Осуществ ляемая  деятельно сть  учащихся Обдумыв ают  ответы на вопросы  и  понимаю т, что  знаний у  них  недостат очно для  полных  ответов.  Смотрят  презентац ию;  восприни мают на  слух  информа цию, осваиваю т  лингвист ические  терминыЭтапы  урока Обучающи е  и развивающ ие компонент ы,  задания  и упражнени я Физкульт минутка Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Фрон тальн ая Осуществ ляемая  деятельно сть  учащихся Выполня ют  элемента рные  физическ ие упраж­ нения Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль Выпо лняют упраж нения Деятельность учителя Раз – подняться,  потянуться, Два – нагнуться,  разогнуться, Три – в ладоши три  хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Будто пух в руках, не  гири! Пять – руками помахать,  Шесть – на место тихо  сесть 4.  Целеп олаган ие  и  постро ­ ение  проект а  выход а из  затруд нения Раскрыти е сущности  новых  понятий,  усвоение  новых  способов  учебной и умственн ой  деятельно сти  учащихся. Эвристич еская  беседа,  работа  – Именно о морфологии и  пойдет наш сегодняшний  разговор. Запишем определение этого  раздела языкознания (на слайде). Н а   с л а й д е : В, на, из­за, и,  но,  не, через, под, а. Мальчик, книга,  читать; идти, веселый,  поход; смотреть, синий,  небо; звезды, сиять – Посмотрите на экран. Как вы  думаете, чем отличаются слова,  записанные в разных колонках?  (Справа мы видим слова,  которые могут  употребляться без тех, что в  Формули руют  цель  учебной  деятельн ости в  диалоге с учителем . Выделяю т  главное,  устанавл ивают  причинно ­ следстве нные  Инди видуа льная ,  групп овая Задаю т  вопро сы  для  уточн ения  инфо рмаци и.  Пись менна я  работ а Познавательн ые: извлекают  необходимую  информацию из  прослушанного  объяснения  учителя,  высказываний  одноклассников, систематизирую т собственные  знания.  Регулятивные:  планируют (в  сотрудничестве  с учителем и  одноклассникам и илиЭтапы  урока Обучающи е  и развивающ ие компонент ы,  задания  и упражнени я Деятельность учителя с книгой  левом столбике:  из них можно составить  словосочетания и  предложения. В левой колонке  написаны слова, которые одни  не могут употребляться.) – Верно. Те слова, которые  записаны справа, относятся к…  (дети смотрят на тему урока  и верно выбирают правильное  слово) самостоятельным частям  речи. – А те, которые слева?  (Служебные части  речи.) Организует и сопровождает  совместную учебную  деятельность. Дополняет  ответы Осуществ ляемая  деятельно сть  учащихся связи  между  отдельны ми язы­ ковыми  явлениям и.  Выполня ют  упражнен ия,  отвечают  на  вопросы Фрон тальн ая Эвристич еская  беседа,  работа с  информац ионным  текстом 5.  Твор­ ческая практи ческая деятел ьность  по  реализ ации  – Ученые до сих пор спорят о  том, сколько частей речи  существует в русском языке. Вы  знакомы с некоторыми из них. – Какие части речи вам  известны? (Существительные,  прилагательные, глаголы,  союзы, предлоги, частицы.) – Частей речи гораздо больше.  Сейчас вы в этом убедитесь,  Формули руют  собствен ные  мысли,  высказыв ают и  обосновы вают  свою  Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль самостоятельно) необходимые  действия,  операции,  работают по  плану. Коммуникати вные: строят  небольшие  монологические  высказывания,  осуществляют  совместную  деятельность в  парах и рабочих  группах с  учетом  конкретных  учебно­ познавательных  задач Регулятивные:  контролируют  учебные  действия,  замечают  допущенные  ошибки;  осознают  правило  контроля и  Устн ые  ответ ыОбучающи е  и развивающ ие компонент ы,  задания  и упражнени я Этапы  урока постро енного проект а Деятельность учителя поработав со справочным  материалом. Обратите  внимание, как части речи  распределяются по группам.  Обобщите свои наблюдения в  таблицу. Обучающимся предлагается  для работы воспользоваться  сетью Интернет или  материалами для справок,  подготовленными учителем Осуществ ляемая  деятельно сть  учащихся точку  зрения.  В  сотрудни честве с  учи­ телем и  одно­ классник ами  делают  выводы 6.  Перви чное  закреп ление  с  комме нтиров а­ нием  Эвристич еская  беседа,  работа со  справочн ым  материал ом,  проверка  работ по  Образец таблицы на слайде. Служебные Самостоятельн ые существительно е прилагательное числительное глагол местоимение предлоги частицы союзы междометия Организует и сопровождает  Инди видуа льная ,  групп овая  Составля ют  обобщаю щую  таблицу,  отвечают  на  вопросы. Выполня ют  Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль успешно  используют его в решении  учебной задачи.  Коммуникати вные:  осуществляют  совместную  деятельность в  парах и рабочих  группах с  учетом  конкретных  учебно­ познавательных  задач, умеют  задавать  вопросы для  уточнения  последовательно сти работы Личностные:  имеют желание  осваивать новые  виды  деятельности,  участвовать в  творческом,  созидательном  процессе.  Познавательн Устн ые  ответ ы.  Пись менна я  работ аЭтапы  урока во  внешн ей  речи. 7.  Само­ стояте льная  работа с  само­ провер кой по эталон у Обучающи е  и развивающ ие компонент ы,  задания  и упражнени я ключу на  слайде  мультиме дийной  презентац ии. Выполнен ие  разноуров невых  обучающи х  упражнен ий на  основе  текстов  учебника  или книг  для  внеклассн ого  чтения Деятельность учителя совместную учебную  деятельность. Дополняет  ответы. – Пользуясь материалами своей  работы в классе, расскажите,  что означает каждая часть речи.  Для чего она служит? – В наших таблицах  представлены не все части речи,  а лишь те, изучением которых  мы будем заниматься в  ближайшее время. Игра «Снежки».  Учитель бросает «снежок» (мяч) ученикам, называет слово,  ученики определяют, к какой  части речи оно относится. Самостоятельное выполнение  разных по сложности  упражнений, подобранных  учителем в соответствии с  уровнем подготовки класса Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Инди видуа льная ,  групп овая Осуществ ляемая  деятельно сть  учащихся упражнен ия,  отвечают  на  вопросы,  рассказы вают, что узнали о  предмете изучения  морфоло гии; о  том,  чем слова самостоя тельных  частей  речи  отличают ся от  служебны х, делают выводы,  опираясь  на  справочн ый  материал Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль ые: выполняют  учебно­ познавательные  действия  в  материализованн ой и умственной  форме;  осуществляют  для решения  учебных задач  операции  анализа, синтеза, сравнения,  классификации,  устанавливают  причинно­ следственные  связи, делают  обобщения,  выводы.  Регулятивные:  адекватно  оценивают свои  достижения,  осознают  возникающие  трудности, ищут их причины и  пути  преодоленияФорм ы орган изаци и взаим одейс твия Фрон тальн ая Осуществ ляемая  деятельно сть  учащихся Выполня ют  задание.  Отвечают на  вопросы Проме жуточ ный  контр оль Оцен ивани е  работ ы  учащи хся  на  уроке .  Пись менна я  работ а Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Регулятивные:  само­ стоятельно  планируют  необходимые  действия,  операции,  работают по  плану.  Коммуникати вные:  формулируют  собственные  мысли,  высказывают и  обосновывают  свою точку  зрения Обучающи е  и развивающ ие компонент ы,  задания  и упражнени я Составле ние  связных  рассказов об  изученны х нормах.  Знакомст во с  работами  учащихся Этапы  урока 8.  Включ ение в  систем у  знаний и  повтор ение Деятельность учителя На экране стихотворение.  Учитель читает его вслух. (Не) привыкайте (к)  ч_десам – Д_витесь, им, д_витесь! (Не) привыкайте (к)  н_бесам, Гл_зами (к) ним т_нитесь Приглядывайтесь (к)  обл_кам, Прислуш_вайтесь (к)  птицам, Прикладывайтесь (к)  родникам –  Ничто (не) повт_рит_ся. (За) мигом миг, (за)  шагом шаг Вп_дайте (в) изумленье. Все будет так и все не  так Через одно мгновенье.                                   В.  Шефнер Задание: вставьте пропущенные буквы, над словами надпишите  части речи, к которым они  относятся

Посмотрите также