Урок 122 Имя существительное как часть речи
Оценка 4.9

Урок 122 Имя существительное как часть речи

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
17.03.2017
Урок 122 Имя существительное как часть речи
Систематизировать ранее изученное о существительном, углубить понятие о роли существительных в речи, формировать умения обосновывать выбор падежных окончаний существительных; определять синтаксическую роль существительных в предложении Комбинированный урок Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правила (что обозначает существительное; что «предмет» в грамматике понимается обобщенно, а признак и действие могут выражаться через значение предметности); морфологические признаки существительных (род, число, падеж), синтаксическую роль существительных в предложении; уметь рассказать об имени существительном в форме научного описания; доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения; уметь отличать существительные, образованные от прилагательных и глаголов; определять морфологические признаки существительных. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Урок 122 Имя существительное как часть речи.doc
Урок  122. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ Цель  деятельности  учителя Тип урока Планируемые  образовательн ые  результаты Методы и  формы  обучения Образовательн ые  ресурсы Систематизировать ранее изученное о существительном, углубить понятие о  роли существительных в речи, формировать умения обосновывать выбор  падежных окончаний существительных; определять синтаксическую роль  существительных в предложении Комбинированный урок Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать  правила (что обозначает существительное; что «предмет» в грамматике  понимается обобщенно, а признак и действие могут выражаться через  значение предметности); морфологические признаки существительных (род,  число, падеж), синтаксическую роль существительных в предложении; уметь  рассказать об имени существительном в форме научного описания; доказать  принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения;  уметь отличать существительные, образованные от прилагательных и  глаголов; определять морфологические признаки существительных.  Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного  опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию  из различных источников, включая средства массовой информации, компакт­ диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться  словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на  электронных носителях.  Личностные: осознание эстетической ценности русского языка;  уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность  сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;  стремление к речевому самосовершенствованию Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая,  фронтальная http://www.uroki.net  http://www.zavuch.info http://www.intergu.ru  id=10000192 http://akademius.narod.ru/vibor­rus.html  http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp? Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор М у л ь т и м е д и й н ы й   р я д : презентация по теме урока, выполненная  Наглядно­ учителем или группой подготовленных обучающихся демонстрацио нный  материал Основные  Общее грамматическое значение, морфологические признаки, понятия синтаксическая роль Организационная  структура  (сценарий) урока Деятельность учителя В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о   (составляется  учителем) Этапы  урока 1.  Моти вация  (само опред елени е)  к  учебн ой  деяте ль­ ности Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Эмоцион альная,  психолог ическая  и  мотивац ионная  подготов ка  учащихс я к  усвоени ю  изучаемо го  материа ла 2.  Актуа лизац ия  и  пробн ое  учебн Воспрои зведение ранее  изученно го,  установл ение  преемств – Ребята, мы начинаем изучать  удивительную часть речи. Для  того чтобы узнать, как она  называется, надо отгадать загадку: Давно живу я в мире этом,  Даю названье всем  предметам. Форм Осуществл ы Формируемые яемая  деятельнос ть  учащихся органи зации взаим одейст вия умения  (универсальные  учебные действия) Фрон тальн ая Фрон тальн ая Слушают  учителя,  участвуют в диалоге  с  учителем.  Размещаю т учебные  материалы на  рабочем  месте,  демонстри руют  готовност ь  к уроку Отвечают  на  вопросы.  Строят  понятные  для  партнера  высказыва Познавательн ые: понимают  познавательную задачу.  Регулятивные : планируют  необходимые  действия,  операции.  Коммуникат ивные:  работают в  парах  (обмениваются  мнениями,  учатся  понимать  позицию  партнера) Личностные:  имеют  мотивацию к  учебной  деятельности.  Познавательн ые: выполняют  учебно­ Пром ежуто чный  контр оль Лист ы  обрат ной  связи Устн ые  ответ ы Деятельность учителя Форм Осуществл ы Формируемые яемая  деятельнос ть  учащихся органи зации взаим одейст вия умения  (универсальные  учебные действия) Пром ежуто чный  контр оль Этапы  урока ое  дейст вие Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия енных  связей  прежних  и новых  знаний и  примене ние их в  новых  ситуация х – Что это? (Имя  существительное.) – Прочитайте эпиграф к уроку (на слайде):  Имя существительное – хлеб  языка.  Л. В. Успенский  – Докажите справедливость этого  высказывания. – Объясните постановку тире.  – Справедливость этого  утверждения подтверждают  цифры: в русском языке на  каждые 100 слов приходится 40  имен существительных ния.  Смотрят  презентац ию,  осваивают лингвисти ческие  термины.  Обдумыва ют ответы на  вопросы и  понимают, что  знаний у  них  недостато чно для  полных  ответов 3.  Выявл ение  места  и  причи ны  затруд нения. Эвристи ческая  беседа,  игра,  просмот р  мультим едийной  презента – Что вы знаете о  существительном? Отвечает на вопросы «кто?»,  «что?»; изменяется по  падежам; имеет три  склонения; изменяется по  числам; имеет категорию рода;  бывает  одушевленным и  Формулир уют  собственн ые мысли,  высказыва ют и  обосновыв ают свою  точку Фрон тальн ая,  индив идуал ьная,  групп овая познавательные действия в  материализован ной и  умственной  форме;  осуществляют  для решения  учебных задач  операции  анализа,  синтеза,  сравнения,  классификации, устанавливают  причинно­ следственные  связи.  Регулятивные : принимают и  сохраняют  учебную задачу Личностные:  имеют желание  осознавать свои трудности и  стремятся к их  преодолению;  проявляют  способность к  самооценке  Лист ы  обрат ной  связи .  Зада ют  вопро Этапы  урока 4.  Целеп олаган ие и  постр о­ ение  проек та  выход а из  затруд нения Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия ции  «Имя  существ ительное », на  слайдах  которой  представ лена  теоретич еская  информа ция  по теме  и ключи  к  заданиям для  самопро верки 5.  Твор­ ческа я  Раскрыт ие  сущност и новых  Пром ежуто чный  контр оль сы  для  уточн ения  инфо рмац ии.  Пись менна я  работ а Деятельность учителя Форм Осуществл ы Формируемые яемая  деятельнос ть  учащихся органи зации взаим одейст вия умения  (универсальные  учебные действия) зрения.  В  сотруднич естве с  учителем  и  однокласс никами  делают  выводы. Знакомят  с  результата ми работы группы,  слушают и обсуждаю т ответы  това­ рищей неодушевленным, собственным и нарицательным; в предложении  бывает чаще всего  подлежащим, дополнением или  обстоятельством. – С именем существительным вы  знакомы с начальных классов.  Сегодня на уроке вы расширите  свои знания об этой части речи:  познакомитесь со значением  имени существительного, выявите  его морфологические признаки и  синтаксическую роль. И чтобы  вам не было скучно, я хочу  предложить всем небольшое  путешествие.  А что нужно знать, чтобы идти в  правильном направлении и не  заблудиться? Как же называется  заранее намеченный путь  следования? (Маршрут.) – Каждый из вас получит  маршрутный лист с указанием, по  каким станциям нам предстоит  пройти, и будет выставлять себе  баллы в эти листы. Отправляемся  в путь!* 1­я остановка  «Опознавательная».  – Попробуем свои силы в первом  испытании.  своих действий, поступков.  Познавательн ые:  устанавливают  причинно­ следственные  связи, делают  выводы.  Регулятивные : осознают  недостаточност ь своих знаний. Коммуникат ивные:  задают вопросы с целью  получения  необходимой  для решения  проблемы  информации Личностные:  осознают свои  возможности в  учении; Этапы  урока практ ическ ая  деяте льнос ть  по  реализ ации  постр оенно го  проек та Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия понятий, усвоение новых  способов учебной  и  умствен ной  деятельн ости  учащихс я.  Беседа  по  вопроса м.  Анализ  текста,  предлож енного  учителе м Деятельность учителя Форм Осуществл ы Формируемые яемая  деятельнос ть  учащихся органи зации взаим одейст вия умения  (универсальные  учебные действия) Пром ежуто чный  контр оль – Можно ли написать по­русски  рассказ, состоящий из слов,  которых нет в русском языке? Как вы думаете? Оказывается, можно.  Вот как это сделала писательница  Людмила Петрушевская, а вы  попробуйте узнать в тексте имена  существительные и доказать это.  (Текст на слайде.)  – Прочитайте текст, найдите  имена существительные,  выпишите их, в скобках записывая вопросы, на которые они  отвечают. Докажите, что это  имена существительные.  Пуськи бятые. Сяпала калуша по напушке и  увазила бутявку.  И волит: – Калушата, калушаточки!  Бутявка! Калушата присяпали и бутявку  стрямкали. И подудонились. А калуша волит: – Оее, оее! Бутявка­то некузявая! Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась,  сопритюкнулась, усяпала с  напушки и брянчит: – Калушата подудонились! Зюмо  непалявые! Пуськи бятые! Имена существительные – это  способны  адекватно  рассуждать о  причинах  своего  успеха или  неуспеха  в учении,  связывая  успехи с  усилиями,  трудолюбием.  Познавательн ые: извлекают  необходимую  информацию из  прослушанного  объяснения  учителя,  высказываний  одноклассников ,  систематизиру ют собственные знания.  Регулятивные : планируют (в  сотрудничестве с учителем и  одно­ классниками Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Деятельность учителя Форм Осуществл ы Формируемые яемая  деятельнос ть  учащихся органи зации взаим одейст вия умения  (универсальные  учебные действия) Пром ежуто чный  контр оль или само­ стоятельно)  необходимые  действия, опе­ рации,  работают  по плану. Коммуникат ивные: строят  небольшие  монологически е высказывания, осуществляют  совместную  деятельность в  парах и  рабочих  группах с  учетом  конкретных  учебно­ познавательных задач пуськи, калуша, напушка,  бутявка, калушата,  калушаточки. – Что такое имя  существительное? Что оно  обозначает? (Это часть речи,  которая обозначает предмет.)  – Каждый из вас хорошо знает,  что имя существительное, отвечая на вопросы «что?» или «кто?»,  обозначает предмет. Разве слова  доброта, милосердие,  сострадание – это предметы?  Дело в том, что в лингвистике  термин «предмет» употребляется  в широком значении. Это и  названия предметов, вещей,  людей, явлений, событий и даже  качеств. В связи с этим имена  существительные можно  разделить на большие группы.  – Чтобы выяснить, какие названия предметам дает имя  существительное, мы поработаем  в парах и выполним второе  задание. 2­я остановка «Теоретическая».  – На столах у вас лежат карточки. На них обозначен номер вашей  группы. 1. Прочитайте слова: 2. Обсудите в паре и выпишите в Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Деятельность учителя Форм Осуществл ы Формируемые яемая  деятельнос ть  учащихся органи зации взаим одейст вия умения  (универсальные  учебные действия) Пром ежуто чный  контр оль тетрадь только те слова, которые  обозначают указанные названия. Ребенок, Байкал, ножницы,  белизна, мука, девочка, бег,  щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба,  микроб, сливки, беседа,  свежесть, прыжок, кошка,  Белгород, спектакль. 1­я группа – названия лиц  (ребенок, девочка,  юноша). 2­я группа – названия вещей (стол, окно, ножницы).  3­я группа – названия веществ  (крупа, мука,  сливки). 4­я группа – названия живых  существ и организмов (кошка,  щука; микроб).  5­я группа – географические  названия (Россия, Байкал,  Белгород). 6­я группа – названия фактов,  событий, явлений (пожар, спектакль, беседа). 7­я группа – названия признаков  (свежесть, белизна, синева).  8­я группа – название действий  (бег, прыжок, стрельба).  3­я остановка  «Морфологическая». Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Деятельность учителя Форм Осуществл ы Формируемые яемая  деятельнос ть  учащихся органи зации взаим одейст вия умения  (универсальные  учебные действия) Пром ежуто чный  контр оль Задание 1. Распределите  существительные по родам (на  слайде) и сделайте выводы. Какие  слова вам помогали при  распределении?  Вода, корабль, ночь, меч,  блюдечко, окно, рожь. Задание 2. Распределите имена  существительные на  одушевленные и неодушевленные  (на слайде). Сделайте вывод. Дама сдавала в багаж  Диван, чемодан, саквояж, Картину, корзину,  картонку  И маленькую собачонку.  Задание 3. Распределите слова в  два столбика  (на слайде).  По какому признаку вы их  распределяли?  Пушкин, поэт, река, книга,  Днепр, птица орел,  город Орел, доброта. 4­я остановка  «Синтаксическая».  – Определите, какую роль играет  слово «дерево» в приведенных  предложениях (на слайде). Дерево поднялось выше дома. На косогоре мы увидели дерево с Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия 6.  Перви чное  закреп ление  с  комме нтиро вание м  во  внешн ей  речи. 7.  Само­ Обобщен ие и  системат изация  знаний,  формиро вание  рационал ьных  способов примене ния их  на прак­ тике.  Подбор  своих  примеро в,  Деятельность учителя Форм Осуществл ы Формируемые яемая  деятельнос ть  учащихся органи зации взаим одейст вия умения  (универсальные  учебные действия) Пром ежуто чный  контр оль белоснежным стволом и ярко­  зеленой кроной. Сосна – это  хвойное дерево. Из­за редких деревьев  вырисовывались белые корпуса  домов. – Расскажите о синтаксической  роли существительного. Создает условия для  устранения перегрузки учащихся  и овладения новым учебным  материалом непосредственно на уроке – Мы приближаемся к концу  маршрута и должны для себя  определить, что мы узнали о  существительном. Свои знания  сравните с материалом учебника  (§ 88, с. 44, 2­я часть).  По итогам этой работы составьте  опорный конспект для рассказа о  существительном как части  речи. (Ключевые фразы конспекта  вынесены на слайд.) Опорный конспект. 1. Существительное – отвечает на  вопросы…  Обозначает…  Работают  с  материало м  учебника,  отвечают  на  вопросы,  составляю т опорный конспект,  комменти руют ход  работы. Выполняю т  упражнен Инди видуа льная, групп овая. Инди видуа льная, групп овая Познавательн ые: читают и  слушают,  извлекая  нужную  информацию, а  также  самостоятельно находят ее в  материалах  учебников,  рабочих  тетрадей.  Регулятивные : контролируют учебные  действия,  замечают  Лист ы  обрат ной  связи .  Пись менна я  работ а. Зада ют  вопро Этапы  урока стоят ельна я  работ а с  самоп ро­ верко й  по  эта­ лону Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия иллюстр ирующих природу  изучаемо й  проблем ы.  Выполне ние  разноуро вневых  обучающ их  упражне ний на  основе  текстов  учебника или книг для  внекласс ного  чтения 8.  Включ ение в систе Обобщен ие  получен ных  – Расскажите об имени  существительном по опорному  конспекту Рассматри вают  выполненн ые  Фрон тальн ая Деятельность учителя Форм Осуществл ы Формируемые яемая  деятельнос ть  учащихся органи зации взаим одейст вия умения  (универсальные  учебные действия) ия,  отвечают  на  вопросы,  комменти руют ход  работы 2. Морфологические признаки:  собственное  и … , одушевленные и … , род  (…), склонение.  Изменяется по… 3. В предложении является… Самостоятельное выполнение  разных по сложности  упражнений, подобранных  учителем в соответствии с  уровнем подготовки класса. Пром ежуто чный  контр оль сы  для  уточн ения  инфо рмац ии.  Пись мен­ ная  ра­ бота Оцен ивани е  работ допущенные  ошибки;  осознают  правило  контроля и  успешно  используют его  в решении  учебной задачи. Коммуникат ивные:  осуществляют  совместную  деятельность в  парах и  рабочих  группах с  учетом  конкретных  учебно­ познавательных задач, умеют  задавать  вопросы для  уточнения  последовательн ости работы Личностные:  понимают, в  чем значение  знаний для Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия на уроке  сведений ,  оцениван ие  результа тов  работы  Заключи тельная  беседа  по  вопроса м Этапы  урока му  знани й и  повто рение 9.  Рефле ксия  учебн ой  деяте льнос ти на  уроке  (итог  урока) Пром ежуто чный  контр оль ы  учащ ихся  на  уроке Лист ы  обрат ной  связи Деятельность учителя Форм Осуществл ы Формируемые яемая  деятельнос ть  учащихся органи зации взаим одейст вия умения  (универсальные  учебные действия) работы,  оценивают их.  Отвечают  на  вопросы Инди видуа льная, групп овая – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас  появлялись в процессе работы?  – Как вы их преодолевали?  – Понравилось ли вам на уроке?  Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе:  выберите одну из предложенных  на вашем столе карточек и  покажите мне. Урок понравился –  карточку с улыбающимся лицом,  нет – карточку с грустным лицом Определя ют свое  эмоционал ьное  состояние  на уроке.  Заполняю т  дневники  достижени й человека.  Регулятивные : оценивают  свою работу;  исправляют и  объясняют  ошибки Познавательн ые:  устанавливают  взаимосвязь  между объемом приобретенных  на уроке  знаний, умений, навыков и  операционных,  исследовательс ких,  аналитических  умений как  интегрированны х, сложных  умений;  приобретают  умения  мотивированно  организовывать  свою  деятельность

Урок 122 Имя существительное как часть речи

Урок 122 Имя существительное как часть речи

Урок 122 Имя существительное как часть речи

Урок 122 Имя существительное как часть речи

Урок 122 Имя существительное как часть речи

Урок 122 Имя существительное как часть речи

Урок 122 Имя существительное как часть речи

Урок 122 Имя существительное как часть речи

Урок 122 Имя существительное как часть речи

Урок 122 Имя существительное как часть речи

Урок 122 Имя существительное как часть речи

Урок 122 Имя существительное как часть речи

Урок 122 Имя существительное как часть речи

Урок 122 Имя существительное как часть речи

Урок 122 Имя существительное как часть речи

Урок 122 Имя существительное как часть речи

Урок 122 Имя существительное как часть речи

Урок 122 Имя существительное как часть речи

Урок 122 Имя существительное как часть речи

Урок 122 Имя существительное как часть речи

Урок 122 Имя существительное как часть речи

Урок 122 Имя существительное как часть речи

Урок 122 Имя существительное как часть речи

Урок 122 Имя существительное как часть речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2017