Урок 146 Устное сочинение по картине
Оценка 4.7

Урок 146 Устное сочинение по картине

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
17.03.2017
Урок 146 Устное сочинение по картине
Познакомить учащихся с творчеством Г. Г. Нисского; выявить особенности жанра городского пейзажа; продолжить работу по воспитанию любви к природе и родному краю Урок развития речи Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать об элементах рассуждения в описании; понимать отношение художника к изображаемому; уметь включать элементы рассуждения в устное описание изображенного на картине; составлять отзыв на устное сочинение одного из учеников. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.). Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованиюТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Урок 146 Устное сочинение по картине.doc

Урок 146. УСТНОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ
(Г. Г. НИССКИЙ «ФЕВРАЛЬ. ПОДМОСКОВЬЕ»)

Цель деятельности учителя

Познакомить учащихся с творчеством Г. Г. Нисского; выявить особенности жанра городского пейзажа; продолжить работу по воспитанию любви к природе и родному краю

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать об элементах рассуждения в описании; понимать отношение художника к изображаемому; уметь включать элементы рассуждения в устное описание изображенного на картине; составлять отзыв на устное сочинение одного из учеников.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net              http://www.intergu.ru                                        http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html 

http://www.zavuch.info                     http://festival.1september.ru/subjects                 http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, репродукции с картин Нисского, пейзажи Поленова, Левитана, Юона; выставка творческих работ учащихся

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Художественный стиль речи

 

Организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1. Мотивация (самоопределение)

к учебной деятель-
ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово (составляется
учителем)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, де-монстрируют готовность

к уроку

Фронтальная

Познавательные:
понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одно-классниками или само-стоятельно) необхо-
димые действия,
операции.

Коммуникативные:
работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера)

Листы обратной
связи

2. Актуализация

и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их
в новых ситуациях.

Эвристическая беседа

– Сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одним жанром живописи: городской пейзаж. Но прежде давайте вспомним, какие жанры живописи вы уже знаете? (Портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр.)

 

Отвечают на вопросы.

Строят понятные для партнера высказывания.

Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины.

Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что

знаний у них

недостаточно для полных ответов

Групповая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

3. Выявление места и причины затруднения

Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа.

Раскрытие сущности новых понятий, усво-

ение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

– Вспомним, с какими картинами известных русских художников мы с вами познакомились в этом году?

Репродукции картин представлены на слайдах.

– Что изобразил Пластов на картине «Летом»?
В каком жанре его картина? (Художник показал богатство и щедрость родной земли, отдых простых тружеников. Мать и дочь собрали в лесу целые корзины грибов и ягод, а сейчас отдыхают в тени. Пластов рисовал в жанре пейзажа и портрета.)

– В каком жанре исполнена картина И. Машкова  «Натюрморт

с маками и васильками»? (Натюрморт.)

– В каком жанре написана картина Ф. Решетникова? Какова основная мысль картины? (Картина «Опять двойка!» является примером бытового жанра.)

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. дополняет ответы

Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомят с результатами работы группы, слушают
и обсуждают ответы това-рищей

Групповая

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий,
поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные ответы

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Будто пух в руках, не гири!
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

 

Выполняют упражнения

4. Целеполагание

и постро-

ение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усво-

ение новых способов учебной

и умственной деятельности учащихся. Беседа по материалам сообщения, обсуждение результатов наблюдения

Сообщение подготовленного ученика о худож-нике.

Георгий Григорьевич Нисский родился в 1903 году под Гомелем, в небольшом поселке на железнодорожной станции. Там и прошло его детство. Больше всего на свете ему хотелось стать машинистом курьерского поезда. Нисский познакомился с машинистом, который стал обучать его своей профессии, а иногда разрешал ему водить поезд по всем восемнадцати путям станции Новобелицы. Машинист очень любил рисовать, но Нисский тогда не проявлял интереса к живописи. В гимназии по рисованию ему больше «тройки» не ставили. В 1917 году будущий художник знакомится с иконописцем Петровым, который привил Нисскому любовь к искусству. Иконописец научил его рисовать красками по загрунтованной фанерке. Ученик быстро превзошел учителя. Первые работы – копии с картин Шишкина – были удачны, это и решило судьбу будущего художника.
В 1921 году Нисский приезжает в Москву на учебу в Высшие художественно-технические мастерские. Там он получает высшее образование и становится профессиональным художником. После окончания института служит в рядах Красной армии на Дальнем Востоке. В 25 лет Нисский впервые увидел море и на всю жизнь полюбил его. Создал несколько картин на морскую тематику. Художник прошел всю войну 1941– 1945 годов. Но он не только воевал, он еще и рисовал на фронте. Для Военно-морского музея в Москве Нисский пишет серию из 13 картин о делах и подвигах советских воинов. Вот как о создании этих картин рассказал художник Лактионов: «Война 1941 года. Немцы под Москвой. Нисский выезжает на передовую, впитывает
ужасы войны, а картины пишет уже после, спустя некоторое время, когда осмыслит то, что видел». В 1957 году в Москве открылась выставка, на которой Нисский выставил несколько своих картин, среди них была картина «Февраль. Подмосковье»*.

– Посмотрите на репродукции картин Нисского и скажите, как его жизнь повлияла на творчество? (У Нисского есть несколько работ, посвященных морю. Нисский был прекрасным яхтсменом, поэтому яхты часто присутствуют на его полотнах. Он был неплохим лыжником, эта тема тоже нашла отражение в его творчестве. Нисский – участник войны, у него есть картины на военные темы.)

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

– Рассмотрев внимательно картины этого художника, мы должны выяснить, в чем особенность его пейзажей. Ведь писали пейзажи и до него. Почему же был Нисский удостоен таких высоких званий: народный художник, член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии?

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. дополняет ответы

Формулируют цель учебной деятельности

в диалоге с учителем.

Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего
успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями,
трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одно-классниками или само-стоятельно) необхо-
димые действия,
операции, работают
по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Задают вопросы для уточнения информации

5. твор-ческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усво-

ение новых способов учебной

и умственной деятельности учащихся. Выполнение творческих заданий на повышение орфографической зоркости, развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля

Анализ картин Левитана «Золотая осень», Поленова «Золотая осень», Юона «Март» (репродукции представлены на слайде).

Рассмотрим репродукции картин известных русских художников.

1. В каком жанре написаны эти картины?
(В жанре пейзажа.)

2. Какой пейзаж создал Левитан? (Левитан создал удивительно красивую картину. Деревья стоят в золотом наряде, они освещены солнцем. На переднем плане небольшая речка, которая вносит свежесть в картину. Художник создал прекрасную картину осени. Он сумел передать все ее краски и оттенки.)

3. В чем особенность пейзажа Поленова? (Художник нарисовал природу Подмосковья. Он увидел красоту в неброской нашей природе и старательно выписывал каждую веточку, каждый листик. У него очень четкий рисунок.)

4. Как рисует Юон? (Юон тоже внимательно рассматривает объект описания, использует сочные, яркие краски, старательно выписывает каждую деталь.)

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку
зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Фронтальная

Личностные: желают приобретать новые
знания, умения, совершенствовать имею-
щиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Устные ответы

6. Первичное закрепление

с комментирова-

нием

во внешней речи

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.

Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах

– Теперь познакомимся с картиной Нисского и попытаемся выяснить, чем отличается его работа от работ предшественников.

1. Какой день изображен на картине? (Нисский изобразил февральский морозный день. Приближается вечер. Мы наблюдаем закат солнца, горизонт окрасился в розовый цвет.)

2. Что мы видим на переднем плане картины?
(На переднем плане художник нарисовал асфальтированную дорогу, которая уходит вдаль. Она сливается с линией горизонта. Рядом с шоссе – лыжница. По дороге едут машины.)

– Художник нарисовал уходящую вдаль дорогу не случайно.

Эта дорога как символ возможного счастья за поворотом.

3. Что изображено справа от дороги? (Мы видим огромные стройные сосны, а между ними – санаторий. Он как бы сливается с деревьями, потому что на него падает тень от деревьев. Лыжница, видимо, отдыхает в этом санатории и вышла на прогулку.)

4. Почему лыжница в красном? (Красный цвет куртки лыжницы привлекает внимание, вносит в картину оживление.)

5. Что мы видим справа от дороги? (Справа, на пригорке протянулась линия железной дороги, по которой мчится в Москву товарный поезд. Под горой виднеется туннель, куда весной стекает вода. Он нужен, чтобы спасти дорогу от затопления.)

6. Что изображено на заднем плане? (Вдали мы видим бор с мачтовыми соснами.)

7. Как автор изобразил снег на картине? (Это февральский снег, слежавшийся, плотный. В начале зимы бывает свежий снег, недавно выпавший, а в марте – рыхлый, потемневший. Закат окрашивает чистый снег в розовый цвет.)

8. Какие краски использовал автор? (Он удачно сочетал теплые и холодные тона. Преобладает розовый цвет. По небу плывут свинцово-
серые облака. Очень много на картине голубых теней.)

9. Какое настроение создает картина? (Картина создает радостное, бодрое настроение. Все в ней движется, она живая. Автор показывает, как красив пейзаж родной страны.)

10. В чем особенность картин этого художника? (У Нисского новый пейзаж. Он показывает красоту родной природы и результаты труда человека, преобразующего природу. Нисский хочет, чтобы зрители почувствовали стремительный бег времени. Отсюда детали: уходящая вдаль дорога, столбы, отмеряющие расстояние, мчащийся поезд, движущаяся машина. Автор любит все новое, помогает его увидеть.)

11. Какими линиями рисует художник? (Он рисует точными, геометрически четкими линиями. Строги очертания сосен, сугробы имеют ровные очертания, облака изображены прямыми
линиями.)

Формулируют свои мысли, отвечают на вопросы,
слушают ответы одноклас-сников

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать

в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

7. Само-стоятельная работа с самопроверкой по эталону

План устного сочинения, сочинение по плану

Образец плана.

1) Художник и его картина.

2) Дорога уходит вдаль.

3) Справа от дороги бегут поезда.

4) Слева от дороги можно погулять.

5) Краски на полотне.

6) Особенности картины.

7) Настроение от картины

Составляют план сочинения, проговаривают устное сочинение по плану

Индивидуальная

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: само-стоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану

Задают вопросы для уточнения информации

8. Включение в систему знаний и повторение

Знакомство

с работами учащихся.

Обобщение

полученных

на уроке сведений, оценивание

Взаимопроверка устных сочинений в парах или группах, обсуждение.

Образец сочинения.

Г. Г. Нисский – один из известных современных пейзажистов, на картинах которого естественная красота природы сочетается с преобразованиями, внесенными в нее человеком. Нисский с детства мечтал стать машинистом и научился водить курьерский поезд. А вот рисовать он не любил, в гимназии по этому предмету получал всегда только плохие оценки. Любовь к изобразительному искусству привил ему иконописец Петров. Нисский становится профессиональным художником. На выставке в 1957 году живописец представил новую свою картину, которая называлась «Февраль. Подмосковье». На картине Нисского изображен февральский морозный день. Близится вечер, закат окрасил горизонт в розоватый цвет. По небу плывут свинцово-серые облака, бросая синие тени на снег. Перед нами необозримые просторы, кажется, что нет конца снежной равнине. На переднем плане художник изобразил уходящую вдаль дорогу, она будто бы упирается в линию горизонта. Эта дорога как символ счастья, которое ждет людей за поворотом. Вдоль дороги на лыжне мы видим женщину, приехавшую отдохнуть в санаторий. Одета она в красную куртку, цвет которой оживляет картину. Справа от дороги бежит скорый товарный поезд. Наверное, он везет в столицу строительные материалы. Лента железной дороги расположена на большой снежной горе. Низко стелется дым от поезда, можно услышать перестук колес на рельсах. Внизу виднеется туннель, который защищает асфальтированную дорогу от затопления в весеннее время. Поезд и машина помогают автору отразить стремительный бег времени. Слева от дороги изображен сосновый бор с остроконечными деревьями, которые уходят своими вершинами в небо. Между соснами виднеется санаторий. Это прекрасное место отдыха для людей. Санаторий трудно разглядеть, потому что на него падают тени от деревьев. Вдалеке виднеется посадка. Кажется, что рядом находится промышленный город. Нисский удачно на этой картине соединил яркие и темные краски. День был солнечный, а сейчас сумерки. На снегу холодные синеватые тени. Много в картине розового цвета. Он чувствуется даже в голубых тенях и в серых облаках, освещенных заходящим солнцем. Картина создает радостное настроение. Этому способствует и содержание картины, и ее колорит. Эта картина очень необычна. Нисскому свойственно рисовать прямыми, четкими линиями. Это можно видеть в изображении дороги, насыпи, облаков, теней.

У других художников этой особенности нет. Мне очень понравилась эта картина своими яркими красками, прекрасным пейзажем. Захотелось выйти покататься на лыжах и полюбоваться чудесной русской природой

Составляют

и произносят монологи, слушают одноклассников, оценивают их. Отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные сочинения

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог

урока)

Заключительная беседа по вопросам

– Что нового узнали на уроке?

– Какой диалог вам кажется наиболее точным и интересным? Почему?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

– Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке?

– Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом

Определяют свое эмоциональное состояние на уро-ке. Заполняют дневники достижений

Индивидуальная

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность

Листы обратной
связи

 


Урок 146. УСТНОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО

Урок 146. УСТНОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО

Организационная структура (сценарий) урока

Организационная структура (сценарий) урока

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях

Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа

Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа

Групповая Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков

Групповая Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков

Сообщение подготовленного ученика о худож-нике

Сообщение подготовленного ученика о худож-нике

Вот как о создании этих картин рассказал художник

Вот как о создании этих картин рассказал художник

Рассмотрев внимательно картины этого художника, мы должны выяснить, в чем особенность его пейзажей

Рассмотрев внимательно картины этого художника, мы должны выяснить, в чем особенность его пейзажей

Выполнение творческих заданий на повышение орфографической зоркости, развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля

Выполнение творческих заданий на повышение орфографической зоркости, развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике

Москву товарный поезд. Под горой виднеется туннель, куда весной стекает вода

Москву товарный поезд. Под горой виднеется туннель, куда весной стекает вода

Нисский хочет, чтобы зрители почувствовали стремительный бег времени

Нисский хочет, чтобы зрители почувствовали стремительный бег времени

Регулятивные: само-стоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плануЗадают вопросы для уточнения информации

Регулятивные: само-стоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плануЗадают вопросы для уточнения информации

На выставке в 1957 году живописец представил новую свою картину, которая называлась «Февраль

На выставке в 1957 году живописец представил новую свою картину, которая называлась «Февраль

Внизу виднеется туннель, который защищает асфальтированную дорогу от затопления в весеннее время

Внизу виднеется туннель, который защищает асфальтированную дорогу от затопления в весеннее время

Нисскому свойственно рисовать прямыми, четкими линиями

Нисскому свойственно рисовать прямыми, четкими линиями

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2017