Урок 15. «Понятие о сложном предложении»
Оценка 4.6

Урок 15. «Понятие о сложном предложении»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
08.03.2018
Урок 15. «Понятие о сложном предложении»
Цели урока: - продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; - повторить основные речеведческие понятия; - отработать постановку знаков препинания в сложных предложениях - повторить знаки препинания в простом осложненном предложении - формирование нравственных понятий Оборудование : тексты на каждого ученика с пропусками букв и знаков препинания, высказывание Л.Н.Толстого «Счастлив тот, кто счастлив дома» Л.Н.Толстой
Урок 15. «Понятие о сложном предложении» 2.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 с.Серноводское» Сунженского муниципального района Урок по русскому языку на тему: «Понятие о сложном предложении» 9 класс. Учитель русского языка и литературы: Заруева З.Х. Урок 15. «Понятие о сложном предложении» Цели урока: ­ продолжить формирование и закрепление у учащихся  навыков работы с текстом; ­ повторить основные речеведческие понятия; ­ отработать постановку знаков препинания в сложных  предложениях  ­ повторить знаки препинания в простом осложненном  предложении ­ формирование нравственных понятий Оборудование : тексты на каждого ученика с пропусками букв и  знаков препинания, высказывание Л.Н.Толстого  «Счастлив тот, кто счастлив дома» Л.Н.Толстой Вступительное слова учителя.  Сегодняшний урок мне бы хотелось начать словами Л.Н.Толстого (Знакомство с эпиграфом  урока). И это не случайно, ведь семья, пожалуй, – это самое важное в жизни человека ­ Как вы понимаете слова писателя? (Человек не может быть счастливым, если в семье он не понят, не любим, если в семье  нет мира и согласия. Как бы ни был он востребован на работе, каким бы успешным он не  был, без семейного очага человек ­ сирота ). ­ Как вы понимаете слово «семья»? Что возникает в вашем воображении, когда вы его  произносите? (Семья – это близкие люди, связанные родственными узами. Когда произносишь это слово, перед глазами встают самые родные люди: папа, мама, бабушка. Семья – это улыбка  мамы, доброе слово отца, ласковые руки бабушки… ) ­Что еще, кроме родственных связей, объединяет людей в семье? (Забота друг о друге, помощь друг другу, доверие, взаимоуважение, теплота и, конечно,  бескорыстная любовь) ­  Почему, на ваш взгляд, в последнее время так много говорят о роли семьи в жизни человека?  (Все в человеке начинается с семьи. Именно в семье формируется личность) ­Как вы думаете, почему в последнее время часто распадаются семьи ,в чем причина?  (Называются различные причины: нежелание понять друг друга, неумение преодолеть  трудности, пойти на компромисс, неумение по­настоящему любить и т.д) Учитель подводит итог беседы Справедливо говорят: « Семья – шедевр природы» Создать хорошую семью нелегко, а сохранить еще труднее. Беды и радости бывают в каждой  семье, но достойно преодолеть конфликт удается далеко не всем; не хватает житейской  мудрости. Именно этому, то есть житейской мудрости, учат нас пословицы и поговорки.  Давайте вспомним некоторые из них: «Не нужен клад, коли в семье лад» «Согласную семью и горе не берет» ­ Скажите, а может быть человек счастлив только в семье, не взирая на то, что творится  вокруг? (Человек – это часть общества. Существовать вне общества, вне его проблем и  условностей он не может. И быть счастливым отдельно от своего народа невозможно.) 2. Работа с текстом.  ­ А теперь обратимся к тексту А.П.Чехова (Поскольку текст с пропусками букв и знаков препинания, учитель читает его сам) Семейная идиллия. 1) Из гимназии Никитин шел на частные уроки и когда, наконец, в шестом часу он возвращался домой, то чувствовал и радость, и тревогу, как будто не был дома целый год. 2) Он вбегал по  лестнице, запыхавшись, находил Маню, обнимал ее, целовал и клялся, что любит ее, жить без  нее не может, уверял, что страшно соскучился, и со страхом спрашивал ее, здорова ли она и  отчего у нее такое невеселое лицо. 3) Потом вдвоем обедали.  4) Самыми счастливыми днями у него были воскресенья и праздники, когда он с утра до вечера оставался дома. 5)В эти дни он принимал участие в наивной, но необыкновенно приятной  жизни, напоминавшей ему идиллию. 6)Он, не переставая, наблюдал, как его разумная и  положительная Маня устраивала гнездо, и сам тоже, желая показать, что он не лишний в доме, делал что­нибудь бесполезное, например, выкатывал из сарая шарабан и оглядывал его со всех  сторон.  7)Манюся завела от трех коров настоящее молочное хозяйство, и у нее в погребе было много  кувшинов с молоком и горшочков со сметаной. (А.П.Чехов) (Вопрос можно задать сразу после чтения заголовка) ­Как вы понимаете заглавие текста? Что такое идиллия? (Идиллия – состояние внутренней и внешней тишины, гармонии,  умиротворенности. ) ­О чем этот текст? Какова его тема? (Изображение семейной жизни Никитиных) ­Какова идея текста? (Идея созвучна с эпиграфом урока ­ Счастлив тот, кто счастлив дома) ­В каком предложении заключена основная мысль текста? (Самыми счастливыми днями у него были воскресенья и праздники, когда он с утра до  вечера оставался дома.) ­ Укажите средство связи между 1 и 2 предложениями. (Личное местоимение) ­ Укажите средство связи между 1 и 2 абзацами. (Личное местоимение ) ­­ Определите тип речи. Обоснуйте свой ответ. (Это повествование. В тексте говорится о действиях, которые сменяются одно другим,  все показано в движении) ­Каков стиль текста? Обоснуйте свой ответ. (Это художественный стиль. Писатель рисует словами конкретные образы. Использует  эпитеты: невеселое лицо, наивная. приятная жизнь ) ­А как вы думаете, Никитин действительно любит свою жену? Что помогает нам понять его нетерпение? ( использование глаголов движения – вбегал, находил, обнимал, целовал, клялся, уверял,  спрашивал. В одном предложении восемь глаголов. Так человек ведет себя, когда он  влюблен) ­ Найдите в тексе синоним к слову дом. Почему автор его использует? ( Дом ­Гнездо. В смысле «уютное гнездышко») 3.Задание: Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.(Проверка: один  ученик объясняет вставленные буквы в 1 абзаце, второй – во втором)  ­ Назовите номера сложных предложений, составьте их схемы, дайте характеристику.  Сделайте по вариантам синтаксический разбор. (1, 2, 4, 6, 7) ­Назовите простое осложненное предложение. Чем оно осложнено? (5. осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом) ­ Какую роль играет обособленное обстоятельство в 6 предложении? (Добавочное действие к основному ­ делал(как?) желая показать.)  ­Чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных? (конкретизация  знаний) ­ Можем ли мы определить по тексту, как относится А.П.Чехов к подобной идиллии? (В тексте чувствуется некая ирония.: клялся, страшно соскучился, положительная Маня,  наивная жизнь, Манюся устраивала гнездо. он делал что­нибудь бесполезное…; автор  использует гиперболу: Жить без нее не может) ­ Как вы думаете, какова роль иронии? (­ Все понимают, какова роль семьи в жизни человека. И Чехов показывает, насколько  важно быть счастливым в семье. Однако вряд ли семейная жизнь может быть идиллией  на протяжении долгого времени. Каждой семье суждено пережить и невзгоды, и горести, и трудности, и разочарования. Ведь не зря говорится: «Жизнь пройти – не поле перейти»)  ­Чехов иронизирует над мещанством героев, показывает мелочность их интересов. Для  полного счастья недостаточно всего этого, нужно нечто большее) ­ А как вы думаете, что необходимо человеку для полного счастья, и может ли быть человек  абсолютно счастлив? Задание: Прочтите текст 4. Итог урока. Оценки. Домашнее задание: Сочинение­рассуждение: «Счастлив тот, кто счастлив дома» использовать предложения разных видов)

Урок 15. «Понятие о сложном предложении»

Урок 15. «Понятие о сложном предложении»

Урок 15. «Понятие о сложном предложении»

Урок 15. «Понятие о сложном предложении»

Урок 15. «Понятие о сложном предложении»

Урок 15. «Понятие о сложном предложении»

Урок 15. «Понятие о сложном предложении»

Урок 15. «Понятие о сложном предложении»

Урок 15. «Понятие о сложном предложении»

Урок 15. «Понятие о сложном предложении»

Урок 15. «Понятие о сложном предложении»

Урок 15. «Понятие о сложном предложении»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018