Урок 1 02. Письменная нумерация в пределах 1000
Цели: учить выделять количество сотен, десятков, единиц в числе; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять в трехзначном числе количество сотен, десятков, единиц; решать задачи изученных видов; анализировать и делать выводы; работать в группах; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1 Устный счет
Игра «Поставь машину в гараж»
(На доске нарисованы два гаража, на них записаны ответы. На карточках с машинами записаны примеры. Учащиеся решают пример и ставят машину под нужным гаражом.)
2. Работа над задачами
- Дополните задачи числовыми данными и вопросами и решите их.
• В ларек привезли 24 пары сапог и 12 пар туфель.
• На первой полке 84 книги. Это на □ книги больше, чем на второй полке. Сколько книг на второй полке?
• На катке было 48 детей. С катка ушли □ мальчиков. Сколько детей осталось на катке?
• В школе 920 детей, из них 520 девочек.
3. Минутка для любознательных
(Работа в группах. Каждая группа получает треугольник, ножницы.)
- Как из этой фигуры при помощи одного разреза сделать квадрат?
Решение:
III. Самоопределение к деятельности
В древности люди считали на пальцах, и если предметов было много, то к счету привлекали несколько человек. Один считал единицы, второй — десятки, а третий — сотни, т. е. десятки десятков. Он загибал один палец лишь после того, как у второго человека оказались загнутыми все пальцы обеих рук. При этом говорили так: пять пальцев третьего человека, восемь пальцев второго и шесть пальцев первого. Называя только одно число, приходилось говорить очень долго. Постепенно фразы стали короче. Вместо «палец второго человека» появилось слово «десять», а вместо «палец третьего человека» — «сто».
— Давайте попробуем посчитать так, как считали в древности.
(К доске выходят три ученика. Им нужно пальцами показать числа, которые будут называть учащиеся, сидящие на местах. Первый справа показывает единицы, второй - десятки, третий - сотни.)
- Сколько десятков в 1 сотне? (10 десятков.)
- Сколько единиц в 1 сотне? (100единиц.) (Учитель делает запись на доске.)
1 сот. = 10 дес. = 100 ед.
- А 10 сотен — это сколько десятков? (10.)
- Сколько единиц в 10 сотнях? (1000.) (Учитель делает запись на доске.)
10 сот. = 100 дес. = 1000 ед.
- Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Определять количество сотен, десятков и единиц в числах.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Рассмотрите рисунок на с. 51. Назовите число.
- Сколько в нем сотен, десятков, единиц?
№ 1(с. Я).
(Коллективное выполнение с комментированием и записью на доске.)
Образец записи: 150 = 15 дес. 300 = 3 сот. 25 дес. = 250 ед. №2 (с. 51).
- Прочитайте задание 1.
- Сколько сантиметров составляет рост мальчика? Запишите. (1м 27 см = 127 см.)
- Измерьте друг друга сантиметровой лентой и запишите свой рост.
(Проверка. Самостоятельное выполнение задания 2. Взаимопроверка.)
V. Физкультминутка
Раз, два — дружно встали, (Шаги на месте.)
Руки прямо мы поставим. (Руки на поясе.)
Три, четыре - разведем, (Руки в стороны.)
Заниматься мы начнем. (Наклоны вперед с касанием носка правой ноги левой рукой, а носка левой ноги — правой рукой.)
С пятки станем на носок, (Встать на носочки, руки на поясе.)
Вправо, влево посмотрели, (Повороты головы вправо и влево.)
На носочках мы присели (Присесть.)
И, как птички, полетели. (Учащиеся разбегаются по классу.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№6 (с. 51).
— Прочитайте задачу 1.
— Сделаем краткую запись. Назовите ключевые слова в условии задачи. (Первая сторона, вторая сторона, третья сторона.)
— Что обозначает число 18? (Длину первой стороны.)
— Что обозначает число 14? (Длину третьей стороны.)
— Что известно о второй стороне? (Ее длина в 3 раза меньше, чем длина первой стороны.)
— Что нужно найти? (Периметр треугольника.)
— Что такое периметр? (Сумма длин сторон фигуры.)
— Запишите решение задачи самостоятельно. (Устное выполнение задания 2.)
№3(с.51). (Самостоятельное выполнение. Предварительно необходимо повторить соотношения единиц длины. Если класс слабый, можно закрепить на доске карточку-помощницу. Один ученик работает у доски. Проверка.)
2. Проверочная работа
(См.: тетрадь «Проверочные работы», с. 68-69.)
VII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— Что нового вы открыли для себя?
— О чем вы расскажете родителям?
Домашнее задание
Учебник: №7 (с. 51). Рабочая тетрадь: № 21 (с. 45).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.