Урок 22. ОХРАНА ЖИВОТНЫХ

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели деятельности учителя: Образовательная: способствовать формированию представлений о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных; создать условия для ознакомления учащихся с представителями животных Красной книги. Развивающая: способствовать развитию речи учащихся, умений делать выводы, анализировать свои ответы и ответы товарищей. Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к природе, животному миру. Оборудование: учебник; стенд «Как прекрасен этот мир!» (фотографии, рисунки редких животных); выставка книг по изучаемой теме; кроссворд (плакат или вычерчен на доске); схемы «Правила поведения в природе» (о животных); аудиозапись «Звуки леса», магнитофон.
Иконка файла материала Урок 22. Охрана животных.docx
У р о к   22. ОХРАНА ЖИВОТНЫХ Ц е л и   д е я т е л ь н о с т и   у ч и т е л я : Образовательная:  способствовать   формированию   представлений   о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных;   создать   условия   для   ознакомления   учащихся   с   представителями животных Красной книги. Развивающая:  способствовать   развитию   речи   учащихся,   умений   делать выводы, анализировать свои ответы и ответы товарищей. Воспитательная:  содействовать   воспитанию   бережного   отношения   к природе, животному миру. О б о р у д о в а н и е : учебник; стенд «Как прекрасен этот мир!» (фотографии, рисунки редких животных); выставка книг по изучаемой теме; кроссворд (плакат или вычерчен на доске); схемы «Правила поведения в природе» (о животных); аудиозапись «Звуки леса», магнитофон. С ц е н а р и й   у р о к а I. Организация начала урока. Снег всю землю покрывает И деревья одевает. Что­то он сказать хотел, II. Повторение изученного материала. – На предыдущих уроках вы изучали темы о животных. Для проверки ваших К нам к окошку подлетел. Он решил нам подсказать, Что урок пора начать. знаний о животных, я предлагаю выполнить задания:  – На какие группы можно разделить всех животных?  (Звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся.)  –   Какие   животные   откладывают   яйца?  (Птицы,   пресмыкающиеся, насекомые.) – Кто мечет икру? (Земноводные, рыбы.) – Похожи ли детеныши животных млекопитающих на своих родителей? – Кто и как развивается? Ответьте устно, какие слова пропущены (на доске). Яйцо – … – взрослая птица.   Икринка – … – взрослая лягушка. … – малёк – взрослая рыба. Яйцо – личинка – … – бабочка. Тест 1. Сколько ног у насекомых? а) Восемь; б) шесть; в) четыре.2. Кто выкармливает детёнышей молоком? а) Земноводные;  б) рыбы; 3. Органы дыхания насекомых: б) лёгкие; а) жабры; в) млекопитающие. в) трахеи. 4. Жаба, тритон, лягушка – это… а) рыбы; б) земноводные;  в) пресмыкающиеся. 5. Как размножаются млекопитающие? а) Откладывают яйца; б) вымётывают икру; в) рождают живых детёнышей. 6. У какой группы животных тело покрыто голой влажной кожей? а) Пресмыкающиеся; б) земноводные; в) млекопитающие. 7. Орган вкуса млекопитающих: а) волоски на теле; б) язык; 8. Орган осязания насекомых: в) глаза. а) усики; б) волоски на теле; в) язык. 9. У какой группы животных тело покрыто чешуёй? а) Пресмыкающиеся; б) земноводные; в) рыбы. 10. Пескарь, щука, плотва – это… а) насекомые; б) рыбы; в) птицы. III. Сообщение темы и целей урока. – Переместимся в сказочный лес, наполненный звуками природы. Звучит аудиозапись «Звуки леса». – Как прекрасен этот мир и как великолепны творения природы! Ими бы только восхищаться, удивляться выдумками природы, если бы не одно тягостное обстоятельство: многим из животных угрожает опасность исчезновения с лица Земли. Чтобы узнать тему урока, прослушайте стихотворение. Учитель читает стихотворение: Звери, рыбы, пауки и птицы Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.–   Кто   догадался,   о   чем   мы   будем   говорить?  (Ответы   учащихся.)  Тема нашего урока «Охрана животных».  –  На   этом   уроке  вы   вспомните,  какое   значение   имеют   животные   в  жизни человека и растений, почему нужно охранять животных, как надо относиться к окружающему миру. IV. Изучение нового материала. 1. Значение животных в жизни человека и растений. – К нам пришло письмо с просьбой о помощи. Прочитаем его. Ученик открывает конверт и зачитывает письмо: «Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, им мой не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Я одна уничтожаю за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна. Вся беда в том, что нас становится все меньше». –   Кто   обратился   к   нам   за   помощью?  (Сова.)  (Учитель   демонстрирует рисунок.) – Что вы узнали об этой птице из письма? –   Какую   помощь   мы   могли   бы   оказать   этой   птице?  (Высказывания учащихся.) – Ребята давайте позволим Сове остаться у нас на уроке и помогать нам! – Какое значение имеют животные в жизни человека и в природе? Ш Пища (молоко, мясо, яйца, мед). Ш Одежда (шерсть, кожа, замша). Ш Обувь (кожа, замша, валяная шерсть).  Ш Лекарства (яд змей, пчелиные продукты).  Ш Помощники (собака, лошадь, кошка, верблюд). Ш Предметы домашней обстановки (ковры, подушки). Ш Красота природы. Ш Помощь растениям. – Как вы думаете, почему многих животных становится меньше на Земле? (Высказывания учащихся.) Причины исчезновения животных: Ш Ш Ш Ш Ш  Вырубка лесов.  Уничтожение растений.  Загрязнение воды.  Охота.  Разрушение и загрязнение почв.2. Знакомство с животными Красной книги. Беседа. –   С   начала   XVII   века   на   Земле   вымерло   более   500   видов   животных,   в основном по вине человека. Поэтому люди решили выпустить Красную книгу. – Для чего нужна Красная книга? (Она нас информирует,  какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу.) – А как вы думаете, почему назвали   книгу именно красной, а не желтой, синей? (Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.) Красная книга – это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях. На составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет. В нее уже   записано   295   видов   зверей,   312   видов   птиц.   Но   записать   животное   или растение в Красную книгу – еще не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги о том, чтобы не навредить всему живому. – Животные играют огромную роль в природе.  – Давайте послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране, все они занесены в Красную книгу.  Рассказы учащихся о животных.  Жук­красотел  особенно   известен.   Он   красивого   темно­синего   цвета   с золотисто­зелеными, имеющими обычно красный отлив надкрыльями, длина 24– 32 миллиметра. Этот вид очень полезен, так как истребляет вредных гусениц и других лесных вредителей. Активный хищник охотится днем. Один жук может уничтожить за время своей жизни до 900 больших гусениц. В последние годы численность   резко   сократилась.   Красотел   относится   к   исчезающим   видам   и занесен в Красную книгу России. Тигр  –   прекрасный     охотник.     Он     быстро     бегает,   способен     долго преследовать добычу. Обычно он нападает из засады. Любимая его добыча – олени, дикие свиньи, антилопы. Если охота неудачна, тигр ест лягушек, мышей, саранчу. Когда­то их было много, а теперь тигры стали редкими животными, потому  что   их   уничтожали   из­за  красивого   ценного  меха.  Оказался   на  грани вымирания амурский тигр – самый крупный подвид тигра в мире. Его длина более 3 метров. Сильный, ловкий, красивый зверь. Живёт в лесах на востоке нашей страны. Сейчас тигры взяты под охрану во всём мире. Фламинго встречаются в Евразии, Африке и Южной Америке. Они населяют мелководные   солёные   озёра   и   морские   отмели.   Эта   птица   обладает   самой длинной шеей и самыми длинными ногами. Оперение у фламинго рыхлое, ярко­розовое. Крылья – короткие и широкие. Изогнутый коленообразный клюв имеет своеобразный цедильный аппарат. С его помощью фламинго отцеживают из ила мелких рачков, моллюсков и водоросли, которыми питаются. Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым клювом и ходят 2 года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд. Морж  – самое крупное ластоногое животное  Северного полушария. Длина его тела достигает 4 метров, а масса – около двух тонн. Живут моржи только на мелководных   участках   морей.   Питаются   они   моллюсками,   червями, ракообразными,   со дна. Когда­то моржи водились во всех арктических морях, их насчитывали сотни   и   даже   тысячи.   Теперь   эти   звери   уцелели   в   считанных   местах.   Но современные   условия   обитания   не   дают   гарантии   того,   что   эти   животные сохранятся на долгие годы.   морскими   достают которых   ракушками,   Владыка Арктики –  белый медведь. Это самый крупный зверь. Живёт он почти 40 лет. У него нет постоянного дома. У медведицы бывает 2–3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Весит медвежонок 800 граммов, а длина туловища – 30 сантиметров, подошвы лапок голые, коготки прозрачные. А нос розовый. Питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. Издавна люди охотятся   на   белых   медведей.   Они   используют   их   мясо   в   пищу,   жир   –   для хозяйственных целей, шкуру – для одежды. В результате началось сокращение численности белых медведей. – Большое спасибо! Нашей мудрой Сове очень понравились  рассказы ребят, а вам? 3. Где звери могут найти защиту. Работа по учебнику (с. 106). – Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых пока еще много. Это хорошо вам известные белки, бурундучки, синицы, галки, лягушки, жабы. – Каких животных удалось спасти? (Бобра, соболя.) – Как вы думаете, где смогут звери найти защиту и понимание? (В зоопарке, заповеднике, национальных парках.) – А кто поможет найти ответ – для чего нужны заповедники? – Для чего нужны зоопарки? – Что такое заказники? 4. Правила друзей природы (экологические правила).  Работа с экологическими знаками.– Мудрая Сова опасается вас пропускать в лес, она не совсем уверена, что вы знаете   правила   поведения   в   природе.   По   дороге   в   лес   она   расставила экологические знаки и просит их разъяснить. Учитель раздает учащимся экологические знаки. – Сова с радостью приглашает вас в лес, где вы будете настоящими друзьями природы. А кто забудет эти правила, вы можете их найти в учебнике (с. 109). Тестирование. Тест 1. Многие растения… , они применяются в медицине: а) красивые;  б) лекарственные;  в) высокие. 2.   Редкие   растения   запрещено   собирать.   Под   особой   защитой   они находятся… а) в заповедниках; б) на приусадебном участке; в) на бульварах и скверах. 3. Где выращивают редкие растения, привезенные со всего мира? а) В парках; б) в скверах; в) в ботанических садах. 4. Какие животные занесены в Красную книгу? а) Тигр, морж, фламинго, орел, беркут; б) корова, лошадь, гусь, петух; в) свинья, овца, утка, индюк. 5. Некоторые виды животных уже спасены. Назови их: а) белка, заяц, кабан;  б) бобр, соболь, куница;  в) лось, лиса, волк. 6. Каким животным помогут люди, если будут охранять в лесу ели и сосны? а) Клесту, белке, дятлу; б) рябчику, лосю, зайцу; в) рыси, медведю, ястребу. V. Закрепление изученного материала. Творческая работа. –   Представьте   себе,   что   вы   являетесь   членом   общества   охраны   природы. Какой знак охраны животных вы бы создали? Нарисуйте этот знак. VI. Итог урока.– Приведите примеры положительного влияния человека на природу.  – А что мы с вами можем сделать для охраны животных? Берегите и охраняйте природу! Ведь как ты будешь относиться к природе, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный. – Заканчивая урок, мне бы хотелось прочесть вам такое обращение­призыв: Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы! Убивайте лишь зверей внутри себя! Все мы должны помнить слова русского писателя М. М. Пришвина в сказке «Моя родина»: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину!» Рефлексия. Выскажите свое мнение, опираясь на фразу: «Сегодня на уроке окружающего мира я…». Клятва:            Мы обещаем: Нор звериных, птичьего гнезда Разорять не будем никогда! Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живется с нами рядом! Домашнее задание: учебник, с. 106–110; подготовить сообщение о животных из Красной книги.