Цели деятельности учителя:
Образовательная: способствовать формированию представлений о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных; создать условия для ознакомления учащихся с представителями животных Красной книги.
Развивающая: способствовать развитию речи учащихся, умений делать выводы, анализировать свои ответы и ответы товарищей.
Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к природе, животному миру.
Оборудование: учебник; стенд «Как прекрасен этот мир!» (фотографии, рисунки редких животных); выставка книг по изучаемой теме; кроссворд (плакат или вычерчен на доске); схемы «Правила поведения в природе» (о животных); аудиозапись «Звуки леса», магнитофон.
У р о к 22. ОХРАНА ЖИВОТНЫХ
Ц е л и д е я т е л ь н о с т и у ч и т е л я :
Образовательная:
способствовать формированию представлений о
негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов
животных; создать условия для ознакомления учащихся с представителями
животных Красной книги.
Развивающая: способствовать развитию речи учащихся, умений делать
выводы, анализировать свои ответы и ответы товарищей.
Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к
природе, животному миру.
О б о р у д о в а н и е : учебник; стенд «Как прекрасен этот мир!» (фотографии,
рисунки редких животных); выставка книг по изучаемой теме; кроссворд (плакат
или вычерчен на доске); схемы «Правила поведения в природе» (о животных);
аудиозапись «Звуки леса», магнитофон.
С ц е н а р и й у р о к а
I. Организация начала урока.
Снег всю землю покрывает
И деревья одевает.
Чтото он сказать хотел,
II. Повторение изученного материала.
– На предыдущих уроках вы изучали темы о животных. Для проверки ваших
К нам к окошку подлетел.
Он решил нам подсказать,
Что урок пора начать.
знаний о животных, я предлагаю выполнить задания:
– На какие группы можно разделить всех животных? (Звери, птицы, рыбы,
насекомые, земноводные, пресмыкающиеся.)
– Какие животные откладывают яйца? (Птицы, пресмыкающиеся,
насекомые.)
– Кто мечет икру? (Земноводные, рыбы.)
– Похожи ли детеныши животных млекопитающих на своих родителей?
– Кто и как развивается? Ответьте устно, какие слова пропущены (на доске).
Яйцо – … – взрослая птица.
Икринка – … – взрослая лягушка.
… – малёк – взрослая рыба.
Яйцо – личинка – … – бабочка.
Тест
1. Сколько ног у насекомых?
а) Восемь;
б) шесть;
в) четыре.2. Кто выкармливает детёнышей молоком?
а) Земноводные;
б) рыбы;
3. Органы дыхания насекомых:
б) лёгкие;
а) жабры;
в) млекопитающие.
в) трахеи.
4. Жаба, тритон, лягушка – это…
а) рыбы;
б) земноводные;
в) пресмыкающиеся.
5. Как размножаются млекопитающие?
а) Откладывают яйца;
б) вымётывают икру;
в) рождают живых детёнышей.
6. У какой группы животных тело покрыто голой влажной кожей?
а) Пресмыкающиеся;
б) земноводные;
в) млекопитающие.
7. Орган вкуса млекопитающих:
а) волоски на теле;
б) язык;
8. Орган осязания насекомых:
в) глаза.
а) усики;
б) волоски на теле;
в) язык.
9. У какой группы животных тело покрыто чешуёй?
а) Пресмыкающиеся;
б) земноводные;
в) рыбы.
10. Пескарь, щука, плотва – это…
а) насекомые;
б) рыбы;
в) птицы.
III. Сообщение темы и целей урока.
– Переместимся в сказочный лес, наполненный звуками природы.
Звучит аудиозапись «Звуки леса».
– Как прекрасен этот мир и как великолепны творения природы! Ими бы
только восхищаться, удивляться выдумками природы, если бы не одно тягостное
обстоятельство: многим из животных угрожает опасность исчезновения с лица
Земли. Чтобы узнать тему урока, прослушайте стихотворение.
Учитель читает стихотворение:
Звери, рыбы, пауки и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.– Кто догадался, о чем мы будем говорить? (Ответы учащихся.) Тема
нашего урока «Охрана животных».
– На этом уроке вы вспомните, какое значение имеют животные в жизни
человека и растений, почему нужно охранять животных, как надо относиться к
окружающему миру.
IV. Изучение нового материала.
1. Значение животных в жизни человека и растений.
– К нам пришло письмо с просьбой о помощи. Прочитаем его.
Ученик открывает конверт и зачитывает письмо:
«Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, им мой не нравится, и глаза,
говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если
бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Я одна уничтожаю за лето
1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна. Вся беда в том, что
нас становится все меньше».
– Кто обратился к нам за помощью? (Сова.) (Учитель демонстрирует
рисунок.)
– Что вы узнали об этой птице из письма?
– Какую помощь мы могли бы оказать этой птице? (Высказывания
учащихся.)
– Ребята давайте позволим Сове остаться у нас на уроке и помогать нам!
– Какое значение имеют животные в жизни человека и в природе?
Ш Пища (молоко, мясо, яйца, мед).
Ш Одежда (шерсть, кожа, замша).
Ш Обувь (кожа, замша, валяная шерсть).
Ш Лекарства (яд змей, пчелиные продукты).
Ш Помощники (собака, лошадь, кошка, верблюд).
Ш Предметы домашней обстановки (ковры, подушки).
Ш Красота природы.
Ш Помощь растениям.
– Как вы думаете, почему многих животных становится меньше на Земле?
(Высказывания учащихся.)
Причины исчезновения животных:
Ш
Ш
Ш
Ш
Ш
Вырубка лесов.
Уничтожение растений.
Загрязнение воды.
Охота.
Разрушение и загрязнение почв.2. Знакомство с животными Красной книги.
Беседа.
– С начала XVII века на Земле вымерло более 500 видов животных, в
основном по вине человека. Поэтому люди решили выпустить Красную книгу.
– Для чего нужна Красная книга? (Она нас информирует, какие растения и
животные в опасности. Она призывает изучать природу.)
– А как вы думаете, почему назвали книгу именно красной, а не желтой,
синей? (Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных,
не губите растения.)
Красная книга – это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это
лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.
На составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет. В нее
уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц. Но записать животное или
растение в Красную книгу – еще не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги
о том, чтобы не навредить всему живому.
– Животные играют огромную роль в природе.
– Давайте послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране,
все они занесены в Красную книгу.
Рассказы учащихся о животных.
Жуккрасотел особенно известен. Он красивого темносинего цвета с
золотистозелеными, имеющими обычно красный отлив надкрыльями, длина 24–
32 миллиметра. Этот вид очень полезен, так как истребляет вредных гусениц и
других лесных вредителей. Активный хищник охотится днем. Один жук может
уничтожить за время своей жизни до 900 больших гусениц. В последние годы
численность резко сократилась. Красотел относится к исчезающим видам и
занесен в Красную книгу России.
Тигр – прекрасный охотник. Он быстро бегает, способен долго
преследовать добычу. Обычно он нападает из засады. Любимая его добыча –
олени, дикие свиньи, антилопы. Если охота неудачна, тигр ест лягушек, мышей,
саранчу. Когдато их было много, а теперь тигры стали редкими животными,
потому что их уничтожали изза красивого ценного меха. Оказался на грани
вымирания амурский тигр – самый крупный подвид тигра в мире. Его длина
более 3 метров. Сильный, ловкий, красивый зверь. Живёт в лесах на востоке
нашей страны. Сейчас тигры взяты под охрану во всём мире.
Фламинго встречаются в Евразии, Африке и Южной Америке. Они населяют
мелководные солёные озёра и морские отмели. Эта птица обладает самой
длинной шеей и самыми длинными ногами. Оперение у фламинго рыхлое, яркорозовое. Крылья – короткие и широкие. Изогнутый коленообразный клюв имеет
своеобразный цедильный аппарат. С его помощью фламинго отцеживают из ила
мелких рачков, моллюсков и водоросли, которыми питаются. Детёныши этих
птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым клювом и ходят 2 года в
сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд.
Морж – самое крупное ластоногое животное Северного полушария. Длина
его тела достигает 4 метров, а масса – около двух тонн. Живут моржи только на
мелководных участках морей. Питаются они моллюсками, червями,
ракообразными,
со дна. Когдато моржи водились во всех арктических морях, их насчитывали
сотни и даже тысячи. Теперь эти звери уцелели в считанных местах. Но
современные условия обитания не дают гарантии того, что эти животные
сохранятся на долгие годы.
морскими
достают
которых
ракушками,
Владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный зверь. Живёт он
почти 40 лет. У него нет постоянного дома. У медведицы бывает 2–3 малыша.
Медвежата появляются на свет беспомощными. Весит медвежонок 800 граммов,
а длина туловища – 30 сантиметров, подошвы лапок голые, коготки прозрачные.
А нос розовый. Питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. Издавна люди
охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для
хозяйственных целей, шкуру – для одежды. В результате началось сокращение
численности белых медведей.
– Большое спасибо! Нашей мудрой Сове очень понравились рассказы ребят, а
вам?
3. Где звери могут найти защиту.
Работа по учебнику (с. 106).
– Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых пока еще
много. Это хорошо вам известные белки, бурундучки, синицы, галки, лягушки,
жабы.
– Каких животных удалось спасти? (Бобра, соболя.)
– Как вы думаете, где смогут звери найти защиту и понимание? (В зоопарке,
заповеднике, национальных парках.)
– А кто поможет найти ответ – для чего нужны заповедники?
– Для чего нужны зоопарки?
– Что такое заказники?
4. Правила друзей природы (экологические правила).
Работа с экологическими знаками.– Мудрая Сова опасается вас пропускать в лес, она не совсем уверена, что вы
знаете правила поведения в природе. По дороге в лес она расставила
экологические знаки и просит их разъяснить.
Учитель раздает учащимся экологические знаки.
– Сова с радостью приглашает вас в лес, где вы будете настоящими друзьями
природы. А кто забудет эти правила, вы можете их найти в учебнике (с. 109).
Тестирование.
Тест
1. Многие растения… , они применяются в медицине:
а) красивые;
б) лекарственные;
в) высокие.
2. Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они
находятся…
а) в заповедниках;
б) на приусадебном участке;
в) на бульварах и скверах.
3. Где выращивают редкие растения, привезенные со всего мира?
а) В парках;
б) в скверах;
в) в ботанических садах.
4. Какие животные занесены в Красную книгу?
а) Тигр, морж, фламинго, орел, беркут;
б) корова, лошадь, гусь, петух;
в) свинья, овца, утка, индюк.
5. Некоторые виды животных уже спасены. Назови их:
а) белка, заяц, кабан; б) бобр, соболь, куница; в) лось, лиса, волк.
6. Каким животным помогут люди, если будут охранять в лесу ели и
сосны?
а) Клесту, белке, дятлу;
б) рябчику, лосю, зайцу;
в) рыси, медведю, ястребу.
V. Закрепление изученного материала.
Творческая работа.
– Представьте себе, что вы являетесь членом общества охраны природы.
Какой знак охраны животных вы бы создали? Нарисуйте этот знак.
VI. Итог урока.– Приведите примеры положительного влияния человека на природу.
– А что мы с вами можем сделать для охраны животных?
Берегите и охраняйте природу! Ведь как ты будешь относиться к природе,
люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.
– Заканчивая урок, мне бы хотелось прочесть вам такое обращениепризыв:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы!
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Все мы должны помнить слова русского писателя М. М. Пришвина в сказке
«Моя родина»: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.
В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса,
степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку
нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину!»
Рефлексия. Выскажите свое мнение, опираясь на фразу: «Сегодня на уроке
окружающего мира я…».
Клятва: Мы обещаем:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом!
Домашнее задание: учебник, с. 106–110; подготовить сообщение о животных
из Красной книги.