Урок 24 Правописание безударных личных окончаний

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Систематизировать ранее изученное о признаках безударных личных окончаний глаголов, отработать умения правильно писать безударные личные окончания глаголов в соответствии со спряжением глагола Комбинированный урок Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило употребления на письме ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени; уметь определять морфологические признаки глагола (время, лицо), употреблять ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованиюТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Иконка файла материала Урок 24 Правописание безударных личных окончаний.doc

Урок 24. Правописание безударных личных окончаний
-ишь, -ешь  в глаголах

Цель деятельности учителя

Систематизировать ранее изученное о признаках безударных личных окончаний глаголов, отработать умения правильно писать безударные личные окончания  глаголов в соответствии со спряжением глагола

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило употребления на письме ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени; уметь определять морфологические признаки глагола (время, лицо), употреблять ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

методы и формы
обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net                          http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://www.zavuch.info                                 http://festival.1september.ru/subjects

http://www.intergu.ru                        http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Инфинитив, спряжение

 

Организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

1. Мотивация (самоопределение)

к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово:

– Ребята, сегодняшний урок русского языка я бы хотела начать

с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости».

– Как вы понимаете ее смысл?

– Сегодня на уроке мы продолжим добывать новые знания, изучая «самую живую часть речи, обладающую огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий».

– Что это за часть речи? (Глагол.)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

Листы обратной
связи

2. Актуализация
и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, ответы

на вопросы

Слайд презентации с записанными словами:

Блест..шь, мечта..шь, плыв..шь, мелька..т, леж..те, помеша..те, по..т, меле..т.

– Прочитайте написанные глаголы. Поставьте в них ударение. Разделите их на две группы.

– Какие глаголы вошли в первую группу? (Глаголы с ударными личными окончаниями.)

– Как можно определить спряжение глаголов с ударными личными окончаниями? (Если в окончании гласная е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ут (-ют), это глаголы I спряжения. Если в окончании глагола гласная и, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ат (-ят), это глаголы II спряжения.)

– Назовите вторую группу глаголов. (Мечтаешь, мелькает, помешаете, мелеют. Это глаголы с безударными личными окончаниями.)

– Какую трудность вы видите в написании безударных личных окончаний глаголов? (Нечетко слышится гласная.)

– Определите тему сегодняшнего урока

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Фронтальная, групповая

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

Просмотр мультимедийной презентации «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

– Что нужно знать, чтобы правильно написать гласную в безударном личном окончании глагола? (Надо знать спряжение.)

– Спряжение глагола с безударным личным окончанием можно узнать по неопределенной форме. Напишите глаголы, которые вы видите на слайде, парами: неопределенная форма и соответству-ющий ей глагол в той форме, в какой он представлен на слайде (ходить – ходишь, резать – режешь, чистить – чистишь, желтеть – желтеешь, пилить – пилим, дуть – дуешь).

– Сравните полученные пары глаголов. Попытайтесь сделать вывод: как по неопределенной форме можно определить спряжение глаголов?

Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины.

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов

Фронтальная

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Листы обратной
связи

3. Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа, игра по группам

– Составим примерный план нашего рассуждения:

1) Что надо знать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола?

2) Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?

3) Какие глаголы относятся ко II и I спряжению?

– А теперь немного поиграем. Если услышите глагол, который оканчивается на -ить, хлопните два раза. Ели назову глагол, который оканчивается на любые другие буквы, топните два раза.

Клеить, думать, спасать, строить, успеть, купить, ломать, тянуть, спешить, сеять, рыть, зеленеть, встречать, помогать.

– Чтобы в дальнейшем не допускать ошибок при спряжении глаголов-исключений, я предлагаю вам выучить их в виде стихотворения. (У каждого на парте листок со стихотворением.)

Давайте прочитаем его.

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья:

Их на -е- спрягать нельзя.

В этих глаголах мы пишем лишь -и-:

Ты видишь, он видит, запомни смотри!

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Индивидуальная, групповая

Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следствен-ные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Устные ответы

4. Целеполагание
и постро-

ение проекта выхода из затруднения

Составление памятки,
беседа по вопросам

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

– Составим с вами памятку, чтобы не допускать ошибок в написании безударных личных окончаний глаголов.

Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода

Составляют памятки. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей

Групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Вопросы для уточ-нения информа- ции

5. твор-ческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Беседа, составление памяток-схем на основе текстов учебника или книг для
внеклассного чтения

Объясняет  правила организации работы
в группе.

Примерная памятка-схема

Знакомят с результатами работы группы, слушают
и обсуждают ответы това-рищей.

Записывают выводы в виде правил «Если… ,

то…»

Групповая,

индивидуальная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материалах учебников; учатся преобразовывать модели

с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы.

Составление памятки

6. Первичное закрепление
с комментирова-

нием
во внешней речи

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы

– Напишите предложение, ориентируясь на таблицу. Вставьте пропущенные буквы. Проспрягайте найденные глаголы, объясните, какую букву надо писать в личных окончаниях и почему.

•  Сияет со_нце, воды блещ_т,

   На всем улыбка, жизн_ во всем,

   Дерев_я радос_но тр_пещ_т,

   Купаясь в небе голубом.

•  Долины сохнут и п_стреют.

•  Ноч_ю в п_лях под н_певы метели

   Дремл_т, качаясь, бере_ки и ели.

•  Скоро теплый ветер юга все

   Пробуд_т ото сна,

   Скоро степи зап_стреют,

   Скоро светлая в_сна

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Оформляют памятки, записывают предло-жения

Индивидуальная, групповая

Личностные: оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относятся к учению, познавательной деятельности, приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные:
читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников

Листы обратной связи

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Обобщение
и систематизация знаний

и формирова-ние рациональных способов применения их
на практике.

Составление связных рассказов об изученных нормах, выполнение упражнений

– Соберите «разрезанные» пословицы. Запишите их, вставляя пропущенные орфограммы. Обозначьте спряжение глаголов, подчеркните глаголы-исключения.

1. Дареному коню в зубы не смотр_т.

2. За двумя зайцами погон_шься – ни одного не пойма_шь.

3. Солнце, как родная матушка, никогда
не обид_т.

4. Не та рука плоха, что держ_т свое, а та, что тян_т чужое.

5. Охотник слыш_т, как лес дыш_т.

Организует работу с сигнальными карточками.

– Какого спряжения глаголы встретились в пословицах?

•  Кто вперед смотрит, тот далеко видит.

•  Слышит  звон, да (не)знает, где он.

•  Бумага все стерпит.

•  Воду в решете не удержишь

Выполняют
задания, работают с сигнальными карточ-ками

Индивидуальная, групповая

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его
в решении учебной задачи.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

 

8. Включение в систему знаний
и повторение

Работа со словарями. Обобщение полученных сведений, оценивание результатов работы

– А теперь давайте поработаем со словарями и подготовим дидактический материал для наших следующих уроков. Составьте словарный диктант из глаголов неопределенной формы, которые есть в орфографическом словаре. Рядом припишите эти глаголы в форме 2-го лица ед. ч. и глаголы в форме 3-го лица мн. ч.

Составляют словарные диктанты. Отвечают на вопросы. Задают во-просы для уточнения информации

Фронтальная

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки

Оценивание работы учащихся
на уроке

9. Рефлексия учебной деятельности на
уроке

Заключительная  беседа по вопросам

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

Определяют свое эмоциональное состояние. Заполняют дневники достижений

Индивидуальная, групповая

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Листы обратной
связи

 


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также