Урок 24 Правописание безударных личных окончаний
Оценка 4.9

Урок 24 Правописание безударных личных окончаний

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
27.02.2017
Урок 24 Правописание безударных личных окончаний
Систематизировать ранее изученное о признаках безударных личных окончаний глаголов, отработать умения правильно писать безударные личные окончания глаголов в соответствии со спряжением глагола Комбинированный урок Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило употребления на письме ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени; уметь определять морфологические признаки глагола (время, лицо), употреблять ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованиюТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Урок 24 Правописание безударных личных окончаний.doc

Урок 24. Правописание безударных личных окончаний
-ишь, -ешь  в глаголах

Цель деятельности учителя

Систематизировать ранее изученное о признаках безударных личных окончаний глаголов, отработать умения правильно писать безударные личные окончания  глаголов в соответствии со спряжением глагола

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило употребления на письме ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени; уметь определять морфологические признаки глагола (время, лицо), употреблять ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

методы и формы
обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net                          http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://www.zavuch.info                                 http://festival.1september.ru/subjects

http://www.intergu.ru                        http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Инфинитив, спряжение

 

Организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

1. Мотивация (самоопределение)

к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово:

– Ребята, сегодняшний урок русского языка я бы хотела начать

с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости».

– Как вы понимаете ее смысл?

– Сегодня на уроке мы продолжим добывать новые знания, изучая «самую живую часть речи, обладающую огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий».

– Что это за часть речи? (Глагол.)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

Листы обратной
связи

2. Актуализация
и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, ответы

на вопросы

Слайд презентации с записанными словами:

Блест..шь, мечта..шь, плыв..шь, мелька..т, леж..те, помеша..те, по..т, меле..т.

– Прочитайте написанные глаголы. Поставьте в них ударение. Разделите их на две группы.

– Какие глаголы вошли в первую группу? (Глаголы с ударными личными окончаниями.)

– Как можно определить спряжение глаголов с ударными личными окончаниями? (Если в окончании гласная е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ут (-ют), это глаголы I спряжения. Если в окончании глагола гласная и, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ат (-ят), это глаголы II спряжения.)

– Назовите вторую группу глаголов. (Мечтаешь, мелькает, помешаете, мелеют. Это глаголы с безударными личными окончаниями.)

– Какую трудность вы видите в написании безударных личных окончаний глаголов? (Нечетко слышится гласная.)

– Определите тему сегодняшнего урока

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Фронтальная, групповая

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

Просмотр мультимедийной презентации «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

– Что нужно знать, чтобы правильно написать гласную в безударном личном окончании глагола? (Надо знать спряжение.)

– Спряжение глагола с безударным личным окончанием можно узнать по неопределенной форме. Напишите глаголы, которые вы видите на слайде, парами: неопределенная форма и соответству-ющий ей глагол в той форме, в какой он представлен на слайде (ходить – ходишь, резать – режешь, чистить – чистишь, желтеть – желтеешь, пилить – пилим, дуть – дуешь).

– Сравните полученные пары глаголов. Попытайтесь сделать вывод: как по неопределенной форме можно определить спряжение глаголов?

Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины.

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов

Фронтальная

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Листы обратной
связи

3. Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа, игра по группам

– Составим примерный план нашего рассуждения:

1) Что надо знать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола?

2) Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?

3) Какие глаголы относятся ко II и I спряжению?

– А теперь немного поиграем. Если услышите глагол, который оканчивается на -ить, хлопните два раза. Ели назову глагол, который оканчивается на любые другие буквы, топните два раза.

Клеить, думать, спасать, строить, успеть, купить, ломать, тянуть, спешить, сеять, рыть, зеленеть, встречать, помогать.

– Чтобы в дальнейшем не допускать ошибок при спряжении глаголов-исключений, я предлагаю вам выучить их в виде стихотворения. (У каждого на парте листок со стихотворением.)

Давайте прочитаем его.

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья:

Их на -е- спрягать нельзя.

В этих глаголах мы пишем лишь -и-:

Ты видишь, он видит, запомни смотри!

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Индивидуальная, групповая

Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следствен-ные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Устные ответы

4. Целеполагание
и постро-

ение проекта выхода из затруднения

Составление памятки,
беседа по вопросам

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

– Составим с вами памятку, чтобы не допускать ошибок в написании безударных личных окончаний глаголов.

Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода

Составляют памятки. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей

Групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Вопросы для уточ-нения информа- ции

5. твор-ческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Беседа, составление памяток-схем на основе текстов учебника или книг для
внеклассного чтения

Объясняет  правила организации работы
в группе.

Примерная памятка-схема

Знакомят с результатами работы группы, слушают
и обсуждают ответы това-рищей.

Записывают выводы в виде правил «Если… ,

то…»

Групповая,

индивидуальная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материалах учебников; учатся преобразовывать модели

с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы.

Составление памятки

6. Первичное закрепление
с комментирова-

нием
во внешней речи

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы

– Напишите предложение, ориентируясь на таблицу. Вставьте пропущенные буквы. Проспрягайте найденные глаголы, объясните, какую букву надо писать в личных окончаниях и почему.

•  Сияет со_нце, воды блещ_т,

   На всем улыбка, жизн_ во всем,

   Дерев_я радос_но тр_пещ_т,

   Купаясь в небе голубом.

•  Долины сохнут и п_стреют.

•  Ноч_ю в п_лях под н_певы метели

   Дремл_т, качаясь, бере_ки и ели.

•  Скоро теплый ветер юга все

   Пробуд_т ото сна,

   Скоро степи зап_стреют,

   Скоро светлая в_сна

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Оформляют памятки, записывают предло-жения

Индивидуальная, групповая

Личностные: оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относятся к учению, познавательной деятельности, приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные:
читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников

Листы обратной связи

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Обобщение
и систематизация знаний

и формирова-ние рациональных способов применения их
на практике.

Составление связных рассказов об изученных нормах, выполнение упражнений

– Соберите «разрезанные» пословицы. Запишите их, вставляя пропущенные орфограммы. Обозначьте спряжение глаголов, подчеркните глаголы-исключения.

1. Дареному коню в зубы не смотр_т.

2. За двумя зайцами погон_шься – ни одного не пойма_шь.

3. Солнце, как родная матушка, никогда
не обид_т.

4. Не та рука плоха, что держ_т свое, а та, что тян_т чужое.

5. Охотник слыш_т, как лес дыш_т.

Организует работу с сигнальными карточками.

– Какого спряжения глаголы встретились в пословицах?

•  Кто вперед смотрит, тот далеко видит.

•  Слышит  звон, да (не)знает, где он.

•  Бумага все стерпит.

•  Воду в решете не удержишь

Выполняют
задания, работают с сигнальными карточ-ками

Индивидуальная, групповая

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его
в решении учебной задачи.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

 

8. Включение в систему знаний
и повторение

Работа со словарями. Обобщение полученных сведений, оценивание результатов работы

– А теперь давайте поработаем со словарями и подготовим дидактический материал для наших следующих уроков. Составьте словарный диктант из глаголов неопределенной формы, которые есть в орфографическом словаре. Рядом припишите эти глаголы в форме 2-го лица ед. ч. и глаголы в форме 3-го лица мн. ч.

Составляют словарные диктанты. Отвечают на вопросы. Задают во-просы для уточнения информации

Фронтальная

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки

Оценивание работы учащихся
на уроке

9. Рефлексия учебной деятельности на
уроке

Заключительная  беседа по вопросам

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

Определяют свое эмоциональное состояние. Заполняют дневники достижений

Индивидуальная, групповая

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Листы обратной
связи

 


Скачано с www.znanio.ru

Урок 24. Правописание безударных личных окончаний -ишь , -ешь в глаголах

Урок 24. Правописание безударных личных окончаний -ишь , -ешь в глаголах

Организационная структура (сценарий) урока

Организационная структура (сценарий) урока

Эвристическая беседа, ответы на вопросыСлайд презентации с записанными словами:

Эвристическая беседа, ответы на вопросыСлайд презентации с записанными словами:

Что нужно знать, чтобы правильно написать гласную в безударном личном окончании глагола? (Надо знать спряжение

Что нужно знать, чтобы правильно написать гласную в безударном личном окончании глагола? (Надо знать спряжение

У каждого на парте листок со стихотворением

У каждого на парте листок со стихотворением

Групповая Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбиемВопросы для уточ-нения…

Групповая Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбиемВопросы для уточ-нения…

Устные ответы. Составление памятки

Устные ответы. Составление памятки

Скоро теплый ветер юга все

Скоро теплый ветер юга все

Соберите «разрезанные» пословицы

Соберите «разрезанные» пословицы

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Рефлексия учебной деятельности на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2017