Урок 24. Правописание безударных личных окончаний
-ишь, -ешь в глаголах
Цель деятельности учителя |
Систематизировать ранее изученное о признаках безударных личных окончаний глаголов, отработать умения правильно писать безударные личные окончания глаголов в соответствии со спряжением глагола |
Тип урока |
Комбинированный урок |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило употребления на письме ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени; уметь определять морфологические признаки глагола (время, лицо), употреблять ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
методы и формы |
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные |
http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия |
Инфинитив, спряжение |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность |
Формы |
Формируемые умения |
Промежуточный контроль |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятель- ности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Вступительное слово: – Ребята, сегодняшний урок русского языка я бы хотела начать с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости». – Как вы понимаете ее смысл? – Сегодня на уроке мы продолжим добывать новые знания, изучая «самую живую часть речи, обладающую огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий». – Что это за часть речи? (Глагол.) |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку |
Фронтальная |
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в
сотрудничестве с учителем |
Листы обратной |
2. Актуализация |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, ответы на вопросы |
Слайд презентации с записанными словами: Блест..шь, мечта..шь, плыв..шь, мелька..т, леж..те, помеша..те, по..т, меле..т. – Прочитайте написанные глаголы. Поставьте в них ударение. Разделите их на две группы. – Какие глаголы вошли в первую группу? (Глаголы с ударными личными окончаниями.) – Как можно определить спряжение глаголов с ударными личными окончаниями? (Если в окончании гласная е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ут (-ют), это глаголы I спряжения. Если в окончании глагола гласная и, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ат (-ят), это глаголы II спряжения.) – Назовите вторую группу глаголов. (Мечтаешь, мелькает, помешаете, мелеют. Это глаголы с безударными личными окончаниями.) – Какую трудность вы видите в написании безударных личных окончаний глаголов? (Нечетко слышится гласная.) – Определите тему сегодняшнего урока |
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания |
Фронтальная, групповая |
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
Устные ответы |
Просмотр мультимедийной презентации «Правописание безударных личных окончаний глаголов» |
– Что нужно знать, чтобы правильно написать гласную в безударном личном окончании глагола? (Надо знать спряжение.) – Спряжение глагола с безударным личным окончанием можно узнать по неопределенной форме. Напишите глаголы, которые вы видите на слайде, парами: неопределенная форма и соответству-ющий ей глагол в той форме, в какой он представлен на слайде (ходить – ходишь, резать – режешь, чистить – чистишь, желтеть – желтеешь, пилить – пилим, дуть – дуешь). – Сравните полученные пары глаголов. Попытайтесь сделать вывод: как по неопределенной форме можно определить спряжение глаголов? |
Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов |
Фронтальная |
Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Листы обратной |
|
3. Выявление места и причины затруднения |
Эвристическая беседа, игра по группам |
– Составим примерный план нашего рассуждения: 1) Что надо знать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? 2) Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями? 3) Какие глаголы относятся ко II и I спряжению? – А теперь немного поиграем. Если услышите глагол, который оканчивается на -ить, хлопните два раза. Ели назову глагол, который оканчивается на любые другие буквы, топните два раза. Клеить, думать, спасать, строить, успеть, купить, ломать, тянуть, спешить, сеять, рыть, зеленеть, встречать, помогать. – Чтобы в дальнейшем не допускать ошибок при спряжении глаголов-исключений, я предлагаю вам выучить их в виде стихотворения. (У каждого на парте листок со стихотворением.) Давайте прочитаем его. Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья: Их на -е- спрягать нельзя. В этих глаголах мы пишем лишь -и-: Ты видишь, он видит, запомни смотри! |
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следствен-ные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
Устные ответы |
4. Целеполагание ение проекта выхода из затруднения |
Составление памятки, |
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. – Составим с вами памятку, чтобы не допускать ошибок в написании безударных личных окончаний глаголов. Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода |
Составляют памятки. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей |
Групповая |
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием |
Вопросы для уточ-нения информа- ции |
5. твор-ческая практическая деятельность по реализации построенного проекта |
Беседа, составление памяток-схем
на основе текстов учебника или книг для |
Объясняет правила организации
работы Примерная памятка-схема
|
Знакомят с результатами работы
группы, слушают Записывают выводы в виде правил «Если… , то…» |
Групповая, индивидуальная |
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материалах учебников; учатся преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
Устные ответы. Составление памятки |
6. Первичное закрепление нием |
Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы |
– Напишите предложение, ориентируясь на таблицу. Вставьте пропущенные буквы. Проспрягайте найденные глаголы, объясните, какую букву надо писать в личных окончаниях и почему. • Сияет со_нце, воды блещ_т, На всем улыбка, жизн_ во всем, Дерев_я радос_но тр_пещ_т, Купаясь в небе голубом. • Долины сохнут и п_стреют. • Ноч_ю в п_лях под н_певы метели Дремл_т, качаясь, бере_ки и ели. • Скоро теплый ветер юга все Пробуд_т ото сна, Скоро степи зап_стреют, Скоро светлая в_сна |
Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Оформляют памятки, записывают предло-жения |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относятся к учению, познавательной деятельности, приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: |
Листы обратной связи |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Обобщение и формирова-ние рациональных
способов применения их Составление связных рассказов об изученных нормах, выполнение упражнений |
– Соберите «разрезанные» пословицы. Запишите их, вставляя пропущенные орфограммы. Обозначьте спряжение глаголов, подчеркните глаголы-исключения. 1. Дареному коню в зубы не смотр_т. 2. За двумя зайцами погон_шься – ни одного не пойма_шь. 3. Солнце, как родная матушка,
никогда 4. Не та рука плоха, что держ_т свое, а та, что тян_т чужое. 5. Охотник слыш_т, как лес дыш_т. Организует работу с сигнальными карточками. – Какого спряжения глаголы встретились в пословицах? • Кто вперед смотрит, тот далеко видит. • Слышит звон, да (не)знает, где он. • Бумага все стерпит. • Воду в решете не удержишь |
Выполняют |
Индивидуальная, групповая |
Регулятивные: контролируют учебные
действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно
используют его Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
|
8. Включение в систему знаний |
Работа со словарями. Обобщение полученных сведений, оценивание результатов работы |
– А теперь давайте поработаем со словарями и подготовим дидактический материал для наших следующих уроков. Составьте словарный диктант из глаголов неопределенной формы, которые есть в орфографическом словаре. Рядом припишите эти глаголы в форме 2-го лица ед. ч. и глаголы в форме 3-го лица мн. ч. |
Составляют словарные диктанты. Отвечают на вопросы. Задают во-просы для уточнения информации |
Фронтальная |
Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности. Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки |
Оценивание работы учащихся |
9. Рефлексия учебной деятельности
на |
Заключительная беседа по вопросам |
– Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? |
Определяют свое эмоциональное состояние. Заполняют дневники достижений |
Индивидуальная, групповая |
Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
Листы обратной |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.