Актуализировать и восстановить знания о служебных частях речи, углубить знания о роли предлогов и союзов как средств связи слов и предложений в тексте: особенностях правописания предлогов с самостоятельными частями речи
Урок систематизации ЗУН
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль предлогов и союзов; уметь находить предлоги и союзы в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованиюТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Урок 28 Служебные части речи Предлоги и союзы.doc
Урок 28. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. ПРЕДЛОГИ И СОЮЗЫ
Цель
деятельности
учителя
Тип урока
Планируемые
образовательн
ые
результаты
Методы и
формы
обучения
Образователь
ные
ресурсы
Актуализировать и восстановить знания о служебных частях речи, углубить
знания о роли предлогов и союзов как средств связи слов и предложений в
тексте: особенностях правописания предлогов с самостоятельными частями
речи
Урок систематизации ЗУН
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать
общее грамматическое значение, морфологические признаки и
синтаксическую роль предлогов и союзов; уметь находить предлоги и союзы в
тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного
опыта/приобретенная компетентность): способность осуществлять речевой
самоконтроль в процессе учебной деятельности и повседневной практике
речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее
содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и
речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать
собственные тексты.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию
Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная,
групповая, фронтальная
http://www.uroki.net
http://akademius.narod.ru/viborrus.html
http://www.zavuch.info
http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192
http://www.intergu.ru
http://festival.1september.ru/subjects
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
М у л ь т и м е д и й н ы й р я д : презентация по теме урока, выполненная
Наглядно
учителем или группой подготовленных обучающихся
демонстрацио
нный
материал
Основные
понятия
Служебные части речи,орфограмма Организационная структура (сценарий) урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Эмоцион
альная,
психолог
ическая
и
мотивац
ионная
подготов
ка
учащихс
я к
усвоени
ю
изучаемо
го
материал
а
Воспроиз
ведение
ранее
изученно
го,
установл
ение
преемств
енных
связей
прежних
и новых
Этапы
урока
1.
Мотив
ация
к
учебно
й
деятел
ь
ности
2.
Актуа
лизаци
я
и
пробно
е
учебно
е
действ
ие
Деятельность учителя
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Формы
органи
зации
взаимо
действ
ия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контро
ль
В с т у п и т е л ь н о е с л о в о :
Предлоги, союзы, частицы
–
Все встали в один
хоровод,
Служебные, важные лица –
На редкость серьезный
народ.
Без них обойтись
невозможно,
И знают об этом они…
– Какие служебные части речи вы
знаете?
– Чем служебные части речи
отличаются от самостоятельных?
– Есть в психологии такое
выражение: «картина мира» (или
«карта мира»). Каждый человек,
как путешественник
первооткрыватель, постепенно,
не осознавая этого, создает карту
собственного
мира*.
Например, у поэта А.Усачева
есть стихотворение «Карта
Франции»:
Я очень Францию люблю, хотя я
Слушают
учителя,
участвую
т в
диалоге с
учителем.
Размещаю
т учебные
материал
ы на
рабочем
месте,
демонстр
ируют
готовност
ь к уроку
Отвечают
на
вопросы.
Строят
понятные
для
партнера
высказыва
ния.
Фронт
альна
я
Лист
ы
обрат
ной
связи
Познаватель
ные: осознают
учебно
познавательну
ю задачу.
Коммуникат
ивные:
обмениваются
мнениями,
учатся
понимать
позицию
партнера
Индив
идуал
ьная,
групп
овая.
Познаватель
ные:
выполняют
учебно
познавательные
действия в
материализова
нной и
умственной
форме;
осуществляют
для решения
Устн
ые
ответ
ы.
Вопро
сы
для
уточн
ения
инфор
мации Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
знаний и
примене
ние их в
новых
ситуация
х.
Словесн
о
иллюстр
ативный
рассказ с
элемента
ми
беседы
по теме
урока.
Просмот
р
мультим
едийной
презента
ции
«Предло
г и союз
как
средства
связи»
Деятельность учителя
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Формы
органи
зации
взаимо
действ
ия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контро
ль
не француз.
Но я местá в ней нахожу на
самый разный вкус.
В чудесном городе Пломбьер
придуман был Пломбир.
А из Рокфора, например, пошел
известный сыр.
В Булони – тоже не пустяк –
придумали Бульон,
И был в провинции Коньяк
коньяк изобретен.
– А мы с вами сегодня попробуем
на своей карте мира найти место
двух служебных частей речи:
предлога и союза.
– Что такое предлог? Какова его
роль в предложении?
– Чем предлоги отличаются от
союзов?
– А читая «Этимологический
словарь», мы узнаем о важных
служебных частях речи.
Предлог –
словообразовательная калька
греческого слова «prothesis»,
латинского «pralpositio».
Союз – слово заимствовано из
старославянского языка.
Образовано с помощью «съ» от
«iжзъ»
(см. узел, уж, вязать, узы)
Фронт
альна
я
Смотрят
презентац
ию,
восприни
мают на
слух
информац
ию,
осваиваю
т
лингвисти
ческие
термины
учебных задач
операции анали
за, синтеза,
сравнения,
классификации
,
устанавливают
причинно
следственные
связи.
Регулятивны
е: принимают и
сохраняют
учебную
задачу.
Коммуникат
ивные: задают
вопросы,
отвечают на
вопросы
других,
высказывают
и
обосновывают
свою точку
зрения.
Познаватель
ные: способны
понимать
информацию,
представленну Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Эвристи
ческая
беседа
3.
Выявл
ение
места
и
причин
ы
затруд
нения
Деятельность учителя
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Формы
органи
зации
взаимо
действ
ия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контро
ль
Вопро
сы
для
уточн
ения
ин
форм
ации
ю в
изобразительно
й,
схематичной,
модельной
форме
Личностные:
осознают свои
трудности и
стремятся к их
преодолению;
проявляют
способность к
самооценке
своих
действий,
поступков.
Познаватель
ные:
устанавливают
причинно
следственные
связи, делают
выводы.
Регулятивны
е: осознают
недостаточнос
ть своих
знаний.
Коммуникат
ивные: задают
Индив
идуал
ьная,
групп
овая
Обдумыв
ают
ответы на
вопросы и
осознают,
что
знаний
недостато
чно для
полных
ответов
– Чтобы определить родственные
связи у людей, проводят
идентификацию на ДНК. Мы
попробуем выяснить следующее:
являются ли родственниками
слова: узел, узелок, узловой,
узник, узница и союз?
– Для этого выполним
фонетический разбор слова
«союзы». (Общая частичка
смысловая («ген») нашлась:
«уз»!) Отсюда и выражения:
«узы дружбы», «узы
товарищества», «узы
братства», «узы
сотрудничества» и т. д.
Вспомним:
Союз писателей, Союз
композиторов, Европейский
Союз.)
– Предлогов в русском языке
немного: всего около двухсот.
Но количественный состав не
всегда определяет значение части
речи в языке. Каждая часть речи Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
4.
Целепо
лагани
е
и
постро
ение
проект
а
выхода
из
затруд
нения
Раскрыт
ие
сущност
и новых
понятий,
усвоение
новых
способов
учебной
и
умственн
ой
деятельн
ости
учащихс
я.
Игровая
Деятельность учителя
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Формы
органи
зации
взаимо
действ
ия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контро
ль
посвоему важна и необходима.
Изучение предлогов направлено
прежде всего на устранение
ошибок в их употреблении; это
повысит культуру речи, сделает
ее более грамотной, точной.
Великий писатель, лингвист К.
Аксаков писал: «Предлог…
обнаруживая в себе силу глагола
и управляя именами, стоит на
рубеже двух миров слова».
Организует и сопровождает
совместную деятельность
обучающихся
Формулирует цель учебной
деятельности вместе с
учащимися, принимающими ее
на себя.
– Объясните, почему такие
вопросы звучат двусмысленно,
ставя в тупик отвечающего.
Зачем язык во рту?
Зачем вода в стакане?
Почему самолеты летают?
За чем прячется солнце, когда
идет дождь?
Почему ходят одни в ботинках,
а другие –
в сапогах?
вопросы с
целью
получения
необходимой
для решения
проблемы
информации
Индив
идуал
ьная,
групп
овая
Формулир
уют цель
учебной
деятельно
сти в
диалоге с
учителем.
Отвечают
на
вопросы,
выполняю
т задания.
Планирую
т
необходи
мые
действия
Устн
ые
ответ
ы
Познаватель
ные:
извлекают
необходимую
информацию
из
прослушанного
объяснения
учителя,
высказываний
однокласснико
в.
Коммуникат
ивные: строят
небольшие
монологически
е высказывания Деятельность учителя
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Формы
органи
зации
взаимо
действ
ия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контро
ль
Этапы
урока
5.
Прак
тическ
ая
деятел
ьность
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
минутка
Подбор
своих
примеро
в,
иллюстр
ирующих
природу
изучаемо
го
языковог
о
явления
– Выпишите из предложений
загадок предлоги и союзы вместе
со словами, к которым они
относятся.
– Опираясь на данные примеры,
объясните,
в чем вы видите разницу между
функциями предлогов и союзов в
речи
Фронт
альна
я,
индив
идуал
ьная
Отвечают
на
вопросы,
под
руководс
твом
педагога
формулир
уют
правило
Письмен
ная
работа
6.
Первич
ное
закреп
ление
Задание по упр. 64.
– Раскройте скобки. Предлоги и
союзы подчеркните, объясните,
какую роль они выполняют
в предложении.
Контролирует правильность
работы учащихся
Индив
идуал
ьная,
групп
овая
Выполня
ют
упр. 64. В
сотрудни
честве
с
учителем
и
однокласс
никами
делают
выводы
Познаватель
ные:
читают и
слушают,
извлекая
нужную
информацию.
Регулятивны
е:
контролируют
действия,
замечают
допущенные
ошибки
Регулятивны
е:
осознают
возникающие
трудности,
ищут их
причины и
пути
преодоления.
Коммуникат
ивные:
формулируют
собственные
мысли
Устн
ые
ответ
ы
7.
Письмен – А теперь, чтобы убедиться,
Пишут
Индив Познаватель Письм Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
ная
работа.
Обобщен
ие
полученн
ых
на уроке
сведений
,
оцениван
ие
Этапы
урока
Включ
ение в
систем
у
знаний
и
повтор
ение
насколько прочно в вашей
картине мира закрепились
предлоги и союзы, я предлагаю
каждому из вас составить
небольшой рассказ из 4–5
предложений по картине А.
Пластова «Летом» с условием,
чтобы в каждом предложении
встречался предлог или союз.
Служебные части речи
подчеркните
идуал
ьная,
групп
овая
мини
сочинени
я.
Оцениваю
т свои
знания,
отвечают
на
вопросы
Заключи
тельная
беседа
по
вопроса
м
8.
Рефле
ксия
учебно
й
деятел
ьности
– Что нового узнали на уроке?
– Какие трудности у вас
появлялись в процессе работы?
Как вы их преодолевали?
– Понравилось ли вам на уроке?
Какое настроение у вас сейчас?
Оценивает работу учащихся
Индив
идуал
ьная
Заполняю
т
дневники
достижен
ий
Деятельность учителя
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Формы
органи
зации
взаимо
действ
ия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контро
ль
енные
ра
боты
Лист
ы
обрат
ной
связи
ные:
приобретают
умения
использовать
знания и
умения в
практической
деятельности.
Коммуникат
ивные:
формулируют
собственные
мысли
Регулятивны
е: оценивают
свою работу.
Коммуникат
ивные: строят
монологически
е высказывания
Урок 28 Служебные части речи Предлоги и союзы
Урок 28 Служебные части речи Предлоги и союзы
Урок 28 Служебные части речи Предлоги и союзы
Урок 28 Служебные части речи Предлоги и союзы
Урок 28 Служебные части речи Предлоги и союзы
Урок 28 Служебные части речи Предлоги и союзы
Урок 28 Служебные части речи Предлоги и союзы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.