Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам
Оценка 5

Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
09.03.2018
Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам
Вид урока: урок повторения полученных знаний Тип урока: урок-практикум Место урока в системе уроков один из уроков в разделе «…» Цель урока: 1) познакомить обучающихся с особенностями сложносочинённого предложения, группами сочинительных союзов по значению; 2)научить определять вид ССП, научить различать виды ССП. Задачи организационной деятельности учителя: -предметные: -формирование умений определять вид сложносочиненного предложения; -формирование умений различать виды сложносочиненных предложений; -формирование умений употреблять в речи сложносочиненные предложения; -развитие пунктуационных навыков; -метапредметные: -организовать деятельность учащихся по развитию умений работать с текстом и получать информацию из разных источников; -формирование умений анализировать полученную информацию; -формирование умения слушать и вступать в диалог; -личностные: -способствовать формированию умений договариваться о совместной работе, формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы; -развитие навыков монологической речи; -развитие навыков индивидуальной и групповой работы; -развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности). Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная. Оборудование: ноутбук учителя, интерактивная доска, компьютерная презентация, таблица «Знаю – хочу знать — узнал», учебник, рабочие листы. Базовый учебник: Тростенцова Прогнозируемые результаты: умение определять вид сложного предложения, умение различать виды сложносочиненного предложения, находить сложносочиненные предложения в тексте .
Урок 33. Сложносочинённое предложение.Виды по значению и союзам.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 с.Серноводское» Сунженского муниципального района Урок по русскому языку на тему: «Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам» 9 класс Учитель русского языка и литературы: Заруева З.Х. Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам Вид урока: урок повторения полученных  знаний Тип урока: урок­практикум Место урока в системе уроков  один из уроков в разделе «…» Цель урока: 1) познакомить обучающихся с особенностями сложносочинённого предложения, группами сочинительных  союзов   по   значению; 2)научить   определять   вид  ССП,  научить  различать виды ССП.   Задачи организационной деятельности учителя: ­предметные: ­формирование умений определять вид сложносочиненного предложения; ­формирование умений различать виды сложносочиненных предложений; ­формирование умений употреблять в речи сложносочиненные предложения; ­развитие пунктуационных навыков; ­метапредметные: ­организовать деятельность учащихся по развитию умений работать с текстом и получать информацию из разных источников; ­формирование умений анализировать полученную информацию; ­формирование умения слушать и вступать в диалог; ­личностные: ­способствовать формированию   умений   договариваться   о   совместной   работе, формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы; ­развитие навыков монологической речи; ­развитие навыков индивидуальной и групповой работы; ­развитие   навыков   и   способностей   критического   мышления   (навыков   сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности). Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная. Оборудование: ноутбук учителя, интерактивная доска, компьютерная презентация, таблица «Знаю – хочу знать — узнал», учебник, рабочие листы. Базовый учебник: Тростенцова Прогнозируемые   результаты: умение   определять   вид   сложного   предложения,   умение различать   виды   сложносочиненного   предложения,   находить   сложносочиненные предложения в тексте . Организационный этап.   Ход урока Чтение учителем стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык» Во   дни   сомнений,   во   дни   тягостных   раздумий   о   судьбах   моей   родины,­   ты   один   мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя ­ как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!(СЛАЙД)   Ярких представителей которого я рад сейчас приветствовать. Здравствуйте.   Меня   зовут   Сергей   Владимирович   Карпачёв.   Я   приехал   к   вам   из Тульской области из города Плавска. Наши области граничат друг с другом. А что вы знаете о Туле, Тульской области? Тула славится оружием, самоварами, пряниками. Знаменита Тульская гармонь. Тула на год старше Москвы (год основания 1146). В Туле тоже есть кремль. Тульский мастер Левша подковал блоху. Наша Тульская земля славится богатым литературным наследием.   Я из Плавска. Это один из малых городов Тульской области. У нашего города интересная история. 10 мая этого года наш город отметил 65 – летие. Раньше наш город назывался село Сергиевское. Плавск входит в число 50 малых городов России, которым присвоен статус городов исторического   наследия. В   нашем   городе   сохранилось   много   архитектурных памятников XIXвека. (СЛАЙД) Вот ямщицкая изба, где не раз останавливался автор того стихотворения по дороге в Тулу или столицу, которое сейчас было прочитано. О ком идёт речь, ребята? ­Тургенев ­Знакомы ли вы с произведениями Тургенева? Изучали произведения с 5­го класса( «Му­му»), продолжали знакомиться в 7­м (рассказы из «Записок охотника», стихотворения в прозе). II. Стадия вызова. Цели: актуализация   имеющихся   знаний;   пробуждение   у   школьников   интереса   к получению новой информации, постановка собственных целей обучения. Актуализация знаний   Нам   не   понадобится   обычная   рабочая   тетрадь,   вы   будете   работать   с   рабочими листами, которые лежат на партах. Подпишите их. Предложения   из   произведений   И.С.   Тургенева   помогут   начать   работу   над   темой урока. Рассмотрите внимательно данные предложения и скажите, что их объединяет?   Ни калина не растёт меж ними, ни трава не зеленеет. (И. Тургенев) В наших краях люди знают толк в пении, и недаром село Сергиевское славится во всей России своим особенно приятным и согласным напевом.(Певцы) Еще нигде не румянилась заря, а на востоке небо уже забелелось. 1. 2. 3.   На что мы обращаем внимание, анализируя сложные предложения? 1. Количество грамматических основ. 2. 3. 4. Определить, с помощью чего связаны части сложного предложения Если   предложение   союзное,   попробовать   от   одной   части   предложения   к   другой задать вопрос. Определить, какой союз по значению соединяет части сложного предложения. Какие это сложные предложения? Я надеюсь, что вы уже безошибочно определяете виды сложного предложения. Проверим, сможете ли вы найти сложные предложения в тексте. Задание 1. Выполним первое задание. Найти сложные предложения, определить их вид. ТЕКСТ 1 (1)Я отвернулся и быстрыми шагами стал спускаться с холма, где лежит Колотовка. (2)У подошвы   этого   холма   расстилается   широкая   равнина; она   как   будто   сливалась   с потемневшим небом.(3) Я сходил большими шагами по дороге вдоль оврага.(4) Вдруг где­ то далеко в равнине раздался звонкий голос мальчика. (5)«Антропка! Антропка­а­а!..» — кричал он с  упорным  и слезливым  отчаянием,  долго,  долго  вытягивая  последний  слог. (6)Голос умолкал на несколько мгновений, и мальчик снова принимался кричать. (7)Голос его звонко разносился в неподвижном, чутко дремлющем воздухе. (8)Второй голос более не откликнулся, а мальчик снова принялся взывать к Антропке. (9)Возгласы его, более и более редкие и слабые, долетали еще до моего слуха, когда уже стало совсем темно. (Тургенев И.С . Певцы.) сложносочиненное   сложноподчиненное   бессоюзное сложное     ТЕКСТ 2 1. Мельник предложил мне переночевать в избе, но я предпочел остаться на открытом воздухе.   (2)   Мельничиха   принесла   нам   молока,   яиц,   картофелю,   хлеба.   (3)   Скоро закипел   самовар, и мы   принялись   пить   чай.   (4)С   реки   поднимались   пары;   кругом кричали   коростели.   (5)   Около   мельничных   колес   раздавались   слабые   звуки:   капли падали   с  лопат,  сочилась   вода   сквозь   засовы   плотины.(6)   Мы   разложили   небольшой огонек.   (7) Пока Ермолай   жарил   в   золе   картофель,   я   успел   задремать...   (8)   Легкий сдержанный шёпот разбудил меня. (9) Я поднял голову: перед огнем сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником. (Тургенев И.С. Ермолай и мельничиха.) сложносочиненное   сложноподчиненное   бессоюзное сложное     ТЕКСТ 3 (1)Я добрался до сеновала и лег на только что скошенную, почти высохшую траву. (2) Долго я не мог задремать; долго звучал у меня в ушах неотразимый голос Якова... (3)Жара и усталость взяли свое, и я заснул мертвым сном. (4)Всё уже потемнело, когда я проснулся. (5)   Разбросанная   трава   сильно   пахла   и   чуть­чуть   отсырела.   (6)Сквозь   тонкие   жерди полураскрытой крыши слабо мигали бледные звездочки. (7) Заря уже давно погасла, и едва белел на небосклоне ее последний след.(8) В недавно раскаленном воздухе сквозь ночную свежесть чувствовалась еще теплота, однако грудь всё еще жаждала холодного дуновенья. (9)Ветра не было. (Тургенев И.С. Певцы) сложносочиненное   сложноподчиненное   бессоюзное сложное Вернёмся   к   трём   предложениям,   с   которыми   мы   работали   в   начале   урока.   Вы   уже правильно определили, что это сложносочиненные предложения. Ребята, чем различаются эти предложения? Определение темы урока Можете ли вы предположить, о чём пойдёт речь на сегодня на уроке?   1. 2. Ни калина не растёт меж ними, ни трава не зеленеет. (И. Тургенев) В наших краях люди разбираются в пении, и недаром село Сергиевское славится во всей России своим особенно приятным и согласным напевом.(Певцы) Еще нигде не румянилась заря, а на востоке небо уже забелелось. 3. По рядам записать, выделить грамматические основы Чем   отличаются   типы   представленных   предложений   выписать   сам   чем   связаны части СП какие это союзы – разн союзы   Определение цели урока   У   вас   у   всех   в   рабочих   листах   есть таблица «Знаю   –   хочу   знать   —   узнал». Первая колонка в ней уже заполнена. ­Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?   Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать». Какие виды сложносочиненных предложений существуют в русском языке? Таблица «З­Х­У» Я понял, что вы хотите узнать. Что такое знания? Знания –это проверенная Хочу узнать Знаю Какими Что сложносочиненное сложносочиненные предложения? предложение? бывают Узнал     такое     Первичное усвоение новых знаний   Я понял, что вы хотите узнать Что такое знания? Знания  –это проверенная  информация. И сегодня я вас научу некоторым способам работы с информацией.     Ребята, из каких источников мы можем получить новую информацию? ­Учебник, учитель, интернет.  ПРИЁМ «Пометки на полях» (Инсерт).  Учитель:  Прочитайте материал  Получение теоретической информации – не всегда интересное занятие. Предлагаю вам   изучить   материал   не   совсем   обычным   способом.   Вы   можете   выразить   своё мнение с помощью специальных знаков.   Сделайте пометки на полях:   «+» ­ если считаете, что это вам известно; «v» ­ если то, что прочитали, является новым; «?» ­ если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.   с     только   соединительными   ..., Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны  по  смыслу  и  связаны  сочинительными   союзами.  Части  сложносочиненного предложения   не   зависят   друг   от   друга   и   составляют   одно   смысловое   целое.       В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все   сложносочиненные   предложения   (ССП)   делятся   на   три   основных   разряда:       а) ССП   ..., ни; тоже; также; не   так и);       б) ССП с разделительными союзами (то ..., то; не то ..., не то; или; либо; то ли ..., то ли);       в) ССП  с противительными  союзами (а,   но,   да в   значении но,   однако,   зато,   но зато, же).       Сложносочиненные   предложения   с соединительными союзами   могут   передавать:       — явления,   происходящие   одновременно: И   далеко   на   юге   шел   бой,   и   на   севере вздрагивала   земля   от   бомбовых   ударов,   явственно   приближавшихся   ночью (в   таких предложениях   изменение   последовательности   частей   предложения   не   меняет   смысла);       — явления, происходящие последовательно: Дуня села в кибитку подле гусара, слуга союзами (и; да в значении и; ни     и; как только,   но     ..., вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали (в этом случае перестановка предложений невозможна) и другие.       В   сложносочиненных   предложениях с   разделительными   союзами указывается   на такие явления, которые не могут происходить  одновременно: они или чередуются, или одно   исключает   другое.   Например: В   душном   воздухе   то   раздавались   удары   кирок о камень, то заунывно пели колеса тачек; На Пересыпи не то что­то горело, не то восходила  луна; Только  иногда  мелькнет  березка или  мрачной  тенью  встанет  перед тобой ель.       В   сложносочиненных   предложениях с   противительными   союзами  обычно одно явление противопоставляется  другому: Гроза была там,  сзади них, над лесом, а тут сияло солнце.       Сложносочиненное   предложение   следует   отличать   от   простого   предложения   с однородными членами, связанными сочинительными союзами. Группы сочинительных союзов Соединительные Противительные Разделительные то... то,     и, да (=и), ни... ни, тоже, также   или (иль), либо... либо, а, но, да (=но), не то... не то, зато, однако, то ли... то ли не только... но и Ребята, посмотрите на схему, в ней заполнена только одна ячейка, а что мы можем написать в остальных?   Сложносочиненные Первичная проверка понимания  Возможный приём Перед большой дорогой немного отдохнём. Предлагаю игру:   «Верите ли вы, что…» Сложносочиненное предложение –сложное предложение, состоящее из двух и более частей, связанных между собой с помощью интонации и сочинительных союзов От   одной   части   сложносочиненного   предложения   к   другой   можно задать вопрос Части сложносочиненного предложения связаны между собой только с помощью интонации Части   сложносочиненного   предложения   связаны   с   помощью подчинительных союзов Части сложносочиненного предложения соединяются между собой с помощью соединительных, противительных и разделительных союзов да нет да нет да   Любое знание лучше запомнится, если оно отрабатывается на практике.  Задание 2. Проанализируем следующие предложения и проверим, сможете ли вы отличить друг от друга разные виды сложносочиненных предложений. Предложения   взяты   из   романа   Л.Н.   Толстого   «Война   и   мир».   Лев   Николаевич Толстой – еще один знаменитый писатель, живший на Тульской земле. Ясная Поляна – имение Толстого – находится недалеко от Плавска. Л. Н. Толстой бывал и в Плавске у купца Бориса Филипповича Черемушкина неоднократно бывал .   Попробуйте   определить,   к   какому   виду   относятся   данные   сложносочиненные предложения. 1.Княжна Марья всё ещё молча смотрела на брата, и в прекрасных глазах её были любовь и грусть. 2.   Через   две   недели   после   получения   письма   вечером   приехали   вперёд   люди   князя Василия, а на другой день приехал он. 3.Никто ничего определённого не говорил, но по эскадрону пронеслась молва об атаке. 4.Пред пожаром очень редко мелькали чёрные фигуры людей, и из­за неумолкаемого треска слышались говор и крики. 5. Канонада стала слабее, однако трескотня ружей слышалась всё чаще. 6.То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь. 7.Чёрная туча надвинулась, и стали видны молнии, освещавшие весь двор.   Первичное закрепление  Я надеюсь, что материал сегодняшнего  урока  стал  понятен  всем. Вам  предстоит выполнит   следующее   задание.   Затем   вы   проверите   работы   друг   друга,   а   потом сверитесь с ответами на, записанными на доске. Выпишите номера сложных предложений Задание 3. Выписать номера предложений   1­й ряд ССП соединительными союзами   с 2­й ряд ССП разделительными союзами   с 3­й ряд ССП противительными союзами   с     1. Вот   идет   Ермил   к   лошади, а лошадь   от   него   таращится,   храпит,   головой   трясет… (Тургенев И.С.) 2. То слишком морозит , то моросит дождь. ( Пришвин М.) 3. Тут раздался лёгкий свист, и Дубровский умолк. (Пушкин А.С.) 4. Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё­таки обойдёт.(Васильев С.) 5. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.(Короленко В.) 6. То падали листья вместе с хлопьями сырого снега, то шел дождь, то светило позднее солнце. (А. Платонов) 7. Только к  концу  сентября  перелески обнажились, и сквозь  чащу деревьев стала  видна синяя даль сжатых полей. (Паустовский К.Г.) 8. Бабушки, должно быть, все очень хорошие, у нас тоже хорошая была 9. В зелёной листве задумчивых лесов уже золотились отжившие листки, а потемневшие поля глядели тоскливо и печально.(Чехов А.П.) Задание 4.   Ребята, в этом году вам предстоит сдавать экзамен в форме ОГЭ. Одно из заданий – В9 – проверяет умение правильно определять виды сложных предложений   Тест   1.Найдите сложносочиненное предложение. А) Николай Иваныч женат, и дети у него есть. Б) Он почти не пил вина, не знался с женщинами и страстно любил пение. В) У ног моих тянулась узкая долина; прямо, напротив, крутой стеной возвышался частый осинник.   2. Найдите сложносочиненное предложение с соединительным союзом предложение. А) Ильюша станет черпать воду, а водяной его за руку потащит к себе. Б) Дверь заскрыпела, и лесник шагнул через порог В) Побледневшее небо стало опять синеть — но то уже была синева ночи.   3. Найдите сложносочиненное предложение с противительным союзом. А) Рыба вдруг перестала клевать, и у нас наступила полная тишина Б) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит. В) Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.   4. Найдите сложносочиненное предложение с разделительным союзом. А) То ли за морем он хоронится, то ли брошен в острог он опять. Б) Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска В) Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из­за леса, а надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака.   5. Найдите предложение сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью? А) Около родника зеленеет бархатная травка; дубовые кусты разрослись по скатам оврага, и солнечные лучи почти никогда не касаются его. Б) Погода была прекрасная, но жара не унималась. В) Николая   Ивановича   соседи   уважают : штатский   генерал   Щерепетенко   всякий   раз снисходительно ему кланяется, когда проезжает мимо его домика. Задание 5. Сегодня   мы   разными   способами   учились   определять   виды   сложносочиненного предложения. А теперь вы сами попробуете составить сложные предложения разных видов.   Составьте из простых предложений сложносочиненные предложения . Определите их вид. 1.Русский   язык   является   могущественным   орудием.   В   руках   умелых   оно   в   состоянии совершать чудеса. 2.Русский   язык   довольствуется   одним   словом   для   передачи   мысли.   Другому   языку потребовались бы для этого целые фразы. 3.Русский язык неисчерпаемо богат. Всё в нём обогащается с поражающей быстротой.   И.С. Тургенев когда –то сказал : «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,— это клад,   это   достояние,   переданное   нам   нашими   предшественниками!   Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием». Я надеюсь, что знания, полученные сегодня на уроке, помогут вам успешно сдать экзамены.   Рефлексия   Цели:   выведение   знания   на   уровень   понимания   и   применения;   постановка   учеником новых целей обучения. Ребята, у нас осталась незаполненной третья графа таблицы. Что же мы должны в неё написать     Знаю Хочу узнать   такое Что сложное предложение? Какими   бывают сложные предложения? Учитель: Узнал ССП   делятся   на   ССП   с соединительными   союзами,   ССП с   противительными   союзами, ССП   разделительными союзами. с КЛАСТЕР В рабочей тетради вы видите таблицу, но она заполнена не до конца. Посмотрите на неё и допишите всё, чтобы не осталось пустых ячеек. На эту работу 1,5­2 мин. ­ Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что правописание гласных в корне слова является одной из ведущих орфограмм в русском языке, так как в этом виде орфограмм учениками допускается большое количество ошибок. 1) Что вспомнили на уроке? ­Вспоминали правила, определяющие написание орфограмм   2) Что делали? ­Опознавали орфограммы в тексте, классифицировали их, группировали по видам ­ сами формулировали вопросы, требующие решения; при помощи работы с учебником самостоятельно находили ответы на вопросы, сформулированные на первом этапе; ­ закрепляли знания через применение их на практике; ­ готовились к выполнению задания ГИА В9 ­ Что вам помогало в работе?   Подводя итоги, я предлагаю обратиться к таблице     Задание 1 2 3 4 5 Оценка за урок Количество баллов Оцените себя, на сколько баллов вы выполняли каждое задание. Затем посмотрите, сколько баллов вы набрали в итоге, и поставьте себе оценку за урок. Кто получил 5,4...   1­5 баллов 6­10 баллов 11­15 баллов 15­20 баллов 21­25 баллов     «1» «2» «3» «4» «5» V. Домашнее задание. 1.Написать мини­сочинение на тему «Осень в моём городе», используя сложносочинённые предложения разных видов. 2. Из текстов художественных произведений выпишите предложения разных видов Мне было приятно с вами сегодня работать. Надеюсь, что наш урок не прошёл даром. Успехов на экзаменах!

Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам

Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам

Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам

Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам

Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам

Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам

Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам

Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам

Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам

Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам

Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам

Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам

Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам

Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам

Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам

Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам

Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам

Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам

Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам

Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам

Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам

Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам

Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам

Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам

Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам

Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам

Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам

Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2018