Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
09.03.2018
Вид урока: урок повторения полученных знаний
Тип урока: урок-практикум
Место урока в системе уроков один из уроков в разделе «…»
Цель урока:
1) познакомить обучающихся с особенностями сложносочинённого предложения, группами сочинительных союзов по значению; 2)научить определять вид ССП, научить различать виды ССП.
Задачи организационной деятельности учителя:
-предметные:
-формирование умений определять вид сложносочиненного предложения;
-формирование умений различать виды сложносочиненных предложений;
-формирование умений употреблять в речи сложносочиненные предложения;
-развитие пунктуационных навыков;
-метапредметные:
-организовать деятельность учащихся по развитию умений работать с текстом и получать информацию из разных источников;
-формирование умений анализировать полученную информацию;
-формирование умения слушать и вступать в диалог;
-личностные:
-способствовать формированию умений договариваться о совместной работе, формирование умения участвовать
в коллективном обсуждении проблемы;
-развитие навыков монологической речи;
-развитие навыков индивидуальной и групповой работы;
-развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности).
Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование:
ноутбук учителя, интерактивная доска, компьютерная презентация, таблица «Знаю – хочу знать — узнал», учебник, рабочие листы.
Базовый учебник: Тростенцова
Прогнозируемые результаты: умение определять вид сложного предложения, умение различать виды сложносочиненного предложения, находить сложносочиненные предложения в тексте .
Урок 33. Сложносочинённое предложение.Виды по значению и союзам.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 с.Серноводское»
Сунженского муниципального района
Урок по русскому языку на
тему:
«Сложносочинённое предложение.
Виды по значению и союзам»
9 класс
Учитель русского языка и литературы: Заруева З.Х. Урок 33. Сложносочинённое предложение.
Виды по значению и союзам
Вид урока: урок повторения полученных знаний
Тип урока: урокпрактикум
Место урока в системе уроков один из уроков в разделе «…»
Цель урока:
1) познакомить обучающихся с особенностями сложносочинённого предложения, группами
сочинительных союзов по значению; 2)научить определять вид ССП, научить различать
виды ССП.
Задачи организационной деятельности учителя:
предметные:
формирование умений определять вид сложносочиненного предложения;
формирование умений различать виды сложносочиненных предложений;
формирование умений употреблять в речи сложносочиненные предложения;
развитие пунктуационных навыков;
метапредметные:
организовать деятельность учащихся по развитию умений работать с текстом и получать
информацию из разных источников;
формирование умений анализировать полученную информацию;
формирование умения слушать и вступать в диалог;
личностные:
способствовать формированию умений договариваться о совместной работе,
формирование умения участвовать
в коллективном обсуждении проблемы;
развитие навыков монологической речи;
развитие навыков индивидуальной и групповой работы;
развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления,
формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс
собственной учебной деятельности).
Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная. Оборудование:
ноутбук учителя, интерактивная доска, компьютерная презентация, таблица «Знаю – хочу
знать — узнал», учебник, рабочие листы.
Базовый учебник: Тростенцова
Прогнозируемые результаты: умение определять вид сложного предложения, умение
различать виды сложносочиненного предложения,
находить сложносочиненные
предложения в тексте .
Организационный этап.
Ход урока
Чтение учителем стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне
поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь
тебя как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить,
чтобы такой язык не был дан великому народу!(СЛАЙД)
Ярких представителей которого я рад сейчас приветствовать.
Здравствуйте. Меня зовут Сергей Владимирович Карпачёв. Я приехал к вам из
Тульской области из города Плавска. Наши области граничат друг с другом.
А что вы знаете о Туле, Тульской области?
Тула славится оружием, самоварами, пряниками. Знаменита Тульская гармонь. Тула
на год старше Москвы (год основания 1146). В Туле тоже есть кремль. Тульский
мастер Левша подковал блоху.
Наша Тульская земля славится богатым литературным наследием.
Я из Плавска. Это один из малых городов Тульской области.
У нашего города интересная история. 10 мая этого года наш город отметил 65 – летие.
Раньше наш город назывался село Сергиевское.
Плавск входит в число 50 малых городов России, которым присвоен статус городов
исторического наследия. В нашем городе сохранилось много архитектурных
памятников XIXвека.
(СЛАЙД) Вот ямщицкая изба, где не раз останавливался автор того стихотворения по
дороге в Тулу или столицу, которое сейчас было прочитано.
О ком идёт речь, ребята?
Тургенев Знакомы ли вы с произведениями Тургенева?
Изучали произведения с 5го класса( «Муму»), продолжали знакомиться в 7м (рассказы из
«Записок охотника», стихотворения в прозе).
II. Стадия вызова.
Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к
получению новой информации, постановка собственных целей обучения.
Актуализация знаний
Нам не понадобится обычная рабочая тетрадь, вы будете работать с рабочими
листами, которые лежат на партах. Подпишите их.
Предложения из произведений И.С. Тургенева помогут начать работу над темой
урока.
Рассмотрите внимательно данные предложения и скажите, что их объединяет?
Ни калина не растёт меж ними, ни трава не зеленеет. (И. Тургенев)
В наших краях люди знают толк в пении, и недаром село Сергиевское славится во
всей России своим особенно приятным и согласным напевом.(Певцы)
Еще нигде не румянилась заря, а на востоке небо уже забелелось.
1.
2.
3.
На что мы обращаем внимание, анализируя сложные предложения?
1.
Количество грамматических основ.
2.
3.
4.
Определить, с помощью чего связаны части сложного предложения
Если предложение союзное, попробовать от одной части предложения к другой
задать вопрос.
Определить, какой союз по значению соединяет части сложного предложения.
Какие это сложные предложения?
Я надеюсь, что вы уже безошибочно определяете виды сложного предложения.
Проверим, сможете ли вы найти сложные предложения в тексте.
Задание 1.
Выполним первое задание. Найти сложные предложения, определить их вид. ТЕКСТ 1
(1)Я отвернулся и быстрыми шагами стал спускаться с холма, где лежит Колотовка. (2)У
подошвы этого холма расстилается широкая равнина; она как будто сливалась с
потемневшим небом.(3) Я сходил большими шагами по дороге вдоль оврага.(4) Вдруг где
то далеко в равнине раздался звонкий голос мальчика. (5)«Антропка! Антропкааа!..» —
кричал он с упорным и слезливым отчаянием, долго, долго вытягивая последний слог.
(6)Голос умолкал на несколько мгновений, и мальчик снова принимался кричать. (7)Голос
его звонко разносился в неподвижном, чутко дремлющем воздухе. (8)Второй голос более не
откликнулся, а мальчик снова принялся взывать к Антропке. (9)Возгласы его, более и более
редкие и слабые, долетали еще до моего слуха, когда уже стало совсем темно. (Тургенев
И.С . Певцы.)
сложносочиненное
сложноподчиненное
бессоюзное сложное
ТЕКСТ 2
1.
Мельник предложил мне переночевать в избе, но я предпочел остаться на открытом
воздухе. (2) Мельничиха принесла нам молока, яиц, картофелю, хлеба. (3) Скоро
закипел самовар, и мы принялись пить чай. (4)С реки поднимались пары; кругом
кричали коростели. (5) Около мельничных колес раздавались слабые звуки: капли
падали с лопат, сочилась вода сквозь засовы плотины.(6) Мы разложили небольшой
огонек. (7) Пока Ермолай жарил в золе картофель, я успел задремать... (8) Легкий
сдержанный шёпот разбудил меня. (9) Я поднял голову: перед огнем сидела мельничиха
и разговаривала с моим охотником. (Тургенев И.С. Ермолай и мельничиха.)
сложносочиненное
сложноподчиненное
бессоюзное сложное
ТЕКСТ 3
(1)Я добрался до сеновала и лег на только что скошенную, почти высохшую траву. (2)
Долго я не мог задремать; долго звучал у меня в ушах неотразимый голос Якова... (3)Жара
и усталость взяли свое, и я заснул мертвым сном. (4)Всё уже потемнело, когда я проснулся.
(5) Разбросанная трава сильно пахла и чутьчуть отсырела. (6)Сквозь тонкие жерди
полураскрытой крыши слабо мигали бледные звездочки. (7) Заря уже давно погасла, и едва
белел на небосклоне ее последний след.(8) В недавно раскаленном воздухе сквозь ночную
свежесть чувствовалась еще теплота, однако грудь всё еще жаждала холодного дуновенья.
(9)Ветра не было. (Тургенев И.С. Певцы)
сложносочиненное
сложноподчиненное
бессоюзное сложное Вернёмся к трём предложениям, с которыми мы работали в начале урока. Вы уже
правильно определили, что это сложносочиненные предложения.
Ребята, чем различаются эти предложения?
Определение темы урока
Можете ли вы предположить, о чём пойдёт речь на сегодня на уроке?
1.
2.
Ни калина не растёт меж ними, ни трава не зеленеет. (И. Тургенев)
В наших краях люди разбираются в пении, и недаром село Сергиевское славится во
всей России своим особенно приятным и согласным напевом.(Певцы)
Еще нигде не румянилась заря, а на востоке небо уже забелелось.
3.
По рядам записать, выделить грамматические основы
Чем отличаются типы представленных предложений выписать сам чем связаны
части СП какие это союзы – разн союзы
Определение цели урока
У вас у всех в рабочих листах есть таблица «Знаю – хочу знать — узнал». Первая
колонка в ней уже заполнена.
Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать».
Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?
Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».
Какие виды сложносочиненных предложений существуют в русском языке?
Таблица «ЗХУ»
Я понял, что вы хотите узнать.
Что такое знания? Знания –это проверенная
Хочу узнать
Знаю
Какими
Что
сложносочиненное
сложносочиненные
предложения?
предложение?
бывают
Узнал
такое
Первичное усвоение новых знаний
Я понял, что вы хотите узнать Что такое знания? Знания –это проверенная информация. И сегодня я вас научу
некоторым способам работы с информацией.
Ребята, из каких источников мы можем получить новую информацию?
Учебник, учитель, интернет.
ПРИЁМ «Пометки на полях» (Инсерт).
Учитель:
Прочитайте материал
Получение теоретической информации – не всегда интересное занятие. Предлагаю
вам изучить материал не совсем обычным способом. Вы можете выразить своё
мнение с помощью специальных знаков.
Сделайте пометки на полях:
«+» если считаете, что это вам известно;
«v» если то, что прочитали, является новым;
«?» если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.
с
только
соединительными
...,
Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения
равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного
предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения,
все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:
а) ССП
...,
ни; тоже; также; не
так и);
б) ССП с разделительными союзами (то ..., то; не то ..., не то; или; либо; то ли ...,
то
ли);
в) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но
зато,
же).
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами могут передавать:
— явления, происходящие одновременно: И далеко на юге шел бой, и на севере
вздрагивала земля от бомбовых ударов, явственно приближавшихся ночью (в таких
предложениях изменение последовательности частей предложения не меняет смысла);
— явления, происходящие последовательно: Дуня села в кибитку подле гусара, слуга
союзами (и; да в
значении и; ни
и; как
только,
но
..., вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали (в этом случае перестановка
предложений невозможна) и другие.
В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами указывается на
такие явления, которые не могут происходить одновременно: они или чередуются, или
одно исключает другое. Например: В душном воздухе то раздавались удары кирок
о камень, то заунывно пели колеса тачек; На Пересыпи не то чтото горело, не то
восходила луна; Только иногда мелькнет березка или мрачной тенью встанет перед
тобой
ель.
В сложносочиненных предложениях с противительными союзами обычно одно
явление противопоставляется другому: Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут
сияло
солнце.
Сложносочиненное предложение следует отличать от простого предложения с
однородными членами, связанными сочинительными союзами.
Группы сочинительных союзов
Соединительные
Противительные
Разделительные
то... то,
и, да (=и),
ни... ни,
тоже,
также
или (иль),
либо... либо,
а, но, да (=но),
не то... не то,
зато, однако,
то ли... то ли
не только... но и
Ребята, посмотрите на схему, в ней заполнена только одна ячейка, а что мы
можем написать в остальных?
Сложносочиненные Первичная проверка понимания
Возможный приём
Перед большой дорогой немного отдохнём. Предлагаю игру: «Верите ли вы, что…»
Сложносочиненное предложение –сложное предложение, состоящее из
двух и более частей, связанных между собой с помощью интонации и
сочинительных союзов
От одной части сложносочиненного предложения к другой можно
задать вопрос
Части сложносочиненного предложения связаны между собой только с
помощью интонации
Части сложносочиненного предложения связаны с помощью
подчинительных союзов
Части сложносочиненного предложения соединяются между собой с
помощью соединительных, противительных и разделительных союзов
да
нет
да
нет
да
Любое знание лучше запомнится, если оно отрабатывается на практике.
Задание 2.
Проанализируем следующие предложения и проверим, сможете ли вы отличить друг
от друга разные виды сложносочиненных предложений.
Предложения взяты из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Лев Николаевич
Толстой – еще один знаменитый писатель, живший на Тульской земле. Ясная Поляна –
имение Толстого – находится недалеко от Плавска. Л. Н. Толстой бывал и в Плавске у
купца Бориса Филипповича Черемушкина неоднократно бывал .
Попробуйте определить, к какому виду относятся данные сложносочиненные
предложения. 1.Княжна Марья всё ещё молча смотрела на брата, и в прекрасных глазах её были
любовь и грусть.
2. Через две недели после получения письма вечером приехали вперёд люди князя
Василия, а на другой день приехал он.
3.Никто ничего определённого не говорил, но по эскадрону пронеслась молва об атаке.
4.Пред пожаром очень редко мелькали чёрные фигуры людей, и изза неумолкаемого
треска слышались говор и крики.
5. Канонада стала слабее, однако трескотня ружей слышалась всё чаще.
6.То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.
7.Чёрная туча надвинулась, и стали видны молнии, освещавшие весь двор.
Первичное закрепление
Я надеюсь, что материал сегодняшнего урока стал понятен всем. Вам предстоит
выполнит следующее задание. Затем вы проверите работы друг друга, а потом
сверитесь с ответами на, записанными на доске.
Выпишите номера сложных предложений
Задание 3. Выписать номера предложений
1й ряд
ССП
соединительными
союзами
с
2й ряд
ССП
разделительными
союзами
с
3й ряд
ССП
противительными
союзами
с
1. Вот идет Ермил к лошади, а лошадь от него таращится, храпит, головой трясет…
(Тургенев И.С.)
2. То слишком морозит , то моросит дождь. ( Пришвин М.)
3. Тут раздался лёгкий свист, и Дубровский умолк. (Пушкин А.С.)
4. Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всётаки обойдёт.(Васильев С.)
5. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.(Короленко В.)
6. То падали листья вместе с хлопьями сырого снега, то шел дождь, то светило позднее
солнце. (А. Платонов)
7. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна
синяя даль сжатых полей. (Паустовский К.Г.)
8. Бабушки, должно быть, все очень хорошие, у нас тоже хорошая была
9. В зелёной листве задумчивых лесов уже золотились отжившие листки, а потемневшие
поля глядели тоскливо и печально.(Чехов А.П.) Задание 4.
Ребята, в этом году вам предстоит сдавать экзамен в форме ОГЭ. Одно из заданий – В9
– проверяет умение правильно определять виды сложных предложений
Тест
1.Найдите сложносочиненное предложение.
А) Николай Иваныч женат, и дети у него есть.
Б) Он почти не пил вина, не знался с женщинами и страстно любил пение.
В) У ног моих тянулась узкая долина; прямо, напротив, крутой стеной возвышался частый
осинник.
2. Найдите сложносочиненное предложение с соединительным союзом предложение.
А) Ильюша станет черпать воду, а водяной его за руку потащит к себе.
Б) Дверь заскрыпела, и лесник шагнул через порог
В) Побледневшее небо стало опять синеть — но то уже была синева ночи.
3. Найдите сложносочиненное предложение с противительным союзом.
А) Рыба вдруг перестала клевать, и у нас наступила полная тишина
Б) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
В) Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.
4. Найдите сложносочиненное предложение с разделительным союзом.
А) То ли за морем он хоронится, то ли брошен в острог он опять.
Б) Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска
В) Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась изза леса, а надо мною и мне
навстречу неслись длинные серые облака.
5. Найдите предложение сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью?
А) Около родника зеленеет бархатная травка; дубовые кусты разрослись по скатам оврага,
и солнечные лучи почти никогда не касаются его.
Б) Погода была прекрасная, но жара не унималась.
В) Николая Ивановича соседи уважают : штатский генерал Щерепетенко всякий раз
снисходительно ему кланяется, когда проезжает мимо его домика. Задание 5.
Сегодня мы разными способами учились определять виды сложносочиненного
предложения. А теперь вы сами попробуете составить сложные предложения разных
видов.
Составьте из простых предложений сложносочиненные предложения . Определите их
вид.
1.Русский язык является могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии
совершать чудеса.
2.Русский язык довольствуется одним словом для передачи мысли. Другому языку
потребовались бы для этого целые фразы.
3.Русский язык неисчерпаемо богат. Всё в нём обогащается с поражающей быстротой.
И.С. Тургенев когда –то сказал : «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,— это
клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь
почтительно с этим могущественным орудием».
Я надеюсь, что знания, полученные сегодня на уроке, помогут вам успешно сдать экзамены.
Рефлексия
Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником
новых целей обучения.
Ребята, у нас осталась незаполненной третья графа таблицы. Что же мы должны в неё
написать
Знаю
Хочу узнать
такое
Что
сложное
предложение?
Какими бывают
сложные
предложения?
Учитель:
Узнал
ССП делятся на ССП с
соединительными союзами, ССП
с противительными союзами,
ССП
разделительными
союзами.
с КЛАСТЕР
В рабочей тетради вы видите таблицу, но она заполнена не до конца. Посмотрите на
неё и допишите всё, чтобы не осталось пустых ячеек. На эту работу 1,52 мин.
Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что правописание гласных в корне слова является
одной из ведущих орфограмм в русском языке, так как в этом виде орфограмм учениками
допускается большое количество ошибок.
1) Что вспомнили на уроке?
Вспоминали правила, определяющие написание орфограмм
2) Что делали?
Опознавали орфограммы в тексте, классифицировали их, группировали по видам
сами формулировали вопросы, требующие решения; при помощи работы с учебником
самостоятельно находили ответы на вопросы, сформулированные на первом этапе;
закрепляли знания через применение их на практике;
готовились к выполнению задания ГИА В9
Что вам помогало в работе?
Подводя итоги, я предлагаю обратиться к таблице
Задание
1
2
3
4
5
Оценка за урок
Количество баллов Оцените себя, на сколько баллов вы выполняли каждое задание.
Затем посмотрите, сколько баллов вы набрали в итоге, и поставьте себе оценку за
урок.
Кто получил 5,4...
15 баллов
610 баллов
1115 баллов
1520 баллов
2125 баллов
«1»
«2»
«3»
«4»
«5»
V. Домашнее задание.
1.Написать минисочинение на тему «Осень в моём городе», используя сложносочинённые
предложения разных видов.
2. Из текстов художественных произведений выпишите предложения разных видов
Мне было приятно с вами сегодня работать. Надеюсь, что наш урок не прошёл даром.
Успехов на экзаменах!
Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам
Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам
Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам
Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам
Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам
Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам
Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам
Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам
Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам
Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам
Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам
Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам
Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам
Урок 33. Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.