Систематизировать ранее изученное о главных и второстепенных членах предложения, углубить знания о грамматической основе предложения
Урок систематизации ЗУН
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятия «грамматическая основа предложения», «второстепенные члены предложения», «смысловая и грамматическая связь подлежащего и сказуемого», способы выражения подлежащего (существительным, местоимением, сочетанием слов); уметь разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены; уметь находить в грамматической основе подлежащее, выраженное существительным, местоимением, сочетанием слов.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованиюТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Урок 38 Члены предложения Грамматическая основа.doc
Урок 38. ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
Цель
деятельности
учителя
Тип урока
Планируемые
образовательн
ые
результаты
Методы и
формы
обучения
Образователь
ные
ресурсы
Систематизировать ранее изученное о главных и второстепенных членах
предложения, углубить знания о грамматической основе предложения
Урок систематизации ЗУН
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать
понятия «грамматическая основа предложения», «второстепенные члены
предложения», «смысловая и грамматическая связь подлежащего и
сказуемого», способы выражения подлежащего (существительным,
местоимением, сочетанием слов); уметь разграничивать грамматическую
основу предложения и второстепенные члены; уметь находить в
грамматической основе подлежащее, выраженное существительным,
местоимением, сочетанием слов.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного
опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию
из различных источников, включая средства массовой информации, компакт
диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться
словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию
Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная
http://www.uroki.net
http://akademius.narod.ru/viborrus.html
http://www.zavuch.info
http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192
http://www.intergu.ru
http://festival.1september.ru/subjects
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
М у л ь т и м е д и й н ы й р я д : презентация по теме урока, выполненная
Наглядно
учителем или группой подготовленных обучающихся
демонстрацио
нный
материал
Основные
Подлежащее, сказуемое, главные и второстепенные члены предложения понятия
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы
урока
1.
Мотив
ация к
учебно
й
деятел
ьности
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Эмоцион
альная,
психолог
ическая
и
мотивац
ионная
подготов
ка
учащихс
я к
усвоени
ю
изучаемо
го
материал
а
Деятельность учителя
В с т у п и т е л ь н о е с л о в о .
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в
порядке,
Ручка, книжка и
тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно
глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку…
(Дети хором… «пять».)
– Ребята, покажите, какое у вас
сегодня настроение.
(Показывают карточку с
изображением веселого
человечка.)
– Я очень рада, что у вас хорошее
настроение,
и надеюсь, что в течение урока
оно будет только улучшаться
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Фрон
тальн
ая
Осуществл
яемая
деятельно
сть
учащихся
Слушают
учителя,
участвую
т в
диалоге с
учителем.
Демонстр
ируют
готовност
ь к уроку
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Лист
ы
обрат
ной
связи
Личностные:
положительно
относятся к
учению,
познавательной
деятельности.
Познавательн
ые: осознают
учебно
познавательную
задачу.
Регулятивные
: планируют
необходимые
действия,
операции Этапы
урока
2.
Актуал
изация
и
пробно
е
учебно
е
действ
ие
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Инди
видуа
льная
,
фрон
тальн
ая
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Воспроиз
ведение
ранее
изученно
го,
установл
ение
преемств
енных
связей
прежних
и новых
знаний и
примене
ние их в
новых
ситуация
х.
Отгадыв
ание
загадок,
повторен
ие
словарны
х слов,
просмот
р
мультим
едийной
презента
ции,
сопрово
Деятельность учителя
Осуществл
яемая
деятельно
сть
учащихся
– Сегодня к нам пришел
домовенок Кузя и принес
загадки. Он просит найти
отгадки среди ваших словарных
слов. (Находят отгадку и
проверяют орфограммы.)
Слайд 2. Не летает, не жужжит,
жук по улице
бежит.
И горят в глазах жука два
блестящих огонька.
(Автомобиль.)
Он науку изучил, землю словно
приручил.
Знает он, когда сажать, сеять как
и убирать.
Он знаток в краю родном и
зовется... (агроном).
Слайд 3. Не живая, а идет,
неподвижна, а ведет.
(Дорога.)
Слайд 4. Под Новый год пришел
он в дом
Таким румяным
толстяком,
Но с каждым днем терял
он вес
И, наконец, совсем
исчез. (Календарь.)
Коллективное хозяйство,
объединение крестьян, форма
Отвечают
на
вопросы.
Строят
понятные
для
партнера
высказыв
ания.
Смотрят
презентац
ию,
восприни
мают на
слух
информац
ию,
осваиваю
т
лингвисти
ческие
термины.
Обдумыв
ают
ответы на
вопросы
и
осознают,
что
знаний
недостато
чно для
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Устн
ые
ответ
ы
Личностные:
имеют
мотивацию к
учебной
деятельности.
Познавательн
ые: выполняют
учебно
познавательные
действия в
материализован
ной и
умственной
форме;
осуществляют
для решения
учебных задач
операции
анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливают
причинно
следственные
связи.
Регулятивные
: принимают и
сохраняют
учебную задачу.
Коммуникат Осуществл
яемая
деятельно
сть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
полных
ответов.
Записыва
ют в
тетрадь
отгаданн
ые
словарны
е слова.
(Слайд
7.)
ивные: задают
вопросы,
отвечают на
вопросы
других,
формулируют
собственные
мысли,
высказывают и
обосновывают
свою точку
зрения
Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
ждающей
ход
урока
Деятельность учителя
организации
сельскохозяйственного труда.
(Колхоз.)
Слайд 5. В желтом море корабль
плывет,
Он идет, волну сечет,
Из трубы зерно течет.
(Комбайн.)
Состояние природы в
определенном месте в
определенное время:
температура воздуха, осадки,
облачность, ветер. (Погода.)
Слайд 6. Вырос в поле дом.
Полон дом зерном,
Стены позолочены. Ставни
заколочены,
Ходит дом ходуном на столбе
золотом.
(Пшеница.)
– Выберите любое из словарных
слов и составьте с ним
предложение. Что нужно сделать
для того, чтобы составить
предложение? (Связать слова по
смыслу.)
– Прочитаем несколько
предложений.
– Ребята, у вас какие
предложения получились по цели
высказывания? Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Эвристи
ческая
беседа,
ответы
на
вопросы
3.
Выявле
ние
места
и
причин
ы
затруд
нения
Деятельность учителя
(Повествовательные.)
– А какие они по интонации?
(Невосклицательные.)
– А вот какое предложение
придумал наш домовенок Кузя:
Падают с ветки золотые монетки.
(Слайд 8.)
– Кузьма сочинил для вас
осеннюю загадку. Попробуйте ее
разгадать. (Это осенние
листья.)
– Правильно, ребята. Это листья.
Домовенок предлагает вам
сделать разбор этого
предложения. У доски будет
работать...
На экране появляется схема
разбора предложения. (Слайд
9.)
4.
Целепо
лагани
е
и
постро
ение
Раскрыт
ие
сущност
и новых
понятий,
усвоение
новых
способов
Формулирует цель учебной
деятельности вместе с
учащимися, принимающими ее
на себя.
– Ребята, вы уже догадались, чем
мы сегодня будем заниматься на
уроке русского языка?
– Да, вы правы. Тема нашего
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Инди
видуа
льная
,
групп
овая
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Устн
ые
ответ
ы
Личностные:
осознают свои
трудности
и стремятся к
их
преодолению;
проявляют
способность к
самооценке
своих действий,
поступков.
Познавательн
ые:
устанавливают
причинно
следственные
связи, делают
выводы
Инди
видуа
льная
,
групп
овая
Познавательн
ые: извлекают
необходимую
информацию из
прослушанного
объяснения
учителя,
высказываний
Вопро
сы
для
уточн
ения
инфо
рмаци
и
Осуществл
яемая
деятельно
сть
учащихся
Формули
руют
собственн
ые мысли,
высказыв
ают и
обосновы
вают
свою
точку
зрения.
В
сотрудни
честве с
учителем
и
одноклас
сниками
делают
выводы
Формули
руют цель
учебной
деятельно
сти в
диалоге с
учителем.
Отвечают Осуществл
яемая
деятельно
сть
учащихся
на
вопросы,
выполняю
т
упражнен
ия.
Работают
в парах:
двое
учеников
–
у доски
(один
пишет
распрост
раненные
предложе
ния,
другой –
нераспрос
тра
ненные)
Деятельность учителя
урока сегодня «Члены
предложения. Грамматическая
основа».
– Назовите, какие члены
предложения мы знаем. Как
называются предложения,
состоящие из одной
грамматической основы? А как
называются те, в которых, кроме
подлежащего и сказу
емого, есть еще и
второстепенные члены
предложения?
– А вот вам задание от Кузьки.
(Слайд 10.)
Расположите предложения в
таком порядке:
1) распространенные,
2) нераспространенные.
а) Горела заря.
б) Блестит чистое зеркало воды.
в) Пожелтели листья.
г) Медленно падают березовые
листья на воду.
д) Осень царствует.
е) Осень царствует всюду
Этапы
урока
проект
а
выхода
из
затруд
нения
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
учебной
и
умственн
ой
деятельн
ости
учащихс
я.
Подбор
своих
примеро
в,
иллюстр
ирующих
природу
изучаемо
го
языковог
о
явления,
составле
ние
связных
рассказо
в об
изученны
х
нормах.
Письмен
ная
работа
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
одноклассников
,
систематизирую
т знания.
Регулятивные
: планируют (в
сотрудничестве
с учителем и
одноклассника
ми или
самостоятельно
) необходимые
действия,
операции,
работают по
плану.
Коммуникат
ивные: строят
монологические
высказывания,
осуществляют
совместную
деятельность
в парах и
рабочих
группах с
учетом
конкретных
учебно
познавательных
задач Этапы
урока
5.
Прак
тическ
ая
деятел
ьность
по
реализа
ции
постро
енного
проект
а
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Подбор
своих
примеро
в,
иллюстр
ирующих
природу
изучаемо
го
языковог
о
явления,
составле
ние
связных
рассказо
в об
изученны
х
нормах.
Письмен
ная
работа,
игра
Деятельность учителя
– Почему вы так распределили
предложения? Докажите, что вы
правы. Назовите признаки
распространенного и
нераспространенного
предложения. Приведите свои
примеры на каждый вид
предложения.
– Ребята, вы любите играть в
игры с Кузькой? Он хочет
поиграть с вами в интересную
игру, которая называется
«Поймай основу!» (Слайд 11.)
– Суть игры заключается в том,
что домовенок вам будет
называть предложения, а вы
должны записывать только его
основу – подлежащее
и сказуемое.
Осень заглянула в сады.
Поспевают осенние
яблоки.
Ветки деревьев так и клонятся
от спелых
плодов.
В ясный день садоводы
собирают урожай.
В саду слышатся звонкие
голоса школьников.
На подстилке из соломы
ворохом лежат краснобокие
яблоки.
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Фрон
тальн
ая,
индив
идуал
ьная
Осуществл
яемая
деятельно
сть
учащихся
Отвечают
на
вопросы,
под
руководс
твом
педагога
составля
ют план
работы
заданиям
и.
Приводят
примеры.
Читают
по
очереди,
на экране
появляет
ся схема
«Основа
предложе
ния».
(Слайд
12.)
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Устн
ые
ответ
ы.
Выпо
лнени
е
письм
енных
упраж
нений
Личностные:
приобретают
новые знания,
умения.
Познавательн
ые:
читают и
слушают,
извлекая
нужную
информацию,
самостоятельно
находят ее в
материалах
учебников.
Регулятивные
: контролируют
учебные
действия,
замечают
допущенные
ошибки;
осознают
правило
контроля и
успешно
используют его
в решении
учебной задачи.
Коммуникат
ивные: Осуществл
яемая
деятельно
сть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Деятельность учителя
Скоро город получит много
свежих фруктов.
– Давайте проверим, все ли были
внимательны в игре?
– Таким образом, мы закрепили
понятие
о том, что в каждом
предложении обязательно есть
грамматическая основа –
подлежащее
и сказуемое
осуществляют
совместную
деятельность в
парах и группах
с учетом
конкретных
учебно
познавательных
задач, умеют
задавать
вопросы для
уточнения
последовательн
ости работы
Познавательн
ые:
осуществляют
для решения
учебных задач
операции
анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливают
причинно
следственные
связи, делают
обобщения,
выводы
Инди
видуа
льная
,
групп
овая
6.
Первич
ное
закреп
ление.
Самост
оятель
ная
работа
Беседа
по
вопросам
.
Письмен
ная
работа,
игра.
Выполне
ние
разноуро
вневых
обучающ
их
упражне
ний
– Сегодня мы хорошо
поработали. Давайте назовем
ключевые понятия нашего
сегодняшнего
урока.
• Слова в предложении должны
быть связаны между собой по
смыслу.
• Предложения по цели
высказывания бывают
повествовательные,
побудительные, вопросительные.
• Предложения по интонации
бывают восклицательные или
невосклицательные.
• Предложения бывают
распространенные и
Принима
ют
участие в
работе,
отвечают
на
вопросы.
Задают
вопросы
для
уточнени
я
информац
ии.
Самостоя
тельно
выполняю Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Обобщен
ие
полученн
ых
сведений
,
выполне
ние
тестовых
заданий
Заключи
тельная
беседа
по
вопросам
Этапы
урока
7.
Включе
ние в
систем
у
знаний
8.
Рефлек
сия
учебно
й
деятел
ьности
на
уроке
Деятельность учителя
нераспространенные.
• Грамматическая основа –
подлежащее,
сказуемое
– Чтобы завершить нашу работу
и узнать, насколько хорошо мы
усвоили тему «Предложение»,
вам предлагается пройти тест за
компьютерами в программе
«Школьный наставник». Оценки
вам поставит компьютер – самый
объективный и беспристрастный
судья
– Что нового узнали на уроке?
– Какие трудности у вас
появлялись в процессе работы?
– Как вы их преодолевали?
– Понравилось ли вам на уроке?
Какое настроение у вас сейчас?
– Дайте оценку нашей работе:
выберите одну из предложенных
на вашем столе карточек и
покажите мне. Урок понравился
– карточку с улыбающимся
лицом, нет – карточку с
грустным лицом
Осуществл
яемая
деятельно
сть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
т упр.
159, 160
Решают
тест
Инди
видуа
льная
,
групп
овая
Регулятивные
: оценивают
свою работу;
исправляют и
объясняют
ошибки
Резул
ь
таты
теста
Инди
видуа
льная
,
групп
овая
Определя
ют свое
эмоциона
льное
состояние
на уроке.
Заполняю
т
дневники
достижен
ий
Познавательн
ые:
приобретают
умения
мотивированно
организовывать
свою
деятельность.
Регулятивные
: оценивают
свою работу
Оцен
ивани
е
работ
ы
учащи
хся на
уроке
.
Лист
ы
обрат
ной
связи
Урок 38 Члены предложения Грамматическая основа
Урок 38 Члены предложения Грамматическая основа
Урок 38 Члены предложения Грамматическая основа
Урок 38 Члены предложения Грамматическая основа
Урок 38 Члены предложения Грамматическая основа
Урок 38 Члены предложения Грамматическая основа
Урок 38 Члены предложения Грамматическая основа
Урок 38 Члены предложения Грамматическая основа
Урок 38 Члены предложения Грамматическая основа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.