Педагогические цели
Создать условия для углубления и расширения знаний о структурно-семантических признаках сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными; способствовать формированию умений строить, правильно произносить, писать и употреблять их в речи
Тип и вид урока
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий / комбинированный
Планируемые
результаты
(предметные)
Проводят синтаксический анализ предложения, анализ текста; понимают коммуникативно-эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и используют их в собственной речевой практике; осознают эстетическую функцию родного языка, проявляют способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы
У р о к 46. СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ
Педагогические
цели
Создать условия для углубления и расширения знаний о структурносемантических признаках
сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными; способствовать формированию умений
строить, правильно произносить, писать и употреблять их в речи
Тип и вид урока Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий / комбинированный
Планируемые
результаты
(предметные)
Проводят синтаксический анализ предложения, анализ текста; понимают коммуникативноэстетические
возможности лексической и грамматической синонимии и используют их в собственной речевой практике;
осознают эстетическую функцию родного языка, проявляют способность оценивать эстетическую сторону
речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы
Испытывают потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; проявляют
стремление к речевому самосовершенствованию; имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных
грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения
Коммуникативная: создание устных монологических и диалогических высказываний на учебные темы в
соответствии с целями и ситуацией общения. Овладение основными видами речевой деятельности
(аудированием (слушанием), говорением, чтением, письмом). Овладение различными видами чтения
(ознакомительное, изучающее, просмотровое), приемами работы с учебной книгой и другими
информационными источниками, включая ресурсы Интернета. Языковая и лингвистическая
(языковедческая): синтаксические связи слов в предложении. Грамматическая основа предложения.
Второстепенные члены предложения. Предложения простые и сложные. Предложения сложноподчиненные.
Сложные предложения с различными видами связи. Применение синтаксических знаний и умений в практике
правописания. Знаки препинания, их функции. Знаки препинания в конце предложения, простом и сложном
предложениях. Употребление пунктуационных знаков
Владеют всеми видами речевой деятельности. Аудирование и чтение: владеют разными видами чтения
(поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; умеют вести
самостоятельный поиск информации; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче
Личностные
результаты
Ключевые
компетенции
Метапредметные
результатыинформации, полученной в результате чтения или аудирования. Говорение и письмо: соблюдают в практике
речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы
современного русского литературного языка, основные правила орфографии и пунктуации в процессе
письменного общения; проявляют способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной
деятельности и повседневной практике речевого общения
Особенности сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными. Союзы: что, как, будто,
как будто, чтобы, ли. Союзные слова: кто, что, который, где, куда, когда, как, сколько, зачем, почему
Называют особенности сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными
(дополнительными); производят пунктуационный разбор, используют в речи; доказывают, что союз что может
присоединять в предложениях придаточное изъяснительное и определительное
Презентация «Сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным». URL:
http://www.myshared.ru/slide/625834/. Презентация «Сложноподчиненные предложения с придаточными
изъяснительными». URL: http://ppt4web.ru/russkijjjazyk/slozhnopodchinennyepredlozhenijaspridatochnymi
izjasnitelnymi.html; задание для индивидуальной работы
Основное
содержание темы
Характеристика
основных видов
деятельности
Образовательные
ресурсыСценарий урока
Этапы урока
I. Словарно
семантическ
ая работа
Формы, методы,
методические
приемы
Фронтальная
форма. Словесный
метод.
Методический
прием –
объяснение
учителя
II. Усвоение
новых
знаний и
способов
действий:
сложноподчи
ненные
предложения
с
придаточным
и
изъяснительн
Коллективная,
индивидуальная
формы. Словесный,
наглядный,
практический
методы.
Методические
приемы –
презентация,
работа с текстом,
рассказ учителя,
беседа, план
Деятельность учителя
Знакомит со значением
слов.
Привилегия –
преимущественное право,
льгота.
Проселок – грунтовая
дорога между небольшими
населенными пунктами.
Предлагает запомнить
правописание слов: как
будто, во что бы то ни
стало
Объясняет тему урока,
организуя работу с
презентацией, рубриками
«Материал для
самостоятельных
наблюдений»,
«Теоретические сведения».
Предлагает составить
план § 23
Деятельность обучающихся
Осуществляемые действия
Формируемые УУД
Слушают учителя:
знакомятся со
значением слов;
запоминают
правописание
Познавательные:
воспринимают
информацию
на слух.
Коммуникативные:
слушают и понимают речь
других
Форма
и методы
контроля
Фронтальн
ая.
Наблюден
ие
Смотрят презентацию,
слушают комментарий
учителя; работают с
учебным материалом;
отвечают на вопросы.
Записывают примеры и
комментируют их.
Составляют план § 23
Фронтальн
ая. Устный
опрос,
упражнени
е, план
Регулятивные:
принимают и сохраняют
учебную задачу,
соответствующую этапу
обучения.
Познавательные:
осуществляют поиск и
выделение
необходимой информации
с использованием
учебного текста;
осуществляют анализ,Этапы урока
ыми
III.
Применение
знаний
и способов
действий
IV.
Закрепление
знаний
и способов
действий
Формы, методы,
методические
приемы
Фронтальная,
индивидуальная
формы. Словесный,
практический
методы.
Методический
прием –
упражнение
Фронтальная,
индивидуальная
формы. Словесный,
практический
методы.
Методический
прием –
упражнение
Фронтальная
форма. Словесный
метод.
Методический
прием –
упражнение
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Осуществляемые действия
Формируемые УУД
Организует
комментированное
выполнение упр. 117
Списывают, расставляя
выделительные
запятые. Указывают
поясняемое слово;
заключают союзы в
овал, союзные слова
подчеркивают как члены
предложения
Предлагает выполнить
игровое и занимательное
задания (упр. 122)
Читают диалог.
Расставляют знаки
препинания.
Определяют вид
придаточных
Предлагает выполнить
упр. 118, 119 и задание (см.
РМ) по вариантам
1й в а р и а н т – упр. 118.
2й в а р и а н т – упр. 119.
3й в а р и а н т – задание
(см. РМ)
сравнение; делают выводы
Регулятивные: в
сотрудничестве с
учителем, классом
находят решение учебной
задачи; осуществляют по
шаговый контроль по
результату под
руководством учителя.
Познавательные:
осуществляют анализ
Коммуникативные:
формулируют
собственное мнение и
позицию; строят понятные
для партнера
высказывания
Личностные:
преодолевают
препятствия при их
возникновении;
концентрируются и
сосредотачиваются на
работе
Форма
и методы
контроля
Фронтальн
ая,
индивидуа
льная.
Упраж
нение
Фронтальн
ая,
индивидуа
льная.
Упраж
нение
Индивидуа
льная.
Упраж
нениеЭтапы урока
V.
Рефлексия
Формы, методы,
методические
приемы
Фронтальная
форма. Словесный
метод.
Методический
прием – беседа
VI.
Информаци
я о
домашнем
задании
Фронтальная
форма. Словесный
метод.
Методический
прием – сообщение
учителя
Деятельность учителя
– Закончите предложения.
• Самым интересным на
уроке было…
• Мне понравилось…
• Меня заинтересовало…
• Хотелось бы узнать
подробнее о…
• Мне не понравилось…
§ 23, упр. 120.
Комментирует задания
Деятельность обучающихся
Осуществляемые действия
Заканчивают предло
жения
Формируемые УУД
Регулятивные:
проявляют открытость в
осмыслении своих
действий и самооценке;
прогнозируют способы
саморегуляции и
сотрудничества
Форма
и методы
контроля
Фронтальн
ая. Устный
опрос
Воспринимают задание,
уточняют
Регулятивные:
принимают учебную
задачу для
самостоятельной работы
Индивидуа
льная.
Упраж
нение