Урок 62-63. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ ПОДВИГ?»
Оценка 5

Урок 62-63. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ ПОДВИГ?»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
04.04.2018
Урок 62-63. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ ПОДВИГ?»
Педагогические задачи Формировать умение создавать текст-рассуждение на заданную тему Тип урока Урок развивающего контроля, актуализации знаний и умений Планируемые результаты (предметные) Создают текст-рассуждение по плану, формулируют тезис рассуждения, подбирают аргументы, делают вывод; работают с текстом, находят аргументы в тексте, понимают жанровое своеобразие сочинения-рассуждения Личностные результаты Имеют устойчивую мотивацию к обучению, самостоятельной и коллективной аналитической деятельности
Урок 62-63. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ.docx
У р о к  62­63. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ ПОДВИГ?» Педагогические Формировать умение создавать текст­рассуждение на заданную тему задачи Тип урока Планируемые  результаты  (предметные) Личностные результаты Метапредметные результаты Образовательные ресурсы Урок развивающего контроля, актуализации знаний и умений Создают текст­рассуждение по плану, формулируют тезис рассуждения, подбирают аргументы, делают вывод; работают с текстом, находят аргументы в тексте, понимают жанровое своеобразие сочинения­рассуждения Имеют устойчивую мотивацию к обучению, самостоятельной и коллективной аналитической деятельности Владеют всеми видами речевой деятельности. Познавательные: объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания текста­рассуждения; регулятивные: адекватно самостоятельно  оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы; коммуникативные:  используют адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью  планирования, контроля и самооценки действия Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1992. Миллер Ц. Г. Сборник текстов для изложений с   грамматическим   заданием:   пособие   для   преподавателей   пед.   училищ.   М.:   Просвещение,   1982; энциклопедический   мультимедийный   интернет­ресурс   «МЕГАэнциклопедия   Кирилла   и   Мефодия».   URL: megabook.ru; задания для лингвистической разминки, текст Сценарий урока Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые Формируемые способы  деятельности I.  Организация начала  урока* II.  Актуализаци я знаний:  лингвистичес кая разминка  (индивидуаль ная работа) Приветствует обучающихся, осуществляют проверку  готовности к уроку Предлагает вставить вместо пропусков недостающие  термины, понятия. 1. Виды корней с безударной гласной: корни с проверяемой  безударной гласной, корни с непроверяемой безударной  гласной, корни… (с чередующейся гласной). 2. Типы словосочетаний: управление, согласование,…  (примыкание). 3. Виды сложного предложения: бессоюзное,  сложносочиненное, сложное предложение с разными видами  связи,… (сложноподчиненное предложение). 4. Односоставные предложения: назывные, определенно­ личные, неопределенно­личные,… (безличные). 5. Типы речи: описание, повествование,… (рассуждение). Организует проверку задания (взаимопроверку). – Какой тип речи необходимо использовать при написании  сочинения по русскому языку как обязательной части  выпускной работы? (Рассуждение.) действия) Приветствуют  учителя. Готовятся к  уроку. Настраиваются  на работу Выполняют задания  лингвистической  разминки. Владеют умением  организовывать рабочее  место Адекватно воспринимают  информацию устного и  письменного сообщения,  реагируют на оценку  сверстников  и учителя; осуществляют  контроль и оценку учебных действий Осуществляют  взаимопроверку,  работая в парах. Отвечают на вопросы  учителя Этап урока Содержание деятельности учителя III.  Формулиров ание темы и  задач урока. 1. Работа  с текстом. 2. Задание  «Толстые  и тонкие  вопросы» Предлагает самостоятельно прочитать текст (см. РМ). 1) Какой город оказался в осаде? 2) На что решился молодой Муций и почему?  3) Почему он убил писаря? 4) Кто такой рекс? 5) Что узнал вождь от Муция? 6) Как хотел уничтожить римлянина вождь? 7) Какую руку почти сжег Муций? 8) Почему Муций так поступил с собой? 9) Почему вождь отпустил пленника? 10) Какие последствия имело это происшествие для Рима? 11)   Какое   прозвище   дали   римляне   Муцию?   Что   оно означает? 12) Что сейчас обозначает имя «Муций Сцевола»? 13) Что совершил Муций во имя народа? 14)  Определите  тему  произведения.  С  какой  целью  автор написал данный текст? 15) Какое понятие может проиллюстрировать текст? Какова главная проблема? – Соотнесите вид урока, тип речи и проблему текста. Какой  вид работы предстоит выполнить? (Написание сочинения­ рассуждения на тему «Что такое подвиг?».) – Назовите задачи урока.  – Что необходимо для выполнения этого вида задания?  (Вспомнить, что такое рассуждение, его компоненты;  следовать алгоритму написания сочинения­рассуждения; Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) Читают текст. Отвечают на вопросы. Формируемые способы  деятельности Принимают и сохраняют  учебные задачи. Проявляют способность  свободно, правильно  излагать свои мысли в  устной форме. Формулируют тему и  задачи урока Владеют умением  адекватно выражать свое  отношение  к прочитанному. Проявляют способность  определять цели  предстоящей учебной Этап урока Содержание деятельности учителя учиться применять клише для написания сочинения;  собрать необходимый материал.) IV.  Применение  знаний  и умений в  новой  ситуации. 1.  Фронтальная  работа. 2. Работа  с толковым  – Что такое рассуждение? В чем его главная особенность? Рассуждение – словесное изложение, разъяснение,  подтверждение или опровержение какой­либо мысли. – Какие основные компоненты рассуждения вы знаете? Структура рассуждения: тезис, доказательства, вывод. – Что такое тезис? Тезис – основная мысль, требующая доказательства. – Что такое аргументы? Аргументы – доводы, доказательства, позволяющие  обосновать определенную точку зрения. – Составим развернутый план, опираясь на структуру  сочинения и используя клише. – Какой тезис нам необходимо доказать в ходе  рассуждения? На какой вопрос надо ответить? (Что такое  подвиг?) – Найдите определение слова подвиг. Подвиг – героический, самоотверженный поступок. Подвиг  бывает воинским, трудовым. – Докажите, что поступок Муция Сцеволы является  подвигом. В качестве доказательств приведите цитаты из  Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) Записывают  определение  рассуждения в  тетрадь. Вспоминают структуру рассуждения, делают  записи в тетради. Высказывают свои  предположения. Слушают объяснение,  уточняют  Формируемые способы  деятельности деятельности  (индивидуальной и  коллективной),  последовательность  действий Владеют базовыми  понятиями лингвистики:  функционально­ смысловой тип  речи – рассуждение. Проявляют способность  свободно, правильно  излагать свои мысли в  устной форме. Владеют умением  пользоваться толковым  словарем. Участвуют в обсуждении  актуальных тем с  использованием различных  средств аргументации Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) Формируемые способы  деятельности словарем. 3. Работа  с текстом V.  Обобщение и систе­ матизация  знаний. текста. – Муций Сцевола в одиночку решил помочь своей родине: «Враги осадили Рим. Осада была длительной, и в городе  начались болезни и голод. Все попытки римлян спасти  свой город кончались неудачей, и тогда один молодой  римлянин по имени Муций решился на отчаянный шаг. Он спрятал под плащом кинжал и отправился в лагерь  врагов, чтобы убить их предводителя». – Муций Сцевола решил принести себя в жертву ради  родного города: «Вождь потребовал от Муция имена  заговорщиков, их планы, но Муций молчал. Разгневанный  вождь угрожал сжечь его живым на костре и приказал  развести огонь. Муций, не сказав ни слова, подошел к  жаровне и положил правую руку на пылающие угли.  Муций стоял не дрогнув, пока его рука медленно  обугливалась». – Благодарные потомки помнят о подвиге Муция, который  спас город: «Имя Муция Сцеволы стало нарицательным,  и теперь оно употребляется для обозначения  бесстрашных героев, жертвующих всем для отечества» Задание для 1–2­й групп. Упр. 184, текст 1. Прочитать  текст и ответить на вопросы: – О чем хочет сказать автор текста молодому поколению? – Какой исторический период известен своими героями,  подвигами? Работают в группах,  выполняют задания. Владеют навыками работы  в группе. Имеют устойчивую  мотивацию к  самостоятельной и Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) 1. Групповая  работа – Что требуется для совершения подвига? – Что вы знаете об авторе текста?  Маресьев Алексей Петрович – российский летчик,  общественный деятель, Герой Советского Союза (1943),  полковник  (1978), кандидат исторических наук (1956). В Великую  Отечественную войну в истребительном авиаполку сбил 4  самолета. В марте 1942 г. был подбит и 18 суток тяжело  раненный добирался до своих войск. После ампутации ног  освоил протезы и добился возвращения в полк, сбил еще 7  самолетов. После войны с 1956 г. возглавлял Комитет  ветеранов войны. Подвиг Маресьева описан в книге Б.  Полевого «Повесть о настоящем человеке», по которой в  1948 г. был снят одноименный фильм. Задание для 3–4­й групп. Упр. 184, текст 2. – Чем отличались герои от других людей, по наблюдениям  автора текста? – Связано ли понятие подвиг с определенными  профессиями? – Что общего между подвигами разных людей? – Что вы знаете об авторе текста?  Кожедуб Иван Никитович – советский летчик­истребитель,  маршал авиации (1985), трижды Герой Советского Союза  (1944, 1945). В Великую Отечественную войну в  истребительной авиации, на фронте с 1943 г.; командир  эскадрильи, заместитель командира полка, 330 боевых  Отчитываются о  Формируемые способы  деятельности коллективной  аналитической  деятельности. Свободно пользуются  справочной литературой, в  том числе и на  электронных носителях. Проявляют способность к  преобразованию,  сохранению и передаче  информации, полученной в  результате чтения. Владеют способностями  свободно, правильно  излагать свои мысли в  письменной форме;  соблюдать нормы  построения текста  (логичность,  последовательность,  связность, соответствие  теме и др.); участвовать в  речевом общении,  соблюдая нормы речевого  этикета; адекватно  использовать жесты, Формируемые способы  деятельности мимику в процессе  речевого общения.  Осуществляют самооценку  на основе наблюдения за  собственной речью Этап урока Содержание деятельности учителя вылетов, 120 воздушных боев; сбил 62 немецких самолета.  Задает вопрос группам. – Какая мысль объединяет оба текста? Какие вопросы могут стать тезисом для вашего сочинения? – Обратите внимание на упр. 185. Перечисленные вопросы  помогут выбрать тезисы – Используя выбранный тезис, напишите вступление к  сочинению. Клише: На этот вопрос пытаются ответить многие. Это понятие, понимание которого играет важную роль для  становления мировоззрения личности. Это я и попытаюсь доказать в своем сочинении. Попробуем разобраться в данном понятии, данном вопросе  и т. д. Предлагает   зачитать   получившиеся   вступления   к сочинению, отредактировать письменные высказывания – Какие виды аргументов могут быть использованы вами при написании сочинения­рассуждения? (Аргументы­цитаты из прочитанного текста; аргументы из личного опыта;  аргументы из произведений литературы.) – Приведите примеры литературных героев, которые  поступили так же, как этот храбрый юноша, которые  пожертвовали многим ради счастья других. (Данко из  рассказа «Старуха Изергиль» М. Горького; Прометей из  2. Создание  письменного  высказывания (индивидуаль ная работа) 3. Сбор  материала к  сочинению.  Работа с  аргументами  (фронтальная работа) Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) проделанной работе,  слушают, дополняют  инфор­ мацию Зачитывают  вступления,  редактируют их в  соответствии с  указаниями учителя и  товарищей Отвечают на вопросы, собирают материал  для сочинения, делают  необходимые записи  в тетради Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) Формируемые способы  деятельности греческого мифа о титане Прометее; Тарас Бульба из  одноименной повести Н. Гоголя; Андрей Соколов из  рассказа «Судьба человека» М. Шолохова.) – Какие слова, словосочетания, предложения помогут  ввести аргументы в ваше сочинение? (Во­первых; во­ вторых. В качестве первого доказательства могу  привести пример… Рассуждая на данную тему, я  вспомнил произведение… Неслучайно русские писатели  обращались к данной теме в своих произведениях. Мою  точку зрения подтверждает и опыт художественной  литературы.) – Вы решили поставленные в начале урока задачи? – Что вспомнили в процессе решения учебных задач? – Какие получили результаты? – Где можно применить данные знания? – Какое понятие было центральным сегодня на уроке? Предлагает составить синквейн. Н а п р им е р : Подвиг самоотверженный, героический вдохновляет, поражает, совершается ради блага людей героизм VI.  Подведение  итогов  урока.  Рефлексия Отвечают на вопросы. Выполняют творческое задание Осуществляют рефлексию  способов и условий  действия, контроль и  оценку процесса и  результатов деятельности. Осуществляют самооценку; понимают причины успеха  или неуспеха в учебной  деятельности Домашнее задание: 1. Написать сочинение­рассуждение на тему «Подвиг».  Записывают задание,  задают уточняющие  Принимают и сохраняют  учебные задачи, Этап урока Содержание деятельности учителя 2. Подобрать эпиграф к тексту, озаглавить сочинение. 3. Использовать в качестве аргументов тексты упр. 184,  литературные аргументы. Для написания сочинения  привлечь материал, собранный во время урока Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) вопросы Формируемые способы  деятельности осуществляют поиск  средств их решения

Урок 62-63. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ ПОДВИГ?»

Урок 62-63. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ ПОДВИГ?»

Урок 62-63. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ ПОДВИГ?»

Урок 62-63. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ ПОДВИГ?»

Урок 62-63. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ ПОДВИГ?»

Урок 62-63. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ ПОДВИГ?»

Урок 62-63. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ ПОДВИГ?»

Урок 62-63. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ ПОДВИГ?»

Урок 62-63. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ ПОДВИГ?»

Урок 62-63. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ ПОДВИГ?»

Урок 62-63. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ ПОДВИГ?»

Урок 62-63. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ ПОДВИГ?»

Урок 62-63. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ ПОДВИГ?»

Урок 62-63. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ ПОДВИГ?»

Урок 62-63. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ ПОДВИГ?»

Урок 62-63. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ ПОДВИГ?»

Урок 62-63. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ ПОДВИГ?»

Урок 62-63. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ ПОДВИГ?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2018