Урок 64 Фонетика Звуки речи и буквы Гласные звуки
Оценка 5

Урок 64 Фонетика Звуки речи и буквы Гласные звуки

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
27.02.2017
Урок 64 Фонетика Звуки речи и буквы Гласные звуки
Формировать представление об отличии буквы от звука, принципе деления звуков на гласные и согласные; познакомить с понятием «фонема», принципом расположения слов в словарях по второй и третьей букве; развивать умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля Урок систематизации ЗУН Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков; иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными; записывать их с элементами транскрипции. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностейТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Урок 64 Фонетика Звуки речи и буквы Гласные звуки.doc
Урок  64. ФОНЕТИКА. ЗВУКИ РЕЧИ И БУКВЫ. ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Цель  деятельности  учителя Тип урока Планируемые  образовательн ые  результаты Методы и  формы  обучения Образователь ные  ресурсы Формировать представление об отличии буквы от звука, принципе деления  звуков на гласные и согласные; познакомить с понятием «фонема»,  принципом расположения слов в словарях по второй и третьей букве;  развивать умение извлекать необходимую информацию из учебно­научных  текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля Урок систематизации ЗУН Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать  предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки  речи в русском языке,  различия в образовании гласных и согласных звуков;  иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной  роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу  образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными;  записывать их с элементами транскрипции. Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного  опыта/приобретенная компетентность): способность чувствовать  окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе  культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностей Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая,  фронтальная http://www.uroki.net  http://akademius.narod.ru/vibor­rus.html http://www.zavuch.info http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 http://www.intergu.ru                                        http://festival.1september.ru/subjects               Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор Наглядно­ М у л ь т и м е д и й н ы й   р я д : презентация по теме урока, выполненная  учителем или группой подготовленных обучающихся демонстрацио нный  материал Основные  понятия  Звуки речи и буквы, фонема, транскрипция, алфавит Организационная  структура  (сценарий) урока Этапы  урока 1.  Моти вация  (само опред елени е)  к  учебн ой  деяте ль­ ности Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Эмоцион альная,  психолог ическая  и  мотивац ионная  подготов ка  учащихс я к  усвоени ю  изучаемо го  материал а Деятельность учителя В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о . – Послушайте стихотворение  «Весенняя гроза» Ф. Тютчева.  Какие звуки передают грохот,  раскаты грома? Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый  гром, Как бы резвяся и играя,  Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые…  (г, р) – Сегодня у нас необычное занятие – урок погружения в разнообразный  мир звуков, окружающий нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас  самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться.  Это поможет нам с вами лучше  понять такой раздел науки о языке,  как фонетика Форм ы органи зации взаим одейст вия Фрон тальн ая Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся Слушают выразите льное  чтение  стихотво рения,  участвую т в  диалоге с учителем .  Размеща ют  учебные  материал ы на  рабочем  месте,  демонстр ируют  готовнос ть к  уроку 2.  Актуа лизац ия  Воспроиз ведение  ранее  изученно – Назовите скороговорки, в которых  звуки создают образ мчащейся  конницы. (Звуки т, п, к. От топота копыт пыль по полю летит.) Вспомин ают  поговорк и,  Групп овая Формируемые умения  (универсальные учебные действия) Познавател ьные:  осознают  учебно­ познавательну ю задачу.  Регулятивн ые:  планируют  необходимые  действия,  операции.  Коммуника тивные:  работают в  парах (обмениваютс я мнениями,  учатся  понимать  позицию  партнера, в  том числе и  отличную от  своей) Познавател ьные:  осуществляют для решения  Проме жуточ ный контр оль Лист ы  обрат ной  связи Устн ые  ответ ы Деятельность учителя Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся Форм ы органи зации взаим одейст вия Формируемые умения  (универсальные учебные действия) Проме жуточ ный контр оль – Каким звуком можно изобразить  полет жука? (Звуками ж­ж­ж.  Жутко жуку сидеть на суку.) – Как называется этот прием в  литературе? (Звукопись.) анализир уют  тексты  поговоро к. Одну  из  поговоро к  записыва ют в  тетрадь Этапы  урока и  пробн ое  учебн ое  дейст вие Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия го,  установл ение  преемств енных  связей  прежних  и новых  знаний и  примене ние их в  новых  ситуация х.  Чтение и проговар ивание  скорогов орок учебных задач операции  анализа,  синтеза,  сравнения,  классификаци и,  устанавливаю т причинно­ следственные  связи.  Регулятивн ые:  принимают и  сохраняют  учебную  задачу.  Коммуника тивные:  формулируют собственные  мысли,  высказывают  и  обосновывают свою точку  зрения Личностные : осознают  свои  трудности и  Лист ы  обрат ной  3.  Выявл ение  места  Беседа,  ответы  на  вопросы, – Как называется наука, изучающая  звуки речи? (Фонетика.) – Что изучает орфоэпия?  (Правильное произношение.)  Обдумыв ают  ответы  на  Фрон тальн ая Этапы  урока и  причи ны  затру днени я Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия обсужде ние  результа тов  предыду щего  этапа.  Просмот р  мультим едийной  презента ции Проме жуточ ный контр оль связи Деятельность учителя Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся Форм ы органи зации взаим одейст вия Формируемые умения  (универсальные учебные действия) вопросы,  смотрят  презента цию;  восприни мают на  слух  информа цию,  осваиваю т  лингвист ические  термины. Обдумыв ают  ответы  на  вопросы  и  осознают , что  знаний  недостат очно для  полных  ответов – Графика? (Обозначение звуков  буквами.) – Отгадайте загадку: Его не видно, в руки не взять, но  зато слышно.  (Звук.) – А сколько же звуков в природе?  (Не сосчитать.) Ответ – стихотворение (на слайде): Сколько на свете звуков?  Сколько звуков у речи? Сколько в лесу – снежинок,  Сколько струек у речки.  Сколько в дожде –  дождинок. Сколько в песке – песчинок. – Звуки, которые мы будем изучать,  помогают различать слова по  смыслу. Если бы они не были  смыслоразличителями, мы бы  запутались и получилось бы вот что  (на слайде): Закричал  охотник: Ой!  Двери гонятся за мной! Посмотрите­ка,  ребятки,  Раки выросли на  грядке! Тает снег. Течет  Старый  дедушка Пахом  На козе скакал  верхом. На  пожелтевшую  траву  Роняет лев свою листву. стремятся к  их  преодолению;  проявляют  способность к самооценке  своих  действий,  поступков.  Познавател ьные:  устанавливаю т  причинно­ следственные  связи, делают  выводы.  Регулятивн ые: осознают  недостаточнос ть своих  знаний.  Коммуника тивные:  задают  вопросы с  целью  получения  необходимой  для решения  проблемы Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся Форм ы органи зации взаим одейст вия Формируемые умения  (универсальные учебные действия) Проме жуточ ный контр оль информации Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Деятельность учителя ручей.  На ветвях полно  врачей. Мама с бочками пошла  По дороге вдоль села. Синеет море перед нами,  Летают майки над  волнами. – Теперь вы уже знаете, что звуки  различают слова. А вот какая  забавная история произошла  однажды, когда две фонемы попали  не в свои слова. (На слайде:  «Жили­были  КОТ и КИТ».) КОТ – огромный, просто  страшный! КИТ был маленький,  домашний. КИТ мяукал. КОТ пыхтел.  КИТ купаться не хотел, Как огня воды боялся.  КОТ всегда над ним  смеялся! Время так проводит КИТ:  Ночью бродит, днем  храпит. КИТ любил залезть  повыше. Ночью песни пел на крыше.  Позовешь его: кис­кис! Он охотно прыгнет вниз… 4.  Раскрыт Формулирует цель учебной  Формули Групп Личностные Вопр Этапы  урока Целеп олага ние и  постр оение  проек та  выход а из  затру днени я Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия ие  сущност и новых  понятий,  усвоение новых  способов учебной  и  умственн ой  деятельн ости  учащихс я.  Беседа о  роли  фонемы  как  смыслор азличите ля.  Выполне ние  обучающ их  упражне ний  на  основе  текстов  учебника Деятельность учителя деятельности вместе с  учащимися, принимающими ее на  себя.  – Что у нас получилось? Меняем  один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает  различать слова по смыслу. Эти  звуки – смыслоразличители.  Замечательный ученый Бодуэн де  Куртенэ дал им красивое имя –  фонема.  Вы уже знаете, что для фонем  придумали алфавит – перечень букв, обозначающих звуки.  Упражнение 262. – Прослушайте стихотворение Б.  Заходера (текст на слайде,  выразительное чтение). Вспомните,  каких букв нет, и запишите алфавит, все 33 буквы.  Тридцать три родных  сестрицы, Писаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся. К нам они сейчас спешат, Славные сестрицы,  Очень просят всех ребят С ними подружиться! А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ – Прикатили на еже. Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О – Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся руют  цель  учебной  деятельн ости в  диалоге с учителем ;  высказыв ают  собствен ные  мысли;  обосновы вают  свою  точку  зрения.  Выполня ют упр.  262.  В  сотрудни честве с  учителем и  одноклас сниками  делают  выводы о необходи мости  Форм ы органи зации взаим одейст вия овая Проме жуточ ный контр оль осы  для  уточн ения  инфо рмац ии Формируемые умения  (универсальные учебные действия) : осознают  свои  возможности  в учении;  способны  адекватно  рассуждать о  причинах  своего успеха  или неуспеха  в учении,  связывая  успехи с  усилиями,  трудолюбием. Познавател ьные:  извлекают  необходимую  информацию  из  прослушанног о объяснения  учителя,  высказываний  одноклассник ов,  систематизир уют  собственные  знания. Деятельность учителя Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся Форм ы органи зации взаим одейст вия Формируемые умения  (универсальные учебные действия) Проме жуточ ный контр оль Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия или книг  для  внекласс ного  чтения,  обсужде ние  резуль­ татов знать  фонемы­ смыслор азличите ли Дружно вылезли в окно.  Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха – Оседлали петуха. Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я – Все теперь мои друзья! Пять сестренок опоздали – Заигрались в прятки.  А теперь все буквы встали  В азбучном порядке. Познакомьтесь с ними, дети: Вот они стоят рядком,  Очень плохо жить на свете  Тем, кто с ними незнаком. Организует и сопровождает  совместную учебную  деятельность. Дополняет ответы Регулятивн ые:  планируют  необходимые  действия,  операции,  действуют по  плану. Коммуника тивные:  осуществляют совместную  деятельность  в парах и  рабочих  группах с  учетом  конкретных  учебно­ познавательны х задач Познавател ьные: читают  и слушают,  извлекая  нужную  информацию,  а также  самостоятель но находят ее  в материалах  Устн ые  ответ ы.  Пись менна я  работ а 5.  Прак­ тичес кая  деяте льнос ть  Выполне ние  обучающ их  упражне ний на  основе  текстов  учебника или книг  Создает условия для устранения  перегрузки учащихся и овладения  новым  учебным материалом  непосредственно на уроке. – Наша работа будет продолжена в  группах. 1. Внимательно прочитайте § 50, 51,  с. 122–123. 2. Составьте таблицу «Гласные  звуки». К каждому звуку подберите  Выделяю т  главное,  устанавл ивают  причинно ­ следстве нные  связи  Инди видуа льная, групп овая Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия для  внекласс ного  чтения Деятельность учителя и запишите по два односложных  слова 3. Заполните таблицы:  № 1. Раздел науки о Что изучается в языке Фонетика Орфоэпия Графика № 2. Гласные разделе Звуки речи Правила  произношения Обозначение звуков  буквами Звуки речи [а] [о] [у]  [э] [и] [ы] – 6 Глухие – 10 [к, п, с, т, ш,  ф, х, ц, щ, ч] Буквы а, о, у, э, и, ы,  е, ё, ю, я – 10 Звонкие – 11 [б, в, г, д, ж, л, м, н, р, й] [  ч, щ, й  ] Согласны е Всегда мягкие Всегда твердые [ж, ш, ц] Шипящие № 3. Буквы  я,   ю,   е,   ё  имеют   2 значения 1. Обозначают гласные звуки а) после  мягких  [ш, ж, ч, щ] Примеры Мера,  полёт,  Этапы  урока 6.  Перви чное  закре п­ ление  с  комме нтиро вание м во  внешн ей  речи. 7.  Само­ стоят ельна я  работ а с  самоп ровер Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся Форм ы органи зации взаим одейст вия Формируемые умения  (универсальные учебные действия) Проме жуточ ный контр оль Инди видуа льная, групп овая между  отдельны ми  языковы ми  явлениям и Формули руют  собствен ные  мысли,  высказыв ают и  обосновы вают  свою  точку  зрения.  Заполня ют  таблицы,  использу я  материал учебника .  Обменив аются  таблицам и,  учебников,  рабочих  тетрадей  Устн ые  ответ ы.  Выпо лнени е  упра жнен ий.  Оцен ивани е  работ ы  учащ ихся  на  уроке Личностные :  приобретают  новые знания,  умения,  совершенству ют  имеющиеся.  Познавател ьные:  читают и  слушают,  извлекая  нужную  информацию,  а также  самостоятель но находят ее  в материалах  учебников,  рабочих  тетрадей.  Регулятивн ые: Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Этапы  урока кой  по  эта­ лону Деятельность учителя Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся Форм ы органи зации взаим одейст вия Формируемые умения  (универсальные учебные действия) Проме жуточ ный контр оль [а] [о] [у] [э] согласных 2. Обозначают клюв,  сяду Яхта Маяк Вьёт а) в начале  слова; б) после  гласной; в) после ъ, ь 2 звука: я –  [й], [а]; ю – [й], [у];  е – [й], [э];  ё – [й], [о] Контролирует правильность  приемов работы с книгой,  подводит к обобщению: что  изучают фонетика, графика,  орфоэпия проверя ют их.  Оценива ют  работу,  поставив  «5» –  0  ошибок;  «4» – 1  ошибка;  «3» –  2  ошибки;   «2» –  более  3  ошибок.  От  каждой  группы  выступае т  докладчи к по  теме.  Принима ются  дополнен ия, и  задаются вопросы  контролируют учебные  действия,  замечают  допущенные  ошибки;  осознают  правило  контроля и  успешно  используют  его  в решении  учебной  задачи.  Коммуника тивные:  осуществляют совместную  деятельность  в парах и  рабочих  группах с  учетом  конкретных  учебно­ познавательны х задач, умеют задавать  вопросы для  уточнения  последователь Этапы  урока 8.  Вклю­ чение  в  систе му  знани й  и  повто ­рение Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Обобщен ие,  системат изация  знаний и  формиро вание  рационал ьных  способов примене ния их на практике .  Выполне ние  разноуро вневых  обучающ их  упражне ний на  основе  текстов  учебника Деятельность учителя Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся Форм ы органи зации взаим одейст вия Формируемые умения  (универсальные учебные действия) Проме жуточ ный контр оль отвечаю щим  ученикам Выполня ют  упражне ния,  отвечают на  вопросы Инди видуа льная, групп овая Практика под руководством  учителя.   1. Устное выполнение упр. № 263,  366.  2. Упр. № 265, 267 письменно. Самостоятельное выполнение  разных по сложности упражнений, подобранных учителем в  соответствии с уровнем  подготовки класса. – Вспомним цели нашего урока.  Достигли ли мы их? – Что понравилось на уроке? – Кто был самым активным?  – А самым грамотным? Устн ые  ответ ы ности работы Познавател ьные:  осуществляют для решения  учебных задач операции  анализа,  синтеза,  сравнения,  классификаци и,  устанавливаю т причинно­ следственные  связи, делают  обобщения,  выводы.  Регулятивн ые:  адекватно  оценивают  свои  достижения,  осознают  возникающие  трудности,  ищут их  причины и Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Деятельность учителя Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся Форм ы органи зации взаим одейст вия Формируемые умения  (универсальные учебные действия) Проме жуточ ный контр оль пути  преодоления

Урок 64 Фонетика Звуки речи и буквы Гласные звуки

Урок 64 Фонетика Звуки речи и буквы Гласные звуки

Урок 64 Фонетика Звуки речи и буквы Гласные звуки

Урок 64 Фонетика Звуки речи и буквы Гласные звуки

Урок 64 Фонетика Звуки речи и буквы Гласные звуки

Урок 64 Фонетика Звуки речи и буквы Гласные звуки

Урок 64 Фонетика Звуки речи и буквы Гласные звуки

Урок 64 Фонетика Звуки речи и буквы Гласные звуки

Урок 64 Фонетика Звуки речи и буквы Гласные звуки

Урок 64 Фонетика Звуки речи и буквы Гласные звуки

Урок 64 Фонетика Звуки речи и буквы Гласные звуки

Урок 64 Фонетика Звуки речи и буквы Гласные звуки

Урок 64 Фонетика Звуки речи и буквы Гласные звуки

Урок 64 Фонетика Звуки речи и буквы Гласные звуки

Урок 64 Фонетика Звуки речи и буквы Гласные звуки

Урок 64 Фонетика Звуки речи и буквы Гласные звуки

Урок 64 Фонетика Звуки речи и буквы Гласные звуки

Урок 64 Фонетика Звуки речи и буквы Гласные звуки

Урок 64 Фонетика Звуки речи и буквы Гласные звуки

Урок 64 Фонетика Звуки речи и буквы Гласные звуки

Урок 64 Фонетика Звуки речи и буквы Гласные звуки

Урок 64 Фонетика Звуки речи и буквы Гласные звуки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2017