Урок 81 Прямое и переносное значение слова

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познакомить учащихся с понятием «прямое и переносное значение слова»; научить различать прямое и переносное значение слова, употреблять в речи слова в переносном значении Урок объяснения нового материала Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «прямое и переносное значение слов», принцип отражения в толковом словаре переносного значения слова, роль использования слов с переносным значением в художественных произведениях; уметь находить слова с переносным значением в тексте, толковом словаре; определять переносное значение слова; употреблять в своей речи слова с переносным значением; находить и исправлять ошибки в употреблении слов с переносным значением. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образованияТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Иконка файла материала Урок 81 Прямое и переносное значение слова.doc

Урок 81. Прямое и переносное значение слов

Цель деятельности учителя

Познакомить учащихся с понятием «прямое и переносное значение слова»; научить различать прямое и переносное значение слова, употреблять в речи слова в переносном значении

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «прямое и переносное значение слов», принцип отражения в толковом словаре переносного значения слова, роль использования слов с переносным значением в художественных произведениях; уметь находить слова с переносным значением в тексте, толковом словаре; определять переносное значение слова; употреблять в своей речи слова с переносным значением; находить и исправлять ошибки в употреблении слов с переносным значением.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

методы и формы обучения

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net              http://www.intergu.ru                                       http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://www.zavuch.info                     http://festival.1september.ru/subjects                http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Прямое значение слова, переносное значение слова

 

Организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

1. Актуализация
и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Терминологический диктант, взаимопроверка

Терминологический диктант.

– По толкованию определите слово и запишите его в начальной форме. (Ключ на слайде.)

•  Наука, изучающая словарный состав языка, называется… (лексикология).

•  Словарный состав языка называется… (лексика).

•  То, что обозначает слово, называется… (лексическое значение).

•  Слово, имеющее одно лексическое значение, называется… (однозначное).

•  Слово, имеющее два и более значений, называется… (многозначное).

•  Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется… (толковый словарь)

Выполняют задание, оценивают работу товарищей

Фронтальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Письменные ра-боты

2. Выявление места и причины затруднения

Работа с текстом, ответы

на вопросы

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний
и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности
(самостоятельно или при незначительной помощи учителя).

– Прослушайте стихотворение (текст на слайде):

Мне не хватает теплоты, –

Она сказала дочке.

Дочь удивилась: – Мерзнешь ты

И в летние денечки?

– Ты не поймешь, еще мала, –

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: – Я поняла! –

И тащит одеяло*.

Почему дочь не поняла свою маму?

– О какой теплоте говорила мать своей дочери?
(О сердечном, добром отношении; отрадном чувстве.)

– Какое еще значение имеет слово «теплота»?
(Нагретое состояние чего-нибудь: «В дом дали тепло» – прямое значение слова.)

– Скажите, а это важно – понимать другого человека? (Да.)

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы
с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные ответы. Вопросы для уточнения информации

Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

 

3. Целе-полагание

и постро-

ение проекта выхода из затруднения

Составление связных рас-сказов об изученных
нормах.

Знакомство
с теоретическим материалом по теме

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

– И в этом нам поможет знание способности слова иметь наряду с прямым и переносное значение. Это удивительное явление, ведь слово –
это одно из самых необыкновенных чудес,
какие мы можем наблюдать в мире, как говорил К. Ушинский.

Чтение теоретического материала учебника или доклад подготовленного ученика

Воспринимают теоретическую  информацию, осваивают лингвистические термины, формулируют цель урока в диалоге

с учителем

Групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану

Вопросы для уточнения информации

4. твор-ческая практическая деятельность

по реализации построен-ного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Письменная работа по группам

– Как происходит перенос значения с одного предмета на другой? (На основе сходства по определенному признаку.)

Задания по группам:

– Укажите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение, а в каких – прямое.

Ледяная глыба – ледяной взгляд (перен.).

Море пшеницы (перен.) – голубое море.

Копирует чертеж – копирует походку (перен.).

(В первом примере перенос значения произошел на основе ощущений; во втором – размера, величины; в третьем – подобного действия.)

Теперь предлагаю вам самим заняться поиском. Для работы даны слова: звезда; бежать; хрупкий.  Ваша задача – составить с данным словом словосочетание так, чтобы оно употреблялось и в прямом, и переносном значении.

Если мы затрудняемся, нам поможет толковый словарь, где указаны все значения слов.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Фронтальная,

индивидуальная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы.

Выполнение письменной работы

5. Первичное закрепление с комментирова-нием

Обобщение
и систематизация знаний
и формирование рациональных способов применения их

на практике.

Обучающая игра. Анализ работ обучающихся

– А теперь поиграем. На столе перед вами карточки со словосочетаниями, записанными в две колонки: слова с прямым значением и слова с переносным значением. Наша задача – проверить классификацию, правильно ли заполнена таблица. Может быть, какие-то слова включены неверно. Работаем в командах:

1-я половина класса – «Знайки» (выписывают словосочетания со словами с прямым значением);

2-я половина класса – «Почемучки» (выписывают словосочетания со словами в переносном значении).

Не забывайте проверять другую часть таблицы.

По одному представителю от команды работают у доски, все остальные самостоятельно. Кто первый справится с заданием?

Материал для работы:

Т..желый ч..модан; твердый грунт; свежий
хле(б,п); пл..сти венок; осл..пительная красота.

С..ребро волос; з..лотая пшеница; мягкая
похо(д,т)ка; ст..клянный графин; х..лодный
 ветер; ж..лезный характер

Принимают участие в обучающей игре, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Индивидуальная, групповая

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления

Листы обратной

связи

6. Само-стоятельная работа с само-проверкой по эталону

Обобщение
и систематизация знаний
и формирование рациональных способов применения их

на практике.

Выполнение обучающих

упражнений

на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

Запишите предложения, объясняя орфограммы и постановку знаков препинания. Определите, в каких предложениях слово колючий употреблено в прямом значении, а в каком – в переносном.

1. Отец погладил колючую головку сына.

2. На склоне оврага рос колючий кустарник.

3. Закружилась метель, косой колючий снег бил
в лицо.

– Прочитайте внимательно последнее предложение. Что это – «закружилась метель»? «Закружилась» – о ком можно так сказать? (О девочке,
которая закружилась в танце.)
Что же – метель как живая?

 Использование слов в переносном значении в литературе – особый художественный прием, называемый олицетворением.

Он заключается в наделении неживых предметов признаками и свойствами одушевленных, например, плачет дождь, солнышко смеется, шепчет камыш.

– Поработаем с материалом упр. 348.

Организует и сопровождает деятельность учащихся по освоению лингвистического термина, контролирует правильность выполнения заданий

Выполняют упражнения, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Индивидуальная, групповая

Личностные: оценивают содержание
с нравственно-этической позиции.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника
и рассказа учителя,

по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Письменная ра-бота

7. Включение в систему знаний и повторение

Объяснительный диктант. Самопроверка и обсуждение работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

– Объясните орфограммы, подчеркните основы предложений и укажите, в каком значении употреблены глаголы (в прямом или переносном). Найдите олицетворения в тексте.

Дождь уснул. От солнца же поднялась суета ветра, взъерошились деревья, забормотали травы и кустарники. И даже сам дождь снова встал на ноги, разбуженный щекочущей теплотой, и собирал свое тело в облака.

(Ключ на слайде.)

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым  учебным  материалом непосредственно на уроке

Выполняют задание, оценивают свои работы с помощью ключа. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод

Фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные:
приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Письменные ра-боты

 


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также