Урок 81. Прямое и переносное значение слов
Цель деятельности учителя |
Познакомить учащихся с понятием «прямое и переносное значение слова»; научить различать прямое и переносное значение слова, употреблять в речи слова в переносном значении |
Тип урока |
Урок объяснения нового материала |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «прямое и переносное значение слов», принцип отражения в толковом словаре переносного значения слова, роль использования слов с переносным значением в художественных произведениях; уметь находить слова с переносным значением в тексте, толковом словаре; определять переносное значение слова; употреблять в своей речи слова с переносным значением; находить и исправлять ошибки в употреблении слов с переносным значением. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования |
методы и формы обучения |
Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные |
http://www.uroki.net http://www.intergu.ru http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия |
Прямое значение слова, переносное значение слова |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность |
Формы |
Формируемые умения |
Промежуточный контроль |
1. Актуализация |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Терминологический диктант, взаимопроверка |
Терминологический диктант. – По толкованию определите слово и запишите его в начальной форме. (Ключ на слайде.) • Наука, изучающая словарный состав языка, называется… (лексикология). • Словарный состав языка называется… (лексика). • То, что обозначает слово, называется… (лексическое значение). • Слово, имеющее одно лексическое значение, называется… (однозначное). • Слово, имеющее два и более значений, называется… (многозначное). • Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется… (толковый словарь) |
Выполняют задание, оценивают работу товарищей |
Фронтальная |
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Письменные ра-боты |
2. Выявление места и причины затруднения |
Работа с текстом, ответы на вопросы |
Создает проблемную ситуацию, в
которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний – Прослушайте стихотворение (текст на слайде): Мне не хватает теплоты, – Она сказала дочке. Дочь удивилась: – Мерзнешь ты И в летние денечки? – Ты не поймешь, еще мала, – Вздохнула мать устало. А дочь кричит: – Я поняла! – И тащит одеяло*. – Почему дочь не поняла свою маму? – О какой теплоте говорила мать
своей дочери? – Какое еще значение имеет слово
«теплота»? – Скажите, а это важно – понимать другого человека? (Да.) |
Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы |
Устные ответы. Вопросы для уточнения информации |
Физкультминутка |
Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей |
Выполняют элементарные физические упражнения |
Фронтальная |
Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье |
|
|
3. Целе-полагание и постро- ение проекта выхода из затруднения |
Составление связных рас-сказов об
изученных Знакомство |
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. – И в этом нам поможет знание
способности слова иметь наряду с прямым и переносное значение. Это
удивительное явление, ведь слово – Чтение теоретического материала учебника или доклад подготовленного ученика |
Воспринимают теоретическую информацию, осваивают лингвистические термины, формулируют цель урока в диалоге с учителем |
Групповая |
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану |
Вопросы для уточнения информации |
4. твор-ческая практическая деятельность по реализации построен-ного проекта |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Письменная работа по группам |
– Как происходит перенос значения с одного предмета на другой? (На основе сходства по определенному признаку.) Задания по группам: – Укажите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение, а в каких – прямое. Ледяная глыба – ледяной взгляд (перен.). Море пшеницы (перен.) – голубое море. Копирует чертеж – копирует походку (перен.). (В первом примере перенос значения произошел на основе ощущений; во втором – размера, величины; в третьем – подобного действия.) – Теперь предлагаю вам самим заняться поиском. Для работы даны слова: звезда; бежать; хрупкий. Ваша задача – составить с данным словом словосочетание так, чтобы оно употреблялось и в прямом, и переносном значении. Если мы затрудняемся, нам поможет толковый словарь, где указаны все значения слов. Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий |
Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями |
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
Устные ответы. Выполнение письменной работы |
5. Первичное закрепление с комментирова-нием |
Обобщение на практике. Обучающая игра. Анализ работ обучающихся |
– А теперь поиграем. На столе перед вами карточки со словосочетаниями, записанными в две колонки: слова с прямым значением и слова с переносным значением. Наша задача – проверить классификацию, правильно ли заполнена таблица. Может быть, какие-то слова включены неверно. Работаем в командах: 1-я половина класса – «Знайки» (выписывают словосочетания со словами с прямым значением); 2-я половина класса – «Почемучки» (выписывают словосочетания со словами в переносном значении). Не забывайте проверять другую часть таблицы. По одному представителю от команды работают у доски, все остальные самостоятельно. Кто первый справится с заданием? Материал для работы: Т..желый ч..модан; твердый грунт;
свежий С..ребро волос; з..лотая пшеница;
мягкая |
Принимают участие в обучающей игре, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления |
Листы обратной связи |
6. Само-стоятельная работа с само-проверкой по эталону |
Обобщение на практике. Выполнение обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения |
– Запишите предложения, объясняя орфограммы и постановку знаков препинания. Определите, в каких предложениях слово колючий употреблено в прямом значении, а в каком – в переносном. 1. Отец погладил колючую головку сына. 2. На склоне оврага рос колючий кустарник. 3. Закружилась метель, косой
колючий снег бил – Прочитайте внимательно
последнее предложение. Что это – «закружилась метель»? «Закружилась» – о ком
можно так сказать? (О девочке, Использование слов в переносном значении в литературе – особый художественный прием, называемый олицетворением. Он заключается в наделении неживых предметов признаками и свойствами одушевленных, например, плачет дождь, солнышко смеется, шепчет камыш. – Поработаем с материалом упр. 348. Организует и сопровождает деятельность учащихся по освоению лингвистического термина, контролирует правильность выполнения заданий |
Выполняют упражнения, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: оценивают содержание
Познавательные: самостоятельно
выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации
(из материалов учебника по воспроизведению в памяти). Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Письменная ра-бота |
7. Включение в систему знаний и повторение |
Объяснительный диктант. Самопроверка и обсуждение работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание |
– Объясните орфограммы, подчеркните основы предложений и укажите, в каком значении употреблены глаголы (в прямом или переносном). Найдите олицетворения в тексте. Дождь уснул. От солнца же поднялась суета ветра, взъерошились деревья, забормотали травы и кустарники. И даже сам дождь снова встал на ноги, разбуженный щекочущей теплотой, и собирал свое тело в облака. (Ключ на слайде.) Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке |
Выполняют задание, оценивают свои работы с помощью ключа. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод |
Фронтальная |
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Письменные ра-боты |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.