Урок 82 Омонимы

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познакомить с омонимами; учить, чем отличаются омонимы от многозначных слов; определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово, находить в толковом словаре многозначные слова, омонимы; показать роль многозначных слов и омонимов в художественных текстах Урок объяснения нового материала Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «омонимы», различия между омонимами и многозначными словами, способы и приемы поиска сведений об омонимах в толковом словаре; роль использования омонимов в речи (при создании стихотворных каламбуров); уметь находить омонимы, отличать омонимы от многозначных слов, находить омонимы в толковом словаре; отличать способы обозначения омонимов и многозначных слов в толковом словаре; уметь употреблять омонимы в речи. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образованияТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Иконка файла материала Урок 82 Омонимы.doc

Урок 82. Омонимы

Цель деятельности учителя

Познакомить с омонимами; учить, чем отличаются омонимы от многозначных слов; определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово, находить в толковом словаре многозначные слова, омонимы; показать роль многозначных слов и омонимов в художественных текстах

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «омонимы», различия между омонимами и многозначными словами, способы и приемы поиска сведений об омонимах в толковом словаре; роль использования омонимов в речи (при создании стихотворных каламбуров); уметь находить омонимы, отличать омонимы от многозначных слов, находить омонимы в толковом словаре; отличать способы обозначения омонимов и многозначных слов в толковом словаре; уметь употреблять омонимы в речи.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования

методы и формы обучения

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net              http://www.intergu.ru                                        http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://www.zavuch.info                     http://festival.1september.ru/subjects                 http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Омонимы, многозначные слова

 

Организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.

Мать-Земля, скажи мне,

Как правильно землю назвать:

Земля дорогая? Земля золотая?

Нет, лучше, наверно, сказать ей: «Родная!

Земля – наша милая, добрая мать!»

Так ласковей будет звучать и вернее.

Ведь все, что мы любим, – все создано ею –

И горы, и реки, и лес, и цветы,

И осень, и лето, и дождик, и ты…

                                                  Я. Абидов

– О чем это стихотворение? Назовите его тему.

– Какова его главная мысль?

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах
(обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера,

в том числе и отличную от своей)

Листы обратной

связи

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Беседа

по тексту, работа с толковым словарем

– Выпишите из толкового словаря все значения слова «земля».

(Земля –

1. Планета.

2. Суша (в отличие от водного или воздушного пространства).

3. Почва, грунт.

4. Страна, государство.)

– О какой «земле» говорится в стихотворении?
(Родина, все то, что мы любим.)

– Дополните словарную статью в тетради

Отвечают на вопросы. Выписывают значения слова из толкового словаря

Индивидуальная, групповая

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы,
отвечают на вопросы других

Устные ответы. Записи

в тетрадях.

Вопросы для уточнения информации

3. Выявление места
и причины затруднения

Беседа. Обучающая игра

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя)

– Итак, слово одно, а значений несколько. Как называются такие слова? Что общего во всех значениях слова «земля»?

Игра «Кто больше?» (2 варианта)

– Составьте как можно больше словосочетаний с указанным словом в разных значениях. Устно объясните каждое значение.

На доске: Кто (что) может быть:

          I вариант                         II вариант

            дорогим?                          добрым?

Материал для справок:

Мех, время, человек, совет, весть, день, память.

– Докажите, что это многозначные слова. Назовите прямое и переносное значение.

– Какие же слова называются многозначными?
(Слова, имеющие несколько лексических значений. Многозначное слово называет разные предметы, признаки, действия, в чем-либо сходные между собой.)

– Как строится словарная статья в толковом словаре? (Заглавное значение в статье под цифрой 1, переносное значение под остальными.)

Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов

Фронтальная

Личностные: осознают свои трудности
и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы
с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Вопросы для уточнения информации

Физкультминутка

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

 

4. Целеполагание
и постро-ение проекта выхода из затруднения.

 

5. твор-ческая практическая деятельность

по реализации построен-ного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности уча-щихся.

Эвристическая беседа. Составление связных
рассказов, письменная работа

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

– А теперь отгадайте загадки.

Право, я прическа – чудо!

Заплести меня не худо. (Коса.)

На лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом. (Коса.)

В воду я вдаюсь полоской –

Узкой, серенькой и плоской. (Коса.)

Словами «коса» подписываются 3 рисунка на слайде.

– Похожи ли предметы, изображенные на ри-
сунках?

– Чем похожи их названия? (Одинаково пишутся и произносятся.)

– Есть ли сходства в значении этих слов?

– Сколько предметов изображено на рисунках?

– Сколько слов их обозначают?

– Здесь три разных слова или одно многозначное?

Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся, подводит к обобщению: представленные слова разные, так как
называют три разных, ничем не похожих предмета, не имеют ничего общего в значении и похожи только внешне – по написанию и произношению.

– Такие слова называются омонимами. Заглянем в толковый словарь.

КОСА¹ – вид прически.

КОСА² – сельскохозяйственное орудие.

КОСА³ – мыс, отмель.

– Как разъясняются омонимы в толковых словарях? (В разных словарных статьях и обозначаются порядковым номером.)

– Сравните многозначные слова и омонимы. Чем они похожи?

– Как отличить одно слово с несколькими
значениями от слов-омонимов? (Определить
значение.)

Отвечают на вопросы, выполняют задания.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одно-классниками или самостоятельно) необ-
ходимые действия,
операции, работают по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Листы обратной
связи.

Письменная ра-
бота

6. Первичное закрепление
с комментирова-
нием.

 

 

7. Само-стоятельная работа с само-проверкой по эталону

Обобщение
и систематизация знаний
и формирование рациональных способов применения их

на практике.

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления,
составление связных рас-сказов об
изученных
нормах.

Знакомство с практическим материалом по теме

– А теперь потренируемся определять многозначные слова и слова-омонимы.

Скороговорки.

1. С перепелом перепел

    В паре пел.

    Перепела перепел

    Перепел.

2. Приносили вести

    Сóрок сорóк,

    Сóрок сорóк

    С сорокá дорог…

3. Три сороки – три трещотки

    Потеряли по три щетки:

    Три – сегодня, три – вчера.

    Три – еще позавчера.

– О ком говорится в скороговорке?

– Расставьте знаки ударения.

– Найдите омонимы. Докажите.

– Что у них совпадает: написание или произношение?

– Ответьте на шуточные вопросы:

1) Каким ключом нельзя открывать двери?

2) Какую ноту кладут в суп?

3) Из какого крана нельзя брать воду?

4) Из каких ноготков не соберешь букета?

Просмотр отрывка из мультфильма «38 попугаев» (презентация). Испорченная погода.

– Сначала мы с тобой нападем на след, – сказал попугай.

– Не надо! – испугался слоненок.

– Почему? – удивился попугай.

– Ну… – смутился слоненок, – мы на него нападем, он даст сдачи, получится драка. Не надо.
(Г. Остер.)

– Игра каких слов помогла создать комический эффект? (Столкновение значений слова «напасть».)

Выполняют упражнения, формулируют собственные мысли, высказывают и обо-сновывают свою точку
зрения.

Смотрят презентацию

Фронтальная,

индивидуальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Вопросы для уточнения информации

8. Включение в систему знаний и повторение

Работа учащихся в парах, составление диалога. Обобщение полученных сведений,
оценивание

– Составьте комический диалог, используя возможности омонимов.

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым  учебным  материалом непосредственно на уроке

Выполняют задание, отвечают на вопросы

Групповая

 

Устные ответы

 


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также