Урок 82. Омонимы
Цель деятельности учителя |
Познакомить с омонимами; учить, чем отличаются омонимы от многозначных слов; определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово, находить в толковом словаре многозначные слова, омонимы; показать роль многозначных слов и омонимов в художественных текстах |
Тип урока |
Урок объяснения нового материала |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «омонимы», различия между омонимами и многозначными словами, способы и приемы поиска сведений об омонимах в толковом словаре; роль использования омонимов в речи (при создании стихотворных каламбуров); уметь находить омонимы, отличать омонимы от многозначных слов, находить омонимы в толковом словаре; отличать способы обозначения омонимов и многозначных слов в толковом словаре; уметь употреблять омонимы в речи. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования |
методы и формы обучения |
Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные |
http://www.uroki.net http://www.intergu.ru http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия |
Омонимы, многозначные слова |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность |
Формы |
Формируемые умения |
Промежуточный контроль |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятель- ности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Вступительное слово. Мать-Земля, скажи мне, Как правильно землю назвать: Земля дорогая? Земля золотая? Нет, лучше, наверно, сказать ей: «Родная! Земля – наша милая, добрая мать!» Так ласковей будет звучать и вернее. Ведь все, что мы любим, – все создано ею – И горы, и реки, и лес, и цветы, И осень, и лето, и дождик, и ты… Я. Абидов – О чем это стихотворение? Назовите его тему. – Какова его главная мысль? |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку |
Фронтальная |
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах в том числе и отличную от своей) |
Листы обратной связи |
2. Актуализация и пробное учебное действие |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Беседа по тексту, работа с толковым словарем |
– Выпишите из толкового словаря все значения слова «земля». (Земля – 1. Планета. 2. Суша (в отличие от водного или воздушного пространства). 3. Почва, грунт. 4. Страна, государство.) – О какой «земле» говорится в
стихотворении? – Дополните словарную статью в тетради |
Отвечают на вопросы. Выписывают значения слова из толкового словаря |
Индивидуальная, групповая |
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, |
Устные ответы. Записи в тетрадях. Вопросы для уточнения информации |
3. Выявление места |
Беседа. Обучающая игра |
Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя) – Итак, слово одно, а значений несколько. Как называются такие слова? Что общего во всех значениях слова «земля»? Игра «Кто больше?» (2 варианта) – Составьте как можно больше словосочетаний с указанным словом в разных значениях. Устно объясните каждое значение. На доске: Кто (что) может быть: I вариант II вариант дорогим? добрым? Материал для справок: Мех, время, человек, совет, весть, день, память. – Докажите, что это многозначные слова. Назовите прямое и переносное значение. – Какие же слова называются
многозначными? – Как строится словарная статья в толковом словаре? (Заглавное значение в статье под цифрой 1, переносное значение под остальными.) Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся |
Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов |
Фронтальная |
Личностные: осознают свои
трудности Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы |
Вопросы для уточнения информации |
Физкультминутка |
Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И – направо! И еще Через левое плечо! |
Выполняют элементарные физические упражнения |
Фронтальная |
Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье |
|
|
4. Целеполагание
5. твор-ческая практическая деятельность по реализации построен-ного проекта |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности уча-щихся. Эвристическая беседа. Составление
связных |
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. – А теперь отгадайте загадки. Право, я прическа – чудо! Заплести меня не худо. (Коса.) На лугу с шипеньем острым Управляюсь с сенокосом. (Коса.) В воду я вдаюсь полоской – Узкой, серенькой и плоской. (Коса.) Словами «коса» подписываются 3 рисунка на слайде. – Похожи ли предметы,
изображенные на ри- – Чем похожи их названия? (Одинаково пишутся и произносятся.) – Есть ли сходства в значении этих слов? – Сколько предметов изображено на рисунках? – Сколько слов их обозначают? – Здесь три разных слова или одно многозначное? Организует и сопровождает
совместную деятельность обучающихся, подводит к обобщению: представленные
слова разные, так как – Такие слова называются омонимами. Заглянем в толковый словарь. КОСА¹ – вид прически. КОСА² – сельскохозяйственное орудие. КОСА³ – мыс, отмель. – Как разъясняются омонимы в толковых словарях? (В разных словарных статьях и обозначаются порядковым номером.) – Сравните многозначные слова и омонимы. Чем они похожи? – Как отличить одно слово с
несколькими |
Отвечают на вопросы, выполняют задания. Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: осознают свои
возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха
или неуспеха Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в
сотрудничестве с учителем и одно-классниками или самостоятельно) необ- Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
Листы обратной Письменная ра- |
6. Первичное закрепление
7. Само-стоятельная работа с само-проверкой по эталону |
Обобщение на практике. Подбор своих примеров,
иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, Знакомство с практическим материалом по теме |
– А теперь потренируемся определять многозначные слова и слова-омонимы. Скороговорки. 1. С перепелом перепел В паре пел. Перепела перепел Перепел. 2. Приносили вести Сóрок сорóк, Сóрок сорóк С сорокá дорог… 3. Три сороки – три трещотки Потеряли по три щетки: Три – сегодня, три – вчера. Три – еще позавчера. – О ком говорится в скороговорке? – Расставьте знаки ударения. – Найдите омонимы. Докажите. – Что у них совпадает: написание или произношение? – Ответьте на шуточные вопросы: 1) Каким ключом нельзя открывать двери? 2) Какую ноту кладут в суп? 3) Из какого крана нельзя брать воду? 4) Из каких ноготков не соберешь букета? Просмотр отрывка из мультфильма «38 попугаев» (презентация). Испорченная погода. – Сначала мы с тобой нападем на след, – сказал попугай. – Не надо! – испугался слоненок. – Почему? – удивился попугай. – Ну… – смутился слоненок, – мы
на него нападем, он даст сдачи, получится драка. Не надо. – Игра каких слов помогла создать комический эффект? (Столкновение значений слова «напасть».) |
Выполняют упражнения, формулируют
собственные мысли, высказывают и обо-сновывают свою точку Смотрят презентацию |
Фронтальная, индивидуальная |
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Вопросы для уточнения информации |
8. Включение в систему знаний и повторение |
Работа учащихся в парах,
составление диалога. Обобщение полученных сведений, |
– Составьте комический диалог, используя возможности омонимов. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке |
Выполняют задание, отвечают на вопросы |
Групповая |
|
Устные ответы |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.