Урок 8 8. Решение задач на деление с остатком
Цели: учить решать задачи на деление с остатком; закреплять вычислительные навыки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять де¬ление с остатком разными способами; решать задачи на деление с остатком; работать в группах; выполнять задания творческого и поискового характера.Урок 8 8. Решение задач на деление с остатком
учить решать задачи на деление с остатком; закреплять
Урок 8 8. Решение задач на деление с остатком
Цели:
вычислительные навыки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление с
остатком разными способами; решать задачи на деление с остатком; работать
в группах; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
— Решите цепочку примеров.
2. Блицтурнир
(Учитель читает задачу, учащиеся записывают решение.)
• Мама купила 5 пакетов картошки по 4 кг в каждом. Сколько весит вся
покупка? (45.)
• Мама купила 5 кг картошки и 4 кг моркови. Сколько весит вся покупка? (4
+ 5.)
• Мама купила 4 пакета моркови по 5 кг в каждом. Сколько весит вся
покупка? (54.)
• Мама купила 5 кг картошки, а моркови — на 4 кг больше. Сколько
килограммов моркови купила мама? (5 + 4.)
3. Минутка для любознательных
— Решите логическую задачу.
Двенадцать бегемотиков сидят по кругу. Айболит выдает им градусники.
Всякий раз при раздаче он пропускает одно и то же число бегемотиков. Все
бегемотики в итоге получили градусники. Какое число бегемотиков
пропускал Айболит? (4или 6.)
(Для наглядности на доске можно нарисовать круг, состоящий из 12 фигур.
Учащиеся выходят и подбором пробуют определить, какое число надо
пропустить.)
III. Самоопределение к деятельности
(Класс делится на пять групп. Каждая группа получает определенное
количество кругов: первая группа — 15, вторая — 16, третья 17, четвертая
18, пятая 19 и чистую карточку.)
— Вы работаете в кафе. Повар испек блины. Разложите блины на порции так,
чтобы в каждой порции было по 3 блина. Запишите, сколько порций
получилось и сколько блинов осталось.
(Учащиеся работают в группах и записывают решение на карточке. Затем
выходит один человек от каждой группы и прикрепляет карточку на доску.)
15:3 = 5 18:3 = 6
16:3 = 5(ост. 1) 19 : 3 = 6 (ост. 1)
17:3 = 5 (ост. 2)— Сколько порций блинов получилось? (5 или 6.)
— Какой остаток может получиться при делении на 3? (/ или 2.)
— Как вы решали задачу? (Мы раскладывали блины по 3, посчитали,
сколько порций получилось, и смотрели, остались ли еще блины.)
— Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Решать задачи на деление с
остатком.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№2 (с. 30).
— Как поступить, если трудно вспомнить самое большое число до 53,
которое делится на данное число без остатка? (Использовать метод
подбора.)
— Выполните задание. (Работа в парах.)
№ 4 (с. 30).
— Прочитайте задачу.
— Назовите опорные слова для краткой записи.
— Составим краткую запись.
Среда — 34 чел. <
Четверг — ?, на 25 чел. <
Пятница — ?, в 3 р. >
— Объясните, что означают приведенные выражения.
— Какое выражение может быть решением задачи? (Второе.)
— Каким будет вопрос задачи? (Сколько человек посетило библиотеку в
пятницу 7)
— Запишите выражения и найдите их значения. (Проверка.)
V. Физкультминутка
Солнце смотрит спозаранку, (Круговые движения руками.)
Как мы делаем зарядку.
Надо нам присесть и встать,
Руки развести пошире,
Наклониться — три, четыре.
Показать носочек, пятку. (Ногу на носочек, затем на пятку.)
Вот как делаем зарядку!
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№5 (с. 30).
— Прочитайте задание.
— Как найти выражения с одинаковыми значениями в первых двух
столбиках? Какой математический закон необходимо вспомнить для этого?
(От перестановки множителей произведение не меняется.)
— Что нужно вспомнить, чтобы найти выражения с одинаковыми значениями
в третьем и четвертом столбиках? (Смысл действия умножения:произведением можно заменить суммы одинаковых слагаемых и
наоборот.)
— Выполните задание.
(Работа в парах. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных,
дополнительно можно предложить выполнить задание на полях.)
2. Выполнение задания в рабочей тетради
№90 (с. 34).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Тем, кто справится с
заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить №
97 (с. 36).)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник,
Взаимопроверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие задачи мы учились решать сегодня на уроке?
— Какие способы деления с остатком вы использовали?
— Почему остаток не может быть больше делителя?
Домашнее задание
Учебник: № 3 (с. 30). Рабочая тетрадь: № 99 (с. 37).
Самостоятельное выполнение.
с.
30).