Урок 8 класс по теме: "Внутренняя политика Александра 3"
Оценка 4.8

Урок 8 класс по теме: "Внутренняя политика Александра 3"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
история
8 кл
04.03.2017
Урок 8 класс по теме:  "Внутренняя политика Александра 3"
На уроке рассказывается о личности Александра 3.Начало его царствования.Об его окружении.Попытка решения рабочего вопроса.Начало рабочего законодательства.Политика в области просвещения и печати.Укрепления положения дворянства.Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика императора. Говорится о Победоносцеве и других участниках внутренней деятельности царя.
внутрен.политика ал.3.doc
УРОК №  . Внутренняя политика Александра III Цели урока:  Образовательная: выяснить, действительно ли внутренняя политика  Александра III – это контрреформы, т.е. период ликвидации реформ предыдущего царствования Развивающая: развивать навыки мышления, умение делать выводы и  обобщения, умение выделять главное, сравнивать и обобщать, навыки работы с  учебником Воспитательная: воспитывать интерес к истории Тип урока: изучение нового материала Методы обучения: репродуктивные и ч/п Формы работы: рассказ учителя, просмотр учебного видеофильма, работа с  учебником 1. Организационный момент. 2.  Изучение нового материала. 1  )   Личность Александра   III   В оценке личности Александра III историки до сих пор не могут отказаться  от стереотипов, сложившихся в советский период. Это касается как уровня  образования и воспитания императора, так и его личных качеств и способностей  государственного деятеля. Эти стереотипы — малообразованность, недалекий ум,  сквернословие, пьянство, стремление к подавлению любого проявления свободы и т.д. В настоящее время наблюдается стремление к более объективной оценке  царствования Александра III. С позиции объективности должен подойти к этому  вопросу и учитель. Для лучшего усвоения материала учащимися вопрос можно  разделить на пункты. 1. Уровень образования и воспитания. Нужно учесть, что Александр III не должен был стать императором. Его  готовили к типичной для великих князей военной карьере. Наследником трона он  стал после смерти своего старшего брата Николая, в 1865 г. Александру  Александровичу было в то время уже 20 лет, и только с этого времени ему  пришлось нагонять упущенное в образовании. Недостаток образования Александр  III восполнял большим трудолюбием, самостоятельно вникая во все вопросы. Рассказывая об этом, учитель может привести мнение современника. Документ «...Что же касается будущего императора Александра III, то, можно  сказать, он был несколько в загоне; ни на его образование, ни на его воспитание  особого внимания не обращали... И действительно, император Александр III был совершенно обыденного  ума, пожалуй, можно сказать, ниже среднего образования; по наружности — походил на большого русского мужика из центральных губерний, к нему больше всего подошел бы костюм: полушубок, поддевка и лапти; и тем не менее он  своей наружностью, в которой отражался его громадный характер,  прекрасное сердце, благодушие, справедливость и вместе с тем твердость... Я не стану спорить о том, что император Александр III был человеком  сравнительно небольшого образования, можно сказать — он был человеком  ординарного образования. Но вот с чем я не могу согласиться и что часто мне  приходилось слышать, это с тем, что император Александр III не был умным. Надо условиться, что подразумевать под словом ум: может быть, у  императора Александра III был небольшой ум рассудка, но у него был  громадный выдающийся ум сердца...» Из воспоминаний СЮ. Витте 2. Личные качества Александра III. Учитель отмечает, что в сфере личной жизни Александр III был отличный  семьянин, образцовый хозяин. Что касается его манеры общения, то он  действительно мог крепко отругать, обозвать грубым словом, но так обращался он только с провинившимися. Часто для характеристики личности Александра III  учителя называют его приверженность к алкоголю. Учитель может упомянуть об  этом, как об имеющей место версии, но в то же время нужно указать на ее  недоказанность. Дело в том, что единственным источником в этом вопросе  является статья революционера В.Л. Бурцева в газете «Будущее» (1912 г.), в  которой он ссылается на рассказ физика П.Н. Лебедева о его беседе с  начальником охраны и другом Александра III П.А. Черевиным. То есть  информация о пьянстве царя, полученная через третьи руки и рассказанная врагом монархии, не может не вызывать сомнений. В подтверждение этой версии часто  приводят ухудшение здоровья Александра III и его раннюю смерть. Но при этом  забывают, что император подорвал свое здоровье в 1888 г. во время катастрофы в  Борках, когда царский поезд сошел с рельс и Александр III, отличавшийся  богатырской силой, удержал на себе падающую крышу вагона, чтобы спасти свою  семью. 3.Если говорить о политических взглядах Александра III, то он был  приверженцем абсолютной монархии не по причине недостатка образования и ума, а из­за убеждения, что конституционные преобразования приведут к серьезным  общественным потрясениям. Он вынес эту уверенность из опыта царствования  своего отца, чьи преобразования только усилили революционное движение.  Правда, меры Александра III, направленные на укрепление самодержавия и  сословного строя, нельзя назвать прогрессивными и даже в ряде случаев  целесообразными. В этом месте учитель может обратиться к концу царствования  Александра II, когда по инициативе М.Т. Лорис­Меликова был разработан проект  представительного совещательного органа, а после гибели императора 1 марта  1881 г. Александр III отверг этот проект. Организуется просмотр учебного фильма «Александр III» (сделанный с ДВД) 2) Эпоха контрреформ ЗАДАНИЕ:  почитать стр. 187 – 192, выделить меры, которые можно  отнести к контрреформаторским Реформы Область реформирования Крестьянский  вопрос Александра II 1861 г. – отмена  крепостного  права  Реформы и Контрреформы Александра  1881 г. ­  прекращено  III временнообязанное состояние крестьян (все крестьяне переводились на  обязательный выкуп)  Снижение выкупных платежей на 1 руб.  Отмена подушной подати Рабочее  законодательство ­ Местное  самоуправление 1864 г. – земская  реформа, 1870 г. –  городская  реформа Реформы в  образовании Университетский и школьный  уставы  1882 г. – создан крестьянский банк  (предоставлял льготные кредиты  для  покупки земли)  1893 г. – ограничен  выход крестьян из  общины. Переделы земли – 1 раз в 12  лет  Запрет продавать общинные земли  1882 г. – запрещен детский труд до  12 лет  Рабочий день с 12 до 15 лет – 8  часов  1885 г. – запрещен ночной труд  детей и несовершеннолетних  Ограничено взимание штрафов  Ответственность рабочих за участие в стачках  1889 г. – закон «о земских  участковых начальниках».  Создавались 2200 земских участков  во главе с  земскими начальниками  (только дворяне), которые  управляли крестьянами, имели  право судить их. Имели право без  суда приговорить крестьян к  телесным наказаниям  1890 г. – «Положение о губернских  и уездных земских учреждениях» ­ в земства могли быть избраны только  дворяне, крестьяне могли избирать  только гласных, которых затем  утверждал губернатор  1892 г. – Городовое положение.   Повышен имущественный ценз.  Городское самоуправление  поставлено под контроль  правительства  1884 г. – университеты лишались  автономии  Выросла плата за обучение,  запрещены студенческие  организации  1887 г. – закон «о кухаркиных  детях» ­ запрет на обучение в  гимназиях детям из низших слоев.,  повышена плата за обучение  Дети крестьян учились в церковно­ Судопроизводство (рассказ учителя) 1864 г. –  судебная  реформа приходских школах  Ужесточена цензура в печати.  Закрыты  газеты и журналы  Земские участковые начальники  могли отменить решение волостного (мирового) суда  1887 г. – министр Юстиции  имел  право запретить публичное  рассмотрение  любого дела в суде 3. Закрепление. Таким образом говорить о полном отказе Александра III от реформ  неправильно. Это скорее ограничение действия реформ 60­70х гг, но не  ликвидация. Хотя ограничения подчас были очень  существенными. Те небольшие  права и свободы,  в частности всесословное местное представительство, вновь  были отобраны. Что же касается понижения выкупных платежей на 16%, то это не ликвидировало той ситуации, когда крестьяне платили больше рыночной  стоимости за выкупаемую землю 4. Домашнее задание. § 29­30. Национальная и религиозная политика  Александра III ­ конспект Национальная и религиозная политика Александра III. Одной из главных  задач национальной и религиозной политики Александра III было стремление  сохранить единство государства. Путь к этому видели прежде всего в  русификации национальных окраин. Не без влияния Победоносцева Русская  Православная Церковь была поставлена в исключительное положение. Те религии, которые признавались им «опасными» для православия, подвергались гонениям.  Особую суровость обер­прокурор Синода проявлял к сектантам. Нередко у  родителей­сектантов даже отнимали детей. Преследованиям подвергались и  буддисты — калмыки и буряты, им запрещалось строить храмы, отправлять  богослужения. Особенно нетерпимым было отношение к тем, кто официально  числился обращенным в православие, но на деле продолжал исповедовать  прежнюю религию. Суровое отношение правительство Александра III проявляло к  приверженцам иудаизма. По Временным правилам 1882 г., у евреев отняли лраво  селиться вне городов и местечек даже в пределах черты оседлости; им  запрещалось приобретать недвижимое имущество в сельской местности. В 1887 г.  была сокращена сама черта оседлости. В L891 г. был издан указ о выселении  евреев, незаконно проживавших в Москве и Московской губернии. В 1887 г. было  определено, какой процент от общего числа обучаемых в учебных заведениях мс  гли составлять евреи (процентная норма). Существовали ограничения для занятия  некоторыми видами профессиональной деятельности, например в адвокатуре. Все  эти притеснения не распространялись на евреев, перешедших в православную  веру. Преследованиям подвергались и поляки­католики — для них был закрыт доступ к государственным должностям в Царстве Польском и в Западном крае. В то же время на присоединенных к Российской империи зелслях Средней  Азии были оставлены в неприкосновенности мусульманская церковь и мусульманские суды. Местному населению предоставлялось право внутреннего  самоуправления, которое оказалось в руках местной верхушки. Но русские власти сумели расположить к себе и трудящиеся слои населения, проведя снижение нало­ гов и ограничив произвол знати. Александр III отказался от продолжения начатых его отцом либеральных  преобразований. Он взял твердый курс на сохранение основ самодержавия.  Реформаторская деятельность была продолжена лишь в области экономики. УРОК № . Социально­экономическое развитие в годы правления Александра III Цели урока:  Образовательная: выяснить основные тенденции и противоречия социально­ экономического развития России в 1880 – 1990е гг. Развивающая: развивать умение анализировать, обобщать материал,  определять и объяснять понятия, выделять главное и разрешать проблемы Тип урока: комбинированный Методы обучения: репродуктивные и ч/п Формы работы: рассказу учителя, опрос, работа с учебником, просмотр учебного  фильма 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний по теме: «Внутренняя политика Александра  III» 1) Назовите главную задачу царствования Александра III 2)  Дайте характеристику  внутренней политике Александра  III в областях: А) Крестьянский вопрос Б) Образование и просвещение В) Местное самоуправление Г)  Рабочее законодательство 3) Согласны ли вы с утверждением, что период правления Александра III , был  периодом  контрреформ, т.е. периодом ликвидации реформ предыдущего  царствования? 3. Изучение нового материала. 1) Развитие сельского хозяйства Организуется фронтальная беседа с учащимися ??? Перечислите характерные черты развития крестьянского хозяйства во 2 пол. 19 в.   Малоземелье  Аграрное переселение  Экстенсивный путь развития сельского хозяйства  Сохранение выкупных платежей ??? Перечислите характерные черты развития помещичьего хозяйства  Использование отработочного труда крестьян, за долги  Помещичьи хозяйства – основной поставщик товарного хлеба за  границу ??? В развитии сельского хозяйства преобладали капиталистические или феодальные черты? ??? Интенсивным или экстенсивным путем развивалось сельское  хозяйство? (В сельском хозяйстве  преобладали феодальные черты с отдельными  элементами капитализма. Этим объясняется экстенсивный путь  развития) Все эти тенденции сохранялись и в 80­90е гг.  В 1891 – 1892 гг. – засуха, похолодание, продолжительные дожди  →  погибло более 600 тыс. человек →  голод  2) Промышленное развитие России Организуется просмотр видеофильма «Экономика при Александре III» Затем: заполнение таблицы  «Экономическая политика в области  промышленности» Министры финансов Н.Х. Бунге министр финансов (1881 ­ 1887) И.А. Вышнеградский  Министр финансов (1887 ­ 1892) С.Ю. Вите (министр финансов) (с 1892) Экономическая политика  Отмена подушной подати  Снижение выкупных платежей  Ввел косвенные налоги – акцизные сборы на водку,  табак, сахар, нефть  Повышение таможенных пошлин на ввоз товаров из­за  границы  Увеличение покупательной способности рубля  Продолжение протекционистской таможенной политики  Привлечение в Россию иностранных капталов  Винная монополия государства  Увеличение косвенных налогов  Увеличение таможенных пошлин  Государственная монополия на  производство и продажу водки  1897 г. ­ Денежная реформа (укрепление рубля) – обмен  его на золото  Привлечение иностранного капитала  Строительство Траннсибирской магистрали ИТОГИ:  ­ создание благоприятной ситуации для развития отечественной  промышленности, профицит бюджета,  2. Закрепление.  Исторический диктант (Приведите в соответствие  ­ в слабом классе) 1. Исключительное право государства на производство и продажу  спиртных напитков 2. Роспись расходов и доходов государства на определенный срок 3. Рабочие 4. Владельцы капитала, собственники орудий труда, использующие  наемный труд 5. отрасль промышленности, активно развивающаяся в районе Баку  и Грозного 6. Платеж,  взимаемый с  физических и юридических лиц в государственный и местный  бюджет 7. Политика государства, направленная на защиту и покровительство отечественной промышленности 8. Министр финансов, который был инициатором строительства  Транссиба 9. Взыскание рабочих  за опоздание, выпуск некачественной  продукции 10.Наценка, устанавливаемая государством на товары массового  потребления А) бюджет Б) налоги; В) штраф; Г) винная монополия 3. Домашнее задание. § 31 Д)  косвенны е налоги Е)  протекци онизм; Ж) С.Ю.  Витте З) нефтяная И)  пролетар иат; К)  буржуази я УРОК № . Положение основных слоев общества в последней четверти 19 в. Цели урока:  Образовательная:  рассмотреть положение основных слоев населения России в 80 – 90е гг. 19 в., познакомиться с процессом перерастания сословной структуры в классовую, особенностями положения разных слоев общества Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, умение делать  обобщения, выделять главное Тип урока: комбинированный Методы обучения: репродуктивные, Ч/п Формы работы: письменный исторический диктант, работа с учебником,  заполнение таблиц 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний по теме: «Социально­экономическое развитие  1. Исключительное право государства на производство и  продажу спиртных напитков 2. Роспись расходов и доходов государства на определенный  срок 3. Рабочие 4. Владельцы капитала, собственники орудий труда,  использующие наемный труд 5. отрасль промышленности, активно развивающаяся в районе  Баку и Грозного 6. Платеж, взимаемый с  физических и юридических лиц в  государственный и местный бюджет 7. Политика государства, направленная на защиту и  покровительство отечественной промышленности 8. Министр  финансов,  который был инициатором строительст ва Транссиба 9. Взыскание  рабочих  за  опоздание,  выпуск  некачествен ной  продукции России в 80 ­90е гг» Исторический диктант (Приведите в соответствие  ­ в слабом классе) 10.Наценка, устанавливаемая государством на товары  массового потребления 3. Изучение нового материала. Задание 1. Составить схемы сословия, классы: Сословия А) бюджет Б) налоги; В) штраф; Г) винная  монополия Д) косвенные  налоги Е)  протекциони зм; Ж) С.Ю. Витте З) нефтяная И)  пролетариат; К) буржуазия   дворянство духовенство Городские обыватели Сельские обыватели потомственное личное Почетные граждане,  купцы, мещане,  ремесленники Крестьяне, казаки, те  кто занимались сельским  хозяйством классы буржуазия пролетариат помещики крестьяне Сословия и классы Крестьянство прочитать параграф 32 – 33, заполнить таблицу Характеристика   Большинство населения Российской империи  Крестьяне входили в состав самоуправляющихся общин  Члены общины были связаны круговой порукой в уплате  налогов и повинностей  Сохранялся волостной суд для крестьян, сохранялись  телесные наказания  После 1861 г. – проявляется расслоение среди крестьян.  Нищета (безлошадные крестьяне) – 27%, бедняки – 29 %,  кулаки – 5 – 25%  В общине крестьяне получали землю на основе  чересполосицы.   Грамотность среди крестьян – 17,4 %  Крестьяне уходили в город на заработки Дворянство Буржуазия Пролетариат  Духовенство  Интеллигенция Казачество  После 1861 г. – идет расслоение дворянства за счет приток в состав дворян выходцев из других сословий  Чтобы ограничить этот процесс в 1856 г.  Были повышены  классы чинов по Табели о рангах, дававшие право на  личное и потомственное дворянство  Численность: 1867 г. – 652 тыс. дворян, в 1897 г. – 1 млн.  222 тыс.  Политическое влияние дворян ослабло  Часть дворян перестала быть помещиками и жила на  доходы от жалования (чиновники)  Разорение части помещиков, часть дворян  переходит в    разряд буржуазии  Представители : выходцы из купечества (Губонин,  Мамонтовы), дворянства (Бобринские, Потоцкие,  Шиповы), крестьян (Морозовы, Рябушинские, Гучковы).  В 60 – 70е гг. буржуазия пополнялась за счет чиновников,  но в 1884 г. Им было запрещено заниматься  предпринимательством (злоупотребления)  Буржуазия поддерживала правительство в противовес  революционерам  Многие занимались меценатством (благотворительность и  поддержка культуры). А.Корзинкин, П. и К. Боткины, С. и  П. Третьяковы, С. Мамонтов  Все наемные рабочие.  К сер. 90х гг. 19 в. 10 млн. чел, из них промышленных  рабочих – 1,5 млн.  Особенности рабочего класса в России: Тесно связан с  крестьянством; пролетариат был многонационален;  большая концентрация рабочих на крупных предприятиях;  80 – 90е гг. 19 в. – выступления рабочих  за улучшение  своего положения. Требования – только экономические (не было идеи политических прав)  Делилось на черное (монахи) и белое (священники)  В 60е гг. детям духовных лиц было разрешено поступать  в  университеты, гимназии и военные училища.   870 тыс. чел. Ученые, литераторы, инженеры, техники,  учителя, врачи, художники, актеры.  Выступали  против отсутствия в стране политических  свобод  Представители: Художники – И. Айвазовский, И. Шишкин, И. Репин, писатель – А. Чехов,, Историки С. Соловьев, В.  Ключевский  Существовало 11 казачьих войск: донское, Кубанское,  терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское,  Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское,  Уссурийское.  4 млн. чел.   Все мужчины с 18 лет обязаны нести военную службу.   Казаки  жили общинами, каждый казак получал пай в  размере 30 дес. земли. Обеспеченная жизнь  2. Домашнее задание. 32­33 УРОК № . Общественное движение в 80 – 90е гг. 19 в. Цели урока:  Образовательная:    познакомить учащихся с основами марксистского  учения, которое определит развитие России в XX веке;   выяснить особенности  развития либерального и консервативного движений в это время; Развивающая: развивать умения обобщать, определять объяснять понятия,  ставить и разрешать проблемы. Тип урока: изучение нового материала Методы обучения: репродуктивные, ч/п Формы работы: лекция учителя, организация беседы 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний по теме: Беседа с учащимися ­   Вспомните, какое влияние оказало убийство Александра II на  внутриполитический курс российского правительства? Учитель дополняет ответы учащихся: Убийство Александра II яви­; лось  сильнейшим потрясением для Александра III. Опасаясь покушений со '; стороны  революционеров, он первые годы своего царствования провел в Гатчине под  усиленной охраной войск и полиции. Своей главной задачей он поставил    подавление   не   только   революционного,   но   и   либерально­оппозиционного  движения. После ареста и казни 3 апреля 1882 года первомартовцев, были проведены  массовые обыски и облавы, в результате которых петербургская организация  «Народной воли» была разгромлена. Тогда же, в 1881 году, прекратил свое  существование «Черный передел». Оставшиеся на свободе члены «Народной  воли» попытались продолжать «наступательные» действия и обратились к  Александру III с письмом, в котором повторили свои основные программные  требования, обещая в случае их выполнения, прекратить террор. ­   Вспомните, каковы были программные требования «Народной воли»?  {Установление социализма, всеобщего равенства. Политический переворот  для передачи власти народу. Созыв Учредительного собрания, избранного  свободно, на основе всеобщего голосования.) Однако правительство не  собиралось идти на какие­либо политические уступки и к 1886 году «Народная  воля» была окончательно разгромлена. Народническое движение зашло в тупик. После этого в народничестве начинают преобладать либерально настро­ енные течения. 3. Изучение нового материала. 1) Либеральное движение ЛИБЕРАЛЬНОЕ НАРОДНИЧЕСТВО Либеральные народники считали, что капитализм в России еще не  укоренился. Они ратовали за развитие коллективных форм производства, дабы  избежать капитализма в России. Коллективная собственность, как они полагали,  лучше всего соответствовала российским условиям, психологии крестьянства.  Они предлагали увеличить крестьянское землевладение за счет колонизации и  закупок земли у помещиков; организовать дешевый кредит для крестьян и т. п.  Наиболее видным представителем этого течения стал философ и публицист Н. К. Михайловский. ­ Подумайте, было ли в требованиях представителей радикального и  либерального движений что­либо общее? Как событие 1881 г. могло повлиять  на либеральное движение? (Общее ­ требование представительного правления,  введения демократических свобод. Но после убийства Александра II выступать с такими идеями означало проявлять некоторую солидарность с убийцами  императора, поддерживать их требования.) При Александре III вновь  назначенный на пост министра внутренних дел Д. А. Толстой повел новое  наступление на земства. Прекратил существование «Земский союз». В этих  условиях либеральное движение принимает новые формы. От политических  вопросов его внимание обращается к проблемам человека, отдельной личности.  На смену конституционных требований приходит идея «незаметного служения»,  тактика «малых дел». ЛИБЕРАЛЫ ­ Теория «малых дел» ­   Как вы думаете, в чем заключалась эта теория? {Деятельность учи­ телей, врачей, агрономов ­ их повседневная, кропотливая работа,  способствующая улучшению жизни народа, помогающая ему освободиться от  безграмотности, нищеты, невежества.) В 80­е гг. одним из центров  либерального движения стало Вольное экономическое общество. Другим центром  ­ основанное в 1883 г. в память Н. И. Пирогова Общество русских врачей. В его  деятельности активное участие принимали земские врачи. Однако в целом в 80­е  гг. либеральное движение пошло на спад. События начала 1880­х годов, уход с  политической арены либералов, способствовали тому, что консерватизм  становится ведущим направлением правительственной политики, влияние  либеральных идей на выработку этого курса резко сокращается. ­    Вспомните основные идеи консерваторов. (Сохранение абсолютной  монархии, предотвращение всяких попыток реформ.) 2) Начало рабочего движения ­    Вспомните, какие два новых класса появляются в России во второй  половине XIX века? (Буржуазия и пролетариат.) ­   Какой из них мог стать новой силой в общественном движении и почему?  (Пролетариат. Тяжелые условия труда, высокая организация рабочих делало  возможным их вовлечение в общественное движение) Уже с 1870­х годов в России довольно частым явлением становятся за­ бастовки, стачки рабочих, зарождается рабочее движение. ­ Вспомните, что такое стачка, забастовка? (Единовременное по пред­ варительному соглашению прекращение рабочими работы на пред­ принимателя с целью достижения от него более выгодных условий труда) ­ Какие требования выдвигали рабочие? (Повышение заработной платы,  сокращение продолжительности рабочего дня, сокращение штрафов.) Одним из самых важных событий в рабочем движении этого времени была  Морозовская стачка, прошедшая в 1885 г. на текстильной фабрике Морозова.  Стачечники требовали повысить заработную плату, упорядочить штрафы, которые не должны превышать 5%, обеспечить прием выработанного товара при  свидетелях, администрация должна предупреждать рабочих об увольнении за 15  дней. Забастовка была подавлена, участники стачки были арестованы. 33 человека  были преданы суду. Однако суд присяжных вынес оправдательный приговор. ­    Как вы думаете, почему стачечники были оправданы? (Дело рас­ сматривалось судом присяжных. Во время суда присяжные узнали о  настоящем положении дел на фабрике Морозова.) ­    Вспомните законы, которые должны были регулировать отношения  между рабочими и работодателями.  (Из мероприятий по решению рабочего вопроса при Александре III были  осуществлены: •     1882 г. ­ закон, запрещавший труд детей до 12 лет; •    рабочий день детей с 12 до 15 лет ограничивался 8­ю часами; •     1885 г. ­ закон, запрещавший ночной труд женщин и подростков; •     1886 г. ­ закон, ограничивающий размер штрафов, запрет на расплату с  рабочими через фабричные лавки; •    закон о наказании рабочих за участие в стачках.) Кризис революционного народничества, необходимость поиска новых  3) Марксизм в России способов переустройства общества, с одной стороны, и развитие рабочего  движения, с другой, создали условия для распространения в России марксизма. ­   Вспомните, кто являлся создателем марксизма? Каковы его основные  положения? (Карл Маркс и Фридрих Энгельс.) Взгляды на  общество человека человеком.  Частная собственность ведет  к неравенству и эксплуатации   На всех этапах развития общества выделяются эксплуататоры  и эксплуатируемые  Чтобы ликвидировать неравенство нужно ликвидировать  частную собственность, а средства производства передать  трудящимся  Государство – орудие принуждения в руках господствующего  класса.  С упразднением классов государство отомрет  Революция  Движущая сила революции – рабочий класс (пролетариат)  Для руководства революцией нужна рабочая (пролетарская  партия) Взгляды на  государство Способы  достижения целей В 1883 г. русские революционеры­эмигранты создали в Женеве маркси­ стскую организацию. 1883 г.     ­ группа «Освобождения труда». В состав группы вошли Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод. Г. В.  Плеханов стал ее главой. ­ Вспомните, в какие революционные организации входили эти люди? (Они  были участниками организации «Земля и воля» 70­х годов, после ее раскола,  отвергнув тактику индивидуального террора, вошли в состав «Черного  передела». Стояли на народнических позициях.) Работа с таблицей: Цели Метод ы Группа «Освобождение труда»  Ближайшая цель ­ буржуазно­демократическая революция (отмена  феодальных пережитков, введение конституции)  Конечная цель – коммунистическая революция (утверждение  социализма, завоевание пролетариатом политической власти)  Пролетариат – главная сила революции  Создать рабочую партию  Распространение произведений Маркса и Энгельса в России  Крестьяне – не являются помощником в революции В 1880­х годах в России возникает ряд подпольных марксистских групп и  кружков. Работа с таблицей: Марксистские кружки в России Кружки Кружок  Благоева Год, место 1883 – 1885 Петербург Руководител и  Д. Благоев 1885 – 1888  П.В. Точинский Товарищество  Санкт­ Петербургских мастеровых Кружок  Федосеева 1888 г., Казань Кружок  Бруснева 1889 – 1892 Петербург   Деятельность   Изучение марксизма  Пропаганда его среди рабочих  Издание газеты «Рабочий» Кружок раскрыт полицией  Пропаганда марксизма среди  рабочих Н.Е. Федосеев  Пропаганда марксизма среди  рабочих и студентов.  Организация студенческих  волнений в казанском  университете М.И. Бруснев  Пропаганда марксизма  Создание рабочих кружков В 1895 году из разрозненных марксистских кружков Петербурга был  сформирован «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Одним из его  создателей был В. И. Ульянов. Запись на доске и в тетради: 1895 г. ­     «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». 4. Домашнее задание. § 34. по желанию – ответить на вопросы к  документам на стр. 220 (на оценку) Цели урока:  УРОК № . Внешняя политика Александра III Образовательная: основные направления внешней политики Александра III Тип урока: изучение нового материала Формы работы: лекция, просмотр учебного фильма 1. Организационный момент. 2. Изучение нового материала. Общая    характеристика    внешней    политики    Александра       Александр III, в отличие от своего отца, полностью полагавшегося на   III   . министра иностранных дел Горчакова, прочно взял руководство внешней  политикой в свои руки. Главой Министерства иностранных дел был назначен  скромный и исполнительный чиновник Н. К. Гире, который, по существу, стал не  столько министром, сколько исполнителем поручений императора по  международным вопросам. Выходец из семьи обедневших прибалтийских дворян, швед по  национальности и протестант по вере, Николай Карлович Гире более тридцати лет находился на дипломатической службе, а с 1875 г. стал заместителем министра  иностранных дел. Не имея прочных связей в высшем обществе и приличного  состояния, боясь потерять свое место, он старался проводить угодную  императору внешнюю политику. Во главе многих подразделений министерства и в русских посольствах в  ведущих странах мира оставались опытные дипломаты горчаковской школы, что  способствовало успехам внешней политики страны. Вступив на престол, Александр III в депеше послам России объявил, что  желает сохранить мир со всеми державами. На протяжении своего 13­летнего  царствования он придерживался весьма осторожной внешней политики, считая,  что «у России нет друзей», так как «нашей огромности боятся». Исключение  делалось лишь для Черногории. Настоящими же «союзниками» государства Алек­ сандр III считал его армию и флот. В то же время, в отличие от наступательной и  целенаправленной внешней политики Александра II — Горчакова, политика  Александра III была выжидательной, ее направления и предпочтения часто  менялись, находясь в зависимости от личных симпатий и настроений императора. Основными задачами русской внешней политики в 80 — начале 90­х гг.  стали: укрепление влияния на Балканах, поддержание добрососедских и мирных  отношений со всеми странами, поиск надежных союзников, установление мира и  границ на юге Средней Азии, закрепление России на новых территориях Дальнего  Востока.  Ослабление российского влияния на Балканах. После Берлинского конгресса расстановка сил на Балканах резко  изменилась. Усилилась роль Германии. С присоединением Боснии и Герцеговины  упрочила свое положение Австро­Венгрия. Правители Румынии и Сербии,  попавшие под влияние Австро­Венгрии и не получившие по итогам войны с  Турцией то, что им обещали, винили во всем Россию. В то же время Россия, внесшая основной вклад в дело освобождения  балканских народов, не без основания рассчитывала на благожелательное  отношение к ней правительств новых независимых государств, особенно Болгарии. Освобождая Болгарию, Россия надеялась на то, что в непосредственной близости  к черноморским проливам получит в лице благодарной страны прочного союзника. В Петербурге разработали для Болгарии конституцию, достаточно либеральную  по тем временам. Она ограничивала всевластие главы государства, но наделяла  большими правами председателя правительства. Главой Болгарии был избран немецкий принц Александр Бат­тенберг,  пользовавшийся поддержкой России. Он назначил на важные министерские посты  русских военных, а во главе правительства поставил Л. Н. Соболева. В Болгарию  были направлены русские генералы и офицеры, в короткие сроки создавшие из  болгарского народного ополчения современную армию, сильнейшую на Балканах.  Но в мае 1881 г. князь Александр совершил государственный перевэрот, отменил  конституцию, установив фактически самодержавное правление. Александр III, ярый противник всяких конституций, вначале отреагировал  на эти события достаточно спокойно. Но князь не пользовался в Болгарии  популярностью, его поддерживала лишь часть буржуазии, тесно связанная с  австрийским и германским капиталом. Опасаясь, что Болгария может полностью  попасть под влияние Австро­Венгрии и Германии, Александр III был вынужден  оказать давление на Баттенберга и заставить его восстановить конституцию. Это, а также чрезмерное и не совсем умелое вмешательство российских чиновников во  внутренние дела Болгарии сделали князя непримиримым врагом России. Чтобы окончательно вывести Болгарию из­под влияния России, сербский  король, подстрекаемый Австро­Венгрией, в ноябре 1885 г. объявил Болгарии  войну и вторгся на ее территорию. Но хорошо подготовленная болгарская армия  разбила его войска и вступила в Сербию. К этому времени в Восточной Румелии вспыхнуло народное восстание.  Турецкие чиновники были изгнаны из этой провинции, и было объявлено о  присоединении ее к Болгарии. Эти события произошли стихийно и не были  согласованы с русским правительством, что вызвало гнев Александра III. Объединение Болгарии, противоречившее статьям Берлинского договора,  вызвало острый кризис на Балканах. Назревала война между Болгарией и Турцией  с неизбежным вовлечением в нее России и других великих держав. Но Россия не  была готова к большой войне, к тому же Александр III не собирался защищать  «неблагодарную» Болгарию. Вместе с тем по поручению императора русский  посол в Турции решительно заявил султану, что Россия не допустит вторжения  турецких войск в Восточную Ру­мелию. Александр III отошел от всегдашних основ российской внешней политики,  требовавших защиты балканских православных народов. Он предложил Болгарии  самостоятельно решать свои дела, отозвал русских офицеров из болгарской  армии, не стал вмешиваться в болгаро­турецкие отношения. Более того,  император выступил за строгое соблюдение решений Берлинского конгресса. Тем  самым Россия из противника Турции и защитника южных славян превращалась  фактически в союзницу Турции. Резкий поворот в политике России вызвал широкую волну антирусских  настроений на Балканах. Этим воспользовалась Австро­Венгрия, посадившая на престол объединенной Болгарии после изгнания Баттенберга своего ставленника.  В ноябре 1886 г. дипломатические отношения между Россией и Болгарией были  разорваны. Влияние России было подорвано также и в Сербии, и в Румынии.  Поиск союзников. Резко менялась и российская внешняя политика по отношению к Германии и Франции. Оба государства были заинтересованы в союзе с Россией на случай  войны друг с другом, которая могла вспыхнуть в любой момент. Германия считала Россию единственной консервативной силой, в союзе с  которой можно было бы остановить растущее демократическое движение в  Европе. В 1881 г. германский канцлер Отто фон Бисмарк, воспользовавшись  обострением англо­русских противоречий в Средней Азии и ослаблением влияния  России на Балканах, предложил возобновить на шесть лет «Союз трех  императоров». Но в то же время германское правительство заключило в тайне от своего  российского союзника договор с Австро­Венгрией, направленный против России и  Франции. Используя франко­итальянские противоречия, Германия склонила  Италию примкнуть к этому австро­германскому союзу. 20 мая 1882 г. договор  между ними был оформлен. И если в «Союзе трех императоров» стороны до­ говаривались лишь о нейтралитете на случай военных действий против каждой из  них, то Тройственный союз Германии, Австро­Венгрии и Италии предусматривал  прямую военную помощь друг другу. «Союз трех императоров» не принес никакой выгоды России. Более того, прикрываясь «Союзом», Австро­Венгрия существенно укрепила свои позиции на Балканах и особенно в Болгарии. Германия установила  тесные отношения с Турцией и всеми силами стремилась вызвать войну России с  Англией. В 1887 г. отношения между Францией и Германией обострились до предела.  Александр III, используя родственные связи, лично обратился к германскому  императору и удержал его от нападения на Францию. Раздосадованный срывом  своих планов по разгрому Франции, Бисмарк предпринял жесткие меры экономи­ ческого характера: запретил предоставление России кредитов, повысил пошлины  на ввоз российских товаров в Германию. Разлад между Россией и Германией  вызвал положительную реакцию во Франции. Началось сближение России с Францией. Оно ознаменовалось  предоставлением России крупных французских кредитов. В августе 1891 г. были  согласованы действия обеих держав в случае возникновения военной угрозы для  одной из сторон, а через год была подписана секретная военная конвенция.  Русско­французский союз стал противовесом заключенному ранее Тройственному  союзу Германии, Австро­Венгрии и Италии. Сближение России и Франции имело положительное значение. Оно  позволило на длительный период утвердить в Европе мир и относительное  согласие. Благодаря личным усилиям Александра III удалось избежать войны  России с Австро­Венгрией, предотвратить еще одну войну между Германией и  Францией.  Азиатская политика Александра     III   . Основными задачами России на азиатском направлении стали: окончание  войны в Средней Азии и установление твердых границ с Афганистаном, находив­ шимся тогда в зависимости от Англии, а также закрепление на вновь  приобретенных землях Дальнего Востока. В Средней Азии непокоренными оставались земли полукочевых  туркменских племен. После взятия в январе 1881 г. Геок­Те­пе и Ашхабада в 1882 г. была образована Закаспийская область. Русские войска продолжили свое  продвижение к афганской границе, которое закончилось в 1885 г. взятием  Мервского оазиса и города Кушки. На протесты Англии Александр III давал уклончивые ответы. Попытка  Великобритании сколотить антирусскую коалицию в Европе не удалась. Россия  сумела избежать столкновения с Англией. В 1885 г. было подписано соглашение о  создании англо­русских военных комиссий для определения российско­афганской границы. Работа комиссий была завершена в 1895 г. установлением окончательных границ России с Афганистаном. На этом расширение границ Российской империи  и включение в ее состав новых земель в Средней Азии закончилось. В последние годы своего царствования Александр III, уладив дела в Европе  и Средней Азии, вынужден был, хотя и с большим опозданием, обратить внимание  на Дальний Восток. Оторванность этой территории от центра страны, отсутствие  хороших дорог, слабость там военных сил вынуждали Россию избегать  международных осложнений в данном районе. В то же время японские и американские промышленники, пользуясь  незащищенностью морских границ, хищнически грабили природные богатства  этого богатейшего края. Столкновение интересов России с Японией было неминуемо. Быстро  усиливающаяся Япония, разгромив в 1894 г. Китай, стала ускоренно готовиться к  войне с Россией. С помощью Германии была создана современная армия, во много  раз превосходившая по численности русские войска на Дальнем Востоке. Англия  и США помогали строить японский военно­морской флот. Не только эко­ номические, но и военные причины заставили русское правительство начать  сооружение Великого Сибирского пути — Транссибирской железной дороги. Несмотря на крупные провалы российской дипломатии на Балканах,  Россия сохранила свою роль великой державы и до конца XIX  столетия   поддерживала  мир  на  своих  границах.   Однако  острые  внешнеполитические противоречия Александру III удалось лишь временно  погасить, но не устранить окончательно. 3. Закрепление. ПРОСМОТР фрагмента «Внешняя политика Александра III Александру III приписывают слова:  «Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать». О чем свидетельствуют эти слова? 4. Домашнее задание. § 35 УРОК №6. Художественная культура 2 пол. 19 в. 1. Изучение нового материала. Литература. (НАЗВАТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ, УКАЗАВ НА ТО, ЧТО ВАЖНЕЙШИМ НАПРАВЛЕНИЕМ ОСТАВАЛСЯ РЕАЛИЗМ) Ведущей областью духовной жизни России второй половины XIX в.  продолжала оставаться литература. В условиях роста грамотности населения и  отсутствия возможности широкого обсуждения нагревших жизненных проблем  русская литература была не только значительным культурным явлением, но и  выполняла общественные задачи. «Литература у народа, не имеющего  политической свободы,— писал А. И. Герцен,— единственная трибуна, с высоты  которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести». Основным художественным направлением второй половины XIX в. стал  критический реализм. Он отличался повышенным вниманием к отображению  реальной жизни на основе ее критического восприятия. Для литературы того  времени были характерны дух обличительства пристальный интерес к жизни  простого человека, стремление найти пути и средства борьбы с пороками  общества. Наиболее ярким примером обличительной литературы является творчество  Михаила Евграфсвича Салтыкова­Щедрина. Смешной, но одновременно  страшной предстает Россия в произведениях великого сатирика («Губернские  очерки», «История одного города», «Господа Гзловлевы», «Помпадуры и  помпадурши»). Художественный прием, которым пользуется писатель,— гротеск.  В своих произведениях он доводит до крайности все существующие человеческие  пороки и слабости. Писатель не знает пощады ни к чиновникам, ни к  представителям высшего света, ни к купцам, ни к нарождающейся буржуазии. Произведения Федора Михайловича Достоевского («Бедные люди»,  «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Укиженные и  оскорбленные») — это мир человеческих страданий, трагедия бесправной и  униженной личности. Писатель показал, как подавление достоинства человека  разрушает его душу, раздваивает его сознание; появляется, с одной стороны,  ощущение своего ничтожества, с другой — зреет потребность протеста, стрем­ ление утвердить себя как свободную личность. Нередко подобное  самоутверждение приводит героев Достоевского к своеволию — преступлению.  Но симпатии писателя на стороне не этих взбунтовавшихся людей, а тех его  героев, которые обладают бесконечной человеческой добротой, наделены тонкой  душевной интуицией. Достоевский видел нравственную опору для человека в идее Бога. Ко второй половине XIX в. относится расцвет творчества Льва  Николаевича Толстого. Его гениальные романы «Война и мир», «Анна  Каренина», «Воскресение», повести, рассказы, драматические произведения с  потрясающей художественной силой раскрывают сложнейшие движения  человеческой души, выносят беспощадный  приговор  морали,   нравам,   устоям,    царящим  в  высшем обществе,  нередко противопоставляют ему народные   моральные ценности и традиции. С конца 70­х гг. начинается литературная деятельность Антона  Павловича Чехова.  Чеховские герои — мелкие чиновники,  разорившиеся  дворяне, провинциальная интеллигенция, студенты, задавленные жизненными  проблемами, глубоко страдающие от равнодушия и непонимания окружающих. А. П. Чехов стремится показывать  человека  таким,   каков он  есть,  не  приукрашивая,  не прибегая к попыткам разжалобить и растрогать читателя:  «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему,  каков он есть». Русская  литература второй  половины  XIX  в.   пыталась дать обобщенный портрет героя  своего времени, человека действия, не желающего мириться с существующей  действительностью.  В литературе появились новые герои — интеллигенты, нигилисты, про­ фессиональные революционеры.  Одним из первых свое видение такого героя  предложил Иван Сергеевич Тургенев. В 1860 г. вышел в свет его роман  «Накануне». В нем писатель в образе разночинца болгарина Инсарова вывел  человека с цельным характером, все силы которого сосредоточены на стремлении  освободить свою родину. Художественное исследование «нового человека» И. С.  Тургенев продолжил в книге «Отцы и дети» (1862 г.). В романе показан жестокий  и сложный процесс ломки прежних устоев жизни общества, противоречия и  столкновения интересов во всех сферах жизни — между помещиками и  крестьянами, между дворянами и разночинцами, внутри дворянского сословия.  Все это предстает в романе как разрушительная стихия, взрывающая сословные  перегородки, меняющая   привычное   течение   жизни.   Олицетворением   этой    стихии является главный герой — нигилист Базаров. Несмотря на двойственное  отношение Тургенева к своему герою, он представляет его как мужественного,    последовательного   в   своих  убеждениях   человека. Вместе с тем писатель с  тревогой наблюдает за тем, как разрушение старого общества становится для  подобных людей самоцелью. Наиболее тревожно эта тема прозвучала со страниц  романа Ф. М. Достоевского «Бесы», написанного по следам нечаевского дела.  Достоевский разглядел в «нечаевщине» признаки опаснейшей общественной  болезни. Преклонение образованной части общества перед революционным  романтизмом приводит к появлению людей, для которых главным лозунгом  становится утверждение о том, что «цель оправдывает средства». В их сознании  происходит размывание нравственных понятий. Ради достижения своей цели они  идут на самые страшные преступления. Ставят себя, как считает Достоевский,  выше Бога, присвоив себе право распоряжаться жизнью и смертью человека.  Такие люди никогда не смогут построить на земле справедливое общество. Ибо  политика вне морали несет лишь разрушение. Одним из последовательных сторонников критического реализма, которого  разночинная молодежь считала своим идейным вождем, был поэт Николай  Алексеевич Некрасов. Ведущее место в его творчестве занимала тема народной  жизни, ее беспросветность и горесть. В то же время его произведения (поэма  «Кому на Руси жить хорошо» и др.) проникнуты верой в силы народа, способного  изменить жизнь к лучшему. Живопись. Русская живопись второй половины XIX в. решала те же общественные  вопросы, что и литература. В ней ведущим стало направление критического  реализма. (Главное направление – реализм и критический реализм. В 70х гг. 19  в. Появляется новое, не зависящее от Академии художеств объединение –  Товарищество  передвижных художественных выставок. Эта организация устраивала ежегодные выставки, показывала их в разных  городах России и  распределяла деньги между членами товарищества ) Затем  характеристика  живописцев Одним из крупнейших художников этого направления является Василий  Григорьевич Перов. Он сумел с обличительным пафосом показать многие  неприглядные стороны современной ему жизни. В 1861 г. Перов пишет картину  «Сельский крестный ход на Пасхе». Успех картины перерос в общественный  скандал. На ней изображен пьяный поп с помутившимся взглядом, рухнувший на  крыльцо в смертельном опьянении дьячок с кадилом в руках, старичок, несущий  перевернутую вниз головой икону, хозяйка избы, отливающая мертвецки пьяного,  и т. д. Картина воспринималась как обличение духовенства и невежества темного,  забитого нуждой народа. Картины В. Г. Перова — это развернутый рассказ о  положении российских сословий («Чаепитие в Мытищах», «Приезд гувернантки в  купеческий дом», «Последний кабак у заставы»). Особое впечатление производят  полотна, изображающие нелегкую жизнь детей  («Тройка»). «ТРОЙКА. Ученики мастеровые везут воду» ­ изображает детей,  впряженных в сани с огромной обледенелой бочкой воды, дети вызывают  сострадание у зрителя. Мальчик, позировавший для центральной фигуры через  три года умер. Мать попросила художника показать ей картину. Придя в  Третьяковскую галерею женщина воскликнула: «Вот он – как живой!. Вот и  зубик его сломанный!». После этого женщина молилась у картины, как  у  иконы. Перов сделал для матери рисованный портрет мальчика Васи  «Приезд гувернантки в купеческий дом» ­ отклик на «Сватовство  майора» Федотова. Вдвижении рук гувернантки, доставшей  рекомендательное письмо сквозит неуверенность и страшная чужеродность  купеческому миру. На стене – портрет старомодного «купчины» ­ основателя  этого темного царства. Персонаж молодого купчика – отвратителен. Его  лицо выражает «бессовестное любопытство» (Перов). Единственное светлое  пятно на картине – девочка в розовом, к которой приглашена гувернантка.  Розовый цвет у Перова как правило указывает на душевную чистоту «Охотники на привале» ­ У Перова есть целая серия картин охотничьего цикла. Эта картина стала своеобразной иконой  охотничьего цикла. Пожилой  охотник рассказывает собеседникам  «ужасную историю», об этом говорит  выражение его лица, положение рук, один из людей  (простолюдин) иронически улыбается и почесывает  голову (ясно, что этот человек прошел огонь и воду,  он не верит в страшилку), рука молодого слушателя напряженно сжата.   Молодой человек увлеченно внимает «страшному рассказу». Охотники так  увлечены, что даже не замечают пролетающих над головой уток. В 1863 г. в художественной жизни России произошло из ряда вон выходящее событие. 14 выпускников Академии художеств отказались писать обязательные  для получения дипломов картины на сюжет скандинавской мифологии. Они  обосновывали это тем, что в современной российской жизни есть более достойные для кисти темы. Не получив разрешение на свободный выбор, бунтари покинули  Академию и основали Петербургскую артель художников, которая в 1870 г. была  преобразована в Товарищество передвижных художественных выставок.  Передвижными эти выставки назывались потому, что их устраивали не только в Петербурге и Москве, но и по всей России. Это было своеобразное «хождение в  народ» русских художников. Основным критерием для отбора картин на  выставки, ставшие выдающимися событиями в жизни российской провинции,  явилось требование отражать жизнь со всеми ее острыми проблемами, во всей  злободневности. Руководителем и теоретиком передвижников был Иван Нико  лаевич  Крамской. Крамской вошел в историю русской живописи прежде всего как  выдающийся портретист. Он создал целую серию образов крупнейших деятелей  русской культуры — портреты М. Е. Салтыкова­Щедрина, Н. А. Некрасова, Л. Н.  Толстого. Многие произведения Крамского стоят на грани портрета и тематиче­ ской картины  («Неизвестная», «Неутешное горе»).   «Неизвестная» ­ Молодую женщину в мехах и бархате, с высокомерным  выражением лица, которая едет по Невскому проспекту, критики называли  «Исчадием больших городов». В картине усматривается обличительный  смысл. Однако в лице героини можно увидеть не только надменность, но и  грусть, затаенную драму «Христос в пустыне» ­ в центре безграничной пустыни сидит Иисус  Христос, пребывающий в напряденном, скорбном раздумье. Крамской  изобразил героя картины, совершающего нелегкий выбор и предчувствующего  трагическую развязку – жертву во имя людей. Среди художников, подписавших первый устав Товарищества  передвижников, были также Н. Н. Ге, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, братья К. Е.  и В. Е. Маковские, В. Г. Перов. Несколько позднее к ним присоединились И. Е.  Репин,  В.  А. Суриков, Н. А Ярошенко, К. А. Савицкий и др. С середины 80­х гг  участие в выставках принимают В. А. Серов, И. И. Левитан, В. Д. Поленов. Вершиной реализма русской живописи второй половины XIX в. справедливо считается творчество Ильи Ефимовича Репина и Василия Ивановича Сурикова,  полотна которых создали собирательный образ русского народа. Наиболее  громкое общественное звучание имели работы Репина «Бурлаки на Волге», «Не  ждали», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста». В 70—80­х гг. художник  увлекся историческими темами — «Царевна Софья», «Иван Грозный и сего Иван  16 ноября 1581 года», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». И. Е.  Репин обладал и несомненным даром портретиста. Он также оставил нам образы  писателей,  композиторов, актеров. Полотна Василий Ивановича Сурикова — это художественно воссозданная  история главным героем которой является русский народ. «Утро стрелой казни»,  «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Поение Сибири Ермаком» — эти картины вошли в золотой фонд русской художественной культуры. «Меншиков в Березове» ­ одна из картин исторического блока Сурикова  рассказывает о падение последнего яркого представителя эпохи Петра «Боярыня Морозова» ­ самая знаменитая картина.  Феодосия в  заточении. Бледное лицо Морозовой со впалыми  щеками и фанатичным  блеском глаз прекрасно и страшно одновременно Морозова  бала защитницей  старообрядчества. В 1671 г. Ее арестовали, лишили состояния, пытали, но  она отказалась изменить своей вере и умерла. ВО всем облике  боярыни.  Которая левой рукой вцепилась в сани и высоко подняла правую со сложенным двоеперстием – и огромная внутренняя сила и неимоверное нервное  напряжение. В толпе есть те, кто откровенно смеются, злорадствуют (поп,  купец), однако больше в толпе тех, кто сочувствует героине, поднимает 2  перста юродивый, кланяется Морозовой  барышня в желтом платке,  молодая монахиня выглядывает из­за ее спины.  Сестра боярыни идет  рядом  с санями, а слева за ними бежит мальчишка.  РЕПИН «Бурлаки на Волге» ­ эта картина воплощает поиски передвижников.  Бытовой жанр, тяжелая жизнь простого народа. 11 бурлаков – это 11  разных  характеров, жизненных историй. Но в картине есть не только  бытовой жанр, здесь еще и бескрайние пространства – высокое небо, огромная река. «Не ждали» ­ Лицо вернувшегося из ссылки  полно муки и тревоги  человека, вернувшегося домой и не уверенного, прав ли он, поймут ли его,  примут ли обратно. Лица детей тоже выражают эмоции – девочка не  помнит отца, она испугана, напряжена, а мальчик, поняв кто пришел в дом,  открыл от волнения рот и светится радостью. Жена народника изо всех сил  сжимает подлокотник кресла, вся устремлена к мужу «Запоржцы пишут письмо турецкому султану»  ­ картина о  политических  событиях на Украине 17 в., однако для художника главное было показать смех (письмо султану было предельно оскорбительным и  непристойным). Кажется здесь изображен все разновидности смеха: от  громогласного хохота до сдержанного хихиканья – вся мимика и позы  смеющихся людей. К жанру русских народных сказаний обратился Виктор Михай  лович  Васнецов («Аленушка», «Витязь на распутье», «Богатыри», «После побоища  Игоря Святославовича с половцами»). Его картины проникнуты духом народных  сказок, религиозными исканиями и размышлениями судьбе народа­богатыря.   «Богатыри» ­ самое знаменитое произведение Васнецова. У Ильи  Муромца с руки свисает палица, Добрыня Никитич держится за меч. Палица  у древних воинов предназначалась только для смертельной схватки, меч же не просто оружие, а древний символ доблести и чести. Силы у Добрыни наверное  меньше, чем у Ильи, однако в нем видна душевная ясность, благородство. У  Алеши Поповича в руках лук – не богатырское оружие: из него убивают не в  рукопашном бою, а на расстоянии. И смотрит он искоса: такой хитростью не  побрезгует и добычу не упустит. Васнецов настолько глубоко проник в дух  русских богатырей, что их трудно представить себе как­то иначе. «Витязь на распутье» ­ На камне написано известное выражение  из  сказки. Устало опущенное копье рыцаря подчеркивает глубину раздумий  рыцаря. Череп и кости добавляют напряженности «Аленушка» ­ это была одна из первых русских картин, где переживания  человека переданы через состояние природы. Темная вода как будто  притягивает  отчаявшуюся Аленушку. ЕЕ лицо скорбно, пальцы напряженно  сцеплены, все говорит о глубокой грусти. Загрубевшие ноги Аленушки  недвусмысленно указывают на «крестьянский» прототип, с которого Васнецов писал свою героиню Главным объектом внимания у многих художников стал среднерусский  пейзаж, природа русского севера. Картины Ивана Ивановича Шишкина создают впечатление могущества, силы, величия русской природы, которая и должна быть  присуща богатырскому народу  «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща» ­ впервые в русском  искусстве художник показал не опушку леса и не вид на лесные дали, а  величавую чащу с громадными стволами деревьев. Трещины коры, травинки,  камни – все тщательно прописано. Внимание привлекают и унылые пни по  сторонам  ручья и наклонившаяся сосна  и забавная жадность двух медведей,  заглядевшихся на высоко висящий улей. Изумительные по красоте русские пейзажи изображены на картинах И.И.  Левитана.  Василий Поленов  «Заросший пруд» ­ эту картину называют «балладой о времени». Представлен образ быстротечности времени. Старые мостки с  вытоптанной почти до белизны тропинкой придают образу пруда  ностальгическое звучание. Вдали на скамейке едва видна фигура женщины. В  основе картины – виртуозно обыгранные художником градации одного и того  же зеленого цвета. Поленов – непревзойденный мастер – колорист. Детально  прописаны кувшинки и детали берега. Большой популярностью пользовались полотна Ивана Константиновича  Айвазовского, который больше го любил изображать море. «Девятый вал» ­ Громадная волна бушующего моря готова обрушится  на обломки корабля с горсткой людей. Это зрелище одновременно страшно и  прекрасно: грозная стихия воды  с удивительным искусством передана  тончайшими оттенками цвета. «Черное море» ­ Одну половину картины занимает море, другую – небо.  Здесь показаны не только форма и цвет волн, но и бег облаков, поэтическая  тоска одиночества, усиленная крошечным парусом исчезающим на горизонте Скульптура. Наиболеее известным скульптором второй половины XIX в. был М.   Антольский. По своим воззрениям он примыкал к передвижникам. М. М.  Антокольский создал серию исторических   портов:   «Иван   Грозный»,   «Петр    I»,   «Ярослав Мудрый», «Ермак Выдающимся событием в культурной жизни страны стало открытие в  Москве июне 1380 г. памятника А. С. Пушкину, который был создан народные  пожертвования. Автором памятника был известный скульптор Александр  Михайлович Опекушин. Михаил Осипович Микешин в своем памятнике «Тысячелетие России» в  Новгороде (1862 г.) изобразил 129 скульптурных фигур. Подобными приемами он  пользовался и при создании памятника Екатерине II в Петербурге (1873 г.). 98

Урок 8 класс по теме: "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме:  "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме: "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме:  "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме: "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме:  "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме: "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме:  "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме: "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме:  "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме: "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме:  "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме: "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме:  "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме: "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме:  "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме: "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме:  "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме: "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме:  "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме: "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме:  "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме: "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме:  "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме: "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме:  "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме: "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме:  "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме: "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме:  "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме: "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме:  "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме: "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме:  "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме: "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме:  "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме: "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме:  "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме: "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме:  "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме: "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме:  "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме: "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме:  "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме: "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме:  "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме: "Внутренняя политика Александра 3"

Урок 8 класс по теме:  "Внутренняя политика Александра 3"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2017