Урок 98 Подготовка к сочинению `Памятная прогулка`(рыбалка,поездка) в жанре заметки

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познакомить учащихся с особенностями заметки как жанра публицистики; подготовить к самостоятельной работе над заметкой; развивать творческие способности учащихся; показать значение умений собирать материал к сочинению, а также наблюдать и записывать свои наблюдения, формировать коммуникативные навыки Урок развития речи Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать стили сочинения, понятия «начало и конец рассказа» как элементы композиции; уметь составлять собственный текст-описание по личным впечатлениям. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованиюТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Иконка файла материала Урок 98 Подготовка к сочинению `Памятная прогулка`(рыбалка,поездка) в жанре заметки.doc
Урок  98. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ «ПАМЯТНАЯ ПРОГУЛКА» (РЫБАЛКА, ПОЕЗДКА) В ЖАНРЕ ЗАМЕТКИ Цель  деятельности  учителя Тип урока Планируемые образовательн ые  результаты Методы и  формы  обучения Образователь ные  ресурсы Познакомить учащихся с особенностями заметки как жанра публицистики;  подготовить к самостоятельной работе над заметкой; развивать творческие  способности учащихся; показать значение умений собирать материал к  сочинению, а также наблюдать и записывать свои наблюдения, формировать  коммуникативные навыки Урок развития речи Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать  стили сочинения, понятия «начало  и конец рассказа» как элементы композиции; уметь составлять собственный  текст­описание по личным впечатлениям. Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного  опыта/приобретенная компетентность): способность осознавать цели учебной  деятельности и пояснять их; умение ориентироваться в целях, задачах,  средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для  успешного решения коммуникативных задач.  Личностные: осознание эстетической ценности русского языка;  уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность  сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;  стремление к речевому самосовершенствованию Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая,  фронтальная http://www.uroki.net  http://akademius.narod.ru/vibor­rus.html http://www.zavuch.info http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 http://www.intergu.ru                                         http://festival.1september.ru/subjects                Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор Наглядно­ М у л ь т и м е д и й н ы й   р я д : презентация по теме урока, выполненная  учителем или группой подготовленных обучающихся демонстрацио нный  материал Основные  понятия  ЗаметкаОрганизационная  структура  (сценарий) урока Этапы  урока 1.  Мотив ация  (самоо предел ение)  к  учебно й  деятел ь­ ности Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Эмоцион альная,  психолог ическая  и  мотивац ионная  подготов ка  учащихс я  к  усвоени ю  изучаемо го  материал а Деятельность учителя В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о . – Существует такое мнение:  «Окно в мир можно закрыть  газетой». Можно по­разному  воспринимать это высказывание:  зачем закрывать всего лишь  газетой прекрасный мир? Или:  как здорово, что такой  многообразный мир может  отразиться, уместиться на  страницах газеты! Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Фрон тальн ая Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Слушают  учителя,  участвуют в диалоге  с  учителем.  Размещаю т учебные  материал ы на  рабочем  месте,  демонстр ируют  готовност ь к уроку 2.  Актуа лизаци я и  пробно е  Воспроиз ведение  ранее  изученно го,  установл Предлагает для анализа  статьи и заметки, вырезанные  из газет и журналов, и  предлагает разложить их на  две группы, выявив общие  признаки. Создает проблемную  Отвечают  на  вопросы.  Строят  понятные  для  Групп овая Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль Листы обратн ой  связи Устны е  ответы Познаватель ные: осознают  учебно­ познавательну ю задачу.  Регулятивны е: планируют  необходимые  действия,  операции.  Коммуника тивные:  работают в  парах  (обмениваются мнениями,  учатся  понимать  позицию  партнера, в  том числе и  отличную от  своей) Личностные: имеют  мотивацию к  учебной  деятельности.  ПознавательЭтапы  урока учебно е  действ ие Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия ение  преемств енных  связей  прежних  и новых  знаний и  примене ние их в новых  ситуация х.  Эвристи ческая  беседа Деятельность учителя ситуацию, в которой учащиеся  обнаруживают недостаток  своих знаний и желание  активно преодолевать  возникающие противоречия в  процессе учебной деятельности  (самостоятельно или при  незначительной помощи  учителя). – Заметка – это один из видов  сочинений газетных жанров. Что  вы знаете о заметке? (Заметка –  это самый малый газетный  жанр. В основе ее лежит  обычно один факт. Ее размер  колеблется от десятка до  сотни строк. Это один из  популярных газетных жанров.  В самом названии заключена ее  суть: заметить – значит  выделить что­то из  окружающей жизни.) – Какие особенности заметки вы  можете отметить? (1. Заметка  подает читателю факт,  ограничиваясь самым  необходимым, отвечая на  вопросы: что, где, когда  произошло. 2. Заметки не  эмоциональны. 3. Об авторе  заметки мы узнаем лишь по  данным в конце материала.) Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся партнера  высказыва ния Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль ные:  выполняют  учебно­ познавательны е действия в  материализова нной и  умственной  форме;  осуществляют  для решения  учебных задач  операции анал иза, синтеза,  сравнения,  классификаци и,  устанавливают причинно­ следственные  связи.  Регулятивны е: принимают  и сохраняют  учебную  задачу.  Коммуника тивные:  задают  вопросы,  отвечают наЭтапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия 3.  Выявл ение  места  и  причин ы  затруд нения Словесн о­ иллюстр ативный  рассказ с элемента ми  беседы  по теме Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль Деятельность учителя – Да, верно. Все, что вы  перечислили, свойственно  заметке. Но все же есть  важнейшее требование к заметке. Какое? Вопро сы для уточ­ нения  инфор мации вопросы  других,  формулируют  собственные  мысли,  высказывают и обосновывают  свою точку  зрения Личностные: осознают свои  трудности и  стремятся к их преодолению;  проявляют  способность к  само­оценке  своих  действий,  поступков.  Познаватель ные:  устанавливают причинно­ следствен­ные  связи, делают выводы.  Регулятивны е: осознают  недостаточнос ть своих  Групп овая,  индив идуал ьная – Назначение заметки – сообщать общественно значимые факты.  Она агитирует фактами. Заметка  не является простой  регистрацией события или  явления. Тематика заметок  беспредельна. Но автор должен  уметь замечать среди обилия  жизненных фактов самые  волнующие, самые злободневные  и в то же время еще никем не  примеченные*. Жанр заметки  имеет несколько разновидностей, которые отличаются друг от  друга по своему назначению,  композиции, языку или, как  говорят журналисты, способу  обработки. Какие разновидности  заметок вы знаете? (Ответ на слайде: «Короткая  заметка без заголовка, или  хроникальная; короткая  Формулир уют  собственн ые мысли, высказыва ют и  обосновы вают свою точку  зрения.  В  сотруднич естве с  учителем  и  однокласс никами  делают  выводыЭтапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия 4.  Целеп олаган ие и  постро ­ение  про­ екта  выхода из  затруд нения Раскрыт ие  сущност и новых  понятий,  усвоение новых  способов учебной  и  умственн ой  деятельн ости  учащихс я. Беседа по  вопросам . Анализ  текста,  Деятельность учителя заметка с заголовком о  положительном, поучительном факте; короткая заметка с  заголовком о недостатках, или  критическая; полемическая  заметка; заметка­отклик;  расширенная заметка».) Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность  обучающихся Формулирует цель учебной  деятельности вместе с  учащимися, принимающими ее  на себя.  – Сейчас вашему вниманию будет представлен текст. Ваша задача – доказать, что это заметка. (Текст на слайде.) «В воскресенье в городском  парке культуры и отдыха  состоялась выставка  служебного собаководства.  Зрители увидели около 50 собак разных пород. Ученик нашего  класса Согорин Евгений  представил на выставку своего  любимца – пятнистого дога  Рекса». Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность  обучающихся. В о з м о ж н ы е   в а р и а н т ы   Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль знаний. Коммуника тивные:  задают  вопросы с  целью  получения  необходимой  информации Личностные: осознают свои  возможности в учении;  способны  адекватно  рассуждать о  причинах  своего успеха  или неуспеха в учении,  связывая  успехи с  усилиями,  трудолюбием.  Познаватель ные:  извлекают  необходимую  информацию  из  Устны е  ответы .  Вопро сы для уточ­ нения  инфор мации Фрон тальн ая,  индив идуал ьная Формулир уют цель  учебной  деятельно сти в  диалоге с  учителем; высказыва ют  собственн ые мысли; обосновы вают свою точку  зрения.  В  сотруднич естве с  учителем  и  одноклассЭтапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия предлож енного  учителем Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся никами  делают  выводы,  восприни мают  информац ию на  слух Деятельность учителя о т в е т о в : Данный текст – это заметка, так  как этот текст очень лаконичен,  предельно сжато сообщает о  выставке. Подает читателю факт, ограничиваясь самыми  необходимыми сведениями.  Написано сухим, протокольным  языком. Действительно, эту работу  можно назвать заметкой, так как  очень слабо выражено авторское  «я», точно выражена суть  информации. – Умение собирать материал не  приходит сразу, нужно постоянно развивать в себе это умение:  кропотливо, по крупице собирать факты во время наблюдений за  окружающими явлениями,  событиями, людьми. Так  поступают журналисты и  писатели.  «У меня, – писал А. С.  Макаренко, – собралось около  четырех тысяч заметок. Что я  записываю? Чей­нибудь рассказ,  детали портрета,  характеристики, маленькие  смешные мысли, обстановку  жилища. То, что способно  удержаться в памяти очень  Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль прослушанног о объяснения  учителя,  высказываний  одно­ классников,  систематизиру ют  собственные  знания.  Регулятивны е: планируют  (в  сотрудничеств е с учителем и  одноклассника ми или  самостоятельн о)  необходимые  действия,  операции,  работают по  плану. Коммуника тивные:  строят  небольшие  монологически е  высказывания,Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия 5.  Твор­ ческая  практи ческая  деятел ьность  по  реализ ации  постро Раскрыт ие  сущност и новых  понятий,  усвоение новых  способов учебной  и  умственн Деятельность учителя короткий миг, а потом  исчезнуть». С умением собирать  материал тесно связано умение  наблюдать. Как вы думаете,  ребята, что значит уметь  наблюдать? (Наблюдать –  значит ко всему  присматриваться,  прислушиваться. Когда что­ нибудь наблюдаешь, то  замечаешь много интересного.   Наблюдаешь за каким­нибудь  предметом, и тогда обращаешь внимание на все его  особенности.) – Правильно. Наблюдать – значит уметь замечать самое  характерное, важное,  существенное в любом предмете,  явлении, событии – Составьте план  работы над  заметкой о каком­либо событии,  которое вы считаете интересным  и значительным: прогулке,  поездке, путешествии... Организует и сопровождает  деятельность детей. Создает  условия для устранения  перегрузки учащихся и  овладения новым  учебным   материалом непосредственно  Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль осуществляют  совместную  деятельность в парах и  рабочих  группах  с учетом  конкретных  учебно­ познавательны х задач Составля ют план  работы  над  сочинение м в жанре  заметки Фрон тальн ая,  индив идуал ьная Вопро сы для уточне ния  инфор мации Познаватель ные:  читают и  слушают,  извлекая  нужную  информацию, а также  самостоятельн о находят ее в  материалахДеятельность учителя на уроке Этапы  урока ен­ ного  проект а Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия ой  деятельн ости  учащихс я.  Составле ние  плана  сочинени я­ описания события  в жанре  заметки Инди видуа льная 6.  Перви чное  закреп ление  с  комме нтиров а­ нием Обобщен ие  и  системат изация  знаний и  формиро вание  рационал ьных  способов Примерный план работы над  заметкой на слайде: 1. Назовите событие, о котором  идет речь, дату и место  проведения.  2. Расскажите об участниках  события.  3. Назовите, в какой форме  проходило событие (поход, поездка, путешествие по  реке и т. п.).  Формулир уют  собственн ые мысли, высказыва ют и  обосновы вают свою точку  зрения Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль учебников,  рабочих  тетрадей.  Регулятивны е:  контролируют  учебные  действия,  замечают  допущенные  ошибки;  осознают  правило  контроля и  успешно  используют  его  в решении  учебной  задачи Познаватель ные: осуществляют  для решения  учебных задач  операции  анализа,  синтеза,  сравнения,  классификаци и,  Устны е  ответы .  Письм енные  работ ыЭтапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия примене ния их  на  практике .  Составле ние  связных  сообщен ий­ описаний .  Письмен ная  работа 7.  Включ ение в  систем у  знаний  и  повтор ение Обобщен ие  полученн ых  на уроке  сведений ,  оцениван ие Деятельность учителя 4. Опишите места, которые вы  посетили.  5. Найдите цель проведения  прогулки.  6. Расскажите о реакции  участников на происходящее.  7. Побеседуйте с участниками  события, запишите 2–3 отзыва о  нем, включите их в заметку.  8. Сделайте вывод.  9. Напишите заметку, проверьте  орфографию и пунктуацию. Контролирует правильность  выполнения задания.  Организует и сопровождает  деятельность детей,  контролирует правильность  выполнения заданий – Молодцы, вы сегодня хорошо  поработали. Прочитайте одну  работу и ответьте, соответствует  ли она заметке. Проанализируйте  работу с точки зрения жанровых  особенностей. Заслушиваются ответы  учащихся Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль устанавливают причинно­ следственные  связи, делают  обобщения,  выводы.  Коммуника тивные:  формулируют  собственные  мысли,  высказывают и обосновывают  свою точку  зрения Познаватель ные:  приобретают  умения  использовать  полученные  знания и  умения в  практической  деятельности и повседневной  жизни.  Регулятивны Оцени вание  работ ы  учащи хся на  уроке Инди видуа льная ,  групп овая Отвечают  на  вопросы.  Определя ют  уровень  приобрете нных  знанийЭтапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Деятельность учителя Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль е: оценивают  свою работу;  исправляют и  объясняют  ошибки